ЦВЕТОЛЕЧЕНИЕ И ФОТОТЕРАПИЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЦВЕТОЛЕЧЕНИЕ И ФОТОТЕРАПИЯ

Толтай Куаныш 1Камбаров Бералла 1Тажекова Даллия 1Тажибай Алибек 1
1
Тойчибекова Д. 1Алдешов С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сейчас возрождается и вновь внедряется в лечебную практику цветолечение. Цвета оказывают такое влияние: расширяют или сужают кровеносные сосуды; повышают или понижают давление; усиливают образование эритроцитов; укрепляют иммунную систему; увеличивают перенос кислорода кровью; активизируют и стабилизируют обмен веществ и расширяют сознание.

Красный цвет – оказывает стимулирующее влияние на костный мозг, обуславливает цвет кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, способствует образованию эритроцитов, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет; лечит некоторые заболевания: ветряную оспу, корь, рожу, скарлатину. Противопоказано тучным людям, раздражительным и легко возбудимым.

Розовый цвет – действует на нервную систему успокаивающе, вызывает сонливость и мышечную слабость, регулирует и улучшает настроение.

Оранжевый цвет – регулирует обменные процессы, оказывает влияние на работу эндокринных желез, на работу сердца. Рекомендуется при лечении эпилепсии.

Желтый цвет – стимулирует влияние на зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности. Лечит целый ряд кожных заболеваний, стимулирует функции печени, благоприятно влияет на кишечник, используется при плохом зрении, при глазных болезнях.

Зеленый цвет – нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Эффективно лечит головные боли, утомление глаз, острые простудные заболевания.

Голубой и синий цвета – обладает снотворным эффектом, понижает нервозность, оказывает благотворное влияние при ревматизме и болезнях позвоночника, при воспалении горла, желтухи, глазных болезнях.

Фиолетовый цвет – успокаивает нервную систему, нормализует сон, повышает работоспособность, оказывает влияние на умственное развитие человека, лечит психические нарушения, невралгию, ревматизм, сотрясение мозга, селезёнку.

Белый цвет – оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговых тканей, которые непосредственно связаны с нашим сознанием, очищает организм от шлаков, снимает напряжение.

Черный цвет – чувство любителей черного цвета всегда экстремальные, всепоглощающие, независимо от цели они идут, вперед, не останавливаясь.

X. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту их дыхания. После созерцания оранжево-красного цвета все вегетативные функции повысились. На темно-синий цвет теста Люшера нервная система студентов реагировала обратным образом - наступило успокоение, давление крови снижался, а дыхание замедлялось. Так же эти цвета влияют на всех людей. "Язык" цветов интернационален. Она не связана с расой и культурой.

Даже на животных и птиц влияние цвета аналогично. Когда алжирский исследователь Бенда закрывал селезню глаза черной повязкой, их сексуальная активность слабла. Затем он поместил молодого селезня на 120 часов под оранжево-красный цвет, рост семенников ускорился в два раза - сексуальная активность повысилась. Есть рыбы, изменяющие свою окраску в зависимости от цвета дна, над которым они проплывают в этот момент. Есть и другие хамелеоны. Человек, умеющий видеть, различать, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на высоком энергетическом уровне.

Но самое интересное в другом. Оказалось, что люди, одни из млекопитающих с цветным видением, приобретают его не сразу. Шведские ученые исследовали, что цветной мир открывается малышом в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только спустя фиолетовый, синий и голубой.

Интересен опыт провел французский физиолог Ферье. Он озарял руку человека цветными лучами и измерял силу сжатия руки. Под воздействием оранжевого цвета рука сжималась в 1,5 раза, под воздействием красного - в 2 раза сильнее, чем в обычных условиях. Венгерские ученые из Политехнического института в Будапеште изучали влияние цвета стен на пульс. Например в желтой комнате пульс испытуемых был нормальным, в голубой - замедленный, в красной - заметно ускорен.

Немецкий психоневролог Гольдштейн обнаружил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, то она пытается развести руки в стороны, а при облучении синим светом - свести. Разгадка, видимо, связана с различной степенью активации красным и синим светом особых структур мозга, которые относятся к экстрапирамидными-церебрального комплекса. Понятно, что возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета более выражен, чем коротковолнового.

