МОЖНО ЛИ ПОТРОГАТЬ ОБЛАКА?

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЖНО ЛИ ПОТРОГАТЬ ОБЛАКА?

Мельникова М.И. 1
1
Фатюшина Л.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Я очень люблю разглядывать небо в нем столько волшебства и загадок. Ночью оно усеяно звёздами и кажется, что какой - то разбойник рассыпал по нему драгоценные камни, убегая от погони. Днем – оно похоже на синий океан, а порой на белое цветочное кружево. Наблюдать за облаками – очень увлекательное занятие. Мы с мамой часто играем в игру - на что похоже моё облако. Для этого каждый выбирает на небе своё облако и описывает на что оно похоже. Чаще всего мне встречаются облака –лошадки, а маме ёжики.

Так, наблюдая за облаками, я представляла себе, что они как сладкая вата, что их можно потрогать руками, разорвать, смять, на вкус они обязательно должны быть сладкими и оставлять липкие следы на руках. А совсем недавно я летела на самолете и видела облака очень близко, даже на какое то мгновение оказалась внутри облака. А еще во время путешествия в горах я очутилась внутри облака, когда мы поднимались на высоту 2500 метров. Эти наблюдения натолкнули меня на мысль о том, что мои представления об облаках не совсем соответствуют реальности, и я решила проверить это.

Цель работы – выяснить, можно ли потрогать облака.

Для реализации данной цели мы решали следующие задачи:

  1. Изучить, что представляет собой облако;

  2. Изучить, как образуются облака;

  3. Получить дождь в домашних условиях;

  4. Познакомиться с видами облаков;

  5. Выяснить где мы можем увидеть облака в повседневной жизни.

Методы исследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнение, обобщение, моделирование.

Объект исследования: облака;

Предмет исследования: свойства облаков.

Гипотеза: облако мягкое и сладкое на вкус.

Глава 1. Что представляет собой облако.

  1.  
    1. Где можно встретить облако.

Чтобы ответить на этот вопрос я решила вспомнить, где можно увидеть облака. Первое что я вспомнила - это была мамина кухня, когда она варит суп, то пар, выходящий из кастрюли, напоминает облако.

Потом я вспомнила баню, когда мы паримся веником, а затем выходим на улицу, особенно зимой, то вокруг нас образуется тоже целое облако.

И в бане и в кастрюле есть вода, а ещё там тепло, значит, облако образуется из воды, которой становится жарко.

Затем я вспомнила свое путешествие, когда мне предстояла встреча с настоящими облаками. Во время полета на самолете я находилась под облаками, внутри облака и над ними, но потрогать их не представилось возможности, так как я находилась в самолете, а они снаружи, я могла наблюдать за ними только в иллюминатор. Но даже это наблюдение позволило мне сделать вывод о том, что внутри облака ничего не видно. Во время прогулки, в горах, оказавшись на высоте 3000 метров, я снова попала в облако. Это было захватывающее зрелище. Сначала облако надвигалось на нас очень быстро, и в одно мгновение мы оказались внутри него. Я поняла, что туман в бане – это такое же облако.

  1.  
    1. Как получить облако.

Я решила провести опыт. В кастрюлю мы налили воды и поставили на горячую плиту, сначала ничего не происходило, затем вода нагревалась и начинала шуметь, а когда она закипела, мы сняли крышку и увидели облако!

Рис. 1: Облако пара над кастрюлей кипящей воды.

Затем мы взяли тарелку, которую подержали в морозильной камере и поднесли её над облаком, через несколько минут на тарелке образовались капельки воды, а затем пошел дождь, который капал на листок бумаги.

Рис. 2: Конденсация пара на тарелке. Рис. 3 Капли воды на листе бумаги.

Папа предложил провести ещё один опыт. Мы взяли банку налили в неё горячей воды и накрыли холодной тарелкой, в банке образовалось облако, а затем и снова пошел дождь.

Рис. 3 Облако с дождем и банке.

Таким образом, я сделала вывод о том, что облако образуется из воды, когда она нагревается, то маленькие капельки поднимаются в воздух и превращаются в облако. А для того, чтобы пошел дождь, нужно эти капельки охладить.

  1.  
    1. Изучение свойств облака.

По моим предположениям облако должно быть сладким, чтобы проверить это мы взяли 2 полоски бумаги, 1 подержали в облаке несколько минут, а вторую в сладкой воде, затем сравнили на вкус. Облако оказалось не сладким. Туман в бане тоже не сладкий и облако в горах тоже, ведь вдыхая это облако ртом, я бы почувствовала сладкий вкус, но этого не произошло.

Затем я решила получить свое сладкое облако. Для этого я растворила сахар в воде и нагрела эту воду, снова получив облако, но оно опять оказалось не сладким. И я сделала вывод, что облако не может быть сладким, ведь оно представляет собой воздух со взвешенными в нем капельками воды, а сахар остается в кастрюле.

Глава 2. Виды облаков.

При наблюдении за облаками я заметила, что они имеют разную форму и размеры, но иногда приобретают общие очертания. Изучив литературу и сравнив со своими наблюдениями, я пришла к выводу, что все облака можно разделить на 3 вида:

  1. Перистые облака – похожи на длинные тонкие нити.

  2. Кучевые облака – напоминают огромные шары, кучи ваты, это самые интересные из всех облаков, они часто приобретают очертания различных животных, чаще всего лошадок, а иногда и ёжиков.

  3. Слоистые облака – похожи на белую пленку с небольшими прорезями, от их присутствия становится грустно и тоскливо.

А ещё я заметила, что от вида облаков зависит и погода, но это уже тема моего следующего исследования.

Выводы.
  1. Облако представляет собой маленькие капельки воды, висящие в воздухе.

  1. Облако можно получить нагрев воду, при нагревании капельки воды поднимаются в воздух.

  1. Облако можно увидеть не только на небе, но и на кухне и в бане – пар, а так же у поверхности земли – туман.

  1. Если облако охладить, то пойдет дождь.

  1. Облако не имеет вкуса, его можно потрогать, но нельзя ощутить.

  1. Все облака можно разделить на 3 вида: перистые, кучевые и слоистые.

  1. От вида облаков зависит погода.

Литература.

  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.

  1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М.: Просвещение , 1993. - 128 с. СОУНБ; ЕФ; Шифр 74.102.1; Авторский знак В493; Инв. номер 2181601-ЕФ СОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2181125-ЕФ

  1. Д.Кларк, К.Твист, К.Хэар, Т. Хэар «Энциклопедия окружающего мира». Москва «Махаон»»2005г.

  1. Т.А. Фролова Энциклопедия для любознательных (ред.) Издательство: Мaхaoн ISBN: 5-18-000904-9 Год 2007

  1. В.Н.Маркин « Я познаю мир». Издательство «АСТ»1988г.

  1. О. Н.Федотова, Г.В. ,Трофимова, С.А.Трофимов. Окружающий мир (Хрестоматия). М.: Академкнига /Учебник.2012г.

Интернет ресурсы

  1. gdekakpochemu. ru› tags/oblaka/

  2. http://aria-art.ru/0/O/Oblako/1.html

  3. stihi-russkih-poetov.ru›tags/oblaka

Просмотров работы: 4853