В России, как и в любой стране на протяжении существования рыночных отношений имеются социально-экономические проблемы. Одной из них является проблема занятости связанная с людьми, и их производственной деятельностью, а значит и с безработицей.
Безработица является серьезной угрозой для общества и экономики многих стран. Она представляет собой проблему на макроэкономическом уровне, оказывает непосредственно прямое и сильное воздействие на субъекта рыночной экономики. Потеряв работу у многих людей наблюдается не только снижение жизненного уровня, но и наносится серьезная психологическая травма. В связи с этим вопросы безработицы является предметом политических дискуссий. Экономистами изучается безработица для определения ее причин, а также для совершенствования направлений государственной политики повышения занятости.
Проблемам занятости и безработицы уделяется серьезное внимание во всех странах мира. Все страны, как развивающие так и развитые ищут способы решения значимой задачи через создание постоянных и достойных рабочих мест, впрочем достойная занятость является единственным способом избавления от бедности и предпосылкой устойчивого экономического развития государства.
Вновь созданные новые предпринимательские структуры не только обеспечивают себя работой, но и нанимают сотрудников, что создает дополнительный экономический эффект за счет создания рабочих мест.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современный рынок предъявляет конкретные требования к уровню трудовых взаимоотношений на предприятии, однако пока не достаточно сформированы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, появляются новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Целью научно-исследовательской работы является исследование современного состояния вопросов занятости и борьбы в России и СКФО, и определение мер борьбы с ней.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи, определяющие структуру научно-исследовательской работы:
-рассмотреть сущность безработицы и виды безработицы
-рассмотреть политику занятости в России;
-провести анализ некоторых показателей современного состояния безработицы в России и СКФО;
- исследовать причины и последствя безработицы в России и СКФО;
-определить методы борьбы с безработицей.
Теоретической основой научно-исследовательской работы послужили законодательная и нормативная база, труды отечественных экономистов, Вопросы безработицы рассматривали такие ученые, как Булатов А.С., Казначевская Г.Б., Николаева И.П. и др., а также статьи в научной периодике, специальная и учебная литература.
Дибирова П., Кирина А. в работе исследовали некоторые вопросы занятости и безработицы в России и СКФО, определили меры борьбы с безработицей.
1. Теоритические основы сущности безработицы
1.1.Понятие и виды безработицы
В макроэкономической политики государства одной из основных целей является достижение высокого уровня занятости. Экономическая система, обеспечивающая дополнительное число рабочих мест, определяет задачу по увеличению количества общественного продукта и таким образом в большей мере удовлетворяет материальные потребности населения. Неполное использование имеющихся трудовых ресурсов система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Большой ущерб безработица причиняет жизненным интересам людей, так как не предоставляет им возможность реализовать свое умение в том роде деятельности, в котором человек лучшим образом может себя проявить.
Безработица является острой и сложной научной проблемой, решение которой несомненно имеет важное социально-экономическое значение в России, особенно сегодня в период затянувшегося кризиса, сопровождающегося снижением ВВП, установления экономических санкций, ростом инфляции и снижением уровня доходов населения.
Безработицей считается часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного периода времени в соответствии с законодательством.
Важным макроэкономическим показателем считается занятность, под которой понимается число лиц, обладающих трудоспособностью и достигших 16 лет [2, 346]. В экономике существует множество показателей определения безработицы, но общепринятым является норма безработицы. Она рассчитывается отношением общего количества безработных к числу трудоспособных граждан выраженная в процентах. В современных условиях рыночной экономики безработица анализируется как естественная и составная часть рыночного хозяйства. Безработица содействует: улучшению качественных показателей структуры рабочей силы, её конкурентоспособности, как товара; создание нового мативационного метода и соответствующего отношения к труду; росту самоценности рабочего места и усиление связи человека с трудом; существование резерва трудовых ресурсов в случае необходимости создания нового производства.
Основными видами безработицы являются: институциональная, структурная, сезонная, фрикционная, циклическая и др..
Институциональная безработица действует при недостатке (ограниченности) информации персонала о вакансиях или работодателях, о стремлении работника найти работу, которая его устраивает. В случае, если размер пособия большой, а заработная плата небольшая, то иногда не возникает необходимость и желание индивидов в получении рабочего места.
