АХ УЖ ЭТА МОДА…

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АХ УЖ ЭТА МОДА…

Саакян С.С. 1
1
Сибирякова Г.Ю. 1Чугунова А.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Почему я выбрала эту тему?

Я выбрала эту тему еще в прошлом году, так как в тот год я пробовала шить маленькие игрушки (тильды), и мне это занятие очень нравилось. В прошлом году я работала над проектом «Мой Париж». Работа над прошлогодним проектом была так интересна, что я решила продолжить «французскую тему» в нынешнем своём проекте, совместив два предмета, французский язык и технологию, ибо при слове «мода» в воображении неизменно всплывает Франция. Таким образом, получается, что проект мой состоит из двух частей, теоретической и практической, и имеет целью не только «разобраться» с модой вообще, попытаться понять, что это за явление, как оно возникает, как и почему становится неотъемлемой частью жизни общества, но и предложить свой вариант формы для гимназии «Жуковка».

  1. Мода… А что это такое?

Мода… Какая же это интересная тема! Но давайте для начала разберёмся, что же такое – «мода»? В широком понимании этого слова, мода – это временное господство определенного стиля в какой либо сфере жизни или культуры. Она диктует нам те или иные одежды, идеи, правила поведения, этикета, определённый образ жизни; она распространяется на искусство, литературу, музыку, архитектуру, гастрономию, словом охватывает все сферы жизни общества.

Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. Неотъемлемый атрибут моды - погоня за новизной. При этом степень новизны, модности, вещи или явления зависит не столько от времени их создания или возникновения, сколько от момента обретения ими популярности и общественного признания. Так, модными электронными гаджетами могут стать далеко не уникальные технологически приборы, а модные элементы одежды, как правило, имеют прямые аналоги в прошлом. Если явление или предмет, будучи модным в какой-либо отрезок времени, теряет новизну в глазах окружающих, то становится немодным или старомодным. Два мотива определяют моду. Первый - подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй - страх оказаться вне общества, быть высмеянным, то есть, боязнь изоляции.

Нашу работу мы посвятили одежде, неотъемлемому атрибуту нашей жизни, который помогает нам выразить окружающим, миру свою индивидуальность, яркость, неповторимость.

  1. Немного истории

Как и когда появилась одежда и мода на неё? Вероятно, очень давно, когда первобытный человек впервые примерил на себя шкуру животного. В глубокой древности одежда служила лишь для защиты от непогоды, она давала тепло и комфорт. Однако, довольно скоро человек стал обращать внимание на её красоту. Факты доказывают, что уже в Древнем Египте, то есть более пяти тысяч лет до нашей эры, у женщин была своя мода на причёски и туники. А ещё пять тысячелетий спустя, в Шумерах начали производить первую кроеную одежду для женщин. Ну это ли не зарождение моды?! А древние гречанки вообще славились своей любовью к моде и красоте. Они носили туники с золотой вышивкой, изящные сандалии, делали себе красивые причёски. Ведь они хотели нравиться! В Средние века, когда жёсткий церковный режим запрещал проявления красоты, в моде наступил застой: одежды мрачных оттенков должны были скрывать фигуру, а не подчёркивать её. А вот в 15-17 веках мода начала возрождаться, захватывая друг за другом все страны. Всё началось в 14 веке, с «платяной революции» во Франции. В этой стране началось производство тканей. Портные стали разрабатывать новые фасоны одежды и учиться моделировать её. В это же время костюмы начали украшать бусинами, бахромой, расшивать яркими узорами. А в 15 веке в Италии появляется мода не только на новые виды одежды, но и на новые причёски: женщины красят волосы, завивают их и укладывают в сложные причёски.

