Историческая справка.
Давайте обратимся к истории вязания, этого прекрасного и необычного вида декоративного искусства. Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких-либо специальных приспособлений, а просто на пальцах. Вспомним легенды Древней Греции. Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.
Цель нашей работы: удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний, навыков, умений, развитие творческих способностей и фантазии.
Задачи:
1. Приобщиться к национальным традициям и культуре.
Совершенствовать навыки вязания на вилке.
Изготовить красивую, необычную вещь, отвечающую требованиям моды и подходящую к моему гардеробу.
Сделать анализ своей работы.
Оригинальность и новизна работы заключается в возрождении «забытых» видов вязания, исследовании технологий вязания на вилке и применении их на практике.
Краткий обзор используемой литературы и источников:
изучив литературу по данной тематике, мы нашли много информации об истории вязания, технологии вязания крючком и на спицах, многочисленные журналы и сайты предлагают нам образцы вывязывания различных узоров и орнаментов, но по технологии вязания крючком на вилке литературы встречается не так много.
Актуальность
Наверное, в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы – салфетки, игрушки, прихватки и т. д.
Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.
Вязание на вилке – менее популярный вид рукоделия, чем просто вязание крючком. Вместе с тем, эта простая техника таит в себе массу неиспользованных возможностей, открывая простор творческой фантазии. С помощью вилки и крючка можно создавать различные виды ажурной тесьмы, которые затем оформляются в мотивы. Вещи, связанные на вилке отличаются большой ажурностью и выглядят оригинально. Они получаются более легкими и пластичными, при этом процесс происходит намного быстрее, чем при вязании спицами или крючком в традиционной методике. Некоторые приемы вязания на вилке нам показали наши друзья. Нас очень заинтересовала данная техника, и мы решили попробовать выполнить какое-либо несложное изделие. Для этого необходимо сначала познакомиться с моделями, которые можно выполнить в этой технике и сделать свой выбор.
Основная часть
Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.
Ассортимент изделий, выполненных в этой технике очень велик: это легкие шарфы и изысканные украшения, теплые пуловеры и свитера, модные сумки и пояса, шали и даже головные уборы. Опытным глазом невозможно перепутать изделия, выполненные в этой технике, с другими способами вязки. В основе этой разновидности вязания лежит вывязывание фрагментов, чаще прямоугольных из длинных петель. Нить оборачивают вокруг стержней вилки и крючком связывают в петельки. Англичане называют этот вид рукоделия hairpin lace, что переводится, как кружево на шпильке [ 1].
Модель № 1
Ажурная кофта
.
Модель № 2 Ажурный жилет
Модель № 3 Комплект: берет и шарф
Модель № 4 Шаль
Модель № 5 Шарф
Модель № 6 Украшение «цветок»
Модель № 7
Перчатки
Модель № 8 Юбка
Обоснование выбора модели
Выбор модели обусловлен рядом факторов, отраженных на схеме 1.
Схема 1
Оценка идеи и выбор лучшей модели.
Таблица 1
№п/п |
Требования к изделию |
модель №1 |
модель №2 |
модель №3 |
модель №4 |
модель №5 |
модель №6 |
модель №7 |
модель №8 |
1 |
Оригинальность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Экономичность |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Простота в изготовлении |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
Наличие необходимых материалов |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
Потребность в данном изделии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
6 |
Наличие необходимых знаний и умений для изготовления изделия (мастерство) |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Вывод: по результатам анализа, приведенным в таблице 1, модель №5 занимает лидирующую позицию.
2.3 Эскиз.
2.4 Описание внешнего вида.
Шарф выполнен в технике вязания на вилке из акриловой пряжи, путем чередования полос разного цвета: серого и сиреневого, которые очень актуальны в этом сезоне. Поперечные края шарфа отделаны кисточками.
2.5 Необходимые инструменты, материалы.
Основными инструментами являются сам крючок и специальная вилка для ажурного вязания или (для более узкого кружева) простая шпилька для волос.
