Эмоции – это, возможно, главное, что управляет поведением человека, иногда даже вопреки его желанию! Ученые считают, что эмоции так сильно влияют на наши мысли и поступки потому, что мы в 280 раз быстрее воспринимаем эмоциональную информацию (образ), чем логическую, которую обрабатываем разумом! Так устроен наш мозг [8].
Давайте проведем небольшой эксперимент. Сколько времени вам потребуется на восприятие информации?
873 * 51 = ? |
Какая эмоция перед вами? А каково значение выражения? Нетрудно ответить на вопрос, какое решение потребует больше времени и усилий.
Темой моей работы стало изучение возможностей передачи эмоций на письме. Почему эмоджи, или смайлы, захватывают мир? Чем это можно объяснить, какие свойства смайлов превратили эти простые картинки в язык со своими законами в передаче смыслов и есть ли будущее у языка эмоций?
Целью моей работы стало рассмотрение эмоджи как развивающегося явления, обладающего свойствами языка.
Использование эмоджи захватывает все новые ситуации общения (рекламу товаров, сферу развлечений, городскую среду, даже художественную литературу) и формирует новое языковое пространство со своими законами и возможностями.
Задачи исследования:
Объяснить, почему появились эмоджи;
Доказать, что эмоджи (смайлы) – это особый язык, единицы которого имеют свойства знака;
Описать основные группы смайлов и сферы применения эмоджи;
Определить и проверить экспериментально с помощью анкетирования такие особенности языка эмоций, как устойчивость значений, узнаваемость, интенсивность проявления и сопоставить эти данные с проведенными ранее исследованиями с целью определения динамики.
Гипотеза
Предположим, что развитие языка эмоций для передачи смыслов в ситуации письменного непосредственного общения подчинено определенным законам, узнав которые, можно спрогнозировать дальнейшее развитие этого особого языка.
Я не буду останавливаться на вопросе о том, кто придумал смайлы, об этом много написано, например, Константин Болотов Правдивая история о смайлике и его создателе» [1], тем более, что окончательного ответа на этот вопрос все равно нет, и теперь уже, видимо, разобраться не представляется возможным.
Мне было важно понять другое - почему смайлы появились в культуре, что вызвало их к жизни? Язык ли это, и как он развивается сейчас и в будущем.
Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно остановится на следующих понятиях: устная и письменная речь, вербальная (словесная) и невербальная информация, язык и знак, единицы языка.
В работе использованы следующие методы исследования – метод анкетирования, сравнения полученных данных с результатами анкеты по эмотиконам, проводимым Еленой Шепуновой в 2006 году [10], обработка данных, анализ.
1. Вербальная и невербальная информация.
Вербальная информация – передается значениями слов, от «вербум» – слово. Невербальная информация – передается не словами, а интонацией, языком тела, то есть жестами и выражениями лица.
Когда мы разговариваем друг с другом, словесная (или вербальная) информация (понимание значений слов) дополняется невербальной (смыслы, передающиеся не словами, а интонацией, жестами, выражением лица).
Но если мы не видим человека, то вся невербальная информация оказывается нам недоступной. По телефону общаться труднее, нужно быть внимательнее и сосредоточеннее, чтобы понять собеседника.
В науке вопрос о том, что такое невербальная информация, как она влияет на восприятие смыслов, был впервые поставлен еще в 17 веке.
Френсис Бэкон еще в 1616 утверждал, что существует язык жестов, понятный всем народам. Тогда же в 17 веке (в 1644 году) Дж. Балвер написал первую книгу о языке тела. В XIX веке проблему выражения эмоций изучал Чарльз Дарвин. В 50-е годы ХХ века – Алан и Барбара Пиз. В конце ХХ века проблему выражения эмоций на лице (микровыражений) изучали американские ученые Фризен и Экман [9]. Кстати по материалам книг Фризена и Экмана «Узнай лжеца по выражению лица» был придуман сериал «Обмани меня» с Тимом Ротом в главной роли, где ученый помогает найти преступника, читая по лицам информацию, которую люди пытаются скрыть.
В 1960-е американский ученый Альберт Мерабиан предложил схему восприятия информации, он определил, сколько процентов информации передают слова, сколько интонация и сколько язык тела [Цит по: 10].
Вот результаты его исследования:
7 % - информации передается через значения слов
38 % - передает интонация
55 % - язык тела (жесты и эмоции)
Если задуматься, как же мы понимаем друг друга, когда не видим собеседника? Неужели у нас остается только 7 % всего смысла сообщения?
