Мое знакомство с миром вышивки началось с бабушки. Как-то я нашла у нее в сундуке полотенца и занавески вышитые крючком и гладью. Сначала я просто любовалась ими, а когда подросла, решила сама попробовать повторить что-то подобное. Вышивать меня научила мама. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее.
Актуальность проекта:
Искусство вышивания имеет многовековую историю. На протяжении нескольких столетий рукоделие было обязательной частью женского образования наравне с танцами и хорошими манерами. В настоящее время искусство вышивания переживает период подъёма. Многие мастерицы творят из ниток чудеса – великолепные картины, вышитые салфетки, скатерти. Как ни странно‚ мы, современные девочки, увлечённые компьютерными играми и мультфильмами, тоже вновь увлеклись рукоделием.
Объект исследования: техника вышивки крестом.
Предмет исследования: процесс создания изделий в технике вышивки крестом.
Мы поставили цель, заинтересовать сверстников техникой вышивки крестом.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения техники вышивки крестом, познакомиться с особенностями вышивки крестом в башкирской культуре.
2. Познакомиться с различными способами вышивки, изучить технику вышивки крестом, применить свои знания на практике.
3. Провести сравнительный анализ применения изделий вышитых крестом в старину и сейчас. Посетить Туймазинский краеведческий музей.
4. Исследовать мнение школьников и учителей об увлечениях и занятиях старшего поколения.
5. Оформить выставку семейных работ в школе.
6. Провести мастер – класс «Вышивка крестом» для одноклассников.
Мы выдвинули гипотезу, что изделия из вышивки крестом не забыты, а наоборот становятся популярными.
Теоретическая значимость:
Хотелось бы, чтобы мои художестенно - творческие увлечения и дальше приносили радость родным и близким, чтобы вышивка крестом заинтересовала и других ребят. С этой целью планирую провести мастер – класс для одноклассников «Вышивка крестом» и выставку семейных работ в школе. Вышивка крестом воспитывает такие качества как аккуратность, терпение и внимание.
Практическая значимость определяется тем, что данная работа может служить пособием для учителей и учеников, при подготовке к урокам технологии. Результаты исследования позволят больше узнать об окружающем мире, помогут в повседневной жизни.
Методы исследования: изучение литературы и Интернет источников по данной теме;опрос учащихся и учителей школы;интервью;анализ; практическая работа;обобщение и сравнение.
Базу исследований составили учащиеся и учителя МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Глава I. Теоретические основы возникновения и развития вышивки крестом
I.1. История возникновения вышивки крестом
Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными IV-V веками до нашей эры. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, серебряными и золотыми нитями.
Археологами доказано, что на территории Древней Руси существовало и развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат бесспорным тому подтверждением.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. Вплоть до XVIII века этим видом рукоделия занимались монахини и представительницы знати. Материалом для работы им служили дорогие ткани — такие, как бархат или шелк, а также драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. Украшали подобной вышивкой не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была дочь печально известного русского царя Бориса Годунова — Ксения. До наших дней сохранилось покрывало на церковный престол, выполненное ею в 1601 году (Приложение 1).
Начиная с XVIII века, вышивание перестает быть привилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Их работы выполнялись, безусловно, не из дорогих материалов, но художественная ценность их от этого была ничуть не меньше [6].
I.2. Вышивка крестом в башкирской культуре
Традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий (Приложение 2).
Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность. Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы.
Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном [7].
I.3. Различные способы вышивки
Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее: гладь, крест, роспись, тамбур, мережка, настил, гипюр и многое другое. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки: от плоской до выпуклой, от ажурной до ковровой [5, c.10].В данной работе мы перечислим только самые известные виды вышивки. Но ее техники продолжают развиваться и совершенствоваться.
Гладь – это техника вышивания плотными стежками (Приложение 3). Она бывает двухсторонняя и односторонняя. Двухсторонняя гладь – вышитый рисунок получается одинаковым как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Односторонняя гладь – изнанка кардинально отличается от лицевой стороны. Вышивка декоративной гладью используется в основном для вышивания цветов, листьев и т. д. Лепестки вышиваются от края к центру, а листья – к середине, как расположены жилки [3, c. 6].
