ЯЗЫК ЭМОДЖИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЯЗЫК ЭМОДЖИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

Немцев П.Л. 1
1
Ядринцева В.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Эмоции – это, возможно, главное, что управляет поведением человека, иногда даже вопреки его желанию! Ученые считают, что эмоции так сильно влияют на наши мысли и поступки потому, что мы в 280 раз быстрее воспринимаем эмоциональную информацию (образ), чем логическую, которую обрабатываем разумом! Так устроен наш мозг [8].

Давайте проведем небольшой эксперимент. Сколько времени вам потребуется на восприятие информации?

 

873 * 51 = ?

Какая эмоция перед вами? А каково значение выражения? Нетрудно ответить на вопрос, какое решение потребует больше времени и усилий.

Темой моей работы стало изучение возможностей передачи эмоций на письме. Почему эмоджи, или смайлы, захватывают мир? Чем это можно объяснить, какие свойства смайлов превратили эти простые картинки в язык со своими законами в передаче смыслов и есть ли будущее у языка эмоций?

Целью моей работы стало рассмотрение эмоджи как развивающегося явления, обладающего свойствами языка.

Использование эмоджи захватывает все новые ситуации общения (рекламу товаров, сферу развлечений, городскую среду, даже художественную литературу) и формирует новое языковое пространство со своими законами и возможностями.

Задачи исследования:

  1. Объяснить, почему появились эмоджи;

  2. Доказать, что эмоджи (смайлы) – это особый язык, единицы которого имеют свойства знака;

  3. Описать основные группы смайлов и сферы применения эмоджи;

  4. Определить и проверить экспериментально с помощью анкетирования такие особенности языка эмоций, как устойчивость значений, узнаваемость, интенсивность проявления и сопоставить эти данные с проведенными ранее исследованиями с целью определения динамики.

Гипотеза

Предположим, что развитие языка эмоций для передачи смыслов в ситуации письменного непосредственного общения подчинено определенным законам, узнав которые, можно спрогнозировать дальнейшее развитие этого особого языка.

Я не буду останавливаться на вопросе о том, кто придумал смайлы, об этом много написано, например, Константин Болотов Правдивая история о смайлике и его создателе» [1], тем более, что окончательного ответа на этот вопрос все равно нет, и теперь уже, видимо, разобраться не представляется возможным.

Мне было важно понять другое - почему смайлы появились в культуре, что вызвало их к жизни? Язык ли это, и как он развивается сейчас и в будущем.

Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно остановится на следующих понятиях: устная и письменная речь, вербальная (словесная) и невербальная информация, язык и знак, единицы языка.

В работе использованы следующие методы исследования – метод анкетирования, сравнения полученных данных с результатами анкеты по эмотиконам, проводимым Еленой Шепуновой в 2006 году [10], обработка данных, анализ.

1. Вербальная и невербальная информация.

Вербальная информация – передается значениями слов, от «вербум» – слово. Невербальная информация – передается не словами, а интонацией, языком тела, то есть жестами и выражениями лица.

Когда мы разговариваем друг с другом, словесная (или вербальная) информация (понимание значений слов) дополняется невербальной (смыслы, передающиеся не словами, а интонацией, жестами, выражением лица).

Но если мы не видим человека, то вся невербальная информация оказывается нам недоступной. По телефону общаться труднее, нужно быть внимательнее и сосредоточеннее, чтобы понять собеседника.

В науке вопрос о том, что такое невербальная информация, как она влияет на восприятие смыслов, был впервые поставлен еще в 17 веке.

Френсис Бэкон еще в 1616 утверждал, что существует язык жестов, понятный всем народам. Тогда же в 17 веке (в 1644 году) Дж. Балвер написал первую книгу о языке тела. В XIX веке проблему выражения эмоций изучал Чарльз Дарвин. В 50-е годы ХХ века – Алан и Барбара Пиз. В конце ХХ века проблему выражения эмоций на лице (микровыражений) изучали американские ученые Фризен и Экман [9]. Кстати по материалам книг Фризена и Экмана «Узнай лжеца по выражению лица» был придуман сериал «Обмани меня» с Тимом Ротом в главной роли, где ученый помогает найти преступника, читая по лицам информацию, которую люди пытаются скрыть.

В 1960-е американский ученый Альберт Мерабиан предложил схему восприятия информации, он определил, сколько процентов информации передают слова, сколько интонация и сколько язык тела [Цит по: 10].

Вот результаты его исследования:

7 % - информации передается через значения слов

38 % - передает интонация

55 % - язык тела (жесты и эмоции)

Если задуматься, как же мы понимаем друг друга, когда не видим собеседника? Неужели у нас остается только 7 % всего смысла сообщения?

