НАЛОГИ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАЛОГИ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Абдурашидова С.С. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статья посвящена правовому регулированию налогов, которые являются важным финансово-правовым регулятором экономики образования.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение и финансовое обеспечение деятельности образовательных организаций.

Цель работы - определение места налогов в системе методов финансового регулирования в образовании и направлений оптимизации налогообложения в сложных экономических условиях.

В работе проведен анализ норм права, который позволил дать общую характеристику финансово-правовому механизму обеспечения деятельности образовательных организаций и налоговому регулированию, выявить их специфику, а также определить достоинства и недостатки действующего правового механизма.

Сделан вывод о необходимости оптимизации налогообложения деятельности образовательных организаций в современной России, которая должна включать установление эффективных налоговых льгот для сферы бизнеса, инвестирующей средства в образование, а также учитывать высокие результаты уставной деятельности самих образовательных организаций.

Ключевые слова: налог; налоговые льготы; налогообложение; правовое регулирование; сфера образования; образовательные организации; финансово-правовой механизм.

В современный период образовательные организации, получив большую свободу в экономической деятельности и активно участвуя в гражданском обороте, оказывают широкий спектр образовательных услуг и выбирают собственную стратегию развития. Налогообложение их деятельности имеет свои особенности, обусловленные спецификой правового статуса некоммерческих организаций, основной целью которых

в сфере образования является образовательный процесс. Налоги, которые уплачиваются налогоплательщиками — образовательными организациями, являются не столько фискальным, сколько финансово-правовым регулятором их экономической деятельности, стимулируя инновационное и интеграционное развитие и обеспечивая образовательным организациям финансовую устойчивость в сложных экономических условиях.

Правовые основы деятельности образовательных организаций

Вопросы правового регулирования деятельности образовательных организаций регулируются различными нормативно-правовыми актами, имеющими разную отраслевую принадлежность и создающими правовую основу для обеспечения поставленных задач в сфере образования на основе сочетания публичных и частных интересов. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее - БК РФ) устанавливает особенности финансового обеспечения деятельности различных учреждений, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее - НК РФ) - порядок налогообложения деятельности образовательных организаций и особенности регулирования налоговых льгот, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) - виды образовательных организаций (казенные, бюджетные, автономные, частные) и особенности их гражданско-правового регулирования, Федеральные законы от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях) - особенности правового статуса учреждений. Комплексный нормативно-правовой акт — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) имеет специальный характер и устанавливает особенности правового положения юридических лиц, созданных в сфере образования (п. 4 ст. 49 ГК РФ).

Режим финансового регулирования в виде субсидий

Рассмотрим особенности финансового регулирования деятельности образовательных организаций. К прямому финансовому регулированию относятся субсидии. Так, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Законом могут предусматриваться субсидии и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (п. 2 ст. 78.1 БК РФ). Так, в Законе об образовании особо оговариваются субсидии

на возмещение затрат частным организациям, занимающимся образовательной деятельностью по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 99). Безусловно, государственная поддержка частных учреждений, которые полностью или частично финансируется собственником его имущества, имеет важное значение в современных условиях. Что касается еще одного вида учреждений — казенных, то субсидии им не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ), а финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Налоги, которые уплачиваются налогоплательщиками — образовательными организациями, являются не столько фискальным, сколько финансово-правовым регулятором их экономической деятельности, стимулируя инновационное и интеграционное развитие

Выделенные средства в виде субсидии направляются бюджетным либо автономным учреждением на реализацию целей и задач, указанных в государственном (муниципальном) задании, которое формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами основной деятельности (ст. 4 Закона об автономных учреждениях, п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). В законодательстве об образовании закрепляются нормы, касающиеся финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на их оказание (ст. 99 Закона об образовании), а также положения о контрольных цифрах приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней (ст. 100Закона об образовании).

Режим финансового регулирования в виде субсидий имеет определенные достоинства и недостатки. С одной стороны, предоставление субсидий позволяет образовательным учреждениям достигать быстрых результатов в обеспечении качества предоставляемых образовательных услуг, проводить внутриорганизационные реформы, улучшать инфраструктуру и методическое обеспечение учебного процесса и т. п. С другой стороны, не всегда рационально используются финансовые ресурсы, так как не определены критерии эффективности расходования полученных от государства средств финансовой поддержки, и их распределение и использование зависят от субъективного фактора. Особую озабоченность вызывает проблема, связанная с грамотным управлением финансовыми ресурсами, влияющим на размер стимулирующих выплат сотрудникам. Все эти вопросы требуют дальнейшей проработки.

Режим налогообложения деятельности образовательных организаций

К прямому финансовому регулированию относятся не только субсидии, но и налоги, уплачиваемые образовательными организациями. Но режим налогообложения имеет свою специфику, проявляющуюся в установлении налоговых льгот и налоговых преференций, которые имеют большое значение для регулирования сферы образования.

