Калмыки являются обладателями большого количества произведений устного народного творчества, начиная от полных фантазий и народной мудрости сказок до сотканного из тончайших узоров богатого словесного материала – былинного эпоса. Среди них гранитной скалой выделяется героическая эпопея «Джангар». Это цикл эпических песен, объединенных одним героем – ханом Джангаром. По своим художественным достоинствам, идейной содержательности, эпической яркости стоит в одном ряду с такими классическими эпическими произведениями, как «Илиада», «Одиссея», «Гэсэриада», «Давид Сасунский», «Манас».
В течение веков калмыцкий народ ревностно оберегал свой великий эпос и пронес его через все пожарища бесчисленных войн, передавая из уст в уста, из поколения в поколение. «Джангар» для калмыка стал своеобразной энциклопедией взглядов и упований.
Все народы, живущие на земле, разные по своему быту, обычаям, поверьям. И у нас, калмыков, существуют свои традиции, отличные от всех и тем интересные. Если мы считаем себя народом и хотим сохраниться как нация, то надо знать и то, как жили предки, чему веровали, что проповедовали, каких правил поведения придерживались и почему. Все это передавалось посредством языка. Слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки и загадки в эпосе «Джангар» - все это то, что передавалось из уст в уста из поколения в поколение. Все это и делало калмыка калмыком, приобщало знающего родной язык к богатству национальной культуры.
В героическом эпосе «Джангар» – богатейшем наследии народно-поэтического творчества ойрат–калмыков мы видим яркие картины жизни калмыков со всеми присущими ей чертами.
Эпос представляет значительный интерес для изучения традиций и обычаев калмыцкого народа.
На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о калмыцких народных традициях и обычаях, составляющих основу национальной культуры.
Учитывая, что все прекрасное находит развитие в традициях и обычаях мы подошли к такому вопросу: как в эпосе заложены традиции и обычаи калмыцкого народа, какое значение имеет эпос в воспитании подрастающего поколения.
Эта тема очень интересна для исследования. «Джангар» является этнопедагогической сокровищницей, в которой заложены духовные ценности народа. Без стремления к которым, нет перспективы развития этноса, поэтому мы хотим проанализировать и обобщить имеющуюся литературу и показать, как отражены ойрат-калмыцкая история, быт, обычаи народа, а также его миропонимание и нравственно-эстетические стороны жизни в эпосе «Джангар».
Целью данной работы является рассмотрение ойрат-калмыцких обычаев и традиций в эпосе.
Предметом исследования являются обычаи и традиции в эпосе «Джангар»
Объектом исследования являются калмыцкие обычаи и морально-этические традиции, описанные в эпосе.
Изучение обычаев и традиций эпоса «Джангар» - это бесценный источник народной педагогики. Идеи эпоса сегодня подходят для возрождения и развития национальной культуры, языка и духовности, для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения. Немаловажную роль при формировании этнокультурных ценностей играет обращение подрастающего поколения к старшему поколению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать, изучить и проанализировать литературу.
2. Рассмотреть и изучить традиции и обычаи в народном эпосе «Джангар».
3. Показать, как традиции, обычаи, обряды формируют национальное самосознание и общечеловеческие ценности
4. Обобщить наработанный материал.
Методы исследования:
Теоретический метод исследования:
анализ специальной литературы
посещение Национальной библиотеки имени Амур-Санана.
1. Хозяйство, быт, нравы
Героический эпос «Джангар» является бессмертным культурным наследием калмыков. Это уникальное творение, проникнутое беззаветной любовью к чудесной стране Бумбе, где образно и детально показаны разнообразие стороны жизни калмыков-кочевников. В «Джангаре» дано подробное описание общественного и хозяйственного быта, жилища, одежды, пищи, нравов и обычаев кочевников.
Калмыки, будучи кочевниками-скотоводами, очень бережно, ревниво относились к животным, старались умножить свои стада. Домашние животные: лошади, овцы, коровы, верблюды – использовались на мясо, изготовлялись мясные и молочные продукты, животные обеспечивали жильем, одеждой, служили средством передвижения, они обменивались на земледельческие продукты, предметы украшения, роскоши. Для разнообразия мясного стола добывали дичь, устраивали облавные охоты, охотились с ловчими птицами, ловили рыбу. Но при доминирующей роли скотоводства доля охотничьего и рыбного промыслов в жизни калмыков-кочевников была незначительной.
