ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ-«НЕНОРМЫШЕЙ» В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ-«НЕНОРМЫШЕЙ» В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Болотов П.А. 1
1
Урванцева О.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Самая большая ценность народа-его язык,- язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!!!

(Д.С.Лихачев, «Земля родная»)

I.Введение.

В последнее время много внимания уделяется русскому языку, литературе и культуре. Действительно, именно речь дает представление о человеке как носителе культуры общества, его национальных традициях, духовном развитии. О культурном облике человека мы можем судить по тому, как он выражает свои мысли и чувства в устной и письменной речи . Мы не задумываемся, когда используя ненормативную лексику, обедняем нашу речь. Я задал себе вопрос: часто ли мои одноклассники используют ненормативную лексику для выражения своих мыслей? и решил, исследовав речь моих одноклассников, узнать, насколько эта проблема является важной для интеллектуального развития, общей языковой культуры учеников школы Мое личное мнение уже выражено: «слова-ненормыши»! (как будто мыши, которые разбегаются и наносят вред окружающим).

Итак, проблемой моего исследования является уровень использования ненормативной лексики в среде моих одноклассников

Предметом исследования - речь учащихся 8б класса

Цель исследования я вижу в том, чтобы охарактеризовать использование ненормативной лексики и отношение к ней учащихся 8б класса

Задачи исследования

1.Изучить теорию вопроса «Какое место занимает сленг школьников в сфере ненормативной лексики»

2.Проанализировать информацию о состоянии речевой культуры школьников 8 «б»класса .

3.Сопоставить уровень речевой культуры и успеваемости

4.Проанализировать результаты исследования , выявить положительные и проблемные стороны.

5.Дать рекомендации по улучшению речевой культуры

Гипотезу: если выясним, что проблема использования ненормативной (сленговой ) лексики одноклассниками стала актуальной , то речь школьников нуждается в коррекции

Методы исследования: сравнение, анализ , анкетирование интервьюирование, эксперимент, практическая работа

II. Основная часть.

Ненормативная лексика – это совокупность слов, находящихся за пределами литературной нормы. Одной из разновидностей лексики в русском языке является сленг. Он служит средством неформального, дружеского общения прежде всего в устной речи. Сленг – слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. Сленг — это стремление к выразительности, к экспрессии: «пиршество метафор и экспрессии». У каждого поколения, как отмечают ученые, свой язык. Понятно должно быть всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.

2.1. Изучение проблемы. Результаты анкетирования учащихся 8 «б» класса

Для изучения проблемы было проведено анкетирование среди учащихся 8 «б» класса и сделаны выводы по следующему вопросу: каков объем занимает сленговая лексика в речи м одноклассников?

2.1.1.«Арсенал ненормативной лексики в 8 «б» классе»

Слова (словосочетания)-ненормыши», которые чаще всего употребляют учащиеся 8 «б» : фигня, прикольно, а-апупеть, оборзели, офигенно, отвянь, четко, печалька, няша, задолбали, капец, обалдеть, дура, достал(а), точняк, как бы, литра, физра, , общага( в значении обществознание) , башка, пипец, лох, лошара, бабло, тройбан, пятерик, класс! круто! щас! разбежался! оба-алдеть; сам дурак, а мне все по барабану; иди т , да за фиг это делать; кирдык, «кранты-не сдал»,ты меня достал, ты че-дура? Я чё-дурак?.. Не наезжай! Не грузи! Не гони! Не тормози! Блин! Че ты гонишь?, А че я-то?

2.1.2.Среда использования ненормативной лексики (приложение №1)

Использование ненормативной лексики:

Количество учащихся

1)

В разговоре (переписке) с друзьями, одноклассниками

94%

2)

С родителями, родственниками,

окружающими людьми

5%

3)

Не использую никогда

1%

Выводы: 1. Ненормативную лексику учащиеся 8 б класса чаще всего используют в разговоре со сверстниками.

2.1.3.Причины использования ненормативной лексики

Причины использования ненормативной лексики:

Количество учащихся

1)

Легче общаться

100%

2)

Не хватает запаса слов

71%

3)

По другой причине

29%

Вывод: большинство объясняют причину использования «ненормышей» тем, что им легче общаться в своей среде (мне так удобнее ,меня понимают и тд.). Другими причинами: «выплескиваю эмоции» , «весело», сразу понимают мои эмоции, , больше не надо ничего говорить» , «я не подумала, что сказала». Это говорит или о недостаточном словарном запасе человека, его интеллектуальной неразвитости, или о демонстрации раскованности, независимости говорящего; или средстве вербальной агрессии.

2.1.4.Умение заменять нормативную ( сленговую) лексику

Замена синонимом:

Количество учащихся

1)

Могу заменить используемые слова ненормативной лексики стилистически нейтральным(синонимом)

65%

2)

Не могу заменить используемые слова ненормативной лексики стилистически нейтральным(синонимом)

30%

3)

Иногда затрудняюсь заменить используемые слова ненормативной лексики стилистически нейтральным(синонимом)

5%

Вывод: большинство учащихся в разговоре может заменять «слова-ненормыши» литературными словами, однако не делают этого , потому что « долго надо думать, как сказать правильно», именно это свидетельствует о том, что словарный запас небогат. Причем ,некоторые сказали, что им в компании неудобно сказать правильно слово, потому что не знают значения; могут говорить литературно, но в некоторых кругах общения это не подходит, т.к. не понимают; мне лень вспомнить, как это правильно; «а я че знаю»

2.1.5.Источники ненормативной ( сленговой) лексики

Источники ненормативной лексики

Количество учащихся

1)

Школа

30%

2)

Интернет, телевидение

40%

3)

Другие источники

30%

Вывод: основные источники ненормативной лексики -это интернет, телевидение, сленг которого используется затем в общении друг с другом.

