ЗВЕРИНЕЦ И. А. КРЫЛОВА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗВЕРИНЕЦ И. А. КРЫЛОВА

Харлампьева М... 1
1МБОУ Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2
Баханова А.А. 1
1МБОУ Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В историю русской литературы И. А. Крылов вошел прежде всего, как гениальный баснописец.

Писатели высмеивают отрицательные черты людей в своих произведениях. То, что И. А. Крылов передает характер людей через животных неслучайно. С помощью них мы узнаём, какими люди бывают.

Современники жаловались, что Крылов никому не говорит правды. Он изъяснялся обиняками, аллегориями, притчами.

Басни Крылова были продолжением его живой речи.

Мы хотим узнать, через каких животных он олицетворял отрицательные черты людей. Провести анализ основных действующих лиц басни.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что отрицательные черты людей, борьба за мораль всегда стояла и стоит первой духовно-нравственной проблемой.

Объект исследования – басенный мир И. А. Крылова.

Предмет исследования – частота действующих лиц басни.

Проблема - какие наиболее черты людей высмеивает баснописец И. А. Крылов?

Цель исследования: выяснить, какими животными олицетворены и высмеяны человеческие пороки И. А. Крыловым в его баснях.

Гипотеза состоит в предположении, что воплощение идеи олицетворять людей в образе животных, лукавое, мастерское высмеивание властной системы.

Задачи исследования:

- собрать и систематизировать литературу по теме исследования;

- провести счет названия животных в баснях И. А. Крылова;

- описать черты характера животных;

- определить частность употребления того или иного животного;

- провести анализ человеческих черт, наиболее высмеянных баснописцем.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, вести счет названий животных, вывод человеческих черт, математическая обработка полученных знаний, анкета, конкурс среди родителей класса на сочинение басни.

Новизна исследования: малоизученная сторона баснописца.

Практическая значимость: данная работа может быть использована лицами, которых интересует творчество баснописца, для лучшего понимания внутреннего мира И. А. Крылова.

  1. Теоретическая часть. Понятие о басне.

  1.  
    1. Что такое басня?

Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Басня – один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (5-6 века до нашей эры), в Риме – Федр.

В России развитие жанра басни относится к середине 18 века.

Часто в басне существует сатира.

  1.  
    1. Краткая биография И. А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов

(1769 - 1844)

Отец был армейским офицером. В 1775 г. отец Крылова оставил военную службу и перебрался в Тверь. Андрей Прохорович тяжело болел и вскоре умер. Он оставил сыну сундук с книгами, и ничего у него не было. Мальчик много читал.

Уже в молодые годы Иван Андреевич стал одним из самых образованных людей своего времени. К тринадцати годам он перевел басню Лафонтена «Ворона и Лисица».

Н некоторое время он уходит из литературы. Становится карточным игроком, секретарем в доме знатного барина, домашним учителем. Если он и сочиняет, то ради забавы.

В 1806 г. после двенадцатилетнего отсутствия, Крылов вернулся в Петербург.

В 1809 г вышла книга «Басни Ивана Крылова». Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 г по поводу Отечественной Войны.

Был ли Крылов на самом деле беспечным лентяем, отпетым неряхой? Был. Но потому, что не желал участвовать в суете окружавших его людей. Потому, что не относился всерьез к их делам и заботам. Потому, что не гнался за тем, за чем гнались все. А хотел быть сам по себе.

Как свободно, как бесстрашно и задорно вел себя чудак Крылов перед лицом самой грозной и властной силы, которая была тогда в России.

Иван Андреевич сделался единственным человеком в России, чей иронический стиль и тон позволяли ему прямо в лицо царю говорить убийственно злую правду. И в семьдесят лет Крылов оставался таким же неисправимым гордецом и задирой, каким был в детстве.

К концу жизни Крылова его басни были переведены на многие языки мира. Когда Крылов умер, петербургские студенты на руках пронесли его гроб через весь Невский проспект – в Александро-Невскую лавру. 12 мая 1855 г был открыт сооруженный Клодтом на народные деньги памятник Крылову – первый в Петербурге памятник писателю.

  1.  
    1. Краткая характеристика животных.

Лисица – проворное млекопитающее семейства псовых с заостренной мордой и стройным туловищем. Основу питания обыкновенной лисицы составляют грызуны, хотя при случае она ловит зайцев, разоряет птичьи гнезда, а летом любит лакомиться ягодами. Лисица добывает мышей и полевок на слух: уловив шорох и писк в лесной подстилке или под снегом, она высоко подпрыгивает и, описав изящную дугу, приземляется, придавив зверька передними лапами.

Волк – самый крупный представитель семейства псовых. Обитает в Евразии и Северной Америке от тундр до пустынь. Волки обладают хорошим зрением, тонким слухом, острым обонянием. Волки живут стаей. Летом волки в одиночку охотятся на зайцев, грызунов, птиц.

Осел – непарнокопытное животное. Одомашенное животное. Перевозят на нем грузы. Ослы мельче лошадей, но они выносливы, неприхотливы и необычайно сильны для своего роста. У многих народов почему-то считается, что длинноухий ослик глупый и упрямый. Это не совсем так, просто осел осторожен, и у него есть характер. Ослы молчаливее лошадей, но они могут фыркать, а когда возбуждены, издают громкие крики.

Лев – самые крупные млекопитающие Африки. Львы ловкие, быстрые. Охотятся они на животных крупного размера – гну, зебр, канн, молодых буйволов. У львов громкий рёв. Они охраняют свою территорию.

