У известного детского писателя В.К. Железникова есть повесть «Чучело». В небольшом городке поселились Лена и её дедушка, в школе одноклассники девочку не приняли. Они подвергали её насмешкам, придумав для неё обидное прозвище – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были прозвища: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка…
В нашем классе тоже у многих ребят есть прозвища. И вообще прозвища распространены в школьной среде, особенно в подростковом периоде. Иногда они являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать своё прозвище как обидное.
Для чего нужны прозвища? Почему они появляются? Разве недостаточно имени? Желание получить ответы на эти и подобные вопросы обусловило выбор темы моей исследовательской работы.
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – прозвища, существующие в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
Актуальность – прозвища широко распространены среди школьников, но их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка; работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Цель исследования: Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у обучаемых 5-9 классов МБОУ «Верхнекалинская» ООШ» и учителей (в школьном возрасте). Проанализировать отношение к прозвищам.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
познакомиться с научно-популярной литературой по данной теме;
провести анкетирование школьников и взрослых;
выявить, все ли школьники в подростковом возрасте имеют прозвища;
установить, каково происхождение прозвищ, как они появились;
проанализировать отношение школьников и взрослых к прозвищам;
узнать мнение психолога о школьных прозвищах.
Гипотеза: есть мнение, что прозвища – явление, существующее всегда и повсюду, особенно широко они распространены среди школьников. Так ли это?
Методы исследования:
сбор информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
анкетирование;
анализ;
сравнение;
статистические исследования.
В языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Личные имена людей, отчества, фамилии, прозвища и псевдонимы изучает ее раздел – антропонимика.
Исследования в этой области языкознания достаточно широко представлены. Этой наукой интересовались В.К. Чичагов «Из истории личных имен, отчеств и фамилий», А.А. Угрюмов «Русские имена», А.В.Суперанская «Как вас зовут?», Л.Успенский «Ты и твоё слово». Существует несколько словарей русских личных имён: “Словарь древнерусских личных собственных имен” М. Н. Тупикова, «Словарь русских личных имен” Н. А. Петровского, «Как ваше имя?», «Что означает ваше имя?» Л.В.Успенского.
Чтобы определить, как появились прозвища, заглянем вглубь веков и проследим историю появления на Руси имён.
1. Происхождение имён на Руси
Имена людей – часть истории народа. В них отражаются быт, верования, фантазия, художественное творчество народа, исторические контакты. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя. Личное имя (в древнерусском языке – рекло, назвище, прозвище, прозвание) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а так же говорить о нём с другими.
Все знают о крупном событии конца X века – крещение Руси. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью при крещении. Имена эти были записаны в специальных книгах «Святцах». Если мы начнём рассматривать христианские имена по значению тех слов, от которых они произошли, то заметим в них такую особенность, как подчёркивание моральных и физических достоинств людей: Андрей - «мужественный», София – «мудрая», Виктор – «победитель».
Привычное для нас именование людей по формуле – фамилия, имя, отчество – было введено в начале XVIII века.
А что же было до появления христианства?
Оказывается, на Руси для наречения младенцев использовались самобытные древнерусские имена, они были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. Древнерусские имена были разнообразны:
имена, образованные от чисел – Перва, Первой, Вторак, Третьяк, Четрертуня, Пятак, Шестак, Семак, Осьмак, Девятов;
имена данные по цвету волос и кожи – Черныш, Чернява, Чернавка, Белуха, Белой;
по внешним признакам – Малюта. Голова, Малой, Долгой;
по характеру и поведению ребёнка – Бессон, Забава, Истома, Неулыба, Несмеяна;
по обстоятельствам – Бажен, Любим, Ждан, Неждан, Поспел, Хотен;
по времени рождения – Вешняк, Зима, Мороз
Богатство состава этих имён отражено в словаре Н.М.Тупикова «Словарь древнерусских личных собственных имён».
После христианизации Руси долгое время люди носили два имени: крестное, предназначенное для небесных дел, и мирское – для земных.
Обычными именами простых людей были такие: Кислоквас, Жирнос, Кисель, Болван, Сорока, Нелюб, Неудача, Паук.
Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Часто родители считали, что назвать ребёнка красивым именем – значит привлечь к нему злых духов. «Плохие» имена якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть – Горяиин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустой, Злоба, Тугарин.
Именно тогда появилась пословица: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь».
