«Театр – это такое место, где люди видят сами себя и что-то про себя понимают.»
Г. Ревзин[7]
В прошлом году я работал над исследовательской работой «Тень». Еще тогда я по-настоящему загорелся идеей воплотить в жизнь и поставить спектакль в таинственном жанре театр теней. Это очень интересная и увлекательная работа.
Все мои прошлогодние исследования не только не развеяли волшебство, а только усилили стремление и желание с обретенными знаниями окунуться или хотя бы прикоснуться к искусству этого жанра.
Актуальность темы.
«Психологический театр теней» — новое направление данного искусства[4]. Дети со своими педагогами ставят спектакли, участвуют в роли актеров. Это помогает им преодолеть сложности в общении с людьми, развивать творческие способности и учиться помогать друг другу. Такие психологические театры сейчас очень актуальны, особенно при работе с детьми, попавшими в сложную ситуацию.
Я считаю, что результат моего проекта может быть использован не только как жанр искусства, но и в новом направлении «Психологический театр теней».
Цель: создание настольного театра теней.
Задачи:
Поиск информации о происхождении искусства театра теней.
Изучение возможности создания изображения на экране. Выбор типа кукол и способа освещения для спектакля.
Создание сцены-экрана и кукол-актеров для настольного спектакля.
Предполагаемый продукт проекта: настольный театр теней с куклами-актерами для спектакля «Колобок».
Моя работа будет построена на теоретических и прикладных исследованиях. Большую часть информации я планирую получить из статей с интернет-сайтов научно-популярных журналов: «Вокруг света», «Наука и жизнь» и другой литературы. Но частью информации я уже владею, возьму полученные результаты исследования из своей предыдущей научной работы «Тень». Поиск той едва заметной границы, когда чёрное становится белым, а белое — чёрным привело меня к пониманию свойств и возможному использованию теней. На это я и решил опереться, взявшись за свой нынешний проект «Театр Теней».
Теоретический раздел Из истории театра тенейТень – романтично-таинственный образ. В некоторых языках, слова "тень" и "душа" идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе "я", как египетский дух-двойник «ка»[3].
Искусству теневого театра более двух тысяч лет[1]. Возникнув в странах Восточной и Юго-Восточной Азии как религиозно-ритуальное действо, оно и сегодня всей своей философией и эстетикой тесно связано с мифами создавших их народов.
Легенда относительно происхождения театра теней романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь.
Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.
В самой древней форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук (Приложение 1).
Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего – ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи".
Позже фигурки стали изготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Эти фигурки прозвали марионетками.
Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.)[1]
В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.
"Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался театр теней Доминика Серафена в Версале.
Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули (Приложение 3): куклы из вощеной прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола[8].
Как жанр искусства с недавнего времени театр теней стал возрождаться и в России. В ныне действующем Московском детском театре теней[2], основанном еще в 1944 году, существует богатейший репертуар спектаклей, как для детей, так и для взрослых (Приложение 3).
Особенности теневого театраОсновной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.
Для классического теневого театра характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета.
Из научных статей и мастер-классов я нашел различные возможности создания тени для полноценного спектакля. Исследуя и анализируя возможные формы теневых театров из истории, я остановился на форме «китайской тени»: куклы-марионетки. Мне показалось, что для настольного театра теней, для первоначального опыта эта форма более подходит, но она не менее интересна и загадочна.
При выборе освещения воспользовался информацией о возможностях создания тени на экране[9]. Оказалось, изобразительные приемы теневого театра безграничны.
Если нужна просто черная тень на белом фоне – достаточно включить один из источников света.
Двойная тень хорошо подходит для сказочного сюжета, используются два источника света, как с одинаковым, так и с разным светофильтром. Если предмет или актер находится близко к прожекторам, то тени расходятся в стороны и при пересечении получаются причудливые конфигурации.