Картина, вышитая бисером, очень красиво выглядит. Бусины передают все яркие цвета и оттенки. Рисунки как будто оживают в руках. Для вышивки бисером используют тоненькую леску, но можно вышивать и обычной ниткой [1, c.9]. Главное, чтобы бусинки по размеру были одинаковыми, а иголка с легкостью проходила через отверстия бисера (Приложение 3).
Вышивка лентами – самая легкая по технике из всех видов вышивания. Она не требует особо щепетильного исполнения и предоставляет возможность воплотить в рукоделии полет своей фантазии (Приложение 3).
Вышивка крестом – один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Разнообразие видов крестиков поражает. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины [4, c.7].
I.4. Секреты вышивки крестом
Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.
Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Лучше всего в качестве ткани для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.
Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность.
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест (Приложение 4). Необходимо помнить, что при вышивке крестом, все стежки должны быть сделаны в одном и том же направлении. Аккуратное и надежное закрепление нити - это основа вышивки, это красота изнанки и долговечность изделия. Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Там не должно быть узелков (Приложение 4). Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:
- не использовать слишком длинную нить;
- внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону («/» - нижний стежок,» » - верхний стежок);
- при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид крестиков, дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить раскрутится сама;
- при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, пяльцы (Приложение 5).
Многие работы вышиваются достаточно долго, и в итоге вышивка загрязняется. Поэтому в конце работы вышивку надо постирать в чуть теплой воде с добавлением уксуса (во избежание линьки, к тому же ниткам вернется их изначальный блеск). Для стирки надо использовать нежные стиральные порошки (лучше жидкие) или детское мыло. Вышивка ни в коем случае не выкручивается, аккуратно отжимается через полотенце и вешается сушиться, но не до полного высыхания, а до слегка заметной влажности. После стирки работу лучше прогладить. Вышитые работы гладятся с изнанки через влажную марлю.
Материальные затраты на вышивку могут быть самые разные. Если вы будете использовать материалы, которые уже есть дома (игла, мулине, пяльцы, ткань), то вам ничего больше покупать не надо, и вы не будете тратить деньги. Но если есть желание, то можно приобрести готовые наборы для вышивания, которые стоят от 30 рублей и более.
Во время вышивки необходимо правильно организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности при работе с иглой (Приложение 6).
Выводы по главе I
Изучив литературу и Интернет источники, мы познакомились с историей возникновения вышивки крестом и узнали, что традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани.
Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки. Вышивка крестом – один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины.
Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение.
Для выполнения ручной вышивки нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы. Во время вышивки нельзя забывать о технике безопасности при работе с иглой.
Глава II. Опытно – экпериментальная работа и анализ ее результатов
Изучив разные источники по данной теме, мы приступили к практической части работы.
В практической работе мы выделили следующие этапы:
1 этап – анализ изделий вышитых крестом в старину и сейчас; посещение Туймазинского краеведческого музея;
2 этап – опрос учащихся и учителей об увлечениях и занятиях старшего поколения;
3 этап – оформление выставки семейных работ в школе;
4 этап – мастер-класс «Вышивка крестом» для одноклассников.
II.1. Анализ изделий вышитых крестом в старину и сейчас
В старину все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами.
Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала вышивать себе приданое и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты[6]. В современном мире умение вышивать стало скорее хобби. Основываясь на интернет исследования, можно сказать, что вышивают сейчас в основном в возрасте 10-20 лет.
Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Исторически крест рассматривался как оберег, который способен защитить человека и его жилище от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески, покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, рубахи, головные уборы (Приложение 7). Изделия, украшенные кропотливой работой хозяйки дома, передавались по наследству, их хранили как драгоценную реликвию. Мы посетили Туймазинский краеведческий музей, где убедились в этом. Нам показали разнообразные изделия, вышитые крестом, которые сохранились до наших времен в хорошем состоянии (Приложение 8).
