Диомед, философ, 4в.
Введение
Часто в семье, в школе, в общественных местах мы слышим речь с неправильной постановкой ударения. Это нарушает красоту нашего языка и режет слух. Ударение в словах – один из главнейших элементов устной речи. В нашем русском языке оно играет исключительно важную роль, так как благодаря ему мы можем различать слова.
О значении слова для общества говорится и в многочисленных пословицах и поговорках:
Человеческое слово стрелы острее.
Пулей попадёшь в одного, а метким словом в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Но неверно употреблённое слово, подобно ветру, может и разрушить, исказить мысль. Поэтому мне стало интересным узнать, от чего зависит ударение в словах, как правильно ставить ударение, чтобы речь была грамотной и понятной. Отсюда актуальность проблемы постановки правильного ударения: Проблема правильности речи – одна из актуальных проблем современного общества. Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Сегодня устная речь играет в жизни многих людей более важную роль, чем письменная. Каждый из нас говорит чаще и больше, чем пишет. Понятно, что навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи. Надо понимать, что любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.
Цель исследовательской работы: Узнать, как правильно ставить ударение, чтобы не искажать речь и, становясь грамотнее самой, быть примером другим.
Задачи:
Изучить нормы постановки ударения в русском языке, найти различия с
другими языками;
Выяснить причины неправильности постановки ударения в устной речи;
Выявить наиболее распространенные ошибки;
Вызвать интерес к проблеме у сверстников, заинтересовать слушателей;
Определить возможные пути решения проблемы.
Способствовать повышению орфоэпической грамотности среди учащихся, усвоению норм ударения в языке.
Выпустить сборник-памятку о правильной постановке ударения для одноклассников.
Достижение поставленной цели требует различных методов исследования:
изучение литературы по данной теме;
работа с интернет - ресурсами;
работа со справочниками и словарями;
наблюдение за устной речью с целью выявления наиболее типичных ошибок, их систематизация;
составление теста (проверочного текста) по результатам наблюдений;
тестирование одноклассников;
анализ результатов, выводы.
Гипотеза:
Предполагаю, что смогу заинтересовать сверстников темой правильной постановки ударения, выпущу буклет-памятку, предложу сборник «Говори правильно», что поможет запомнить часто употребляемые слова, сделать речь грамотнее.
Основная часть
Ударение – выделение голосом какой-то единицы в речи. Не все слоги в слове мы произносим одинаково звучно. Некоторые из них мы особо выделяем среди других. Это явление называют словесным ударением. А если голосом выделить какое-то слово в предложении, то такое ударение называется смысловым, илилогическим ударением.
Также я нашла информацию о видах ударения – эмфатическое, фразовое, синтагменное.
Моё исследование касается словесного ударения, т.е. выделение голосом слога.
Обучаясь в начальной школе, школьники запоминают простое правило:
Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.
Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.
Знак ударения «/ ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.
Казалось бы, всё очень просто: запомнил правило – применяй.
Но встречаются такие «хитрые» слова, которые ставят в тупик, заставляют задуматься. Как же правильно произносить: творо́г или тво́рог, на́чал или нача́л, догово́р или до́говор и т.д.?
В затруднительных случаях можно и нужно обращаться к словарям и справочникам.
Хотя, ещё сравнительно недавно, 90 лет назад, автор одного из орфографических словарей Д.Н. Ушаков утверждал, что «установленных правил ударения нет».
Действительно, эта область достаточно долгое время была малоизученной. Но прошли десятилетия, и особенности постановки ударения получили научное объяснение.
Исследовав особенности словесного ударения, я нашла много полезной и интересной информации.
Место ударения в слове, оказывается, может зависеть от происхождения слова.
В некоторых языках ударение ведёт себя послушно и тихо – стоит себе на определённом месте.
Например, в венгерском, чешском, латышском языках ударение всегда на первом слоге. В польском – на предпоследнем. В армянском, турецком, французском - на последнем.