Конечно, здесь все не так плохо. Для общения на расстоянии человечество придумало письменную речь. Значения слов передается словами, тон - знаками препинания. И даже эмоции можно передать на письме – описав их, это дольше, чем показать эмоцию, но это возможно и успешно осуществляется в письменной речи, наиболее разнообразно – в художественной литературе. Ученые даже думают, что именно это преодоление ограничений письменной речи в передаче эмоций, могло стать одной из причин появления художественной литературы!

Итак, понять другого помогает невербальная информация, для этого надо быть рядом с собеседником и считывать смысла с его интонации и выражения его лица. Но если общаться на расстоянии, то как передать эмоции? Описывать их долго, а общение в сети строится как максимально приближенное по скорости к устному общению.

С этой целью и стали использовать смайлы.

2. Устная и письменная речь и язык эможди.Схема восприятия сообщения Альберта Мерабиана

Предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой сопоставлены признаки письменной речи, устной речи и речи в сети.

Сетевое письмо совмещает в себе признаки устной и письменной речи, и только одно свойство письменной речи (отсутствие мгновенной обратной связи и корректировки смыслов) не характеризует сетевое письмо. При помощи телефона и Сети можно общаться, получая мгновенный ответ и корректируя смыслы сообщения, как в устной речи.

Речь устная

Речь письменная

Сетевая

  1. Непосредственная (здесь и сейчас)

  2. Мгновенный контакт с собеседником и быстрая обратная связь, то есть корректировка смыслов в процессе общения

  3. Сопровождается невербальной информацией.

  4. Передает эмоции говорящих людей

  1. Опосредованная (через какой-то носитель информации)

  2. Отсутствует мгновенная обратная связь, нет корректировки смыслов в процессе общения

  3. Передает невербальную информации только в отношении интонации через знаки препинания

  4. Эмоции передаются вербально, описываются словами.

  1. ++

  1. + -

  1. ++

  1. ++

Это подводит нас к ответу на вопрос, почему смайлы появились? Это быстрый способ передать эмоции в ситуации опосредованного письменного общения при мгновенной обратной связи с собеседником, сделать сообщение легко и быстро воспринимаемым, именно образ (а смайл – это образ, картинка) увеличит скорость восприятия сообщения, восполнит недостаток непосредственного контакта собеседников в пространстве, как бы перенесет визуальное сопровождение разговора на экран телефона или компьютера.

Следующий вопрос, который поставлен в работе, являются ли смайлы языком, в чем его особенности.

3. Язык и знак, свойства знака и свойства эмоджи.

И здесь нам нужно разобраться в понятиях: язык, система, знак. Что такое язык? Язык – система знаков. А что такое система и знак? Знак – это когда что-то для знающих людей что-то значит. Например, цветок бархотки – знак печали, салют – знак праздника, красный сигнал светофора – знак остановки. У знака есть четыре составляющих – обозначающее, обозначаемое, условная связь между ними и системность [7].

У знака должно быть четыре составляющих. Есть ли они у смайла?

Свойства знака

«кирпич» - знак «проезд запрещен»

смайл

обозначающее

Прямоугольник на красном фоне

обозначаемое

Проезда нет

радость

Условная связь между ними

Так условились, чтобы понимать друг друга

Так условились

Знак не один (система знаков)

Стой – иди, объезд – проезда нет

 и 

Итак, эмоджи (смайлик) имеет все четыре свойства знака, знаки эти составляют систему. Они противопоставлены друг другу, используются с передачей интенсивности: улыбка – смех – смех до слез. Значит, эмоджи - это язык.

Из каких элементов этот язык состоит, можно ли сгруппировать разные смайлы?

4. Четыре группы эможди по функциям.

Единицами этого языка являются;

1) рисунки предметов, равные по значению самому предмету (рисунок цветка – означает цветок);

2) рожицы, изображающие эмоции при помощи положения глаз, бровей, рта – и дополнительных значков – губ, зубов, слез, сердечек, капелек пота и проч.). В исследовании Шепуновой было отмечено, что эмоджи передают эмоцию при помощи глаз, рта, бровей – трех зон [10], выделенных исследователем микроэмоций – Полом Экманом. Основных эмоций он выделил семь [12,13], иногда количество эмоций расширяют – предлагают девять по Изеру, например [4];

3) руки в различных положениях, заменяющие жестикуляцию, которая есть в непосредственном общении, когда люди видят друг друга. В переписке это различные эмоджи, передающие жесты рук: «дай пять», «аплодисменты», «умоляю» и др.;

4) изображений эмоций на лицах разных героев (чертики, коты, японские гоблины, девушка в фиолетовом (справочная служба) и прочее.