Проведем анализ по каждому виду налогов. Так, образовательная организация признается плательщиком налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 143 НК РФ). Операции, которые признаются объектом налогообложения, определены в п. 1 ст. 146 НК РФ. Налогообложению также подлежат консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако не признается объектом налогообложения работы (услуги), выполненные в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы

Российской Федерации (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ); услуги в сфере образования по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и/или дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Освобождаются также от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, например Российского фонда фундаментальных исследований, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В США образовательные организации освобождены от налогообложения как «организации, созданные исключительно для... образовательных целей, чистый доход которых ни в какой его части не становится собственностью учредителей — частных лиц»

Образовательные организации являются плательщиками налога на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) и имеют по нему существенные налоговые льготы в отношении определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;

имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными, негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной, уставной деятельности и др. (п. 1 ст. 251 НК РФ). Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей, пожертвования, имущество по завещанию в порядке наследования, другие поступления, направленные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанном в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

По данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0%, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0%, если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% в общей сумме доходов, либо организация за налоговый период не имеет доходов; в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п. 3 ст. 284.1 НК РФ). Организации,

применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации.

Зарубежный опыт налогового регулирования систем образования

В зарубежных государствах налоговое регулирование сферы образования осуществляется по-разному. Так, в США образовательные организации освобождены от налогообложения как «организации, созданные исключительно для... образовательных целей, чистый доход которых ни в какой его части не становится собственностью учредителей — частных лиц, чья деятельность не направлена преимущественно на пропаганду или лоббирование изменений законодательства и которые ни прямо, ни косвенно не участвуют в политических кампаниях» [1]. В Японии сферу образования финансирует государство, направляя на ее развитие «до 8% расходов государственного бюджета», и какие-либо специальные налоги или льготы не установлены [2, с. 23]. В Японии осуществляется «приоритетное финансирование на основе оценки третьей стороной работы университетов.» [2, с. 42]. В Китае проводится приоритетная льготная политика в отношении образовательных учреждений. Налоговые льготы предоставляются не только образовательным учреждениям, но и созданным при них предприятиям, а также инвесторам. При этом предусмотрены «штрафы и административные взыскания за недовложения средств и их нецелевое использование» [2, с. 92].

Выводы

В настоящее время правовой режим финансового обеспечения деятельности образовательных организаций в виде субсидий имеет сложный характер, а также специфику в отношении различных видов учреждений, которые учреждаются в форме автономных, бюджетных, казенных организаций. Есть еще и негосударственные учреждения. Законодательством установлена модель максимальной экономической самостоятельности образовательных организаций. Сложившийся финансово-правовой механизм обеспечения деятельности образовательных организаций обеспечивает их финансовую устойчивость, позволяя проводить модернизацию учебного процесса, способствуя динамичному развитию образователь-

132

И. Ф. Сюбарева Налоги в системе методов финансового регулирования сферы образования: правовой

ных отношений, в которых проявляются различные интересы субъектов образовательного права, и в конечном счете такой механизм направлен на стимулирование оказания качественных образовательных услуг.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования

Налоги занимают важное место в системе методов финансового регулирования и являются важнейшим элементом финансово-правового механизма регулирования. Эффективность налогообложения как одного из методов регулирования должна определяться не только величиной доходов бюджета, но и, что очень важно, степенью достижения целей образования и регулирования этой сферы. Такие достижения могут рассматриваться как результат оптимального соотношения результатов и издержек, связанных с их достижением. Представляется, что особые льготные режимы налогообложения могут быть распространены на отдельные образовательные организации, имеющие высокие показатели в осуществлении своей уставной деятельности.

Налогообложение деятельности образовательных организаций должно строиться с учетом активной поддержки сферы образования со стороны государства и бизнеса, поскольку она имеет высокую социальную значимость. Для привлечения в сферу образования инвестиций со стороны бизнеса необходима не только определенная стабильность всей налоговой системы, от результатов работы которой «в значительной степени зависят наполняемость федерального бюджета и устойчивость финансовой системы страны [3, с. 4], но и продуманная и эффективная система налоговых льгот, которые должны быть установлены для налогоплательщиков сферы бизнеса, вкладывающих средства в развитие образования. Безусловно, налоговая нагрузка должна быть меньше для предпринимателей, инвестирующих средства в образование. Сама система налоговых льгот должна быть

эффективной, динамичной и зависеть от результативности применения установленных налоговых льгот с учетом активно развивающихся общественных отношений в сфере образования.

Представляется необходимым обеспечение повышения регулятивной функции налогов в сфере образования, которая должна обеспечивать непрерывность инновационного развития образовательных организаций и инвестиционных процессов, стимулируя обновление образовательного процесса, создание кластеров, бизнес-предприятий и т. п. С помощью сбалансированной системы налогов должны создаваться условия, направленные на удовлетворение потребностей граждан в получении качественных образовательных услуг.

Литература

1. Корф Д. В. США: правовое регулирование налогообложения в сфере образования. URL: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ ezegod2/?korf.html (дата обращения: 01.12.2014).

2. Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. М.: Готика, 2005.

3. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 4-8.

Просмотров работы: 166