А вот в нашем родном русском языке много особенностей постановки ударения. Ударным слогом может быть первый ( бЕлка, лЕтний), второй ( дорОга, красИвый), последний ( инститУт, золотОй), вообще любой слог. То есть, ударение в русском языке разноместное. Но это не значит, что в любом слове при его изменении ударение перемещается. Есть слова, которые имеют неподвижное ударение. То есть при изменении слова, ударение не меняется. Вот пример:
арбУз, арбУзы, арбУзу;
брАт, брАта, брАтья, брАтьям;
досУг, досУгу;
срЕдство, срЕдства,срЕдствам;
тОрт, тОрта, тОрту; тОрты, тОртам ;
шофЁр, шофЁра, шофЁры.
Есть в русском языке слова с неподвижным ударением. В именительном падеже ударение в таких словах падает на корень, а в косвенных падежах – на окончание. Например:
багАж, багажУ, багажА;
гарАж, гаражА, гаражУ
мОрж, моржИ.
Существует в русском языке понятие подвижное ударение. В единственном числе ударение падает на основу, а во множественном – на окончание. Например:
бАл-балЫ; дирЕктор –директорА; шкАф-шкафЫ
Ещё одна разновидность подвижного ударения. В единственном числе ударение на окончании, а во множественном – на основе:
грозА- грОзы; землЯ – зЕмли; козА –кОзы; сестрА- сЁстры; окнО- Окна.
Ударение может отличать одно слово от другого, например, а́тлас – атла́с, а также может быть показателем грамматической формы слова, например, ру́ки – (нет) руки́.
От ударения, поставленного в слове, может зависеть смысл высказывания:
леднИк - огромное скопление льда на поверхности Земли
лЕдник - погреб, где в старину летом хранили продукты
Вот несколько примеров слов, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Это омографы:
Атлас - атлАс
мукА - мУка ;
хлОпок - хлопОк,
бЕлки - белкИ ;
зАмок - замОк ;
гвоздИки - гвОздики_
Таким образом, отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Последняя особенность (подвижность) и вызывает наибольшую трудность в усвоении норм произношения с правильной постановкой ударения.
У ударения есть еще одна интересная черта, о которой я узнала: оно меняется в зависимости от того, какая профессия говорящего, существует некое понятие «профессиональное ударение».
Например,для всех людей правильно произносить «добЫча» . А шахтеры говорят
« дОбыча угля». Для них это правильно, это «профессионализм» - слово, характерное для людей отдельной профессии.
Все говорят «кОмпас», «рАпорт», а моряки «копмАс», «рапОрт». То же самое «Атомная масса» - общепринятое выражение, « атОмная масса» - говорят физики.
И это ещё не все особенности русского ударения.
В некоторых словах целых два ударения! Обычно это сложные длинные слова. Одно ударение – главное, оно более заметно, а второе – второстепенное, менее отчётливо, но всё-таки его можно услышать.
Например, «природовЕдение», «железобетОнный», «чёрно-бЕлый», высокоодарЁнный, вечнозелЁный.
Иногда в некоторых источниках его называют побочным.
Но и это ещё не всё!
Оказывается, существуют слова, в которых вообще нет ударения!
Такие слова называются «клитики».
Союзы, предлоги, частицы являются клитиками.
Например, « на горЕ», «ко мнЕ», « не знАю».
« Главные» слова мы произносим с предлогами слитно, словно они являются одним словом.
Но может быть и другая ситуация: обычное слово теряет ударение и оно «перебегает» к предлогу (который обычно ударения не имеет).
Например, « поверить нА слово», «Нам задали нА дом», « бЕз вести», « бЕз толку», «зА год», « пОд гору».
Я подумала, может, они потому и названы клитиками, что два слова как бы кличут, зовут друг другая, словно играют в бег наперегонки….
Легко запомнить тогда их название.
В ходе исторического развития место ударения в слове изменялось:
Самым удивительным открытием для меня стало то, как менялось ударение в разные времена.
А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет:
«Воротись, дурачина, ты к рыбке.
Поклонись ей, выпроси уж Избу…»
Привычное слово «избА» произносилась с другим ударением.
Ещё пример: в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно прочитать:
«МузЫка уж греметь устала»
А сейчас мы произносим – мУзыка.
Таких примеров множество в нашем учебнике «Литературное чтение».
