Задача учителя —
открывать новую перспективу
размышлениям ученика.
Конфуций
Профессия учителя всегда была одной из самых почетных и
уважаемых. Именно учителя дают нам знания, которые так важны и нужны в жизни.
Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом человек, который обучал подростков и детей, был высокоуважаемым членом общества, вследствие чего ему всегда передавались некие привилегии. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.
Главной героиней моего исследования является Почетный работник общего образования Российской Федерации – учитель начальных классов Константинова Виктория Владимировна.
Для своей работы я выбрала эту тему потому, что мне интересно узнать, каким образом человек может достичь таких высот. Я решила посвятить свою работу конкретной личности, который живет и трудится в нашем родном городе.
Цель данной работы заключается в исследовании педагогической деятельности учителя начальных классов Константиновой Виктории Владимировны.
Задачи исследования:
Взять интервью у Константиновой Виктории Владимировны.
Изучить ее биографические данные.
Проанализировать деятельность моего класса за последние 4 года, выявить роль учителя в формировании умения учиться.
1.Школа жизни.
1 сентября 1974 года в Красногорской средней школе №43 школе Виктории Владимировны было не самым радостным, так как она перед школой сильно заболела и очень расстроилась. Через месяц Виктория Владимировна вернулась в класс. По её воспоминаниям, она пришла, когда все изучали букву «М». Во время учебы в 1 классе Виктория Владимировна жила не в городе , а в посёлке Горбатовка Горьковской области. А когда она перешла во 2 класс, то ее семья переехала в г. Дзержинск . Там она продолжила обучение во 2 классе «З» потому что она перешла в 27 школу , но эта школа была переполнена и директор посмотрел на её табель и взял в этот класс. За время обучения Виктория Владимировна сменила несколько школ.
По характеру Виктория Владимировна бунтарка, в классном и школьном сообществе - активистка, и поэтому её в пионеры приняли самой первой. (Из словаря Ожегова : «Пионер - член всесоюзной детской организации в СССР и ряда детских демократических организаций в других странах»). Именно в 3 классе Викторию Владимировну и приняли в пионеры. Это было очень важно для октябренка, потому что в пионеры принимали сначала самых лучших, это звание надо было заслужить. А как это было здорово! У всех на груди октябрятские звездочки, а у неё – пионерский значок и красный галстук! Галстук она стирала и гладила каждое утро, чтобы он был опрятным. Специально училась правильно завязывать его – подушечкой!
В начальной школе у Виктории Владимировны трижды менялись учителя. Но она полюбила и на всю жизнь запомнила свою третью учительницу – Кноль Аллу Николаевну.
В старшей школе Виктория Владимировна не любила ходить в школу: ей там не нравилось, так как было очень скучно. По ее мнению причины столь неприятного состояния были следующие:
1. Из-за вновь строившихся домов, её класс еще дважды менялся по составу. Для Виктории Владимировны трудно каждые два года знакомиться с новым коллективом и, соответственно, с новыми учителями.
2. Все предметы, связанные с математикой и химией, ей не нравились, хотя отметки были хорошие. Почему не нравились? У Виктории Владимировны в классе были очень сильные мальчики. Учителя беседовали только с ними и открыто говорили, что физику и математику девочки знать на «5» не могут.
3. Ей нравилась география, история, русский, литература. Учитель русского языка и литературы была классным руководителем Виктории Владимировны. Отношения с ней не заладились, Виктория Владимировна перестала заниматься комсомольской работой, потому что ей просто было некогда - она училась еще и в музыкальной школе. А самое страшное, на мой взгляд, учитель не верил, что все сочинения по литературе Виктория Владимировна пишет сама. Ей не нравилось, что у ученицы есть свой взгляд на произведение. И этот взгляд не соответствовал общепринятому. А в те времена (80-е годы XX века) взгляды на жизнь должны были быть стандартными у всех!
Школу Виктория Владимировна закончила с хорошими оценками. Правда, ушла из школы после 8 класса. Она хотела доказать и учителю и себе, что способна на многое . Так в 1982г она поступила в Горьковское педагогическое училище на отделение «Музыкальное воспитание», которое через 4 года закончила с Красным дипломом.
В 1986г после окончания училища её распределили в 7 школу города Дзержинска. Но так как открылась новая школа №3 на улице Советской, то отправили работать туда учителем музыки.
