ИССЛЕДОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОК-ПЕСЕН

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОК-ПЕСЕН

Чекалина О.И. 1
1МАОУ "СОШ № 98 г. Челябинска"
Шилова В.В. 1
1МАОУ "СОШ № 98 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.

Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле - и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особенно СМИ оказывают влияние на молодёжь, ведь именно она, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.

Песня до сих пор остаётся одним из часто используемых средств массовой информации. В ней отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне. Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Но если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов [11]. А ведь смысловая нагрузка в песенном жанре в равной степени падает и на слова, и на музыку.

Проведённый нами социологический опрос показал, что старшеклассники песню любят, слушают активно, обращают внимание на слова в песнях, вдумываются в текст, но спокойно относятся к речевым ошибкам в песнях.

Актуальность работы обусловлена большой практической значимостью. Исследование поможет школьникам развивать критическое мышление и анализировать услышанные музыкальные тексты с точки зрения их языковой грамотности.

Цель исследовательской работы: типы нарушений орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».

Задачи исследования:

1) Изучить теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам;

2) Составить классификацию орфоэпических и грамматических ошибок;

3) Проанализировать тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок;

3) Систематизировать материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок;

4) Провести обучающий тренинг для старшеклассников.

Объект исследования: орфоэпические и грамматические нормы в текстах песен.

Предмет исследования: соблюдение орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».

Новизна исследования состоит в выборе материала, обусловленного жанром. Приведенные нами примеры не встречались в работах других авторов. Также стоит отметить, что исследования подобного характера часто основаны на устаревшем материале, не актуальном для сегодняшних школьников.

Методы исследования: описательный метод (анализ материала в научной литературе, анализ и обработка собранного материала), метод сравнительного анализа (элементы лексического анализа).

Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. Задание на поиск грамматических ошибок присутствует в тестовой части ЕГЭ по русскому языку (задание 7), где учащимся нужно не только найти ошибку, но соотнести ее с типом, указанным в таблице. Это задание традиционно вызывает большое затруднение у ребят. Эффективным представляется использование примеров из текстов песен авторов, которые знакомы ребятам, что будет способствовать большей требовательности к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.

Выявить орфоэпические ошибки учащихся может помочь школьный орфоэпический словарь русского языка Лекканта [7], который способствует ориентации в системе норм литературного произношения, помогает установить, как следует поставить ударение в русских словах и в их наиболее употребительных грамматических формах, как произносить иноязычные слова, в том числе новые, заимствованные в конце ХХ – начал ХХI, рекомендует предпочтительно произношение звукосочетаний или отдельных звуков. В данном словаре отражаются орфоэпические варианты.

В книге Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка» [4] рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, самоупотребительных, морфологических, синтаксических). Автор особо останавливается на так называемых отступлениях от нормы, объясняет их природу, выясняет закономерности в развитии нормы. Анализ подтверждается примерами из современной речи и практикой нормативной лексикографии.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы Борунова [1] представляет собой новый лексикографический труд. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. Для читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.

В энциклопедическом словаре юного филолога Панова [14] рассказывается о законах развития языка, различных языках народов мира. Главное внимание уделяется русскому языку. Читатели узнают также о проблемах, которые решает современная наука о языке, и о выдающихся ученых-лингвистах. Словарь признан воспитывать у учащихся чувство гордости за свой родной язык, уважение к языкам народов мира как огромной исторической и культурной ценности, поможет в выборе профессии.

Книга Максимова «Русский язык и культура речи» [9] включает систему заданий, способствующих осмыслению теоретических сведений, содержащихся в учебнике, и освоению надлежащих речевых умений и навыков в деловой сфере общения.

Справочник Розенталя «Управление в русском языке» [10] поможет правильно построить предложения, устранить речевые ошибки при соединении слов в словосочетания, что важно для повышения культуры речи. Данное издание может служить справочным пособием для педагогов, издательских работников, студентов, для всех, кто хочет научиться писать грамотно. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления — выбором надлежащей падежной формы и подходящего предлога. Несмотря на значительную стабильность конструкций с управлением, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.

1 Понятие языковой нормы

Языковая норма (норма литературная) – явление историческое. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Если носитель языка не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается – это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.