При изучении раздела «Поэтическая тетрадь» поэты допускают постановку ударения, непривычного современному, соблюдая при этом рифмовку.
С.Есенин:
У побЕрежья зелёного,
Наклонив головки нежные,
Перешёптывались лилии
С ручейками тихозвонными. («Лебёдушка»)
М.Лермонтов:
Внизу огни дозорные
Лишь на мосту горят,
И колокольни черные,
Как стОрожи, стоят. («Свиданье»)
музЫка- мУзыка ; статУя-стАтуя; геогрАф-геОграф, паспОрт-пАспорт…
Это всё примеры изменения ударения в словах с течением времени.
Заимствованные слова тоже представляют особый интерес.
Слово «паспорт» пришло из Франции. Во французском языке ударение всегда на последнем слоге. И какое-то время все в России говорили « паспОрт».
А потом русский язык переиначил, как ему удобнее, и сегодня мы говорим
« пАспорт».
Интересная история слова «индустрИя».
Оно пришло из французского языка в 30- е годы 19 века и произносилось
« индустрИя» по французским правилам. Тогда это было редкое, не очень употребительное слово. Но в конце XIX века пришёл другой вариант из немецкого языка. И слово стало произноситься как «индУстрия».
Теперь правильным считаются оба варианта. Но чаще употребляется первый.
Но остались слова с неизменным французским произношением:
визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, канапе́, консоме́… жалюзи́, монпасьЕ, конферансьЕ.
А вот пример ещё более древнего варианта ударения.
«Пришла беда - отворяй воротА». Поговорка эта старинная. Раньше правильным было ударение на последний слог, а теперь мы говорим « ворОта».
В 40-х годах XX века вышел словарь Д. Ушакова, в котором официально «разрешили» произносить: слУчай, барОметр. А до этого считалось правильным ударение в другом месте.
Большая группа слов в русском языке имеет несколько вариантов ударения.
Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог
баржа́ и ба́ржа
комба́йнер и комбайнёр
щепо́ть и ще́поть
Чем больше я исследовала в этой области, тем больше находила интересного об ударениях, как оно ставится в различных частях речи, как иногда не подчиняется общепринятым нормам языка, какие бывают слова-исключения…
Многое ещё мне не совсем понятно, наверное, это изучается в старших классах, институтах, университетах теми, кто занимается вопросами языкознания.
Возможно, я тоже когда-нибудь с интересом окунусь в это, а пока мне интересно то, что связано с произношением моих одноклассников, моих друзей, знакомых, родителей.
Часто сами взрослые неправильно произносят общеупотребительные слова, что уж говорить о детях.
Практическая часть
К
Асимметрия, афера, баловать, вероисповедание, взрывчатое, включит, включат, воспринял воспринять, вручат, газопровод, грунтовая, дремота, двоюродный, досуха, звонит, каталог, квартал, к деньгам, в деньгах, джинсовый, обеспечение, оптовый, свекла, диспансер, договор, квартал, каталог, кладовая, колледж, пуловер, создана, сироты, умерший, упрочение, уставный, феномен, ходатайство, ходатайствовать, щавель.
огда я готовила работу и проводила исследование, нашла в интернете видеоролик, где проводился опрос на улицах одного из городов в День русского языка (21 февраля). Прохожим предлагалось прочитать текст, правильно произнеся ударение. Он очень интересен и поучителен. Думаю, всем полезно посмотреть. Подобный лист-опросник с просьбой проставить ударения в словах я вручала взрослым: своим родителям, старшему брату-семикласснику, знакомым, учителям школы:
Вывод: тест - опрос показал, что взрослые делают большее количество ошибок, чем те же школьники-старшеклассники.
Конечно, это закономерно, ведь школьники изучают многие слова в школьной программе, так сказать «варятся в этом».
Закономерно, что и среди взрослых, мною опрошенных, самая грамотная категория – учителя.
Кому, как не им учить нас грамотности!
Что и говорить о филологах, о тех, кто изучает сложную науку - языкознание.
Им нельзя ошибаться, они для нас – образец и пример грамотности.
А как же быть с моими сверстниками?
