Календарь как способ организации и отсчета времени – один из древнейших показателей культуры. Долгое время считалось, что календари – достояние высокоразвитых цивилизаций: древнегреческой, древнеегипетской, древнекитайской и других. Однако несколько десятилетий назад были открыты календари, которыми пользовались люди в разных точках земного шара.
Издревле календари представляли собой знание народного опыта, наблюдений за природой. Летоисчисление у калмыков, как и у большинства народов Восточной и Центральной Азии, вплоть до начала ХХ века велось по лунно-солнечному календарю. В определенных сферах он продолжает бытовать и в настоящее время. Астрономической основой календаря служили наблюдения за движениями Луны вокруг Земли (месячное обращение), Земли вокруг Солнца (земной год), Юпитера вокруг Солнца (обращение, равное 12 земным годам).
По мнению Н.Л. Жуковской, «задача всех календарей – быть организаторами и хронометрами времени, но это может осуществляться по-разному. Годовой календарь у монгольских народов был связан с нуждами кочевого хозяйства и отражал ежегодную повторяемость сезонов и месяцев года с их отмеченной раз и навсегда климатической и восходящей к ней хозяйственной спецификой, не преследуя цели линейного счета времени».1
Традиционное летоисчисление калмыков по лунному календарю состоит из двенадцатилетнего животного цикла и пятикратного цикла основных природных элементов. Это 12-летний животный цикл, 60-летняя календарная система, сезонный календарь и введенный уже в XX веке общеевропейский григорианский календарь.
Актуальность моей работы заключается в необходимости сберечь праздники, традиции и обычаи, связанные с народным календарем калмыков, привлечь интерес школьников к данной теме.
Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда.
И поэтому я хотела узнать:
1.Когда и как возник калмыцкий календарь;
2.Откуда он пришёл в нашу жизнь;
3. Особенности календаря калмыков;
4. Календарные праздники калмыков.
Цель моей работы – изучить историю калмыцкого календаря, и связанные с ним календарные праздники.
Задачи:
1.Изучить и проследить в разных информационных источниках этапы развития календаря;
2.Узнать календарные праздники калмыцкого народа.
3. Исследовать, что знают учащиеся нашего класса об истории калмыцкого календаря.
Объект исследования: культура и быт калмыцкого народа.
Предмет исследования: народный календарь.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы исследования:
1. Анализ и систематизация собранной информации.
2. Опрос учащихся 8 «А» класса и статистическая обработка результатов опроса.
4. Анкетирование.
5. Поиск информации в Интернете.
I.ЦИКЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ КАЛМЫКОВ
Любой календарь составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. П.Э. Алексеева отмечает, что «движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год. Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12 лет, т.е. круг Юпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет.»1.
В отличие от общепринятого века, состоящего из 100 лет, у калмыков пользование лунно-солнечным календарем предполагало существование большого цикла – 60-летнего. Изначально у калмыков понятие «век» обозначало «шестьдесят лет», так как калмыки вплоть до XX века пользовались 60-летней календарной системой. По мнению У.Э. Эрдниева, данная циклическая календарная система возникла в Древнем Китае, а затем она нашла широкое применение у многих народов Востока, в том числе в Монголии и Калмыкии2.
Различны и традиции, устанавливающие год отсчета в 60-летних циклах. У китайцев они начинаются с года мыши (дерево, синий). У тибетцев, а соответственно и в исторической системе монголов и калмыков, с года огня-зайца (1027 г.). В бытовой же системе у монголов и ранее у калмыков счет велся от года мыши, но затем калмыки стали начинать 60-летние циклы, как и каждый год, с барса. Можно считать переход к отсчету от месяца и года барса стремлением к унификации в календаре. Несомненно, этот переход произошел сначала внутри календарного года, а затем традиция закрепилась и в более крупном членении календарной системы.