Орфоэпические ошибки связаны с нормами произношения и ударения, отраженными в соответствующих словарях [1],[7].

Относительно произносительных норм можно выделить акцентологические (в ударениях) ошибки. Ударения в словах разных частей речи ставятся по усмотрению авторов, зачастую пренебрегающих нормами нормативного произношения.

Существуют следующие типы ошибок:

  1. ошибки в нормах ударения,

  2. ошибки в произношении[,э] или [э],

  3. ошибки в произношении [ч] или [ш] в сочетаниях чт и чн,

  4. произношением отдельных слов, сочетаний звуков (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове).

Ошибка в ударении очень распространена, это может повлиять на речь слушателей, особенно в тех случаях, когда проникает в речь «фанатов», поклонников того или иного исполнителя. Стоит отметить, что рок-радиостанции, в частности "Наше радио", достаточно требовательны к исполнителям: чтобы попасть в эфир, автором пришлось исправить свои ошибки. У рок-исполнителей, таким образом, есть мотивация работать над повышением грамотности.

В полученном исследуемом материале также присутствуют и ошибки в произношении сочетаний звуков. Авторы зачастую искажают произношение слов. Обратимся к понятию фонетической нормы. Различают три стиля произношения: высокий, нейтральный, разговорный. Под разговорным произношением понимается такое, которое характеризуется меньшей напряженностью органов речи, меньшей четкостью произношения, что приводит к изменению качества звуков вплоть до их выпадения.

В области гласных фонем наблюдаются такие особенности разговорного произношения:

  • сильная количественная редукция (ослабленное произношение звуков [а], [о], [э] или же совпадение этих звуков;

  • качественная редукция гласных, особенно [у], который в безударной позиции может звучать как [ъ] или [и];

  • стяжение гласных в предударной части слова.

В области согласных фонем:

  • упрощение групп согласных (редукция согласных до нуля в сочетании с другими согласными);

  • редукция интервокальных (находящихся между гласными) согласных.

Разговорное произношение встречается в песнях современных рок-исполнителей все чаще. Например, можно увидеть, как разговорное произношение может выполнять роль изобразительно-выразительного средства. В то же время бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью нарушение речевых норм может вызвать у грамотных слушателей отвращение к исполняемому произведению. Соблюдение орфоэпических норм является очень важным фактором для развития профессиональных качеств и навыков авторов текстов.

Грамматические ошибки – нарушения норм словообразования и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Грамматическое оформление современных рок-текстов также небезукоризненно.

Существуют следующие типы грамматических ошибок:

  • Ошибки в управлении в словосочетании;

  • Нарушение в построении предложения как с деепричастным и причастным оборотами;

Так и с причастными:

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

  • Ошибки в построении предложения с однородными членами;

  • Неправильное употребление падежной формы существительного;

Грамматические ошибки в текстах рок-песен - явление частое. Одно предложение может содержать сразу несколько как грамматических, так и речевых ошибок. Таким образом, был составлен список, примеры ошибок (Приложение А.1). Авторам необходимо редактировать тексты, улучшать их качество, ведь их творчество становится образцом для подражания.

Приложение А. Единицы (предложения) с грамматическими или орфоэпическими ошибками

1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла... (Агата Кристи.Триллер).

2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).

3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).

4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).

5. Город в дорожной петлЕ... (Кино.Звезда по имени Солнце).

6. Жизнь разносилась, как туфлЯ... (Король и Шут).

7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).

8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).

9. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).

10. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).

11. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).

12. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)

13. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )

14. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)

15. Думаешь, что есть дверь и ключ - но их нет. (AlaiOli.Крылья)

17. Наверно завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)

18. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)

19. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)

20. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль - Калифорния снится)

21. Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль - Калифорния снится)

22. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)

23. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв,воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ.Я завтра брошу пить.)

24. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)

25. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ - Контрреволюция)

26. Бог - одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)

2 Анализ выявленных ошибок в текстах песен жанра «рок»

1.1 Анализ орфоэпических ошибок

Нами были проанализированы 25 современных текстов песен жанра «рок». В результате анализа выяснили, что в данных песнях преобладает орфоэпическая ошибка в именах существительных.

• АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль. Алмазами).

• Возьми банджО (бАнджо), сыграй мне на прощанье (В. Бутусов. Гудбай Америка);

• Город в дорожной петлЕ... (Кино. Звезда по имени Солнце).