2.2.Изучение проблемы. Результаты интервьюирования учащихся 8 «б» класса

Также для изучения проблемы было проведено интервьюирование учащихся 8 «б» класса и сделаны выводы по следующим вопросам: как влияет ненормативная ( сленговая лексика) на эмоциональный настрой и как часто вам хочется использовать ненормативную ( сленговую) лексику своей речи?

2.2.1.Влияние ненормативной ( сленговой) лексики на эмоциональный настрой.

Реакция

Количество учащихся

1.

Негативная реакция

50%

2.

Нормально

35%

3.

Никак

20%

Вывод: у большинства учащихся портится настроение, если они в свой адрес слышат « ненормыши», если эти слова звучат в адрес кого-либо, то это не влияет на их эмоциональный настрой, либо следует реакция: просто посмеялись, не поняли юмора, расшифруй. Группа учащихся никак не реагирует на такие слова.

2.2.2.Желание исправить ситуацию

Как часто вам хочется использовать ненормативную ( сленговую) лексику своей речи?

Количество учащихся

1.

Употреблять эти слова всегда при общении

35%

2.

Употреблять в зависимости от ситуации

55%

3.

Больше никогда не употреблять

15%

Вывод: большинство считают что данную лексику нужно употреблять в зависимости от ситуации (с друзьями, одноклассниками) , однако есть ряд учеников, которые считают, эти слова можно употреблять при любом общении.

2.2.3.Анализ уровня речевой грамотности учащихся (интервью с учителем О.М. Урванцевой)

Уровень коммуникации(в % приблизительно)

Количество учащихся

Устная речь

1

Свободно высказываются на заданную тему, богатый словарный запас

15%

 

Ученик выказывается на заданную тему, словарный запас оптимален

40%

 

Ученик с трудом высказывается на заданную тему, словарный запас беден

30%

 

Ученик с большим трудом высказывается на заданную тему, словарный запас скуден

15%

Письменная речь

1

Не допускают в творческих работах речевых ошибок

15%

2

Допускают в творческих работах 1-2 речевые ошибки

35%

3

Допускают в творческих работах 3-4 речевые ошибки

40%

4

Допускают в творческих работах более 5 речевых ошибки

10%

Вывод: чем ниже уровень владения литературным словом, тем ниже уровень написания творческих работ, тем ниже успеваемость.

III.Заключение.

В ходе анализа, практической работы, интервьюирования была подтверждена гипотеза, речь школьников нуждается в коррекции: проблема использования ненормативной ( сленговой) лексики у учащихся 8 «б» существует , значит, необходимо пополнять лексикон литературными словами, больше читать, заучить наизусть стихотворений и прозы, думать, « как слово наше отзовется». Повторная анкета об использовании « ненормышей» будет проведена через три месяца ( в третьей четверти), тогда можно будет сказать о первых результатах работы над проблемой в 8 «б» классе, а пока предлагается памятка по соблюдении чистоты русского языка.

Памятка «Как беречь чистоту слова».

1.Контролируйте собственную речь.

2.Не говорите плохих слов другим.

3.Встаньте в позицию: «Все пусть говорят, а я не буду».

4.Поймите,что сегодняшнее мое слово- лучшее слово.

5.Не выражайте в словах своего огорчения, ссоры, обиды

6.Пользуйтесь источниками мудрости для исправления речи

7. Для обогащения словарного запаса учить наизусть больше стихов и мудрых высказываний. (Приложение №2)

IV.Список литературы

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

2.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000

3.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994

4. Большая книга мудрости. Афоризмы и цитаты. М., АСТ, 2017

5.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999

6.Словарь антонимов русского языка. М., 1984

7.Словарь иностранных слов. М., 1988

8.Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 1995

9.Словарь омонимов русского языка. М., 1974

10.Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983

11.Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000

12.Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 1998

V. Приложения

Приложение №1

Анкета №2 «Ненормативная лексика»

1.Если используешь ненормативную ( сленговую) лексику, то в каких ситуациях:

а)в разговоре(или переписке) с друзьями, одноклассниками

б)с родителями, родственниками и т.д.:

в)не использую

2.Почему ты ее используешь (Выбрать любой ответ):

а) легче общаться;б) не хватает запаса слов; в)по другой причине (какой?)

3.Какие слова ненормативной лексики чаще всего ты используешь:

4.Можешь ли ты заменить названные тобою слова «ненормативной лексики» другим

словом ,понятным для всех слоев населения?

5.Тебе хочется:

а)употреблять эти слова всегда при общении;

б) изменить в какой-то ситуации;

в) навсегда изменить и больше не употреблять.

6. Как влияет слово ненормативной лексики ,сказанное ТОБОЙ на твое настроение, самочувствие, поведение, общение с другими людьми (одноклассниками,друзьями ,родителями и др.)

7. Как влияет слово ненормативной лексики ,сказанное КЕМ-ТО на твое настроение, самочувствие, поведение, общение с другими людьми(одноклассниками, друзьями ,родителями и др.)

Приложение № 2

Высказывания мудрых о языке

1.Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.(Вольтер)

2. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.(В. Г. Белинский)

3. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. (А. И. Герцен)

4.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса... Берегите чистоту языка, как святыню! ( И. С. Тургенев)

5.Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителем, послушен, ловок и вместителен...(А. И. Куприн)

6.С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом... Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.(К.Г.Паустовский)

7.Слово — дело великое. Великое поэтому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Н. Толстой)

В ходе анализа, практической работы, интервью была подтверждена гипотеза, что ученики поняли, что проблема использования ненормативной лексики для наших учащихся существует и необходимо пополнять свой лексикон литературными словами, обогащать свою речь чтением.

Просмотров работы: 155