Вилка для вязания представляет собой изогнутый металлический стержень, по форме напоминающий обычную шпильку для волос (рис.1)
Вилку можно купить в магазине рукоделия либо сделать самим. Например, согнуть вязальную спицу. Покупные вилки бывают простые и универсальные. Универсальные вилки представляют собой комплект из двух металлических стержней и двух пластмассовых пластин с несколькими отверстиями, выполненными по все длине пластин. Для вязания на универсальной вилке, стержни устанавливаются в отверстия на желаемом расстоянии друг от друга (от 1,5 до 8-10 см), то есть в универсальных вилках есть возможность менять расстояние между спицами.
Вилку и крючок подбирают соответственно толщине используемой нити. Во время работы следует периодически разводить концы вилки, так как они могут стягиваться ниткой, в результате чего полотно может уменьшиться в размере.
Основным материалом для работы является пряжа. Она может быть любой, как простой, так и фасонной, типа «травки».
Для вязания нашего изделия потребуется вилка шириной 10 см. Крючок №2. Пряжа серого и сиреневого цвета в количестве 4 мотков.
рис.1
2.6 Оборудование рабочего места.
Правила техники безопасности.
Оборудование рабочего места.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы изделие всегда оставалось чистым.
Рабочее место, на котором располагаются обрабатываемые детали, инструменты, приспособления, необходимые для выполнения данной работы, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны.
Чтобы работа не утомляла, сидеть надо свободно, ровно, корпус держать прямо, слегка наклонив голову. Расстояние от глаз до изделия – 30 – 40 см. Правильная посадка способствует хорошему самочувствию и качеству работы.
Инструменты и приспособления хранятся в рабочей коробке в определённом порядке, что обеспечивает высокую организацию и культуру труда.
По окончании работы следует убрать рабочее место.
При получении травм (порезы), а также при плохом самочувствии работу следует немедленно прекратить и сообщить об этом учителю.
При работе с ножницами следует:
Хранить ножницы в определенном месте (коробке).
Класть их сомкнутыми остриями от себя.
2.7 Технологическая последовательность изготовления изделия.
Вязание основывается на соединение полос связанных на вилке. Сама полоса вяжется так: для начала ажурной полосы на конце рабочей нити делают 1 в.п. и оставляют ее на крючке (рис.2)
рис.2
Вилку берут в левую руку. Нитью обводят правый рожок вилки так, чтобы крючок был перед вилкой, а рабочая нить за ней. Большим и указательным пальцами левой руки придерживают конец петли на крючке посередине вилки (рис.3).
рис.3
Подхватывают нить и протягивают ее через воздушную петлю на крючке, на правом рожке вилки образуется петля (рис. 4).
рис.4
Рабочую нить придерживают под левым рожком вилки. По часовой стрелке (справа налево) поворачивают вилку. Рабочая нить находится все время на указательном пальце левой руки (рис. 5).
рис.5
Вводят крючок под переднюю нитку петли на левом рожке вилки, подхватывают рабочую нить и вытягивают петлю (рис. 6)
рис.6
На крючке – две петли, провязывают их (рис.7).
рис.7
Работа повторяется, пока не получится ажурная полоса (рис.8).
рис.8
Когда вся вилка заполнена, а нужная длина тесьмы еще не достигнута, петли снимают с вилки, снова подхватывают две петли, связанные последними и продолжают работу. Снятую тесьму сматывают в рулончик и прикрепляют к вилке.
Готовую тесьму с которой временно не работают, можно смотать в рулончик и закрепить булавкой, чтобы петли не скручивались.
Соединение тесьмы в длинные полосы.
Есть несколько способов соединения тесьмы в длинные полосы, мы остановились на следующим: плотное слединение с протягиванием длинных петель друг в друга поочередно от 2-х соседних полос. Для этого крючок нужно ввести в середину 2-х петель левой полосы, затем в середину 2-х петель правой полосы и протянуть их через петли
левой полосы. Далее ввести крючок в середину следующих 2-х петель левой полосы, подхватить их и протянуть через две петли на крючке. Так соединяют полосы по всей длине (рис. 9). Можно для соединения полос подхватывать крючком одну длинную петлю или группы из 2-х, 3-х и более петель каждой полосы.