Оригинальный опыт провели недавно психологи, которые осветили со вкусом накрытый стол светом через специальные фильтры. Окраски блюд резко изменилось: мясо выглядело серым, салат - фиолетовым, зеленый горошек - черным, молоко - фиолетово-красным, яичный желток - коричневым и т.д. Гости, собравшиеся поесть с аппетитом, сразу его потеряли. Тем, кто пытался что-нибудь съесть, стало плохо.

Тот или иной цвет может вызвать определенные вкусовые ассоциации. Например, предложите ребенку конфету с малиновым наполнением желтого цвета. Несоответствие цвета содержимого может вызвать у ребенка легкий "шок", так как желтый цвет конфеты настраивает на ее кислый вкус.

В кондитерском производстве не надо увлекаться красным цветом, так как он имеет определенную связь с ощущением "сладкого" и может привести к ощущению перенасыщенности. Поэтому в кондитерском производстве используют "холодный" зеленый или синий цвет, который вызывает ощущение кислого. Он должен "компенсировать" розовый цвет, который вызывает ощущение сладкого.

Цвет также связан со слухом. В помещениях с хорошей акустикой нужно избегать "громких" цветов и предпочитать "приглушенным", таким как зеленый и синий.

Функция зрительных рецепторов при шуме усиливается, и поэтому усиливается и восприятие зеленого цвета, который отчасти "покрывает" шум.

Оранжевый цвет, если его созерцать под мягкие звуки музыки, будет казаться светлее и желтее, чем в тишине. Это проявляется при повторном рассмотрении цвета после прекращения звучания.

При мрачных звуках красный цвет кажется темнее, зеленый выглядит сине-зеленым подобное.

Цвет может также усиливать чувство тяжести. В частности, ящики, окрашенные в желтый цвет, кажутся легкими, чем окрашенные в темно-синий или черный.

За цветовосприятие отвечает определенная структура сетчатки глаза и соответствующий центр в коре головного мозга. Наблюдая разнообразные цвета, мы активизируем разные зоны мозга. Надо избегать монотонности, цветного голода. Если перед вами нет художественных картин, наблюдайте разноцветные квадратики (9x9 см) полного спектра цветов.

Д. Г. Скотт рекомендует ряд упражнений "Самосовершенствование с помощью образа цвета". Например, чтобы быть энергичным, общительным, динамичным или напористым, представьте цвет активности - красный.

Чтобы быть искренним и дружелюбнее, представьте себе теплый цвет - оранжевый. Чтобы стать внимательным к деталям и организованным, используйте цвет, который ассоциируется с интеллектуальными способностями, например - желтый. Чтобы быть более четким в своих действиях, используйте цвет, который символизирует ясность, - голубой.

Цвет влияет на самочувствие, настроение детей, школьников и студентов (учителей и преподавателей), на их здоровье, на эффективность учебных занятий. Психологи назвали это явление «цветным климатом».

В современном мире исследования влияния цвета на психофизиологию человека экспериментально подтвердили, что красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя — охлаждающе (Hessey, 1949); пурпуровый цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий синего, имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность кожи, и об ускоренном заживлении ран под воздействием красного (Birren, 1961). Отчёты исследований доктора Вартмана свидетельствуют о влиянии синего цвета на понижение билирубина в крови (Wurtman, 1975), а С.Мак Дональд (Mc. Donald, 1982) опубликовала отчёт, согласно которому облучение синим заметно снижало боль в поражённых артритом суставах, доказав, что цвет влияет на человека и помимо оптической системы. Фере экспериментально установил, что в наибольшей степени красный цвет усиливает мускульное напряжение. Метцгер считает, что если красное и зелёное освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цветов. Этот эффект воздействия цвета на тонкие аспекты поведения стал классическим после экспериментов К.Гольдштейна (Goldstein,1942). Он доказал, что красный и синий (или зелёный) противоположно влияют на оценку времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, предметы — больше и тяжелее. Таким образом, он одним из первых сформулировал положение о том, что эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. Известны опыты И.Иттена о различии в субъективной оценке окружающей среды на 5–7 градусов по Фаренгейту в комнатах, окрашенных в сине-зелёный по сравнению с красно-жёлтым цветом.

В образовательных учреждениях цветовым решениям в оформлении помещений, в окраске мебели и одежды необходимо придавать большое значение.

В оформлении классных комнат и спален в школах-интернатах желательно присутствие сине-зелёной гаммы, цвета красной части спектра могут быть пастельных, нежных оттенков. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников.

