Распространенным является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старшего возраста. В настоящее время в «зону риска» попадают подростки и молодежь. В работе мы исследуем подросткового и юношеского одиночества, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Учреждение интернатного типа – это замкнутое территориальное пространство. Для него характерны массовый, коллективный характер воспитания, все осуществляется строго по режиму, монотонность жизни воспитанников, недостаточная свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом [10, с.6], [13, с.179].
На социальном уровнеактуальность можно определить необходимостью воспитания отношения в обществе к детям-сиротам как равноправным членам общества, в котором мы живем. На теоретическом уровнеактуальность исследования определяется нашим собственным интересом в изучении причин одиночества детей-сирот. Возможно, они кроются и во взаимосвязи одиночества с социальным статусом в коллективе воспитанников, проживающих в учреждениях интернатного типа для детей-сирот. Актуальность темы обозначило проблему нашей исследовательской работы: подростковое и юношеское одиночество и его зависимость от социального статуса в группе воспитанников учреждениях интернатного типа.
Цель исследования: изучение взаимосвязи субъективного одиночества с социометрическим статусом в группе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их совместное влияние друг на друга.
Объект исследования: одиночество как субъективное внутреннее переживание и социометрический статус в группе детей-сирот из числа подростков и юношества.
Предмет исследования: взаимосвязь одиночества с социометрическим статусом в группе ребят-сирот (на примере КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» и КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»).
Исследовательский вопрос: «оказывают ли совместное влияние друг на друга такие переменные как «одиночество» и «социометрический статус» в коллективе воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?».
В качестве гипотезы выступает предположение, что ребенок-сирота ощущает себя одиноким, тем больше (сильнее), чем ниже его социометрический статус в группе. И наоборот, чем выше статус ребенка в коллективе, тем уровень одиночества ниже. Мы предполагаем, что две переменные («одиночество» и «социометрический статус») влияют друг на друга.
В соответствии с обозначенной проблемой поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические подходы в современной психологии к определению понятия «одиночество» и «социометрический статус» в коллективе.
2.Выявить уровень одиночества и социометрический статус каждого члена группы у детей – сирот школ-интернатов.
3.Проследить наличие или отсутствие взаимосвязи (взаимного влияния) одиночества и социометрического статуса по таблицам сопряженности по итогам проведения двух методик.
Методы исследования: изучение психологической литературы по теме исследования; метод наблюдения; диагностические методы; метод беседы; анализ таблиц сопряженности по результатам проведения двух методик. С учетом уровня развития детей школ-интернатов возникла необходимость адаптировать методики для данной категории ребят (переформулировать вопросы).
Новизна исследования: изучалась связь чувства одиночества и социального статуса в группе воспитанников КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» и КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2».
Теоретическое значение работы состоит в изучении одиночества, как субъективного переживания у воспитанников учреждений интернатного типа с целью его предупреждения. Практическое значение работы: полученный материал, будет полезен специалистам образовательных учреждений, работающих с детьми–сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей в детских домах и школах – интернатах.
Диагностический инструментарий: 1)методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела и М.Фергюсона, 1978 г.); 2)специальная методика измерения социометрического статуса «Социометрия» (Дж.Морено, 1951 г.)
Экспериментальные базы исследования: 1.КГБОУ«Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат». Объем выборки исследования составил 16 человек из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2». Объем выборки- 16 человека.
Наша работа основывалась на уже имеющемся исследовании, сделанном в 2010 году студентами г. Минска (диагностика осуществлялась среди подростков «группы риска»). Мы изменили целевую аудиторию эксперимента (дети-сироты) и дополнили переменные [23]. Примечание: сравнительный анализ воспитанников-сирот и ребят из категории не имеющих статус «сирота» – не предполагался и не проводился.
Глава 1. Одиночество как субъективное внутреннее переживание, его сущность и характеристика
Проблема одиночества является предметом научного исследования в ряде наук: философии, медицине, психологии, педагогике. У каждой из них своя специфика. Одиночество привлекало внимание философов, как А.Камю, Ф.Ницше и др. Тема нашла отражение в литературных произведениях Ф.Достоевского, Ф.Кафка, М.Лермонтова и др. Научные исследования явлению одиночества посвящены труды А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Фромма. Ими были рассмотрены психологические предпосылки и причины возникновения одиночества. В отечественной психологии и педагогике эта проблема рассматривалась в работах В.Асеева, А.Бодалева, Е.Головахи, Н.Гуткиной И.Кон и др. [16, с. 9]. Методологической основой нашей работы стали работы И.С.Кона, Дж.Морено, Е.А.Селивановой. Существуют различные подходы к сущности понятия «одиночества». Психодинамический подход: (Г.Зилбург); Экзистенциальная модель (К.Мустакас, В.Франкл, И.Ялом); Интеракционистский подход (Р.Вейс). Медицинский подход раскрыт Дж.Линчем. Ни одна из существующих на сегодняшний день теоретических моделей не дает полного и исчерпывающего объяснения одиночества, отражая лишь определенные стороны изучаемого явления [3, с.10]. Само определение одиночества связано с многообразием трактовок [20].
В работе под понятием «одиночество» мы понимаем «социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции» [20]. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает дефицит в общении. Одинокие люди, как правило, имеют мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида.
Особенности проявления подросткового и юношеского одиночества
Одиночество впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. 1) отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. 2) точка зрения, принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность и драматичность этого переживания. «Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» [6, с. 54].
