Мир кристаллов - это сказочно красивый мир. Они завораживают своим блеском, многообразием цвета и форм.
Мне всегда было интересно рассматривать различные камни. А недавно в магазине я увидела набор для выращивания кристалла и мне стало интересно, из чего же еще можно вырастить кристаллы в домашних условиях и какие они бывают.
Перед исследованием я ознакомилась с литературой, чтобы иметь представление о предмете исследования.
В основе работы лежит утверждение, что в домашних условиях можно вырастить кристаллы.
Объектом моего исследования является изучение кристаллов и способов их выращивания.
Цель моего исследования: вырастить кристаллы в домашних условиях.
Задачи:
познакомиться с научно-популярной литературой по данной теме
изучить технику выращивания кристаллов
познакомиться с разновидностями кристаллов
узнать, какое значение имеют кристаллы в жизни человека
Гипотеза исследования: образование кристаллов зависит от условий окружающей среды, в частности от температуры.
Кристалл
Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально — лёд, в дальнейшем - горный хрусталь, кристалл) - твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку — кристаллическую решётку. (рис. 1)
Рис. 1 Модель кристаллической решётки.
Кристаллы – это красивые редко встречающиеся камни.
Они бывают прозрачные, различных цветов, форм и размеров. Собранные в музее, они радуют глаз.
Всё сказанное действительно справедливо, но… кристаллы – совсем не музейная редкость. Кристаллы окружают нас повсюду. Твёрдые тела, из которых мы строим дома и делаем станки, вещества, которые мы употребляем в быту, – почти все они относятся к кристаллам.
Песок и гранит, поваренная соль и сахар, алмаз и изумруд, медь и железо – всё это кристаллические тела.
В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.
Виды кристаллов
Следует разделить идеальный и реальный кристаллы.
Идеальный кристаллЯвляется, по сути, математическим объектом, лишённым любых дефектов строения, а также имеющим полную, свойственную ему симметрию, идеализированно ровные гладкие грани.
На рисунке 2 представлено несколько многогранников. Их очертания очень совершенны, как говорят, идеально правильны.
В чём заключается совершенность изображённых тел, заслужившая для них название идеально правильных?
Рис. 2. Многогранники: а – куб; б – октаэдр; в – два додекаэдра – слева ромбододекаэдр, справа пентагондодекаэдр; г – шестигранная призма; д – сочетание призмы с двумя шестигранными пирамидами.
Реальный кристаллВсегда содержит различные дефекты внутренней структуры решетки, искажения и неровности на гранях и имеет пониженную симметрию многогранника вследствие специфики условий роста, неоднородности питающей среды, повреждений и деформаций. Реальный кристалл не обязательно обладает кристаллографическими гранями и правильной формой, но у него сохраняется главное свойство — закономерное положение атомов в кристаллической решётке.
Методы выращивания кристаллов
Существует несколько способов выращивания кристаллов.
Охлаждении
Выпаривание
Выплавка
Почти любое вещество может при известных условиях дать кристаллы. Кристаллы можно получить из раствора или из расплава данного вещества, а также из его паров.
Начните растворять в воде столовую соль или сахар. Не любое количество удастся растворить. При комнатной температуре (20°С) вы сумеете растворить в гранёном стакане 70 граммов соли. Дальнейшие добавки соли растворяться не будут и улягутся на дне в виде осадка. Рис. 3.
Раствор, в котором дальнейшее растворение уже не идёт, называется насыщенным. Если изменить температуру, то изменится и степень растворимости вещества. Всем хорошо известно, что большинство веществ горячая вода растворяет значительно легче, чем холодная.
Представьте себе теперь, что вы приготовили насыщенный раствор, скажем, сахара при температуре 30°С и начинаете охлаждать его до 20°С. При 30°С вы сможете растворить в 100 граммах воды 223 грамма сахара, при 20°С растворяется 205 граммов. Тогда при охлаждении от 30°С до 20°С 18 граммов окажутся «лишними» и, как говорят, выпадут из раствора. Итак, один из возможных способов получения кристаллов состоит в охлаждении насыщенного раствора.
Можно поступить и иначе. Приготовьте насыщенный раствор соли и оставьте его в открытом стакане. Через некоторое время вы обнаружите появление кристалликов. Почему же они образовались? Внимательное наблюдение покажет, что одновременно с образованием кристаллов произошло ещё одно изменение – количество воды убыло. Вода испарилась, и в растворе оказалось «лишнее» вещество. Итак, другой возможный способ образования кристаллов – это испарение раствора.