Через несколько лет Виктория Владимировна поняла, что ей чего-то не хватает в профессиональном плане. Поэтому она решила продолжить своё образование в ВУЗе и получить профессию учителя начальных классов. Виктория Владимировна поступила в Горьковский Педагогический институт, причём в первый год не прошла по конкурсу - не сдала математику. Весь следующий год она занималась на подготовительных курсах, а когда пришла на второй год поступать, то первым экзаменом было сочинение. Со всего потока только 4 человека написали на пять, в их числе была и Виктория Владимировна. Её зачислили в институт без сдачи остальных экзаменов.
В г. Дзержинске в 1990 г. в школе №7 были открыты авторские классы гуманитарной и культурологической направленности, а также началось активное сотрудничество с Институтом общего образования МОРФ по созданию программы воспитания и образования учащихся.
В 1993 г. по рекомендации Департамента образования и науки Нижегородской области была открыта школа № 28 группой учителей-новаторов на основе авторских классов школы №7. Ведущими идеями деятельности школы стали преемственность и интеграция.
За годы существования школа № 28 добилась высоких результатов в обучении учащихся. Ученики школы ежегодно занимали призовые места в городских олимпиадах (например, по литературе, русскому языку, истории, английскому и французскому языку), являлись победителями творческих конкурсов.
С 1997г Виктория Владимировна работала учителем начальных классов в авторской школе №28(Приложение 1).
В 1998-1999 учебном году решением городской администрации произошла реорганизация МОУ "Средняя школа № 7" путем слияния с МОУ "Средняя школа № 28". За 5 лет существования качественно нового образовательного учреждения в процессе реализации разработанной программы взаимодействия коллективов двух школ школа №7 вышла на новый уровень развития. Эксперимент охватил весь учебно-воспитательный процесс. Это способствовало повышению качества образования, развитию творческого потенциала педагогов и учащихся. Школа стала городской экспериментальной площадкой по теме "Развитие базовых основ культуры личности через интеграцию в УВП".
Судьба вновь указала на школу №7. Сын и дочь Виктории Владимировны учились у нее. Сейчас Никита закончил Нижегородский политехнический институт им. Алексеева, Алина учится в Нижегородском Университете им. Лобачевского.
Виктория Владимировна совмещала работу и семейную жизнь. «80-е годы были весёлыми ,90-е - трудными, а 2000-е - интересные»,- так рассказывает Виктория Владимировна.
Естественно, что какие-то годы более насыщенными и динамичными по своим событиям и отразились на педагогической деятельности. По словам Виктории Владимировна, это был 2011 год, когда пришли мы и начали учиться по ФГОСам.
Виктория Владимировна известный человек в нашем городе. Её педагогические заслуги отмечены и на уровне Нижегородской области, Российского правительства. Она имеет Благодарность от губернатора, звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», является руководителем городского и школьного методического объединения учителей начальных классов.
Педагогические достижения Константиновой Виктории Владимировны нашли заслуженную оценку в грамотах и дипломах (Приложение 2). Также она обладатель:
- Почетной грамоты Министерства Образования и Науки Российской Федерации;
- Диплома победителя IX Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России»;
- Диплом лауреата I Всероссийского заочного профессионального педагогического Интернет-конкурса с международным участием «Воспитание – важнейший элемент формирования личности современного школьника»;
- Диплом победителя I Всероссийского заочного профессионального педагогический Интернет-конкурса с международным участием «Учитель и ученик растут вместе. Конфуций";
- Диплом лауреата IV Всероссийского открытого заочного конкурса «Педагогический совет».
Виктория Владимировна очень много лет работает учителем. Сейчас дети её же первых выпускников пришли к ней в первый класс. Педагогический интерес Виктории Владимировны с годами не угасает. Ей интересно с детьми всегда. Она всегда ищет что-то новое нестандартное, чтобы было интересно и детям, и ей.
2.Часы прекрасного общения.
Виктория Владимировна творческий, талантливый и активный человек. А как замечательно она поет!
За всю жизнь моего класса в начальной школе мы организовывали всевозможные праздники (Приложение 3), делали презентации своих социальных проектов на тематических неделях.
Мы с одноклассниками разучивали много стихотворений и песен, разыгрывали разные сценки. Эта полностью заслуга нашей учительницы, ведь не один праздник не обходился без неё, без её задумки не строился ни один концерт.
В преддверии Нового года мы всегда с нашей учительницей пытались придумать что-то необычное, и у нас это отлично получалось. Каждый раз она пытается придумать что-то феерическое, сказочное. Например в 1 классе у нас был открытый урок «День семьи», мы ходили на урок химии, а во 2 классе на Новый год наша Виктория Владимировна была Кикиморой, а в 4 классе был новогодний КВН, открытый урок по русскому языку, замечательный весенний праздник. Ещё на уроках мы играли в «трон» , и каждый год у нас проходил праздник Татьянин день. А какой урок был про мамины руки.