Виды подросткового и юношеского одиночества различны. Временное одиночество - наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество). Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности или отвержения со стороны взрослых. Поведенческое одиночество проявляется в конфликтах потери связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности), не включенности в референтную группу сверстников. Когнитивное одиночество рассматривается как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной опустошенности. Оно может быть следствием непонимания проблем подростка со стороны взрослых, смены приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками, несовпадения интересов, взглядов.
Состояние одиночества у подростка может сопровождаться чувством собственной некомпетентности, ненужности, неуверенности в себе, склонностью к изоляции, уходом от действительности в мир мечты, повышенной конфликтностью.
Особенности проявления чувства одиночества у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сирота-это слово обозначает не только социальное положение ребенка, воспитывающегося в детском доме, но и внутреннюю психологическую программу, по которой ребенок приучается жить [10, с. 8]. Подростковый возраст - трудный, критический, для любого человека, в т.ч. для воспитанников детских домов и школ-интернатов. Большинство из них не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие [18, с. 11]. У детей, лишённых родительского попечительства, масса проблем, которые неведомы их сверстникам из полноценной семьи. Эти дети психологически бывают отчуждены от людей («они»). В условиях детского дома у ребят складывается агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования. Адекватный тип поведения формируется в случае, если ребёнка сопровождает значимый для него взрослый (педагог, воспитатель). У детей из учреждений интернатного типа ограниченный набор источников информации об обществе, не большой опыт контактов с людьми [10, с. 14].
Воля ребенка. Поведение детей ситуативно, зависимо от предметного окружения. Недостаточную произвольность поведения усугубляет гиперопека, в условиях которой растут воспитанники школы-интерната: жесткий режим дня, частые указания взрослых – все это лишает необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и, нередко формирует привычку к пассивному выполнению чужих указаний [10, с 15].
Эмоциональная сфера. У детей стихийно складывается детдомовское «мы»: это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». Находясь в детском доме в постоянном взаимодействии с ребятами и взрослыми, подростки не всегда имеют возможность побыть наедине. Атмосфера детских домов не предполагает к самостоятельности принятия решения. Большую часть за них принимают взрослые.
Причины одиночества воспитанников детских домов и интернатов: лишение родительской поддержки; отсутствие близких (родных); отсутствие друзей; смерть родных; низкая самооценка; малая возможность самостоятельного принятия решения в условиях замкнутого пространства; слабые навыки общения и боязнь потерпеть неудачу в отношениях [18, с 13]. Выделяют 5 типов особенностей поведения детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах [10, с. 26]:
Социальная гиперактивность |
характеризуется поверхностным и непостоянным общением, легкостью контактов и устойчивости привязанностей. Такие дети проявляют живой интерес ко всему происходящему, но предпочитают «оставаться в стороне», не включаясь в реальную деятельность |
Социальные провокации |
отличается высокой агрессивностью и неспособностью к целенаправленной управляемой деятельности. Агрессивность проявляется во взаимодействии и общении со сверстниками, вызывающими ревность, зависть и стремление конкурировать в борьбе за ресурсы общения со взрослым. Агрессивность имеет тенденцию несколько снижаться во взрослом возрасте, однако при сохранении личностного инфантилизма может приводить к конфронтации и конфликтам |
Подавленный тип |
характеризуется апатией, пассивностью, низкой активностью и эмоциональностью |
Хорошо приспособленные дети |
отличаются высоким уровнем адаптации: легко привыкают к новому персоналу, спокойны, уравновешенны, умеют наладить контакт, избирательны и устойчивы в своих привязанностях, особенно если им отвечают взаимностью. Вместе с тем могут сильно переживать, если они разлучаются с объектом привязанности – могут испытывать сильный стресс при переводе в другой детский дом или передаче на семейное устройство |
Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей |
отличается тем, что потребность в общении, любви и сотрудничестве с близкими людьми замещается стремлением причинить окружающим ущерб, обесценить и унизить их для повышения собственной значимости и самооценки. Дети такого типа проявляют повышенную потребность в еде, компенсируя тем самым дефицит заботы, ласки и любви; предпочитают манипулирование контактами с людьми, склонны к ябедничанию |
Определение понятия «социометрический статус»
Социометрический статус – положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, которые определяют его авторитет среди участников группы и степень влияния на остальных членов [9, с.46]. Одним из методов исследования по измерению и изучению социального статуса является специальная методика измерения социометрического статуса «Социометрия» [3, с.55]. Понятие «Социометрия» буквально означает «социальное измерение». Понятие ввел в психологическую науку американский психолог Якоб (Джокоб) Леви Морено (1892-1974). Для него социометрия – это методика предназначена для оценивания межличностных отношений: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Между членами любой группы возникают притяжения или отталкивания в процессе межличностных отношений. Человек может быть интересен и привлекательным для одних, и менее интересен для других людей. Возможно взаимное безразличие [8, с.3]. Каждый участник группы оценивает других и оценивается ими. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений. Социометрический тест был получен благодаря тому, что Дж.Морено, перевел понятия притяжения и отталкивания в количественные показатели [7, с.12]. В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. Социометрический статус характеризует количество выборов (предпочтений), которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса [8, с.7]. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее, чем другие влияние на коллектив. Они занимают центральное место в структуре группы. Им принадлежит важная роль в выборе направления движения (развития) группы. Прием определения социометрического статуса измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относятся к категории «звезд», «изолированных», «предпочитаемых», «принятых» и «отверженных» [8]. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. Если количество выборов, полученное членом группы, находится, ниже среднего уровня, его относят к категории «предпочитаемый». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в ходе проведения социометрии не получили ни одного выбора. «Отверженными» считается испытуемый, который в эксперименте, где используется отрицательные критерии, получает отрицательные выборы [17, с.55].