Каждый отдельный год в цикле повторяется 5 раз, что соответствует пяти стихиям (модн – дерево, һал – огонь, һазр – земля, төмр – железо, усн – вода) и пяти цветам (көк – синий, улан – красный, шар – желтый, цаһан – белый, хар – черный). Известно, что у калмыков, как и у всех народов Центральной Азии, существовал культ дерева, земли, огня, воды и железа3.
Растущее дерево – символ жизни, движения, плодородия. Дерево является объектом почитания и жертвоприношения с помощью ленточек. Дерево считается и оберегом. Земля всегда была объектом особого почитания у калмыков. Землю можно тревожить только в определенные дни. Прежде чем начинать строительство, необходимо было совершить жертвоприношение. Земля также считалась оберегом. Огонь – это символ жизни. Нельзя осквернять огонь. О почитании божества огня свидетельствуют календарный праздник жертвоприношения огню «hал тәәлhн», проводившийся ежегодно в месяц Мыши. Вода также рассматривается как источник жизни. Калмыки, жившие вблизи источников, ежегодно совершали обряд жертвоприношения воде. Существовал раньше и календарный праздник «Усн-Аршан», отмечавшийся осенью. В это время вода в источниках становится целебной. Воду ни в коем случае нельзя загрязнять. Поэтому особое внимание уделялось очищению природных водных источников, в частности родников. Железо (металл) пользуется репутацией оберега. Особенно популярно у калмыков серебро. Серебряные монеты и украшения служили не только для красоты, но и для защиты владельца. Когда в доме отсутствовал хозяин, на пустую кровать помещали железный предмет (топор, нож, ножницы). Все эти 5 первоэлементов активно используются в календарной системе калмыков, в народной медицине и астрологии.
Каждый год, обладая также характеристикой рода, бывает мужским, твердым (хату) или женским, мягким (җөөлн). К твердым, или мужским, причислялись годы мыши, тигра, дракона, лошади, обезьяны, собаки. К женским, или мягким годам – годы коровы, зайца, змеи, овцы, курицы, свиньи. Стихия и соответствующий ей цвет царили два года подряд.
По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса: барс (бар) или тигр, заяц (туула), дракон (лу), змея (моhа), лошадь (мөрн), овца (хөн), обезьяна (мөчн), курица (така), собака (ноха), свинья (hаха), мышь (хулhн), корова (үкр). Зимними считались месяцы коровы или быка, барса и зайца; весенними – дракона, змеи, лошади; летними – овцы, обезьяны, курицы; осенними – собаки, свиньи, мыши. Но часто месяцы именовались, как у монголов, по порядку во времени года: первый зимний, второй зимний, и т.д.
В числе животных, названий годов, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молоком. Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень теплую одежду.
Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь. Существует легенда, как мышь вошла в название года. Когда были названы животными 11 годов, оставался один год для верблюда. Мышь заспорила, стала добиваться, чтобы ее тоже включили в число названия годов. Спор должен был решиться на следующий день таким образом: кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того и будет назван год.
Верблюд, самое высокое животное, был уверен, что он первый увидит лучи солнца. Но мышь перехитрила. Она по ноге верблюда взобралась ему на макушку и первая закричала, что увидела лучи солнца. Так мышь вошла в число названий года.
Соответственно год состоит из 12 лунных месяцев, которые носят те же названия животных. Каждый месяц делится на 4 недели (долан хонг), неделя – на 7 дней с названиями планет: Нарн – Солнце (воскресенье), Сарң – Луна (понедельник), Мигмр – Марс (вторник), Үлмҗ – Меркурий (среда), Пүрвә – Юпитер (четверг), Басң – Венера (пятница), Бембә – Сатурн (суббота).
ДОЛАН ХОНГ – ДНИ НЕДЕЛИ
Каждые четыре года добавлялся тринадцатый дополнительный месяц – давхр сар. Давхр сар каждый раз перемещается и может быть в разное время года. В свою очередь, месяцы делятся на три декады по лунным фазам: 8, 15, 30 числа. Эти дни у калмыков называют «мацг өдрмүд» – дни поста.