• Жизнь разносилась, как туфлЯ... (Король и Шут).

• Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира. Прости меня, моя любовь).

• ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2. Волки).

• И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.) и т.д.

В глагольных формах:

• Ах, если б ты понЯла, с каким огнём играла... (Агата Кристи. Триллер).

• В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль. Медведица).

• ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )

• В песне группы "Пилот" "Девочка-весна" есть строчка:

Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь…

Та же орфоэпическая ошибка звучит в песне из репертуара группы «Знаки»:

Телефонистки сходят с ума по одной,

Когда мне кто-то звОнит с Земли,

Но явно с какой-то другой.

Многие фонетические особенности разговорной речи действуют в совокупности, создается весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний, особенно частотный: тысяча девятьсот - [тыж'д'ьв'ицот], например - [нм'эр], человек - [ч’эк], все равно - [с’орно], сегодня - [с’он’а]. Авторы песен допускают такой вид ошибки для создания определённой рифмы, необходимой для легкости восприятия текстов песен.

Подобные примеры встретились нам и при анализе текстов:

• Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[,а] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль - Калифорния снится)

• Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят] грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)

• И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).

Эти песни принадлежат творчеству одной группы – «Мумий Тролль». Стоит отметить, что необычный голос и экспрессивная манера исполнения во многом могут объяснять подобное произношение. Мы склоняемся к мысли, что оно умышленно и по аналогии со звукописью акцентирует внимание слушателя на особенно важных словах песни.

Но это не единственная группа, в песнях которой встречается разговорное произношение. Подобные примеры мы встретили в творчестве группы «Би2».

Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый телеви[зр] (Би2. Компромисс)

Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К числу наиболее часто встречающихся ошибок в речи отнесем следующие: орфоэпические ошибки – 65%. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много, причем это не только ошибки в постановке ударения, но и нарушение литературного произношения.

1.2 Анализ грамматических ошибок

В текстах рок-песен присутствуют:

• Ошибки в управлении в словосочетании

Есть в демократии что-то такое,

До чего неприятно касаться рукою (ДДТ - Контрреволюция)

• Нарушение в построении предложения как с деепричастным оборотом: Бог - одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC. Вселенная бесконечна.),

Так и с причастным:

И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ. Где мы летим)

• Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

Думаешь, что есть дверь и ключ - но их нет. (Alai Oli. Крылья)

• Ошибки в построении предложения с однородными членами

Тянулись серые дни и никого рядом с ним (ДДТ. Любовь)

• Но больше всего примеров оказалось на неправильное употребление падежной формы существительного:

Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. David Bowie)

Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ. Я завтра брошу пить.)

Мне снилось, мой календарь не закончился,

Зря я сто лет назад мучился, корчился,

Пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)

Грамматические ошибки: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильное употребление падежной формы существительного, ошибка в построении предложения с однородными членами. В то же время стоит учитывать, что литературоведы отмечают особенности подобных текстов: «Рок-текст не самодостаточен и не самостоятелен; он является составной частью рок-композиции, включающей музыку и шоу» [8]. Анализируя творчество группы «ДДТ», литературовед В.В. Шадурский приходит в выводу, что «так называемые грамматические ошибки в поэтических фразах не противоречат точности мысли, они часть энергетического комплекса, который будит подсознание и сознание слушателя. Рок-поэзия Шевчука отражает тенденции современного русского рока. Логический абсурд, грамматические недоразумения превратились в прием сгущение смысла, воздействия на аудиторию. Следовательно, главное в современном роке не смысл слова, не словесная семантика, а особого рода психическая энергия, которая проникает в глаза, уши, мысли». [9]

Стоит также отметить то, что касается действительно ненамеренных грамматических ошибок: показательно, что тексты двух песен из нашего списка («Девочка-весна» группы «Пилот» и «Телефонистки» группы «Знаки») были впоследствии исправлены, певцы устранили орфоэпические ошибки, что также говорит о том, что авторы-исполнители работают над своей речевой культурой

На основании изученного материала были составлены упражнения для учащихся 10-11 классов в формате заданий Контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку. Данные упражнения предполагают отработку заданий № 7 на знание синтаксических норм, норм согласования, норм управления (Упражнение Б.1, Б.2) и № 4 на знание орфоэпических норм (Упражнение Б.3). Знакомые строчки песен способствуют более качественному усвоению материала и формированию грамотной речи.