Но как индустрия мода ещё не существовала, потому что не было людей, определяющих, что модно, а что нет. Не было художников-модельеров. В качестве такового выступал заказчик, который «на пальцах» объяснял портному, что он хочет. Законодателями моды чаще всего выступали королевские дворы, и каждое новое модное предложение преследовало только одну цель – подчеркнуть привилегированное положение знати и отрицание ею труда в любой форме (вспомним боярскую ферязь на Руси и выражение «работать спустя рукава»). В 13 веке появились даже законы о рангах в одежде. Они предписывали строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. То есть беднота шила то же самое, что и богачи, только из холста и сермяги.

В начале 19 века, в связи с промышленным переворотом в Англии, швейная промышленность стала очень быстро развиваться в этой стране, и появилась профессия художника, разрабатывающего фасоны одежды. Так появились первые кутюрье. Через несколько лет возникли первые модные дома, которые стали конкурировать друг с другом. Первые линии одежды выпускались в очень небольшом количестве, потому что купить такую одежду могли лишь люди обеспеченные.

  1. Франция - законодательница моды

Говорят, что Франция - законодательница моды. Как вы думаете, верно ли это утверждение ? Давайте проведём блиц опрос:

- Где начали носить туфли с длинными носами?- Какая страна обладает монополией на бренд«высокая мода»?

- Где возникло понятие «готовое платье» или prêt-à-porter ?

- Какой город является столицей моды?

Да-да, это всё Париж, Франция. А как же Англия, английский костюм и редингот, которые, кстати сказать, французы встретили в штыки? Да никак. Франция быстро сменила гнев на милость, оделась в рединготы и настолько безоговорочно и стремительно приняла английскую моду, что иностранцу, считавшему Париж законодателем мод, естественно казалось, что все эти новые явления изобретены французами. Удивительный этот город даст путёвку в жизнь и японским юбкам с разрезами, и китайским курткам, и русским сапогам. Какая разница, где они родились? Важно, что в мир они шагнули из Парижа.

Так, при Людовике ХIV в моду вошли галстуки – cravate, само французское название которых говорит об их хорватском происхождении. Дело в том, что в 1635 году, после победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской в награду за мужество и доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пёстрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он повязал на себя нечто подобное, став законодателем галстучной моды Франции, а следовательно, всей Европы.

Та же история произошла с длинными мужскими брюками-панталонами, которые обязаны своим именем Панталоне, герою итальянской комедии дель Арте, а мужской кафтан и камзол появились во Франции XVII столетия явно из оттоманской Турции.

Французская мода - это шик, прекрасный вкус, отличная работа, прекрасные ткани, оригинальность и гармония. Она берёт своё начало в творчестве портных, обшивающих королевские семьи. В XVII веке зародилась такая профессия, как модистка, а также впервые появился журнал о моде — «Галантный Меркурий».

В 1857 году CharlesFrédéricWorth впервые в мире открыл во Франции студию одежды с демонстрационным залом, а его жене посчастливилось стать первой топ-моделью. Затем, в 1858 году, он открыл «Дом Моды» и запустил первую в мире коллекцию сезонной одежды. С тех пор французская мода притягивает во Францию кутюрье и дизайнеров всего мира. К началу 21 века в Париже существовали двадцать два дома моды. Dior, Saint-Laurent, Chanel,Cardin, Lapidus создавали также аксессуары, линии готового платья и духи.

Репутацию Франции - законодательницы мировой моды обеспечили громкие имена дизайнеров и кутюрье, которые там творили:

- Поль Пуаре – реформировал женский силуэт, ввёл моду на высокую талию без корсета и юбки в форме абажура;

- Коко Шанель соединила высокую моду и повседневность в одном лице, её изобретения и идеи (брюки, пиджаки, маленькое чёрное платье, сумки через плечо) являются образцом элегантности на все времена;

- Кристиан Диор – создал свою «романтическую линию», с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом;

- Андре Курреж – ввёл в моду мини-юбки. Ввёл в haute couture женские брюки, плоские каблуки, смелые цветосочетания, использовал плёночные материалы;

