Михаил Александрович Шолохов
1. ВВЕДЕНИЕ.
Русский писатель Куприн Александр Иванович говорил: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
С самого рождения мы учимся говорить, позднее учимся писать. И это происходит на протяжении всей нашей жизни. Грамотность имеет большое значение для человека. Грамотность – это владение навыками устной и письменной речи. Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной формах. Он плохо владеет своим языком. Что не способствует его развитию в целом и развитию общества. В наше время человеку необходимо всесторонне развиваться, владеть различными навыками, чтобы не отставать от тех требований, которые диктует нам современный мир.
Предмет русского языка является одним из основных в школах России. Одно из главных мест в обучении русского языка занимает орфографическая работа. В контрольных работах, диктантах, сочинениях мы постоянно сталкиваемся с правописанием слов русского языка. Существует большая группа слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка. Это группа словарных слов, которые необходимо запомнить. Однако с помощью этимологического анализа можно легче усвоить написание слов с непроверяемыми гласными.
Таким образом, развитие орфографического навыка, развитие устной и письменной речи, умение правильно и красиво излагать свои мысли актуально всегда.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.
Цель: Изучить историю происхождения отдельных слов с непроверяемым написанием и экспериментально доказать эффективность использования этимологического анализа слов для повышения грамотности.
Задачи:
Изучить материал по теме исследования.
Научиться самостоятельно пользоваться словарями.
Расширить знания по правописанию словарных слов на основе этимологического анализа.
Экспериментально определить эффективность этимологического анализа.
Составить этимологический словарь для учеников начальной школы по выбранным категориям.
На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.
Сделать выводы.
Гипотеза:
Предположим, что использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.
3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1 Что такое словарь и для чего он нужен?
Словарь - это книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:
словарь - книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (энциклопедические). С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.
Первым русским словарём принято считать Азбуковник, помещённый в списке Кормчей книги 1282 года и содержащий 174 слова.
Все словари можно разделить на две большие группы: энциклопедические и лингвистические (филологические).
Энциклопедические повествуют о предметах и явлениях действительности, рассказывают о различных событиях. В данных словарях имеются сведения из разных научных областей.
Лингвистические словари освещают выбранный язык во всех его направлениях. В лингвистических словарях описывается не предмет или понятие, обозначаемое словом, а само слово как единица языка, его языковые и речевые характеристики: даётся его грамматическая характеристика, приводится лексическое значение, и т.п. Лингвистические словари по целям и способам описания бывают нескольких типов.
Словарь всех словарей – толковый словарь. Он «толкует» объясняет значения слов и даёт им определённые характеристики. Существует несколько значимых толковых словарей русского языка, но «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля и однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова являются самыми популярными.
В фразеологическом словаре собраны и систематизированы фразеологизмы русского языка с объяснением их значения, а иногда и с указанием происхождения. Каждый фразеологизм обычно иллюстрируется примером из литературы.
Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов. Названия данных словарей говорят сами за себя. Каждая из этих книг старается наиболее полно отразить богатство русского языка определённым лингвистическим материалом и отражает наличие в языке слов определённого типа.
Чтобы узнать происхождение слова нам необходимо обратиться к историческому или этимологическому словарю. Он откроет нам все тайны и загадки слова. А если мы хотим уточнить написание, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения нас научит орфоэпический словарь. Словообразовательный словарь расскажет о способах образования слов и их морфемной структуре.
Кроме того, в современном мире с развитием компьютерных технологий появилась новая отрасль – электронная лексикография, занимающаяся созданием электронных словарей. Пользоваться такими словарями можно с помощью компьютера, загружая его с диска как обычное программное приложение.
Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах. Словарями чаще всего пользуются учителя и ученики, чтобы узнать значение слова, написать то или иное слово правильно.
Словарь - незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Главное знать, к какому словарю обратиться.
3.2 Понятие этимологии. Этимологический анализ слова.