Структурная безработица появляется в связи с изменениями технологических процессов в различных сферах, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Сезонная безработица предусматривает существование спроса на определенный вид работ в определенный период времени. Сферы, в которых сезонная работа пользуется спросом, работодатели склоняются заработную плату не уменьшать, а увольнять работников.
На фрикционную безработицу оказывает влияние колебания рынка труда. Она появляется в ситуации, когда число имеющихся вакансий приблизительно соответствует числу работников.
Циклическая безработица появляется в результате экономического спада или появления экономического застоя. Порой она называется безработицей недостаточного спроса.
Конверсионная безработицапоявляется в виду сокращения производства и переходе на выпуск нового товара или с изменением структуры спроса на рабочую силу. Вынужденная безработица возникает, когда человек в работоспособном возрасте, имеет желание работать, лишен возможности работать.
Скрытая безработица обозначает, что человек в работоспособном возрасте официально имеет работу, но не получает заработную плату за свой труд и не задействован в деятельности организации.
Технологическая безработица формируется при переходе к современному новому техническому обеспечению производства.
Очевидно, что безработица в России своеобразна, ей присущи черты различного характера. Исходя из выше изложенного, причинами её существования следует отнести мировой кризис, нестабильность в экономике, экономические санкции, миграция населения, переизбыток населения в отдельных регионах. Также необходимо рассмотреть экономические и социальные последствия безработицы, которые изложены ниже.
1.2. Экономические и социальные последствия безработицы
Экономические и социальные последствия безработицы в мире являются одной из значимых проблем современности. Безработица населения констатирует наибольшую угрозу благополучия страны любого государства.
Безработица оказывает влияние практически на все отрасли общественной жизни. Особенно остро вопросы безработицы проявляются в следующих областях:
-Политике, под действием рассматриваемого явления происходят изменения, которые проявляются в форме, как безответственного популизма, так и усиления авторитаризма власти.
-Экономике, хозяйственная система снижается при неэффективном использовании ресурсного потенциала государства, так как безработное население не участвуют в производстве национального продукта и формировании дохода.
Отсюда, экономическими последствиями считаются [4]: уменьшение доходов государственного бюджета – чем больше безработных, тем меньше налоговых поступлений; увеличение общественных затрат - на государства возложено бремя поддержки нетрудоспособных граждан: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.; уменьшение уровня жизни, т.е. безработные и их семьи теряют личные доходы, снижается качество их жизни; не дополучен выпуск товаров, в итоге неполного использования рабочей силы, наблюдается отставание фактического ВВП от потенциального.
-Социальной сфере, которая начинает деградировать на фоне падения морали, под действием пьянства, преступности, кризисов в семейных отношениях, увеличения психосоматических расстройств и прочих отрицательных тенденций.
Безработица граждан указывает на неполное использование производственных мощностей, часть населения лишается зарплаты. Значит, экономические и социальные последствия безработицы в РФ в первую очередь характеризуются потерей гражданами средств к существованию. Однако, законодательством страны установлена обязанность хозяйствующих субъектов производить налоговые отчисления с дохода. Поскольку у безработных граждан дохода нет, бюджет не получает части денежных средств, которые должны его пополнить [7].
Также, экономические и социальные последствия нетрудоспособных проявляются в устаревании знаний, которыми обладает трудоспособное, но не выполняющими профессиональную деятельность население [3, 213]. Хозяйствующие субъекты, не участвующие в процессе производства благ, теряют уважение к себе и уверенность.
Экономические и социальные последствия безработицы для общества считаются острой проблемой еще и потому, что большая степень среди нетрудоустроенных наблюдается среди молодежи. Население, которое нетрудоустроенное испытывает стресс, который содействует ухудшению состояния здоровья, возникновению различных патологий и безусловно, что на лечение у отдельных граждан нередко не достаточно денежных средств.
Таким образом, в условиях, которых трудоспособное население никак не способно отыскать работу – не безопасно, и имеет место быть серьезным последствиям безработицы, так неэкономические последствия: обострение криминогенной ситуации; стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, мощный психологический стресс; общественно-политические и социальные волнения – многочисленная незанятость способна спровоцировать резкую общественную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и послужить причиной к бурным политическим изменениям.