Изучение роли пищи в эпосе «Джангар» свидетельствует о том, что функции ее разнообразны. Пища не только элементарная биологическая потребность как источник существования, ее главная роль в эпосе – это средство социального общения людей. Так, формами бытового общения стали как различные совместные пиры Джангара (Приложение 2) со своими богатырями, так и трапезы самих богатырей.
На пиру у Джангара собираются только свои приближенные, равные по социальному происхождению. Пир – своеобразный «форум», где обсуждались государственные дела, разрешались конфликты. Шла вся та же история, но локализованная, отражающая конкретные взаимоотношения в обществе.
И.И. Попов, записавший «Джангар» у донского джангарчи Бадмы Абушинова в 1901 г., рассказывает о пире у Джангара так: «Джангар посылает к богачу Сонгурубу такую посуду, что ее пустую не могут передвинуть десять тысяч человек. Водку разносит князь Солонго в такой чаше, которую не могут поднять семьдесят человек, а он, Солонго, ловко берет ее тремя пальцами, большим, указательным и мизинцем, и обносит по ходу солнца, начиная с Джангара, всем богатырям, по семьдесят два раза приходится на человека». Особый этнографический интерес представляет тот факт, что во время пира Джангара с богатырями строго соблюдается ритуал и традиции: начинают пир с подношения «цаhaн идяhяр», т.е. белого молочного продукта: обносят гостей с самого старшего и высокопоставленного по ходу солнца.
В эпосе «Джангар» достаточно подробно описаны особенности в пище, «национальные кушанья», их социальное функционирование. Во всех песнях Джангариады воспевается изобилие мясной и молочной пищи.
На наш взгляд, сам факт совместной еды - не только проявления важнейшей формы бытового общения, дружбы, верности, перемирия или родства между богатырями. Пир или свадьба – это факторы, сами по себе создающие отношения дружбы, верности или родства.
Однако наряду с функцией социального общения пища выполняет в эпосе и функцию социального разобщения. Если для хана «готовят блюда из окороков девяти двухлетних кобылиц» и «дают попить кувшин животворной воды, преисполненной девяноста девяти сил», то в поселении бедняков «Хонгору дают бадью простой воды и еду бедняков».
Другой пример из другой песни, где также наглядно проявляется сословное разобщение:
Некогда нам для бродяги вставать
Некому тебе здесь влаги подать…
Сопоставление и анализ содержания различных изданий эпоса «Джангар» выявляет как истоки пищевого рациона калмыцкого народа, способы приготовления и потребления пищи, так и многочисленные обычаи, связанные непосредственно с пищей. При этом в песнях эпоса ясно прослеживается символическое значение пищи на примере праздничных, свадебных и специальных блюд. Так, на свадьбе Хонгора были пище и яства, удовлетворяющие сто вкусов, а для Джангара (когда он искал Хонгора, находившегося в плену у хана шулмусов Шара-Гюргю) пищу, исполненную богатырских сил, «тысяче вкусов могла бы угодить еда». Почти в каждой песне эпоса говорится о праздничных пирах, где «реки медовой арзы текли без конца», также говорится о наличии молочных напитков и блюд из говядины, жеребятины, баранины. Оленины, рыбы, жира и мяса марала и другой пищи.
Очень красочно описаны дворцы Джангара и его богатырей.
В описании дворца-ставки Джангара и его богатырей четко прослеживаются этнические традиции и традиции, связанные с религией. Дворец великого и славного Джангара «белокупольный, сооруженный о восьмидесяти четырех решетках, о тысяче решеточных жердей-унин». К югу от белокупольного высокого дворца-ставки располагаются стоянкой его бурханы, а в самом центре расположен белый монастырь, к северу от белокупольного дворца-ставки расселялся простой народ.
Прекрасные дворцы, описанные в эпосе, объединяют самого хана, его витязей с их семьями. Кроме функций объединения у жилищ есть полоразделительная черта в социальном бытовании, так как жилище – преимущественно место обитания женщин, чем мужчин. Мужчины проводят большую часть времени вне жилья: на охоте, на войне в битвах, походах, караулах и т.д.
Кроме полоразделительного значения жилища распределение его частей отражает и иные стороны семьи (и в какой-то мере общественной структуры). Всегда выделяется почетное место для главы семьи и для почетных гостей. В дворцах Джангара и юртах это – место по диаметру против входа.
