СУДЬБА ДВУХ ГЕРОЕВ ИЗ ОДНОЙ СЕМЬИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СУДЬБА ДВУХ ГЕРОЕВ ИЗ ОДНОЙ СЕМЬИ

Шукюров С.М. 1
1МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Мишина Е.А. 1
1МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Вот уже немало лет минуло с тех пор, как закончились бои жестокой и опустошительной войны двадцатого столетия, получившей название Великой Отечественной войны Советского Союза.

Наша Победа не ушла в прошлое. Это живая Победа. Поэтому, я думаю, тема о Великой победе всегда интересна и актуальна.

В День Победы мы воспеваем славу беспримерному подвигу нашего народа, воинов на фронте, за линией фронта, тружеников тыла. Поём гимн беспримерному героизму, храбрости, бесстрашию, самоотверженности советских людей, которые всё отдали для победы: труд, кровь, а двадцать миллионов из них – жизнь.

День Победы – это и день скорби, день памяти об этих двадцати миллионах, погибших на фронте, в концентрационных лагерях, на временно оккупированной фашистами территории.

День Победы – это суровый урок и грозное предупреждение тем чёрным силам, которые вынашивают идею о новой войне, которая грозит гибелью человечеству.

День Победы – это Бессмертный полк. 9 мая 2017г. я с мамой вышел на улицу города Калуги, чтобы принять участие в шествии Бессмертного полка. И вдруг глаза моей мамы встретились с глазами женщины, с которой она была знакома. Эту женщину звали Надежда Николаевна Семес. Она держала в руках два планшета с портретами двух мужчин – участников Отечественной войны. На одной фотографии был её отец, на другой – её свёкор, отец её мужа Владимира Михайловича Семеса.

С разрешения Надежды Николаевны я взял один портрет и с ним не расставался несколько часов. Так у меня зародилась мысль написать своё исследование о жизни этих героев войны, тружениках тыла и восстановления народного хозяйства. В шествии Бессмертного полка участвовали и пожилые люди, и люди среднего возраста, было много молодёжи – внуков и правнуков участников войны.

Цель: исследование жизни двух героев из одной семьи.

Задачи исследования:

  • изучить материалы о войне по воспоминаниям детей-калужан 40-х гг.;

  • представить документальный материал о людях, которые ещё не вошли в Книгу Памяти о войне.

Начиная с мая 2017г. началась работа. В этом мне помогали родители, учителя, родственники, знакомые: приносили книги, статьи, мемуарную литературу. Я пользовался литературой из двух библиотек. Научно-исследовательская работа состояла из двух этапов:

I этап – ознакомление с литературой, отбор интересных фактов;

II этап – обобщение и систематизация собранного материала и анализ поисковой работы.

В процессе работы ознакомился с книгой В.М. Глухова «Народные мстители» о деятельности партизанских отрядов в Калужской области.

В книге А.Ф. Гридчина «На главных направлениях» подробно рассказывается об освобождении Калуги. И.С. Писаренко является автором работы «Тыл калужской области в годы войны», в которой приводятся много интересных фактов, а также «Война глазами детей». Сборник документов Калуга 2003; «Седые дети войны» - воспоминания бывших участников фашистских концлагерей; архивные материалы семьи Семес М.И. (г.Калуга). Интересные материалы представлены в Интернете и СМИ, что ещё раз свидетельствует об актуальности темы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и прилагаемых документов.

Глава I Великая Отечественная война глазами детей 40-х гг.

В главе особо подчеркивается, что образ ребёнка, страдавшего по вине войны, входит в наше сознание открытой, незаживающей раной, горькой неизгладимой памятью.

Проводится анализ нескольких сочинений, написанных весной 1942г. на экзамене. Они тематически озаглавлены «Что я пережил во время немецкой оккупации».

Глава II Судьба двух героев из одной семьи.

В этой главе представлены архивные материалы семьи Семес В.М., вклад их отцов в героический подвиг советских людей над фашизмом и другие воспоминания тех, кто перенёс оккупацию и восстанавливал народное хозяйство.