Это далеко не все социально-экономические последствия безработицы (занятости), для их устранения необходимо совершенствование государственной политики в этой области.
1.3. Политика занятости населения
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения одна из значимых проблем каждого демократического государства. Абсолютно во всех странах с рыночной экономикой осуществляется политика регулирования занятости. С этой целью применяются постоянные, гибкие по формам и средствам, мероприятия воздействия на сферу занятости.
В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон "О занятости населения в Российской Федерации", в котором сформулированы первостепенные принципы занятости. Государственная политика РФ в сфере обеспечения занятости населения ориентирована на: формирование человеческих ресурсов для осуществления процесса труда; предоставление равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, а также содействие развитию их способностей к производительному, креативному труду; предоставление общественной защиты в сфере занятости населения, осуществление специальных мер, способствующих обеспечению занятости граждан, чрезвычайно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске рабочих мест; вознаграждение руководителей фирм, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие участки; сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, местных органов самоуправления в обеспечении занятости населения; координацию деятельности в сфере занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; координацию работы государственных органов, профессиональных союзов, других представительных органов работников и работодателей в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное сотрудничество в решении вопросов занятости населения.
Имеются следующие программы обеспечения занятости населения: федеральные или общегосударственные, субъектов Российской Федерации; местные или локальные. Решение вопросов занятости населения стоит в числе наиболее важнейших, первостепенных вопросов страны в любой цивилизованной стране. Основополагающими направлениями политики занятости на государственном уровне на сегодняшний день становятся: преодоление макроэкономических тенденций, связанных со снижением инвестиционной активности, сокращением объемов производства, инфляцией и как следствие нестабильность системы рабочих мест; удержание массового высвобождения трудящихся, прежде всего, на градообразующих предприятиях; создание условий с целью формирования и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; осуществление результативной целевой поддержки и защиты населения, вынужденно потерявших рабочие места или находящихся под риском увольнения; дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих определённые трудности с устройством на работу; смягчение последствий долговременной безработицы.
2.Современное состояние безработицы в России и методы борьбы с ней.
2.1. Анализ некоторых показателей современного состояния занятости и безработицы в России
Для анализа современного состояния безработицы следует рассмотреть динамику основных социально-экономических показателей по таким показателям, как: численность населения, среднегодовая численность занятых, численность безработных (в среднем за год), численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), численность пенсионеров, реальные располагаемые денежные доходы населения, Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников организаций (с учетом индекса потребительских цен). Под влиянием позитивных экономических факторов в анализируемом периоде численность населения увеличивается. Динамика основных социально-экономических показателей (стоимостные показатели в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году [6] представлена в приложении 1.
Численность населения с 2010г. по 2016г. имеет тенденцию к росту.. Среднегодовая численность занятыхза анализируемый период снижается со 100,1% до 99,5%, а численность безработных (в среднем за год) увеличивается, так в 2010г. динамика показателей к прошлому году составила 88,2%, а в 2016г. – 99,5%. Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) увеличивается с 74,0% до 89.4% в 2016г., хотя в 2016г. она сократилась против 2015г. на 23.1пунтка. Численность пенсионеров незначительно сокращается и за анализируемый период имеет тренд к снижению с 101,6% до101,4%. Сокращаются и реальные располагаемые денежные доходы населения с 105,9% до 94,1%. Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников организаций (с учетом индекса потребительских цен) также снижается со 105,2% до 100,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются с 105,9% до 94,1%.
Далее можно рассмотреть основные социально-экономические показатели в России и её регионах (таб. 1), по представленным показателям: площадь территории, численность населения, среднегодовая численность занятых, среднедушевые денежные доходы, среднедушевые денежные расходы, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, валовой региональный продукт.
