НЕИСЧЕЗАЮЩИЕ УЗОРЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НЕИСЧЕЗАЮЩИЕ УЗОРЫ

Фёдоров А.А. 1
1МОУ СОШ №46 г. Тверь
Мышак Л.М. 1
1МОУ СОШ №46 г. Тверь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

В руках стамеска, нож, топор,

Терпенье, воля, плюс - напорИ из обычной древесиныРождается чудо-узор:Шкатулки расписные,Наличники резные,Деревянные лошадки,Словно в кружеве, кроватки.В ход идет любой сучок,Мастер в деле знает толк.Он - великий молодЕц,Красоты живой творец!

Надежда Веденяпина.

С древнейших времен лес был верным помощником человека. Он кормил и согревал, укрывал от врагов, дарил чистый воздух и радовал глаз. Разнообразие животного и растительного мира леса позволяет и сегодня использовать его в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Весной 2017 года мой папа принес домой невероятную игру. На доске плыл корабль, была нарисована голова пирата. Я привык, что игрушки из пластика могут повторить любую картину, любой узор. Но это оказался не пластик. Если дотронуться – поле для игры было теплым на ощупь. Оказалось – это дерево. И поле и сами фигурки для нард были деревянные. Вслед за нардами появились резные шкатулки. Я очень заинтересовался – как можно сделать такую красоту.

Из словаря я узнал, что резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем.

Для каждого жителя нашей страны хорошо знакомы резные наличники на домах, резная деревянная посуда, резные деревянные рамы и оправы для зеркал, резная мебель. На время это потеряло свою актуальность, но сейчас интерес к дереву растет.

В настоящее время становится всё более актуальным становится использование экологических материалов в любой сфере жизни человека. Дома стараются строить из дерева, мебель предпочитается деревянная, даже деревянная посуда отвоевывает свое место на кухне.

Я поставил перед собой цель: расширить запас знаний о резьбе по дереву.

Для этого я решил следующие задачи:

- изучить историю резьбы по дереву;

- выявить особенности видов резьбы по дереву;

- изучить технологию резьбы по дереву;

- рассмотреть возможности использования резных изделий в разных сферах жизни.

Объект моего исследования: резьба по дереву.

Предмет: дерево.

Все наблюдения и опыты проводились весной-летом-осенью 2017 года в городе Тверь, в селе Поречье Бежецкого района Тверской области. В моих исследованиях мне помогали и участвовали мой папа Фёдоров Александр Сергеевич, дедушки Погодин Владимир Николаевич, Погодин Николай Николаевич, и прадедушка Погодин Николай Ефимович. Они поддержали мою идею изучить резьбу по дереву и научиться основам этого редкого сегодня искусства.

В ходе исследования я использовал справочные пособия по резьбе по дереву, интернет ресурсы.

Глава I. История резьбы по дереву.

1.1.Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая, зависит от развития мировоззрения. Наверное, поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

1.2.Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала.

Постепенно, резьба по дереву стала способом декоративного украшения предметов быта.

Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.

В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.

Целое направление занимают резные иконы.

Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом.

Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.

В современной России стали возрождаться традиции деревянной мебели в доме, деревянной посуды на кухне, резные шкатулки.

Глава 2. Технология резьбы по дереву..

2.1.Особого внимания в необозримом мире леса заслуживает знакомое всем нам с детства дерево: высокий стройный ствол, устремленный в небо, красивая раскидистая крона…

Когда же человек прикосновением своих умелых рук дарит ему вторую жизнь, мир обретает новый шедевр искусства.

Из какого дерева лучше вырезать?

Для того чтобы ответить на этот вопрос я постарался собрать и изучить информацию о породах деревьев пригодных для резьбы.

Как мне объяснили справочники любое бревно, доска, чурочка (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным материалом, у каждого из них свои достоинства и красота. Для обучения резьбе хороши мягкие породы: липа, осина, тополь, ольха, каштан, кедр. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, несложно выполнять завершающую обработку. Твердые текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества, изделия из них красивы без тонировки, полируются до блеска, прочны и долговечны.

Резчику необходимо знать, какие из них мягкие, а какие твердые, какие текстурные, какие нет. На срезе ствола вы можете

Торцевое строение древесины (а); виды срезов (б): 1 – годичные кольца; 2 – сердцевина; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора, пробковый слой; 6 – поперечный срез (торцевой); 7 – радиальный срез (сердцевинный); 8 – тангентальный срез.

 

различить годичные кольца, у живого

дерева каждый год их становится на одно больше. Сосчитав количество колец, можно узнать, сколько лет

дерево росло.

Я решил рассмотреть что собой представляет древесина нашего края.

Самые распространенные породы, используемые резчиками, нашего края это ольха, береза, липа, дуб, яблоня, груша, клен, рябина .

Липа

Древесина мягкая, одноцветная, светлая, легко обрабатывается режущим инструментом. Широко используется в народной традиционной резьбе, рельефах, орнаментах, мелкой пластике и скульптуре разного размера. Осина почти схожа по характеристике с липой.

Береза

Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке. Для резчика имеет немалую ценность. Применяется разнообразно. В сувелях и капах необычной формы (часто встречаются на березовых стволах), если пофантазировать, можно увидеть неожиданные художественные образы. В промышленности древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление фанеры.

Дуб.