В заключении подведены итоги работы и подчеркнута роль России в оказании гуманитарной помощи тем регионам мира, которые страдают от боевиков.

Основная часть

Глава I. Великая Отечественная война глазами детей-калужан 40-х гг.

Непосредственно на Калугу наступали 12-й и 13-й армейские корпуса армий «Центр». В районе Калуги оборонялись части 49-й армии. Сил для обороны города было явно недостаточно. 110-я гвардейская стрелковая дивизия полковника П.В. Миронова в предыдущих боях несла потери и не могла выдержать превосходящего удара сил противника.

В этот период охрану 660-й артиллерийской базы несла отдельная местная караульная рота. Командовал ротой Дмитрий Матвеевич Берестов. Этот человек был опытным командиром. Свою военную карьеру он начинал ещё в Первую мировую войну, сражался на Германском фронте, после революции служил в Красной армии. После прибытия в Калугу в начале октября 1941г. 5-й гвардейской стрелковой дивизии, Отдельная местная караульная рота была придана этому соединению. Количество оружия и боеприпасов на базе было очень большим, поэтому было необходимо предотвратить захват складов противником. Противник имел более чем трехкратное превосходство над нашими войсками. При таких условиях держать город было более чем проблематично.

Ожесточенные бои продолжались до 13 октября, после чего 5-я гвардейская стрелковая дивизия прорвалась двумя группами на Тарусу и Алексин [7, с.40].

В первых числах октября в Калуге группы красноармейцев и командиров создали окопные пункты и оказывали сопротивление проникающим в город передовым частям противника. В этот период рота старшего лейтенанта Берестова была пополнена за счет отходивших групп красноармейцев. Её вооружение было усилено за счет танковых пулемётов «Максим» и миномётов неустановленного калибра, а также боезапасов к ним, выданных из хранилищ 660-й артбазы. Перед старшим лейтенантом Берестовым и его ротой была поставлена задача прикрытия выхода из окружения. Эвакуация 660-й артиллерийской базы в этот период была практически невозможна: противник перерезал железнодорожные пути на восток. Часть боеприпасов была взорвана, часть была оставлена на территории складов. Они вновь попали в руки наших войск в декабре 1941г.

Таким образом, усиленное подразделение старшего лейтенанта Берестова (ориентировочно 350-400 человек) заняло оборону на берегу оврагу, расположенному перед территорией 660- артиллерийской базы (по дну оврага протекает р. Киёвка). Эта позиция с крутыми берегами оврага давала возможность задержать противника на определённое время. Бои в этом районе начались примерно утром 13 октября 1941г., так как в ночь на 13 октября части 5-й гвардейской стрелковой дивизии прорвались из окружения, а противник утром 13 октября вступил в город, жители ясно слышали звуки боя в районе 66-й артбазы. Была слышна характерная стрельба танковых пулемётов «Максим», ручных пулемётов Дегтярёва и немецких пулемётов МГ-34. Можно предположить, что сутки продолжался бой на этом рубеже. При постановке боевой задачи было оговорено, что будет дан приказ об отходе. За этим приказом должен отправиться к нашим войскам на мотоцикле некий политрук. Но этот человек не вернулся с приказом, струсил [5, с.248].

Немцам удалось смять оборону подразделения Берестова. Потери, понесённые нашими бойцами, были очень большими. Рота потеряла большую часть (свыше 50%) личного состава [5, с.249].

Уцелевшие отходили группами в направлении Ферзикова. Старший лейтенант Берестов Д.М. с группой красноармейцев был настигнут немцами и взят в плен контуженным в районе деревни Ново-Анненки (за деревне Авчурино по направлению к посёлку Ферзиково) 14 октября 1941г.

Налёты немецких бомбардировщиков на город производились еще в сентябре 1941г. В начале октября они участились. Особенно пострадала от бомбёжек часть города, прилегающая к железнодорожному вокзалу, где шла оживлённая эвакуация калужских предприятий, учреждений и городского населения.