Таблица 1. - Основные социально-экономические показатели России и СКФО
Пло- щадь терри- тории (на 1 января 2016 г.) 2), тыс.км |
Числен- ность насе- ле- ния на 1 ян- варя 2017 г., тыс. человек |
Средне- годовая числен- ность заня- тых3, тыс. человек |
Сред- неду- шевые денеж- ные дохо- ды (в месяц), руб. |
Сред- неду- шевые денеж- ные расхо- ды (в месяц), руб. |
Сред- неме- сячная номи- наль- ная на- числен- ная за- работ- ная плата работ- ников органи- заций, руб. |
Валовой региональ- ный продукт (в теку- щих основ ных ценах)3), млрд. руб. |
|
Российская Федерация |
17,15 |
146804,4 |
68389,1 |
30738 |
30497 |
36746 |
64997,0 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
170,4 |
9775,8 |
3466,9 |
23399 |
20704 |
22960 |
1704,3 |
Республика Дагестан |
50,3 |
3041,9 |
999,6 |
28348 |
24690 |
19953 |
559,7 |
Республика Ингушетия |
3,6 |
480,5 |
79,0 |
15106 |
8479 |
21569 |
54,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
12,5 |
864,4 |
304,5 |
20487 |
18330 |
21489 |
125,4 |
Карачаево-Черкес- ская Республика |
14,3 |
466,4 |
166,3 |
16937 |
12232 |
21465 |
67,4 |
Республика Север- ная Осетия - Алания |
8,0 |
703,3 |
293,7 |
21964 |
19450 |
22063 |
127,5 |
Чеченская Республика |
15,6 |
1414,9 |
388,5 |
22451 |
14244 |
22520 |
160,5 |
Ставропольский край |
66,2 |
2804,4 |
1235,3 |
22270 |
24170 |
25387 |
609,5 |
Острая безработица в России наблюдается в основном в регионах с высокой степенью прироста населения, в частности, Карачаево-Черкесии, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, отсюда и социально-экономические показатели здесь низкие, на пример валовой региональный продукт.
Северо-Кавказский федеральный округ по отношению к Российской Федерации по валовому регальному продукту составляет 2,62%. Колебания рубля и экономически сложная ситуация в стране осложняет работу по снижению показателей безработицы. Организации не заинтересованы в расширении и предоставлении новых рабочих мест в условиях кризиса. Статистика по показателю занятости населения определяется преимущественно из данных региональных Центров занятости.
Динамика уровня участия в рабочей силе, занятости и безработицы населения в возрасте 15-72 годы, в процентах, представлена в Приложении 2.
Далее по данным проведенного анализа уровень участия в рабочей силе, занятости и безработицы населения в возрасте 15-72 гг. в динамике увеличивается с 67,7% до 69,5%, из них участие мужчин увеличивается с 73,8;% до 75,9%; участие женщин меньше, но также увеличивается с 62,2;% до 63,8%
Растёт уровень занятости всего с 62,7% до 65,7%, в том числе уровень мужчин увеличивается с 68,0% до 71,6%, уровень женщин увеличивается с 58,0 % до 60,4%. Снижается медленно уровень безработицы всего и в том числе мужчин и женщин..
По Северо-Кавказскому федеральному округу, в частности в Республике Ингушетия в 2015 году был зарегистрирован наивысший показатель уровня безработицы – 30,5% от всего населения республики. В этот же период наименьшая безработица была в Москве (1%), Санкт-Петербурге (2,1%) и Самарской области (3,4%) [5].
В настоящее время в процентном соотношении предвидится сохранение уровня безработицы относительно 2016 года.
В некоторых регионах статистика действительно временно улучшилась. Например, в январе 2017 года в Петербурге число безработных (25,8 тыс.), по сравнению с январем 2016 года (27,5 тыс.), сократилось на 1,7 тыс. человек. Более 15 млн россиян получают неофициальные доходы. Низкий размер пособия, он составляет от 850 до 4900 рублей, и это отчасти объясняет низкий показатель безработицы в сравнении со среднемировым значением (14%). На порядок отличается статистика в России по сотрудникам малых и средних предприятий. На эти предприятия в России приходится только 20% ВВП и 27% рабочих мест. В Европе эти показатели составляют 50-60% и 60-70% соответственно.
2.2. Динамика показателей потребления и индикаторов уровня жизни населения
Оценки уровня жизни населения осуществляется с помощью применения ряда показателей: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Потребление основных продуктов на душу населения — это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда разнообразно, вследствие того то что многообразны потребности человека. Норма потребления - средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка. Показатели потребления продуктов питания представлены в приложении 3[6].