По мнению Ксюши Лукачер эмоджи четвертой группы используются теми, кто хочет разнообразить свой текст, заменить ими старые изображения желтых лиц, «колобков» [6]. Полагаю, можно в целом согласится с этой точкой зрения, однако, возможны и другие объяснения, из которых самым вероятным мне кажется мода на тот или иной смайлик. Когда мода проходит, можно вернуться к классическому варианту – «колобку», желтой рожице, а затем снова использовать что-то «новенькое». Кроме того, в этой группе есть особые смайли – девушка в фиолетовом, например, она передает не эмоцию, а скорее значение «я справочная служба» или наоборот «я не справочная служба», такое значение может возникнуть, если употребить рядом с этим рассерженный смайл.

  1. В каких сферах общения употребляются эмоджи сегодня.

Сегодня эмоджи применяются не только в сетевом общении или смс-сообщениях. Они появляются в рекламе, в городской среде, даже в литературе, в издательском деле, в киноиндустрии, как навигация в различных сферах и текстах.

Вот те примеры, которые были найдены и замечены мной во время работы над темой исследования:

1)Реклама Додо-пиццы с облизывающимся смайлом в правом верхнем углу;

2)Реклама квартиры на дорожном щите: «Видел вчера квартиру, просто огонь (три костра), вместо слова «огонь» поставлено три «костра». Заметим, что здесь слово «огонь» употреблено в переносном смысле, в значении «супер», знак костра при передаче значения «костер» или «огонь» был бы неуместен на рекламном щите (но в смс-сообщениях встречается, например «Не взял зонт», вместо слова может быть поставлен рисунок зонтика);

3)Поезд метрополитена Москвы, оформленной студией Артемия Лебедева «Шекспировские страсти». Поезд расписан смайликами, передающими чувства шекспировских героев, различными высказываниями, выполненными с помощью смайлов (эмоджи) [3].

4. Книга, предлагаемая на Озоне, - «кста Гамлет», в аннотации изложена история Гамлета современным молодежным языком, в оформлении книги вместо лиц Ромео и Джульетты использованы смайлики, наложенные на изображения влюбленных.

5. Смайлы или эмоджи присутствуют в фейсбуке при оценке поста, навигация для пользователя, какое сообщение, грустное оно или шутливое и т.д.

6. Программы на ТВ, где одним из заданий ведущей Эллен Дедженерис становится перевод с языка смайлов [6].

7. 23 июля 2017 года был показан мультфиль «Эмоджи», снятый мультипликационной студией Sony Pictures Animation, рассказывающий о жизни разных эмоджи и главного героя – смайла, не похожего на остальных, потому что он мог передавать все эмоции в отличие от других, внутри сотового телефона подростка.

5. Исследование.

В работе мы провели анкетирование с целью узнать, как часто используют смайлы, понимают ли их значение, каков пассивный и активный запас этих языковых единиц, каковы самые любимые смайлы пользователей? Мы сравнили результаты исследования с исследованиями эмотиконов в 2006 году, проведенными Еленой Шепуновой [10] и статьей о 12 эмоджи, при употреблении которых можно совершить ошибку [].

Предлагаем вам вопросы анкеты и результаты анкетирования.

  1. Знаете ли вы, что такое смайлики? Используете ли вы их в смс-ках и при общении в Интернете?

  2. Сколько смайликов вы обычно посылаете в день?

  3. Перечислите ваши любимые смайлики?

  4. Как вы думаете, сколько смайликов вообще есть в мире?

  5. Используете ли вы несколько смайлов в одной строке друг за другом, с какой целью?

  6. Знаете ли вы о значении смайла «гоблин», «девушка в фиолетовом»?

  7. Если есть эмоджи, передающий какой-то предмет (зонт, цветок) будете ли вы использовать его вместо слов «зонт», «Цветок»?

  8. Напишите, сколько смайлов с высунутым языком вы знаете и какие у них значения?

  9. Случалось ли вам перепутать смайл и потом объяснять свою ошибку собеседнику?

Результаты исследования.

  1. Количество смайлов, используемых пишущими (от 1-2 в 2006 году возросло до 15-20 и больше в 2017).

  2. Пассивный запас (от 10-12 до 20-25 в 2017)

  3. Любимыми смайликами являются все-таки эмоджи в узком смысле, то есть «колобки», передающие эмоцию, а не изображения предметов (их можно передать и словами).

  4. Узнаваемость смайликов (а значит и устойчивость их значений) тоже увеличилась, мы предложили охарактеризовать значение смайлов, в которых возможно смешение значений – это три смайла с высунутым языком (дразнит, устал, «блюющий смайл). Большая честь отвечающих точно указала все значения, хотя эти же смайлы в 2014 году вызывали вопросы у пользователей, как свидетельствует статья Екатерины Щербаковой[14].