рис.9
Таким способом соединяются все полосы в единое полотно. Длинные края изделия обрабатывают столбиком без накида, чередуя их с воздушной петлей. А короткий край изделия оформляют кистями. Шарф готов.
2.8 Экологическая оценка готового изделия
Для выполнения своей работы мы использовали акриловую пряжу, которая не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. Хотя акрил и относится к синтетическим материалам, мы не отказываемся от его использования. Новые технологии выработки этой пряжи позволяют с трудом отличить эти волокна от хлопка с вискозой. Акрил обладает хорошими гигиеническими показателями, он хорошо впитывает влагу, хорошо пропускает воздух, обладает малой усадкой, имеет приятную на ощупь пушистую или гладкую поверхность в зависимости от способов выработки пряжи. Все акриловые модели выполнены в сложной и дорогой технике ажурной вязки. Благодаря разряженной поверхности изделия прекрасно пропускают воздух, в них легко и комфортно в летнюю погоду. Изделия из акрила следует стирать только ручным способом универсальными моющими средствами, не содержащими отбеливателей, при 30'С, полоскать в теплой, затем в холодной воде, отжимать легкими движениями без выкручивания. Сушить в расправленном состоянии на горизонтальной поверхности на сухой ткани. Не утюжить, можно подвергать паровой обработке. Допускается химическая чистка.
2.9 Экономические расчёты
Чтобы убедиться в экономической целесообразности проекта произведём расчёт себестоимости изделия, что в наше экономически трудное время имеет немаловажное значение.
Таблица 2. «Экономические расчёты».
№ |
Наименование используемых материалов |
Цена (руб.) |
Расход материалов на изделие |
Затраты на материал |
1 |
Пряжа сиреневого цвета. |
65 |
4,5 мотка |
292,5 |
ИТОГО: |
292,5 рублей |
Таким образом, данная работа очень экономична и целесообразна. Для того, чтобы снизить себестоимость изделия, можно использовать всегда имеющиеся дома остатки пряжи.
Заключение
Увлекаясь рукоделием, стало понятно, что возможно создавать красивые и неповторимые вещи своими руками. В процессе воплощения задумки совершенствовались навыки, постигалось традиционное искусство прикладного творчества. Аккуратность, точность, создание модели, планирование, – всё это оттачивалось в процессе работы над проектом.
Украшать свой дом, придумывать дизайн, экспериментировать с материалами, стилями, все это сейчас чрезвычайно модно и интересно. Особенно, если создаешь изделия в новой технике вилочного вязания. Вилочное вязание – пока редкость, но мы уверены, что вскоре оно приобретет необыкновенную популярность. И это не удивительно, поскольку с помощью этой техники мы можем создать прекрасные, изысканные вещи, пончо, сумки, пояса, предметы одежды и многое-многое другое. Техника вязания на вилке открывает практически неограниченные возможности для проявления индивидуальных дизайнерских качеств, вкуса, фантазии и для создания абсолютно неповторимых и совершено сумасшедших вещей. Повторить их действительно невозможно при всем желании, поскольку главное – это ваша и только ваша фантазия. Вот и я, выполнив проектную работу, изготовила оригинальный шарф, который пополнит мой гардероб и сделает меня привлекательней. Я горжусь своей работой, модной и аккуратной. Даже многие взрослые рукодельницы, интересуются техникой выполнения моего изделия, а я с удовольствием отвечаю им, что оно выполнено в технике вязания на вилке.
Список литературы
1. Гайдукова В.Н. Вязание на вилке. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
2. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
3. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: Стройиздат, 1986.
4. Максимова М.В., Кузьмина М.Н. Незабытые ремесла.- Минск: Полымя, 1993.
5. Стэнли М. Школа вязания / пер. с англ. М. Авдониной – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
6. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991.
7. Шитье и рукоделие: энциклопедия / Редкол.: И.А. Андреева и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
20