РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Фокеев А.С. 1
1
Игнаток М.В. 1Карел О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. В XXI веке, внешние и внутренние угрозы требуют от государства активного реагирования на них с целью повышения уровня своей национальной безопасности. Особенно остро стоит проблема обеспечения экономической безопасности на уровне всей национальной экономики, ее комплексов, отраслей и экономики регионов.

Быстрая эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос жизни любого государства, стремящегося занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Под экономической безопасностью следует понимать одну из важнейших качественных характеристик экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство в процессе его развития.

Рычагами обеспечения экономической безопасности страны выступают государственные органы, которые посредством своих функций обеспечивают экономическое благосостояние государства.

Таможенные органы входят в систему государственных органов Российской Федерации. Они регулируют свою деятельность с помощью федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешнеторговой деятельности, валютного регулирования и валютного контроля, правоохранительной деятельности и других, создающих правовую основу деятельности таможенных органов. Но помимо этого создаются специальные подразделения для того чтобы облегчить процессы таможенного контроля. Одним из таких подразделений является Региональное оперативно-поисковое управление (РОПУ) и Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ).

Цель исследования: определить роль оперативных подразделений Федеральной таможенной службы (далее ФТС) в обеспечении экономической безопасности страны.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить функции, задачи, права оперативных подразделений ФТС;

  2. Определить общую структуру управления оперативными подразделениями ФТС;

  3. Проанализировать эффективность деятельности оперативных подразделений ФТС и её влияние на экономическую безопасность страны.

Данной проблематике посвящены труды многих российских ученных в том числе: Агамагомедовой С.А., Волкова В.Ф., Исаевой Л.М., Овсянникова С.А., Овчинникова О.А., и других. Автором сделана попытка анализа и интеграции всех имеющихся данных и научных разработок, а также нормативно-правовой базы, в данной области, с целью проведения дальнейших научных исследований.

Объектом исследования являются оперативные подразделений ФТС в рамках обеспечения экономической безопасности страны.

А предметом выступает деятельность Регионального оперативно-поискового управления (РОПУ) и Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ)

  1. Региональное оперативно-поисковое управление (РОПУ).

Перед тем как ознакомиться с деятельностью оперативных подразделений Федеральной таможенной службы более конкретно, хотелось бы уделить внимание статистике конца 90-х годов – до ввода этих служб в систему таможенных органов РФ.

Таблица 1.

Динамика преступности в сфере внешнеэкономической деятельности

Показатели /года

1997

1998

1999

2000

Кол-во зарегистрированных преступлений

2486

3218

4687

2768

Динамика в сравнении с прошлым периодом %

х

29,4

45,6

68,7

Не трудно заметить, что с каждым годом количество преступлений увеличивалось, то есть экономическая безопасность страны всё больше ставилась под угрозу. Именно поэтому были проведены реформы в сфере таможенного контроля и введены оперативные подразделения.

Эти оперативные подразделения осуществляют вспомогательную функцию по способствованию иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных задач.

Основными задачами РОПУ являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; сбор сведений о физических и юридических лицах в целях предупреждения и раскрытия преступлений; участие в соответствии с законодательством РФ в мероприятиях, направленных на борьбу с терроризмом; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ; осуществление деятельности, направленной на выявление фактов коррупции в таможенных органах; обеспечение собственной безопасности таможенных органов, защиты должностных лиц таможенных органов и их близких от противоправных действий.

Составной частью правоохранительного блока таможенных органов РФ является и Кинологическая служба, в которую входят Кинологический центр ФТС России, кинологические службы оперативных таможен и кинологические отделы таможен.

Основными функциями Кинологической службы являются обеспечение участия должностных лиц кинологических подразделений со служебными собаками в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях в качестве специалистов, а также осуществление эффективного таможенного контроля, способствующего пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ, боеприпасов, оружия, взрывных устройств и иных товаров, обладающих индивидуальным запахом.

На уровне региональных таможенных управлений (далее РТУ) функционируют оперативные таможни, являющиеся специализированными таможенными органами, входящими в единую федеральную систему таможенных органов.

Оперативная таможня является правоохранительным органом РФ и вышестоящим таможенным органом по отношению к таможенным органам региона ее деятельности, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об оперативно-розыскной деятельности, уголовном судопроизводстве, законодательства РФ об административных правонарушениях и законодательства РФ о таможенном деле.

Оперативные таможни имеют следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности: организация, методическое обеспечение и контроль деятельности оперативно-розыскных, оперативно-аналитических, кинологических подразделений, подразделений дознания, подразделений, подразделений административных расследований и учетно-регистрационных подразделений таможен, находящихся в регионе их деятельности, по вопросам, отнесенным к их компетенции; осуществление ОРД в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФТС России; осуществление оперативно-аналитической работы и информационного обеспечения ОРД; производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; проверка деятельности правоохранительных подразделений таможен региона согласно порядку и формам, определяемым ФТС России.