- ПьерКарден – добавил к haute couture prêt-à-porter, красивую одежду на каждый день, которую можно свободно купить в магазине. Создал стиль unisexe, одев юношей и девушек в свитера, брюки джинсового типа, мини-юбки, сапоги с отворотами, короткие, плотно облегающие куртки с маленькими или большими декоративными молниями;

- Ив Сен-Лоран создавал утончённые, невесомые образы. Он известен благодаря своим моделям в классическом стиле - юбке-шотландке, пелерине, вещам из вельвета и эффектным брючным ансамблям. Даже самые экстравагантные его вещи (пальто в русском стиле) со временем становятся классикой.

В настоящее время в Париже создают свои коллекции Жан-Поль Готье, КристианЛакруа, Соня Рикель, Тьери Мюглер - кутюрье с мировым именем. В создании моделей они ищут нестандартные решения, стараясь добиться максимального эффекта при минимуме дискомфорта.

А как же Англия, английский костюм и редингот, которые, кстати сказать, французы встретили в штыки? Да никак. Франция быстро сменила гнев на милость, оделась в рединготы и настолько безоговорочно и стремительно приняла английскую моду, что иностранцу, считавшему Париж законодателем мод, естественно казалось, что все эти новые явления изобретены французами. Удивительный этот город даст путёвку в жизнь и японским юбкам с разрезами, и китайским курткам, и русским сапогам. Какая разница, где они родились? Важно, что в мир они шагнули из Парижа.

Так, при Людовике ХIV в моду вошли галстуки – cravate, само французское название которых говорит об их хорватском происхождении. Дело в том, что в 1635 году, после победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской в награду за мужество и доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пёстрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он повязал на себя нечто подобное, став законодателем галстучной моды Франции, а следовательно, всей Европы.

Та же история произошла с длинными мужскими брюками-панталонами, которые обязаны своим именем Панталоне, герою итальянской комедии дель Арте, а мужской кафтан и камзол появились во Франции XVII столетия явно из оттоманской Турции. А что же Россия?

  1. Русский след во французской моде

Русское влияние на французскую моду началось с эпохи Просвещения, когда Пётр I впервые посетил Францию. После его визита во Франции стал популярен коричневый петровский камзол, короткий парик и меховая шапка далёкого царя. Они оставались во французской моде на протяжении всего XVIII века, с ними никогда не расставался философ Жан-Жак Руссо.

Война 1812 года, Бородино, пожар Москвы и взятие Парижа русскими войсками на модниках того времени сказались своеобразно: их так поразили русские казаки саблями, длинными усами, в высоких сапогах и невиданных доселе шароварах, что они впервые в жизни надели длинные и широкие мужские брюки « à la cosaque » . Мужчины носили ремни из русской кожи, дамы – русские меховые шляпы-токи и широкие салопы с длинными, подбитыми мехом рукавами « à la boyard».

Французская мода стала царить в Петербурге позже, во второй половине 19 века. В 1860-1870 годы там работает француженка Мари Нуар и очень популярен Дом моды Августа Бризака. Русские дамы постоянно заказывали свои туалеты в парижских домах мод. Особенной популярностью пользовались модели Дреколь, Дойе, Пакен, Дусе, сестёр Калло, Шарля Ворта и Поля Пуаре. В столице появились французские магазины, где можно было услышать такой диалог:

- Дайте мне аграманту какого-нибудь.

- Для чего вам, собственно?

- Для лифчика, для спинки, одним словом, на весь гарнитурчик.

- …Это аграмант французский, восьмигранный.

- А не найдутся ли у вас под этот цвет стеклярусные бонбошки?... Ещё плюмажу нужно…

- Самый модный теперь из птичьего пера. Цвет, ежели желаете, модный теперь гелиотроп или цвет канак, то есть бордо с жёлтым… Есть два сорта кружев, сударыня! Бумажные и шёлковые! Ориенталь, британские, валенсьен, кроше, торшон - это бумажные-с, а рококо, сутажет, камбре - это шёлковые…». (А.П. Чехов «Поленька», СС, т.5: Москва, 1962, с.54-59).