Потребительская корзинавключает расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру ежемесячного (годового) потребления человека или семьи, также продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины находится в зависимости от достигнутого уровня и качества жизни и очень отличается по странам.
Важнейшие социально-экономические индикаторы уровня жизни населения можно рассмотреть по данным таблицы 2[6].
Из данных таблицы видно, что практически все показатели увеличиваются, за исключением реальных располагаемых денежных доходов, в процентах к предыдущему году.
Таблица 2. – Динамика основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения
2010г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах),млрд. руб.(1992 г. –трлн. руб.) |
27962 |
39807 |
44053 |
48515 |
49996 |
51227 |
в процентах к ВВП |
59,8 |
59,4 |
61,8 |
61,3 |
59,9 |
60,7 |
в процентах к предыдущему году |
104,3 |
105,9 |
103,5 |
101,7 |
91,2 |
95,9 |
на душу населения, руб. (1992 г. –тыс. руб.) |
195744 |
277981 |
306971 |
332086 |
341486 |
349259 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1992 г. – тыс. руб.) |
18958 |
23221 |
25928 |
27767 |
30467 |
30738 |
Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году |
106 |
105 |
104 |
99 |
97 |
94 |
Среднемесячная номинальная на- численная заработная плата работников организаций, руб. (1992 г. –тыс. руб.) |
20952 |
26629 |
29792 |
32495 |
34030 |
36746 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. (1992 г. – тыс. руб.) |
7476 |
9041 |
9918 |
10786 |
11986 |
12391 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения):руб. в месяц (1992 г. –тыс. руб.) |
5688 |
6510 |
73069 |
8050 |
9701 |
9828 |
Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год),руб. (1992 г. – тыс. руб.) |
4330 |
4611 |
5205 |
5554 |
5965 |
6852 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств возрасло с 27962 млрд. руб. до 51227 млрд. руб., т.е. на 23265 млрд. руб. Потребление на душу населения, руб. увеличилось на 153515 тыс. рублей. Величина прожиточного минимума увеличивается и в 2016г. составила 9828 тыс. руб., иинимальный размер оплаты труда – 6852 тыс. руб. Имеются и другие показатели уровня жизни населения: продолжительность жизни человека; коэффициент смертности и рождаемости (в т.ч. и уровень младенческой смертности); объем розничного товарооборота; отклонение состояния окружающей среды от нормативов. Основное влияние на уровень и качество жизни населения, оказывает уровень экономического развития страны
2.3 Методы борьбы с безработицей
С началом рыночных реформ в России встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей.
Приоритетную роль в борьбе с безработицей играет государство. С целью регулирования рынка труда в целях обеспечения занятости правительство работает в разных направлениях:
-федеральная поддержка частным бизнесменам;
-социальное страхование безработицы;
-различного рода проекты по увеличению количества рабочих зон;
-проекты по стимулированию роста занятости;
-выделение средств на различного вида пособий по безработице;
-предоставление обучения;
-переобучение нетрудоустроенных;
-предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодое поколение, инвалиды);
-международное сотрудничество (миграция); организация общественных работ.
В 2016 году правительство РФ выделило 17 регионами России на борьбу с безработицей 776 миллионов рублей.
Эти средства позволили обеспечить занятость более 25,8 тысячи работников, находившихся под риском увольнения, и людей, ищущих работу.
Заключение
В современных условиях вопросы нетрудоустроенных считаются основными в рыночной экономике, и, не решив которые нереально нормализовать успешную эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в настоящее время перед Россией, так как, наблюдается экономический спад, развал промышленности, санкции и т.п., что не могло не затронуть рынок труда. Экономические и социальные последствия безработицы в России считаются одной из более актуальных проблем нашего времени. Безработица населения представляет наивысшую опасность благосостояния государства.
Для решения проблемы безработицы следует немедленно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест, через оказание службой занятости финансовой помощи хозяйствующим субъектам, предоставление безработным ссуд и субсидий на осуществление самостоятельной занятости; оказывать содействие занятости особым категориям граждан, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных специальностей и профессий с целью подготовки специалистов из числа безработных по заказу нанимателей под гарантированные рабочие места. Необходимость улучшения законодательства по усилению социальной защиты безработных и, в частности, увеличению размеров пособий и стипендий нетрудоустроенным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.