В прошлом своем проекте[10] я изучал зависимость размера расположения тени от ее нахождения относительно источника света. Одно свойство тени обязательно будет мною применено при постановке спектакля для установки декораций, а именно: чем дальше мы подносим куклу к источнику света, тем тень от нее становится больше и наоборот.
Исследовательский этап проекта считаю завершенным. Собран и проанализирован основной теоретический материал, отобраны необходимые к описанию моего проекта изображения.
Исследовательский этап проекта считаю завершенным. Собран и проанализирован основной теоретический материал, отобраны необходимые к описанию моего проекта изображения.
Практический раздел Создание кукол-марионеток и декораций«Волшебный край» так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Я же хочу рассказать и показать, как сделал сложный и в то же время очень интересный настольный теневой театр[6].
Реквизит, который потребовался для этого театра:
источник света (настольная лампа),
ширма с белым экраном,
куклы-силуэты на палочках,
декорации.
На первом этапе работы для изготовления силуэтов мне понадобилось:
Ножницы
Силуэты кукол
Картон
Клей
Деревянные палочки
Веревочки для скрепления подвижных частей кукол
Степлер
Коктейльные трубочки
Для начала распечатал нужные мне уже черные силуэты кукол из интернета. Вырезал их детали ножницами и наклеил на картон для большей твердости. Тоже сделал и с декорациями (Приложение 2).
Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы. Степлером прибиваю часть коктейльных трубочек к кукле. В эту трубочку и будет потом вставляться палочка.
Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Основу уже подготовил, когда наклеивал силуэты декораций на картон, вырезал. Теперь необходимо укрепить силуэты к экрану. Буду их крепить с помощью тех же деревянных палочек.
Создание изображения на экранеОсновой театра теней является экран. Это второй этап.
На этом этапе работы мне понадобилось:
Четыре ровные палки (клюшки от детского хоккея), длиной 90 см
Белая ткань (бязь), размером 100х100 см,
Мебельный степлер, скобы,
Гвозди и молоток.
Экран, с помощью родителей, сделал так:
Сбили 4 палки и получили каркас экрана.
Обтянули каркас белой тканью.
Зафиксировали скобами с помощью мебельного степлера.
Для моего настольного театра я решил использовать один источник света. В качестве источника света хорошо подошла настольная лампа.
И вот, следующий этап – организационно-творческий, считаю завершен. Куклы-актеры и декорации готовы, экран и свет установлены, можно приступать к творчеству.
Постановка и съемка анонса для спектакля «Колобок»За сценарий взяли русскую народную сказку «Колобок».
У меня получилось семь кукол-марионеток: бабка, дедка, колобок, заяц, волк, медведь,лиса. Из декораций: лес и изба.
Теперь, когда все составляющие настольного театра теней готовы осталось распределить куклы-марионетки между кукловодами: мной и младшим братом Артёмом. Брату – главную роль Колобка, остальные мне.
Управлять марионетками оказалось не совсем просто, но интерес к результату не пропадал.
Несколько репетиций и мы готовы к съемке.
За съемку отвечал папа, видео снимали на видеокамеру.
Сделав несколько дублей и выбрав наиболее удачный, выложили видео на youtube.ru. А ссылку к анонсу разместили на сайте школы в разделе «Иду на урок».
И вот творческий этап проекта завершен. Спектакль поставлен, съемка анонса произведена, видеоролик с анонсом выложен на сайт школы.
Материально-техническое обеспечениеВидеокамера, компьютер и доступ к Интернету - все это уже имелось. В своей работе я использовал программу Microsoft Word, для редактирования фотографий - Microsoft Office Picture Manager. Для создания презентаций - Microsoft Office PowerPoint. Для просмотра видео Проигрыватель Windows Media.
В качестве палок для экрана пригодились 4 клюшки от детского хоккея, гвозди, молоток и мебельный степлер подарок папы. Настольная лампа была в наличии.