Материалы эпоса «Джангар» подтверждают, что костюм народа всегда носил отпечаток эпохи, в которой жил народ. В эпосе очень красочно и с любовью описывается одежда, доспехи хана Джангара и его воинов. Подчеркнуто своеобразие национальной одежды калмыков, показаны отдельные формы и детали одежды, как мужской, так и женской, отражающие исторические, социально-экономические, хозяйственные и экологические особенности среды обитания. Чувство восхищения вызывает мастерство калмыцких рукодельниц – прекрасные женские украшения и головные уборы, необычайное чувство вкуса:
Сережка с зеркально-чистым жемчугом
Размером с годовалого верблюжонка.
Должно быть, украшения и ювелирные изделия были очень важной принадлежностью женской одежды, поскольку их размеры были так преувеличены.
Природа (экология) и хозяйственно-культурный тип оказали влияние на костюмы калмыков, обычаи и все другие аспекты их жизни. Калмыки – буддисты-ламаисты. Их далекие предки поклонялись солнцу, отсюда поклонение калмыков огню, поскольку огонь – часть солнца. Поэтому красный, золотой или желтые цвета священны. Синий цвет неба – любимый. Особое преклонение перед белым, ведь это цвет основной пищи степняков – молока, сыра и других молочных продуктов скотоводов-кочевников. Они также любили зеленый цвет молодой весенней травы.
2. Семейно-брачные отношения и обряды
Среди различных описаний обычаев и обрядов в «Джангаре» цельно дан комплекс свадебных обрядов. Известно, что у калмыков до недавнего времени сохранились многие формы обрядов свадебного цикла. Например, существовал обычай обручения детей в раннем возрасте, увод невесты, шуточная борьба при увозе невесты из родительского дома, дача приданого и многочисленные визиты к родителям невесты, уточнения дня свадьбы, согласованию с зурхачи по установлению благоприятного дня свадьбы.
Эпос «Джангар» также отражает особенности сватовства и свадебной обрядности, которые находят объяснение в традициях семейно-брачных отношений у калмыков в XIX-начале XX веков. Обычай сватовства наиболее полно описан в песне о женитьбе богатыря Улан Хонгора (Приложение 2)
Для калмыков был характерен строгий запрет жениться на девушках- родственницах по отцовской линии, каким бы отдаленным не было родство. Герой эпоса «Джангар» отказывается от невест, предлагаемых ему ханами и нойонами его ханства, а берет жену в жену в чужой стороне, отправляясь за ней в дальние края, во владения Номо-Тегюс-хана, которые находятся между Югом и Востоком. Такая поездка - один из важнейших сюжетов эпических сказаний является несомненны отражением в эпосе обычаев, связанных с родовой экзогамией.
У калмыков вплоть до начала XX века, решающая роль в выборе невесты принадлежала отцу жениха; если отца у него не было, то эту роль играл старший брат, а если не было и его, то такая миссия выполнялась другим близким старшим мужчиной. Судя по эпосу, эту миссию в прошлом мог брать на себя по отношению к сироте правитель, глава дружины, в которую он входил. Выслушав о желании Хонгора жениться на дочери Замбал-хана, Джангар как старший по возрасту и положению товарищ, отправляется в путь в качестве свата. Приехав к Замбал-хану, Джангар, как положено по обычаю, выдумывает историю о пропавшем верблюде, скрывая настоящую цель своего визита. В неторопливой беседе за пиалой ароматного чая и угощеньями, они проводят время. Замбал-хан, конечно, отгадывает цель визита столь знатного гостя и в шутливой форме отвечает, что пропавший скот уже не найдется. А в конце беседы Замбал- хан уже открыто говорит:
Пришли ко мне скорей того,
Кого я сыном своим назову
Но с этой девушкой свадьба не состоялась, и сватанье происходит с дочерью Цаган–Зула-хана.
Такое, на первый взгляд, странное поведение свата и жениха находят объяснение в традициях сватовства у калмыков, когда и сват, и жених нередко скрывали от невесты и от ее родителей истинные причины прибытия к ним.
Как один из сохранившихся у калмыков пережитков матрилокального брака, отраженных в эпосе, можно рассматривать и обычай совершать свадьбу. Сначала в хотоне невесты, а затем – жениха. Так, в эпосе свадьба Хонгора происходит сначала у Цаган-Зула (отца Герензел-его невесты).
Установив священный день,
Выбрав благословенный день,
Свадьбу сыграли Герензел.