В 1911 году в Россию приезжает Поль Пуаре. Его сопровождают народных русских костюмов – сарафанов, кокошников, косовороток, кичек, шалей и платков и привез их в Париж в изрядном количестве. Вдохновленный цветами и орнаментами этих русских изделий, Пуаре в 1912 году создает первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань». Именно Пуаре под влиянием жена Дениз и группа манекенщиц. Пуаре был в восторге от русских балетных сезонов Сергея Дягилева создаёт в 1910-1914 годы новые коллекции женских платьев, вводит моду на высокую талию без корсета, турецкую юбку-шаровары, чалму с эгретами и юбки в форме абажура. Артистическое дарование замечательных русских танцовщиков, одетых в костюмы Александра Бенуа, Льва Бакста и Ивана Билибина, захватили избалованную парижскую публику и принесли Пуаре коммерческий успех.

После революции 1917 года в России Париж постепенно превратился в центр русской эмиграции. Бежали от революции люди состоятельные и высокообразованные, цвет русской аристократии. Они занимались ресторанным бизнесом, открывали банки, фабрики, оптовые фирмы, издавали две русскоязычные газеты. Работали они и в сфере моды и достигли там больших успехов, чего, кстати сказать, от них вовсе не ждали.

Первый русский дом моды в Париже назывался IRFE, по имени его основателей, Ирины и Феликса Юсуповой. Юсупов был известен Европе не только как один из организаторов покушения на Распутина, но и как умный бизнесмен. Исследовав французский рынок, он понял, что мода может принести неплохой доход, и вложил деньги не в банк, ресторан или мастерскую, а в дом моды. Лицом своего дома он сделал красавицу-жену Ирину Романову, выпускницу санкт-петербургского Института благородных девиц, обладающую прекрасными манерами. Фишкой IRFE стали кокошники, кички, меховые отделки накидок к вечерним платьям, которые делали туалеты похожими на боярскую одежду, а главное – косоворотки. Косоворотки буквально покорили Париж. Они и сегодня остаются трендом индустрии моды. Дом процветал, имел влиятельную клиентуру из Лондона, Берлина, Нью-Йорка. Была выпущена авторская парфюмерная линия. Во времена Великой депрессии на смену аристократическому стилю дома Юсуповых пришли универсальные модели Шанель, и в 1930 году дом IRFE закрылся.

Великая княгиня Мария Павловна Романова основала в Париже Дом русской вышивки Китмир. Оставшись в Париже без средств, она в 1921 году познакомилась с Коко Шанель и по её совету поступила на курсы вышивальщиц под вымышленной фамилией. Она будет терпеть неудобства и насмешки, чтобы через три месяца создать шедевры, коллекцию, не имеющую аналогов в мире.

Дом моды Имеди (Надежда), где одевались дамы высшего света Европы и США, основала Анна Воронцова-Дашкова, урождённая грузинская княжна Чавчавадзе. Она положила начало моде на Грузию: создала ткань «Tiflis» и стиль « caucasien ».

Владелицей дома моды Арданс была русская баронесса с греческими корнями Евгения Кастидис. Торговой маркой дома она сделала цвет. Выбор пал на сиреневый. Сиреневыми разных оттенков были платья, пальто, сумки, зонты, кружева. На показах всем дарили букетики фиалок. Арданс просуществовал более тридцати лет, а сиреневый цвет наряду с молочно-белым или «новым бежевым», который тоже в моду ввёл Арданс, стал цветом французского Прованса.

Дом моды ITEB – детище фрейлины императрицы Александры Фёдоровны Бэтти Бузард, она же – баронесса Елизавета Гойнинген-Тюне. Если прочесть название дома наоборот. Получится имя его хозяйки. Спрос на ITEB был оглушительным. Его фирменный почерк – чёрно-белые сочетания – и сегодня являются классикой моды.