В требованиях, выдвигаемых современным образованием, для повышения уровня комфортности образовательного процесса педагогам рекомендовано учитывать не только цветовое оформление классов, но и цвет одежды, её форму, плотность и пластичность тканей, узоры на ней — для благоприятного воздействия на психику ребенка. Цвета, выбираемые для одежды, оказывают глубокое влияние на владельца, который, осознанно или бессознательно, удовлетворяет тем свои психологические потребности. Желательно, чтобы одежда всех участников образовательного процесса имела чистые и равномерные тона.

Созерцание чистых голубых, зелёных цветов различных оттенков заметно уравновешивает состояние учащихся, развивает внимание и сосредоточение, помогает процессу обучения, поэтому некоторые психологи рекомендуют иметь в классе квадрат из синей ткани.

Самостоятельное исследование №1

Влияние цвета на организм растения

Задачи исследования:

  1. Экспериментальным путем изучить влияние цвета на живой организм (объект – пшеница)

  2. Самостоятельно продумать технику и условия постановки опыта

  3. Самостоятельно вырастить растения

Описание хода эксперимента:

Табл 3.

дата

Режим «день-ночь» №1

Режим «красный цвет-ночь» №2

Режим «синий цвет-ночь» №3

Режим «ночь» №4

11.08

На тарелке разложены и замочены по 20зернышек пшеницы

12.08

Проросло 15 зерен. средняя длина 0,11мм

Проросло 16 зерен. Средняя длина 0,15мм.

Проросло 18 зерен. Средняя длина 0,1мм

Проросло 14 зерен. Только проклюнулись.

13.08

Не проросло 1зернышко. У проросших длина ростков 6мм – 4зерна, начали зеленеть. 3мм - 6 зерен. 1-2мм – 9зерен. Средняя длина ростков 2,8мм.

Не проросло 1зернышко. Побеги начали зеленеть. 13мм – 1зерно. 10мм – 2зерна. 8мм – 4зерна. 3-4мм – 7зерен. 1мм – 5зерен. Средняя длина ростков 4,72мм.

Не проросло 3 зерна. 10мм – 3 зерна. 6-7мм – 5 зерен. 3-5мм – 6 зерен. 1-2мм – 3 зерна. Средняя длина ростков 4,55мм

Не проросло 3 зерна. 6-7мм – 5 зерен. 3-4мм – 4 зерна. 1-2мм – 8 зерен. Побеги тонкие, бледные. Средняя длина ростков 2,8мм.

14.08

Погибло 1зерно. 6 сильных побегов приобрели зеленый окрас, их длина 10-11мм. 15зерен – 1-2мм. Средняя длина ростков 4,13мм.

Проросли все зерна. Побеги имеют светло-зеленую окраску. 20-32мм – 13зерен. 2-3мм – 4зерна. 1-2мм – 3зерна. Средняя длина ростков 17,63мм

Не проросло 2зерна. Побеги имеют светло- зеленую окраску. 25-39мм – 12зерен. 12-17мм – 4зерна. 1мм – 2зерна. Средняя длина ростков 22,2мм.

Не проросло 1зерно. Побеги имеют светло-желтую окраску. 25-28мм – 3зерна. 18-10мм – 7зерен. 1-2мм – 9зерен. Средняя длина ростков 8,8мм.

15.08

4 сильных ярко зеленых побега длиной 22-20мм. 9-10мм – 2 зерна. 7-5мм – 8 зерна. 1мм – 5 зерен. Средняя длина ростков 7,8мм.

2зерна набухли, но не прорастают. 67мм – 1зерно. 45-52мм – 11зерен. 17-22мм – 3 зерен. 7-8мм – 2 зерна. Средняя длина ростков 33,7мм

Побеги чуть светлее чем в красном. 73мм – 1 зерно. 68-67мм – 3 зерна. 34-45мм – 10 зерен. 10-14мм – 4 зерна. 2зерна не проросло. Средняя длина 35,9мм.

Окраска бледно-желтая. 70мм – 1зерно. 45-50мм – 5зерен. 30-45мм – 4зерна. 17-20мм – 4зерна. 1-2мм – 5зерен. 1зерно не проросло. Средняя длина 22,75мм.

16.08

Побеги ярко-зеленые, сочные. 45мм – 1 зерно. 25-35мм – 4 зерна. 12-15мм – 3 зерна. 5-7мм – 5 зерен. 1мм – 5 зерен. 2зерна погибло. Средняя длина ростков 12,5мм.

