В Дагестане на протяжении последних лет наблюдается рост инвестиций в основной капитал, но этот рост во многом объясняется эффектом «низкой базы» (стремительный рост обусловлен тем, что стартовая позиция была чрезвычайно низка). В абсолютном выражении доля этих инвестиций по отношению к общероссийским ничтожно мала. Ситуация во многом усугубляется констатацией органами власти и СМИ сложной криминогенной обстановки на Кавказе, высокой степени коррупции и клановости, а также навязыванием общественности мнения о чрезмерной склонности кавказцев оценивать явления окружающего мира сквозь призму своих норм и традиций.
Всё это требует принятия адекватных решений как на федеральном, так и региональном уровне, с тем чтобы обеспечить благоприятный имидж Республики Дагестан перед потенциальными инвесторами, и не только перед ними. Апологеты рыночной экономики называют такие решения «брендингом территорий». Речь идёт о действиях по изменению образа региона с точки зрения его внешнего восприятия и повышению его репутации в политической, экономической и социокультурной сфере. Силиконовая долина, Париж, Шанхай, Каталония — вот лишь несколько примеров брендов, придающих яркий, положительный образ для регионов. В России в качестве примеров можно привести: Санкт-Петербург — северная (или культурная) столица России, Казань — третья столица России, Великий Устюг — родина Деда Мороза и т.д.
Без объективно позитивной информации не будет доверия. Без доверия не будет инвестиций и развития производства. Не будет экономического роста.
Необходимость выявления и продвижения интересов территорий не отрицается и сторонниками плановой экономики. Примерами регионального брендинга во времена Советского Союза могут служить: Золотое кольцо России, житница России (Краснодарский край), Всесоюзная здравница (Кавказ) и др. При этом выделение территорий производилось с позиции единой системы стратегического планирования развития всего народно-хозяйственного комплекса страны («симфония брендов»).
Сегодня в России фактически отсутствует полноценная единая система стратегического планирования. Стратегия-2020 нуждается в существенной корректировке с поправкой на кризис, а поспешно принятая Комплексная стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года может и вовсе остаться декларативным документом. В этих условиях сложно рассуждать о стратегировании на региональном уровне, а уж тем более о принятии в развитие данных стратегических документов программ и финансовых планов.
Очевидно, что регионам необходимо брать инициативу в свои руки. И повышение имиджа Дагестана является одной из основных задач республиканских органов власти, бизнеса и гражданского общества. Успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью как за пределами региона, так и внутри территории. Это позволит нам занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, а также талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров — главного ресурса современного развития.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНД КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Каждая территория в стремлении получить государственную финансовую поддержку должна реализовывать приоритетные программы развития территории. Но не каждая территория обладает достаточными ресурсами и возможностями для развития, а в некоторых регионах и возрождения сельского хозяйства, промышленности и других сфер, обеспечивающих приток капитала. Однако каждая территория уникальна и, бесспорно, способна привлечь внимание в развитии и продвижении территориального продукта. Уникальна в своем роде и республика Дагестан, поскольку все необходимые условия для создания благоприятной атмосферы у нее имеются.
Профессиональное продвижение территории – одно из новых направлений для республики Дагестан. Однако, несмотря на то, что оно находится в начальной стадии развития, актуальность формирования бренда территории в современных экономических условиях сегодня очень велика.
С точки зрения внешних возможностей, общественно-политических и деловых кругов, бренд территории создает уникальные возможности для продвижения различных внешнеэкономических и политических проектов, и выступает важнейшим конкурентным ресурсом в формировании партнерских отношений.
С позиции внутренних возможностей территории, успешный продвинутый бренд, позволяет ускорить интенсивное социально-экономическое развитие территории, а также значительно улучшить качество жизни населения.
От качества бренда города или территории во многом зависит, насколько значительными будут инвестиции в город и регион, захотят ли предприниматели, действующие за пределами региона, делать и наращивать капиталовложения.
Как мы знаем, еще в начале 2013 года главой республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым была выдвинута инициатива создания нового бренда Дагестана. Разработанный проект «Бренд нового Дагестана» определяет стратегию, основные направления в продвижении бренда республики. Основные цели этого проекта: увеличение инвестиционной привлекательности, развитие равноправного и взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.