Конечно, здесь все не так плохо. Для общения на расстоянии человечество придумало письменную речь. Значения слов передается словами, тон - знаками препинания. И даже эмоции можно передать на письме – описав их, это дольше, чем показать эмоцию, но это возможно и успешно осуществляется в письменной речи, наиболее разнообразно – в художественной литературе. Ученые даже думают, что именно это преодоление ограничений письменной речи в передаче эмоций, могло стать одной из причин появления художественной литературы!
Итак, понять другого помогает невербальная информация, для этого надо быть рядом с собеседником и считывать смысла с его интонации и выражения его лица. Но если общаться на расстоянии, то как передать эмоции? Описывать их долго, а общение в сети строится как максимально приближенное по скорости к устному общению.
С этой целью и стали использовать смайлы.
2. Устная и письменная речь и язык эможди.Схема восприятия сообщения Альберта Мерабиана
Предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой сопоставлены признаки письменной речи, устной речи и речи в сети.
Сетевое письмо совмещает в себе признаки устной и письменной речи, и только одно свойство письменной речи (отсутствие мгновенной обратной связи и корректировки смыслов) не характеризует сетевое письмо. При помощи телефона и Сети можно общаться, получая мгновенный ответ и корректируя смыслы сообщения, как в устной речи.
Речь устная |
Речь письменная |
Сетевая |
Непосредственная (здесь и сейчас) Мгновенный контакт с собеседником и быстрая обратная связь, то есть корректировка смыслов в процессе общения Сопровождается невербальной информацией. Передает эмоции говорящих людей |
Опосредованная (через какой-то носитель информации) Отсутствует мгновенная обратная связь, нет корректировки смыслов в процессе общения Передает невербальную информации только в отношении интонации через знаки препинания Эмоции передаются вербально, описываются словами. |
++ + - ++ ++ |
Это подводит нас к ответу на вопрос, почему смайлы появились? Это быстрый способ передать эмоции в ситуации опосредованного письменного общения при мгновенной обратной связи с собеседником, сделать сообщение легко и быстро воспринимаемым, именно образ (а смайл – это образ, картинка) увеличит скорость восприятия сообщения, восполнит недостаток непосредственного контакта собеседников в пространстве, как бы перенесет визуальное сопровождение разговора на экран телефона или компьютера.
Следующий вопрос, который поставлен в работе, являются ли смайлы языком, в чем его особенности.
3. Язык и знак, свойства знака и свойства эмоджи.
И здесь нам нужно разобраться в понятиях: язык, система, знак. Что такое язык? Язык – система знаков. А что такое система и знак? Знак – это когда что-то для знающих людей что-то значит. Например, цветок бархотки – знак печали, салют – знак праздника, красный сигнал светофора – знак остановки. У знака есть четыре составляющих – обозначающее, обозначаемое, условная связь между ними и системность [7].
У знака должно быть четыре составляющих. Есть ли они у смайла?
Свойства знака |
«кирпич» - знак «проезд запрещен» |
смайл |
обозначающее |
Прямоугольник на красном фоне |
|
обозначаемое |
Проезда нет |
радость |
Условная связь между ними |
Так условились, чтобы понимать друг друга |
Так условились |
Знак не один (система знаков) |
Стой – иди, объезд – проезда нет |
и |
Итак, эмоджи (смайлик) имеет все четыре свойства знака, знаки эти составляют систему. Они противопоставлены друг другу, используются с передачей интенсивности: улыбка – смех – смех до слез. Значит, эмоджи - это язык.
Из каких элементов этот язык состоит, можно ли сгруппировать разные смайлы?
4. Четыре группы эможди по функциям.
Единицами этого языка являются;
1) рисунки предметов, равные по значению самому предмету (рисунок цветка – означает цветок);
2) рожицы, изображающие эмоции при помощи положения глаз, бровей, рта – и дополнительных значков – губ, зубов, слез, сердечек, капелек пота и проч.). В исследовании Шепуновой было отмечено, что эмоджи передают эмоцию при помощи глаз, рта, бровей – трех зон [10], выделенных исследователем микроэмоций – Полом Экманом. Основных эмоций он выделил семь [12,13], иногда количество эмоций расширяют – предлагают девять по Изеру, например [4];
3) руки в различных положениях, заменяющие жестикуляцию, которая есть в непосредственном общении, когда люди видят друг друга. В переписке это различные эмоджи, передающие жесты рук: «дай пять», «аплодисменты», «умоляю» и др.;
4) изображений эмоций на лицах разных героев (чертики, коты, японские гоблины, девушка в фиолетовом (справочная служба) и прочее.
