ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ЯНАУЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ЯНАУЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Жукова Д.М. 1
1МБОУ СОШ им. Р. Гареева г. Янаул
Канифова Р.Р. 1
1МБОУ СОШ им. Р. Гареева г. Янаул
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С момента распада СССР в России началось явление слабой социальной защищенности населения. При этом основная масса народа России ощутило присутствие данного факта непосредственно на себе. Под особую категорию риска попали не только инвалиды, пожилые люди, беженцы, дети-сироты, дети из неполных семей, но даже экономически активная часть населения всех провинций. Причиной служат: отсутствие централизованного управления предприятиями отдельных территорий органами местного самоуправления, при котором каждая экономическая единица предоставлена сама себе и в случае неблагоприятных тенденций их развития, многие вынуждены уходить с рынка производства, лишая тем самым возможности работы трудоспособного населения.

Занятость как научная проблема давно является объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Изучением проблем занятости населения занимались такие ученые как Аверина А.Н., Арсанукаев Т.А., Дектярь Л.С., Журавлева П.В., Собченко О.В., Халикова А.М. и др. Однако многими из них не полностью раскрыты вопросы о месте и роли занятости населения в системе социальной защиты общества. В связи с этим целью нашей выпускной квалификационной работы служит изучение основных проблем занятости и трудоустройства населения на примере отдельной территории Северо-западного региона Республики Башкортостан, выделение всех признаков, оказывающих влияние на формирование жизнедеятельности граждан и их социальную защищенность [33, с. 45].

Объектом исследования служит население Янаульского района Республики Башкортостан.

Гипотеза исследования – полная занятость населения отдельной территории влияет на все сферы жизни общества, в том числе и на социальную.

Предмет исследования – доказательство вышеуказанной гипотезы на примере населения территории Янаульского района и создание экономической модели развития данной территории для обеспечения занятости проживающего народа.

Задачами нашегоисследования являются:

  1. изучить накопленнный теоретический и статистический материал по занятости населения на рынке труда. Выделить данный показатель как

экономическую категорию;

  1. рассмотреть место и роль занятости населения в системе социальной защиты общества, показать, на какие сферы жизни оказывает влияние трудоустроенность граждан России;

  2. ознакомиться с состоянием занятости населения в странах мира,России и Республики Башкортостан;

  3. изучить накопленный мировой опыт по борьбе с безработицей;

  4. исследовать и провести анализ уровня занятости населения на предприятиях Янаульского района за последний год;

4) сформулировать рекомендации по формированию эффективного

использования труда активной части населения Янаульского района, предложить стабильную экономическую модель.

Методологическая основа исследования включает целый комплекс различных методик: это сбор, систематизация и анализ теоретического материала, использование статистических данных для раскрытия реальной картины рассматриваемой проблемы; изучение динамики развития показателей, влияющих на обеспечение занятости населения макро- и микротерриторий.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для работы экономического отдела Администрации Янаульского района, представленные факты можно применить для преподавания курсов: «Макро- и микроэкономики», «Маркетинга территорий», «Демографии», «Социологии» и т.д.

Теоретическая значимость исследования включает ряд выдвинутых нами принципов, доказывающих выдвинутую нами гипотезу работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые нами была предложена модель для обеспечения полной занятости населения и экономики Янаульского района Республики Башкортостан.

Апробация. Результаты нашей работы были направлены в августе 2017 года в Министерство экономического развития Республики Башкортостан, откуда нами был получен ответ, чтобы разработанная модель была представлена в экономический отдел Администрации Янаульского района.

Структура выпускной работы включает одну главу – основную часть, разбитую на три раздела. В работе были использованы 4 таблицы и 1 рисунок. Общее количество страниц – 27.

ГЛАВА 1. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ

  1.  
    1. Занятость населения на рынке труда как

экономическая категория

Занятость населения - социально-экономическая категория, характеризующая включенность населения в общественное производство. Она слуңит одним из важнейших макроэкономических показателей, раскрывающих важнейший аспект социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда [8,с. 111].

Реализовать свою занятость можно только на рынке труда, который является относительным и специфическим понятием, так как оно своеобразно для каждой отдельной страны и отдельной территории одного государства.

Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др.

Под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей-продажей. Ценой рабочей силы на рынке труда выступает заработная плата.

На рынке труда в качестве продавцов выступают работники - лица, ищущие подходящую работу, продающие свой товар – рабочую силу, в качестве покупателей – работодатели, в том числе предприниматели или их представители [11, с. 61с.].

Рынок труда реализуется через государственные и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.