Также в калмыцком календаре каждый день имеет свои характеристики: названия дня, цветовой знак (менгне), состояние, созвездие. Учитывая все это, астрологи отмечают, является ли этот день благоприятным для того или иного дела, события конкретного человека. В календаре определяются не только благоприятные и неблагоприятные дни, но и часы суток.
П.А. Алексеева отмечает, что «Калмыцкие зурхачи (астрологи) так называемые «несчастливые» дни – «хар өдр», «түшгтә өдр» – исключали из числа дней месяца, таким образом то или иное число в календаре отсутствовало совсем. День, не обозначенный числом, назывался «тасрха өдр», Например, после 5-го сразу шло 7-е число. А чтобы набрать соответствующее количество дней месяца (30 или 29 дней), некоторые числа повторялись и назывались они «давхр өдр», в отличие от «тасрха өдр», считаясь благополучными. В дни «тасрха өдр» (или «хар өдр») избегали совершать важные дела».1 Все эти знания необходимы человеку в его повседневной жизни.
II. СЕЗОННЫЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КАЛМЫКОВ
Сезонный годичный календарь передается понятием җилин дөрвн цаг – четыре времени года, который включает в себя четыре сезона: хаврин цаг – весенний, зунын цаг – летний, намрин цаг – осенний, и үвлин цаг – зимний.
Общим для всех кочевников являлось выделение 12 отрезков времени в течение года (по три в каждый сезон), когда необходимо было совершать сезонную кочевку: намрзң – осенняя стоянка, место осенней стоянки; үвлзң – зимовка; хаврҗң – весеннее стойбище; весенние выпасы; зуслң – летняя стоянка.
Для тех, кто ухаживал за скотом, год и день делились на периоды, связанные с биологическими формами его поведения и хозяйственными видами деятельности по его содержанию: малын төл авлһн – время получения приплода; мал идшллһн – выпас скота; хөөнә ноос кирһлһн – стрижка овец; мал саалһна цаг – доение, дойка; мал услх – поить скот водой; гү тәвх цаг – время выпускать на волю подоенных кобылиц и другие. Об этом свидетельствуют и многочисленные пословицы: Мал намрт тарһлдг, хаврт төлән авдг. – Скот нагуливает жир осенью, а приплод приносит весной; Намр цуглулҗ хурадг, үвл эдлҗ хорадг. – Осень собирает, зима проедает припасы.
С глубокой древности основной единицей времени служили сутки (хонг). По народному календарю сутки делились следующим образом: өр цәәхин кем – на рассвете (4-5 часов) / өрүн өрлә – рано утром (восход солнца (4-6 часов), өрүн – утром (6-9 часов) / үдин өмн – время перед полднем (9-11 часов), үд (һал үд) – ровно в полдень (12 часов), үдин хөөн – после обеда (13-14 часов), асхн үд – полдник (15-17 часов), асхн шидр – к вечеру (18-19), бүрүл – вечер, закат солнца (18-20), асхн – поздний вечер (20-22), сөөни өрәл – полночь (00 часов). У калмыки часы появились позже.
Поэтому, в прошлом, когда калмыки вели кочевой образ жизни, для определения времени использовалось дымовое отверстие юрты. По углу падения солнечного луча, проникающего через дымник, можно было довольно точно определить дневное время. Сутки делились на 12 сдвоенных часов, каждый из которых обозначался именем одного из животных цикла: час барса длился от 03.40 до 05.40, час зайца с 05.40 до 06.40, час дракона – 07.40 до 09.40, час змеи – 09.40 до 11.40, час лошади – 11.40 до 13.40, час овцы – 13.40 до 15.40, час обезьяны длился с 15.40 до 17.40, час курицы – 17.40 до 19.40, час собаки –19.40 до 21.40, час свиньи с 21.40 до 23.40, час мыши с 23.40 до 01.40, час коровы – 01.40 до 03.40. Годовой календарь и названия месяцев калмыков совпадали со временами суток.