Долго пировали там,
Пить не уставали там
Семью семь – сорок девять дней.
В этой же песне упомянуто, что обрученная девушка держала в руке баранью берцовую кость – желание иметь сына, и молилась солнцу – символу богатства скотоводов. Так как эта девушка в трех-четырех летнем возрасте была обручена с другим, то здесь устраивают соревнования по национальным видам спорта, т.е. кто победит в честном спорте, тот возьмет невесту. Спор начался с состязания коней – скачек, затем стреляли из лука и закончили борьбой силачей. Соревнования выигрывают богатыри страны Бумба и, установив священный и благородный день, сыграли свадьбу, устроив пир, на много дней.
При этом Цаган–Зула-хан по обычаю спрашивает у дочери, что дать ей в приданое. Дочь ответила:
Воля бы ваша на то была, –
Я бы в порядок взяла приплод,
За последний полученный год.
Мудрые советники хана поняли, что умная дочь предлагает всем перекочевать в страну Бумбу, так как за телятами, ягнятами и жеребятами побегут их родители, т.е. весь скот, и вместе с ним покочует весь народ.
Многим тюрко-монгольским кочевым народам, в том числе и калмыкам, были свойственны в прошлом ранее сватовство и сговор о заключении брака между родителями детей младенческого возраста. Так, будущая жена Хонгора – Герензел была обручена уже в четырехлетнем возрасте с другим. Ранний сговор о заключении брака можно объяснить тем, что кочевые народы вели подвижный образ жизни и в условиях, господствовавшей у них экзогамии, выбор невесты из отдаленной кочевой группы представлял определенные трудности.
Таким образом, эпос «Джангар» служит важным источником для изучения истории семейно-брачных отношений у калмыков.
3. Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар».
У калмыков исстари ведется, что человек должен знать свою родословную (долан үйән) - своих предков до седьмого, до девятого колена. Родство в воззрениях калмыков выступает как особый культ.
Так о нем говорят:
Таки-Зулы он семенем был,
Тангсык-Бумб хана внуком он был,
Узюнга великого сыном он был.
Так описывается родословная главного героя эпоса-хана Джангара. У калмыков принято так, если речь идет о ком-то, то спрашивают имя отца. В эпосе «Джангар», говоря о том или ином богатыре, упоминают имя отца. Например: Санал-сын Булингира, Хонгор-сын Шикширги и т.д.
Эпос отражает некоторые весьма древние обычаи и обряды, относящиеся к области правовых отношений и юридических процедур. Прежде всего, это своеобразные клятвы и присяги, дававшиеся при заключении важных дел. Причем, как отмечается в эпосе, обычай «учинения» присяги и принесения клятвы, андһара, сопровождался лизанием оружия, поклонами и другими действиями, призванными подчеркнуть официальность момента, верность и непреложность сказанного.
Эпический текст отражает уровень медицинских знаний и опыт врачевания, получивших распространение в странах древнего Востока (Индии, Китая, Тибете) и принесенных вместе с буддийским вероучением ламаистским духовенством.
Способностями ритуального врачевания наделен и сам главный герой эпоса – Джангар. Он каждый раз, когда погибают в сражениях с врагами его богатыри, возвращает им жизнь, используя чудо – лекарства и совершая магические действия. Чаще всего Джангар прибегает к волшебному белому лекарству, которое обладает мгновенно исцеляющей силой.
Следы древних шаманистких воззрений и архаических обрядов, сопровождавшихся разного рода магией и ритуальными действиями (чтение заклинаний, кропление, воскурение можжевельника, жертвоприношение), довольно хорошо сохранилось в эпосе.
В «Джангаре» отражены элементы мистических представлений об окружающем мире и жизни вообще. Люди объясняли явления природы наличием сверхъестественных существ-духов, поклоняясь им:
Почитание неба – покровителя у тюрко-монгольских нардов. В прологе одного из циклов эпических песен «Джангара» говорится, что дворец владыке мира соорудили ниже неба; в других песнях герой встречается с небесной девой – рагни- дочерью Гинар-Тенгрия; есть эпизод, в котором старуха бранит старика: «Если от тебя дитя не родилось, то почему не берешь мальчика, ниспосланного небом?». Глава тридцати трех небожителей – верховный небожитель Хормуста и т.п.