В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не могут найти применения своим знаниям. В связи с этим перед нашим государством встала проблема, как снизить остроту этой социальной проблемы. Несомненно, что проблема обеспечения занятости населения относится к социально-экономическим, так как она влияет сразу на несколько аспектов:

- получение высокого ВВП и ВНП государства, его экономического роста;

- стабильность экономического развития предприятий, получение прибыли и создание его финансовой устойчивости;

- обеспечение производительности труда;

- хороший психологический климат в семье и здоровья его членов;

- обеспечивается денежный доход не только гражданина, но и семьи;

- предотвращение разводов, создание благоприятных материальных условий для развития детей и их психического состояния;

- формирование уверенности в психике человека, поддержание хорошей самооценки и личностного развития;

- появление возможностей у людей реализовать свои способности и достичь карьерного роста;

- снижение преступности в стране, алкоголизации, наркомании среди населения;

- сохранение и развитие мотивации к труду и творческой деятельности;

- исчезновение внутриличностных конфликтов и развитие позитивного эмоционального фона и др. [9, с. 15].

Все вышеуказанные показатели стабильной социально-экономической политики формируют общую государственную политику государства и требуют комплексного подхода для социальной защиты.

Главными принципами политики занятости являются:

1) принцип добровольности труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;

2) ответственность государства за обеспечение равносторонних условий для реализации прав граждан по труду;

3) учёт и обеспечение национальных интересов;

4) учёт национальных, культурных традиций, исторически сложившихся в различных регионах;

5) особое внимание и содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы;

6) необходимость комплексного подхода к решению проблемы занятости [10, с.29].

Государственная политика включает федеральный и региональный уровни. Важнейшим показателем по формированию занятости населения в любом государстве является борьба с безработицей. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны [4, с.57]. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов.

Существуют разные методы активного влияния на рынок труда [28, с.43], вот некоторые из них:

1. Создание новых рабочих мест, которое может осуществляться путем:[31, с. 21] стимулирования малого предпринимательства и появлением новых рабочих мест. Примером служит Китай¸ где с появлением средних, малых и микропредприятий было занято до 80% населения крупных и малых городов;

2. Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США [26, с. 56].

3. Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Данная политика применяется по отношению к отдельным категориям граждан – инвалидам, опекунам и родителям, воспитывающим приемных и малых детей до 3-х лет, пожилым людям, продолжающим работать в условиях предприятий.

4. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется [34, с. 317]. Правительственная биржа труда, Берлин, Германия оказывает материальное, льготное стимулирование, поддержание карьерного и социальной стабильности молодых семей.

5. Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации [35, с.22].

6. Устранение препятствий мобильности рабочей силы [36, с. 217]. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

В мире действуют пассивные методы влияния на рынок труда [5, с. 38], которые включают:

- регистрацию граждан, обратившихся в поисках работы;

- определение статуса безработного;

- изучение конъюнктуры рынка труда;

- формирование банка вакансий;

- тестирование граждан, желающих получить работу или профессию;

- социальная поддержка безработных в период активного поиска работы: выплата пособий по безработице, оказание материальной помощи, выплата стипендий, досрочных пенсий

- вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;

- поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

- поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных [7, с.9].

Рассмотрим далее, каким образом обстоит картина уровня безработицы в рейтинге стран мира:

Таблица 1- Рейтинг уровня безработицы среди стран мира в 2015 году

№ п/п

Наименование государства

% безработных

1

Камбоджа

0.30

2

Катар

0.40

3

Беларусь

0.70

4

Гернси

0.90

5

Таиланд

1.00

6

Тонги

1.10

7

Лаос

1.30

8

Вануату

1.70

9

Джерси

1.70

10

Папуа-Новая Гвинея

1.90

59

Россия

5.40

202

Сирия

57.70

203

Кокосовые о-ва

60.00

204

Джибути

60.00

205

Буркина-Фасо

77.00

206

Либерия

85.00

207

Зимбабве

95.00

По данному рейтингу видно, что в число первой десятки стран мира включаются развивающиеся государства западной, юго-восточной Азии, Западной Европы, юго-западной части Тихого океана. Здесь процент безработных на общее число экономически активного населения приходится 0,3-1,9%.

Россия в данном рейтинге занимает 59 место, где процент безработных составил 5,4%. Самый высокий уровень безработных приходится также на развивающиеся страны Западной Азии, Индийского океана, Северо-восточной, Южной и Западной Африки.

Развитые страны большой семерки в данном рейтинге имеют следующие показатели безработицы: Испания – 22,5%, Италия – 12,2%, Китай-4,2%, Германия -4,8%, США-5,2%, Канада -6,9%, Япония – 3,3%, Англия – 5,4%, Франция – 9,9%. Среди данных значений видно, что наибольшие показатели, нежели у России приходятся на Испанию, Италию, Францию, Канаду. У Англии и России значения одинаковые.

Данный анализ показал, что в России есть ощутимые проблемы с безработицей, в связи с чем необходимо разрабатывать программу социальной политики по формированию полной занятости населения.

1.2 Анализ уровня занятости населения в федеральных

округах России и Республике Башкортостан

Для объективного подхода по установлению состояния уровня зантости населения субъектов Федерации России необходиом рассмотреть сотсояние безработицы по федеральным округам. Для этого обратимся к таблице 2.

