Д. С. Лихачев считал, что самая большая ценность народа – его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Для того, чтобы «узнать человека, - как писал академик, - надо прислушаться, как он говорит».
Я решила прислушаться, как говорят современные дети. Но сначала попробую описать сегодняшнего школьника. Это молодой человек с неизменным телефоном в руках, который имеет отрывочные научные знания, мало читает, часто смотрит те телевизионные передачи, которые так возмущают родителей, и, кроме того, активный пользователь Интернета. Современные школьники хотят выделиться из толпы, оригинальнее себя преподнести. Это касается не только стиля в одежде, в языке, но и в речевом этикете.
Так что же собой представляет речь современного школьника? На этот вопрос не так-то просто ответить.
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я решила понаблюдать за речью своих одноклассников, узнать, из какой лексики состоит их речь, читают ли книги мои одноклассники.
Отсюда и гипотеза, которую я выдвинула. Предположим, что языковой портрет школьника, в частности восьмиклассника, в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
Вид работы: практическое исследование.
Объект исследования: коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника 13-14 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.
Цель работы: изучить речевую культуру учащихся 8 "А" класса нашей школы и составить языковой портрет школьника - восьмиклассника.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. Определить степень влияния различных факторов на речь школьников.
2. Найти положительные и отрицательные стороны в "языковом" портрете учащихся.
3. Установить причины употребления жаргонных слов и выражений.
4. Выяснить, как Интернет влияет на языковую культуру школьника.
5. Выявить, что предпринять, чтобы повысить речевую культуру.
МЕТОДЫ:
1. Анкетирование учащихся 8 "А" школы №105 и их родителей.
2. Анализ, обработка, обобщение языкового фактического материала.
3. Изучение научной литературы по данной проблеме.
4. Наблюдение.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Изучить литературу по проблеме молодежного жаргона.
2. Анкетировать учащихся класса.
3. Анкетировать родителей с целью выявления отношения к жаргонной лексике детей, чтению литературы.
4. Посещение городской библиотеки с целью выявления активной категории читателей и наиболее популярной литературы среди подростков.
5. Составление языкового портрета школьника.
Основная часть
Мною было проведено анкетирование учащихся 8 – А класса. В анкетировании участвовало 20 человек.
Цель данного анкетирования:
1) Выяснить, каково значение книги в жизни современного подростка.
2) Какие конкуренты существуют сегодня у книги.
3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники.
4) Как они относятся к употреблению в речи жаргонной лексики.
5) Откуда узнают жаргонные слова.
6) Употребляют ли они нецензурные слова.
Вопросы анкеты:
1) Значение книги в жизни современного подростка?
2) Какие конкуренты сегодня у книги?
3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники?
4) Как вы относитесь к употреблению жаргонной лексики?
5) Почему употребляете жаргонные слова?
6) Откуда узнаете жаргонные слова?
7) Употребляете ли вы нецензурные слова?
8) Какой источник информации вы предпочитаете?
9) Любите ли вы читать?
10) Сколько времени в день вы читаете?
11) Назовите любимого писателя, поэта, произведение.
12 Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг?
13) По вашему мнению, книга - хороший подарок?
14) Количество книг, прочитанных в 2017 году?
15) Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?
Я проанализировала данные анкеты, обработала их и обобщила. Получилась не очень радостная картина.
1) Значение книги в жизни современного подростка?
а) никакого - 2 (10%)
б) небольшую - 5 (25%)
в) для кого как - 4 (20%)
г) большое значение, книга нужна для получения информации; помогает учиться на ошибках героев; но не всегда хочется читать - 9 (45%)
2) Какие конкуренты сегодня у книги?
Интернет, телевидение, электронная книга - 20 (100%)
3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники?
Нормально - 20 (100%)
4) Как вы относитесь к употреблению жаргонной лексики?
Нормально - 20 (100%)
5)Почему употребляете жаргонные слова?
а) употребляем каждый день, привыкли - 4 (20%)
б) для упрощения речи - 1 (5%)
в) когда выводят из себя - 2 (10%)
г) для того, чтобы казаться круче - 1 (5%)
6) Откуда узнаете жаргонные слова?
От друзей, из Интернета - 20 (100%)
7) Употребляете ли вы нецензурные слова?
а) иногда - 17 (85%)
б) да - 2 (10%)
в) когда выводят из себя - 1 (5%)
8) Какой источник информации вы предпочитаете?
а) Интернет - 18 (90%)
б) телевидение - 14 (70%)
в) школа - 12 (60%)
г) книги - 7 (35%)
9) Любите ли вы читать?
а) да - 7 (35%)
б) не очень - 10 (50%)
в) нет - 3 (15%)
10) Сколько времени в день вы читаете?
а) нисколько - 2 (10%)
б) 1 час - 7 (35%)
в) 15-30 минут - 3 (15%)
г) 2-3 часа - 3 (15%)
д) 3-4 часа - 5 (25%)
11) Назовите любимого писателя, поэта, произведение.
а) Нет любимых - 5 (25%)
б) В числе любимых писателей - Пушкин, Гоголь, Толстой.
в) Любимые произведения: ''Капитанская дочка'', ''Сказки'', ''Я помню чудное мгновение'' – Пушкина, ''Ревизор'' - Гоголя; ''Робинзон Крузо'' - Дефо; ''Тихий Дон'' - Шолохова; произведения Дюма; ''Волшебники изумрудного города''.
12 Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг?
а) телевизор - 3 (15%)
б) чтение книг - 5 (25%)
в) компьютерные игры - 10 (50%)
13) По вашему мнению, книга - хороший подарок?