ВРЕМЯ СУТОК
Таким образом, способы определения времени, его освоения и восприятия, а также меры времени связаны с особенностями кочевого быта калмыков в недавнем прошлом. Идеальная встроенность кочевника в природу обусловила тонкое восприятие и понимание времени, сформировала образ жизни, максимально соответствующий всем периодам годового цикла.
III. КАЛМЫЦКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Праздничная культура калмыков, кочевников и скотоводов, тесно связана с народным календарем. «Наряду с семейными обрядами большое значение в их жизни имели общеродовые, общенародные праздники, которые чередовались с трудовыми буднями и ощущались как необычные дни, сопровождаемые весельем, гуляньем, надеванием новой одежды»1. Календарная традиция воплотилась в трех праздниках: Зул, Цаган Сар, Үрс Сар. Они отражают смену сезонов и длятся от нескольких дней до месяца.
ЗУЛ
Калмыцкий праздник Зул по буддийской религии Зул отмечается как день рождения Зункавы, реформатора буддизма. Также он ассоциируется с Новым годом и ритуалом «нас авх», когда каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год. Даже только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зул, то в этот день он получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. В таких случаях говорят «ки наста», т.е. он имеет пустые лета.
И.А. Житецкий заметил, что «все календарные праздники приурочены к требованиям ламаизма и отмечаются религиозными церемониями и богослужениями», а народным праздником обозначил время кочевки «Хозяина года» («Җилин эзн»).1 Она продолжается три дня, которые считаются «плохими днями», когда следовало соблюдать целый ряд табу: нельзя было отправляться в дальнюю дорогу и выносить мусор, чтобы не мешать кочевке «Хозяина года» («Җилин эзн»).
По калмыцкому лунно-солнечному календарю дата Зул постоянна — 25 число месяца коровы, а дата «Җилин эзн» подвижна. Для нас же, живущих по общеевропейскому календарю, известно, что «Җилин эзн» приходится на день зимнего солнцестояния – 22 декабря.
ЦАҺАН САР
Праздник «Цаган сар» совпадает с последним зимним месяцем по калмыцкому календарю, может перемещаться с конца января на февраль. Цаган – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы.
Празднование Цаган сара традиционно объясняется мифологическими событиями: почитаемая калмыцким народом богиня Окон Тенгр спасла мир от своего сына, родившегося от брака с царем мангусов (страшных чудовищ): младенец, превратившись в великана, со временем мог уничтожить весь человеческий род.
Встречаясь в дни праздника Цаган, калмыки, после общепринятого приветствия, задавали вопрос: «Хорошо ли перезимовали?» На что обычно звучал ответ: «Да, перезимовали хорошо» или «Все хорошо, скот тоже без потерь перезимовал». Данное приветствие «цагалhн» различалось в зависимости от возраста. Люди одного социального ранга и возраста, спрятав кисть правой руки в рукав, пожимали друг другу правую руку в середине предплечья обеими руками. Старший подавал одну руку младшему, который обхватывал ее обеими рукам. При этом младший приветствовал старшего, присев на правое колено. Поздравляя детей, взрослые целовали их в лоб или правую щечку. «Донские калмыки при обряде «цаhалhн» обнимали друг друга одной рукой за плечи, второй – за спину под рукой другого человека, как обнимаются после долгой разлуки»1 – пишет Т.Г. Борджанова.
Как и все праздники, Цаган Сар имеет свои особые традиции. К нему готовятся заранее: покупают новую одежду, приводят в порядок старую, убирают и украшают дом. Центральным действом семейного праздника является традиция печь обрядовые борцоки, которые имеют большое смысловое значение.
Пожелание богатого приплода – самое важное для скотовода – вложено в символику многих форм борцоков. Например, это значение несли и борцоки «мошкмр» – крученые, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, «җола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу, «хуцын толhа» (голова барана), выступающая в качестве жертвоприношения в обрядах, «тоhш», напоминающий ограду для скота.