Выращивание кристаллов в домашних условиях
Мы приготовили насыщенные растворы соли, сахара и медного купороса при температуре 100°С опустили в них деревянные палочки и начали их охлаждать до 20°С. (24.03.2017г.) Рис. 4
При охлаждении часть вещества оказалась «лишней» и выпала из раствора.
Затем мы поставили растворы на подоконник и начали наблюдать, но решили заменить палочки на затравку и шерстяную веревку.
Через некоторое время мы обнаружили появление кристалликов. Почему же они образовались? Внимательное наблюдение показало, что количество воды уменьшилось. (20.04.2017г.) Рис. 5
Вода испарилась, и в растворе оказалось «лишнее» вещество.
Как же происходит образование кристаллов из раствора?
Мы сказали, что кристаллы «выпадают» из раствора; надо ли это понимать так, что месяц кристалла не было, а в одно какое-то мгновение он вдруг сразу возник? Нет, дело обстоит не так: кристаллы растут.
Не удаётся, разумеется, обнаружить глазом самые начальные моменты роста. Сначала немногие из беспорядочно движущихся молекул или атомов растворённого вещества собираются в том примерно порядке, который нужен для образования кристаллической решётки. Такую группу атомов или молекул называют зародышем.
Опыт показывает, что зародыши охотнее образуются при наличии в растворе каких-либо посторонних мельчайших пылинок. Всего быстрее и легче кристаллизация начинается тогда, когда в насыщенный раствор помещается маленький кристалл-затравка. При этом выделение из раствора твёрдого вещества будет заключаться не в образовании новых кристалликов, а в росте затравки.
Рост зародыша не отличается, конечно, от роста затравки. Смысл использования затравки состоит в том, что она «оттягивает» на себя выделяющееся вещество и препятствует, таким образом, одновременному образованию большого числа зародышей. Если же зародышей образуется сразу много, то они будут мешать друг другу при росте и не позволят нам получить крупных кристаллов.
Как распределяются на поверхности зародыша новые порции атомов или молекул, выделяющихся из раствора?
Опыт показывает, что рост зародыша или затравки заключается как бы в перемещении граней параллельно самим себе в направлении, перпендикулярном грани. При этом углы между гранями остаются постоянными.
При наблюдении за ростом кристаллов поражает основная особенность роста – параллельное перемещение граней. Получается так, что выделяющееся вещество застраивает грань слоями; пока один слой не достроен, следующий строиться не начинает.
На Рис. 6 показана «недостроенная» упаковка атомов. В каком из обозначенных буквами положений прочнее всего будет удерживаться новый атом, пристроившись к кристаллу? Без сомнения, в А, так как здесь он испытывает притяжение соседей с трёх сторон, тогда как в Б – с двух, а в В – только с одной стороны. Поэтому сначала достраивается столбик, затем вся плоскость, и только потом начинается укладка новой плоскости.
Заключение
Выращивание кристаллов - очень интересный и увлекательный процесс. В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли, сахара и медного купороса в домашних условиях.
При выполнении опытов я сталкивалась с некоторыми трудностями.
В результате опыта я пришла к выводу, что, чем насыщеннее раствор, тем быстрее вероятность образования кристалла. Если раствор охлаждать недостаточно медленно, то это приведет к образованию друзы (сростка кристаллов), т.к. его молекулы не успеют построить правильный кристалл. А при слишком резком охлаждении образуется аморфное (стеклообразное) состояние вещества.
Итак, выводы по работе:
при благоприятных условиях поваренная соль, сахар, медный купорос принимают форму кристаллов;
кристаллы различных веществ имеют разную форму;
на форму кристаллов оказывает влияние температура;
кристаллы различных веществ имеют различные свойства (одни кристаллы окрашиваются, другие - бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие плохо);
быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл - «затравка».
Исследовательская работа мне очень понравилась. Узнала много интересного, познавательного. Но самое главное - самостоятельно вырастила кристаллы соли, сахара и медного купороса в домашних условиях.
Список используемых источников и литературы
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.
Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000.
Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа. 1996.
Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
http://www.kristallikov.net/page6.html
http://chemistry-chemists.com/N1_2014/ChemistryAndChemists_1_2014-P10-1.html
http://crestalls.ucoz.ru/index/vyrashhivanie_kristallov_v_domashnikh_uslovijakh/0-13
http://about-crystall.ru/