Почитание земли выражено в «Джангаре» в виде жертвоприношения духам – хозяевам той или иной местности, особенно гор. К священным горам относилась гора эпической страны Бумбы – Мангхан-Цаган. По мифологическим представлениям на вершине горы находился космический центр, то есть «пуп земли» и «пуп неба» сходились здесь, а потому гора эта понимается как мировая гора. Гора Мангхан-Цаган принадлежит самому Джангару. Богатырь Мингъян владел горой Минг, родственники матери юного богатыря Шовшура – священной горой Кеке-Мангсар и т.п. Обряд жертвоприношения совершался обычно весной. Хотя в эпосе «Джангар» не описано, как проводилось жертвоприношение, но и по тому, как люди поклонялись определенным местностям, можно предположить, что в песнях эпоса отражено почитание земли. В поэме «О подвигах богатыря Санала» сказано, что перед походом в чужедальнюю страну во имя благополучного исхода предстоящего важного дела государственного масштаба он совершил молебен в честь священной горы Мангхан-Цаган, ярко-желтого знамени (геъя шар алтн тугтан), святынь-божеств (бурхн шютягян тякж,). Последняя строка указывает на позднее внесение в эпос буддийского элемента.
Культ воды. Во многих песнях повествуется о священном океане Шартак, который омывает страну Бумбу ( его называют также Бумба-Дала), и о священной реке Домбо, которая протекает в кочевьях Джангара. А наряду со священной горой и Вечным Синим Небом океан Шартак и река Домбо являются гениями-хранителями, а потому что их почитают, им приносят жертвы.
Культ солнца. В поэме «О женитьбе богатыря Хонгора» о небесном персонаже Тегя-Бюсе и его нареченной говорится, что они «держали берцовую кость и кланялись желтому солнцу» (шаha чимгян бярляд, шар нарндан мёргяд). Здесь отражен древний свадебный обряд монгольских народов, когда держать берцовую кость символизировало желание иметь сына, а солнце почиталось как источник жизни и покровитель людей. В эпосе движением солнца определяются стороны света, их восемь: юг, юго-запад, запад, северо-запад, север, северо-восток, восток, юго-восток (нарн haрх үзг, нарн үдин өмн үзг, нарн һарх барун бий, нарн суухин өмн өнцг, нарн суух үзг, нарн суух ар үзг, нарн һархин зүн үзг и т.д.). Стороны света в «Джангаре» символизируют собой положительное и отрицательное начала. На восточной стороне (восход солнца) сооружен дворец Джангара – это символ благополучия; на западе, северо-западе и юго-западе (заход солнца) живут враги – символ неблагополучия. У всех монгольских народов движение солнца играло важную роль в различного рода приметах, и это сохранилось в их обычаях до настоящего времени. В эпосе герой выезжает в поход, направив коня слева направо, то есть по ходу солнца – посолонь, готовящемуся в путь герою произносится благопожелание: «Да благополучно возвратиться тебе с сиянием солнца на лбу прекрасного коня Зэрдэ». Сторона восхода солнца (восток) считается благодатной, ибо солнце дает жизнь всему миру. До сих пор у монгольских народов существует обычай хоронить покойников лицом к востоку, чтобы и на том свете солнце было ему источником жизни. С востоком связано в «Джангаре» представление о блаженной жизни и неиссякаемом свете.
В эпических событиях активная роль отводится лицам, профессионально занимающимся прорицанием и ясновидением, толкованием снов, различными видами гадания: по жженым лопаткам животных, нарезкам или насечкам на деревянных брусках, по кубикам из косточек. Известно, что при дворе владыки Джангара должность прорицателя ясновидца выполнял мудрец Алтан Цееджи, способный предсказать события на 99 лет вперед и рассказывать о минувших делах на столько же лет назад.
В «Джангаре» на бараньей лопатке гадает Гюзан-Гюмбе- один из старейших богатырей. Дело в том ,что по мифологическим представлениям у калмыков баранья лопатка после обжига на огне могла быть использована для гадания по трещинам, объяснялось это тем, что она «пропиталась» содержанием религиозных текстов, рассказывающих о людских судьбах.
