Этническое прикладное искусство и дизайн – одно из популярных направлений современного дизайна. В настоящее время архаичный способ создания текстиля - sprang, бытовавший на обширных территориях в древности, малоизвестен. Этнографический текстиль восточнославянского мира, выполненный «на стене» или «на раме», идентичный спренгу, оказался практически полностью забыт. Искусством спренга владеет очень ограниченный круг людей, найти какую - либо информацию практически невозможно. Поэтому объектом работы выбрали плетение на натянутых нитях, предметом работы – моделирование спренга на основе этнических традиций.
Цель работы – всестороннее комплексное исследование спренга как современного моделирования на основе этнических традиций.
Задачи:
Изучить спренг как плетение в пространстве и во времени;
Сделать сравнительный анализ признаков архаичных и традиционных технологий в современном дизайне текстиля;
Исследовать вариативные возможности традиционных текстильных технологий;
Изготовить авторскую работу «Баяр» - вариативность архаичных технологий текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций;
Выявить главные стратегии решения проблемы спренга как современного моделирования на основе этнических традиций;
Установить перспективы развития спренга.
Теоретическую основу работы составили труды зарубежных и отечественных авторов, Интернет-ресурсы.
Основные методы исследования: анализ, сравнение, систематизация полученных данных, метод проектов.
Исследование подтвердит или опровергнет гипотезу: с помощью спренга можно построить модель текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций.
Спренг: плетение в пространстве и времени.
Понятие спренга
Спренг (sprang),по определению П. Коллингвуда [4], старинное шведское слово, полностью перешедшее в английский язык, обозначает материю, сплетенную из натянутых на раму нитей. По прочтении книги уже не сомневаешься, что спренг – это искомый узловой момент, который помогает понять переход от техник свивания и плетения к более сложным видам технологий. Спренг до сего времени остается практически неизвестным.
В работе Татьяны Исаевой [3] слово "спрэнг" происходит из старошведского и означает "упругий", "растяжимый". Русское название этой техники – плетение на стене.
История развития спренга
В результате работы исследователей из разных стран, спренг как живое ремесло был обнаружен более чем в 15 странах мира. Предположительно, спренг появился в Европе еще во времена неолита и распространялся с севера на юг вплоть до Средиземноморья, но вещи, выполненные в этой технике, находят по всему миру - и в Южной Америке, и на Среднем Востоке. Первая вещь, выполненная в этой технике, сеточка для волос, датируемая 1400г до нашей эры, была найдена в Дании в погребении бронзового века (примерно 1400г. до н.э.). Почти одновременно и совершенно независимо от находок в Дании в 1882 г. в Коптских могильниках Египта были найдены ковры и шапочки в захоронениях, датируемых 400 – 700 годами н.э. Правда, тогда эти находки были описаны в музейных коллекциях как «выполненные неизвестным способом». Техника спренг на кольцевой основе не сразу была распознана в 1895 году в кушаках, изготавливаемых в Румынии. Только после публикации в 1912 году об изготовлении шелковых поясов на Кавказе и в Алжире, сделанной van Gennep, их техника изготовления была признана идентичной технике спренга на плоской основе. Из ранних времен до нас дошло немного образцов изделий, выполненных в технике кольцевого спренга, очевидно, потому, что изделия эти имеют еще более повседневное применение (пояса, подвязки). Хлопковый фрагмент из доисторической стоянки в Аризоне заставляет предположить, что спренг с кольцевой основой был известен на юго-востоке США ранее 1400 года до н.э. Большое число изделий, выполненных в технике спренга на кольцевой основе, сохранилось в виде поясов, когда они являлись частью офицерской формы в Европе и Америке. Обычно пояса изготавливались из шелка, имели ажурную структуру и размер около 3,5 м на 75 см. Британские пояса были темно-красного цвета, голландские – оранжевого и французские – трехцветные. В российском этнографическом музее хранится коллекция поясов в технике кольцевого спренга и несколько женских чепцов в технике спренга на плоской основе, выполненных на территории Западной Украины и Белоруссии в XIX веке. Совершенным особняком стоят волосники из погребения бывшего Вознесенского монастыря в Московском кремле, принадлежавшие особам женского пола великокняжеских и царских фамилий, в частности великой княгине Софье Палеолог, выполненные в технике спренга на плоской основе. Интересно отметить, как загадку истории, что нигде на всем обширном пространстве бывшей Российской Империи и Советского Союза, кроме названных мест, изделий в технике спренга найдено не было. И это при теснейших связях Руси со Скандинавией, где со времен викингов (около 850г н.э.) и до нашего времени было зафиксировано большое количество найденных изделий в технике спренга на плоской основе и даже деревянные рамы для их изготовления. Насколько эта техника была распространена в Европе можно судить по изображению на рисунке. Сделав анализ рисунка, пришли к выводу:
присутствие в гостиной рамы для плетения в технике спренга на плоской основе говорит скорее о склонности дамы к данному рукоделию, чем о жизненной потребности. В российских гостиных не было зафиксировано ни одного подобного случая.