ҮРС САР
Календарный праздник Үрс сар проходит в день полнолуния первого летнего месяца, т.е. в мае. Некоторые исследователи связывают название праздника со словами «үрн» – ребенок, сын, потомство, «үр» – друг, товарищ, сверстник. А.Ш. Кичиков говорит, что «үрс» – это трава с листьями, которая пышно разрастается1.
Үрс сар – это праздник пробуждения природы. Это целый комплекс обрядов, имеющий у кочевого народа магический смысл и направленный на увеличение и приумножение главного богатства калмыков – скота.
Первый летний праздник продолжается целую неделю с 8-го по 15-е число месяца овцы, а главный молебен и основные торжества приходятся на день полнолуния. Кочевники празднуют благополучный переход на летние кочевья и успешное развитие скотоводства. Одним из обрядовых действий было жертвоприношение водной стихии, чтобы вода не исчезала все лето и поила стада и табуны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Календари являются одной из древнейших отраслей человеческого знания. Целью использования календарей у калмыков было вызвано стремлением предохранить себя от бед, неурожая, падежа скота и обеспечить хозяйственное и семейное благополучие.
Каждый год, соответствуя пяти стихиям (дерево, огонь, земля, железо, вода) и пяти цветам (синий, красный, желтый, белый, черный), бывает мужским, твердым или женским, мягким. Года и месяцы у калмыков соответствуют названиям 12 животных. Названия имеют и дни недели – планеты. В калмыцком календаре каждые четыре года бывает дополнительный месяц, называемый давхр сар.
Сезонный народный календарь связан с временами года: хавр, зун, намр, үвл. Калмыки выделяли сезоны для кочевки в течение года: намрзң – осенняя стоянка; үвлзң – зимовка; хаврҗң – весеннее стойбище; зуслң – летняя стоянка. Для определения времени использовали дымовое отверстие юрты. Каждые два часа в сутках имели также названия животных.
Отдельно в календаре выделяются и традиционные праздники калмыков – Зул, Цаган Сар, Үрс Сар. Они связаны со сменой времен года и длятся от нескольких дней до месяца.
Таким образом, календарная система калмыков, представляет собой органический синтез сезонного народного и циклического календарей. Первый, циклический, включал в себя два цикла: малый – 12-летний, и большой – 60-летний. Второй, сезонный, обслуживал хозяйственные нужды кочевников и отражал истоки и традиции данного типа культуры. И наконец, принятый григорианский календарь помог калмыкам вписаться в общемировую хронику событий, но нисколько не подменил функции остальных календарей, которые продолжают существовать как часть традиционной культуры калмыцкого народа.
По данным проведенного мною опроса в 8 «А» классе (23 учащихся), следует отметить следующее:
На вопрос «Что такое календарь?» 92% учащихся 8 «А» класса представляют, что такое календарь, но не могут грамотно это объяснить. 6% – затрудняются ответить.
На второй вопрос «Когда вы родились (дата, в год какого животного по калмыцкому календарю?» 100% учащихся отметили дату своего рождения. 87% – указали в какой год животного они родились. 4,3% – отметили элементы стихии и цвета.
На вопрос «Какой сейчас век, год, месяц, день недели?» все участники анкетирования дали ответ.
На вопрос «Знаете ли вы названия месяцев и дней недели на калмыцком языке» 61% учащихся ответили, что знают, из них 31% – указали все названия на калмыцком языке. 26% – отмечают, что знают их частично. 13% – к сожалению, ответили, что не знают названия месяцев и дней на калмыцком языке.
Отвечая на вопрос «Какие календарные праздники вы знаете? Что вы о них знаете?», 100% учащихся указали основные календарные праздники. 50% – помимо праздников «Зул и Цаhан Сар», выделили летний праздник Үрс Сар. 17% опрошенных дали пояснения по их празднованию.
В целом, учащиеся 8 «А» класса имеют представление о калмыцком календаре, четко знают дату своего рождения, в какой год животного они родились. Большинство опрошенных отмечают названия месяцев и дней недели на калмыцком языке. Они знают основные календарные праздники калмыков.