Взаимосвязь чувства одиночества и социометрического статуса
Исследователь А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными для группы чертами [9, c.297]. Среди черт личности, выступающего как объект симпатии, выделяются, в первую очередь, эмоциональные качества (чуткость, отзывчивость, скромность и простота и т.д.) (63%); во вторую очередь, выделяют волевые качества личности (23%), в третью, интеллектуальные (14%) [9, c.281].
Выводы по первой главе. Существуют разные подходы к определению понятия «одиночество», его сущности и причин его возникновения. Одиночество возникает не только у взрослых людей. «Группу риска» составляют ребята, в том числе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одиночество может иметь негативный и позитивный характер. Выделяют несколько типов поведения детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. Нам интересно выявить совместное слияние друг на друга переменных «одиночества и социального статуса» воспитанников.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список, словарь терминов, приложения.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи субъективного одиночества с социометрическим статусом в группе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа
(на примере КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» и
КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»).
Характеристика выборки исследования.Исследование проводилось среди воспитанников школ -интернатов (общее количество 32 человека) в возрастной категории 12-15 лет. В первую группу вошли дети-сироты из КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» г. Зеленогорска в количестве 16 человек. Вторая группа ребят - 16 человек из КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2» г. Красноярска. При формировании выборок мы ориентировались на воспитанников, имеющих официальный статус «сирота» или «оставшийся без попечения родителей».
Процедура исследования.Исследование проводилось в двух учреждениях. В период подготовки к проведению исследования уделялось некоторое время для установления доверительных отношений с ребятами. Мы посещали их во время проведения внеурочных мероприятий; наблюдали за поведением и реакциями ребят в разных жизненных ситуациях. Опрос проводился в период «свободного времени», которое предоставлялось ребятам (после выполнения воспитанниками домашних заданий).
Методики и техники. В ходе учебного исследования применялись следующие методики: 1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (тест-опросник Д. Рассела и М. Фергюсона, предназначенный для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека, 1978 г) [12, с.604]. Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.
Инструкция. Вам предлагается утверждения. Рассмотрите последовательно каждое и оцените, с точки зрения, как часто вы испытываете в Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества [20].
2. Специальная методика измерения социометрического статуса «Социометрия» (Дж.Морено, тест используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений, 1951 г.) [1, с. 338], [18, с. 280]
Порядок исследования: перед началом опроса постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Провести инструктаж группы. В ходе его объяснить цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать пример выполнения задания. Гарантировать сохранение тайны ответов. Фамилии отсутствующих ребят записываются на доске. В выданном бланке (социометрическая карточка) вписывается фамилия опрашиваемого. Затем респонденты вписывают фамилии членов группы, выбранных по предложенному критерию. В нашем случае этим критерием являлся ответ на вопрос «Кого бы хотел взять с собой в поход?»
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их обработки. Метод ранжирования позволяет снять опасение за отрицательный выбор. Мы не хотели ставить в такую ситуацию детей-сирот, и вопросы составили по позитивному критерию. Каждому респонденту предложено выбрать только трех человек. Число выборов, полученных каждым ребенком измеряет его «социальный статус»: ребята, получающие наибольшее количество выборов – «звезды». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (при условии опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если подросток получает среднее число выборов (3-6 выборов), его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «принятые», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных» [1, с. 338], [5, с. 280].
Обработка и интерпретация результатов: Шаг 1 – составление социоматрицы (таблица, в которую вносятся результаты опроса). Шаг 2 – построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы мишени. Социограмма – схематическое изображение выборов респондентов. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии и т.д.) [1, с. 338], [20]. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг – это зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II) Второй круг – зона «предпочитаемых». III) Третий круг – зона «пренебрегаемых». IV) Четвертый круг – зона «изолированных», которые не получили ни одного очка.
В результате социометрии можно выявить не только персональное положение каждого члена группы, но и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выборов в группе. Анализ социограммы начинается с выявления центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Социометрический метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. Существует два способа фиксации данных социометрии: непараметрическая процедура (без ограничения числа выборов). Мы выбрали второй способ – параметрический (ограниченное число выборов). Это позволяет более внимательно относится к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым критериям. Ограниченность выборов снижает вероятность случайных ответов.
Дополнительно мы опросили что такое «одиночество» в понимании ребят для определения графического профиля «одиночества».
ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО:
одиночество – это способ уединиться (остаться наедине с самим собой)
одиночество – это неприятное чувство
одиночество – это страх остаться одному
одиночество – это, когда нет человека, который заботиться и любит
одиночество – это, когда нет друга (подруги) или «второй половинки»
одиночество – это, когда не умеют «заводить» новых друзей и новые отношения с людьми
свой вариант ответа ______________________________________________
Описание и анализ результатов диагностики воспитанников
КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» г. Зеленогорска
Одиночество имеет как позитивный, так и негативный характер. Главное, как каждый ребенок этим чувством «распоряжается». Перед тем как проводить анкетирование среди воспитанников, мы поспросили ребят ответить на вопрос «что такое одиночество?» и предложили несколько вариантов ответов, взяв за основу характеристику одиночества Р.Вейса (1973 г.). Согласно полученным данным, большая часть ребят - 10 чел. (62,5%) школы-интерната г. Зеленогорска считает, что «одиночество – это один из способов уединиться» (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Графический профиль одиночества воспитанников г. Зеленогорска
«Одиночество – как «одиночество, когда нет друга или подруги» - показали ноль человек. Наименьшее количество человек отметили, что «одиночество – это когда не умеют заводить новых друзей» 2 чел. (12,5%); «одиночество – это когда нет рядом человека, который о тебе бы заботился» 2 чел. (12,5%). «Одиночество - страх остаться одному» и «неприятное чувство» по 1 чел. (6,25%).