По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, только теперь мы используем вышивку, только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем и все реже для украшения одежды. Люди начали уделять больше внимания дизайну интерьера. Вышитые картины - это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Картины ручной работы - это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление. Интерьер, в котором есть вышитые картины, становится таким теплым, домашним (Приложение 9).
В высшем петербургском обществе распространены были домашние туфельки без колодки, которые вышивались крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани, а шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки. В наше время, вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность (Приложение 10).
II.2. Опрос учащихся и учителей об увлечениях и
занятиях старшего поколения
В октябре 2016 года нами был проведен опрос моих сверстниц, а также учителей на тему «Увлечения и занятия старшего поколения».
Цель опроса выяснить, занимались ли когда-то вышивкой бабушки или мамы участников опроса; занимаются ли они вышивкой сейчас; умеют ли участники опроса вышивать крестом и хотели бы они научиться.
Что же мы получили? (Приложение 11). В опросе участвовали девочки четвертых классов и учителя МБОУ СОШ №7 г. Туймазы. 80% моих сверстниц ответили, что действительно их бабушки или мамы когда-то занимались вышивкой, 12% - нет, 8% - не знают. На этот же вопрос 75% учителей ответили положительно, 20% - нет, 5% - не знают. На вопрос «Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас» положительно ответили 52% девочек, нет - ответили 40%, не знаю – 8%; среди учителей 50% ответили «да, занимаются» и 50% ответили, что «нет, не занимаются».
Так же мы узнали, что 52% моих сверстниц уже умеют вышивать крестом, а 65% хотели бы научиться. К сожалению, 27% девочек не хотят научиться вышивать крестом, 8% - не знают, хотят ли они этого. 65% опрошенных учителей умеют вышивать крестом, а 35% хотели бы научиться.
II.3. Совместное творчество моей семьи.
Оформление выставки семейных работ в школе
Обработав результаты опроса, мы решили, чтобы вышивка крестом заинтересовала большее количество ребят провести выставку семейных работ в школе и мастер – класс для одноклассников «Вышивка крестом».
Используя технику вышивки крестом, мы с мамой в течение моего исследования изготовили следующие вещи: «Крокодил Гена», «Цыпленок Цып-цып», «Розы в вазе», «Малышка Бэйби». Мы работали вместе над этими изделиями: рассматривали журналы, подбирая рисунок, покупали приспособления для шитья, вышивали. За работой мы проводили много времени друг с другом. Самое главное – это совместная деятельность, которая дарит радость общения, делает нашу семью крепче. Результатом нашего совместного творчества стала выставка семейных работ в школе (Приложение 12).
II.4. Мастер – класс «Вышивка крестом» для
одноклассников
Мы с моей учительницей Натальей Геннадьевной провели мастер - класс «Вышивка крестом», цель которого познакомить одноклассников с вышивкой крестом, её особенностями; показать основы техники выполнения вышивки крестом по канве (Приложение 13).
Нам понадобились такие инструменты и материалы: пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани; вышивальная игла; нитки мулине необходимых цветов; ткань для вышивки (канва), ножницы, схема для вышивания.
Полученные работы мы собрали в альбом, который можно использовать при подготовке и проведении уроков технологии.
Выводы по главе II
Таким образом, проведя анализ изделий вышитых крестом в старину и сейчас, мы пришли к выводу, что в старину все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами, в чем мы убедились, посетив Туймазинский краеведческий музей. Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души.
Провели опрос учащихся и учителей, и выяснили, что 52% моих сверстниц уже умеют вышивать крестом, а 65% хотели бы научиться. К сожалению, 27% девочек не хотят научиться вышивать крестом, 8% - не знают, хотят ли они этого. 65% опрошенных учителей умеют вышивать крестом, а 35% хотели бы научиться.
Обработав результаты опроса, мы решили, чтобы вышивка крестом заинтересовала большее количество ребят провести выставку семейных работ в школе и мастер – класс для одноклассников «Вышивка крестом». Результатом мастер-класса стало создание альбома работ моих одноклассников, который можно использовать при подготовке и проведении уроков технологии.
Заключение
Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта.