По данным таблицы 2 видно, что самые наименьшие значения усредненного процента безработицы за 2006-2015 годы приходятся на Центральный (3,9%) и Северо-западный ф.о. (4,9%), наибольшие – в Северо-Кавказском ф.о. (15,9%).

Республика Башкортостан находится в Приволжском ф.о., поэтому рассматривая уровень безработицы в данном регионе за 2006-2015 годы можно сказать, что средние величины составили 6,4%, что несомненно выше среднероссийских значений, представленных в рейтинге 2015 года (5,4%), однако необходимо отметить, что поданным 2015 года уровень безработицы в Приволжском ф.о. падает до 4,5%, что служит позитивным результатом.

Таблица 2 - Динамика безработицы по всем федеральным округам Российской Федерации с 2006 по 2015 год

Регион

Годы с 2006 по 2015

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

Дальневосточн.

ф.о.

7,9

7,4

6,6

7,7

9,2

8,6

7,4

6,7

6,5

6,4

Приволжский ф.о.

7,4

6,5

6,1

6,2

8,6

7,6

6,5

5,3

4,9

4,5

Северо-Западный ф.о.

5,4

4,9

4,1

5,0

6,9

5,9

5,1

4,0

4,3

4,1

Северо-Кавказский ф.о.

17,1

22,6

19,2

15,7

16,0

16,5

14,5

13,1

13,0

11,2

Сибирский ф.о.

9,3

8,7

7,6

8,3

10,5

8,7

8,1

7,1

7,2

7,0

Уральский ф.о.

6,7

6,8

4,9

5,5

8,1

8,0

6,8

6,0

5,7

5,8

Центральный ф.о.

4,3

4,0

3,1

3,6

5,8

4,6

4,1

3,1

3,3

3,1

Южный ф.о.

8,4

8,2

7,0

6,4

8,6

7,6

7,0

6,2

6,5

6,2

Итого

7,1

7,1

6,0

6,2

8,3

7,3

6,5

5,5

5,5

5,4

По таблице 3 мы видим, что по уровню занятых на объектах экономики лучше обстоят дела в Республике Татарстан, Нижегородской и Самарской областях. В Республике Башкортостан данный показатель более занижен при сопоставлении с другими регионами приволжского округа.

Таблица 3 - Состояние уровня занятости населения регионов в Приволжском ф.о. 2016 году

Приволжский ф.о.

Числен- ность рабочей силы, тыс. человек

В том числе

Уровень, в %

занятые

безра- ботные

Участие в рабочей силе

Занятые

Безработные

15527,5

14754,4

773,0

69,5

66,1

5,0

Республика Башкортостан

2032,0

1916,9

115,1

67,5

63,7

5,7

Республика Марий Эл

352,4

336,8

15,6

68,2

65,1

4,4

Республика Мордовия

441,4

422,4

18,9

70,8

67,8

4,3

Республика Татарстан

2066,9

1985,1

81,8

71,7

68,9

4,0

Удмуртская Республика

808,0

767,6

40,3

71,4

67,9

5,0

Чувашская Республика

661,7

626,4

35,3

71,5

67,6

5,3

Пермский край

1315,7

1229,9

85,9

67,0

62,6

6,5

Кировская область

671,7

635,1

36,7

68,7

65,0

5,5

Нижегородская область

1771,6

1694,1

77,5

71,5

68,4

4,4

Оренбургская область

1018,3

969,7

48,6

68,8

65,5

4,8

Пензенская область

716,0

683,2

32,7

69,5

66,3

4,6

Самарская область

1760,3

1675,2

85,0

71,7

68,2

4,8

Саратовская область

1261,5

1191,7

69,8

66,8

63,1

5,5

Ульяновская область

649,9

620,3

29,6

67,3

64,2

4,6

Кроме того, безработица в республике Башкортостан «молодеет» — средний возраст безработных в Башкортостане составляет 36 лет, молодежь до 30 лет составляет 39% из общего количества безработных. Причем, безработных мужчин больше, чем безработных женщин. Мужчины, не имеющие работы составляют 60%, доля женщин — 52%. Большая часть безработных имеет профессиональное образование — 75% от общего числа, из них 13% — высшее, 27% — среднее профессиональное. Самое наименьшее количество безработных в Республике составляет население в возрасте 65-72 лет.

Подводя итог данной главе можно сказать, что для России, ее регионов и нашей Республики Башкортостан есть над чем задуматься по результатам проведенных исследований. При этом важно более детально изучить глубинные причины сформировавшейся картины с занятостью населения и отталкиваясь от этого разработать комплекс действенных предложений по стабилизации ситуации с безработицей.

1.3 Исследование и анализ уровня занятости населения

на предприятиях Янаульского района

Янаульский Район расположен на северо-западе Башкортостана, граничит на западе с Удмуртией и Пермским краем на севере. Район находится на Прибельской увалисто-волнистой равнине. Районный центр - г. Янаул. Число населения – 44911 чел [24, с.41].

