ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Магомедова П.Д. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальностьтемы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Духовный мир человека, мировоззрение человека

Разнообразные образы вещей и процессов природного и социального мира образует духовный, идеальный мир человека. Однако, у любого человека и общества в целом он более или менее упорядочен, системен, целостен. В духовном мире родственные чувства, представления, мысли группируются, образуя этическую, эстетическую, религиозную, правовую и другие сферы. Более или менее целостная и устойчивая система взглядом человека на мир или на свое место в этом мире составляет ядро духовного мира человека – мировоззрение.

Будучи развивающимся и историческим образованием, духовный мир динамичен как по содержаниюразнообразных образов вещей, так и по пропорциям этих сфер. Известно, что нравственные ценности добра и зла, ключевые представления – прекрасное.

Безобразное – существует с появлением разумного человека.

Тогда как политико-правовые понятия – закон, государство, революция, духовные - образование сравнительно недавнего времени.

Но духовный мир человека и мировоззрение многосоставны не только по предмету отражения – по разнообразию сфер человеческой деятельности, но и по характеру и глубине их представлений в сознании человека.

Очевидно, что на начальных этапах развития человека и общества мировоззрение образует чувства, аффекты, дающие примитивные и иллюзорные представления о явлениях мира в мифологических образах.

В мифах человек одушевляет природные и социальные явления, пытаясь понять их связи в конкретных отношениях людей и животных. Значительно более поздней исторической формой мировоззрения является религия, основанная на вере людей в сверхъестественное, абсолютно независимое от реального мира, вечное и всесильное.

И совсем молодой формой мировоззрения предстает философия – миропонимание, высоко абстрактное, понятийное отражение всего общего, наиболее общих законов действительности.

Нельзя полагать, что формы мировоззрения четко сменяют друг друга с развитием истории и духовного мира человека. Скажем, появление философии две-три тысячи лет тому назад отнюдь не означало, что все человечество овладело философским мировоззрением – подавляющее число людей было в плену мифологического и религиозного мировоззрения.

И сегодня, в двадцать первом веке, развитое мировоззрение – достояние сравнительно небольшой части людей.

Массовое сознание зависимости от исторических, экономических, политических обстоятельств того или иного общества составляютмироощущение, мировосприятие, миросозерцание, имеющее отдаленное отношение к развитому мировоззрению, к стройной системе философских и научных понятий.

Глобальная проблема современности видоизменили структуру мировоззрения современного человека – антропоцентризм, преломление всех взглядом человека через призму его интересов, утилитаризм, сменяются новыми ценностями, способствующими, в первую очередь, сохранению природы.

Все большую значимость в содержании мировоззрения обретает экологическая культура, биоэтика.

Ценности, основные типы жизненных стратегий в современном обществе. Стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностные отношения к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы что-то хвалим и ругаем, признаем и отрицаем, чем-то восхищаемся и возмущаемся.

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют вполне успешно.

Нравственность – это исторически сложившаяся система написанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находит отражение общепринятые нормативы и оценка человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, к своему народу, родине, к другим народам. Она распространяется и на отношения личности к самой себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек – общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества:

  1. Сохранял свое здоровье;

  2. Трудился;

  3. Вел себя достойно.

За тысячелетия были выработаны общечеловеческие ценности – семья, домашний очаг, образование, хорошая работа, друзья и круг общения, мирная жизнь, справедливое общество, любовь к ближнему и т.д.

Среди разнообразных форм психики человека, важнейшее значение имеет воля, само регуляция субъектом своей деятельности, проявляющие как целеустремленность, решительность, самообладание.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, высшей ее отметкой мы находим идеал.

Человек, в силу своего воображения, создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель – это предвосхищение результат социального действия. Идеал – это высшая ценность и соответствующая ей цель.

Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.

Мир ценностей у каждой личности специфичен, чем и объясняется разнообразие жизненных стратегий людей, особенно многообразны жизненные ориентиры в современном обществе. Но их можно сгруппировать в три типа: стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Все три ценности достойны целей людей, могут быть совмещены в одной жизненной судьбе. Но чаще всего что-то из них преобладает, притягивает и увлекает больше других.

Выдвижение на первый план семейного уюта, добротной, материально обеспеченной жизни дает идеал, пожалуй, подавляющего большинства наших современников – стратегию благополучия. Немало сторонников стратегии успеха – тех, кто предпочитает власть, славу, публичную жизнь на виду.

Значительно меньше приверженцев стратегии самореализации – тех, кто «прислушивается» к себе, внимателен и уважителен к своим способностям, видит смысл жизни в их реализации.

При этом, судьба человека может сложиться по-разному – незаметное, заурядная жизнь без броских достижений и признаний, материальных приобретений, хотя все это и не исключается – важно, что данная стратегия бескорыстна…

Заключение

Духовная жизнь человека и общества сформировалась в процессе долгого исторического развития, на основе истории, как своей страны, так и исторического опыта других стран и объединений. Человек ведь не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в реальности. Прежде чем совершить какое-либо действие нужно правильно взвесить его последствия и цель, с которым оно совершается.

Наблюдая за действиями и поведением других людей, человек учится анализировать ситуация, выстраивать свою точку зрения и формировать свое собственное мнение. Наш внутренний мир это совокупность знаний, оценок, ценностей и убеждений, которыми мы выражаем свое отношение к окружающей среде.

Важнейшим компонентом сознания и психологии индивида выступает самосознание – осознание человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. Именно посредством самосознания мы не только определяем своё место в мире, но и осуществляем самоопределение и самооценку.

Духовность – это ценностные ориентиры отдельного человека и всего общества в целом. Уровень духовности человека зависит от его воспитания, сознательного отношения к себе и своей жизни, круга общения, интересов и личных предпочтений.

Духовность это не только знания, но способ и цели их применения, и от их правильного применения, а так же применения жизненного опыта, зависит, насколько удовлетворен будет человек своей деятельностью.

Список использованной литературы:

1.Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности // Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.

2.Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности // А.В. Ботвинова. - М.: Изд-во "Научная книга", 2003. - 235 с.

3.Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы // А.В. Клименко, В.В. Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.

4. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся // Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 3-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2001. - 400 с.

5. М. И. Абдулаев, доктор юридических наук, профессор. // Обществознание для школьников и абитуриентов,г. Москва, 2004 - 542 с.

Просмотров работы: 7407