Заключение

Отвечая на вопросы, поставленные во введении, можно сделать следующие выводы:

  1.  
    1. Появление смайлов вызвано формированием нового поля общения – сетевого письменного, совмещающего в себе признаки письменной и устной речи, сочетающей в себе признаки вербального и невербального способа передачи информации;

    2. Эмоджи - это, конечно, язык, единицы которого (эмоджи, или смайлы, обладают всеми четырьмя свойствами знака: у смайла есть означаемое, означающее, условность обозначения и системность в употреблении (связи с другими такими же знаками);

    3. Единицы языка эмоджи можно представить в виде четырех групп, различающихся по функциям: а) рисунки-предметов (функция - экономия времени при письме); б)желтые рожицы или «колобки», изображающие эмоции (функция – передача эмоций, самые устойчивые единицы языка эмоджи, наиболее часто используемые); в) жесты рук (функция - передадать жестикуляцию, язык тела); г) герои и животные, передающие эмоцию аналогично эмоджи группы б, то есть функция частично совпадает с функцией эмоджи группы б, но при этом есть «добавочное значение» - например, умильности, если пользователь выбирает не улыбающегося «колобка», а улыбающегося кота. Или, выбор эмоджи четвертой группы г определяется модой на тот или иной новый эмоджи для передачи именно эмоционалных состояний.

    4. Сфера применения эмоджи в общении расширяется, эмоджи выходят с экранов телефонов и компьютеров на рекламные щиты, в оценку постов в соцсетях как навигация, в издательское дело, рекламу, телевидение, наконец, в науку, изучающую это явление

Наше исследование при помощи анкеты показало, что язык эмоджи стремительно развивается. За 10 лет его использования количество смайликов выросло с 10-15 до двух с половиной тысяч значков (2600!), анкетированные называли число 500, «около тысячи или больше». Появляются даже статьи, которые учат использовать смайлы, предостерегают пользователей от основных ошибок, связанных с их употреблением [11], [6], а в эмоджипедии подробно описывают значение каджого из 2600 эмоджи [14].

Владимир Набоков писал о том, что ему не хватает иногда значка на клавиатуре, чтобы передать ироничность или еще какое-либо дополнительное значение и предлагал использовать наклонные черты и тире или скобку, вот как он писал об этом в одном из интервью:

«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, - какую-нибудь закорючку, или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос» [Цит по: 2].

Думается, он был бы рад узнать, что сегодня каждый день люди отправляют по интернету 6 млд. значков, передающих эмоциональные смыслы в письменном сообщении.

Даже если вы не хотите использовать смайлы, рассчитываете, что вашего лексического запаса хватит для выражения любого смысла, смайлы все равно ворвутся в вашу жизнь, а вы станете учиться читать их. Это язык нового информационного поля, выключиться из которого становится просто невозможно.

Список используемой литературы

  1. Константин Болотов Правдивая история о смайлике и его создателе» // http://www.membrana.ru/particle/2309)

  2. Валькенштейн Семен Творцы улыбок 29.07.2005// http://crowded-house.narod.ru/smile.htm

  3. Дима Гриб Артемий Лебедев смог, а Шекспир переворачивается в гробу//dimagrib.livejournal.com

  4. Козлов Н.И. Базовые эмоции по Изарду // http://psychologos.ru

  5. Кухновец Павел Почему эмодзи пришли в бизнес и вряд ли оттуда уйдут?// http://www/cossa.ru

  6. Лукачер Ксения Гид посмайликам: как в них разобраться и не попасть в неловкое положение» // https://lifehacker.ru/2017/05/06/emoji/

  7. Панов Михаил «Что такое язык» // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык, М.: Аванта+, 1998, С. 10-21.

  8. Ушахина Екатерина «Лучше тысячи слов: почему визуальная информация запоминается быстрее?»//https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/07/30/luchshe-tysyachi-slov-pochemu-vizualnaya-informaciya-zapominaetsya-bystree/)

  9. Федорова Людмила Языки жестов //Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык, М.: Аванта+, 1998, С. 670-674.

  10. Шепунова Елена Социолингвистический феномен смайлика как интегратор систем коммуникативного аспекта общения». Курсовая работа. М., 2006// http://www.tatyanabarlas.narod.ru/diplom/Shepunova3.html

  11. Екатерина Щербакова // 12 эмоджи, которые вы, возможно, используете непраильно https://adindex.ru/news/adyummy/2014/11/18/117412.phtml

  12. Экман Пол, Уоллес Фризен Узнай лжеца по выражению лица//https://profilib.net/kniga/76006/pol-ekman-uznay-lzhetsa-po-vyrazheniyu-litsa.php

  13. Экман Пол «Психология лжи http://bookscafe.net/read/ekman_pol-psihologiya_lzhi-183449.html#p1

  14. Эмоджипедия // https://emojipedia.org/apple/ios-9.1/

 

 

Просмотров работы: 3346