Район промышленно-сельскохозяйственный. Нефтяные месторождения разрабатываются НГДУ «Краснохолмскнефть». Предприятия по выпуску строительных материалов и переработке сельскохозяйственного сырья сосредоточены в Янауле. В районе 21 колхоз, 3 совхоза. Основные отрасли сельского хозяйства: зернововодство, картофелеводство, овощеводство, молочно-мясное скотоводство, свиноводство. Развито пчеловодство. Территорию района пересекают железная дорога Москва — Екатеринбург и региональная автомобильная дорога Уфа — Янаул. Расстояние до столицы составляет около 280 км [24, с.42].

Таблица 4 – Полезные ископаемые, расположенные на территории МР Янаульский район

Наименование полезного ископаемого

Сводный баланс запасов по Янаульскому району Республики Башкортостан

Нефть и попутный газ

Объем запасов нефти на территории района составляет более 30000 тыс. тонн. Ежегодный объем добычи – более 900 тыс. тонн.

Кирпичное сырье (глина)

- карьер Буйский – объемы запасов не определены;

- карьер возле с. Истяк – объемы запасов не определены.

Песчано-гравийная смесь

- карьер Вот-Ошья – 45 тыс. м3;

- карьер Вот-Урада – объемы запасов не определены;

- каръер Новый Алдар – объемы запасов не определены;

- карьер Зайцево – объемы запасов не определены;

- карьер Салихово - объемы запасов не определены.

Песок

- карьер Пулат - Елга - объемы запасов не определены;

- карьер Чангакуль - объемы запасов не определены.

В таблице 4 представлены источники сырья для работы крупных предприятий, где можно выделить самые распространенные крупные месторождения полезных ископаемых: нефть, попутный газ, глина, песчано-гравийная смесь и песок.

На территории зарегистрировано 1058 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 25 – малых, 2 – средних-115 микропредприятий; 60 крестьянских хозяйств; 856 предпринимателей. Крупных предприятий – 5.

Демографическая ситуация в районе остаетсянеблагоприятной. Из года в год население района сокращается в среднем на 500 человек. В районе проживает 45615 человек, из них в городе Янаул – 25987 человек или 57 %, на селе 19628 человек 43%. По состоянию на 01 июня 2016 года естественная убыль составила 86 человек, или в 1,4 раз больше к аналогичному периоду 2015 года, обусловлено снижением рождаемости и увеличением смертности. Родилось 256 младенцев, или 95,9% к аналогичному периоду 2015 года. Число умерших составило 342 человека, или 104,3% к аналогичному периоду 2015г. Основными причинами смертности остается болезни системы кровообращения 28%, травмы 11%, новообразования 8,5%. Смертность мужчин превышает женскую, 56% умерших представители сильного пола. 30% умерших люди трудоспособного возраста, а уже умерших мужчин в трудоспособном возрасте 83%. Средняя продолжительность жизни 69,0 лет, у мужчин – 63,3 года, у женщин – 76,8 лет.

Численность трудовых ресурсов на 2016 год составил 24244 чел., из них занятых в экономике – 21075 чел., то есть 86,9%. Таким образом уровень безработицы составляет 13% (3169 чел.), что в 2,3 раза выше средних значений по Республике [44, с.68]. Примерно около 30% занятых в экономике населения находит работу вне района (больше мужчины), они работают вахтовым методом в Сибири, в Северных частях России, а также крупных городах Уральского ф.о., в Уфе, в Ижевске, в Казани и в Москве.

Рассматривая общую картину занятости населения и выявления причин существующей безработицы можно сказать, что действует несколько факторов:

  1. безработица связана с закрытием или “уничтожением” предприятий с 1992 по 1998 годы по причине “банкротства” многих ранее действующих предприятий – маслосырзавода, элеватора мощностью в несколько тясяч тонн, консервного завода, кирпичного завода, парка по ремонту сельскохозяйственных машин, предприятие “Передвижная механизированная колонна”, “Нефтяное управление технологического транспорта” и др.;

  2. не желание изыскивать новых возможностей открытия предприятий (“разрушать легче оказывается, чем строить”);

  3. предоставление социальной и экономической защищенности людей самим себе (товя жизнь – в твоих руках”).

Сформированная картина по уровню обеспечения занятости населения Янаульского района ведет к усложнению не только экономического, но социального состояния населения Янаульского района. Так как дети в семьях растут без отцов, сами отцы испытывают психологический и физический дискомфорт, проживая вдали от семьи. Все это формирует картину повышения девиантного поведения среди подростков, росту преступности, увеличению разводов, повышению смертности среди мужчин по причине развития сердечно-сосудистых заболеваний из-за переживания за семью, психической изоляцией от семьи. Отдаленные от семей работники не могут полноценно работать, размышляя во время трудовой деятельности о состоянии семьи, многие проживают в неблагополучных, антисанитарных условиях.

Содержание населения, в том числе пожилых и детей, осуществляется благодаря получению пособий и пенсионных средств. Поэтому увеличилось количество ограблений пенсионеров и их слабой защищенности.