Разумеется, Республика Дагестан обладает очень высоким социально-экономическим и инвестиционным потенциалом, поэтому концепция позволит повысить узнаваемость региона как в России, так и за ее пределами.
Продвижение бренда обусловлено стремлением повысить имидж и притягательность региона для других субъектов, государств, для их хозяйствующих субъектов и других социальных институтов, а также для международных организаций. Комплексный подход к реализации проекта позволит наиболее эффективно взаимодействовать с различными целевыми группами: инвесторами, межрегиональными и экспортными рынками, населением, туристами, средствами массовой информации.
Приоритетный проект Президента РД «Бренд нового Дагестана» ориентирован преимущественно на внешние субъекты и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории. Его внутреннее влияние направлено на развитие цивилизованных социально-экономических отношений среди жителей региона, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении малой родины. Бренд региона должен стать отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, объединяя население региона для выполнения общих задач. Будучи мощным инструментом реализации стратегии развития территории, он позволит объединить интересы различных групп, от которых зависит успех такой стратегии.
В основе продвижения бренда лежит совокупность территориальных факторов-потенциалов или ресурсов территории: природных, историко-культурных, общественно-политических, социально-экономических, а также возможностей их использования.
Глава республики Дагестан уделяет пристальное внимание тому, чтобы выдвинуть республику на передовое место не только среди субъектов Российской Федерации, но и на международной арене. Рамазан Гаджимурадович считает, что «создание положительного образа, имиджа региона, поддержание хорошей репутации и усиление моментов узнаваемости российских территорий – это те инструменты, которые способны вывести территорию на качественно новый уровень, привлечь нужные ресурсы и инвестиции и сделать привлекательным местом, дать возможность более эффективно лоббировать свои интересы, стать кадровым резервом федеральных элит».
Бренд призван утвердить положительные ценности для закрепления у зарубежных предпринимателей образа Дагестана, как современной республики, в которой можно отдыхать и вести бизнес. Его главная задача – служить созданию единого многоконфессионального и многонационального общества.
В настоящее время инвестиционная привлекательность республики в значительной степени зависит от того, насколько эффективно используется ее социально-экономический, политический и культурный потенциал.
Безусловно, в Дагестане на протяжении последних лет рост инвестиций в основной капитал очевиден, но этот рост во многом объясняется эффектом «низкой базы» (стремительный рост обусловлен тем, что стартовая позиция была чрезвычайно низка). В абсолютном выражении доля этих инвестиций по отношению к общероссийским ничтожно мала. Ситуация во многом усугубляется констатацией органами власти и СМИ сложной криминогенной обстановки на Кавказе, высокой степени коррупции и клановости, а также навязыванием общественности мнения о чрезмерной склонности кавказцев оценивать явления окружающего мира сквозь призму своих норм и традиций.
Всё это требует принятия адекватных решений как на федеральном, так и региональном уровне, с тем чтобы обеспечить благоприятный имидж Республики Дагестан перед потенциальными инвесторами, и не только перед ними.
Список использованной литературы
1. Бове К., Аренс У. Современная реклама. – М.: ИД «Довгань», 1995.
2. Бойетт Джосеф, Бойетт Джимми. Гуру маркетинга. – М.: ЭКСМО, 2004, c. 69
3. Визгалов Д. Маркетинг города. ― М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.
4. Визгалов Д. Брендинг города. ― М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.
5. Визгалов Д. Пусть города живут. / сост. М. Губергриц, Н. Замятина, М. Ледовский. ― М.: Сектор, 2015.
6. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии: Пер. с англ. / Авт. предисл. С.В. Федулов. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.
7. Гончаров И.А. Обломов. – М.-Л., 1951.
8. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. ― М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
9. Кортасар Х. Игра в классики. Пер. с исп. М., «Худ. литература», 1986.
10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер, 1998.
11. Котлер Ф. Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.
12. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. – М.: «Альпина Паблишер», 2012
13. Панкрухин А. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006.
14. Россман В. Столицы. Их многообразие, закономерности развития и перемещения. ― М.: Институт Гайдара, 2013.
15. Стась А. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды. ― М.: Группа ИДТ, 2009.
Размещено на Allbest.ru