К внутрисемейным именам часто дополнялись прозвищные, данные в общественной среде, после вступления человека в самостоятельную жизнь или при перемене места проживания. Большая часть словаря Н.М.Тупикова содержит прозвища именно такого общественно-бытового характера. Оснований для присвоения прозвищ взрослым было гораздо больше, поэтому и по количеству, и по разнообразию они превосходят внутрисемейные имена:
по внешнему виду – Большой, Безнос;
по характеру – Блоха, Правда, Ворона;
по общественному положению – Барышник, Кузнец;
по происхождению – Француз, Тула;
по ремеслу – Дуло, Ложка, Шуба.
Некоторые исследователи считают, что не следует путать прозвища и языческие древнерусские имена. Но далеко не всегда между ними проходит чёткое различие.
2. Отличие имени от прозвища
Собственное имя имеет общее значение, не указывает на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Люди с разными внешними признаками и внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Мы не знаем, почему человек назван именно так.
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени оно отражает реальные свойства и качества человека.
Словарь Ушакова даёт следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица».
Исследователи пока не пришли к единому мнению, что же понимать под термином прозвище. О.Г.Винокур определил прозвище как термин, которому «не свойственна интеллектуальная чистота», т.е. отрешённость от образных и эмоциональных переживаний, обычно сопутствующих обиходному словоупотреблению». В.К.Чичагов даёт следующее определение прозвищам – это «слова, даваемые людям в разные периоды жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определённом, часто довольно замкнутом кругу общества». Так или иначе все относят к прозвищам шутливую, насмешливую характеристику именуемого лица.
Л. Успенский в своей книге «Ты и твоё имя» определяет следующие сходства и различия имени и прозвища:
«Сходство:
И то и другое - имена собственные.
И то и другое образуются из самых обычных слов.
И от имени и от прозвища легко образуются так называемые "фамилии": Андрей и его потомки - Андреевы; Андрей Хорек и его дети - Андреевичи Хорьковы.
Различие:
Имя употребительно одинаково как внутри семьи, так и вовне, всюду,
вплоть до официального документа.
Прозвище применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии взаимного уважения. Ни в какой документ оно "не лезет".
Имя постоянно сочетается с отчеством и фамилией; прозвище - никогда. Из имени без труда образуются отчества, а из прозвища - нет: это немыслимо.
Имя - почтенно, прозвище - чисто обидно».
3. Классификация прозвищ
Как возникают прозвища? Исследования учёных показали, что существуют следующие основные принципы происхождения прозвищ:
по внешнему виду
по месту рождения
по характеру
по фамилии, имени
по виду деятельности
Но есть и другие:
по физическим, интеллектуальным качествам
по событию или случаю из жизни
Выделяются и основные функции прозвищ:
выдвижение лидеров микросообщества
выделение из группы отвергнутых людей
различение детей с одинаковыми именами
подчёркивание преемственности по родовой линии
поддразнивание и унижение
проявление симпатии.
4. Влияние прозвищ на школьников
Психологи утверждают, что прозвища отражаются на психике детей и могут серьёзно повлиять на дальнейшую жизнь. Неприятие сверстниками ведёт к замкнутости, способствует возникновению устойчивых отрицательных переживаний, исчезает уверенность в себе, уменьшается способность и желание учиться, пропадает желание ходить в школу.
Психологи советуют:
не поддаваться эмоциям и не обращать внимание
учиться отвечать так, чтобы у обидчика больше не возникало желания приставать
подойти к обидчику и спросить, почему он так к тебе обращается.
5. Результаты практических исследований
В рамках практического исследования было опрошено 53 ученика 5-9 классов и 14 учителей школы.
Результаты анкетирования учащихся (приложение1)
Большинство учащихся (70%) имеют прозвища, из них (8%) даже несколько.
41% учащихся, имеющих прозвища, получили их ещё до школы, 59% - в школе.
Большинство прозвищ (43%) образовано на основе фамилий, 38% случайные, не связанные ни с чем. Только 11% связано с внешностью и 8% - с чертами характера.
Как выяснилось, 57% опрошенных любят давать прозвища, даже если имеют их сами и при этом обижаются.
На вопрос: как ты относишься к прозвищу, почти что половина ребят (48%) ответили, что не обращают внимания. Хотя наблюдения на переменах и после уроков дают основания сомневаться в данной статистике. Возможно, некоторые ребята выдают желаемое за действительное. Всего 14% учеников признались, что прозвища – это обидно. У 28% хорошее чувство юмора, а 11% предпочитают прозвища именам.