Немало русских, высокообразованных и талантливых, оказали своё влияние на работу известных французских домов моды. Так, художник Илья Зданевич проработал художником-дизайнером у Шанель пять лет, с 1928 по 1933 годы. Одно время он даже возглавлял TissusChanel, отдел тканей. Граф Голенищев-Кутузов некоторое время управлял домом Шанель.

Огромное влияние на качество показа парижских мод оказало появление русских манекенщиц. Молодые эмигрантки, красавицы, прекрасно воспитанные аристократки часто работали со знаменитыми домами мод – Chanel, Hermes, Patou. Они не только демонстрировали изделия клиентам, но и объясняли, из какой ткани они изготовлены, как их следовало бы носить, знакомили с особенностями кроя.

Манекенщицами у Шанель работали графиня Чавчавадзе, графиня Мария Белевская, праправнучка поэта Жуковского. «Лицами» Chanel в разное время являлись княгини Мия Шаховская, Мэри Эристова, коллекции дома демонстрировали графиня Лиза Грабе и крестница Николая II Тея Бобрикова.

Число русских портных, вышивальщиц и шляпниц в Париже было вообще огромно. Все эти люди своим трудом, вкусом и талантом конечно же повлияли на общий уровень французского искусства моды, оставив в ней заметный русский след.

В 60-е годы прошлого века Ив-Сен Лоран вновь обращается к русской теме. Его привлекают боярские меховые шапки, вышивки и набивные павловские платки. С тех пор дома Диор, Карден, Соня Рикель использовали в своих работах русские силуэты, шапки, меха и цветовые сочетания для вечерних и зимних одежд. Знаменитый французский кутюрье Жан-Поль Готье решил сделать зимний сезон 1986-1987 годов русским. Тогда парижские магазины наполнились русскими меховыми манто, муфтами, пальто с каракулевыми воротниками, ватными телогрейками, ушанками, комбинезонами сварщиков, шароварами ткачих… На все эти наряды Готье вдохновили идеи русских модельеров Варвары Степановой и Любови Поповой, представительниц русского конструктивизма.

Другой французский модельер, Тьерри Мюглер, приготовил коллекцию женских платьев, навеянных очертаниями френча Маленкова, и украсил её золотыми геройскими звёздами. Вообще, интерес к русской стилистике проявляется в парижской моде до сих пор.

И всё же… всё же… И сегодня Франция по-прежнему считается законодательницей моды, определяя главные тенденции в одежде и стиле. Манера одеваться может быть разной, но модники, пытаясь определиться с пристрастиями и трендами, обязательно знакомятся с отчётами с Парижской Недели Моды. А для самих французов критерии того, что может называться haute couture, определяет Парижский Синдикат Высокой Моды, который создал ещё Чарльз Ворт. И сегодня сложно представить современную моду без лёгкого и лаконичного французского шика.

«La mode signifie toujours autre chose en France qu’à l’étranger : cest du goût, du beau travail, des beaux tissus, de l’originalité et de l’harmonie. Et c’est toujours la présence de la fée qui manie sa baguette magique pour rendre heureuse une Cendrillon de plus. »

  1. Из истории школьной формы

Практической частью моего проекта является разработка школьной формы для нашей гимназии. Дело это ответственное и актуальное, так как каждое элитное учебное заведение имеет свою форму. Так что вопрос о том, нужна ли школьная форма или нет, казалось бы, отпадает сам собой. Но мы изучили общественное мнение, провели анкету среди учеников и педагогов нашей гимназии (см. Приложение) и выяснили, что мнения разделились: у школьной формы сколько же сторонников, сколько и противников. То же самое происходит во всех странах.