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (тест-опросник Д. Рассела и М. Фергюсона)
Количественная и качественная обработка результатов опроса ребят г. Зеленогорска отражены в диаграмме 1(количественные показатели опроса в Приложении 1).
Диаграмма1.Уровни одиночества воспитанников школы – интерната г. Зеленогорска
Большая часть ребят набрали от 0 до 20 баллов по шкале одиночества (средний показатель – 17,6), что свидетельствует о низком уровне одиночества в данной группе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Один человек (6,3%) имеет высокий уровень субъективного ощущения одиночества (девочка Ксения). Причина осознается самой девочкой. Она эмоционально не устойчива. Склонна к частым перепадам настроения, несколько «навязчива» в общении. «Утомляет» своих сверстников. Ребята иногда дистанцируются от общения с Ксенией. Во время наблюдений было отмечено, что, есть еще одна причина одиночества этого ребенка (она, по–нашему мнению, не является основной). В силу возраста девочки (16 лет), наблюдается некоторая излишняя заинтересованность («озабоченность») взаимоотношениями полов. Эта тема волнует не всех подростков в такой же степени, как и Ксению, и не разделяется членами группы.
Низкий уровень одиночества в коллективе определен у девяти респондентов, что составляет 56,3% всех опрошенных. Средний уровень – у шести опрошенных (37,5%).
Методика социометрического исследования «Социометрия»
Общие результаты по методике измерения социометрического статуса
Позиция «звезда» |
Общее количество респондентов |
Позиция «изолированные» |
2 чел. |
16 чел. |
1 чел. |
По итогам опроса сирот школы-интерната по методике социометрического измерения мы выявили одного ребенка, находящихся в позиции «изолированный». Это составляет 6,3 % всех опрошенных школы – интерната г. Зеленогорска. Позиция «звезда» в коллективе и имеет очень высокий статус среди ребят, определены у двоих человек (12,5%) и по итогам наблюдений выявили «отрицательного лидера». Для данной группы воспитанников в большей степени характерен коллективистский тип отношения к группе, когда воспринимают свой коллектив как ценность.
В результате полученных данных мы можем дополнительно определить не только персональное положение каждого члена группы в системе межличностных отношений, но и общую картину состояния этой группы – так называемый уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Для этого находим общее количество «звезд» и «предпочитаемых». Их должно быть в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных». Среди сирот школы-интерната: 2 чел. («звезды») + 10 чел. («предпочитаемые») = 12 человек. «Изолированных» 1 человек + «предпочитаемые» – 0 чел. Их значительно меньше, чем «звезд» и «предпочитаемых».
В школе-интернате г. Зеленогорска уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)– высокий.
Анализ таблиц сопряженности по итогам проведения двух методик показан в таблице1.
Из приведенных в таблице данных сравнительного анализа уровня одиночества и социального статуса в коллективе воспитанников школы-интерната г. Зеленогорска наблюдаем, что у четырех человек из шестнадцати опрошенных имеется взаимосвязь «низкий уровень одиночества» и «высокий социальный статус». У ребят с высоким уровнем одиночества (Ксения) не показан низкий социальный статус в группе. Значит, эта взаимосвязь выявлена частично и практически не подтверждает нашу гипотезу.
Вывод:1. У ребят, имеющих высокой статус в группе (позиция «звезда», «лидер»), выявлен низкий уровень одиночества. Таких четыре человека из шестнадцати опрошенных среди воспитанников Зеленогорска.
2. Связь высокого уровня одиночества с низким статусом в группе воспитанников из числа сирот школы – интерната не обнаружена. Таким образом, сравнение результатов двух методик показали незначительную связь одиночества и социального статуса.
3. В школе-интернате г. Зеленогорска выявлен высокий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) среди детей-сирот.
Выдвинутое нами предположение о взаимном влиянии одиночества и социального статуса в коллективе детей-сирот школы-интерната г. Зеленогорска – подтвердилось частично.
