Проблемы энергетической безопасности всегда были актуальны как в России, так и за рубежом. Такое внимание вполне оправданно,ведь от энергетического состояния и развития зависит продуктивность всего хозяйственного механизма, поэтому энергетика является одной из базовых отраслей в экономике любой страны. Однако в настоящее время нет определенного понятия энергетической безопасности, и все внимание обращено на истощение ресурсной базы. Это приводит к сужению трактовки, которого по оцениванию состояния становится зависима только от наличия и запасов природных ископаемых.
Формирование подходов к обеспечению «энергетической безопасности» можно проследить через историю взаимоотношений стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Для каждой из этих 2 групп энергетическая безопасность трактуется по-разному. Но независимо от того, рассматривается ли она со стороны страны – импортера или экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность является одним из самых важных элементов экономической и, следовательно, национальной безопасности [1].
Энергетическую безопасность можно определить как внутреннее и внешнее состояние страны, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства, а в случае возникновения угроз – это система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов. В данном случае поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; обеспечиваются необходимые условия для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны.
Энергетическая безопасность России.
Энергетическая безопасность(ЭБ), являющаяся одной из составляющих экономической безопасности, характеризует способность государства удовлетворять потребности экономики в топливно-энергетических ресурсах. В общем виде под ЭБ понимается состояние защищенности населения, государства, включая его социально-экономическую систему, от угроз появления дефицита в обеспечении обоснованных потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушения бесперебойности энергосбережения.
Надежное обеспечение энергией является одним из ключевых факторов развития экономики любого региона. В статье проблемы обеспечения энергобезопасности рассмотрены на примере Республики Дагестан. В последние годы в Республике наблюдается тенденция устойчивого роста использования электроэнергии в коммунально-бытовом секторе городов и в сельской местности. Рост потребления электроэнергии в коммунально-бытовом секторе вызван в основном строительством домов повышенной комфортности, насыщением их современными бытовыми приборами и частичным переносом товарного производства из общественного сектора в сферу личного подсобного хозяйства. Это часто приводит к перегрузкам трансформаторов, снижению напряжения и увеличению потерь электроэнергии.
Преодоление сложившейся тенденции ставит новые задачи перед энергетической отраслью, связанные с высокой энергоемкостью экономики данного региона. Они диктуются перспективами развития самого энергетического комплекса, экономической безопасностью республики в целом и сохранением возможности использования прогрессивных технологических схем.
Наиболее полная методика оценки уровня энергетической безопасности базирующаяся на определенном наборе индикаторов, позволяющих определять уровень, как отдельных сфер энергетической отрасли, так и общий уровень ЭБ региона, а также сопоставлять регионы по уровню энергетической безопасности, разработана Институтом экономики Уральского отделения РАН. При этом энергетическая безопасность рассматривается как один из видов экономической безопасности.
Согласно данной методе структура ЭБ региона состоит из 5 блоков: 1) блок обеспеченности электроэнергией; 2) блок обеспеченности теплоэнергией; 3) структурно-режимный блок; 4) экологический блок; 5) финансово-экономический блок. Каждый блок характеризуется индикаторами энергетической безопасности. Индикатор, как правило, представляет собой показатель, отражающий суть дестабилизирующих процессов в рассматриваемой сфере, который корректируется в связи с некоторыми дополнительными негативными тенденциями.
Для блока ЭБ разработка пороговых значений осуществляется выявлением групп регионов с похожими условиями развития и функционирования этих сфер- для каждой различные пороговые значения безопасности.Предлагаются следующие состояния: нормальное(Н), предкризисное(ПК), кризисное(К).
Анализ ситуации в сфере энергетической безопасности позволяет выявить следующие угрозы, которые характерны для большинства российских регионов:
Значительный износ основных фондов в электроэнергетике, наличие большой доли морально устаревшего оборудования и низкие темпы обновления.
Высокая энергоемкость экономики, превышающая в 3-4 раза ее удельное значение в развитых странах. Энергоемкость основных отраслей промышленности не снижается , а отсутствие эффективного механизма рыночного ценообразования препятствует созданию стимулов для эффективного расхода энергоресурсов.
Отставание производственного потенциала электроэнергетики от мирового научно-технического уровня: в отрасли практически отсутствует прогрессивные парогазовые установки мало используются нетрадиционные возобновляемые источники.
Основными направлениями преодоления отмеченных негативных тенденций являются:
Снижение энергоемкости экономики за счет распространения энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности промышленности и сферы ЖКХ;
Модернизация самой энергетической отрасли в целях повышения ее энергоэффективности за счет внедрения новых, значительно более эффективных технологий, повышающих КПД использования топлива, снижающих издержки на генерацию и транспорт электроэнергии, отвечающих современным стандартам надежности и экологичности.
Развитие альтернативной энергетики.