Споры о том, нужна школьная форма или без неё вполне можно

обойтись, не утихают годами. У сторонников и противников форменной одежды для всех учеников есть немало аргументов. Одни считают, что она уничтожает индивидуальность ребёнка, другие, наоборот, видят в ней дисциплинирующий фактор, который помогает ученикам выработать у себя чувство коллективизма, ощущения того, что они имеют общие цели и делают общее дело. Давайте обратимся к истории.

История школьной формы началась еще в древности, и за долгие века ее существования у людей была возможность оценить все достоинства и недостатки единого стандарта одежды для учащихся.

Историки не могут сказать, когда точно была открыта первая школа, но сходятся во мнении, что это было сделано еще на заре существования человечества. Школьная форма также менялась, а то и исчезала вовсе.

Самыми первыми школами считают школы в Древнем Египте. Доступные только для знати, эти учебные заведения находились при храмах. Сведений о том, что в те времена существовала уже школьная форма, не сохранилось: по всей вероятности, ученики приходили в учебные заведения в обычной одежде. А вот дети в шумерских школах, где особое внимание уделялось письму, ученики одевались как взрослые писцы.

Из Египта школы пришли и в Древнюю Грецию. Здесь отроки старше семи лет посещали храм науки в специальной одежде: коротком хитоне и хламиде - плотном куске ткани, наброшенном на плечи и скреплённом на груди. Некоторые школы вводили собственные знаки отличия. Например, знаком принадлежности к определенному учебному заведению могли быть специальные галстуки, завязанные особым образом.

В Древнем Риме обходились без школьной формы.

В Древнем Китае формы предположительно не было - по крайней мере, не сохранилось никаких свидетельств на этот счет. Первые упоминания об одежде учеников, которая напоминала в то время одеяния буддийских монахов, относятся к эпохе правления династии Хань (II век нашей эры).

Древнеиндийские школы, напротив, предполагали особую одежду для занятий: короткую рубашку и набедренную повязку, причём отделка наряда зависела от касты ученика. В дальнейшем, в I-VI веках нашей эры, форма одежды изменилась - учащиеся стали носить широкие свободные штаны и длинные рубахи.

После упадка античных культур в Европе наступило смутное время, когда образование перестало представлять серьезную ценность. Школы оставались преимущественно при монастырях, так что ученики приходили на занятия в монашеской одежде.

Впервые после долгого перерыва школьная форма появилась в Англии, где в 1552 году открылась школа для бедных детей и сирот. Учащиеся этой школы носили специальные костюмы: бриджи чуть ниже колен, жилеты, темно-синие пиджаки с длинными фалдами и кожаные пояса. Сегодня ученики этой школы (превратившейся теперь в элитное учебное заведение) носят примерно такую же форму.

В 1870 году в Англии вышел закон об обязательном школьном образовании. Государство гарантировало каждому ребенку не только получение определенного объема знаний, но и обеспечение школьной формой. Школьная форма в стране стала вводиться повсеместно, в том числе и в колониях. Но значение ее стало двояким. С одной стороны, стандартная одежда подчёркивала равенство всех учеников, с другой - форма определенных престижных учебных заведений стала знаком принадлежности к элите. В сегодняшней Великобритании форма также остается популярной, и почти каждая школа имеет свой логотип, который обязательно используется в оформлении форменной одежды.

В Японии стандарты одежды есть почти у каждой школы, причем форма их настолько модная и красивая, что большинство учеников носят её даже в свободное от занятий время.

На Кубе школьная форма обязательна для всех школ, то же относится к Турции, Китаю и Северной Корее.

В Германии, напротив, школьная форма - достаточно редкое явление. Лишь в некоторых школах разработан единый стандарт одежды, причем в его разработке принимают участие и ученики.

В Бельгии форма введена лишь в некоторых католических и частных школах. Примерно такая же ситуация и во Франции. А в Польше школы вообще не имеют права вводить форменную одежду, даже если ученики и родители против этого не возражают.