Как бы ни относились ребята к прозвищам, анализ последнего вопроса анкеты говорит о том, что большинство (45%) против прозвищ.
Для чего же, по мнению ребят, нужны прозвища? Удивительно, но 32% опрошенных употребляя их, таким образом проявляют симпатию. 23% используют прозвища с целью выделения отвергнутых, 10%, чтобы унизить. 14% так выделяют лидеров микросообщества. А ещё прозвища передаются «по наследству» (10%).
Результаты анкетирования взрослых (приложение2)
Было опрошено 14 учителей школы. Им было предложено вернуться в детство и вспомнить всё о прозвищах.
93% взрослых имели прозвища.
Все прозвища были приобретены в школе.
В подавляющем большинстве (77%) их создание было связано с фамилией и именем.
57% бывших школьников давали прозвища другим.
Скорее всего, взрослые, отвечая на вопрос: как вы относились к прозвищу, выразили свою позицию на сегодняшний день, и 62% ответили, что с юмором относились к своим прозвищам, и только 15 % - обижались.
На вопрос: нужны ли прозвища, 43 % ответили, что не имеет значения, но и достаточно много респондентов (36%) считают, что прозвища не нужны.
Заключение
Какие же выводы можно сделать, учитывая позиции современных школьников и учеников прошлых лет. Во-первых, прозвища существуют в школьной среде всегда. Во-вторых, они могут даваться в разные периоды жизни, причём современные дети получают прозвища гораздо раньше. Известны прозвища довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса, школы или друзьям. Некоторые имеют несколько прозвищ, и каждое из них связано с принадлежностью к определённой группе.
Если большинство школьников прошлых лет получали прозвища, связанные с фамилией и именем, то современные чаще случайные и многие не понимают, за что получили их. Во все времена большинство школьников сами давали прозвища. Как показывает опрос, сегодняшние взрослые с юмором относились к прозвищам, а современные дети чаще не обращают внимания, хотя нам кажется, что это не совсем откровенные ответы. Об этом говорят и результаты ответов на последний вопрос: большинство респондентов считают, что прозвища не нужны.
Система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Но кому нужно такое средство проявления симпатии?
Давайте очистим наш язык от ненужных, а порой и обидных слов! Давайте будем относиться друг к другу с уважением и не будем портить наш красивый родной русский язык!
Литература
Большой толковый словарь современного русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова, М., 1995г.
Варатьян Э.А.«Занимательно об именах», М. «Просвещение», 2009г.
Введенская Л.А. «От собственных имён к нарицательным», М. «Просвещение», 1989г.
Горбаневский М. «В мире имён и названий», М. «Знание», 1987г.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов, М. «Русский язык», 1998г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., «Сов. Энциклопедия», 1972г.
Суслова А.В., Суперанская А.В. «О русских именах», Лениздат, 1991г.
Успенский Л. «Ты и твое имя», Лениздат, 1962г. (электронный вариант).www.wikipedia, свободная энциклопедия.
www.slovari.ru
www.kak zovut.ru
Приложение 1
Анкета (для детей)
Есть ли у тебя прозвище?
А) да Б) нет В) несколько
Если есть, то когда появилось?
А) до школы Б) в школе
3. С чем связано прозвище?
А) с фамилией Б) с чертами внешности В) с чертами характера
Г) случайное
4. Давал ли ты кому-нибудь прозвища?
А) да Б) нет
5. Как ты относишься к прозвищу?
А) с юмором Б) обижаюсь В) не обращаю внимания Г) нравится
6. Нужны ли прозвища?
А) да Б) нет В) не имеет значения
7. С какой целью ты пользуешься прозвищами?
А) выдвижение лидеров микросообщества
Б) выделение из группы отвергнутых людей
В) различение детей с одинаковыми именами
Г) подчёркивание преемственности по родовой линии
Д) поддразнивание и унижение
Е) проявление симпатии.
Анкета (для взрослых)
Было ли у вас прозвище?
А) да Б) нет
Если было, то когда?
А) до школы Б) в школе
3.С чем связано было прозвище?
А) с фамилией Б) с чертами внешности В) с чертами характера
Г) случайное
4.Давали ли вы кому-нибудь прозвища?
А) да Б) нет
5.Как вы относились к прозвищу?
А) с юмором Б) обижались В) не обращали внимания
6.Нужны ли прозвища?
А) да Б) нет В) не имеет значения
17