В Европе и в настоящее время существует общество любителей техники спренга.
II. Сравнительный анализ признаков архаичных и традиционных технологий в современном дизайне текстиля
Комплексное всестороннее изучение спренга мы начали со сравнительного анализа архаичных и традиционных технологий в современном дизайне текстиля. В результате анализа были систематизированы технологические признаки традиционных видов текстиля. Их сравнение позволило дифференцировать спренг от других технологий и техник, имеющих сходную или идентичную (фрагментарно) структуру. Наиболее частой проблемой является сходство спренга с вязанием на спицах. Большая эластичность при плетении основной спренговой сеткой и отсутствие срезов нитей в начале и конце работы обуславливают ошибочное определение данной технологии [1].
Таблица 1. Сравнительный анализ признаков текстильных технологий
технологии признаки |
диагональное переплетение |
вязание |
ткачество |
спрэнг |
Срезы в начале и конце работы |
- |
- |
+ |
- |
Уплотнение по кромке |
- |
- |
+ |
- |
Линия заработки середины |
- |
- |
- |
+ |
Примечание: указанный в таблице знак «+» означает наличие признака, знак «-» - его отсутствие.
Из таблицы сделали вывод, что проблематично определение фрагментов плетения, если в объекте утрачены и середина изделия и все кромки.
III. Исследование вариативных возможностей традиционных текстильных технологий
Вариативные возможности технологий исследовала с точки зрения моделирования по различным параметрам, таким как количество конструктивных элементов, цвет, ритм, фактура, техника и структура. Это позволило мне построить модель формирования основных технологических, семантических параметров и получить целостную характеристику как этнокультурных феноменов.
Самая простая вариативность технологии возможна при изменении количества конструктивных элементов, участвующих в создании той или иной структуры. Параметры этого способа моделирования определяются, как правило, оборудованием, применяемым для выполнения объектов в данной технологии.
Исследовала возможность моделирования спренга на уровне цвета, который сопряжен с ритмом. Использование ритмов заложено в самой природе текстиля, который создается повторением каких-либо действий в определенном ритме. В традиционном национальном бурятском текстиле способ моделирования цветом и ритмом наиболее распространен. Так, например, синий цвет олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также вечность, доброту, верность, постоянство, честность. Красный – символ радости, красоты, полноты жизни, очищения. Буряты полагают, что он дарует мир и благополучие народу. Желтый (золотой) подчеркивает духовное начало, желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании. Это цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры [2]. Несложные орнаменты создаются ритмом полос. Таким способом декорируются изделия.
Основы технологии спренг в этнокультурной традиции
Мастерская спренг.
Изделие создается благодаря манипуляции параллельными нитями основы (рис 1), которая намотана на раму (рис.3). Работа осуществляется ряд за рядом на одном конце основы, при этом на другом конце основы возникают соответствующие, но противоположно направленные движения нитей (рис.2). Таким образом, одновременно изготовляются две половины изделия.
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Предметы, изготовленные в технике спренга имеют, как правило, строго функциональный характер или служат декоративным добавлением. В соответствии с размером изделия изменяется размер рамы, на которую намотана основа. Мелкие изделия – носки, шапочки, предметы одежды, белья и т.п., (рис. 5, 6, 7) изготавливаются на небольших рамах (рис.3) методом спренга на плоской основе.
Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8 Рис.9
Крупные, скорее длинные изделия (рис.8, 9), изготавливаются методом спренга на кольцевой основе на раме, имеющей конструктивные элементы для увеличения длины основы (рис. 4) [4].
Авторская работа «Баяр» - вариативность архаичных технологий текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций
Изучив, проанализировав источники о спренге, поняв закономерности плетения, трудно удержаться от желания собственноручно создать хоть один маленькийшедевр. Нашу работу назвали «Баяр»,что в переводе с бурятского означает «радость».