Очень много в регионе одиноких женщин, имеющих от 3 до 5 детей, которые живут только за счет детских пособий. Большинство этих женщин пьющие. Отсюда формируется риск появления будущих преступных групп из числа детей из малоимущих и проблемных семей. Все это требует от муниципальной власти особого содействия в развитии экономики Янаульского района.

Значительная доля и пьющих мужчин, число которых увеличивается за счет пополнения этой «гвардии» молодыми людьми. Такая картина создалась из-за нереализованности способностей и желаний людей, их «ненужностью» для общества в сфере экономики. По последним научным данным известно, что психика мужчин более ранима, чем психика женщин, и она деформируется под воздействием равнодушия общества к судьбам людей.

Также большое влияние оказывает ментальный уровень народа, который отличается от других территорий тем, что народ очень грубый, завистливый и инертный. Очень много страхов в психике людей, так как каждый из них может быть в любой момент уволен и нигде он не будет принят на работу в связи с действующим «сарафанным радио» среди руководителей предприятий.

В связи с вышеизложенным, существует только один выход – это разработка новой экономической модели открытия предприятий.

Нами была преложена модель поведения бизнес-единиц в регионе. Поведение объектов экономики в Янаульском районе - это целенаправленная и ежедневная методическая работа управленческой структуры. Например, на муниципальном уровне – это работа Администрации данной территории. Муниципальная власть обязана рассматривать трехуровневую систему, где верхний уровень включает координирование работоспособности модели поведения крупного бизнеса, на втором – среднего и на третьем - малого. Такая целостная система требует серьезной и добросовестной работы структуры Администрации - экономической службы управления, которая бы не только оказывала консультационную помощь предприятиям, но и была особым образом ответственна за их судьбу и успешность их деятельности.

Экономическая служба управления должна работать в унисон с законодательным органом муниципального уровня – Советом депутатов на местах. Так, на уровне Янаульского района создан Совет из числа 18 депутатов. Срок полномочий Совета составляет 4 года. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе две трети ее членов назначаются Советом, а одна треть - Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

На местном уровне должны быть разработаны и утверждены законопроекты, основанные на учете особенностей данной местности, всех специфических факторов, влияющих на экономическую совместную деятельность власти и предприятий территории. На данный момент времени поддержка бизнес-единиц со стороны власти недостаточна, поэтому в законодательстве региона и района должны быть рассмотрены льготные режимы налогообложения, льготное кредитование, система поддержки за счет госзаказов предприятий. На муниципальном уровне также могут быть предложены льготы по аренде производственных помещений и транспортных услуг.

Бюджет района должен быть не только сформирован и распределен местной властью, но и расходы должны быть представлены в форме отчетных документов, размещенных в СМИ, что обеспечит их прозрачность представления населению и исполнение запланированных мероприятий. Как известно, доходы местного бюджета формируются благодаря налоговым, неналоговым и безвозмездным поступлениям.

Нужно понимать, что доходы в местный бюджет вносят только бизнес-единицы (крупный, средний и малый бизнес). И если в районе таких бизнес-структур очень мало, к примеру, как в Янаульском, то такая территория будет депрессивной и целиком зависящей от бюджета государства.

Фактором размещения любого производства («штандортным» фактором) Альфред Вебер называет экономическую выгоду. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта, что означает возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом. Для этого в штандортную фигуру должны входить такие углы-составляющие, как: транспортные издержки, издержки на рабочую силу, убиквитеты (это материалы повсеместного размещения), локализованные материалы (есть только на этой территории), «склад», места потребления. Будущее предприятия должно располагаться внутри штандортной фигуры с учетом разрыва от этих факторов-углов фигуры [7, с. 89].

Для предприятий Янаульского района первый важнейший фактор по Веберу – это убиквитеты и локализованные материалы. Среди них можно выделить: плодородные серые и подзолистые почвы, леса из лиственных пород деревьев, богатые пастбища, болота (близкое расположение горизонта грунтовых вод к поверхности), река Буй, глина, месторождения нефти и попутного газа [7, с. 91].

Формируя штандортную фигуру нельзя не учитывать инфраструктуру Янаульского района, куда входят транспортные пути и энергоснабжение, влияющие на производственные затраты бизнес-единиц. По территории Янаульского района и г. Янаул проходит крупная железнодорожная ветвь – Горьковская железная дорога, соединяющая центр России с Сибирью и Дальним Востоком. Электроснабжение осуществляется от Кармановской ГРЭС, расположенной в 30 км от Янаула. Край располагает холмистой территорией, которая может использовать и энергию ветра.

В качестве мест потребления (рынок РБ) необходимо выделить г. Янаул, г. Нефтекамск (от Янаула в 80 км), г. Бирск (от Янаула в 115 км), г. Уфа (от Янаула 250 км). Соседями Янаульского района являются Татышлинский, Краснокамский, Калтасинский, Бураевский районы на востоке и юге, на севере Пермская обл. (рынок Пермского края), на западе – Удмуртская Республика (рынок Удмуртии). Учитывая соседние территории можно ориентироваться не только сбыт, но и возможности выявления важнейших поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, технологий и т.д. для обеспечения производства.

