ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА

Мырзакулов Жангир 1Азаматкызы Асем 1Аманбай Аружан 1Игилик Шолпан 1
1
Толендиева К. 1Буркит А.К. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное. При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый , оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Основные цвета имеют следующие характеристики. Таблица 1.

Цвета

Возбуждающие

Угнетающие

Успокаивающие

Красный

+

   

Оранжевый

+

   

Желтый

+

   

Зеленый

   

+

Голубой

   

+

Фиолетовый

 

+

 

Темно-серый

 

+

 

Черный

 

+

 

Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленовато-синий - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета нельзя объяснить ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно (Рис. 9).

Рис. 9

Это явление играют существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за пределы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле на рис.10а кажется более низким, чем поле на рис.10в, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

рис.10а

рис.10в

Основные оптические особенности групп красных и синих цветов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Красный, желтый, оранжевый

Фиолетовый, синий, голубой

теплые, тяжелые, материальные,

легкость, не материальность,

прочные, плоские

проницаемость, пространство

фактурные, шероховатые, матовые

безфактурные, гладкие и блестящие

расширение, распространяемое по горизонтали

сжатие, распространение по вертикали

подчинены дуге

холодные, острые и колючие, подчинены углу

глухие, шумные и низкие

тихие, звонкие, высокие

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.

Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим (рис. 11), то уже после короткой концентрации на них становиться заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей себя в свой домик улитке) и удаляется от человека. Первый круг колет глаза, во втором глаз утопает.

рис. 11

Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента иллюстрируется на рисунке 12.

рис. 12

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.

Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

Сейчас возрождается и вновь внедряется в лечебную практику цветолечение.

Цвета оказывают такое влияние: расширяют или сужают кровеносные сосуды; повышают или понижают давление; усиливают образование эритроцитов; укрепляют иммунную систему; увеличивают перенос кислорода кровью; активизируют и стабилизируют обмен веществ и расширяют сознание.

Красный цвет – оказывает стимулирующее влияние на костный мозг, обуславливает цвет кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, способствует образованию эритроцитов, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет; лечит некоторые заболевания: ветряную оспу, корь, рожу, скарлатину. Противопоказано тучным людям, раздражительным и легко возбудимым.

Розовый цвет – действует на нервную систему успокаивающе, вызывает сонливость и мышечную слабость, регулирует и улучшает настроение.

Оранжевый цвет – регулирует обменные процессы, оказывает влияние на работу эндокринных желез, на работу сердца. Рекомендуется при лечении эпилепсии.

Желтый цвет – стимулирует влияние на зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности. Лечит целый ряд кожных заболеваний, стимулирует функции печени, благоприятно влияет на кишечник, используется при плохом зрении, при глазных болезнях.

Зеленый цвет – нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Эффективно лечит головные боли, утомление глаз, острые простудные заболевания.

Голубой и синий цвета – обладает снотворным эффектом, понижает нервозность, оказывает благотворное влияние при ревматизме и болезнях позвоночника, при воспалении горла, желтухи, глазных болезнях.

Фиолетовый цвет – успокаивает нервную систему, нормализует сон, повышает работоспособность, оказывает влияние на умственное развитие человека, лечит психические нарушения, невралгию, ревматизм, сотрясение мозга, селезёнку.

Белый цвет – оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговых тканей, которые непосредственно связаны с нашим сознанием, очищает организм от шлаков, снимает напряжение.

Черный цвет – чувство любителей черного цвета всегда экстремальные, всепоглощающие, независимо от цели они идут, вперед, не останавливаясь.

X. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту их дыхания. После созерцания оранжево-красного цвета все вегетативные функции повысились. На темно-синий цвет теста Люшера нервная система студентов реагировала обратным образом - наступило успокоение, давление крови снижался, а дыхание замедлялось. Так же эти цвета влияют на всех людей. "Язык" цветов интернационален. Она не связана с расой и культурой.

Даже на животных и птиц влияние цвета аналогично. Когда алжирский исследователь Бенда закрывал селезню глаза черной повязкой, их сексуальная активность слабла. Затем он поместил молодого селезня на 120 часов под оранжево-красный цвет, рост семенников ускорился в два раза - сексуальная активность повысилась. Есть рыбы, изменяющие свою окраску в зависимости от цвета дна, над которым они проплывают в этот момент. Есть и другие хамелеоны. Человек, умеющий видеть, различать, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на высоком энергетическом уровне.