Оперативные таможни располагаются территориально по месту дислокации РТУ, в центрах федеральных округов. В настоящее время в РФ осуществляют свою деятельность 8 оперативных таможен:

1) Центральная оперативная таможня;

2) Северо-Западная оперативная таможня;

3) Приволжская оперативная таможня;

4) Уральская оперативная таможня;

5) Южная оперативная таможня;

6) Северо-Кавказская оперативная таможня;

7) Сибирская оперативная таможня;

8) Дальневосточная оперативная таможня.

Непосредственно в самих таможнях функционируют следующие правоохранительные подразделения: отделы административных расследований; отделы дознания; отделы кинологической службы; отделы по борьбе с особо опасными видами контрабанды; оперативно-розыскные отделы; отделы по борьбе с контрабандой наркотиков; оперативно-аналитические отделы. Эти подразделения подчинены заместителям начальников таможен по правоохранительной работе.

  1. Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры

Оперативно-техническое подразделение является структурным подразделением таможни (оперативной таможни) и обеспечивает выполнение задач и реализацию функций Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ) в регионе деятельности таможни в пределах своей компетенции.

Регионом деятельности подразделения является территория региона деятельности соответствующей таможни. Подразделение в своей деятельности руководствуется "Конституцией" Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, "Положением" о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, Положением о РТУ РЭБОТИ, правовыми актами РТУ РЭБОТИ, указаниями и поручениями начальника РТУ РЭБОТИ, Положением об оперативно-технической службе - филиале РТУ РЭБОТИ (далее - ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ), указаниями и поручениями начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ.

Оперативное, организационно-методическое руководство и контроль оперативно-служебной деятельности подразделения таможни осуществляет ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ) - РТУ РЭБОТИ), по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подразделение подотчетно начальнику таможни.

Работа подразделения строится на основе планов работы ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) и подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов оперативно-служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы подразделения утверждается начальником ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ.

Подразделение возглавляет начальник подразделения, который по вопросам оперативно-служебной деятельности непосредственно подчиняется начальнику ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ, а по административно-хозяйственным вопросам - начальнику таможни.

Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ, во взаимодействии со структурными подразделениями таможни, других таможенных органов, а также с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.

Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в подразделении осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной и экономической безопасности.

Подразделение решает следующие основные задачи: 1) осуществление оперативно-розыскной деятельности в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отдельными нормативными и иными правовыми актами ФТС России, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность; 2) участие в проведения мероприятий по обеспечению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее - мероприятия РЭБ) осуществляемых ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ для подразделения

Подразделение выполняет следующие функции:

1) участвует в проведении мероприятий РЭБ в соответствии с указаниями и поручениями начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ;

2) подготавливает и проводит оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) по заданиям оперативно-розыскных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов (далее - инициаторы) региона деятельности таможни;

3) осуществляет сбор, обработку и хранение материалов, полученных в ходе проведении ОРМ;

4) организует доступ инициаторов к материалам, полученным в ходе проведения ОРМ;

5) направляет инициаторам материалы и документы по результатам проведения ОРМ;

6) осуществляет взаимодействие с другими структурными подразделениями таможни, территориальными подразделениями ФСБ России и иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

7) обеспечивает функционирование регионального сегмента интегрированной информационно-транспортной сети оперативно-технических подразделений (далее - ОПТ) таможенных органов, включая средства сбора, накопления, обработки информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

8) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и соблюдение режима секретности внутри подразделения;

9) исполняет в установленные сроки мероприятия плана работы ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ, отнесенные к компетенции подразделения;

10) готовит отчеты, заявки, справочные и аналитические материалы по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения, и направляет их в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ;

11) разрабатывает и направляет в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ предложения по оснащению подразделения специализированными техническими средствами, участвует в изучении и оценке их новых систем и видов;

12) подготавливает предварительно согласованные с ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ предложения начальнику таможни по финансированию и техническому обеспечению деятельности подразделения для включения расходов в бюджетную смету таможни на очередной финансовый год.

Подразделение с целью реализации возложенных на него задач и функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководству ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ предложения по вопросам оперативно-служебной деятельности подразделения;

2) вносить начальнику таможни предложения по вопросам административно-хозяйственного обеспечения деятельности подразделения;

3) запрашивать и получать от структурных подразделений ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ таможенных органов и учреждений, находящихся в ведения ФТС России, необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ведению подразделения;

4) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

5) запрашивать согласно установленному порядку необходимые документы и сведения от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

6) готовить и направлять в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах подразделения;

7) привлекать согласно установленному порядку для оказания содействия подразделению специалистов других правоохранительных и иных государственных органов, организаций, а также экспертов;

8) участвовать в совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых таможенными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения;

9) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица подразделения имеют право на беспрепятственный и неограниченный по времени доступ на все объекты таможенной инфраструктуры в любые дни и любое время суток для осуществления деятельности, отнесенной к компетенции подразделения, в том числе с необходимыми техническими и транспортными средствами без досмотра, при предъявлении служебного удостоверения.