Побеги зеленоватого цвета. 120мм – 1зерно. 75-85мм – 8зерен. 45-50мм – 4зерна. 25-35мм – 5зерен. 2 зерна не проросло. Средняя длина ростков 55,5мм.

Побеги зеленоватого цвета. 75-105мм – 6зерен. 55-70мм – 7 зерен. 30-40мм – 6 зерен. 1 зерно не проросло. Средняя длина ростков 58,8мм.

Бледно-желтые ростки. 110-115мм – 2зерна. 85-90мм – 3зерна. 40-55мм – 7зерен. 2-3мм – 3 зерна. 23-30мм – 4 зерна. 1 зерно не проросло. Средняя длина ростков 46,6мм.

17.08

4 зерна погибли. 70мм – 1 зерно. 53-40мм – 4 зерна. 12-17мм – 2 зерна. 8-10мм – 9 зерен. Средняя длина ростков 18,3мм.

140мм – 1 зерно. 100-120мм – 9 зерен 30-55мм – 8 зерен. 2 зерна не проросло. Средняя длина ростков 73,5мм.

120-140мм – 11зерен. 90-115мм – 4 зерна. 40-55мм – 3 зерна. 2 зерна не проросло. Средняя длина ростков 99,1мм.

160мм – 1 зерно. 157мм – 1 зерно. 100-130мм – 9 зерен. 40-75мм – 3 зерна. 20-40мм – 3 зерна. 3 зерна не прорастают. Средняя длина 80,7мм

18.08

Темно-зеленый цвет побегов. 95мм – 1зерно. 80мм – 1зерно. 75-76мм – 2зерна. 60мм – 1зерно. 52мм – 1 зерно. 10-20мм – 10зерен. 4зерна погибло. Средняя длина ростков 29,4мм.

Светло-зеленый цвет ростков. 175мм – 1зерно. 166мм – 1зерно. 130-147мм – 9 зерен. 100-110мм – 2зерна. 50-75мм – 5зерен. 2 зерна погибло. Средняя длина ростков 105,5мм

Светло-зеленый цвет ростков. 180мм – 1 зерно. 168мм – 2 зерна. 160мм – 1 зерно. 105-120мм – 8зерен. 55-65мм – 2зерна. 2зерна погибло. Средняя длина ростков 110,4мм.

Бледно-желтый цвет ростков. 190мм – 2зерна. 185мм – 3 зерна. 160мм – 2 зерна. 155мм – 2 зерна. 140мм – 2 зерна. 45-50мм – 4 зерна. 3 зерна погибло. Средняя длина ростков 107,5мм.

Диаграмма роста зёрен пшеницы.

Длина ростка, мм.

__ - день-ночь

____ - красный цвет-ночь

----- - синий цвет-ночь

- ночь-ночь

Выводы: Для растений свет – самое важное условия нормальной жизни. Без света растения вытягиваются, становятся светло – желтыми по окраске, хлорофилл не образуется. При сравнении влияния красного и синего цветов видно, что при синем цвете растение сильнее вытягивается, окраска более светлая, чем при красном.

Самостоятельное исследование №2

Влияние цвета на организм животных.

Задачи исследования:

  1. Экспериментальным путем изучить влияние света на животный организм (объект – плодовые мушки (дрозофилы))

  2. Самостоятельно продумать технику и условия постановки опыта.

  3. Самостоятельно размножить и вырастить мушек.

Описание хода эксперимента.

В 4 бокала была разложена переспевшая малина в равных количествах, каждый бокал был размещен в свой цветовой режим: №1 день-ночь; №2 красный цвет-ночь; №3 – синий цвет – ночь; №4 – ночь – ночь.

Табл 4.

дата

№1 день-день

№2 красный цвет - ночь

№3 синий цвет - ночь

№4 ночь- ночь

11.08

Разложена переспевшая малина, мушек нигде нет.

12.08

Появилось 10 активных мушек

Появилось 2 мушки, активны

Появилось 6 мушек, малина начала чернеть

Мушек нет, у малины появился винный запах

13.08

Появилось 12 мушек.

Появилось 14 мушек, малина дает сок, но цвет не меняет.

Все мушки погибли, малина чернеет.

Мушек нет.

14.08

Появилось 16 мушек.

Появилось 20 мушек.