Экономика Янаульского района с учетом трудовых и природных ресурсов, наличия крупной железнодорожной ветви может развиваться только на основе кооперирования производства, а это значит, что каждое предприятие должно быть в тесной связи с другим, используя отходы соседнего предприятия. Это позволит не только снизить затраты, но и обеспечить экологичность производства.

Строить промзону необходимо на восточной части г. Янаул с учетом господствующих ветров.

В качестве основных возможных направлений деятельности для формирования комплекса бизнес-единиц данной территории можно предложить предприятия в последовательности взаимосвязи друг с другом:

1. Мини-завод по переработке нефти (на территории Янаульского района ежегодно добывается 900 тыс. тонн или 8% от всей добычи нефти ООО «Башнефть – Добыча»). Образуемые нефтепродукты при перегонке: бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут, гудрон. Также побочные продукты – парафин, сера, деготь. Здесь может быть открыто около 100 рабочих мест

2. Аэропорт, использующий авиационный керосин. Появляются около 50 рабочих мест.

3. Фирма по производству масел, использующая мазут. Появляются около 50 рабочих мест.

4. Асфальтный завод, применяющий для строительства дорог гудрон. Вот еще 50 рабочих мест.

5. Санаторий для лечения опорно-двигательного аппарата, применяющий для лечения людей сапропель (озерный ил Кармановской ГРЭС), глину карьеров Янаульского района, озокерит, формируемый из парафина. Также 50 рабочих мест.

6. Фармакологическое предприятие по изготовлению лекарственных препаратов на основе заготовки лекарственных трав и на основе серы и дегтя. Около 50 рабочих мест.

7. Сельскохозяйственные предприятия, использующие горюче-смазочные материалы мини-завода по переработке нефти и фирмы по производству масел. Также сельскохозяйственные предприятия эксплуатируют плодородные земли района для формирования кормовой базы, заготовки веточного корма в целях развития животноводства. Отрасли животноводства овцеводство, свиноводство, звероводство, птицеводство, основанное на выращивании кур яичного и мясного направления, гусей, уток, страусов, коневодство для верховой езды и получения кумыса, молочное и мясное скотоводство. Растениеводство нужно развивать с учетом прогноза весенне-летних погодных условий, это связано с тем, что северо-западный регион РБ относится к территории с рискованным земледелием (необходимо страховать урожаи отдельных лет). Развитие сельскохозяйственного производства может еще до 300 рабочих мест.

8. Войлочное производство с изготовлением теплой обуви для осенне-зимнего периода с использованием шерсти грубошерстных пород овец (отрасль овцеводство). Вот еще 30 мест.

9. Шубный цех, использующий ткани войлочного производства и шкуры зверей (отрасль звероводства). 30 рабочих мест.

10. Мясокомбинат, производящий мясную продукцию, отходы которого пойдут на свинофермы, птицефермы и зверофермы. 30 рабочих мест.

11. Выращивание льна для предоставления в прядильный цех ОАО «Искожа». 20 рабочих мест.

12. Элеватор с мукомольным цехом (нуждается в использовании готовых производственных площадей на данный момент) для хранения зерновой продукции, производства комбикорма, мукомольной продукции. 50 дополнительных рабочих мест.

13. Молокозавод по производству консервированной молочной продукции длительного хранения, сливочного масла. 50 рабочих мест.

14. Хлебопекарня, применяющая муку элеватора и сыворотку с пахтой молокозавода для хлебопечения. 20 рабочих мест.

15. Консервный завод, использующий выращенные сельскохозяйственными предприятиями овощной, плодовой и другой растениеводческой продукции. Здесь открывается возможность для 100 рабочих мест.

16. Кирпичный завод, использующий в качестве сырья глину Янаульского района. 100 рабочих мест.

17. Керамический завод по производству унитазов, раковин и посуды, использующий в качестве сырья также глину. 50 рабочих мест.

18. Отремонтировать автотранспортный путь Чернушка-Янаул (северная ветка), чтобы разгрузить основную трассу Челябинск-Уфа (южная ветка) грузопотока с Сибири, что позволит укоротить путь и сократить себестоимость транспортных услуг. В свою очередь это даст Янаульскому району дополнительные возможности задействования людей по различным видам услуг, например при строительстве автозаправочных станций, кафе, ресторанов, гостиниц, отелей, мотелей, сетей станций техобслуживания (СТО). Здесь еще 50 рабочих мест.

Все вышеуказанное дает относительную величину – 1020 рабочих мест, что даст возможность найти работу 32% людей из числа 3169 безработных Янаульского района, но данный процент можно поднять за счет увеличения числа действующих сельскохозяйственных предприятий, связанных между собой тесными экономическими связями.

Необходимо отметить, что на территории г. Янаул очень много неиспользуемых производственных площадей ввиду ликвидации предприятий по причине неконкурентоспособности предприятий (молокозавод, кирпичный завод, элеватор, нефтедобывающие кусты, фермы, аэропорт, асфальтный завод, мясокомбинат, фермы 24 хозяйств). Все помещения требуют ремонта и реконструкции.

