Ежегодно восьмого сентября весь мир отмечает Международный день грамотности. Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до 4 миллиардов. Однако грамотность для всех - детей, молодежи и взрослых - еще не до конца достигнутая цель. И если говорить о грамотности не как умении читать и писать, то можно сказать, что даже люди, владеющие этими навыками, допускают ошибки в разных речевых ситуациях: устной и письменной речи.
Исходя из этого мы поставили перед собой цель:
Выявление и анализ ошибок в письменной речи в разных источниках информации.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1. Изучить проблему грамотности в настоящее время;
2. Классифицировать найденные ошибки в письменной речи;
3. Выявить причины возникновения ошибок на письме;
4. Провести социологический опрос среди школьников и учителей на предмет выявления их отношения к ошибкам в различных источниках;
5.Принять участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня грамотности и самостоятельно разработать, и провести ряд мероприятий, направленных на достижение этой же цели.
В ходе работы использовались методы: эмпирический и теоретический.
Объект исследования: ошибки, допущенные в разных письменных источниках;
Предмет исследования: баннеры, документы, объявления и.т.д.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что культура письменной речи снижается.
Актуальность темы заключается в том, что отсутствие навыков грамотного письма показывает уровень интеллекта человека, а овладение этими навыками являются составной частью культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы:
Работа может быть использована на уроках русского языка, занятиях по культуре речи, на классных часах, элективных курсах по улучшению грамотного письма, на родительских собраниях.
ПРОБЛЕМА ГРАМОТНОСТИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В наше время, общение, как устное, так и письменное, является одним из факторов взаимопонимания между людьми, поэтому грамотность при выражении своих мыслей важна всем людям. По тому, как человек говорит, или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуре.
Грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.
«Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» - это одно из высказываний советского и российского филолога, искусствоведа, сценариста, академика РАН - Д. С. Лихачева.1 Дмитрий Сергеевич внес значительный вклад в изучении древнерусской литературы. Его речь считается эталоном русского языка.
Также Д. С. Лихачев говорит о чистоте нашего разговорного языка:
«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».2
Ведь чтобы твоя речь была красива и грамотна нужно избегать косноязычных фраз, сленговых выражений, жаргонизмов и ненормативной лексики.
Сегодня в обществе чувствуется явное пренебрежение к русскому языку и литературе. А ведь язык является выражением личности, сохраняет ее саму и ее связи с миром, помогает восприятию мира во всей его полноте.
Наш язык – культурное достояние нации, это колоссальный труд всех поколений, живших до нас, это культура великого народа, поэтому изучение, бережное отношение к нему является главным в воспитании гражданина России.
В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: в чем же причина снижения уровня грамотности у населения нашей страны. А признак понижения налицо. Ошибки можно найти везде: на рекламных щитах, объявлениях, в документах, на ценниках в магазинах и так далее. Одним из факторов, способствующих понижению грамотности, по мнению заслуженного учителя РФ Ларисы Крившенко, является то, что «грамотность напрямую зависит от того, какую литературу читают. При регулярном чтении нового произведения срабатывает фактор визуальной памяти, тем самым даже сложные для написания слова рука напишет автоматически. А сейчас школьники большую часть времени проводят не за книгой, а за компьютером.»3. Действительно, сегодня 40% россиян не читают книг и почти 80% — не читают газет и журналов. Состоявшийся летом 2006 г. В Москве V съезд Российского книжного союза констатировал, что доля читающего населения России в возрасте до 30 лет за последние годы снизилась вполовину. Серьёзным поводом к размышлениям и действиям служат следующие показатели: если в развитых странах доля читающих составляет 52-56%, то в России — всего 23%. Конечно, это не единственная причина происходящему. Более половины россиян сегодня не покупают книг. Это подтверждают данные исследований о приобретении книг населением в личное пользование. Сегодня в России почти половина изданий имеет тираж 500 экземпляров. И это – для нашего огромного государства!4 Конечно, это не единственная причина, приводящая к безграмотности населения, но одна из главных.
В связи с вышесказанным нужно понимать, что, пользуясь богатством русского языка, мы выбираем точные и нужные слова для передачи своих мыслей, чувств, самых тонких, страстных и глубоких. Обладая таким богатством, мы должны трепетно относиться к такому сокровищу, как язык: должны вырабатывать в себе культуру устной и письменной речи. Не зря гласит русская пословица: «Умные речи и слушать приятно».