Таким образом, в целом по динамике уровня жизни населения в России можно отметить наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты, чем снижает безработицу.
Список использованных источников и литературы
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)-Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60.
2. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник/Г.Б. Казначевская.-Ростов н/Д:Феникс, 2016.- 394с. (Среднее профессиональное образование).
3.Николаева И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Николаева И.П.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2015.- 327 c.
4.Галяутдинов Р.Р. Безработица: формы, причины и последствия // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/bezrabotica-formy-prichiny-posledstviya (дата обращения: 08.11.2017).
5.Статистика безработицы в 2017-2018 году, прогноз, уровень и анализ роста, vklady-investicii.ru.
6.Федеральная служба государственной статистики(Росстат) Россия в цифрах-http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf.
7.Экономические и социальные последствия безработицы в России - businessman.ru/new-ekonomicheskie-i-socialnye-posledstviya-bezraboticy-v-rossii.html.
Приложение 1.
Динамика основных социально-экономических показателей (стоимостные показатели в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
2010г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|
Численность населения |
100,02 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
Среднегодовая численность занятых |
100,1 |
100,5 |
99,9 |
99,9 |
99,5 |
100,1 |
Численность безработных (в среднем за год) |
88,2 |
83,9 |
88,2 |
94,01 |
107,4 |
99,5 |
Численность безработных, зарегистрированных в государствен- ных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
74,0 |
82,8 |
86,2 |
96,2 |
112,5 |
89,4 |
Численность пенсионеров |
101,6 |
101,0 |
101,1 |
101,1 |
101,4 |
101,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
105,9 |
104,6 |
104,0 |
99,3,1 |
96,8 |
94,1 |
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работ- ников организаций (с учетом индекса потребительских цен) |
105,2 |
108,4 |
104,8 |
101,2 |
91,0 |
100,7 |
Приложение 2.
Динамика уровня участия в рабочей силе, занятости и безработицы населения в возрасте 15-72 годы.(в процентах)
2010г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|
Уровень участия в рабочей силе всего |
67,7 |
68,7 |
68,5 |
68,9 |
69,1 |
69,5 |
мужчины |
73,8 |
74,7 |
74,7 |
75,1 |
75,5 |
75,9 |
женщины |
62,2 |
63,3 |
63,0 |
63,3 |
63,4 |
63,8 |
Уровень занятости всего |
62,7 |
64,9 |
64,8 |
65,3 |
65,3 |
65,7 |
мужчины |
68,0 |
70,4 |
70,4 |
71,0 |
71,1 |
71,6 |
женщины |
58,0 |
60,1 |
59,8 |
60,3 |
60,1 |
60,4 |
Уровень безработицы всего |
7,3 |
5,5 |
5,5 |
5,2 |
5,6 |
5,5 |
мужчины |
7,9 |
5,8 |
5,8 |
5,5 |
5,8 |
5,7 |
женщины |
6,8 |
5,1 |
5,2 |
4,8 |
5,3 |
5,3 |
1)По данным выборочного обследования рабочей силы: 1992 г. – на конец октября, 2010-2016 гг. – в среднем за год.
Приложение 3.
Динамика потребления основных продуктов питания по Российской Федерации
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2016% к 2015 |
|
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо |
74 |
75 |
74 |
73 |
74 |
101,4 |
в том числе мясо и мясопродукты без субпродуктов II категории и жира-сырца |
68 |
69 |
69 |
67 |
68 |
101,5 |
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко |
249 |
248 |
244 |
239 |
236 |
98,7 |
Яйца и яйцепродукты - штук |
276 |
269 |
269 |
269 |
273 |
101,5 |
Сахар |
40 |
40 |
40 |
39 |
39 |
100,0 |
Масло растительное |
13,7 |
13,7 |
13,8 |
13,6 |
13,7 |
100,7 |
Картофель |
111 |
111 |
111 |
112 |
113 |
100,9 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
109 |
109 |
111 |
111 |
112 |
100,9 |
Фрукты и ягоды |
61 |
64 |
64 |
61 |
62 |
101,6 |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) |
119 |
118 |
118 |
118 |
117 |
99,2 |