Для успешного выхода компании на зарубежный рынок, в первую очередь, необходимо определить цели и стратегии международного маркетинга фирмы. Для этого она должна решить, какой объем зарубежных продаж ей требуется. Большинство компаний, выходя на другие рынки, начинают с малого. Некоторые планируют малые объемы и на будущее, рассматривая международные продажи как незначительную часть своего бизнеса. У других компаний более обширные планы; они рассматривают международный бизнес как равный своему «домашнему» бизнесу или даже более важный.
Также компания должна принять решение, в скольких странах она собирается действовать. Вообще, больше смысла работать в меньшем числе стран, глубоко проникая в каждую из них. Немаловажным является и то, на какие именно типы стран выходить. Привлекательность той или иной страны зависит от конкретного продукта, географических факторов, среднегодового дохода и численности населения, политического климата и прочих факторов.
Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции и на местных рынках, и, особенно, на зарубежных. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Европейский Союз уничтожает торговые барьеры между европейскими странами, в результате чего многие ранее защищенные от вторжения иностранных компаний рынки становятся нерегулируемыми. Транснациональные корпорации очень настойчиво продвигаются на рынки Юго-Восточной Азии и создают глобальную конкуренцию. В результате у компаний нет другого выбора, как быть конкурентоспособными. Им следует не меньше внимания уделять анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов на внешних рынках, чем анализу своих целевых потребителей.
В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Таким образом, международные маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов на внешних рынках. Первый шаг в этом направлении — анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентов. Следующий шаг — разработка международных маркетинговых конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами на внешних рынках.
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА РАЗЛИЧНЫХ СТРАН
Одним из важнейших аспектов эффективной интернационализации компании является построение грамотной системы маркетинга товара/услуги. Для этого управляющему звену компании необходимо ознакомится со средой маркетинга страны, выход на рынок которой планируется. Рассмотрим ключевые особенности маркетинга различных стран.
1.Маркетинг в Японии
Питер Друкер однажды написал о Японии следующее: «Пока весь остальной мир только говорил о маркетинге, японцы претворяли его в жизнь». Это говорит о том, что в Японии делается большой акцент на маркетинге, он — неотъемлемая часть любой компании. Все это потому, что в Японии «клиент — это Бог». Пол Хербиг в своей книге «Маркетинг в японском стиле» выделил три ключевых элемента японского маркетинга:
- безусловный приоритет потребителя;
- информационные технологии;
- предпринимательский дух, стимулирующий творчество.
Современный маркетинг, по мнению японцев, должен базироваться на быстром, гибком планировании инициатив, в центре которых всегда должен быть потребитель. Инициативные, амбициозные компании скорее ориентированы на создание потребностей и их удовлетворение, нежели просто реагируют на возникшую потребность. Японцы не ориентированы на получение прибыли, так как осознают, что при максимальном удовлетворении потребностей потребителя, прибыль увеличится естественным образом.
Из отличительных черт японского маркетинга можно выделить следующие:
-клиент — это Бог. Все сосредоточено на удовлетворении его потребностей;
-японцы осуществляют постоянный сбор информации о клиентах, для того, чтобы быть в курсе их потребностей и отслеживать изменения.
2. Маркетинг в Китае
При выходе на китайский рынок, важно помнить основные особенности китайского потребителя:
- Все, что китаец использует дома, — дешевое и местного производства. Те товары, которые китаец покупает с мыслью, что их увидит не только его семья, — иностранного производства и дорогие. В конфуцианском обществе социальный статус — это инвестиция. Поэтому потребители готовы потратить крупные суммы на мобильные телефоны и дорогую выпивку. Но для дома решающее значение имеет цена, поэтому экономится каждый юань.
- Китайцы любят иностранные бренды. В них они видят лучшее качество, привлекательный внешний вид и разнообразие выбора. Обладание ими ассоциируется с чувством свободы и финансовой состоятельностью.
- Во всем соблюдается принцип «Инь-Ян».
- В Китае женственность и красота — это инструмент, при помощи которого женщина прокладывает себе дорогу в жизнь. Высокой популярностью пользуется пластическая хирургия. Красота помогает молодой девушке в большей степени заполучить хорошую работу, чем мужа. Такая тенденция наблюдается и в Южной Корее.