Приложение Б. Упражнения для учащихся 10-11 классов

Упражнение Б.1 - Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИП ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Думаешь, что есть дверь и ключ - но их нет. (AlaiOli.Крылья)

2. И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло

3. Небо цвета сталь, листьев черный лес.

4. Бог - одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен

5.Горит ночной экран, хрустит во рте икра!

6. Тянулись серые дни, и никого рядом с ним

Б. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В. Неправильное употребление падежной формы существительного

Г. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Упражнение Б.2 - Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)

Найдите и исправьте орфоэпические и грамматические ошибки в текстах современных песен, постарайтесь сохранить песенный ритм.

1. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).

2. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)

3. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)

4. Вереницы матных слов (Пилот Вольная птица)

5. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль - Калифорния снится)

6. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)

7. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ - Контрреволюция)

8. Бог - одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)

Упражнение Б.3 - Знание орфоэпических норм Отработка задания № 4 из Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку)

В приведённых ниже предложениях есть слова, в которых допущена ошибка в постановке ударения.: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите эти слова.

1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла... (Агата Кристи.Триллер).

2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).

3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).

4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).

5. Город в дорожной петлЕ... (Кино.Звезда по имени Солнце).

6. Жизнь разносилась, как туфлЯ... (Король и Шут).

7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).

8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).

9. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).

10. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).

11. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )

12. Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)

13. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)

14. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)

15. Мы идём гулять,зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль - Калифорния снится)

16. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)

17. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.)

Заключение

В соответствии с поставленными целью и задачами, был изучен теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам, была составлена классификация орфоэпических и грамматических ошибок, были проанализированы тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок, был систематизирован материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок, был проведен обучающий тренинг для старшеклассников.

Проанализировав песенные тексты, мы пришли к выводу, что современные песни являются источником различного рода ошибок. К числу наиболее часто встречающихся речевых ошибок отнесем следующие: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, смешение слов разной стилевой окраски, стилистический и смысловой разнобой между частями текста. Орфоэпические недочеты в данной работе представлены лишь ошибками в постановке ударения. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много. Грамматические ошибки: нарушение управления в словосочетаниях, употребление возвратных глаголов, разнобой в формах времени и вида глаголов, неправильное использование деепричастий.

Спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.

Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа предполагается рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.

Если активно пропагандировать идеи качественных песенных текстов, говорить о речевой компетентности авторов и их речевой грамотности, учить замечать ошибки, то это, безусловно, должно положительно повлиять не только на слушателей, но и на исполнителей музыки, ведь чистота речи – это одна из важных составляющих хорошей, а самое главное – качественной песни.

Список литературы

1. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. 4-е изд., стер. М., 1988.

2. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на. О языке современной популярной песни // Русская речь. 2005. № 4. – С. 121 – 123.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.

4. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка: пособие. Л.: Просвещение, 1971. 272с.

5. Избранные песни российской эстрады. М.: Изд-во В. Катанского, 2005. Вып. 7. – 128 с.

6. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Выпуск 2. Тверь, 1999. с. 21- 22.

7. Леккант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 168 с. – ISBN 5-09-015018-4.

8. Попельнецкая Н. Как запомнить, где ставить ударение? Под музыку! //http://weburg.net/news/44626

9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2005. – 413 с.

10. Розенталь Д.Е. «Управление в русском языке» Словарь-справочник. АСТ, 1997.

11.Усоев Г. Бред сивой попсы // Аргументы и факты. 2002. 27 февр. № 9 (1114).

12.Фомина Н.В., Липовенко Е. К. Тексты песен современных популярных исполнителей в зеркале культуры речи [Текст] //Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 32-34.

13. Шадурский В.В. О восприятии рок-поэзии (На материале альбомов группы «ДДТ» «Мир номер ноль» и «Метель августа») // Сб. научн. трудов «Русская рок-поэзия: Текст и контекст». Тверь: ТвГУ, 2001. –Вып. 5. – С. 230–236.

14. Энциклопедический словарь юного филолога .М., 1984. – 352 с.

Просмотров работы: 4975