Объекты таможенной инфраструктуры - охраняемые здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, грузы и иное имущество таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

По согласованию с территориальным пограничным управлением ФСБ России должностные лица подразделения также имеют право доступа на объекты, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пограничной зоне за линией инженерно-технических сооружений.

Штатная численность подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни. Изменение штатной численности подразделения осуществляется по согласованию с начальником ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ.

Начальник подразделения назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни, согласованному с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и руководством РТУ РЭБОТИ. На период временного отсутствия начальника подразделения (командировка, отпуск, болезнь и иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации) его должностные обязанности исполняет один из сотрудников подразделения, назначенный начальником таможни по согласованию с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ.

Сотрудники подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни, согласованному с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и руководством РТУ РЭБОТИ.

Сотрудники структурного подразделения назначаются из числа лиц,

Должностные обязанности, права и ответственность сотрудников подразделения регламентируются должностными инструкциями, разработанными и утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

Обеспечение подразделения специализированными техническими средствами осуществляется ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ в соответствии с Табелем оснащенности и заявками установленного образца. Для проведения отдельных мероприятий подразделению могут передаваться в установленном порядке во временное пользование специализированные технические средства из резервов РТУ РЭБОТИ или оперативно-технических подразделений других таможенных органов, а также разрешена самостоятельная закупка или изготовление необходимых технических и иных материальных средств за счет финансовых средств, выделяемых таможне.

Для обеспечения служебной деятельности подразделение участвует в работе комиссий и проводит другие организационные действия по всем вопросам работы подразделения.

Возложение на подразделение иных функций не допускается.

3. Эффективность деятельности оперативных подразделений ФТС.

Работа данных подразделений вносит свой ощутимый вклад в экономическую безопасность страны. По итогам работы за I квартал 2017 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 763 уголовных дела, что на 13% больше, чем в I квартале 2016 года. Количество уголовных дел, возбужденных по результатам оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, возросло на 18% и составило 624 уголовных дела. В отношении конкретных лиц возбуждено 521 уголовное дело.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (200), Сибирского (155) и Дальневосточного (138) таможенных управлений.

Из общего числа уголовных дел по статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) возбуждено 98 дел; по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов) – 277 дел.

По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) – 10 дел; по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) – 17 дел.

Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за I квартал 2017 года составила 53%.

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 166 дел. Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 22%.

По статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) – 37 дел; по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) – 41 дело.

Также таможенными органами Российской Федерации по статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) возбуждено 106 уголовных дел; по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) – 11 дел.

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов (статья 226.1 УК РФ), составила чуть более 9,6 млрд. рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей (статья 194 РФ) – 1,5 млрд. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статья 193 УК РФ) на сумму, превышающую 39 млрд. рублей. Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (статья 193.1 УК РФ) на сумму свыше 2,7 млрд. рублей. Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 200.1 УК РФ) составил более 43 млн. рублей. Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий составила более 44 млн. руб. (статья 200.2 УК РФ).

Из незаконного оборота изъято 291 кг наркотических средств и психотропных веществ, 6 кг прекурсоров, более 7 кг сильнодействующих веществ.

Заключение.

В результате мер, направленных на возмещение причиненного преступлениями ущерба, до возбуждения уголовных дел и в ходе их расследования в федеральный бюджет за I квартал 2017 года перечислено более 112 млн. рублей.

Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, товары народного потребления, автотранспортные средства. По подозрению в совершении преступлений должностными лицами таможенных органов задержано 36 лиц. В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 22 уголовных дела. Судами по 12 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры. Остальные дела до настоящего времени судами не рассмотрены (в частности Северо-Западное РТУ (200 дел), Сибирское РТУ (155 дел) и Дальневосточное РТУ (138 дел).

Таким образом, можно сделать вывод, что специальные оперативные подразделения на базе ФТС РФ успешно выполняют поставленные перед ними задачи и вносят свой ощутимый вклад в экономическую безопасность государства.

Список использованных источников и литературы:

  1. Агамагомедова, С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграци. / С.А. Агамагомедова – СПб.: Троицкий мост, 2017. – 424 с.

  2. Волков, В.Ф. Управление таможенными органами. / В.Ф. Волков – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. –204 с.

  3. Исаева, Л. М. Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов / Л. М. Исаева, А. Ю. Козловский – СПб.: Троицкий мост, 2014. – 448 с.

  4. Овсянников, С. А. Актуальные проблемы таможенного контроля в условиях евразийской интеграции / С.А. Овсянников, С.А. Агамагомедова – СПб.: Троицкий мост, 2017. – 98 с.

  5. Овчинников, О. А. Основы таможенного дела / – СПб.: Троицкий мост, 2016. – 152 с.

Просмотров работы: 3168