Налёт 4 октября 1941г. был особенно интенсивным: фугасными бомбами немцы бомбили железнодорожную станцию, на жилые квартал были сброшены зажигательные бомбы. В результате бомбардировки имелось много убитых и раненых [2, с.139].

Вот как описывает бомбёжку Лисина Александра, ученица 5 класса школы №5: «… 4 октября в первый раз бомбили Калугу. Через несколько дней послышались глухие выстрелы. С каждым днём они приближались. Было страшно подумать, что приближается немец. 10 октября немец обстреливал из орудий. Я ушла в бомбоубежище и там провела всю ночь. Вечером 10 октября были взорваны водонапорная башня, подожжены фабрика им. Крупской, фабрика им. Димитрова, фабрика «Гигант», КЭМЗ» [2, с.14].

Антонова Тамара, ученица 8 класса школы №1 пишет: «…первое страшное событие в моей жизни – это бомбёжка немецких извергов города Калуги. 4 октября 1941 года как обычно я отправилась в школу, всё было благополучно. Вдруг до наших ушей донеслось заунывное пение гудков. Это была воздушная тревога. Не успели мы добежать до бомбоубежища, как раздались оглушительные взрывы. После отбоя отправилась и ужаснулась: дома были разрушены, кругом валялись стёкла, но больше всего меня поразило одно явление. Около разрушенного дома была лужа крови и в ней куски мяса…

Жизнь в оккупированном городе, да ещё в тёмное время года, была похожа на затяжной сон, когда идёшь будто бы по знакомым улицам к какой-то цели, а потом… и нагромождение домов становится чужим, и пропадает сама цель» [2, с.15].

Ученица 10 класса школы №6 Залетаева Маргарита описала тот период так: «… 8 октября прекратились занятия в школе. Издалека доносились взрывы канонады. Неужели враг будет в родном городе? Сказать было трудно! Погода стояла пасмурная. Изредка шел дождь… Мы были в полной растерянности. Куда бежать? Охваченная всеобщей паникой, я решила уехать с тётей на хутор, отстоящий на 20 км от Калуги в сторону Тулы. Наскоро собрав все свои вещи и уложив их в чемодан, я быстро направилась к дому тёти, где, сев на лошадь, мы поехали в задуманное место…» [2, с.16].

Лев Быков, ученик 9 класса школы №7 пишет: «… 6 октября я встал довольно поздно. Когда я вышел на улицу, то увидел множество людей с мешками за спинами. Выражение лица у них было испуганное. Вскоре я узнал, что немецкие войска подвигались к Калуге. Тогда я побежал к матери на работу. На работе я застал её одну и несколько красноармейцев, которые были курсанты и занимались подготовкой к эвакуации… После того, как мы собрали вещи, мы поехали на лошади к вокзалу. Погрузившись, мы целый день ждали отправки нашего эшелона. В нашем эшелоне эвакуировался и госпиталь. После выезда за Калугу состав начали бомбить. Все вынуждены были покинуть вагоны и прятаться в лесу. Но гитлеровские кровопийцы, видя, что люди побежали в лес, начали обстреливать лес из пулемёта. Среди раненных были женщины и дети…» [2, с.17].

Предоккупационный период запомнился детям, прежде всего, своей суетой: кое-как проведённая эвакуация, калужане с котомками, спешащие укрыться в деревнях, отступающая, но всё равно доблестная Красная Армия. Жители Калуги не успели подготовится к оккупации. Вражеские налёты посеяли панику среди калужан. Взрослые и дети как - будто замерли в неизвестности и ожидании самого страшного. И это самое страшное ворвалось в жизнь Калуги.