Три года Виктория Владимировна помогала нам придумывать эти праздники. А когда мы учились в 4 классе, то уже мы начали её радовать своими сценарными находками. Мы поздравляли её и желали, чтобы она оставалась такой же женственной и красивой.
На каждом уроке технологии мы создавали разные поделки из бумаги и картона, глины и пластилина. Они получались необычными, немного забавными. Вместе с нашей учительницей мы участвовали в городских, российских и международных конкурсах (Приложение 4).
3. Наша исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к исследовательскому типу мышления и творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.
На протяжении многих лет Виктория Владимировна обучает этим навыкам маленьких исследователей. Ученики под её руководством с большим удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. За 29 лет стажа Виктория Владимировна с каждым годом открывает новые пути в раскрытии темы.
В 1 классе у нас был кружок «Юный Исследователь» («ЮНИС»), там Виктория Владимировна объясняла, как ставить гипотезу, какие есть для этого способы, с каких слов начинается постановка задач и т.д. На занятиях было очень интересно. «ЮНИС» мне очень помог в учебе. Благодаря этим знаниям, я и мои одноклассники научились проводить разные эксперименты, составлять свои исследовательские работы и демонстрировать свои достижения.
В нашей школе научное общество учащихся младших школьников «УТРО» создано 4 года назад. Школьное научное общество позволяет решать такие задачи:
- привлечение учащихся младших классов к исследовательской, творческой и проектной деятельности;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- формирование умений представлять свою работу перед незнакомой аудиторией;
- развитие способности аргументировать и отстаивать свою точку зрения
Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. Виктория Владимировна смогла заинтересовать и увлечь нас. И темы, которые мы выбирали для своих исследований, были очень разнообразны. Например: «История письменных принадлежностей», «Красота внутренняя и внешняя», «Необычное в обычном. Приёмы фантазирования».
Педагог учила нас и грамотно представлять свои работы. Мы защищали свои исследовательские работы на ежегодной школьной конференции младших школьников «УТРО». Защита работ проводится в 4-х секциях: «Филология», «Мир вокруг нас», «Человек и здоровье», «Краеведение».
Лучшие работы выдвигались для участия в городской НПК «Планета эрудитов», всероссийских конкурсах исследовательских работ «Юный исследователь», «Первые шаги в науке» (Приложение 5).
Заключение
Главной героиней моей работы стала Константинова Виктория Владимировна. Этот человек много лет посвящает себя школе и имеет много достоинств. В этой работе я постаралась описать путь становления учителя, представить ее личностные высоты и наши совместные достижения.
Во время общения с таким человеком мир вокруг наполняется яркими красками, озаряется светом добра. С улыбкой и добрым взглядом этот человек несет знания своим ученикам. Благодаря её стараниям в ребятах развиваются любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к исследовательской, творческой и проектной деятельности (Приложение 7).
Виктория Владимировна в детстве не хотела быль учителем, а мечтала стать стюардессой или библиотекарем. Учителем стала по стечению обстоятельств. И в далеком 1982 году если бы Виктория Владимировна осталась в 9 классе, то кто знает, может и не встретились бы никогда мы с таким увлекательным, удивительным человеком, отдающим себя детям, который растет и учится вместе со своими ребятами. Благодаря ее настойчивости и профессионализму, мои одноклассники стали героями и активными участниками Интернет – проектов, открывали свои странички, наполняли своими разработками, новостями (Приложение 6), проектами, наши родители стали одной большой и дружной семьей.
Я стала хорошей ученицей и многие мои личностные качества по отношению к другим людям очень изменились. Спасибо ей большое!
Виктория Владимировна очень трудолюбивый человек и у неё есть девиз, который и теперь несу по жизни: «Дерзай и верь в свои силы!»
Список используемых источников информации
http://nsportal.ru/konstantinova-viktoriya-vladimirovna
http://government-nnov.ru/?id=6995
http://q99.it/KCPz1Ap
http://school7.3dn.ru/index/0-8
Приложения
Приложение№1
Учитель младших школьников –
Константинова Виктория Владимировна
Приложение 2
Дипломы и грамоты Константиновой В.В.