Следующий вид гадания – это гадание на косточках. Гадальщики бросали косточки на кошму, и от того какой гранью они падали вверх, предсказывали исход дела: благоприятный или неблагоприятный. В эпосе данному обычаю доверялась большая роль-выбор богатыря для героического подвига. Например, по гаданию Ке-Джилгана табун хана мангасов Таки-Бурмиса должен был пригнать в страну Бумба Гюзян-Гюмбе. Однако, Ке-Джилган «выбор остановил вне очереди на Санале, которому задание было под силу»
Страницы эпопеи посвящены также обычаям побратимства, заключению братского союза и мира, благословления богатырей в путь,благопожелания по случаю победы над неприятелем, обрядом посвящения в богатыри, оплакивания, наречению имени. Древние народные обряды в последствии вошли в комплекс буддийских религиозных обрядов.
Сам же Джангар женился на дочери Гюши–Замбы–хана, Ага-Шавдал, победив в честной борьбе за невесту небожителя. Через некоторое время у них родился сын. И по обряду наречения имени новорожденному, они назвали его Шовшур.
Оказалось, что имя, данное родителями, не совсем соответствует официальному признанию его окружающими. По этому поводу Хонгор обратился в кругу богатырей, что Джангар еще официально не нарек сына. Как выигравший пари, Хонгор взял эту миссию на себя и произнес речь:
Вашего сына Лотосом нареку,
Многое мальчик свершил на своем веку:
Только родившись, в руки взять не успел
Ваши бразды мирских и духовных дел,
Бумбы – Тибета страну воедино собрав».
С тех пор Шовшура стали называть Бадмой.
У калмыков сохранился прекрасный обычай поздравлять друг друга в дни всенародных торжеств – праздников.
Этот обычай описан в «Джангаре» в связи с наступлением праздника Цаган Сар. В день праздника спешат все богатыри и подданные Джангара поздравить его с праздником, с благополучным выходом из зимы. Этот эпизод описан в следующих строках, записанных И.И.Поповым:
Нарождаясь,
Наступил первый весенний месяц.
Для поздравления высокого владыки Джангара
С этим белым праздником
Приказал оседлать своего вороного коня Тавок Хайсун
Также этот обычай описан в песнях, записанных от Ээлян Овла (Приложение 1):
Шумной толпой понеслись, спеша поскорей
Джангара - владыку поздравить с Цаган - Сааром
С выходом из холодов, с весенней порой.
В эпосе показан и обряд проклятия (харала). Текст проклятий отражает суеверные представления людей, которые верят в их магическую силу.
Противоположным по смыслу является обычай благопожеланий(йорялей). В эпосе благопожелания всегда произносятся в честь удачного похода богатыря в чужедальную страну:
Богатыри бессмертной страны
Пожеланья свои вознесли –
Нежные, как лотос в цвету.
Среди калмыков бытует такая пословица: «Без похвалы нет богатыря». Вот и в эпосе мы читаем магталы (восхваления) (магтал – поэтический панегирик, гимн, магталы связаны с воззрением людей на природу и окружающий мир) каждому из 12 богатырей – богдо-хану Джангару, выносливому Саналу, сильному Савру Тяжелорукому, мудрому Алтан Чеджи, красивому Мингияну, златоусту Ке Джилган, Алому Хонгору и т.д. В прежние годы старики, начиная разговор, расхваливали собеседника, родственников, соседей. Тем самым поднимали дух друг у друга, поддерживали авторитет и вселяли уверенность в собственных силах. К примеру, парня из своего хотона старики никогда не ругали. Наоборот, характеризовали его как высокого, статного, умного и красивого, который, как и его отец, является мастером на все руки. Поэтому не удивительно, что в эпосе у каждого богатыря есть свой магтал, присущий только ему. Например, из магтала Гюзян Гумбе (Приложение 2) можно узнать, какими качествами обладал именно он: Когда садился он свободно, то занимал место 50 человек. Когда садился он, сжимая свое тело, то занимал место 25 человек. Вот такой был Гюзян Гумбе. У калмыков-мужчин не принято было хвалить свою жену. Но в эпосе есть исключение - магтал жене Джангара Ага Шавдал. В эпосе много раз описывается и обычай произносить благопожелания. Когда богатыри Страны Бумбы отправлялись в дальний путь по заданию Джангара, то их благословляли перед отъездом, произносили йорялы. Возьмем главу, где Буурл галзн мёртя Булгрин коовун, догш хар Санл уезжал, то его напутствовали следующими словами: Пусть в твоих делах поможет бог, По обычаю поверни свои золотые вожжи направо. Счастливого возвращения желаем. И приземлиться у ворот дворца Джангара. Перед дальним походом богатыри