Материалы и оборудование:
Деревянная рама
Планки для натяжения нитей
Пряжа разных цветов
Спицы вязальные
Возьмем раму, расположим планки для натяжения нитей на большом расстоянии, чем расчетная длина будущего изделия. Привяжем конец нити к левому краю нижней планки, и нить нужное количество раз наматываем по кругу на две планки. Нити должны быть равномерно распределены по длине, не пересекаясь и не переплетаясь. Конец привяжем к правому краю нижней планки (приложение №1). Количество задних и передних нитей должно быть одинаковым. Принцип таков: работа всегда идет справа налево.
Первый ряд (приложение №2): возьмем ближние нити в левую руку, а спицей в правой руке поднимаем две крайние нижние нити, опускаем за спицу одну переднюю нить, поднимаем на спицу одну заднюю и так далее до конца ряда, последние две нити опускаем за спицу. Затем вставляем еще одну спицу рядом с рабочей и разведем их вверх и вниз, плотно подбив ряды.
Второй ряд (приложение №3): берем в левую руку все ближние нити, а спицей в правой руке поднимаем на спицу одну заднюю нить, опускаем за спицу одну переднюю и так далее до конца ряда. После окончания ряда плетение прибиваем вверх и вниз.
Дальше первый и второй ряды чередуются до конца работы (приложение №4).
Когда места в середине осталось совсем мало, закрепляем наше плетение. Для этого вязальным крючком поднимаем первую нить справа, возьмем на крючок вторую нить, а первую спускаем. Продолжаем так до конца ряда, а крайнюю петлю привяжем к левому краю изделия дополнительной нитью (приложение №5).
Главные стратегии решения проблемы спренга как современного моделирования на основе этнических традиций.
5.1. Методы решения проблемы
Подбирая цвета и материалы, можно создать неповторимые изделия в технологии «спренг», придавая им этнический колорит. Основными методами решения проблемы считаем практический и информационно-просветительский. Изготовленные в этническом стиле изделия в технологии «спренг», станут оригинальным подарком, красивым аксессуаром к одежде, памятным сувениром ...
5.2. Новизна исследования
Новизна исследования заключается не тольков изучении спренга, но и в практическом применении - моделировании текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций.
Перспективы развития спренга
Эластичные свойства спренга, его «гуманное» отношение к формам тела, уникальные возможности моделирования привлекают современного человека, постоянно ощущающего себя частью системы, придуманной не им. Вполне понятная потребность индивидуума утвердить свою особость, уникальность, штучность провоцирует человека искать свой стиль или своего стилиста. Перспективы спренга в этом направлении можно сравнить с освоением нового материка. В будущем мы используем полученные знания о спренге в новых проектах, в динамично изменяющихся ситуациях.
Заключение
В настоящее время проблема спренга как современного моделирования на основе этнических традиций является очень актуальной. От успешности разрешения этой проблемы зависит осознание учащимисяэтнокультурных ценностей. До этого исследования мыне были знакомы с тонкостями технологии «спрэнг». Нам было интересно узнать, что в отличие от известных нам видов вязания, плетения и ткачества, работа идет не последовательно ряд за рядом, а из центра, формируя симметричное полотно сверху и снизу. При этом полотно полностью формируется только переплетением продольных нитей (нитей основы), чем и обусловлена его большая эластичность.
Новизна исследования заключается не тольков изучении спренга, но и в практическом применении - моделировании текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций.
Изготовили авторскую работу, которую назвали «Баяр».
Исследование полностью подтвердило гипотезу: с помощью спренга можно построить модель текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций (приложение).
Данная работа помогла нам расширить, углубить наши знания по технологии «спренг». Мы раскрыли для себя не только широкое творческое поле для познавательно - развивающей деятельности, но и истоки народного творчества. Мы считаем, что спренг станет популярным и у нас, в Бурятии. Сочетание разных нитей и разных приемов плетения создает неповторимые вещи. Освоив основные приемы спренга, можно создавать собственные работы. Надеемся, что изготовление изделий в технологии «спренг», будет для каждого из вас столь же приятной, как была и для нас.
Литература
Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля. Исаева Т. И. На правах рукописи. СПб, 2009.
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.
Исаева Т. И. Спрэнг: плетение в пространстве и времени. [Текст] / Т.И. Исаева // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Тез. докл. и выступлений. -СПб.: СПГУТД, 2002. – С.80-81.
Питер Коллингвуд «Техника спренга», Лондон, 1974г.
http://old-chest.narod.ru.
http://www.knitter.spb.ru/pages_ru/work_sprang1.php.
Приложения
№1. Привязка концов нити. Количество задних и передних нитей должно быть одинаковым.
№2. Первый ряд
№3. Второй ряд
№4. Дальше первый и второй ряды чередуются до конца работы.
№5. Когда места в середине осталось совсем мало, закрепляем наше плетение.