Юрий Воронин, ученик 10 класса 6-ой школы вспоминает: «… В управу попали люди, которые были врагами советской власти. Появились какие-то люди с тёмным прошлым; они нацепили себе на руки белые повязки и стали официально называться полицией. На самом же деле это была свора убийц и бандитов, под видом обыска грабивших население. Появился назначенный немцами призрак царской России – городской голова и его помощник, был назначен полицмейстер. Сразу же в городе стали уничтожаться все культурные ценности и завоевания, которые были достигнуты в годы Советской власти. Городские библиотеки были разгромлены, школы превращены в конюшни, музей гениального изобретателя – К.Э. Циолковского превращен в хлев, в другом музее (Краеведческом) фашисты устроили застенок – местную комендатуру.

В лучшем сквере (сквер им. Ленина) они стали хоронить своих убитых, тем самым опоганив любимейшее место города.

Началась тяжёлая жизнь, жизнь – пытка, голодная. Тяжёлая жизнь, особенно тяжёлая в моральном отношении, т.к. население видело, как немецкая свора хозяйничает в родном городе…» [2, с.13].

Из сочинения ученицы 10 класса средней школы №3 Лапчинской: «…Через недели две всё-таки пришлось идти в Калугу, чтоб узнать на счет дома что-нибудь. Но того, что мы увидели, никто не ожидал: дверь сломана, всё открыто, а в доме – как после погрома. Что только там творилось! Самые ценные вещи разграблены, посуда разбита, какая-то бумага, книги – всё очутилось на полу. Описать, конечно, всё это невозможно, нужно самому такое видеть, чтоб представить такую картину, устроенную «культурными людьми». А на улицах расхаживают совсем чужие люди в мундирах. Посмотришь на них и думаешь : «Что им здесь нужно? Для чего они пришли сюда?» Всюду всё зелёное-зелёное, русских почти нет. Каждый боится нос показывать на улицу» [2, с.18].

Ученица 9 класса средней школы №1 Кулагина Дина в своём сочинении отмечает: «… 12 октября утром мы узнали, что на улицах города появились уже немцы. Было так жутко, что мы только еще плотнее сжались друг с другом, ожидая ненавистных врагов. Вскоре мы услыхали звуки немецкой речи, в подвал с криками ворвались фашисты. Все они были вооружены маленькими топорами, их пронзительные крики гулко раздавались в подвале, дети стали кричать. Один немец подбежал к маме и замахнулся на неё топором,; она так испугалась, бросила свой узелок с едой и шарахнулась в сторону, если бы не это движение, он ударил бы её топором. Другой фашист стал избивать старого еврея. Фитиль погас. Стало совсем темно. Это была первая встреча с немцами. С этих пор начинается их господство в Калуге, которое даже теперь без ужаса не могу вспомнить.

Фашисты показали себя с самой дурной стороны… Во время оккупации немцев мы голодали: у нас совсем не было продовольствия, т.к. мы собирались уезжать.

Мой папа не хотел работать у немцев, и, чтобы спастись, он прятался часто на чердаке. Мы голодали так, что папа опух от голода, мама похудела, и её никто не узнавал. Я с ужасом переживала всё это, я ненавидела немцев, которые чувствовали себя хозяевами в нашем городе и делали всё, что хотели: грабили, издевались, с презрением смотрели на нас. К нам в дом приходили пленные русские бойцы. Мы с соседями перевязывали им раны, давали бинты и помогали, чем только могли» [2, с.24].

Ученица 9 класса 7-ой школы Лукьянова пишет: «… В городе фашисты чувствовали себя полными хозяевами: входя в квартиры, не считали нужным закрывать за собой двери, брали самовольно всё, что им было нужно» [2, с.26].

Дмитриева Серафима, ученица 10 класса средней школы №6 вспоминает: «… Что мы видим у себя: стёкла из окон высыпались на тротуар, двери открыты, в комнатах хаос – видно, что похозяйничали подлые фашистские изверги, хотя мы их не видели. Но проходит не более пяти минут, и новые гости не заставили себя ждать. В квартиру шумно врывается ватага фашистских солдат, которые начинают обшаривать чуланы, буфет, кухонные полки. Эта свора зверей забрала у нас всё съестное» [2, с.31].