Этимология - это один из наиболее интересных разделов науки о языке. Он содержит в себе увлекательные сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о связанных с этим различных метаморфозах. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы или обзаводится новыми, начинает звучать по-другому. Например, возьмём слово «близорукий». Многие подумают, что это такой человек, который дальше своей руки не видит. Однако изначально это слово звучало «близозоркий». Но, видимо, произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Более того, слово стало ошибочно сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий».
Употребляя в повседневной речи то или иное слово, мы и не задумываемся о том, откуда оно пришло и что в исконном языке означало. Между тем обращение к словарям, в частности, к этимологическому расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры иных народов и времен.
Этимология происходит от греческих слов «этимон» - правда, истина - и «логос» - слово, понятие, учение. В толковом словаре С.И.Ожегова даны справки: «1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения». То есть этимология занимается установлением истинных значений слов. Этимологи занимаются изучением слов, чтобы уточнить все изменения. Этимология очень сложная наука!
Существует множество путей, которыми слово приходит в язык. Один из них - взаимодействие языков в процессе исторического развития народов. Увидеть это взаимодействие тоже помогает этимология. Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и русским языком) латинского и греческого происхождения. От латинского слова «манус» (рука) произошло много слов, таких, как мануфактура, маникюр, эмансипация, манипулировать. Греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять послания далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (записи о Земле). Много слов возникло с помощью латинских и греческих суффиксов и приставок. «Анти» — (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. Более сотни таких приставок и суффиксов были употреблены при образовании слов. Английский язык включает также много слов, заимствованных и из других языков мира: викинги принесли с собой такие слова, как «нога», «ворота», «сиденье», «грязь», «рождение», «уродливый»; норманны ввели слова «молитва», «министерство», «парламент», «бедность» и другие.
Из этимологических словарей так же мы можем узнать какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано, в какой форме и с каким значением, можем определить, какие слова чаще всего имеют бесспорную, единственно верную этимологию. Этимологические словари содержат в себе секреты и тайны слов. В них в интересной и доступной форме подробно описываются истории возникновения слов в русском языке и излагаются факты из истории их использования. Изначально история многих слов была выдумана, нафантазирована филологами и не имела исторического объяснения. Этимология стала развиваться в начале XX века. Учёных, которые занимаются историей изучения слов много, и у каждого может быть своё видение и трактовка происхождения слов. Этимологический словарь - это труд десятков, а то и сотен ученых. Известные этимологические словари и справочники, созданные русскими лингвистами: О.С. Арямова, Л.Д. Мали «Этимологический словарь для младших школьников»; В. Волина «Весёлая грамматика»; С.И. Ольгович «Этимология и орфография»; Ю.В. Откупщикова «К истокам слова»; Л.В. Успенский «Слово о словах»; Л.В. Успенский «Почему не иначе?»; Н.М. Шанский и Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка».
Этимология - очень увлекательный раздел языкознания. Новые слова появляются буквально каждый день. Одни не задерживаются в языке, а иные остаются. Так слово «апельсин»(голландское) - в переводе, оказывается, «китайское яблоко». А что получилось со словом «джинсы». В 19 веке один немецкий купец привёз из Генуи на калифорнийские золотые прииски плотное практичное синее полотно для изготовления палаток. Однако на месте было решено из этой ткани сшить брюки, которые пришлись по вкусу старателям. От английского наименования Генуи - «джин» - брюки получили название джинсы.
Некоторые хорошо известные слова родились благодаря изобретательности поэтов, писателей, политиков и ученых. Слово «лилипут» увидело свет в 1727 году, когда были напечатаны «Путешествия Гулливера». Слово было выдумано «из ничего». Джонатан Свифт придумал слово лилипут, назвав так крошечных жителей волшебной страны Лилипутии. Созвучно английскому little (маленький). Великим ученым Ломоносовым были введены в русский язык слова: «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».
Этимологический анализ определяет ранее существовавшее строение слова. Так слово «газета» - заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка. Изначально газета - это «монета в 2 сольдо с изображением сороки». На неё можно было купить газету. По-итальянски сорока - газза.
Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения привели его к настоящей форме и значению. Необходимость этимологического анализа слова определяется тем, какой была его реальная история в данном языке. Так, при проведении этимологического анализа заимствованного слова определяется источник заимствования.
Слово «вокзал» появилось в русском языке около двухсот лет назад. Пришло к нам это слово из английского языка, в котором писалось так – Vuaxhall. Предполагают, что первая часть этого слова – Vuax – означала фамилию владельца увеселительного заведения (Джейн Вокс), которое находилось близ Лондона, а вторая часть – hall – это название зала. Всё же слово означало место общественных увеселений, место для гуляния. Любопытно, что именно в этом значении слово «вокзал» существовало и в русском языке. Много десятилетий на Руси в вокзалах давали концерты. Как же появилось современное значение у этого слова? Это любопытная история. Дело в том, что когда в России была построена первая железная дорога, пассажиры побаивались нового способа передвижения. Тогда в Павловске при железнодорожной станции был открыт концертный зал-вокзал. Это привлекало пассажиров, они охотнее приходили на станцию, спокойнее садились в вагоны поезда. Вскоре слово «вокзал» стало означать здание железнодорожной станции. В этом значении слово существует сейчас.
При этимологическом анализе исконно русского слова восстанавливается его первоначальная структура, обращается внимание на наличие или отсутствие изменений в структуре слова. Определяется вид этих изменений, их причина. Пример исконного слова «корабль». Это слово общеславянское Объясняя правописание слов корабль, корыто, русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский пишет: «Здесь сомнительные звуки стоят: один в корне, другой в окончании. Станем припоминать слова от того же корня. Ясно, что слова корыто, корабльпроизошли от слова кора, потому что в старину корыта, как и корабли, вероятно, делались из древесины, древесной коры. Возьмём уменьшительное от этого слова - корка, корочка, и мы ясно услышим звук о, потому что ударение перешло на него».
Объектом этимологииявляются в основном слова с непроверяемым написанием, которые необходимо механически запоминать, что не всегда является эффективным и интересным.
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.
4.1 Эксперимент.
Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, мы решили провести эксперимент. Экспериментальная работа была проведена среди учеников нашего четвёртого класса.
Цель эксперимента - выявление уровня орфографической грамотности детей в словах с непроверяемым написанием.
Для определения уровня грамотности был проведён словарный диктант. В словарный диктант вошли 12 словарных слов необходимых для обязательного запоминания учениками в 4 классе. Эти слова были разделены на 4 группы:
I группа – слова с непроверяемыми безударными гласными: адрес, багаж, календарь.
II группа – слова с непроизносимыми согласными: здравствуй, праздник, чувство.
III группа – слова с удвоенными согласными: аккуратный, аллея,пассажир.
IV группа – сложные слова: автомобиль, библиотека, телефон.
В эксперименте приняли участие 30 человек. Количество учеников было разделено на две группы. Первой группе для запоминания домой были выданы карточки со словарными словами без этимологического разбора. Второй группе были выданы карточки для изучения и запоминания с такими же словами, но с этимологическим разбором. На следующий день был проведен словарный диктант.
В результате исследования мы определили, что в первой группе общее количество ошибок составило 30. 10 человек написали диктант с ошибками и 5 человек – без ошибок.
В второй группе общее количество ошибок составило 13. 6 человек написали диктант с ошибками и 9 человек – без ошибок.
Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2, а также на диаграмме.
Наибольшее количество ошибок было допущено в словах аккуратный, аллея, пассажир, автомобиль, здравствуй.
Таблица 1
Результаты написания словарных слов в первой группе.
Количество человек |
Не допустили ошибки |
Допустили ошибки |
Общее количество ошибок |
15 |
5 человек |
10 человек |
30 |
Таблица 2
Результаты написания словарных слов во второй группе.
Количество человек |
Не допустили ошибки |
Допустили ошибки |
Общее количество ошибок |
15 |
9 человек |
6 человек |
13 |
Таким образом, эксперимент доказывает эффективность использования этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка и способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе, а также повышает интерес к его изучению.