Для того чтобы проверить, как мои одноклассники умеют правильно ставить ударение в некоторых словах, часто встречающихся в разговорной речи, в средствах массовой информации, я провела небольшой текст - опрос.
Ребят попросила расставить ударения в тексте.
Результат печален. Из 26 работ моих одноклассников нет ни одной правильной!
Я обнаружила большое количество ошибок, а особенную трудность вызвали слова: столЯр бАнты баловАть
Проанализировав собранный материал, я пришла к выводу о том, что речь большинства моих ровесников, да и взрослых людей не соответствует орфоэпическим нормам русского языка с точки зрения правильности ударения.
Заключение
Писатель М. Горький писал: «Языковая неграмотность является признаком низкой культуры…»
Любой грамотный человек должен стремиться повысить культуру речи.
Что же делать, как разобраться во всех этих ударениях в таком сложном, но таком интересном родном русском языке, в котором сколько правил, столько и исключений?
С этим вопросом я обратилась к самым грамотным людям: преподавателям русского языка и литературы.
Ответ формулирую так:
Если с французами всё ясно: ударяй себе на последний слог и не ошибёшься, то в нашем русском языке многое приходится заучивать и запоминать. Только так!
Поэтому для лучшего запоминания я создала буклет памяток - запоминалок.
Стихи и картинки лучше воспринимаются зрительно и на слух.
Если такой буклет будет у каждого под рукой и частенько перелистываться, то, уверена, что речь окружающих: и взрослых и детей непременно будет более грамотной.
Гипотеза моя подтвердится временем.
Мне настолько интересно узнавать что-то новое о языке, что в скором времени я займусь вопросом правильного произношения, ведь как только не искажают наш прекрасный русский язык, употребляя всевозможные формы слов и выражения, типа:
Ихняя дочь
Еёшние награды
Едь ко мне
Умылася, оделася…
Иду по колидору
Стери с доски
Ложить на стол
Хочете есть
Ездиют машины
Но это уже будет другое исследование.
Итогом работы пусть послужат простые советы:
Как повысить речевую культуру? Как добиться грамотности, правильного произношения, правильной постановки ударения?
Живой интерес к родному языку, чтение художественной литературы, а тем более изучение материалов справочников, работа со словарями способствует развитию правильной речи.
Поэтому наличие в домашней библиотеке подобной литературы необходимо, ведь все сомнения в употреблении того или иного слова может развеять словарь или справочник, либо интернет.
Важно также ориентироваться и на «живое» слово, на слово, произнесённое человеком с достаточно богатым языковым опытом, и это, прежде всего учителя, в частности учителя-филологи, учёные, писатели и т.п.
И, конечно, самоконтроль, анализ своей речи – обязательные условия для повышения речевой культуры.
Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять.
Хотите иметь в своем арсенале такой инструмент? Становитесь грамотными!
Использованная литература, источники:
К.С.Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989
Мир мудрых мыслей. / Сост. Л.Л.Ермолинский, Т.Ф.Ермолинская. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ»,1985
Д.Э.Розенталь. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2007
Интернет-ресурсы, ссылки: (дата обращения – май – сентябрь 2017)
http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/pravilnaya-rech
http://yourspeech.ru/eloquence/talk/gramotnaya-rech.html
http://vashgolos7.ru/udarenie-v-slovax.html
http://www.kak-sdelat.su/1982-kak-pravilno-stavit-udarenie-v-slovah-russkogo-yazyka.html
http://uchitelslovesnosti.ru/publ/zapominaem_pravila/pravila_v_stikhakh/stikhi_schitalochki_stav_pravilno_udarenie
http://www.7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/794-stihi-zapominalki-udareniya.html
http://мудрый-гном.рф/
http://pan-poznavajka.ru/
Приложение
Словарик «Говори правильно»
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!
