ОБОБЩЕННАЯ ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБОБЩЕННАЯ ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ

Бекбенов Тилеукабыл 1Парымбек Акбопе 1Дуйсенбек Нурасыл 1Елубай Даулет 1
1
Мылтыкбаева А. 1Ибрагимов О.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение существующих пространственных цветовых моделей показало, что, несмотря на множественность их толкований, большинство из них относительно легко может быть представлено в виде ряда сравнимых цветовых тел, построенных по единому алгоритму. По примеру модели HSB (аббревиатура цвета, насыщенности, яркости), в его основу могут быть положены два элемента: цветовая плоскость и серая шкала. На цветовой плоскости может быть расположен цветовой круг, треугольник или любая другая двумерная цветовая схема. Плоскость позволяет отобразить не только основные спектральные цвета, но и закон изменения их насыщенности, то есть процесс изменения цветов при постепенном уменьшении количества пигмента, замещаемого белым фоном холста. Перпендикулярная к плоскости серая шкала, начинающаяся в ее "полюсе белого", содержит плавный ахроматический переход к "полюсу черного", находящемуся на противоположном ее конце. Она характеризует снижение яркости спектральных цветов, происходящее при добавлении в них черной краски. Кривая, описывающая закон изменения яркости от максимума, расположенного на периферии цветового круга, до нуля, находящегося в полюсе черного, может служить образующей наружной поверхности цветового тела.

Рис 5. Модель HSB

Для придания обобщенной модели большей универсальности, целесообразно отменить обязательность перпендикулярности оси к плоскости, как и непременность расположения на последней одного из полюсов оси. С учетом этого, мы можем увидеть, что “пронзенная” осью серой шкалы цветовая плоскость является основой целого ряда пространственных цветовых моделей.

Итак, обобщенная цветовая модель представляет собой пространственное тело, базовым сечением которого служит цветовой круг (или иная плоская фигура), а осью – линейная серая шкала. По периметру базового сечения располагаются насыщенные цветовые тона (или спектральные цвета). По мере удаления от края плоскости интенсивность (или насыщенность) цветов постепенно понижается до полной потери цвета на самой оси. Сечения цветового тела, параллельные базовой плоскости, могут рассматриваться в качестве ее разбеленных или утемненных копий, в зависимости от их расположения относительно белого или черного полюсов оси. При этом габариты промежуточных сечений пропорциональны степени изменения их светлоты.

Таким образом, обобщенная цветовая модель представляет собой объем, заполненный всеми существующими цветами, точным описанием каждого из которых является его положение в пространстве.

Классическим примером такой модели служит шар Рунге – абсолютно симметричное по всем осям тело. В качестве его главного сечения взят цветовой круг максимальной насыщенности и нормальной яркости, а длина серой шкалы равна диаметру круга. Начальные интенсивности всех цветов считаются равными и изменяющимися к полюсам по одному и тому же закону. Модель Рунге является одной из наиболее удобных иллюстраций принципа построения пространственной цветовой модели.

Рис 6. Шар Рунге.

Черты обобщенной модели можно обнаружить и в работах других исследователей. Очень похожа на нее модель Ламберта, наиболее существенным отличием которой является упрощенное, линейное, а не экспоненциальное изменение светлоты или насыщенности. Одним из самых простых вариантов пространственной модели является и пирамида Оствальда, построенная на базе плоской треугольной модели вдоль однонаправленной серой шкалы.

Рис 7. Пирамида Ламберта.

При всем изяществе и наглядности этих моделей, они не учитывают особенностей психофизического восприятия человеком различных областей спектра, предполагая одинаковую для всех цветов интенсивность. Между тем, даже при беглом взгляде на радугу, заметна ощутимая разница кажущейся яркости цветов. Попыткой учесть это явление стала модель Манселла, сечения которой получили отличные от круговых формы. В ней “радиусы” различных цветов пропорциональны их интенсивности – для "ярких" цветов они больше, для "приглушенных" – меньше. Существенным отличием этой модели является отсутствие явно выраженной главной цветовой плоскости. Здесь каждый цвет наделен собственной плоскостью, место которой определяется светлотой тона – чем он светлее, тем она выше. Тем не менее, цветовое тело Манселла не только выглядит как возможный вариант обобщенной модели, главная цветовая плоскость которой неперпендикулярна оси, но и является таковым на самом деле.

Рис 8. Система Манселла.

Система Манселла: описывает цвет , исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность.

Тональность: это, например, желтый или синий.

Светлота: показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Резюме

В этой статье рассматриваются органы чувств восприятии, и методика реализация принципа наглядности в учебном процессе.

Resume

The method of realization principle of visual aids with using of computer technology and the educational technology in teaching of mathematics in comprehensive scholls of Republic of Kazakstan in considered in this article.

Литература

1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

2. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. //Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.

3. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Том 97, №1, 1997 г. с. 24-28.

4. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. //Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков., 1998 г. с. 106-109.

5. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.

6.Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.

7. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием. //Математические методы в психиатрии и неврологии. Л., 1972. с. 176-178.

8.Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.

9.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Изд-во «Сфера», 2001.

10.Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128

11. Детлаф А.А. Справочник по физике. – М.: Наука 2002.

12. Трофимова Т.И. Курс физики – М.: Высшая школа 2001.

13. Гурский И.П. Элементарная физика под ред. И.В. Савельева – М.: Просвещение 1984

14. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Физика – М.: Просвещение 1982

15. Туганбаев М.Л., Беркут А.К., Нурматова Ж.К., Алдешов С.Е. Компьютерные цвета. Шымкент, 2011. –С.145-146.

16. Туганбаев М.Л., Беркут А.К., Нурматова Ж.К., Алдешов С.Е. Компьютерная графика. Шымкент, 2012. –С.145-146.

17.Савельева С.В., Беркут А.Х., Э.Б.Абдрахманова. Цвет. Шымкент, ЮКГУ.2010. –С.7-9.

Просмотров работы: 190