Перечисленные возможности могут реализоваться только в условиях инновационной экономики, обеспечивающие непрерывную модернизацию энергетики. К основным направлениям государственной политики, нацеленным на инновационное развитие энергетики, относят:
Разработка отраслей технологической политики, определяющей приоритетные направления, цели и приемлемые временные рамки технологического развития отрасли.
Разработка и реализация системы мер, направленных на ускорение модернизации производства и развития инновационной деятельности предприятий.
Развитие отраслевой экспертной инфраструктуры, объединяющей отраслевые научные организации, независимые исследовательские центры, развивающей кооперацию с международным научным и исследовательским сообществом.
Создание реестра инновационных проектов в энергетической сфере с оценкой их актуальности с точки зрения приоритетов отраслевой технологической политики.
Создание информационной инфраструктуры рынка инноваций.
Организация финансирования инновационных проектов.
Организация взаимодействия энергокомпаний и разработчиков с машиностроительными предприятиями м целью формирования потока заказов на серийный выпуск востребованного инновационного оборудования.
Таким образом, выход России и ее регионов из современного экономического положения зависит от того, насколько эффективно будет функционировать ее топливно-энергетическая система и насколько рационально будет использован её энергетический потенциал. При этом интересы решения задач устойчивого экономического развития в сочетании с растущими экологическими обязанностями делают безальтернативным курс на инновационное развитие электроэнергетики. Системные и своевременные действия по организации инновационного процесса в электроэнергетике будут способствовать скорейшему появлению эффективных инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной энергетики и экономики в целом.[1]
Энергетическая безопасность на мировом уровне.
Для решения проблем на мировом уровне было разработано международное энергетического право, которое подразумевает совокупность норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в энергетической сфере на основе учета интересов производителей, потребителей энергетических ресурсов, а также транзитных стран в целях устойчивого развития. Международное право призвано закрепить принципы сотрудничества государств, направленные на обеспечение международной энергетической безопасности.
Глобальная природа энергетических проблем и растущая взаимозависимость между государствами показывают, что энергетика представляет собой комплексную сферу сотрудничества, охватывающую одновременно экономическую, торговую, научно-техническую, социальную, экологическую сферы, а также сферу безопасности государств.
Анализ современного массива нормативного материала и международной практики позволяет выделить следующие принципы международного сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности: общие принципы, которые вытекают из основных принципов международного права и являются их конкретизацией; принципы международной торговой системы в сфере энергетики; специальные принципы в сфере обеспечения международной энергетической безопасности.
Проблемы сотрудничества в сфере обеспечения международной энергетической безопасности обуславливают необходимость разработки концепции обеспечения международной энергетической безопасности. Она могла бы содействовать регулированию мирового энергетического рынка на многосторонней основе с целью создания стабильно функционирующей системы мировой энергетики, с едиными правилами, выгодными как потребителям, так и поставщикам. Концепция должна включать в себя такие аспекты как развитие механизмов сотрудничества между государствами и освоении и разработке энергетических ресурсов, создание сырьевых стратегических запасов и программ обмена в случае возникновения энергетических кризисов.[2]
Договор к Энергетической хартии.
Основополагающим при обеспечении международной энергетической безопасности является Договор к Энергетической хартии(ДЭХ).[2]
Энергетическая Хартия – это открытый процесс. Присоединение заинтересованных стран-нечленов приветствуется при условии одобрения Конференцией по Энергетической Хартии и проявления соответствующей страной готовности принять на себя обязательства, содержащиеся в Договоре к Энергетической Хартии.
Хотя Хартия начала свое существование как европейская инициатива, ее географическое измерение уже давно расширилось, отражая тенденцию к единому энергетическому рынку Евразии. Япония, Австралия и 21 государства Средней Азии подписали Договор в 1994-1995 годах. За ними последовала Монголия, присоединившаяся к Договору в 1999 году. Азиатская составляющая Хартии еще больше укрепилась, когда статус наблюдателя в рамках процесса Хартии был предоставлен в 2001 году Китайской Народной Республике, в 2002 году - Республике Корея и в 2003 году - энергетическому центру АСЕАН. Исламская Республика Иран получила статус наблюдателя в 2002 году. В Средиземноморском регионе проходят обсуждения с Марокко и Тунисом относительно их возможного присоединения к Договору.
Участие в процессе Энергетической Хартии дает государству стратегическую возможность заявить о своей готовности к возросшему международному сотрудничеству, стимулировать интерес инвесторов к его энергетическому сектору и развивать доверие и энергетическую безопасность среди соседних с ним государств.[3]
Декларация об Энергетической хартии базируется на новых общих экономических приоритетах, но у основных участников процесса – России, США и ЕС, очень разное понимание международного режима управления энергетическим сектором, что обусловило множество противоречий. Россия и другие страны бывшего СССР, несмотря на всю важность их нефтегазовых ресурсов, долго оставались пассивными участниками, позволяя ЕС играть ведущую роль в подготовке Энергетической хартии. В результате переговоров, продолжавшихся в 1991–1994 гг., Договор Энергетической хартии (ДЭХ) был заключен между 52 странами, среди которых – основные поставщики энергоресурсов в Евразии (Азербайджан, Казахстан, Норвегия и Россия), страны-члены ЕС, Япония и Австралия. Многие производители и экспортеры углеводородов, в том числе и Саудовская Аравия, Иран и Венесуэла, получили статус наблюдателя без подписания Договора. Позднее Китай и Пакистан вошли в клуб обозревателей. Увеличение числа стран-обозревателей (отказавшихся подписывать сам Договор) отражает их осторожность в институционализации управляемости в мировой энергетике.