обязательно ходили в хурул. Вначале три раза по часовой стрелке обходили хурул, три раза кланялись, затем входили вовнутрь. Лама давал им аршан, читал молитву и потом произносил благопожелание. В эпосе хорошо описан обычай дарения. Богатыри одаривали друг друга дорогими вещами, при этом приговаривали, что они помогут им на чужбине победить врага. К примеру, Санал (Приложение 2) перед своей дорогой получил в дар от Савра ээв балт. Хонгр подарил ему улдян. Гюзян Гумбе – кинжал. В «Джангаре» описывается обычай, которому следуют и сегодняшние калмыки, хорошо знающие обычаи своего народа. Это традиция правостороннего движения. Отправляясь в дорогу, богатыри обходили дворец Джангара справа налево и кланялись каждому углу здания. Обычай уважения и почитания старших по возрасту, сану и родству также широко показан в эпосе. К примеру, богатырь Кюнкян Алтн Чедж всегда садился справа и на первом месте. Когда он начинал говорить, то всё вокруг замолкало, и устанавливалась полная тишина, в которой люди внимательно слушали богатыря. Богатырь Орчлнгн Сяяхн Мингиян (Приложение 2) был среди других самым молодым. Поэтому, обращаясь к Джангару, он говорил: «Великий мой Джангар». С таким же почтением и уважением к Джангару обращались и все другие богатыри. Выполняли его задания всегда точно и от всей души. Перед дальней дорогой заходили во дворец Джангара, где, обязательно прикоснувшись лбом к ханскому столу, получали благословение. Надо отметить, что богатыри и между собой были уважительны и почтительны. Друг к другу обращались только на «Вы». Богатыри, сидевшие с правой стороны Джангара, первыми начинали разговор. В главе про Орчлнгн Сяяхн Мингияна (Приложение 2) есть такой эпизод: Джангар сидит и плачет, вытирает слезы рукавом своего платья. Кюнкян Алтн Чедж (Приложение 2), заметив это, попросил Алого Хонгора узнать причину. Хонгор в ответ говорит: «Раньше Вас, сидящего с правой стороны, я с левой стороны не имею права спрашивать». В эпосе есть еще такой прекрасный обычай - богатыри никогда и нигде не оставляют друг друга без внимания и братской поддержки. Они готовы прийти на помощь в любую минуту. Савр Тяжелорукий (Приложение 2) говорит: «Давайте будем братьями». Алый Хонгор говорит: «Давайте в этой жизни Мингияну (Приложение 2) будем братьями». В Стране Бумбы с нетерпением ждали возвращения богатырей из дальних походов. А богатыри всегда с честью выполняли задание Джангара и возвращались домой с победой. Дома их встречали с большим почетом и устраивали праздничное пиршество, которое продолжалось семью-семь сорок девять суток.
Калмыцкие обычаи и обряды в «Джангаре» отражают реальные сцены быта, жизни кочевников – скотоводов. «Джангар» как истинно народное поэтическое произведения служит неисчерпаемым источником народных обычаев и обрядов быта и творчества калмыков.
Заключение
На протяжении многих веков, а некоторые исследователи считают, что «Джангару» не меньше тысячи лет, калмыки исполняли эпос, дополняя его и передавая из поколения в поколение, из уст в уста. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации, «Джангар» по-прежнему является самым ярким, любимым произведением народа, став в его сознании священным. Подчеркнем, что все это бесценное богатство сохранилось в памяти народа благодаря нашим предкам-сказителям, знавшим наизусть все песни о героях эпоса. «Джангар» представляет огромный интерес не только тем, что в нем рассказывается о героизме, храбрости и отваге калмыцких богатырей. А и тем, что в нем таится кладезь народной мудрости и житейского опыта, национальных традиций и обычаев, культуры и духовности. Эпос – это бесценный источник народной педагогики. Идеи эпоса сегодня подходят для возрождения и развития национальной культуры, языка и духовности, для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения. Вековые морально-этические традиции, описанные в эпосе, позволяют говорить о том, что наши предки жили по принципам истины, добра и красоты. Говорить обо всех традициях, описанных в эпосе, можно очень долго. Наш народ любит и бережно хранит мудрое и чистое искусство своих предков – героический эпос «Джангар». Смелые, мужественные и благородные калмыцкие богатыри, отдававшие жизни свои во имя Родины, служат ярким примером для подражания. Даже само слово эпоса, поэтичное и музыкальное, глубоко влияет на человека и, проникая в его душу, делает чище и благороднее.