4.2 Составление этимологического словарика.
Учитывая результаты и эффективность проведённого эксперимента, мы решили создать небольшой этимологический словарик слов с непроверяемым написанием для учеников начальной школы. В словарик вошли словарные слова, которые необходимо знать ученикам к концу обучения в 4 классе.
Работа проводилась следующим образом:
С помощью толкового словаря определяли значение слова.
С помощью этимологического словаря определяли характер слова: исконное или заимствованное, сравнивали слово с историческим родственником.
С помощью этимологического словаря находили наиболее понятное объяснение правописания непроверяемых букв.
Подбирали наглядную картинку к слову.
Подбирали звуковой облик (загадки, стихи и т.п.) для изучаемого слова.
Для работы были выбраны те источники толковых и этимологических словарей, в которых по нашему мнению, были даны объяснения более доступные и понятные для восприятия учениками начальной школы. Поэтому были использованы несколько толковых и этимологических словарей:
С.И.Ожегов «Словарь русского языка».
Н.М.Шанский, Т.А.Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка».
Л.В.Успенский «Почему не иначе?».
Пример этимологического разбора слова из нашего словарика:
БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где бИблИон– «книга», тека – «склад, ящик».
Библиотека – бИблИОн, тека = «склад, ящик книг»
Отгадайте загадку :
Живей отгадайте, девчонки, мальчишки -
Светланы, Татьяны, Артемы и Кости:
Где ваши друзья живут добрые - книжки?
Куда вы частенько приходите в гости?
Созданный этимологический словарик прилагается (Словарик может быть выслан отдельным файлом).
При создании этимологического словарика возникли определённые трудности. У разных авторов этимологических словарей могут быть разные объяснения происхождения слов, поэтому приходилось выбирать наиболее понятный вариант. Не все слова удалось найти в этимологических словарях, в частности слово рассказ, наряд. В анализируемых словах не всегда с помощью этимологического словаря можно определить написание слабой позиции в слове.
В словарь вошли 72 слова. Заимствованных слов получилось больше, чем исконных. В основном слова заимствованы в эпоху Петра Первого.
Использование этимологического анализа при работе со словами с непроверяемыми написаниями очень сложная, но в тоже время интересная и увлекательная работа. Благодаря такому анализу слов изучение становится более эффективным, повышается грамотность учеников в школе. Знакомство с этимологией слов расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому слову, к языку.
5. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – ЛЭПБУК.
На основе проведённой нами работы, мы решили представить творческий проект: интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается). Ее можно использовать на уроках русского языка для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме в игровой и познавательной формах.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны всем, кто изучает русский язык, и использованы на уроках русского языка для повышения орфографической грамотности детей.
7. ВЫВОДЫ.
Этимологический анализ слов – наука очень сложная и многогранная.
У каждого слова своя история, своё значение.
У разных авторов этимологических словарей могут быть разные объяснения происхождения слов, в связи с чем в работе возникали определённые трудности.
Наша гипотеза подтвердилась. Использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.
В результате работы были созданы этимологический словарь словарных слов для учеников начальной школы и творческий проект Лэпбук.
Процесс изучения происхождения слов очень увлекательное и интересное занятие.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Знакомство с этимологией слов оказывает положительное влияние не только на правописание словарных слов, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому языку, знакомит с историей и культурой русского языка.
Этимологический анализ всегда требует к себе творческого подхода.
Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Поняв, как образовано словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.
Этимология очень сложная наука! Но не бойтесь окунуться в мир истории слов! Это очень увлекательное занятие!
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.»
Николай Васильевич Гоголь
9. ЛИТЕРАТУРА.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Изд-во «Русский язык», 1990.
2. Успенский Л.В. «Почему не иначе?». – онлайн-словарь.
3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Изд-во «Дрофа», 2000.
4. Интернет-ресурсы:
http://www.pochemyneinache.com/
http://slova.textologia.ru
https://ru.wikipedia.org