Таким образом, по нашим предложениям мы видим, что из недостающих 3169 рабочих мест в Янаульском районе выдвинутые нами направления с учетом имеющегося здесь потенциала дает дополнительные рабочие места для 1130 рабочих. Это решение проблемы по трудоустройству для 36% работников, стоящих на бирже труда.

Действенная политика занятости в Янаульском районе Республики Башкортостан должна включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму:

  1. Привлечение инвестиций для открытия новых предприятий, осуществляющих тесную экономическую, консультационную, информационную, научно-техническую работу между собой. Для этого важно отделу экономики Администрации района разработать маркетинговую модель, где будет представлен полный арсенал всех ресурсов территории. Приглашение на консилиум инвесторов со всей территории России, вплоть до иностранных инвесторов.

  2. Администрация города должна стать координатором данной работы, должна жить проблемами действующих предприятий: оказывать помощь по нахождению сырья через базу данных Интернета, приглашению специфичных для работы объектов специалистов, сайтов по материально-техническому оснащению, изысканием рынков сбыта и т.д.

  3. Выявление новых возможностей для поддержки открывающихся малых и микропредприятий, начиная от предложений более дешевых вариантов аренды помещений и техники.

  4. Выход на уровень банковской и налоговой системы для снижения процентной ставки для открывающихся и только что открытых предприятий, снижение налогового бремени. Предложение ускоренной амортизации на предприятиях, что увеличит их долю прибыли и утверждение данной технологии на законном уровне.

  5. Проведение Администрации района ежемесячных консультаций по вышеизложенным проблемам, регулярное общение с руководителями предприятий и предпринимателями.

Заключение

Подводя итог нашей работе, мы можем показать, что конкретно нами было достигнуто в ходе ее выполнения:

Во-первых, мы ознакомились с понятием занятости населения как экономической категорией, рассмотрели, на какие категории можно разделить все население по отношению к их трудовой деятельности. Затем выразили, на какие социальные стороны нашей жизни влияет уровень занятости населения. В связи с этим логично, что для формирования полноценной жизни населения и обеспечения занятости населения на объектах экономики необходимо разрабатывать уникальную для каждой территории политику благополучного жизнеобеспечения народов, проживающих в данной местности на основе документа – Программы обеспечения полной занятости населения территории.

Для разработки такого рода документа нужен опыт, который подходить для данного региона, поэтому мы ознакомились с мировой и общероссийской практикой по недопущения и снижения безработицы. Изначала изучили рейтинг уровня безработицы в странах мира, в России и ее регионах, в Республике Башкортостан. Провели анализ изученной нами картины и сделали вывод: « для России, ее регионов и нашей Республики Башкортостан есть над чем задуматься по результатам проведенных исследований. Это значит, что существует проблема безработицы. Республика Башкортостан находится в Приволжском ф.о., поэтому рассматривая уровень безработицы в данном регионе за 2006-2015 годы можно сказать, что средние величины составили 6,4%, что несомненно выше среднероссийских значений, представленных в рейтинге 2015 года (5,4%), однако необходимо отметить, что поданным 2015 года уровень безработицы в Приволжском ф.о. падает до 4,5%, что служит позитивным результатом.

Чтобы понять причины безработицы необходимо в каждом регине Республике провести подробный анализ и выявить глубинные причины сформировавшейся картины с занятостью населения и только потом отталкиваясь от этого можно разработать комплекс действенных предложений по стабилизации ситуации с безработицей.

В третьей главе нашей работы мы как раз и выделили причины безработицы в Янаульском районе Северо-западного региона Республики Башкортостан. Здесь же мы предложили модель экономического развития района на основе сущестующих ресурсов этой территории. Последним этапом исследований послужила разработка рекомендаций по обеспечению полной занятости населения Янаульского района.

Результаты нашей работы могут быть в дальнейшем использованы экономическим отделом Администрации района.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза и цель была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Законодательные документы

  1. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032 (ред. От 29.07.2017г.) «О занятости населения в РФ».

  2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 12 марта 2014 г.).

2.Учебно-методическая литература

  1. Вебер, М. Город / М. Вебер // Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М., 1994. -446с.

  2. Власова, В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка /В.М. Власова. – М.: ВЛАДОС, 2015.-520с.

  3. Дадищев, А.З. Проблемы регулирования занятости и регулирования рынка труда России /А.З. Дадищев. –М.: РАГС, 2013.-462с.

  4. Еремин, Б.А. Рынок труда и занятость в современной России /Б.А. Еремин.- М.: Дашков и К, 2012. – 452 с.

  5. Иванова, Т.Б. Рынок труда в России. Учебное пособие/Т.Б. Иванова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013.-499с.

  6. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица/В.А. Павленков. - М.: МГУ, 2014. -620с.

  7. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект).- М.: Изд-во РАГС, 2015. - 381 с.