В результате исследовательской работы мы изучили литературу и Интернет источники, познакомились с историей возникновения вышивки крестом и узнали, что традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Изучили различные способы вышивки, секреты техники вышивки крестом, какие материалы и инструменты необходимы для этой техники.
Изучив разные источники по данной теме, мы приступили к практической части работы. На первом этапе мы провели анализ изделий вышитых крестом в старину и сейчас, посетили Туймазинский краеведческий музей. Пришли к выводу, что в старину все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами. Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души.
На втором этапе нашего исследования провели опрос учащихся и учителей об увлечениях и занятиях старшего поколения. По результатам анкетирования, выяснили, что в большинстве семей мамы и бабашки когда-либо занимались вышиванием или занимаются сейчас, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Также 52% опрошенных учащихся умеют вышивать, многие хотели бы научиться.
Обработав результаты опроса, мы решили, чтобы вышивка крестом заинтересовала большее количество ребят провести выставку семейных работ в школе и мастер – класс для одноклассников «Вышивка крестом».
Мы оформили выставку семейных работ в нашей школе и увлекли этим полезным занятием многих детей. Благодаря мастер-классу «Вышивка крестом» одноклассники познакомились с техникой вышивки крестом и многие увлеклись этим занятием. Результатом этого этапа стало создание альбома работ с различными вышивками.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что изделия из вышивки крестом не забыты, а наоборот становятся более популярными.
Полученные знания пригодятся в жизни: получив начальные сведения о приёмах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!
Список литературы
Афанасова В.В «Бисер в вышивке», издательство: Клуб Семейного Досуга, 2008 г., 264стр.;
Джейн Гифор «Вышивка крестиком. Настольная книга», издательство: Эксмо, 2006г., 192 стр.;
Королева В.Д. «Живописная вышивка гладью», издательство: СПб.: Паритет, 2007 г., 206 стр.;
Нинашвилли И.А. «Вышивка крестом шаг за шагом», издательство Клуб Семейного Досуга, 2007 г., 64 стр.;
Суслова М.К. «Эксклюзивная вышивка. Техника, приемы, изделия», издательство: Клуб Семейного Досуга, 2009г., 137 стр.;
Журнал «Вышивка для души. Спецвыпуск» выпуск 1/2015, издательство: ООО ТДИ «Партер», статья Жидковой А.М. «Немного об истории вышивания» стр. 9-10;
Журнал «Formula рукоделия» выпуск 12/1, 2015 г., издательство ООО «Формула рукоделия», статья Камзеевой М.А. «Вышивка народов Поволжья» стр. 44-48.
Интернет ресурсы
http://womans-hobby.ru/iz-sharikov/sobaka-iz-sharikov/ - Женское хобби – сайт рукоделия.
http://www.vishey.ru/history.htm - История вышивки.
http://vse-rukodeliya.ru/index/0-13 - Все рукоделия.ру.
Понятийный аппарат (Тезаурус)
Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Канва – (франц. canevas) сетчатая хлопчатобумажная (реже льняная) сильно аппретированная ткань. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда как прокладочный материал в одежде.
Кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком.
Мулине – (фр. moulinet) - крученые нитки (шелковые, штапельные и т. п.) для вышивания.
Орнамент – (от лат. ornamentum - украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Рушник – полотенце у восточных славян, обычно с вышитым или вытканным узором.
Художественная ценность – произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию.
Чепрак – суконная или ковровая подстилка под седло.