Таблица сопряженности по результатам проведения двух методик («Одиночество» и «Социометрия») Таблица 1
№ |
Имя воспитанника |
Уровень одиночества |
Социальный статус в коллективе детей -сирот |
Личностные характеристики (со слов педагогов) |
Примечание |
1 |
Дарья М., 12 лет |
Средний |
«Предпочитаемая» |
Общительная, гиперактивная, за всё берется, часто не доводит дело до конца |
|
2 |
Ольга К., 15 лет |
Средний |
«Изолированная» |
Спокойная, уравновешенная, замкнутая, положительная характеристика |
|
3 |
Михаил М., 15 лет |
Средний |
«Принятый» |
Общительный, интересуется техникой (компьютерами, телефонами) |
|
4 |
Андрей Л., 15 лет |
Низкий |
«Звезда» |
Активный, общительный, любознательный, «любвеобильный», творческий |
Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус |
5 |
Максим В., 15 лет |
Низкий |
«Предпочитаемые» |
Интересуется техникой, общительный, немного замкнутый |
|
6 |
Александра Ж., 15 лет |
Низкий |
«Звезда» |
Общительная, увлекается спортом, занимается легкой атлетикой, активная, творческая |
Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус |
7 |
Ксения Б., 15 лет |
Высокий |
«Предпочитаемая» |
Общительная, несколько «навязчивая», творческая, занимается легкой атлетикой |
Нет взаимосвязи по категориям одиночество и социальный статус ребенка |
8 |
Виолетта С., 15 лет |
Средний |
«Принятая» |
Открытая, занимается легкой атлетикой |
|
9 |
Николай Р., 15 лет |
Средний |
«Принятый» |
Активный, открытый увлекается спортом |
|
10 |
Анастасия Г., 15 лет |
Низкий |
«Предпочитаемая» |
Общительная, занимается легкой атлетикой, активная, ездит на соревнования и защищает честь города, занимает призовые места. Очень добрая и отзывчивая. Положительный лидер («душевный») |
Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус |
11 |
Руслан М., 14 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Замкнутый, плаксивый, не сдержанный и импульсивный, подросток является «отрицательным» скрытым лидером |
Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус |
12 |
Максим Л., 14 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Замкнутый |
|
13 |
Антон З., 13 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Творческий, обособленный, замкнутый, начал общаться |
|
14 |
Артем К., 12 лет |
Средний |
«Предпочитаемый» |
Творческий, средне общительный |
|
15 |
Виктор Т., 12 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Частая смена настроения (то ласковый, то упрямый и несговорчивый), очень хороший «артист», любит внимание к себе и всячески его привлекает, общительный |
|
16 |
Денис Ш., 12 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Неуверенный в себе, брали в семью и отдавали обратно, замкнутый |
Описание и анализ результатов диагностики воспитанников
КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»
Графический профиль понятия «одиночество» с позиции сирот г. Красноярска
Согласно полученным данным, большая часть детей школы-интерната г. Красноярска 7 чел. (29,2%) считает, что «одиночество – это – чувство страха остаться одному» (рис. 1.2). Три человека (18,8 %) отметили, что «одиночество – это когда нет человека, который заботился бы о тебе»; «одиночество - неприятное чувство» и «одиночество - как один из способов уединиться» - так ответили по два человека (12,5%). «Неумение заводить друзей и знакомства» и «нет подруги (друга)
выбрали по одному человеку (6, 25%).
Рисунок 1.2. Графический профиль одиночества воспитанников-сирот г. Красноярска
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
(тест-опросник Д. Рассела и М. Фергюсона)
Количественная и качественная обработка результатов опроса детей г. Красноярска показано на диаграмме 2 (результаты опроса таблице Приложения 3).
Диаграмма 2.Уровни одиночества воспитанников школы – интерната г. Красноярска
Из диаграммы видно, что три человека (18,5%) имеет высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Низкий уровень одиночества определен у шести респондентов, что составляет 37,5 % всех опрошенных. Семь человек (43,8 %) обладают средним уровнем одиночества.
Результаты опроса по методике измерения социометрического статуса «Социометрия»
Позиция «звезда» |
Общее количество респондентов |
Позиция «изолированные» |
3 чел. |
16 чел. |
4 чел. |
По итогам опроса ребят школы-интерната по методике социометрического измерения мы выявили четырех подростков, находящихся в позиции «изолированных». Это составляет 25,0% всех опрошенных школы – интерната г. Красноярска. Позиция «звезда» в коллективе, определены у трех человек (18,5%). Примечание: В результате наблюдения во время проведения методики «Социометрия», подросток Олег Б. прокомментировал выполнение задания такой фразой: «Из этой школы я никого не возьму в поход». Возможно, он относится к коллективу, в котором воспитывается, не заинтересовано, коллектив не представляет для него особой самостоятельной ценности. В результате полученных данных мы можем дополнительно определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в коллективе. Среди сирот школы-интерната: 3 чел. («звезды») + 6 чел. («предпочитаемые») = 9 человек. «Изолированных» 4 человека. В школе-интернате г. Красноярска уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – высокий.
Анализ таблицы сопряженности по результатам двух методик («Одиночество» и «Социометрия») в таблице 2.