По мнению Ксюши Лукачер эмоджи четвертой группы используются теми, кто хочет разнообразить свой текст, заменить ими старые изображения желтых лиц, «колобков» [6]. Полагаю, можно в целом согласится с этой точкой зрения, однако, возможны и другие объяснения, из которых самым вероятным мне кажется мода на тот или иной смайлик. Когда мода проходит, можно вернуться к классическому варианту – «колобку», желтой рожице, а затем снова использовать что-то «новенькое». Кроме того, в этой группе есть особые смайли – девушка в фиолетовом, например, она передает не эмоцию, а скорее значение «я справочная служба» или наоборот «я не справочная служба», такое значение может возникнуть, если употребить рядом с этим рассерженный смайл.
В каких сферах общения употребляются эмоджи сегодня.
Сегодня эмоджи применяются не только в сетевом общении или смс-сообщениях. Они появляются в рекламе, в городской среде, даже в литературе, в издательском деле, в киноиндустрии, как навигация в различных сферах и текстах.
Вот те примеры, которые были найдены и замечены мной во время работы над темой исследования:
1)Реклама Додо-пиццы с облизывающимся смайлом в правом верхнем углу;
2)Реклама квартиры на дорожном щите: «Видел вчера квартиру, просто огонь (три костра), вместо слова «огонь» поставлено три «костра». Заметим, что здесь слово «огонь» употреблено в переносном смысле, в значении «супер», знак костра при передаче значения «костер» или «огонь» был бы неуместен на рекламном щите (но в смс-сообщениях встречается, например «Не взял зонт», вместо слова может быть поставлен рисунок зонтика);
3)Поезд метрополитена Москвы, оформленной студией Артемия Лебедева «Шекспировские страсти». Поезд расписан смайликами, передающими чувства шекспировских героев, различными высказываниями, выполненными с помощью смайлов (эмоджи) [3].
4. Книга, предлагаемая на Озоне, - «кста Гамлет», в аннотации изложена история Гамлета современным молодежным языком, в оформлении книги вместо лиц Ромео и Джульетты использованы смайлики, наложенные на изображения влюбленных.
5. Смайлы или эмоджи присутствуют в фейсбуке при оценке поста, навигация для пользователя, какое сообщение, грустное оно или шутливое и т.д.
6. Программы на ТВ, где одним из заданий ведущей Эллен Дедженерис становится перевод с языка смайлов [6].
7. 23 июля 2017 года был показан мультфиль «Эмоджи», снятый мультипликационной студией Sony Pictures Animation, рассказывающий о жизни разных эмоджи и главного героя – смайла, не похожего на остальных, потому что он мог передавать все эмоции в отличие от других, внутри сотового телефона подростка.
5. Исследование.
В работе мы провели анкетирование с целью узнать, как часто используют смайлы, понимают ли их значение, каков пассивный и активный запас этих языковых единиц, каковы самые любимые смайлы пользователей? Мы сравнили результаты исследования с исследованиями эмотиконов в 2006 году, проведенными Еленой Шепуновой [10] и статьей о 12 эмоджи, при употреблении которых можно совершить ошибку [].
Предлагаем вам вопросы анкеты и результаты анкетирования.
Знаете ли вы, что такое смайлики? Используете ли вы их в смс-ках и при общении в Интернете?
Сколько смайликов вы обычно посылаете в день?
Перечислите ваши любимые смайлики?
Как вы думаете, сколько смайликов вообще есть в мире?
Используете ли вы несколько смайлов в одной строке друг за другом, с какой целью?
Знаете ли вы о значении смайла «гоблин», «девушка в фиолетовом»?
Если есть эмоджи, передающий какой-то предмет (зонт, цветок) будете ли вы использовать его вместо слов «зонт», «Цветок»?
Напишите, сколько смайлов с высунутым языком вы знаете и какие у них значения?
Случалось ли вам перепутать смайл и потом объяснять свою ошибку собеседнику?
Результаты исследования.
Количество смайлов, используемых пишущими (от 1-2 в 2006 году возросло до 15-20 и больше в 2017).
Пассивный запас (от 10-12 до 20-25 в 2017)
Любимыми смайликами являются все-таки эмоджи в узком смысле, то есть «колобки», передающие эмоцию, а не изображения предметов (их можно передать и словами).
Узнаваемость смайликов (а значит и устойчивость их значений) тоже увеличилась, мы предложили охарактеризовать значение смайлов, в которых возможно смешение значений – это три смайла с высунутым языком (дразнит, устал, «блюющий смайл). Большая честь отвечающих точно указала все значения, хотя эти же смайлы в 2014 году вызывали вопросы у пользователей, как свидетельствует статья Екатерины Щербаковой[14].