А вот строки из сочинения ученицы 6-го класса школы №1 Боловиной Лидии : «…Октябрь, 12-ое. Тишина. Больше уже не слышно звуков канонад. По окраинам Калуги появляются немецкие войска. Народ плакал. Но не только народ, но и плакала природа: шел снег, уныло завывал ветер, гудели провода. Ночью я спала плохо. Тревожило меня неизвестное будущее. Но я верила. Но я верила, что немец всё-таки гость. 13 октября я увидела немецких извергов, ходивших уже по улицам. На моих глазах один немец снял перчатки с нашего соседа и велел ему показывать дорогу на вокзал.

Я уже почувствовала, что больше никакой заботы о детях и о населении Советского союза не будет» [2, с.36].

Фридгельм Игорь, ученик 7-ой школы описывает природу, он запомнил первый день оккупации так: « Вошли немцы в Калугу 12 октября. Был солнечный день, по улицам разгуливали, цокая подошвами сапог, немецкие солдаты. Вдалеке били пушки, трещали пулемёты» [2, с.37].

Ещё одно сочинение ученика 10 класса школы №36 Кондрашова: «…Грабьармия, войдя в город, начала учинять убийства, грабеж. Они убивали женщин, детей, стариков – это всё происходило на моих глазах. Как только немецкие войска вошли в город и начали грабеж и разбой, то на улицах города сразу стало пусто, скучно, а скучно потому, что мы оказались оторванными от своей любимой Родины и всегда обращали свои взоры на восток, откуда мы ждали свою освободительницу – Красную Армию. Я сам пережил эту гнусную картину, которую учинили немцы» [2, с.47].

Поликарпов Борис, ученик 7-го класса 3-ей школы запомнил: «… Город наполнился немцами. Они прогуливались, с презрением поглядывая на русских. Начался грабеж населения немецкими бандитами. Они являлись в дом, как в свою собственную квартиру. Однажды мама забыла убрать меховые рукавички. Явился немец. Мигом увидел рукавички, напялил их себе на руки. Лицо расплылось в улыбке – вероятно, долго ему не удавалось украсть таких тёплых рукавиц. Он ушел, «любезно» предложив в обмен пол дамской перчатки и рваную детскую варежку» [2, с.57].

Вывод

Немецко-фашистская оккупация на территории будущей Калужской области была вплоть до 17 сентября 1943г. За это время было разрушено очень много промышленных зданий, школ, сожжено деревень. Фашисты пробовали запустить на наших фабриках своё производство, но результат оказался плачевным. Жестокость к местным жителям была потрясающая. Молодежь боялась выходить из укрытий, дабы не быть угнанными на работы, юноши и мужчины избегали попадаться на глаза немцам, так как их могли расстрелять за связь с партизанами, а на территории области были очень мощные партизанские отряды. Оккупационные власти на местах постоянно подвергались нападению партизан, и от этого политика была более жестокой, чем в городе.

Война – это всегда разрушение, и для детей она несёт полное изменение личности.

Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест – ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры – детства. Непосильный труд и болезни, голод и холод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь.

У них отнимали самое святое – родных, Родину, будущее. Это невозможно забыть и невозможно простить.

После освобождения, вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года, и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Поэтому у наших узников самый большой трудовой стаж и самое низкое образование.

Я хочу сказать, что любовь к своим корням, к истории надо воспитывать в каждом маленьком создании. Это повышает его самооценку, наполняет гордостью за свою семью, страну. И он учится быть благодарным!

Глава II. Судьба двух героев из одной семьи

Ценный материал по истории Великой Отечественной войны хранится в семье участника войны и восстановления народного хозяйства в послевоенный период Семеса Михаила Акимовича. К глубокому сожалению и скорби Михаила Акимовича нет в живых. Он умер в возрасте 93 лет и его воспоминания и письма являются документальным материалом и достаточно убедительно раскрывают те трагические дни и ночи борьбы с фашистскими оккупантами, святую веру в победу и трудовой подвиг народа в скорейшем восстановлении экономики Калужской области. В годы IV пятилетки (1946-1950 гг.) Семес М.А. принимал активное участие в строительстве и возрождении г.Калуги. Награждён медалями и орденами «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в войне» и другими наградами.