а) да - 4 (20%)
б) нет - 16 (80%)
14) Количество книг, прочитанных в 2017 году?
а) 0 - 3 (15%)
б) 2 - 4 (20%)
в) 3-4 - 2 (10%)
г) 5-7 - 3 (15%)
д) 9-10 - 2 (10%)
е) >10 - 3 (15%)
ж) 20-25 - 2 (10%)
з) 35-40 - 1 (5%)
15) Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?
Сериалы, "Давай поженимся", мультфильмы, биатлон, "Пусть говорят", "Орёл и Решка", "КВН", "Comedy club", "Универ", "Интерны", "Битва экстрасенсов", "Поле чудес".
(Графически данные анкеты представлены в приложении)
Вывод: жаргонные и нецензурные слова активно используются в речи одноклассников, что разрушает культуру речи.
Книга занимает не последнее место в повседневной жизни школьников; 65% одноклассников не любят читать; 35% предпочитают книгу как источник информации; только___25%____читают в свободное время; лишь 20% считают книгу хорошим подарком. 75% одноклассников уделяют чтению книг от 1 до 3 часов в день; у 75% есть любимые авторы; 65% прочитали от 3 до 35 книг в этом году. Наше поколение не любит читать. Гораздо проще вынуть информацию из Интернета, чем искать нужное в книге. Если школьники читают, то есть надежда, что их речь может стать лучше. В прошлых веках в дворянских семьях вечерние семейные чтения вслух были незыблемой традицией, наверное, поэтому и выросла огромная плеяда людей, прогрессивных, думающих, вошедших в историю! А сейчас семейные чтения далеко-далеко в прошлом. Поневоле задумаешься.
Проанализировав отношение одноклассников к книге и к жаргонной лексике, я попросила родителей учащихся 8 – А класса ответить на вопросы анкеты.
В анкетировании приняло участие 10 родителей.
Вопросы анкеты для родителей:
1) Считаете ли Вы свою семью читающей?
2) Читаете ли Вы сейчас? Что именно читаете?
3) По вашему мнению, Интернет влияет на речевую культуру вашего ребенка?
4) Ваше отношение к жаргонной лексике, употребляемой в речи детей?
5) Ваши предложения по привлечению детей к чтению?
6) Оценка по пятибалльной шкале уровня речевой культуры детей?
Вот такие данные у меня получились после обработки анкеты для родителей.
1) Считаете ли вы свою семью читающей?
а) да - 3 (30%)
б) немного - 2 (20%)
в) нет - 5 (50%)
2) Читаете ли вы сейчас?
а) да - 6 (60%)
б) нет - 4 (40%)
3) Как Интернет влияет на речевую культуру вашего ребёнка?
а) нормально (без изменений) - 4 (40%)
б) плохо - 3 (30%)
в) в лучшую сторону - 3 (30%)
4) Ваше отношение к жаргонной лексике?
а) плохое - 5 (50%)
б) нормальное - 5 (50%)
5) Ваши предложения по привлечению детей к чтению?
а) нет предложений - 4 (40%)
б) ставить дополнительные оценки - 1 (10%)
в) сократить время на Интернет и (или) телевизор - 3 (30%)
г) внеклассное чтение - 1 (10%)
д) интересная литература - 1 (10%)
Вывод:родители учащихся ещё читают книги (60%), но вся семья нет (50%); в основном родители относятся к жаргонной лексике нейтрально (50%); мы прочитали много предложений для привлечения детей к чтению, например:
1) Дополнительные оценки(10%)
2)Внеклассное чтение (10%)
3) Интересная литература (10%)
4) Сократить время на Интернет и (или) телевизор (30%).
Также мы попросили родителей оценить речевую культуру их ребёнка, и мы выяснили, что в основном родители учащихся оценили их речевую культуру от 3 баллов до 5 (по пятибалльной шкале).
6) Уровень речевой культуры вашего ребенка?
а) 2 - 1 (10%)
б) 3 - 1 (10%)
в) 4 - 3 (30%)
г) 4,5 - 1 (10%)
д) 5 - 4 (40%)
(Графически данные анкеты представлены в приложении)
Следующий этап моего исследования – посещение городской библиотеки.
Цель: выяснить, читают или не читают мои одноклассники, если читают, то какую литературу предпочитают.
Мониторинг посещение городской библиотеки учащимися 8 ”А" класса.
Самыми активными читателями на протяжении нескольких лет является 7 человек (29 %). Изредка посещают библиотеку 9 человек (37 %). 8 учащихся 8 – А класса (33 %) библиотеку не посещают. Девочки, посещающие библиотеку, читают книги из серии «Романы для девочек», мальчики выбирают жанр «фэнтези» русских и зарубежных писателей.
Заключение
Речевой портрет учащихся 8 "А" класса:
35% употребляют жаргоны; 100% относятся ''нормально'' к использованию жаргонных слов; 95% употребляют нецензурные слова; 15% не любят читать; 80% не считают книгу хорошим подарком.
Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен прочитывать 20-25 страниц художественного текста. Читающий человек - думающий человек, вооруженный знаниями, способный разрешать конфликты. Д. Дидро был убеждён в том, что ''люди перестают мыслить, когда перестают читать''. "Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело... Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает...", считал Д. С. Лихачёв.
Список использованной литературы
Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: словарь молодежного сленга.- М.: ФПб, 1998 г.
Грачев М. А. Словарь современного молодежного жаргона. Издательство «Эксмо», 2006 г.
Молодежный жаргон. РЯШ, 2001 г.
Интернет-ресурсы.