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Классификация ошибок
В основу работы легли ошибки, допускаемые в письменной речи. Работа по анализу текстовой информации проводилась в течение 2013-2014 учебного года и дополнялась осенью 14 года. Объектами исследования стали тексты рекламных плакатов, баннеры, вывески, объявления, сайты в интернете, газеты. В результате исследования была обнаружена 31 ошибка. (Приложение 1). Особенно часто ошибки допускаются в рекламных плакатах и объявлениях. Среди ошибок в этих текстах статистически преобладающими оказываются пунктуационные и орфографические.
Пунктуационные. Всего было обнаружено 10 пунктуационных ошибок (32 %). Из них: баннер «С праздником Новокузнецк!» - отсутствует запятая при обращении; «Россия родина моя» - отсутствует тире между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи и др.
Орфографические. Обнаружено 10 ошибок (32 %). Например, в фотосалоне г. Мыски висит объявление «Полезные фото подарки» - «фотоподарки» следует писать слитно, в том же фотосалоне есть объявление «Дед Мороз и снегурочка на дом» - «Снегурочка» имя собственное, пишется с заглавной буквы и др.
Синтаксические. Всего 2 ошибки (6 %). Такие как: «Свадебные, Вечерние, Детские платья» - некорректно употреблена заглавная буква в словах «вечерние», «детские» и др.
Речевые. Обнаружено 4 ошибки (12 %). К примеру, в газете «Кузнецкий рабочий»: «Родился мальчик, но условия для младенца были далеки до идеальных, и вскоре он умирает» - в предложении не соблюдается согласование времен и др.
Лексические. Было найдено 1 ошибок (3 %). Например, газета «Сельские вести»: «Автомобиль удалось реанимировать» - глагол «реанимировать» употребляется только с одушевленными предметами и др.
Грамматические. Обнаружено 6 ошибок (18 %). К примеру, на сайте КРИПК и ПРО г. Кемерово неправильно употреблена форма слова «на данным семинар» в предложении «…зарегистрированные на данным семинар могут принять участие в других Авторских семинарах» и др.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) Наибольшее количество ошибок допущено по следующим разделам русского языка: орфографии и пунктуации;
2) Меньше всего лексических и синтаксических ошибок;
3) Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в письменной речи, позволяют сделать вывод о том, что допускавшие их плохо знают орфографические и пунктуационные нормы русского языка, что свидетельствует о низком уровне знаний по предмету. Результаты анализа ошибок в Приложении 4.
Кроме того, следует отметить, что ошибки присутствуют как в рекламных плакатах крупных предприятий и организаций, так и в частных объявлениях на дверях, витринах магазинов и офисов.
2.2. Причины возникновения ошибок
Классификация найденных ошибок в письменной речи, их количественный состав помогли нам сделать выводы о причинах возникновения ошибок. Нами были определены следующие факторы:
Безграмотность. У сотрудников нет хорошего образования, и зачастую по этой причине совершаются глупые ошибки, которые меняют смысл слов, а иногда и предложений.
Нерадивость. Отсутствие контроля за выполнением заказа.
Ложная экономия. Экономия денежных средств на рекламу (предпочтение не хорошо зарекомендовавшим себя фирмам, а тем, кому платить меньше).
Влияние неправильной разговорной речи и перенос ее на речь письменную. Если в речи встречаются нарушения норм литературного языка, то они потом легко переносятся на речь письменную. Эти нарушения касаются лексики, морфологии, синтаксиса. Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на оформление мыслей на письме.
Намеренное воздействие. Нередко встречаются ошибки, допущенные намеренно. Они служат для привлечения внимания покупателей: для выделения товара с помощью нелепых ошибок или чрезмерного преувеличения. Тогда «ошибка» превращается в специальный приём.