Все мушки погибли.

Мушек нет.

15.08

Все мушки погибли.

10 мушек погибло, 8 осталось, малина приобретает кислый запах, цвет сильно не меняет.

Мушек нет, малина вся почернела.

Мушек нет, на малине появилась корочка.

16.08

Мушек нет.

4мушки осталось, малина в соку

Мушек нет, черный цвет малины, засыхает

Мушек нет, малина засыхает.

17.08

__ . __.__

Осталось 2 мушки

__.__.__

__.__.__

Выводы. Свет – источник жизненно важной информации. Стабильность светового потока очень важна в жизни животных для ориентации, поиска партнеров по размножению, поиска пищи и т.д. Приспособляемость мушек к условиям окружающей среды ограничена и зависит от сочетания факторов. Из эксперимента видно, что лучше всего размножается дрозофила при красном цвете, затем при белом свете. В режиме «ночь» размножение не произошло. Эксперимент показывает, что оптимальным режимом освещенности для мушек является режим «красный цвет-ночь».

Самостоятельное исследование №3

Влияние цвета на психологическое состояние человека.

Задачи исследования:

  1. Экспериментальным путем изучить влияние цвета на процесс обучения учащихся.

  2. Самостоятельно продумать технику и условия постановки опыта.

Описание хода эксперимента

При проведении эксперимента использовались интерактивная доска, таблицы, дидактический материал различного цвета.

Изучая влияние цвета на процесс обучения учащихся, были сделаны следующие выводы:

  1. Если на уроке использовался только один фон (белый, серый) интерактивной доски, таблиц, то внимание учащихся было рассеянное: при подведении итогов урока они не могли выделить основной материал, поэтому процент успеваемости составлял 50-60%.

  2. При использовании на уроке в основном красного цвета и его оттенков наблюдалась повышенная активность учащихся, нарушение дисциплины. В конце урока замечена усталость, раздраженность, дискомфорт учащихся.

  3. При использовании синих, фиолетовых, зеленых цветов активность учащихся понижается, ощущается медлительность, заторможенность в мышлении. Слабые учащиеся работают не в полную силу, процент успеваемости - 65-70%.

  4. При сочетании цветов

Начало урока- розовый, желтый

Изучение нового материала – красный и его оттенки

Закрепление материала, релаксация – синий, зеленый

Урок получался ярким, воодушевленным, учащимся хотелось самостоятельно продолжать изучать тему, практически весь урок учащиеся активно работают, процент успеваемости – 80% .

Заключение. Выводы и предложения. Проведя анализ различных процессов, связанных с воздействием цвета на живые организмы, делаем выводы:

  1. Свет и все его составляющие 7 цветов активно воздействуют на все живое на Земле.

  2. Можно выявить общие стадии и закономерности влияния цвета.

Общая модель влияния цвета (схема)

Свет, рецептор передача

7 цветов (светочувствительные сигнала

раздражитель молекулы)

эффект реакция на сигнал.

Каждый процесс начинается с поглощения квантов света.

Второй этап – образование фотопродуктов.

Третий этап – биохимические реакции, приводящие организм к физиологическим эффектам. Биологическое действие солнечного света зависит от его спектрального состава, продолжительности, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Литература

1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

2. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. //Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.

3. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Том 97, №1, 1997 г. с. 24-28.

4. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. //Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков., 1998 г. с. 106-109.

5. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.

6.Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.

7. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием. //Математические методы в психиатрии и неврологии. Л., 1972. с. 176-178.

8.Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.

9.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Изд-во «Сфера», 2001.

10.Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128

11. Детлаф А.А. Справочник по физике. – М.: Наука 2002.

12. Трофимова Т.И. Курс физики – М.: Высшая школа 2001.

13. Гурский И.П. Элементарная физика под ред. И.В. Савельева – М.: Просвещение 1984

14. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Физика – М.: Просвещение 1982

15. Туганбаев М.Л., Беркут А.К., Нурматова Ж.К., Алдешов С.Е. Компьютерные цвета. Шымкент, 2011. –С.145-146.

16. Туганбаев М.Л., Беркут А.К., Нурматова Ж.К., Алдешов С.Е. Компьютерная графика. Шымкент, 2012. –С.145-146.

17.Савельева С.В., Беркут А.Х., Э.Б.Абдрахманова. Цвет. Шымкент, ЮКГУ.2010. –С.7-9.

Просмотров работы: 607