Но самое интересное в другом. Оказалось, что люди, одни из млекопитающих с цветным видением, приобретают его не сразу. Шведские ученые исследовали, что цветной мир открывается малышом в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только спустя фиолетовый, синий и голубой.

Интересен опыт провел французский физиолог Ферье. Он озарял руку человека цветными лучами и измерял силу сжатия руки. Под воздействием оранжевого цвета рука сжималась в 1,5 раза, под воздействием красного - в 2 раза сильнее, чем в обычных условиях. Венгерские ученые из Политехнического института в Будапеште изучали влияние цвета стен на пульс. Например в желтой комнате пульс испытуемых был нормальным, в голубой - замедленный, в красной - заметно ускорен.

Немецкий психоневролог Гольдштейн обнаружил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, то она пытается развести руки в стороны, а при облучении синим светом - свести. Разгадка, видимо, связана с различной степенью активации красным и синим светом особых структур мозга, которые относятся к экстрапирамидными-церебрального комплекса. Понятно, что возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета более выражен, чем коротковолнового.

Оригинальный опыт провели недавно психологи, которые осветили со вкусом накрытый стол светом через специальные фильтры. Окраски блюд резко изменилось: мясо выглядело серым, салат - фиолетовым, зеленый горошек - черным, молоко - фиолетово-красным, яичный желток - коричневым и т.д. Гости, собравшиеся поесть с аппетитом, сразу его потеряли. Тем, кто пытался что-нибудь съесть, стало плохо.

Тот или иной цвет может вызвать определенные вкусовые ассоциации. Например, предложите ребенку конфету с малиновым наполнением желтого цвета. Несоответствие цвета содержимого может вызвать у ребенка легкий "шок", так как желтый цвет конфеты настраивает на ее кислый вкус.

В кондитерском производстве не надо увлекаться красным цветом, так как он имеет определенную связь с ощущением "сладкого" и может привести к ощущению перенасыщенности. Поэтому в кондитерском производстве используют "холодный" зеленый или синий цвет, который вызывает ощущение кислого. Он должен "компенсировать" розовый цвет, который вызывает ощущение сладкого.

Цвет также связан со слухом. В помещениях с хорошей акустикой нужно избегать "громких" цветов и предпочитать "приглушенным", таким как зеленый и синий.

Функция зрительных рецепторов при шуме усиливается, и поэтому усиливается и восприятие зеленого цвета, который отчасти "покрывает" шум.

Оранжевый цвет, если его созерцать под мягкие звуки музыки, будет казаться светлее и желтее, чем в тишине. Это проявляется при повторном рассмотрении цвета после прекращения звучания.

При мрачных звуках красный цвет кажется темнее, зеленый выглядит сине-зеленым подобное.

Цвет может также усиливать чувство тяжести. В частности, ящики, окрашенные в желтый цвет, кажутся легкими, чем окрашенные в темно-синий или черный.

За цветовосприятие отвечает определенная структура сетчатки глаза и соответствующий центр в коре головного мозга. Наблюдая разнообразные цвета, мы активизируем разные зоны мозга. Надо избегать монотонности, цветного голода. Если перед вами нет художественных картин, наблюдайте разноцветные квадратики (9x9 см) полного спектра цветов.

Д. Г. Скотт рекомендует ряд упражнений "Самосовершенствование с помощью образа цвета". Например, чтобы быть энергичным, общительным, динамичным или напористым, представьте цвет активности - красный.

Чтобы быть искренним и дружелюбнее, представьте себе теплый цвет - оранжевый. Чтобы стать внимательным к деталям и организованным, используйте цвет, который ассоциируется с интеллектуальными способностями, например - желтый. Чтобы быть более четким в своих действиях, используйте цвет, который символизирует ясность, - голубой.

Литература

1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

2. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. //Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.

3. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Том 97, №1, 1997 г. с. 24-28.

4. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. //Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков., 1998 г. с. 106-109.

5. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.

Просмотров работы: 1789