«Овеяный славой флаг наш и герб»
Участие в конкурсе «Профи -2006» |
«Воспитание – важнейший элемент формирования личности современного школьника»; |
«Педагогический совет» |
«Учитель и ученик растут вместе. Конфуций» |
«Образовательный потенциал России» |
Благодарственные письма
«Учитель года -2004» |
Приложение 3
|
||
Приложение 4
Сводная таблица участия в конкурсах выпускников 2015 года.
Ф.И. |
Название конкурса |
Дата проведения |
Уровень |
Место |
Григорян София |
«Весёлая грамматика» «Времена года» «Интернет выставка досижений учащихся» «По любимым страницам» «Креативность. Интелект.Талант» «Люблю читать» «Мировая художественная литература» «Планета знаний» «Школа ребусов» |
29.08.2013г. С 01.11.2013 по 30.11.2013г. Декабрь,2013г. С 20.11.2013 по 13.122013г. Сентябрь,2014г. С 26.09.2014 по 17.10.2014г. 24.02.2014г. В 2013-2014г. 18.03.2014г. |
Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийского Всероссийского Всероссийский |
2 место 1 место участник 1 место 2 место 1 место 3 место 1 место 2 место |
Елизаров Георгий |
«Весёлый счёт» «Добрые книги» «Пиши грамотно» «Литературные страницы» «Планета математики» |
С 15.10.2014 по 07.11.2014г. С 05.11.2014 по 26.11.2014г. С 01.10.2014 по 22.10.2014г. С 01.10.2013 по 22.10.2013 г. С 10.10.2013 по 31.10.2013 г. |
Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийский |
1 место 1 место 2 место 1 место 1 место |
Мастеров Тимофей |
«Царство растений» |
С 21.10.2013 по 15.11.2013 г. |
Всероссийский |
1 место |
Смирнова Дарья |
«Мир вокруг нас» «По любимым страницам» |
С 11.11.2013 по 05.12.2013г. С 20.11.2013. по 13.12.2013г. |
Всероссийский Всероссийский |
2 место 1 место |
Туранова Анастасия |
«Литературные страницы» «Весёлый счёт» «Всё о насекомых» «Турнир математиков» |
С 01.10.2013 по 22.10.2013г. С 15.10.2014 по 07.11.2014г. С 23.10.2014 по 13.11.2014 г. С 02.09.2013 по 09.10.2013г. |
Всероссийский Всероссийский Всероссийский Всероссийский |
1 место 1 место 1 место 3 место |
Юша Степан |
«Белоснежка и гномы» |
С 01.11.2015 по 30.11.2015г. |
Международный |
Победитель |
Приложение 5
Исследовательская деятельность
Итоги школьной конференции
Наши победы
Наша первая Научно - практическая Конференция |
Приложение 6
Мы в Интернете
Приложение 7
Отзывы о Константиновой Виктории Владимировны
Виктория Владимировна самая лучшая учительница Потому что она была с нами и в горе, и в радости .Помогала нам с домашними заданиями. Очень понятно объясняла новый материал, а самое главное воспитала из нас настоящих пятиклассников.
Автор :Никольская Анна
Должна признаться , наша учительница с 1-го по4-ый класс была очень интересной, красивой и милой .Умела очень интересно представлять свои уроки… У меня столько воспоминаний, что их даже не выразить на бумаге .Виктория Владимировна вела нас по этой трудной , полной загадок дороге. Иногда мы спотыкались, но Виктория Владимировна поднимала нас снова и снова со словами «Если хочешь летать - лети».
Автор :Савинова Ксения
В начальной школе было много интересных событий. У нас было много открытых уроков и весёлых приключений! А всё благодаря нашей любимой Виктории Владимировне! Мы её все очень любили, не никогда не забудем!
Автор :Корнюшина Арина
Виктория Владимировнасамый лучшийучитель начальной школы. Она дала нам знания, научила быть послушными. Теперь мы в 5-ом классе и я понимаю что Виктория Владимировна прекрасно подготовила нас ко взрослой, трудной жизни . Кроме того она добрая , весёлая , заботливая. Виктория Владимировна очень хорошая.
Автор :Нигматулина Анастасия
Виктория Владимировна была чуткой и доброй. Если девочка на уроке заплачет, то она их жалела. Виктория Владимировна была чуть-чуть привередливой. За свою ошибку он могла поставить минус .Но она хороший учитель.
Автор :Соловьёва Валерия
Виктория Владимировна умная, добрая, красивая. Всегда помогает ученикам , устраивает весёлые праздники Она как заботливая мама в школе, терпела все наши выходки, прощала ошибки, помогала в трудных ситуациях.
Автор :Туранова Анастасия