Как же обстояло дело с школьной формой в России?

  1. История школьной формы в России

В России история школьной формы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Школьная форма для девочек была введена позже, в 1896 году. Описание школьной формы для мальчиков мы находим в мемуарах Самуила Маршака:

«Гимназия, как и казарма, не терпит ничего, нарушающего общий строй. А я выделялся из всего класса не только тем, что сочинял стихи, но и своим внешним видом. Гимназическая форма, которой когда-то при поступлении в Острогожскую гимназию я так радовался, сильно отличалась от столичной. Да к тому же мой форменный пояс был далеко не первой молодости: блестящие пуговицы, которыми застёгивался косой ворот моей серой блузы, давно пожелтели, кожаный пояс потрескался, а из брюк я уже порядком вырос.

Среди новых моих одноклассников, в большинстве своём бойких, плотных, хорошо упитанных мальчиков в чёрных брюках и ладных чёрных куртках, туго стянутых в талии лакированными поясами, я чувствовал себя одиноким и беззащитным…

Ещё больше отличался я от столичных гимназистов на улице или на школьном дворе. У них были голубовато-серые, почти офицерские шинели, а на фуражках красовались очень маленькие, изящные гербы из какого-то металла, похожего на матовое серебро.

Какой нескладной, будто дубовой, казалась мне теперь моя шинель грубого, шершаво-серого сукна! Каким нелепым и неуклюжим был огромный герб на моей помятой фуражке!» (С. Маршак «В начале жизни» : БМЛД, «Детская литература», 1981, т.22, с. 592).

В 1918 году гимназическая форма была объявлена буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году, в период введения раздельного обучения в СССР, школьная форма вновь стала обязательной. Первоначально новая форма была очень похожа на дореволюционную: для мальчиков -синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастёрка, для девочек –серые (тёмно-серые) и тёмно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными или белыми (парадными) фартуками. Регламентации подвергались даже причёски школьников, особенно, младшей средней школы: мальчиков - первоклассников, как правило, стригли наголо, третьеклассникам оставляли небольшие чёлки, пятиклассникам разрешали и полубокс, а семиклассникам и старшеклассникам - польку; девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с чёрными или белыми (к парадной форме) бантами. Стрижки допускались в исключительных случаях .

Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году . Мальчики носили тёмные или тёмно-синие брюки и пиджаки. В 1970-е годы в начальной и средней школе пиджаки заменили на открытые куртки. К костюму полагались белые или однотонные рубашки. Девочки носили прежние коричневые платья с повседневными чёрными фартуками, в особых случаях они надевали белые парадные фартуки и банты. На рукавах курток с начала 70-х годов размещался знак в виде алого щита с белой каймой, изображением раскрытой книги и солнца ( « Ученье - свет») . Форма старшеклассников с пиджаком на трёх латунных белых пуговицах вместо куртки имела более светлый оттенок и иной рисунок нарукавного знака.

Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет, до вступления в комсомол, носили красные галстуки и значки ВЛПО; члены комсомола носили значки ВЛКСМ . Ученики старших классов повязывали классический галстук или использовали самовязы. На уроки физкультуры надевали спортивную форму и обувь. Со школьной формой надевать спортивную обувь не разрешалось, однако этот запрет фактически не соблюдался. В начале 1980-х годов для девочек был введен темно-синий костюм-тройка с нарукавным знаком на пиджаке (на платье нарукавные знаки никогда не вводились).

В 1960-х строгие правила в отношении стрижки были ослаблены, позже за их соблюдением следила исключительно администрация школы, отдававшая этот вопрос целиком на откуп классным руководителям. Более свободной стала и проблема сочетания с формой неформенных фуражек для мальчиков. В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. А в 2012 году она вновь получила законный обязательный статус. Однако, в отличие от СССР, сегодня в России нет единого стандарта школьной формы.

  1. Хочу – не хочу быть модным!