Тем не менее Договор стал первым в истории международного права документом, охватывающим практически все аспекты сотрудничества в энергетической сфере. Договор включает восемь частей:
1) определение энергетических материалов и товаров; цели Хартии – создать юридические рамки долгосрочного сотрудничества;
2) коммерция, торговля и транзит, положения которых основаны на нормах ГАТТ и ВТО по принципу не дискриминации и режима наибольшего благоприятствования. Здесь особый интерес представляет правило облегчения условий транзита энергии и строительства мощностей, что является достаточно новаторским правилом международного экономического права;
3) защита инвестиций, которая представляет наиболее полный международный документ, касающийся защиты инвестиций, принципов равного подхода к существующим инвестициям, определения необходимости компенсаций в случае экспроприации, а также условий, которые позволяют государству не применять данные положения для доступа к инвестициям по соображениям безопасности;
4) разное (констатация суверенитета над энергоресурса/ ми, вопросы охраны окружающей среды, прозрачность, государственные и привилегированные компании, обеспечение безопасности и т.д.). Данные принципы вписывают ДЭХ в существующие международные нормы экономических и политических взаимоотношений;
5) механизмы урегулирования споров (между инвестором и государством и между государствами) (будут рассмотрены ниже);
6) положения о переходном этапе, то есть пункты, связывающие торговые положения ДЭХ с процессом ВТО и ставшие впоследствии объектом торговых поправок;
7) органы Энергетической хартии (Конференция и Секретариат);
8) заключительные положения, которые рассматривают возможность изменения Договора, а также условия его применения. ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 101 С 1994 по 2009 гг. Россия применяла Договор на времен/ ной основе, согласно положениям ст. 45 ч. 8 Договора. Временное применение означает, что документом руководствуются тогда, когда это не противоречит конституции и законодательству. В 2009 г. Россия приняла решение выйти из временного применения ДЭХ, но как сторона, подписавшая Договор, остается участником процесса Хартии
Процесс Энергетической хартии предоставляет единственную возможность защиты инвестиций на многостороннем уровне. Это означает, что ДЭХ – единственный договор, по которому Россия может защищать свои права напрямую перед европейскими сообществами.[4]
Заключение.
Для формирования соответствующей нормативно-правовой базы обеспечения энергетической безопасности необходимо принять закон «Об энергетической безопасности России», который будет регламентировать критерии энергетической безопасности, основные параметры показателей и компетенцию государства в сфере энергетической безопасности страны и ее регионов как фундаментальную базу построения энергоэффективного общества. Также законом будут определяться нормы износа и предусматриваться принудительное выбытие изношенных ОПФ.
Для обеспечения более эффективного обеспечения энергетической безопасности необходим переход от энергосырьевого сценария развития экономики на инновационный.
1. В новом варианте развития энергетический сектор должен играть обеспечивающую роль – представлять сырье новым направлениям развития, основанным на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве. Начальными этапами к данной цели могут быть снижение экспорта ТЭР, увеличение внутреннего спроса на ТЭР в больших масштабах; производство товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью.
Использование возобновляемых источников энергии становится одним из приоритетных механизмов. Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации составляет не менее 24 млрд тонн условного топлива, необходимо создавать технологии, которые помогут использовать данный резерв.
Ввод ценового регулирования на ТЭР и электроэнергию. Современная экономика не может нормально функционировать при высокой стоимости энергии. В России низкий внутренний спрос на ТЭР и в случае экономических кризисов будет сокращаться спрос и на экспортную продукцию, тогда целые отрасли подвергнутся внешнему воздействию. Необходимо федеральное ценовое регулирование для увеличения внутреннего спроса на энергоресурсы.
Предложенные меры будут способствовать росту уровня обеспечения энергетической безопасности России, что благоприятно отразится на повышении конкурентоспособности страны и достижению интенсивного экономического роста.
Список литературы:
М.М.Гайфулина «Повышение энергетической безопасности российских регионов»[Электронный ресурс]///URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/48371865.
С.В.Левинзон «Экология и энергетическая безопасность» [Электронный ресурс]///URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/48496687.
Договор к Энергетической хартии [Электронный ресурс]/// URL: http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/ECT-ru.pdf.
Высшая школа экономики: Россия и Договор к Энергетической хартии[Электронный ресурс]URL:
https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/.pdf.