2.3. Результаты анкетирования
Нами было проведено анкетирование 30 человек, из них 15 взрослых (от 24 до 60 лет) и 15 школьников 10-го класса (от 15 до 17 лет). Всем респондентам была предложена анкета с целью выявления их отношения к ошибкам в публичной речи (в рекламных роликах, объявлениях, на рекламных баннерах и т.д.). (Приложение 2)
В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты: (Приложение 3)
Взрослые респонденты (учителя общеобразовательного учреждения) |
Учащиеся 10-го класса |
||||||||||
1. Замечаете ли Вы ошибки в рекламных роликах, объявлениях, на рекламных баннерах и т.п.? |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|||||||
14 (93,3%) |
1 (6,7%) |
14 (93,3%) |
1 (6,7%) |
||||||||
2. Какова Ваша реакция на подобные ошибки? |
Отношусь с безразличием |
Скорее безразлично |
Раздражает |
Другое |
Отношусь с безразличием |
Скорее безразлично |
Раздражает |
Другое |
|||
1 (6,7%) |
2 (13,3%) |
10 (66,7%) |
2 (13,3%) |
1 (6,7%) |
5 (33,3%) |
9 (60%) |
0 |
||||
3. Считаете ли Вы недопустимым ошибки в публичной речи? |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|||||||
14 (93,3%) |
1 (6,7%) |
12 (80%) |
3 (20%) |
||||||||
4. Допускаете ли Вы сами ошибки в частной переписке, личных записях и т. п.? |
Да |
Скорее да, чем нет |
Скорее нет, чем да |
Нет |
Да |
Скорее да, чем нет |
Скорее нет, чем да |
Нет |
|||
1 (6,7%) |
5 (33,3%) |
4 (26,7%) |
5 (33,3%) |
1 (6,7%) |
5 (33,3%) |
8 (53,3%) |
1 (6,7%) |
||||
5. Указываете ли Вы на допущенные ошибки своим собеседникам, друзьям, родственникам? |
Да |
Скорее да, чем нет |
Скорее нет, чем да |
Нет |
Да |
Скорее да, чем нет |
Скорее нет, чем да |
Нет |
|||
4 (26,7%) |
5 (33,3%) |
5 (33,3%) |
1 (6,7%) |
4 (26,7%) |
5 (33,3%) |
5 (33,3%) |
1 (6,7%) |
Приведенные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Большинство взрослых считают ошибки в публичной речи недопустимыми (93,3%), при этом большинство всех респондентов относятся к таким ошибкам с раздражением (63%).
Большинство опрошенных (и взрослых, и школьников) предпочитают указывать собеседникам на наличие в их речи ошибок (60%), хотя сами считают возможным допускать ошибки в частной переписке (62%).
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ
Русский язык считается одним из самых сложных школьных предметов. Грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека.
Существует множество способов, направленных на решение проблемы безграмотности. Одним из них является устойчивый интерес к изучению предмета. Способствовать привлечению внимания к изучению русского языка могут различные мероприятия. Сюда относятся:
Всероссийский филологический диктант ( акция «Страна грамотных людей»)
Всероссийский Тотальный диктант;
Областной проект «Чистое слово»;
Олимпиады по предмету.
Результаты участия отображены в Приложении 5.
В рамках учебного заведения для привлечения интереса к изучению предмета постоянно проводятся мероприятия для учащихся школы, организованные самими учениками, успешными в изучении русского языка, и педагогами школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая по проблеме грамотности письменной речи, мы достигли поставленной цели выявления и анализа ошибок в письменной речи в разных источниках информации.
Цель была нами достигнута в процессе решения поставленных задач.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
В настоящее время наблюдается тенденция снижения уровня грамотности, конкретно в анализируемой нами сфере, письменной речи;
В анализируемых текстах были обнаружены следующие ошибки: орфографические, пунктуационные, синтаксические, речевые, лексические и грамматические. Чаще всего допускаются ошибки в области орфографии и пунктуации, что свидетельствует о низком уровне письменной речи людей.
Нами было выявлено пять причин, из-за которых допускаются ошибки: безграмотность, нерадивость, ложная экономия, влияние неправильной разговорной речи и перенос ее на речь письменную, намеренное воздействие.
Проведенный социологический опрос показал, что большинство взрослых считают ошибки в публичной речи недопустимыми и часть из них относятся с раздражением к ошибкам. Большинство опрошенных (и взрослых, и школьников) предпочитают указывать собеседникам на наличие в их речи ошибок, хотя сами считают возможным допускать ошибки в частной переписке.
Повысить уровень грамотности способны мероприятия, направленные на углубленное изучение предмета: олимпиады и конкурсы.