Работая над этой темой, я узнала много нового и интересного. Теперь я знаю не только этапы развития календаря, но какое значение имеет календарь в жизни человека. Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Она может быть использована как материал для проведения уроков, классных часов, а также для создания экспозиции в школьном музее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева П.Э. О калмыцком календаре // Теегин герл. 1989. № 6. – С. 108-109.
Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков. Система жанров. Поэтика. – Элиста, 2007.
Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. – М., 1893.
Жуковская Н.Л.. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. – М., 2002.
Кичиков А.Ш. О говоре донских калмыков (бузава) // Ученые записки КНИИЯЛИ. Вып. 5. – Элиста, 1967. С. 44-48.
Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. – Элиста, 2007.
Омакаева Э.У. Культ небесных светил у калмыков // Традиционные культуры и среда обитания. М., 1993.
Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985.
Приложение 1
Калмыцкий календарь (1926-2019)
Цикл и год |
I |
II |
III |
IV |
V |
|||||
Төмр (Железо) |
Усн (Вода) |
Модн (Дерево) |
Һал (Огонь) |
Һазр (Земля) |
||||||
цаhан белый |
цаhагчн белая |
хар черный |
харгчн черная |
көк синий |
көкгчн синяя |
улан красный |
улагчн красная |
шар желтый |
шаргч желтая |
|
1. Бар – Барс |
1926 |
1938 |
1950 |
1962 |
1974 |
|||||
2010 |
1986 |
1998 |
||||||||
2. Туула – Заяц |
1927 |
1939 |
1951 |
1963 |
1975 |
|||||
2011 |
1987 |
1999 |
||||||||
3. Лу – Дракон |
1976 |
1928 |
1940 |
1952 |
1964 |
|||||
2000 |
2012 |
1988 |
||||||||
4. Моhа – Змея |
1977 |
1929 |
1941 |
1953 |
1965 |
|||||
2001 |
2013 |
1989 |
||||||||
5. Мөрн – Лошадь |
1966 |
1978 |
1930 |
1942 |
1954 |
|||||
1990 |
2002 |
2014 |
||||||||
6. Хөн – Овца |
1967 |
1979 |
1931 |
1943 |
1955 |
|||||
1991 |
2003 |
2015 |
||||||||
7. Мөчн – Обезьяна |
1956 |
1968 |
1980 |
1932 |
1914 |
|||||
1992 |
2004 |
2016 |
||||||||
8. Така – Курица |
1957 |
1969 |
1981 |
1933 |
1945 |
|||||
1993 |
2005 |
2017 |
||||||||
9. Ноха – Собака |
1946 |
1958 |
1970 |
1982 |
1934 |
|||||
1994 |
2006 |
2018 |
||||||||
10. Һаха – Свинья |
1947 |
1959 |
1971 |
1983 |
1935 |
|||||
1995 |
2007 |
2019 |
||||||||
11. Хулhн – Мышь |
1936 |
1948 |
1960 |
1972 |
1984 |
|||||
1996 |
2008 |
|||||||||
12. Үкр – Корова |
1937 |
1949 |
1961 |
1973 |
1985 |
|||||
1997 |
2009 |
1 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. – М., 2002. – с. 44.
1 Алексеева П.Э. О калмыцком календаре // Теегин герл. 1989. № 6. – С. 108-109.
2 Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985, с. 244.
3 Омакаева Э.У. Культ небесных светил у калмыков // Традиционные культуры и среда обитания. М., 1993. С.150-153.
1 Алексеева П.А. О калмыцком календаре // Теегин герл. 1989. № 6. – С. 108-109.
1 Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков. Система жанров. Поэтика. – Элиста, 2007. – с. 306.
1 Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. – М., 1893.
1 Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков. Система жанров. Поэтика. – Элиста, 2007. – с. 324.
1 Кичиков А.Ш. О говоре донских калмыков (бузава) // Ученые записки КНИИЯЛИ. Вып. 5. – Элиста, 1967. – С. 45.