Таким образом, в исследовании были решены все поставленные задачи, а цель полностью реализована. Современная молодежь должна стремиться быть похожими на своих далеких предков – богатырей: быть смелыми и отважными, сильными и целеустремленными, уважать старших, помогать слабым, соблюдать национальные традиции и обычаи, быть внимательными друг к другу, трудиться на благо семьи и Родины, не бояться трудностей и учиться новым знаниям.
Приложение
Это было в начале времен, В стародавний век золотой. Вечности начинался рассвет. Величавый брезжил расцвет Веры бурханов святой Джангар жил в эти дни!
Известные джангарчи
Ээлән Овла Басңга Мукөвүн
1878 – 1944 җ.җ 1857 – 1920 җ.җ.
Шавалин Дава Балдра Насңк
1888 – 1971 җ.җ. 1884 – 1959 җ.җ
Лиҗин Төөлт Окна Цаһан Хаалһ Шаран Дмитрий
1906 – 1970 җ.җ 1957 җ.
Г.О.Рокчинский «Ээлян Овла»
Богатыри эпоса «Джангар»
Күңкән дару суудгнь Барун бийинь ахлдгнь -
Күүкн күрң һалзн күлгтә, Иргсн йирн йисн җилә
Найн негн алд юмиг тууҗҗ келдг
Хәәв балтнь ээмәснь хөөһдг уга, Ирәд уга йирн йисн
Залу ямр чиирг болв гиҗ җилә юмиг тааҗ меддг
Мөрн деер кү торһдг уга, Байн Күңкән Алтн Чееҗ
Күмни начн
Күнд hарта Савр
Тәк Зула хаани үлдл Зүн бийинь ахлдгнь-
Таңсг Бумб хаани ач Төвшүн Ширкгин ач гинә,
Үзң алдр хаани көвүн Бөк Мөңгн Шигшрһин
Үйин өнчн Җаңһр билә ууһн көвүн гинә.
Шилтә Зандн герл хатна
Эркн хөрн хойр настаднь
һарсн
Арслңгин Арг Улан Хоңһр
Хоңһрин дару суудгнь - Зүн тал һурвдгчнь –
Тавлад суухларн, Буйн төгс ааван көвүн уга оксн,
Тәвн хойр күүни зәәдг суудг, Бурхн сәәхн ээҗиһән
Тәкиһәд суухларн, Буй уга хайгсн,
Хөрн тавн күүни зәәдг суудг, Бум өрк алвтан
Баатр Бумбин орндан Буурл hалзнарн ирҗ
Киитн хар шорарн нер hатлгсн, Эзн Богдыг дахгсн
Заани тавг хәәсн Бульңһрин көвүн Догшн Хар Санл
Хар күлгтә Гүзән Гүмб
Эзн Богд Җаңһрин
Эркн сән сөңч
Эрк Тугин көвүн,
Сананас делм хурдн,
Салькнас алд хурдн,
Дәәни көлд дасгсн
Орчлңгин сәәхн Миңъян
Список использованной литературы
1. Басангова М. «Джангар» Калмыцкий народный героический эпос. Эпический репертуар.
2. Биткеев Н.Ц. «Джангар» Калмыцкий народный героический эпос. М., Наука, 1990г.
4. Биткеев Н.Ц. «Джангар» в системе образования. Элиста. 2009 г.
5. Борджанова Т.Г. О сюжетных функциях некоторых жанров обрядовой поэзии в эпосе «Джаннгар». Элиста. 2004г.
6. Джангар. Материалы и исследования. м., 2004, с128.
7. Научное издание «Джангар» и проблема этнического творчества. Материалы международной научной конференции. Элиста ЗАОр «НПП «Джангар»» 1990г.
8. Нумерация песен дана по изданию: «Джангар». Калмыцкий народный эпос». Обработка Б.Басангова. Элиста, 1989 г.
9. Ользеева С.З. Обычаи и традиции в эпосе «Джангар»// Информационный портал «Калмыкия». Размещено 20.12.2015г. www/ kalmykia-online.ru
10. Пахутов А.Е., Этнографические реалии в эпосе «Джангар», Москва, 2004г.
11. Эрдниев У.Э. « Калмыки. Историко – этнографические очерки». Элиста. 1985г. с. 251-252
12. http://www.djangar.info/
25