Заключение
Отвечая на вопросы, поставленные во введении, можно сделать следующие выводы:
Появление смайлов вызвано формированием нового поля общения – сетевого письменного, совмещающего в себе признаки письменной и устной речи, сочетающей в себе признаки вербального и невербального способа передачи информации;
Эмоджи - это, конечно, язык, единицы которого (эмоджи, или смайлы, обладают всеми четырьмя свойствами знака: у смайла есть означаемое, означающее, условность обозначения и системность в употреблении (связи с другими такими же знаками);
Единицы языка эмоджи можно представить в виде четырех групп, различающихся по функциям: а) рисунки-предметов (функция - экономия времени при письме); б)желтые рожицы или «колобки», изображающие эмоции (функция – передача эмоций, самые устойчивые единицы языка эмоджи, наиболее часто используемые); в) жесты рук (функция - передадать жестикуляцию, язык тела); г) герои и животные, передающие эмоцию аналогично эмоджи группы б, то есть функция частично совпадает с функцией эмоджи группы б, но при этом есть «добавочное значение» - например, умильности, если пользователь выбирает не улыбающегося «колобка», а улыбающегося кота. Или, выбор эмоджи четвертой группы г определяется модой на тот или иной новый эмоджи для передачи именно эмоционалных состояний.
Сфера применения эмоджи в общении расширяется, эмоджи выходят с экранов телефонов и компьютеров на рекламные щиты, в оценку постов в соцсетях как навигация, в издательское дело, рекламу, телевидение, наконец, в науку, изучающую это явление
Наше исследование при помощи анкеты показало, что язык эмоджи стремительно развивается. За 10 лет его использования количество смайликов выросло с 10-15 до двух с половиной тысяч значков (2600!), анкетированные называли число 500, «около тысячи или больше». Появляются даже статьи, которые учат использовать смайлы, предостерегают пользователей от основных ошибок, связанных с их употреблением [11], [6], а в эмоджипедии подробно описывают значение каджого из 2600 эмоджи [14].
Владимир Набоков писал о том, что ему не хватает иногда значка на клавиатуре, чтобы передать ироничность или еще какое-либо дополнительное значение и предлагал использовать наклонные черты и тире или скобку, вот как он писал об этом в одном из интервью:
«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, - какую-нибудь закорючку, или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос» [Цит по: 2].
Думается, он был бы рад узнать, что сегодня каждый день люди отправляют по интернету 6 млд. значков, передающих эмоциональные смыслы в письменном сообщении.
Даже если вы не хотите использовать смайлы, рассчитываете, что вашего лексического запаса хватит для выражения любого смысла, смайлы все равно ворвутся в вашу жизнь, а вы станете учиться читать их. Это язык нового информационного поля, выключиться из которого становится просто невозможно.
Список используемой литературы
Константин Болотов Правдивая история о смайлике и его создателе» // http://www.membrana.ru/particle/2309)
Валькенштейн Семен Творцы улыбок 29.07.2005// http://crowded-house.narod.ru/smile.htm
Дима Гриб Артемий Лебедев смог, а Шекспир переворачивается в гробу//dimagrib.livejournal.com
Козлов Н.И. Базовые эмоции по Изарду // http://psychologos.ru
Кухновец Павел Почему эмодзи пришли в бизнес и вряд ли оттуда уйдут?// http://www/cossa.ru
Лукачер Ксения Гид посмайликам: как в них разобраться и не попасть в неловкое положение» // https://lifehacker.ru/2017/05/06/emoji/
Панов Михаил «Что такое язык» // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык, М.: Аванта+, 1998, С. 10-21.
Ушахина Екатерина «Лучше тысячи слов: почему визуальная информация запоминается быстрее?»//https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/07/30/luchshe-tysyachi-slov-pochemu-vizualnaya-informaciya-zapominaetsya-bystree/)
Федорова Людмила Языки жестов //Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык, М.: Аванта+, 1998, С. 670-674.
Шепунова Елена Социолингвистический феномен смайлика как интегратор систем коммуникативного аспекта общения». Курсовая работа. М., 2006// http://www.tatyanabarlas.narod.ru/diplom/Shepunova3.html
Екатерина Щербакова // 12 эмоджи, которые вы, возможно, используете непраильно https://adindex.ru/news/adyummy/2014/11/18/117412.phtml
Экман Пол, Уоллес Фризен Узнай лжеца по выражению лица//https://profilib.net/kniga/76006/pol-ekman-uznay-lzhetsa-po-vyrazheniyu-litsa.php
Экман Пол «Психология лжи http://bookscafe.net/read/ekman_pol-psihologiya_lzhi-183449.html#p1
Эмоджипедия // https://emojipedia.org/apple/ios-9.1/