В расследовании указанного вида преступлений относится неэффективное, а порой и нерациональное использование всех имеющихся возможностей криминалистической техники, заключающееся в обнаружении следов, указывающих на факт совершения преступления и лицо его совершившее. Вместе с тем, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что только использование на всех этапах расследования специальных знаний сведущих лиц в различных областях знания в процессуальной и непроцессуальной форме является важнейшим направлением активизации предварительного расследования, способствует своевременному и быстрому выявлению преступления, установлению следов преступной деятельности, формированию доказательственной базы и установлению вины правонарушителей налогового законодательства.
Цель работы состоит в комплексном изучении имеющегося теоретического и практического уголовно-правового, процессуального и криминалистического материала, посвященного расследованию налоговых преступлений, выявление перспективных направлений технико-криминалистического обеспечения борьбы с налоговыми преступлениями и разработка на основе этого конкретных рекомендаций по повышению эффективности процесса расследования от стадии выявления признаков преступления до окончательного его расследования.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать следующие задачи исследования:
Проведение анализа современной уголовно-правовой и криминалистической характеристики налоговых преступлений;
Осуществление всестороннего анализа механизма и тактикипроведения отдельных следственных действий.
Проведение анализа правоприменительной практики по борьбе с налоговой преступностью в РФ.
Проведение анализа правоприменительной практики по борьбе с экономической и налоговой преступностью в РД;
Определить проблемы и пути повышения эффективности расследования налоговых преступлений.
Объектом исследования данной работы является организация налогового расследования и деятельность правоохранительных органов РФ по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых преступлений.
Предметом исследования является методика налогового расследования, основные способы совершения налоговых преступлений юридическими лицами, тактика проведения следственных действий в ходе налогового расследования.
На основании изученных материалов правоприменительной и судебной практики, можно сделать следующие выводы.
Складывающаяся не всегда единообразно в регионах России уголовно-процессуальная практика, различные взгляды исследователей налоговой преступности на вопросы квалификации уклонения от уплаты налогов, позиция некоторых работников прокуратуры по вопросам законности возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, вступление в силу части второй НК РФ, а также корректировка редакций статей 198, 199 УК РФ, ст. 199.1 и 199.2 УК РФ обуславливают необходимость и актуальность разработки ряда методических рекомендаций по уголовно-правовой характеристике налоговых преступлений.
Способов совершения налоговых преступлений достаточно много по сравнению с другими преступлениями. Поэтому целесообразно выделять каждый способ отдельно и разрабатывать по нему методику расследования, для наиболее эффективного и быстрого раскрытия преступления. Данная задача представляется очень сложной, нужно большое количество времени, знание тонкостей налоговой системы, бухгалтерского учета, сложившихся отношений субъектов налогообложения. Одна из серьезных причин низкого уровня раскрываемости налоговых преступлений кроется в том, что способы их совершения и сокрытия результатов постоянно меняются, а совершенствование методики выявления и расследования уклонений от уплаты налогов не успевает за этим негативным процессом. Однако разработка таких методик помогла бы следователям ориентироваться в многообразии способов совершения преступлений, что приведет к увеличению раскрываемости преступлений в налоговой сфере.
Появились совершенно новые формы преступной деятельности в сфере экономики, существенно усложнились механизмы совершения преступлений экономического характера, получили всеобщее распространение и весьма разнообразились способы оказания противодействия расследованию этих преступлений. Параллельно указанной наблюдается другая негативная тенденция, выражающаяся в увеличении количества нераскрытых преступлений экономической направленности, а также сложностях, связанных с выявлением таких преступлений. Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны, указывает на то, что криминогенные факторы в значительной мере определяют не только ее сегодняшнее состояние, но и перспективы развития. Свидетельством тому являются серьезные изменения, происшедшие в последние годы в структуре и динамике экономической преступности. Она стала более организованной и профессиональной. Повышается интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширяется сфера использования новых способов совершения преступлений. По статистическим данным Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню теневой экономике. В данных условиях значительно возрастает значимость исследования процессов связанных с финансовой преступностью, которые необходимо изучать в целях эффективного воздействия на них.
Анализ практики показывает, что в большинстве случаев следователи ограничиваются назначением только бухгалтерской экспертизы, не используя другие виды как экономических экспертиз, так и традиционных криминалистических. В оперативных аппаратах и экспертных подразделениях органов, расследующих преступления совершаемые в сфере налогообложения неоправданно мало внимания уделяется использованию хорошо зарекомендовавших себя в органах внутренних дел различных натурных коллекций, справочно-информационных фондов, следотек и др. учетов.
В число острых проблем ответственности за налоговые преступления входит вопрос применения поощрительных норм уголовного права. Законодатель ввел специальный, предусмотренного для налоговых преступлений, случай освобождения от уголовной ответственности. Большинство уголовных дел по фактам совершения налоговых преступлений, в том числе совершенных в особо крупном размере, были прекращены в связи с полным возмещением ущерба и деятельным раскаянием.
Необходимо использовать зарубежного опыт. Но использование зарубежного опыта борьбы с налоговой преступностью в силу российской специфики не должно реализовываться путем простого его копирования.
Важно детально разработать вопросы ответственности за налоговые преступления, выработать действенную методику их расследования, обеспечить материально-техническую базу управлений по налоговым преступлениям, повысить меры безопасности сотрудников, постоянно повышать их квалификацию.
Повышение уровня налоговой культуры является одним из важнейших элементов совершенствования налоговой системы России. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.
По результатам социологического исследования, 55% опрошенных к уклонению от налогов относятся положительно, лишь 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования населения по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.
Конечно, сложно раскрыть и даже хотя бы обозначить все проблемы расследования налоговых преступлений. Представляется, что путями разрешения этих проблем могут быть следующие:
• реформа законодательства,
• реструктуризация правоохранительных и контрольных органов,
• профессиональных отбор и профессиональная подготовка работников отделов по расследованию экономических преступлений,
• разработка информационного обеспечения о современных способах совершения налоговых преступлений и возможностях их расследования.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 г. № 195-ФЗ
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 30.12.2008 г.)
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.07.1996 г. № 63-ФЗ
8. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
9. Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
11. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности
12. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
Учебная литература
14. Налоговые преступления и преступность / И.Н. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 год. – 526 с.
15. Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики / Платонова Л.В. – М.: Норма, 2012 год.
16. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Акад. управления МВД России, 2012 год.
17. Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Пепеляева. М.: ФБК-ПРЕСС, 2010 год.
18. Александров И.В. Теоретические и практические проблемы расследования налоговых преступлений: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003 год.
1 www.taxpravo.ru