Закончить работу хотелось бы словами Стаса Янковского: «Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю.»5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крившенко, Л. / Газета «Аргументы и факты».- от 17.11.2014.;
2. Лихачев,Д.С..О языке, устном и письменном, старом и новом / Новосибирский епархиальный вестник.- №2 (63) январь 2007 года ;
3. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Издательство: Издательский дом: Детская литература. - 1989. – 187с.;
4. http://old.svetgrad.ru/2007/07/chtenie.php;
5. http://filfucker.ru/ucheba/aforizmi-o-gramotnosti-i-o-tech-kto-ee-formiruet
№ |
Фотография ошибки |
Место |
Тип ошибки |
Объяснение |
1 |
г. Новокузнецк, ул. Сеченова |
Пунктуационная |
Подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи (существительное), значит, после слова «Россия» нужно поставить тире. |
|
2 |
г. Новокузнецк, ул. Бардина |
Речевая, пунктуационная |
1.В предложении нарушено лексическое сочетание. 2. Предложение бессоюзное, нужно поставить тире после «Деньги надо» |
|
3 |
г. Новокузнецк, ул. Сеченова |
Синтаксическая |
Некорректно употреблена заглавная буква в словах «вечерние», «детские». |
|
4 |
Сайт Rutorg (под словом «БУКЕТ») |
Грамматическая |
Ошибочное образование формы краткого причастия. Правильно писать «убеждена»¸ так как в кратких причастиях всегда пишется одна буква н; |
|
5 |
г. Кемерово, сайт КРИПК и ПРО |
Грамматическая |
Неправильно употреблена форма слова: на данным семинар |
|
6 |
г. Мыски, фотосалон |
Орфографическая |
«Снегурочка» – имя собственное, поэтому оно пишется с заглавной буквы. |
|
7 |
Газета «Сельские вести» |
Лексическая |
Автомобиль удалось реанимировать, слово реанимировать употребляется с одушевленными лицами |
|
8 |
Газета «Сельские вести» |
Речевая |
Тавтология слова «пожар» (3 абзац). |
|
9 |
с. Безруково Новокузнецкого района, объявление ДК |
Пунктуационная |
Пропущена запятая при обращении |
|
10 |
г. Новокузнецк, Международная конференция, проходившая в КузГПА |
Пунктуационная |
На третьей строке не нужна запятая перед союзом И, так как он соединяет однородные сказуемые «формировать» и «готовить» |
|
11 |
с. Безруково Новокузнецкого района, объявление ДК |
Пунктуационная |
Пропущена запятая при причастном обороте. |
|
12 |
с. Безруково Новокузнецкого района, объявление ДК |
Пунктуационная |
Пропущена запятая при причастном обороте. |
|
13 |
газета «Кузнецкий рабочий» |
Речевая |
В подчеркнутом предложении не соблюдается употребление времени, нельзя сочетать прошедшее и настоящее время. |
|
14 |
Сайт КемГУ, центр Довузовской подготовки, г. Кемерово |
Грамматическая |
В предложении «положение о проведении Вузовской олимпиаде..» неверно употреблен падеж |
|
15 |
г. Кемерово, сайт Губернаторского многопрофильного лицея |
Пунктуационная |
Пропущена запятая при причастном обороте: «Детство опаленное войной» |
|
16 |
Пакет семян |
Орфографическая |
-равн- – -ровн- – в словах со значением 'равный, наравне, одинаковый' пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением 'прямой, гладкий, ровный' пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, выровненная площадка, подровнять челку. |
|
17 |
г. Новокузнецк, земельный отдел |
Грамматическая |
В предложении «…. Согласно тарифам, утвержденных», нужно «утвержденным». Употреблен не тот падеж причастия, согласованного со словом «тарифам» |
|
18 |
Новокузнецкий район, Управление образования |
Орфографическая |
Слово «юного» - словарное, пишется с одной н. |
|
19 |
г. Новокузнецк, магазин семян |
Речевая |
Употребление слова в несвойственном ему значении. Слово «садисты» некорректно в данном контексте, нужно употребить слово «садоводы». |
|
20 |
г. Кемерово, отделение связи |
Орфографическая, пунктуационная |
1.В слове «Извинения» пишется в корне И. проверочное слов «вина». 2. после слова «посетители» нужно поставить запятую, так как это обращение |