Вот как описывает восстановление народного хозяйства Семес М.А.: «Работали мы добросовестно, передавали опыт и знания молодёжи, хотели как можно быстрее залечить раны войны. Уже в те годы работал над изобретением изготовления крупных кирпичных блоков для строительства, что имело большое значение для строительно-монтажных работ».

За данное изобретение Семес М.А. получил авторское свидетельство Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министерства СССР (Авторское свидетельство, копии наград и фото прилагаются к исследовательской работе). Фото Семеса М.А. (таким он был в Калуге в 1948-1949гг.).

Вся семья Семеса М.А. является примером для сегодняшней молодёжи: его два брата погибли в годы войны, защищая советскую землю. И сегодня, его сын, Семес Владимир Михайлович, продолжает традиции своей семьи, является заслуженным строителем РФ, а внуки Михаила Акимовича работают в различных сферах экономики и образования.

Интересна судьба и другого героя великой Отечественной войны – Николая Григорьевича Сафонова, призванного в ряды Красной Армии в самый тяжёлый и ответственный этап борьбы с немецко-фашистскими захватчиками7 января 1943г. и воевавшего в составе III Украинского фронта. По рекомендации руководства фронта окончил военные курсы мл. лейтенантов-артилерийстов в 1944г. Был командиром отделения взвода III Украинского фронта.

Вот как описывает период войны и восстановления народного хозяйства Н.Г. Сафонов: «Мы тогда не думали о смерти, мы защищали каждую пядь своей земли, мы не думали о наградах и героизме. Мы просто были солдатами Советской земли. В 1946г. был уволен из рядов Красной Армии вследствие тяжёлого ранения, контузии, но я не сдавался, после лечения в госпитале вернулся на трудовой путь восстанавливать родную Калужскую землю».

Всё дальше уходят от нас годы войны. Всё меньше остаётся людей, которые её видели. И нам надо чаще встречаться с ветеранами, чтобы понять, что такое война, чтобы не допустить её повторения. Окончилась Великая Отечественная Война, но остались ещё солдаты, чьи имена не известны. И наш долг - сделать всё, чтобы люди узнали о них. Ведя поисковую работу, мы сами становимся нравственно богаче, учимся сопереживать участниками событий.

Они исполнили солдатский долг суровый

И до конца остались Родине верны.

И мы в историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

М. Ножкин

В селе Попелево Козельского района живёт семья Копоновой Марии Фёдоровны и Копонова Михаила Сергеевича. Будучи детьми, они пережили тяжёлые годы войны: голод, страх за свою жизнь, потеря близких и любимых детей, но они были уверены, что всё равно фашизм будет уничтожен на советской земле. В интервью с этой семьёй, я многое узнал, как с раннего детства им пришлось выполнять самую тяжёлую работу, а когда изгнали оккупантов, то они продолжали трудиться.

Мария Фёдоровна работала на животноводческой ферме, а Михаил Сергеевич работал механизатором. Своим трудом они восстанавливали народное хозяйство, вносили свой посильный вклад в развитие сельского хозяйства нашей области. Эта семья воспитывала своих детей, внуков.

Именно к таким людям обращены слова поэта А. Твардовского:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней,

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливым быть,

А счастье – не в забвенье!

Интересна судьба калужанки Абызовой Людмилы Ивановны. Родилась 3 сентября 1928г. в семье рабочих. Когда ей было 13 лет, в Калугу вошли немецко-фашистские захватчики. Она жила на улице им. Горького. Людмила Ивановна вспоминает презрительные взгляды фашистов, наглость по отношению к советским людям. В интервью о своей судьбе, Абызова Л.И. говорит о том, что боялись выходить на улицу, было страшно, могли угнать в Германию. Чудом спаслась. С радостью все встретили Советскую армию.