Как только были сшиты первое платье и первый костюм, на свет родилась мода. Стремительная и переменчивая, эпатажная и сдержанная, она ежедневно диктует миллионам людей, как выглядеть и что носить. Ей можно следовать, ею можно пренебрегать, но она затрагивает каждого.

А в подтверждение этих слов я приведу высказывания о моде нескольких молодых французов:

«Tout ce qui est à la mode me plaît ! »

J’aimerais savoir ce que vous pensez de la mode. Pour moi, être à la mode, c’est être branché, être pareil que les autres, savoir que tout le monde aime ce que je porte. Et puis, je ne sais pas pourquoi, tout ce qui est à la mode me plaît... (Maud, 14 ans)

« Всё, что модно, мне нравится!»

Я хотел бы знать, вы относитесь к моде. Лично я думаю, что быть модным значит быть суперсовременным, как и другие, знать, что всем нравится то, что я ношу. И вообще, сам не знаю почему, но мне нравится всё, что модно.… (Мо, 14 лет)

« La mode, je m’en fous ! »

Je vais vous dire franchement : la mode, je m’en fous. Il y a des fois des choses qui me plaisent dans la mode, alors je les achète, mais je peux aussi bien acheter des vêtements que personne ne porterait, si j’aime !

Il faut se forger une personnalité et non pas suivre la mode pour faire plaisir. (Maud, 13 ans)

« Плевать мне на моду! »

Скажу вам честно, что на моду мне наплевать. Бывает, модные вещи мне нравятся, тогда я их покупаю. Но я также могу купить одежду, которую никто не стал бы носить, а мне она понравилась!

Нужно быть личностью, а не следовать моде в угоду кому-то. (Мо, 13 лет)

« La mode me plaît car elle bouge »

Je suis à la mode et j’aime ça . Pour moi, être à la mode, c’est être à l’aise sous le regard des autres, c’est une façon de m’affirmer.

La mode me plaît car bouge, elle se renouvelle. Je trouve que tout ce qui est à la mode est beau ; je m’extasie souvent devant les vitrines des magasins. Mais attention : « Il n’y a qu’une chose qui se démode, c’est... lamode !» (Nathalie, 14 ans)

« Люблю моду за то, что она не стоит на месте»

Я слежу за модой, и мне это нравится. Быть модной для меня значит чувствовать себя комфортно под чужими взглядами, это способ самоутвердиться.

Я люблю моду за то, что она не стоит на месте, а обновляется. По-моему, всё что модно, то красиво; я часто прихожу в полный восторг от того, что вижу на витринах. Но не забывайте: «Лишь одна вещь выходит из моды – сама мода!» (Натали, 14 лет)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета к проекту Сони Саакян «Ах, мода, мода…»

  1. Считаете ли вы, что Франция является законодательницей моды? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

  1. Каких великих французских модельеров вы знаете?

  1. Испытывала ли французская мода влияние русской культуры? Когда? Почему?

  1. Нужна ли школьная форма в наши дни?

  1. Должна ли она учитывать тенденции современной моды?

  1. Как вы думаете, есть ли у формы того или иного учебного заведения обязательные элементы? Если есть, то какие?

  1. Какой обязательный элемент должен, по-вашему, отличать школьную форму «Жуковки»?

Анкета к проекту Сони Саакян «Ах, мода, мода…»

  1. Считаете ли вы, что Франция является законодательницей моды? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

  1. Каких великих французских модельеров вы знаете?

  1. Испытывала ли французская мода влияние русской культуры? Когда? Почему?

  1. Нужна ли школьная форма в наши дни?

  1. Должна ли она учитывать тенденции современной моды?

  1. Как вы думаете, есть ли у формы того или иного учебного заведения обязательные элементы? Если есть, то какие?

  1. Какой обязательный элемент должен, по-вашему, отличать школьную форму «Жуковки»?

Просмотров работы: 1330