Таблица сопряженности по результатам проведения двух методик («Одиночество» и «Социометрия») табл. 2
№ |
Имя ребенка |
Уровень одиночества |
Социальный статус ребенка в коллективе |
Личностные характеристики (со слов педагогов) |
Примечание |
1 |
Олеся Б., 15 лет |
Средний |
«Изолированный» |
Замкнутая, круг общения ограничен, увлекается рисованием и хорошо рисует |
Нет связи уровня одиночества и низкого статуса в коллективе |
2 |
Коля П., 15 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Общительный, занимается легкой атлетикой |
|
3 |
Антон С., 15 лет |
Средний |
«Изолированный» |
Общительный, склонен к воровству |
Нет связи уровня одиночества и низкого статуса в коллективе |
4 |
Егор С., 13 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Общительный, активный |
|
5 |
Женя Л., 12 лет |
Средний |
«Звезда» |
Общительный, творческий |
Нет связи низкого уровня одиночества и высокого статуса в коллективе |
6 |
Татьяна П., 15 лет |
Высокий |
«Изолированный» |
Общительная, девочка чрезмерно активная, увлекается вокалом |
Есть связь высокого уровня одиночества и низкого статуса в коллективе |
7 |
Наташа Д., 12 лет |
Средний |
«Изолированная» |
Требуется индивидуальный подход и контроль. Ленива |
Нет связи уровня одиночества и низкого статуса в коллективе |
8 |
Ольга О., 14 лет |
Низкий |
«Предпочитаемая» |
Стеснительная, добрая, отзывчивая |
|
9 |
Максим Ф., 14 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Общительный |
|
10 |
Женя М., 12 лет |
Средний |
«Звезда» |
Общительная, активная |
Связь высокий статус и низкий уровень одиночества не наблюдается |
11 |
Марина С., 12 лет |
Высокий |
«Принятый» |
Стеснительная, исполнительная |
|
12 |
Кристина И., 12 лет |
Высокий |
«Принятый» |
Общительная, гиперактивная, за всё берется, не доводит дело до конца |
|
13 |
Саша П., 12 лет |
Средний |
«Звезда» |
Не суетливый, вдумчивый, общительный |
Связь высокий статус и низкий уровень одиночества не наблюдается |
14 |
Олег Б., 14 лет |
Средний |
«Предпочитаемый» |
Замкнутый, низкая самооценка |
|
15 |
Рома П., 12 лет |
Низкий |
«Принятый» |
Общительный, добрый |
|
16 |
Костя Ю., 12 лет |
Низкий |
«Предпочитаемый» |
Успешный, активный |
Анкетирование показало, что только у одного из 16 человек (Татьяна П.) выявлена связь по типу «высокий уровень одиночества» и «низкий статус» в группе. Значит, эта взаимосвязь практически не выявлена и не подтверждает нашу гипотезу.
Вывод:
1. Анализ таблиц сопряженности по итогам проведения двух методик показал, что взаимосвязь одиночества и социального статуса только у одного человека (Татьяна П.).
2. Анализ личностных особенностей сирот показал, что к «изолированным» ребята относят: замкнутых, малообщительных, чрезмерно навязчивых в общении.
3. У воспитанников, имеющих высокой статус в группе (позиция «звезда», «лидер»), выявлен средний уровень одиночества.
4. В школе-интернате г. Красноярска показан высокий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) среди детей-сирот.
Выдвинутое нами предположение о взаимосвязи одиночества и социального статуса ребенка в коллективе детей-сирот школы-интерната г. Красноярска так же не нашла подтверждения.
Выводы по второй главе
1. Дополнительный опрос, который мы предлагали для определения их взгляда на одиночество, у ребят Зеленогорска и Красноярска показал существенные отличия. Графический профиль одиночества показал:
- сироты г. Зеленогорска воспринимают одиночество в большей степени как «один из способов уединиться». Так ответили 10 чел. из 16 (62,5%).
- сироты г. Красноярска – 7 чел. (29,2%) считают, что «одиночество – это чувство страха остаться одному».
2. Нами не подтвердилосьпредположение о том, что одиночество взаимосвязано с социометрической статусом в группе воспитанников школы-интерната. Эти переменные не влияют друг на друга. Исследование показало незначительные связи между изучаемыми переменным. Этого влияния в нашем случае практически не наблюдается или оно не значительно. На основании анализов таблиц сопряженности мы получили нулевую гипотезу.
Заключение
1. В ходе учебно-исследовательской работы мы изучали проблему субъективного одиночества; взаимосвязь субъективного одиночества и социального статуса в коллективе, их совместного влияния друг на друга. Эта тема нам была интересна как возможная причина одиночества детей-сирот воспитанников учреждений интернатного типа. Анализ литературы показал, что существует несколько точек зрения на природу и причины возникновения субъективного внутреннего переживания, каким является «одиночество». Это явление сегодня можно наблюдать не только среди взрослых людей, но среди подростков и молодежи, в т.ч., воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
2. Под одиночеством в нашей работе понимаем: социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
3. Среди причин одиночества детей детских домов и интернатов выделяют: лишение родительской поддержки; отсутствие близких (родных); в некоторых случаях отсутствие друзей;
- смерть родных; низкая самооценка; малая возможность самостоятельного принятия решения в условиях замкнутого пространства; слабые навыки общения; боязнь потерпеть неудачу в отношениях (такие дети стремятся к одиночеству).
Нами была сделана попытка рассмотреть в качестве еще одной причины одиночества взаимосвязь «субъективного одиночества» и «социометрического статуса» детей.
4. В процессе проведенного исследования, мы не подтвердили свое предположение о том, что одиночество взаимосвязано с социометрической статусом в группе воспитанников школ-интернатов г. Зеленогорска и г. Красноярска. На основании анализа таблиц сопряженности двух методик мы получили нуль-гипотезу. Исследование показало незначительные связи между изучаемыми переменными, такими как «уровень одиночества» и «социальный статус» сирот. Нами не обнаружено совместного влияния их друг на друга. Таким образом, эти две переменные не могут рассматриваться как причина одиночества.
5. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в школе-интернате г. Зеленогорска и г. Красноярска не показывают высокий уровень одиночества по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела и М.Фергюсона), и не чувствуют себя одинокими (изолированными).
6. Дополнительный опрос для определения графического профиля одиночества, у ребят Зеленогорска и Красноярска выявил существенные отличия. Графический профиль одиночества среди детей показал:
- воспитанники г. Зеленогорска воспринимают одиночество как способ уединиться. Так ответили 10 чел. из 16 (62,5%).