- Китайцы большое внимание уделяют вкусу еды. Это объясняется следующим: «если я готовлю вкусно, то моя семья будет больше есть. Если моя семья будет больше есть, то они получат больше витаминов. Если они получат больше витаминов, то никто не заболеет. Если никто не заболеет, то никто не потеряет работу. Если никто не потеряет работу, то в семье будет гармония. Если в семье гармония, мир и покой, то можно задуматься и о продолжении рода».
- Китайцы уделяют большое внимание образованию. В приоритете ум. Фитнес-сфера, в противоположность Америке, не пользуется большой популярностью.
- Китайцы с большой настороженностью относятся к микробам. Микробы — великое зло. Главная обязанность китайской матери — защищать ребенка и семью от их вторжения. Вот почему кондиционеры, стиральные машины, мыло, еда, посудомойки и телевизоры обклеены стикерами «не содержит микробов».
- Большое внимание следует уделять брэндингу, слоганам и использованию иероглифов. Максим Митрохин, менеджер Лаборатории Касперского, высказал такие рекомендации для компаний, работающих на китайском рынке: «Я бы посоветовал любой компании, которая собирается выходить на китайский рынок, — нанимать местных специалистов, которые как раз хорошо знают эту специфику и помогут адаптировать общекорпоративную рекламную стратегию под нужды китайских потребителей. Вообще, гибкость и готовность подстраиваться — это залог успеха для того, кто хочет работать в Китае».
3. Маркетинг в США
США — это центр мирового креатива. На американском рынке действуют следующие принципы:
Во-первых, нужно максимально точно знать собственного покупателя, используя соответствующие требованиям фирмы способы обратной связи. Лишь ставя покупателя во главу угла, принимая во внимание его и используя данные познания, фирма может сконструировать предложение, от которого он не будет отказываться.
Во-вторых, нужно своевременно и по существу принимать на вооружение новые технологии в маркетинге.
В-третьих, важно осознавать, что не маркетинг как высоко функциональное звено организации обязан подтверждать потребность собственного пребывания за столом совещаний, а все функциональные звенья организации обязаны обдумывать значимость маркетинга и принимать ценность покупателя как свою обязанность.
В-четвертых, маркетолог не может рассматривать собственную работу как необходимость управлять, давать прогноз и регулировать, превращая творчество в бюрократию, скорее он обязан быть творцом, одержимым духом предпринимательства.
4. Маркетинг в России
Относительно России, то тут маркетинг еще довольно молод. С одной стороны, наша Родина имеет возможность выстроить собственную систему маркетинга, базируясь на опыте иностранных государств, с другой стороны, Россия имеет собственную специфику, как в экономическом, так и в культурном плане, а значит, необходимо тщательнейшим образом подходить к выбору маркетингового поведения. Аналогично, в России имеется неравномерность в развитии маркетинга. Более активно маркетинг развивается в областях, где ярче всего выражена конкурентная борьба. Это, в первую очередь, сфера услуг, включающая юридическую деятельность, сферу образования, медицину и банковскую деятельность. Спад товарного производства привел к тому, что маркетинг относительно слабо развит в сфере производства.
Выделяют следующие причины использования маркетинга в российских компаниях:
- под давлением рыночных обстоятельств (проблемы сбыта, усиление
конкуренции и т. д.);
- по инициативе современных топ-менеджеров (на опережение проблем).
И таким образом, можно сделать вывод, что в России маркетинг скорее реактивный.
Заключение
Подводя итог, хочется привести в пример слова Александра Ильяшенко, заместителя начальника управления прямых инвестиций ОСАО «Ингосстрах: «Для начала свой бренд необходимо сделать достаточно популярным и легко узнаваемым в своей стране. Тогда он не пройдет незамеченным потенциальными клиентами и партнерами не только в Китае, но и в других зарубежных странах». Если компания сумела выстроить свой бренд внутри своей страны, ей будет гораздо проще работать на зарубежном рынке. Этот факт подтверждается деятельностью любой транснациональной компании.
Список используемой литературы
Акулич Н.Л., «Международный маркетинг», Рига, 2006г.
Буров А.С., «Международный маркетинг», изд. «Дашков и К», 2005г.
Васильев Г.А., «Международный маркетинг», М.: изд. ЮНИТИ, 2005г
Диденко Н.И., Самохвалов В.В.«Основы международного маркетинга». – С.-Пб.: «Политехника», 2000г
Карпова С.В., « Международный маркетинг », М.: изд. « Экзамен », 2005г.
http://marketing.onset.ru/
http://www.marketing.spb.ru/