  8. Порохова, С.А. Безработица в России/ С.А. Порохова. - М.: Лаборатория книги, 2012. -544с.

  9. Яковенко, Е.Г. Экономика труда. Учебное пособие/Е.Г. Яковенко. - М.: Юнити-Дана, 2012. -603с.

3.Статистические сборники

  1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2015. - 895 с. 150.

  2. Россия` 2014: Стат. справочник/ Р76 Росстат. – М., 2014. – 62 c.

  3. Статистический ежегодник. Статистический сборник часть I/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. – Уфа, 2015.

  4. Статистический ежегодник. Статистический сборник часть II/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. – Уфа, 2015.-72с.

  5. Статистический сборник «Рынок труда в России в 2016 году» (основные показатели состояния рынка труда в 2016 году и деятельности органов государственной службы занятости России). Т. 1, т. 3. Москва, 2017.-54с.

4.Статьи из сборников и журналов

  1. Ахмадиева, Г.Г. Социально-экономическое развитие муниципального образования Республики Татарстан / Г.Г. Ахмадиева // Региональная экономика: теория и практика.-2014.-№7 (142.).-С.46-49.

  2. Будажанаева, М.Ц. Методика оценки экономического потенциала муниципального образования /М.Ц. Будажанаева //Региональная экономика: теория и практика.-2012.-34(265).-С.127-133.

  3. Вдовин, С.М. Предпосылки формирования стратегии устойчивого развития региона / С.М. Вдовин // Региональная экономика: теория и практика.-2014.-16(247).-С.33-38.

  4. Воронов, Ю.П. Рейтинги субъектов Федерации: методические проблемы оценки / Ю.П. Воронов // Регион: экономика и социология.-2015.-№3.-С.46-66.

  5. Дулова, Е.Н. Стратегии социально-экономического развития региона / Е.Н. Дулова. //Региональная экономика: теория и практика.-2014.-19(202).-С.73-78.

  6. Жуланов, Е.Е. Организационно-экономический механизм взаимодействия федерального, регионального, муниципального властей / Е.Е. Жуланов //Региональная экономика: теория и практика.-2015.-31(261).-С.30-37.

  7. Кануков, В.Ш. Закономерности территориального развития в региональной экономике / В.Ш. Кануков //Региональная экономика и управление.-2015.-№3.-С.12-15.

  8. Каримов, А.Г. Анализ экономической бедности в РБ: факторы, методы оценки, пути сокращения / А.Г. Каримов // Региональная экономика: теория и практика.-2014.-2 (281).-С.41-44.

  9. Михалев, О.В. Региональная особенность формирования экономической устойчивости хозяйственной системы / О.В. Михалев //Региональная экономика: теория и практика.-2012.-6 (189).-С.128-132.

  10. Невейкина, Н.В. Актуальные тенденции социально-экономического развития российских регионов экономического комплекса / И.Е. Никулина, И.В. Хоменко// Региональная экономика: теория и практика.-2013.-№20 (113).-С.29-31.

  11. Осадчая Г.И. Управление системой социальной защиты населения в условиях новой социально-экономической среды в России // Социальная политика и социология. – 2013. – № 4. – 152 с.

  12. Ракипова, З.Ю. Рынок труда в Республике Башкортостан/З.Ю. Ракипова/Экономика Башкортостана, 2007 - № 2. – С. 43-45.

  13. Ярыкина, В.Я. Влияние финансового кризиса на уровень безработицы/ В.Я. Ярыкина /Вопросы экономики, 2014. - № 4. – С. 55-57.

5.Электронные ресурсы локального доступа

  1. Абдрахманова, И.И. Уровень жизни населения в России [Текст] / И.И. Абдрахманова, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 311-312.

  2. Безработица в России [Информационный ресурс] // Официальный сайт «Малый бизнес». URL: http://111999.ru/economy/uroven-bezraboticy-v-rossii-2015-goda/

  3. Ганиева, А.М. Статистический анализ занятости и безработицы [Текст] / А.М. Ганиева, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2014. - С. 315-316.

  4. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика – 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник[Текст]//Под общей ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф., д.э.н. Г.П. Журавлевой. – 3 – е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – с. 232 - 236

  5. Макарова, А.Ф. Анализ рынка труда [Текст] / А.Ф. Макарова, Т.Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2014. - С. 317-318.

  6. Фархутдинова, А.Т. Рынок труда в Республике Башкортостан в 2015 году [Электронный ресурс] / А.Т. Фархутдинова, Т.Н. Лубова // Студенческий научный форум. Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции: электронная научная конференция (электронный сборник). Российская академия естествознания. 2016.

  7. Янгиров, А.В. Региональная экономика [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Гриф УМО. - М.: КНОРУС, 2012. - 14,5/4,2 печ. л.

  8. Янгиров, А.В. Региональная экономика [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров [и др.]. - Уфа: РИО БашГУ, 2012. - 12,7/4,0 печ. л.

Просмотров работы: 323