Собака – предком всех собак был волк. Прошло уже 10-14 тысяч лет. Теперь собака лучший друг человека. Появились разные породы собак. Есть собаки охотники, есть пастухи.

Змеи – обитают на земле и в воде. Их нет только в Антарктиде. На суше встречается около 400 видов ядовитых змей. Люди всегда боялись змей. Из яда кобры делают лекарства.

  1.  
    1. Образы животных в басне Крылова.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных, исторических, бытовых. Принято считать, что образ каждого животного и баснописца – это аллегория какой - либо черты характера, например, свинья – аллегория невежества, осел – глупости, кот – хитрости, петух, кукушка – бездарности.

Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно.

Осел – тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он как всегда осел.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, зайца, волка. И А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Не все звери представляют цельные характеры. Например, пчела – это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Лев – это всегда царь. Волк, Лиса, Медведь – придворные вельможи, чиновники. Ягненок, Лягушка, Муравей – «Маленькие люди» мелкие чиновники, крестьяне.

Художественное совершенство и реализм И. А. Крылова заключается в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописца – не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера.

2. Практическая часть. Выяснение, какими животными наиболее часто олицетворены и высмеяны человеческие пороки И. А. Крыловым в его баснях.

2. 1. Анализ использованной литературы.

Мы ознакомились с различными книгами, энциклопедиями и использовали интернет – ресурсами в нашу школьную библиотеку.

Изучив необходимую теоретическую литературу, я поняла, что такое басня. Какие животные олицетворяют в баснях те или иные пороки людей и их характеры. И. А Крылов использовал в своих баснях зверей, птиц, насекомых, рыб. Теперь я хочу практически сосчитать какие животные часто употреблены в его баснях. Понять, разнообразные черты человеческого характера.

2.2. Сравнительная таблица употребленных животных в баснях И. А. Крылова.

Для счета названия животных мы взяли книгу И. А. Крылова Басни. 56 баснях есть названия животных. Приводим таблицу для сравнения (прил 1.).

Вывод человеческих черт у нас получился такой:

  1. Лиса – хитрость, лесть, лживость.

  2. Волк – человек, с высоким социальным статусом.

  3. Осел – тупой, глупый, невежественный, упрямый.

  4. Лев – большой чиновник.

  5. Собака – наивный, верный.

  6. Змея – искуситель.

2.3. Проведение анкетирования.

Далее я провела анкетирование среди обучающихся, с целью изучить знания о басне, И. А Крылове, о его произведениях. Участники ученики 3 в класса МСОШ №2 и 3 а класса МСОШ №1. Всего 38 человек. Вопросы анкеты:

  1. Читали ли вы басни И. А. Крылова?

  2. Сколько басен И. А. Крылова вы знаете? (ответ в числах)

  3. Понимаете ли вы мораль басни?

  4. Смогли ли вы сами сочинить басню?

  5. Назовите одну понравившуюся вам басню.

Заключение.

В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, узнали о баснописце И. А. Крылове. Образы животных в басне Крылова.

Басня родилась очень давно.

Изучая названия басен, мы составили таблицу, где вывод показал часто употребляемые названия животных в баснях Крылова. И можем сказать, какие человеческие пороки высмеивал великий баснописец.

Все поставленные задачи исследования решили.

И. А. Крылов высмеивал: чиновников, лесть, лживость, глупость, хитрость. Предостерегал нас от искушения.

Читая басни, мы должны понимать, что реальный мир полон и плохих и хороших людей.

Мы пришли к выводу, что басня - воплощение идеи олицетворять людей в образе животных, лукавое, мастерское высмеивание властной системы.

Использованная литература.

  1. Травина И.В. Природа. – М,: Эксмо, 2014-296с.:. – ил – (Большая энциклопедия).

  2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей да классики XIX века / Глав.ред. М. Аксенова, метод. ред Д. Володикин, от вред Л. Поликовская.- М.: Авсента+, 2003.-672 с.: ил.

  3. Крылов И. А. Сочинения. В 2-х т. Т1. Сатирическая проза / Вступит. статья, подгот. текста и коммент. С. Фомичева; Худож, Б. Свешников и Б. Алимов. М.: удож.лит., 1984, 463., ил.

  4. Интернет-ресурс

Прил 1.

Ворона – 4 Барс – 1 Соловей – 4 Рак - 1

Курица – 3 Сурок – 1 Мышь – 6 Скворец - 2

Лягушка – 3 Стрекоза – 1 Комар – 2 Медведь - 4

Вол – 1 Муравей – 2 Гуси – 2 Конь - 3

Чиж – 1 Пчела – 5 Свинья – 2 Чиж - 1

Еж – 1 Заяц – 1 Муха – 3 Червяк - 3

Ягненок – 1 Щука – 3 Паук – 3 Сокол - 2

Обезьяна – 4 Кот – 6 Крот – 1 Журавль - 1

Синица – 1 Кукушка – 3 Дервши – 1 Овца - 5

Голубь – 2 Петух – 2 Лань – 1 Ягненок - 1

Орел – 4 Рыба – 2 Серна – 1 Белка - 2

Коза – 1 Слон – 3 Лебедь - 1 Ласточка – 1

Филин – 1 Павлин- 1

Прил 2.

Ответы:

  1. Да -25. Нет – 13.

  2. 1 басню-8, 2 басни-7, 3 басни-2, не знают -21.

  3. Да – 18. Нет – 20.

  4. Да – 10, нет – 28.

  5. Мартышка и очки – 16

Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема исследования актуальна. Басни помнят, но знают про них очень мало.

Просмотров работы: 594