- воспитанники г. Красноярска – это 7 чел. (43,8%) считает, что «одиночество – это – чувство страха остаться одному».
7. Практическое значение: полученным материалом могут воспользоваться специалисты, работающие в учреждения интернатного типа.
Библиографический список
1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996, - 400 с.
2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. – М: «Лист», 1996, 320 с.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 .- 134 с.
4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
5. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) [Текст]-М.: Просвещение, 1979. 175 с.
6. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
7. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. - С. 28.
8. Локтева, О.В., Субъективное ощущение одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением [Текст]- Минск, 2010.
9. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний:Учебное пособие [Текст]/И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 64 с.
10. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие [Текст] / Г. Т. Базарова и др. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с. – (Семья для ребенка)
11. Покровский, Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. - С. 5–20.
12. Прикладная социальная психология [Текст]/ Под редакцией А.Н.Сухова и А.А.Деркача – М.: «Институт практической психологии» Воронеж, 1998. – 688 с.
13. Селиванова, Е.А., Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова [Текст], 2010, том 16. – 179 с.
14. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на Дону. – «Феникс», 1993, 733 с.
16. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р.
Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
17. Юсина, И.А., Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков [Текст], Минск, 2011. – 94 с.
18. Сафронова, О. В. Синдром одиночества у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и его профилактика [Текст].- СПб.- 1998. - 32 с.
Электронные ресурсы:
19.Психологический портал [Электронный ресурс]//Режим доступа:(дата обращения 03.01.2016 г).
20.Одиночество. ВикипедиЯ, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015 г. и 09.02.2016 г.).
21.Библиотека онлайн [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://ahmerov.com(дата обращения 13.11.2015 г.).
22.Сайт Стихи.ru [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.stihi.ru/ свободный
23. Субъективное ощущении одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://diplomba.ru/свободный
Приложение 1
Результаты диагностики, проведенной в школе – интернате г. Зеленогорска по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона)
№ |
Имя ребенка |
Балл, полученный по методике |
Уровень одиночества |
Дополнительные сведения о воспитаннике |
||
Сведения семье |
Наличие (отсутствие) приемной семьи на данный момент |
Личностные характеристики (со слов зам. директора по ВР и воспитателей) |
||||
1 |
Дарья М. 12 лет |
22 |
Средний |
Без попечения родителей |
с лета 2015 г находится под опекой бабушки |
Общительная, гиперактивная, за всё берется, часто не доводит дело до конца |
2 |
Ольга К. 15 лет |
20 |
Средний |
Без попечения родителей |
Живет в детском доме |
Спокойная, уравновешенная, замкнутая, положительная характеристика |
3 |
Михаил М. 15лет |
22 |
Средний |
Сирота |
с лета 2015 г обрел приемную семью. Семья очень хорошая. |
Общительный, интересуется техникой (компьютерами, телефонами) |
4 |
Андрей Л. 15 лет |
10 |
Низкий |
Сирота |
с лета 2015 г обрел приемную семью. Семья хорошая |
Активный, общительный, любознательный, «любвеобильный», пользуется популярностью у девушек, творческий |
5 |
Максим В. 15 лет |
17 |
Низкий |
Без попечения родителей |
с лета 2015 г обрел приемную семью. Семья хорошая |
Интересуется техникой, общительный, немного замкнутый |
6 |
Александра Ж. 15 лет |
12 |
Низкий |
Сирота |
с лета 2015 г обрела приемную семью. Хорошая семья |
Общительная, увлекается спортом, занимается легкой атлетикой, активная, творческая |
7 |
Ксения Б. 15 лет |
49 |
Высокий |
Сирота |
с весны 2015 г обрела приемную семью |
Общительная, несколько «навязчивая», творческая, занимается легкой атлетикой. Ленива. Много посвящает времени просмотру телевизора в свободное время |
8 |
Виолетта С. 15 лет |
20 |
Средний |
Без попечения родителей |
с лета 2015 г находится под опекой бабушки |
Открытая, занимается легкой атлетикой |
9 |
Николай Р. 15 лет |
20 |
Средний |
Без попечения родителей |
с весны 2015 г находится под опекой бабушки |
Активный, открытый, увлекается спортом |
10 |
Анастасия Г. 15 лет |
14 |
Низкий |
Без попечения родителей |
с весны 2015 г обрела приемную семью |
Общительная, занимается легкой атлетикой, активная, на соревнованиях защищает честь города, занимает призовые места |
11 |
Руслан М. 14 лет |
9 |
Низкий |
Сирота |
Обрел приемную семью (уже три месяца в семье) Ему очень нравится |
Замкнутый, плаксивый, не сдержанный и импульсивный |
12 |
Максим Л. 14 лет |
3 |
Низкий |