словарик
А |
Г |
З |
агЕнт |
гналА |
завИдно |
алфавИт |
гналАсь |
зАгнутый |
аэропОрты, им.п. мн.ч. |
граждАнство |
зАгодя |
Б |
Д |
закУпорить |
балОванный, |
давнИшний |
зАнял |
баловАть |
дефИс |
занялА |
балУясь |
диспансЕр |
зАняло |
бАнты, |
добелА |
занятА |
бОроду, |
добралА |
зАнятый |
бралА |
добралАсь |
заселЁн |
бралАсь |
довезЁнный |
запертА |
бухгАлтеров, |
дОверху |
зАтемно |
В |
договорЁнность |
звалА |
вЕрба |
дождалАсь |
звонИм |
вернА |
дозвонИтся |
звонИт |
вероисповЕдание |
дозвонЯтся |
звонИшь |
взялА |
дозИровать |
знАчимость |
взялАсь |
докраснА |
знАчимый |
включЁн |
докумЕнт |
зимОвщик |
включЁнный |
донЕльзя |
зАсветло |
включИм |
дОнизу |
И |
включИт |
досУг |
избалОванный |
включИшь |
дОсуха |
Иксы |
влилАсь |
Е |
импЕрский |
вОвремя |
еретИк |
инстИнкт |
ворвалАсь |
Ж |
исключИт |
воспринялА |
жалюзИ |
Исстари |
вручИт |
ждалА |
исчЕрпать |
воссоздалА |
жилОсь |
К |
молЯщий |
некролОг |
каталОг |
мусоропровОд |
нЕнависть |
квартАл |
Н |
ненадОлго |
киломЕтр |
навЕрх |
низведЁн |
клАла |
навралА |
нОвости |
клЕить |
наделИт |
новостЕй |
кОнусы, |
надОлго |
нОгтя |
кОнусов |
надорвалАсь |
О |
кормЯщий |
нажИвший |
обеспЕчение |
корЫсть |
нажитА |
обзвонИт |
крАлась |
назвалАсь |
облегчИт |
крАны |
накренИт |
облегчИть |
красИвее |
налилА |
облилАсь |
красИвейший |
налИвший |
обнялАсь |
кремЕнь |
налитА |
обогналА |
кренИтся |
намЕрение |
ободралА |
кровоточАщий |
нанЯвшийся |
ободрЁнный |
кровоточИть |
нарвалА |
ободрЁн |
кУхонный |
нарОст |
ободренА |
Л |
насорИт |
ободрИшься |
лгалА |
нАчал |
обострЁнный |
лЕкторы |
началА |
обострИть |
лЕкторов |
нАчали |
одолжИт |
лилА |
начАв |
озлОбить |
лилАсь |
начАвший |
оклЕить |
ловкА |
начАвшись |
окружИт |
лыжнЯ |
нАчатый |
опломбировАть |
М |
начАть |
опОшлят |
мЕстностей |
нЕдруг |
определЁн |
мозаИчный |
недУг |
оптОвый |
освЕдомиться |
понялА |
столЯр |
освЕдомишься |
портфЕль |
созЫв |
отбылА |
пОручни |
Т |
отдалА |
послАла |
тамОжня |
отдАв |
прибЫв |
тОрты |
отключЁнный |
прИбыл |
тОртов |
откУпорил |
прибылА |
тОтчас |
отозвалА |
прИбыло |
У |
отозвалАсь |
придАное |
убралА |
Отрочество |
призЫв |
убыстрИть |
П |
прИнял |
углубИть |
партЕр |
прИняли |
укрепИт |
перезвонИт |
принУдить |
Ц |
перелилА |
прИнятый |
цемЕнт |
плодоносИть |
Р |
цЕнтнер |
повторЁнный |
рвалА |
цепОчка |
поделЁнный |
С |
Ч |
поднЯв |
свЁкла |
чЕрпать |
позвалА |
сверлИт |
Ш |
позвонИт |
сверлИшь |
шАрфы |
позвонИшь |
сирОты |
шофЁр |
полилА |
слИвовый |
Щ |
положИл |
снялА |
щавЕль |
положИть |
снятА |
щемИт |
понЯв |
сОгнутый |
щЁлкать |
понЯвший |
создалА |
Э |
прозорлИва |
созданА |
экспЕрт |
процЕнт |
сорИт |
|
прожИвший |
срЕдства |
|
приручЁнный |
срЕдствами |
|
пОнял |
стАтуя |