Приложение 1
Покрывало на церковный престол, вышитое дочерью царя
Бориса Годунова — Ксенией в 1601 году
Индития на жертвенник
Покровец на главу Сергея Радонежского
Приложение 2
Вышивка крестом в башкирской культуре
Приложение 3
Различные способы вышивки
Вышивка гладью
Техника вышивки гладью |
Готовое изделие |
Вышивка бисером
Техника вышивки бисером |
Готовое изделие |
Вышивка лентами
Техника вышивки лентами |
Готовое изделие |
Приложение 4
Техника вышивки крестом |
Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия |
Приложение 5
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты
Иглылучше брать короткие с удлиненным ушком. Для вышивания на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) используют тонкие иглы с меньшим ушком, так как толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка. |
|
Напёрстокнеобходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия и т.д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают напёрсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. |
|
Ножницыдля работы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться. |
|
Пяльцынеобходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные или пластмассовые пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. |
Приложение 6
Рабочее место вышивальщицы
Для того чтобы вышивать было удобно, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящика, нитки можно хранить в вышитом мешочке, инструменты - в специальной коробке. Очень важно правильное положение вышивальщицы при работе, так как неправильная посадка приводит к сутулости, искривлению позвоночника, близорукости. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы грудь не была сжата, корпус несколько наклонен вперед, ноги - на небольшой подставке. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. Иногда для этой цели пяльцы устанавливают выше, подкладывая под них доску, книгу. Стул должен быть придвинут к столу, так, чтобы можно было упираться в его спинку. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы; левая рука должна находиться внизу, правая - сверху пялец. Правая рука проводит иглу на изнаночную сторону вышивки.
Техника безопасности при работе с иголкой:
1.Иголки и булавки хранить в специальном месте (подушечке, игольнице)
2.Нельзя пользоваться погнутыми или ржавыми иголками
3.Нельзя иголку брать в рот или втыкать в одежду
4.Если иголка упадет, ее обязательно нужно найти
5.После работы желательно оставлять небольшую ниточку
6.По окончанию работы убедиться, что все иголки на месте
Приложение 7
Изделия, вышитые крестом в старину
Приложение 8
Посещение Туймазинского краеведческого музея
Работа мастериц
Полотенце домотканное, льняное, чувашское. Поступило от: Анисимовой Галины Александровны д. Красный - Яр Белебеевского района Работу выполнила: Герасимова Елена Павловна 1914год |
|
У жениха ворот, подол, планка рубахи украшены вышивкой. Поступило от: Артеменой Веры Ивановны д.Кош-Елга Бижбулякского района Работу выполнила: Яковлева Пилагея для своего мужа Павла Васильевича |
|
Полотенце русское, домотканое, белое, украшено вышивкой крестом, мулине красного и синего цветов, изображены розы с лепестками. Концы украшены кружевами ручной работы из белых нитей. |
|
Рубаха из белого ситца, на воротнике и манжете вышивка. Работу выполнила: Шарифуллина Файзылла. Она вышивала для своего жениха Шарифуллина Фимоса |
|
Полотенце домотканое (местное название аломылы). Поступило от: Петровой Ольги Николаевны 1932г. д.Ст. Глуховская Белебеевского района работа вышита ею |
|
Полотенце на божницу белого цвета, украшено вышивкой: листьями над цветами, набором букв. С изнаночной стороны можно прочитать надпись"Святый боже, святый крепкий" Работу выполнила: Алексеева Вера Васильевна 1936 г. д. Каменко Бижбулякского района |
|
Полотенце - тастымал, домотканное, белые концовки украшены вышивкой, изображающей двух лебедей. Вышивка выполнена крестом, нитями красных и черных цветов, к концам пришиты кружева ручной работы |
Приложение 9
Современные изделия, вышитые крестом
Приложение 10
Домашние туфельки без колодки
В наше время, вышитые изделия смотрятся не только красиво и
необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою
индивидуальность
Приложение 11
Опрос учащихся и учителей об увлечениях и занятиях старшего поколения
Сверстницы ответили так
Учителя ответили так
Приложение 12
Выставка семейных работ в школе
Батыргареева Снежана Минлигареевна «Тигр» |
Имамутдинова Алсу Рифовна «Тигры» |
Имамутдинова Аделина «Ромашки» |
Имамутдинова Алина «Малышка Бейби» |
Имамутдинова Алина «Котенок» |
Имамутдинова Алсу Рифовна «Крокодил Гена» |
Имамутдинова Алсу Рифовна «Ваза с цветами» |
Имамутдинова Алсу Рифовна «Цыпленок Цын – Цып» |
Приложение 13
Мастер – класс «Вышивка крестом» для одноклассников
Очень увлекательное занятие!
13