Без попечения родителей |
с весны 2015 г находится под опекой бабушки |
Замкнутый |
13 |
Антон З. 13 лет |
17 |
Низкий |
Сирота |
Обрел приемную семью (уже три месяца в семье) |
Творческий, обособленный, замкнутый, начал общаться |
14 |
Артем К. 12 лет |
27 |
Средний |
Без попечения родителей |
Уже год как обрел приемную семью |
Творческий, средне общительный |
15 |
Виктор Т. 12 лет |
9 |
Низкий |
Без попечения родителей |
с зимы 2015 г обрел приемную семью |
Частая смена настроения (то ласковый, то упрямый и несговорчивый), очень хороший «артист», любит внимание к себе и всячески его привлекает, общительный |
16 |
Денис Ш. 12 лет |
10 |
Низкий |
Сирота |
Обрел приемную семью |
Неуверенный в себе, ребенка брали в семью и отдавали обратно, замкнутый |
Приложение 2
Методика измерения социометрического статуса «Социометрия» в школе-интернате г. Зеленогорска
№ |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Отдано выборов |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|||
1 |
Андрей |
2 |
3 |
1 |
3 |
||||||||||||||
2 |
Николай |
2 |
1 |
2 |
|||||||||||||||
3 |
Максим Л. |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
4 |
Ольга |
2 |
1 |
3 |
3 |
||||||||||||||
5 |
Настя |
1 |
3 |
2 |
3 |
||||||||||||||
6 |
Виолетта |
1 |
3 |
2 |
3 |
||||||||||||||
7 |
Михаил |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
8 |
Саша |
1 |
3 |
2 |
3 |
||||||||||||||
9 |
Руслан |
2 |
1 |
3 |
3 |
||||||||||||||
10 |
Антон |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
11 |
Артем |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
12 |
Денис |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||||||||||||
13 |
Наталья |
2 |
1 |
3 |
3 |
||||||||||||||
14 |
Максим В. |
3 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||
15 |
Дарья |
1 |
3 |
2 |
3 |
||||||||||||||
16 |
Виктор |
2 |
1 |
3 |
3 |
||||||||||||||
17 |
Ксения |
2 |
3 |
2 |
|||||||||||||||
Всего получено выборов |
13 |
3 |
2 |
0 |
12 |
1 |
2 |
12 |
12 |
3 |
13 |
4 |
3 |
4 |
3 |
7 |
4 |
Приложение 3
Результаты диагностики, проведенной в школе – интернате г. Красноярска по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона)
№ |
Имя ребенка |
Балл, полученный по методике |
Уровень одиночества |
Дополнительные сведения о воспитаннике |
|
Сведения о семье |
Личностные характеристики (со слов педагогов) |
||||
1 |
Олеся Б., 16 лет |
22 |
Средний |
Сирота |
Замкнутая, круг общения ограничен, увлекается рисованием и хорошо рисует |
2 |
Коля П., 15 лет |
3 |
Низкий |
Сирота |
Общительный, занимается легкой атлетикой |
3 |
Антон С., 15 лет |
35 |
Средний |
Сирота |
Общительный, склонен к воровству |
4 |
Егор С., 13 лет |
17 |
Низкий |
Сирота |
Общительный, активный |
5 |
Женя Л., 12 лет |
23 |
Средний |
Сирота |
Общительный, творческий |
6 |
Татьяна П., 15 лет |
38 |
Высокий |
Сирота |
Общительная, очень активная, увлекается вокалом |
7 |
Наташа Д., 12 лет |
32 |
Средний |
Сирота |
Требуется индивидуальный подход и контроль. Ленива |
8 |
Ольга О., 14 лет |
19 |
Низкий |
Сирота |
Стеснительная, добрая, отзывчивая |
9 |
Максим Ф., 14 лет |
15 |
Низкий |
Сирота |
Общительный |
10 |
Женя М.12 лет |
34 |
Средний |
Сирота |
Общительная, активная |
11 |
Марина С., 12 лет |
42 |
Высокий |
Сирота |
Стеснительная, исполнительная |
12 |
Кристина И., 12 лет |
45 |
Высокий |
Сирота |
Общительная, гиперактивная, за всё берется, не доводит дело до конца |
13 |
Саша П., 12 лет |
31 |
Средний |
Сирота |
Не суетливый, вдумчивый, общительный |
14 |
Олег Б., 14 лет |
34 |
Средний |
Сирота |
Замкнутый, низкая самооценка |
15 |
Рома П., 12 лет |
16 |
Низкий |
Сирота |
Общительный, добрый |
16 |
Костя Ю., 12 лет |
15 |
Низкий |
Сирота |
Успешный, активный |
Приложение 4
Методика измерения социометрического статуса «Социометрия» в школе-интернате г. Красноярска
№ |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Отдано выборов |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|||
1 |
Коля П. |
2 |
3 |
1 |
3 |
|||||||||||||
2 |
Олеся Б. |
2 |
1 |
3 |
3 |
|||||||||||||
3 |
Антон С. |
3 |
2 |
2 |
||||||||||||||
4 |
Татьяна П. |
3 |
1 |
|||||||||||||||
5 |
Женя Л. |
2 |
3 |
2 |
||||||||||||||
6 |
Егор С. |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||
7 |
Ольга О. |
2 |
1 |
3 |
3 |
|||||||||||||
8 |
Женя М. |
2 |
3 |
1 |
3 |
|||||||||||||
9 |
Наташа Д. |
1 |
3 |
2 |
3 |
|||||||||||||
10 |
Миша К. |
1 |
2 |
2 |
||||||||||||||
11 |
Марина С. |
1 |
3 |
2 |
3 |
|||||||||||||
12 |
Кристина И. |
2 |
3 |
1 |
3 |
|||||||||||||
13 |
Саша П. |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||
14 |
Костя Ю. |
2 |
1 |
3 |
3 |
|||||||||||||
15 |
Рома П. |
3 |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||||
16 |
Максим Ф. |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||
Всего получено выборов |
6 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
7 |
0 |
11 |
6 |
7 |
1 |
11 |
2 |
4 |
13 |
СОЦИОГРАММА КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» |
СОЦИОГРАММА КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2» |