|
21 |
г. Новокузнецк |
Орфографическая |
При написании количественного целого числительного в родительном падеже цифрой используется дефис указательная буква на разряд и падеж числительного, то есть правильно было написать «3-х» |
|
22 |
г. Новокузнецк |
Синтаксическая |
Некорректно употреблена заглавная буква в слове «переехал» |
|
23 |
г. Мыски, фотосалон |
Орфографическая |
Слово «Фотоподарки» нужно писать слитно, так ка это слово образовано сложением основ |
|
24 |
г. Новокузнецк |
Пунктуационная |
Пропущена запятая при обращениик Новокузнецку |
|
25 |
г. Новокузнецк, управление молодежной политики |
Грамматическая, орфографическая |
1.Неправильное склонение действительного причастия в прошедшем времени в именительном падеже. Правильно написать «занявший». 2. Неправильное склонение прилагательного «лучший», т. к. в мужском роде, единственного числа, именительного падежа употребляются окончания –ий, -ый. 3. Неправильное склонение существительного «политики», т. к. в единственном числе, женского рода, в творительном падеже используется окончание –и. 4. «В конкурсе лучший плакат» пропущен предлог «на» |
|
26 |
г. Мыски, Школа №3 |
Пунктуационная |
Пропущена запятая в СПП с придаточным изъяснительным |
|
27 |
г.Кемерово, программа «Вести» |
орфографическая |
1.Неправильно написано окончание в слове «Неделя» ( вместо «недели» в род.п. написано «Неделя» в Дат. падеже. |
|
28 |
С.Безруково, объявление администрации |
Орфографическая |
1.В слове «отношение» неправильно написано окончание. |
|
29 |
С.Безруково, объявление администрации |
1.Пунктуационная 2. грамматическая |
Пропущена запятая в СПП. Слово «договор» имеет форму множественного числа «договоры». |
|
30 |
г. Мыски, объявление на магазине |
1.Орфографическая |
Ошибка в написании слова «убедитесь». |
|
31 |
г. Новокузнецк, магазин «Семена», ул.Бардина |
1.Орфографическая |
С ошибкой написано слово «весельчаки». |
Приложение 1.
Ошибки в различных источниках
Приложение 2
Анкета
1. Замечаете ли Вы ошибки (орфографические, грамматические, речевые и т.п.) в рекламных роликах, объявлениях, на рекламных баннерах и т.п.?
Да
Нет
2. Какова Ваша реакция на подобные ошибки?
Отношусь с безразличием
Скорее безразлично
Раздражает
Другое ___________________________________
3. Считаете ли Вы недопустимым ошибки в публичной речи?
Да
Нет
4. Допускаете ли Вы сами ошибки в частной переписке, личных записях и т. п.?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
5. Указываете ли Вы на допущенные ошибки своим собеседникам, друзьям, родственникам?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
Данные респондента:
Возраст_________________
Пол_______________
Приложение 3
1. Замечаете ли Вы ошибки (орфографические, грамматические, речевые и т.п.) в рекламных роликах, объявлениях, на рекламных баннерах и т.п.?
2. Какова Ваша реакция на подобные ошибки?
3. Считаете ли Вы недопустимым ошибки в публичной речи?
4. Допускаете ли Вы сами ошибки в частной переписке, личных записях и т. п.?
5. Указываете ли Вы на допущенные ошибки своим собеседникам, друзьям, родственникам?
Приложение 4.
Количественный анализ ошибок.
Приложение 5.
Результаты участия в мероприятиях.
Рис. 1. Участие в Тотальном диктанте
Рис.2. Участие во Всероссийском филологическом диктанте (акция «Страна грамотных людей»)
1 Лихачев,Д.С..О языке, устном и письменном, старом и новом / Новосибирский епархиальный вестник.- №2 (63) январь 2007 года
2 Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Издательство: Издательский дом: Детская литература. - 1989. – 187с.
3 Крившенко, Л. / Газета «Аргументы и факты».- от 17.11.2014.
4 http://old.svetgrad.ru/2007/07/chtenie.php
5 http://filfucker.ru/ucheba/aforizmi-o-gramotnosti-i-o-tech-kto-ee-formiruet