Финансовые составляющие проекта |
Примерные цены за единицу материала/услуги (руб) |
Затрачиваемые единиц материала/услуг (шт) |
Сумма расходов (руб) |
Бумага А4 (40л.) |
80 |
1 |
80 |
Ножницы |
50 |
1 |
50 |
Картон |
40 |
1 |
40 |
Клей |
30 |
2 |
60 |
Деревянные палочки (упаковка из 100 шт) |
68 |
1 |
68 |
Степлер (и. скобы) |
70 |
1 |
70 |
Коктейльные трубочки (упаковка из 100 шт) |
50 |
1 |
50 |
Ткань (бязь 1х1м) |
400 |
0,5 |
200 |
ИТОГО: |
618 |
«Если б смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»
Константин Сергеевич Станиславский
В этой работе мною был создан настольный театр теней. В качестве дополнения я подготовил видеоанонс к спектаклю «Колобок»[11].
Своим спектаклем «Колобок» я старался удивить зрителей зрелищным, завораживающим видом искусства не только на время действия, но и попытаться доказать, что подобное волшебство доступно каждому увлеченному человеку. Он погружает в атмосферу сказки, динамики, действия и волшебства. Истории, рассказанные актерами – это мир, окунувшись в который, больше никогда его не забудешь.
Я увлекся, буду продолжать и расширять репертуар. Уже сейчас в постановке анонса к спектаклю мне помогал мой младший брат (управлял куклой-Колобок) и нам совместная работа очень понравилась.
Довольно часто теперь я со своей семьей устраиваем семейные спектакли. Результат моего проекта работает пока только для моих близких исключительно из-за того, что выступление перед публикой большая ответственность и мы, репетируя маленькие спектакли, на самом деле ведем подготовку для показа широкой публике.
«Психологические театры» очень востребованы в детских садах. Дети всегда с восторгом встречают все волшебное и удивительное. А если, актерами будут выступать сами маленькие воспитанники, восторгу не будет предела. В одном из таких детских садов, куда ходит мой брат, я и планирую применить мой настольный театр и показать детишкам сначала свой спектакль, а затем дать возможность с моими куклами-актерами придумать новый уже с участием ребятишек.
И кто знает, может быть через несколько лет, я вручу вам пригласительный билет на новый спектакль в моем Одинцовском театре теней. Анонс домашнего спектакля я представил своей семье, моему классу, а ссылку на видеозапись, с домашнего представления, поместил на сайт школы и youtube.ru для общедоступного просмотра.
Источникиhttp://www.liveinternet.ru/users/karinalin/post126014423/– театр теней, история.
www.teniteatr.ru – история Московского детского театра теней
Википедия – определение, картинки.
www.minsoctrud.astrobl.ru – Психологический театр теней
www.mintrudsk.ru – опыт создания психологического театра теней
http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-suhoveckaja/master-klas-tenevoi-teatr.html - Мастер-класс. Блог Оксаны Суховецкой.
http://voxfree.narod.ru/aphorism/theatre.html - афоризмы, цитаты про театр
www.vokrugsveta.ru/vs/article/4001/ - журнал «Вокруг света». Статья о теневом театре Индонезии.
http://zreni.ru/1806-illyuzii-iskusstva-teney.html - Иллюзии «искусства теней»
Исследовательская работа «Тень». Сорокин Роман. Одинцово, 2015г.
https://www.youtube.com/watch?v=ORSkXXLEOhw&feature=youtu.be - анонс к моему домашнему спектаклю «Колобок»
Формы теневого театра
Самая древняя форма жанра искусства теней. При создании изображения-тени на экране используются руки.
Второй формой искусства теневого жанра принято считать создание кукол-марионеток, управляемых актерами за палочки и нити.
«Испанские тени» - последняя форма в истории развития театра теней.
Этапы создания настольного театра теней
1 этап: изготовление силуэтов кукол и декораций
2 этап: создание экрана, выбор освещения
Приложение 3Театр теней сегодня
Индонезия. Яванские Вайанг-Кули
Московский детский театр теней
«Психологический театр теней».
На примере клуба «Радуга». Астраханская область[5]