Эти породы имеют близкую по структуре и твердости древесину. Плотная и текстурная древесина красива в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Выразительна в крупных работах. Особенно ценится пролежавший многие годы в воде, так называемый мореный дуб.

Ольха

Древесина приятной мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов, мелкой пластики с подробностями.

Яблоня, груша

Породы твердые, с красивой текстурой. Трудно высушить без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются до блеска.

Клен

Древесина плотная и прочная, однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных, и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов, в мебельной промышленности, машиностроении.

Рябина

Древесина плотная и прочная, с красновато-бурым ядром и широкой светлой заболонью. Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.

Древесину необходимо правильно высушить и обработать. От этого зависит и качество изделия.

2.2.Следующим шагом стало изучение инструментов для резьбы.

Существует великое множество всевозможных стамесок и стамесочек, топоров, пил.

Самые популярные инструменты для резьбы — стамески. Обычно они состоят из:

  • стальных стержней;

  • режущих лезвий;

  • хвостовика.

Начинающим резчикам советуют использовать лишь 2 инструмента – хорошо отточенный перочинный нож и нож-косяк.

Точить стамески советуют самим.

Действительно, когда мне купили два набора стамесок – пришлось их перетачивать, так как они оказались не достаточно острыми.

Для чего же предназначены некоторые виды стамесок?

  • Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.

  • С круглыми лезвиями — для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.

  • При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.

  • Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.

  • Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.

  • Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.

Это основные инструменты для резьбы, но есть еще и специальные. Например, для объемного резания используются ложечные резцы. Для крупных изделий часто применяют резец, выполненный в форме буквы «Т».

Многие мастера изготавливают инструменты для себя сами. Считается, что это самый лучший вариант.

Для работы предполагается наличие специального рабочего места с упорами, чтобы заготовка не соскользнула и не смог резчик себе нанести травму.

Окончательная обработка изделия зависит от мастера. Шкурить работу необходимо в редких случаях, чтобы оставалась видна красота срезов.

2.3.Какие же виды резьбы существуют?

Плоскорельефная резьба.

Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира.

Рельефная резьба.

Она по праву считается наиболее живописной. Это рисунок, высеченный в древесине, обработанный по всей поверхности и выпуклый относительно фона.

Скульптурная — одна из самых сложных видов резьбы, требует большого мастерства. В этой технике выполняются фигурки животных, скульптуры людей.

Домовой резьбой украшены фасады строений.

Сквозную резьбу подразделяют на накладную и сквозную. Сюда относится прорезная резьба, когда сквозные участки прорезают резцами и стамесками; и профильная резьба, где такие участки выпиливают лобзиком или пилой. Если эти виды резьбы выполняются с использованием рельефного орнамента, то такую называют ажурной.

Если в обработанном дереве нет ни единого сквозного отверстия, такая резьба называется глухой.

2.4.Я решил на практике применить свои знания и записался на курсы резьбы по дереву «Живое дерево». Они проходят в нашем городе во Дворце творчества детей и молодёжи. Ведет курсы прекрасный педагог Федотов Сергей Алексеевич.

В сентябре состоялись первые занятия. В самом начале нас предупредили о технике безопасности.

В первый год работы я буду заниматься моделированием. Работаем с большими спичками. Конструируем объемные фигуры. Необходимо это для того чтобы мышцы рук натренировались и могли твердо и точно работать со стамесками.

В своей работе я, конечно, применяю стамески при необходимости. Это в основном нож-косячок.

Работа также требует применения линейки и цангового карандаша.

Работа с деревом успокаивает. Заставляет сосредоточится, учит прекрасному.

Заключение.

В результате моей учебно-опытной работы я очень много узнал о резьбе по дереву, как виде декоративно-прикладного искусства, хотя до этого я никогда не задумывался о её значении.

Я ставил перед собой цель: расширить запас знаний о резьбе по дереву.

Для этого я решил следующие задачи:

- изучить историю резьбы по дереву;

- выявить особенности видов резьбы по дереву;

- изучить технологию резьбы по дереву.

Я сделал вывод, что резьба по дереву – одно из древнейших занятий человечества.

В результате исследований выявил, что заниматься резьбой может каждый. Этому способствует доступность материалов в нашем регионе, возможность обучения.

Резьба по дереву требует хорошей теоретической и практической подготовки. Я никогда до этого не задумывался, как это сложно .

Дерево – это материал привлекающий каждого. Работая с ним, учишься терпению, внимательности, способности видеть красоту.

В целом цель достигнута, задачи по овладению знаниями и навыками резьбы по дереву оправданы. В дальнейшем мне бы хотелось продолжить занятия резьбой, для приобретения навыков мастерства.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

https://www.ornamentum.biz/statii/rezba-po-derevu/166-rezba-po-derevu-istorija-zarozhdenija-i-razvitie/

https://tutknow.ru/rukodelie/5980-uroki-rezby-po-derevu-dlya-nachinayuschih.html

http://sam-stroy.info/plotnik/istoriya-rezby-na-rusi.htm

семейный сайт www.list7i.ruhttp://nhpko.ru/история-народных-промыслов/резьба-по-дереву

Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. Знание, 1989.

Деннинг Э. Резьба по дереву. Практическое пособие. Арт-Родник, 2004.

Петросян О.А. Резьба по дереву. Вече , 2005.

Просмотров работы: 136