С 14 лет работала на КЭМЗе, делала снаряды. Будучи подростком, осознавала, что от их добросовестной работы зависит судьба Родины. Мы ждали победы, верили, что и на нашей земле будет праздник. По окончании войны продолжала работать, восстанавливать хозяйство, была передовиком производства, воспитывала своих детей.

В прилагаемой фотографии мы видим Людмилу Ивановну подростком, с подружкой (всмотритесь в их лица, они счастливы, это было время восстановления народного хозяйства) и как она выглядит сегодня.

Идут годы, но мы должны помнить героев как на войне, так и в тылу. Должны знать всех поимённо. Они сражались и трудились так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н. Островский).

Своим героическим трудом рабочие и колхозники Калужской области создавали экономические условия для материальной и финансовой помощи фронту.

Заключение

День Победы – это торжество разума над безумием, это день мира, день надежды на то, что никогда человечество не испытает ужасов войны, что вечный мир восторжествует на нашей чудесной планете, имя которой Земля.

На советско-германском фронте происходили главные битвы Второй мировой войны. Здесь были достигнуты основные результаты в вооружённой борьбе. Несмотря на первоначальные успехи, немецко-фашисткие войска так и не смогли добиться осуществления поставленных целей. Под Москвой они потерпели первое крупное поражение во Второй мировой войне. Победа советских войск развеяла миф о непобедимости вермахта, окончательно похоронила план «молниеносной войны», положила начало коренному повороту в войне. Наша армия ликвидировала то неравенство в условиях войны, которое сложилось вследствие внезапного нападения. Она убедительно доказала ложность предположений военно-политического руководства фашистской Германии о том, что перед немецкими танками и авиацией наша армия не устоит, что советский тыл непрочен и что СССР окажется в изоляции на международной арене.

Сейчас в мире очень неспокойно. США и некоторые западные страны забыли уроки войны и вновь пытаются втянуть Россию в конфликты

Наше правительство оказывает большую гуманитарную помощь Сирии, помогает сирийскому народу. Мы переживаем за судьбу Донецка и Луганска, вновь гибнут люди, дети. Но мы знаем, что никогда Россия не оставит в беде тех, кому трудно и тяжело.

Вспоминаются слова Ю.Фучека: «Люди! Я любил вас. Будьте бдительны!»

Список литературы

  1. Болдин И.В. Страницы жизни. М., 1961

  2. Война глазами детей. Сборник документов. Калуга. 1993

  3. Глухов В.М. Народные мстители. Калуга. 1960

  4. Гридчин А.Ф. На главных направлениях. 1990

  5. Казак А. Забытый бой в октябре 1941 // Калужская застава – 3, Калуга, т.1; - с.248, - с.249

  6. Красавина Н. Дети войны // Организатор. (Сухиничи). – 2000

  7. Когда бушуют грозы. Тула. 1969 – с.40

  8. Писаренко И.С. Тыл Калужской области в годы Великой Отечественной войны. Калуга. 2000

  9. Седые дети войны. Воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. Калуга. 2000

  10. Тощев Д. Дети на войне. – 1984 – 2 ноября

  11. Энциклопедия по истории России ХХ век. Изд. Просвещение 2000

  12. Семейные архивы Семеса В.М., сына Семеса В.М. – участника войны.

Приложение

Семес Михаил Акимович, участник Великой Отечественной войны, передовик производства восстановления и развития народного хозяйства в послевоенный период в Калужской области. Награждён орденами и медалями СССР. Имел авторское свидетельство Комитета по делам изобретений при Совете Министерств СССР

Сафонов Николай Григорьевич. Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе III Украинского фронта. Был командиром отделения взвода. За боевые заслуги награждён орденами и медалями СССР. Восстанавливал народное хозяйство Калужской области

Абызова Людмила Ивановна 3 сентября 1928 г.р. Жила ул. Максима Горького. Работала на КЭМЗ с 14 лет, делала снаряды

Просмотров работы: 415