ТРОИЦКИЙ ЛЮТИКОВ МОНАСТЫРЬ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТРОИЦКИЙ ЛЮТИКОВ МОНАСТЫРЬ

Мовтян О.Б. 1
1МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Маркова М.В. 1
1МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По дороге из Калуги в Оптину Пустынь в селе Корекозево (до революции оно называлось Троице-Корекозево) на обочине шоссе возвышается памятный крест. Надпись на нем гласит: «И схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 2, 39), «Памяти пострадавших монахов в Лютиковом монастыре 1918 г.»

Сразу за крестом с шоссе сворачивает проселочная дорога. Пройдя по ней метров 300-400, окажешься на месте, где когда-то и располагался древний Лютиков монастырь.

Троицкий Лютиков монастырь находился в Перемышльском уезде, на правом берегу реки Оки, неподалеку от села Корекозева, в шести верстах от Перемышля и в 22 верстах от Калуги. Корекозево — самое длинное в России село. Протянулось оно вдоль шоссе «Калуга — Козельск» на семь километров. Раньше называлось Троице-Корекозево, в советские годы первая часть названия вместе с дефисом отпала, будто и не было. Вот между селом и речкой, под горой, и стоял монастырь. Местность, на которой расположен монастырь, имеет незначительное возвышение над уровнем воды, отчего в некоторые годы в половодье вода доходила до самых монастырских стен и доставляла немало неприятностей его обитателям.

Первоначально Корекозево находилось рядом с монастырем, и лишь после 1908 года, когда случилось особенно сильное наводнение, жители перенесли село подальше от реки, на 800 метров к востоку.

Когда и кем действительно основан Троицкий Лютиков монастырь точно неизвестно. Существует несколько мнений по этому вопросу. По одному из них, наи6олее распространенному и имеющему основания в местном предании, основание Лютикова монастыря приписывается князьям Воротынским, которым принадлежала в XVI веке местность вокруг монастыря.

Первое достоверное упоминание о Свято-Троицком Лютикове монастыре относится к 1559 году.

Название монастырь, предполагают, получил от имени надсмотрщика за строительными работами Лютика. По другим источникам этот монастырь, подобно Оптиной Пустыни, был основан раскаявшимся разбойником по прозвищу Лютый (или Лютик). Якобы жили в стародавние времена два разбойника. Одного звали Опта, другой получил прозвище Лютый (или Лютик). Оба раскаялись в злодействах, оба основали монастыри, верстах в тридцати один от другого (полдня пути верхом). Первый монастырь получил название Оптина Пустынь (или Макарьевская — якобы Опта в монашестве принял имя Макарий), второй — Лютиков монастырь.

Говорить-то экскурсоводы об этом говорят, вот только показать Лютиков монастырь не могут — ничего от него не осталось.

Сквозь мох и траву можно разглядеть каменные плиты монастыря.

За время своего существования, а это около пяти веков, монастырь имел довольно богатую историю.

Наиболее важные исторические события и даты связанны с Троице - Лютиковым монастырем с 1559 по 1917 год.

В 1563 году, во время своей поездки в Оболенск, Калугу и Перемышль, монастырь посещал царь Иван Васильевич Грозный.

В 1595 году состоялось нашествие крымских татар.

В Смутное время монастырь был разорен гетманом Сапегой.

Настоятель Троицкого монастыря архимандрит Савватий в 1613 году подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

Спустя три года Лютиков монастырь пострадал от союзника Лжедмитрия II гетмана Лисовского.

В 1618 году монастырь в очередной раз разорил гетман Сагайдачный.

И лишь с 1653 года начинается обновление и благоустройство этого монастыря ближним боярином и оружейничим царя Алексея Михайловича Романова, а потом и Федора Алексеевича – Богданом Матвеевичем Хитрово.

Благоустройство обители продолжалось до 1756 года.

До 1764 года монастырь был вотчинным и имел 1110 душ крестьян и многочисленные угодья. С 1799 года в монастырь «стали посылаться для исправления различные члены клира белого и монашествующего духовенства». Булгаков говорит о богатой библиотеке и ризнице монастыря; среди примечательных монастырских вещей он упоминает польский колокол 1639 года – трофей русско-польской войны 1654 – 1667 годов. «При монастыре имеется гостиница, церковно-приходская и ремесленная школы». В 1894 году игуменом Лютикова монастыря становится бывший воспитанник Оптиной пустыни отец Герасим, который наводит во вверенной ему обители строгие порядки, способствовавшие улучшению материального и духовного благосостояния монастыря.

К 1907 году монастырь располагал тремя каменными храмами:

Собор Троицы Живоначальной (или Троицкий собор), построена в XVI в.,

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы(Благовещенская церковь) с колокольней (вторая половина XVI в.),

Церковь Иова Праведного(Многострадального), конец XVII в..

Троице-Лютиков монастырь в конце XIX века.

Так продолжалось до 1917года. Затем произошли события, ставшие началом трагического конца этого уникального духовного и исторического памятника.

В России разгар гражданской войны. В стране хаос, борьба за власть.

Пользуясь ситуацией так называемого "смутного времени", крестьяне уезда самовольно захватывали чужое имущество, и, что самое интересное, преимущественно монастырское.

Обитель за годы советской власти была практически полностью разрушена, ее имущество конфисковано, часть ценностей бесследно исчезла, другая безвозмездно присвоена местными жителями, часть древних предметов поступила в различные музеи и частные коллекции.

Монастырь, просуществовавший почти полтысячелетия, был закрыт в 1918 году.

В начале ХХ века в монастыре спасались иеромонахи: Авксентий, Иасон, Иоанникий, Иосиф, Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Все они были расстреляны за сопротивление советской власти.

В ближайших к монастырю селениях еще с июля 1918 действовал вооруженный отряд, занимавшийся реквизицией продовольствия и скота у местного населения. Фактически это был узаконенный грабеж населения. Это вызывало естественное недовольство у крестьян. Проявление всякого недовольства подавлялось большевиками с участием армейских отрядов. Обстановка в округе была накалена до предела. И вот в такой обстановке 7 августа 1918 года в монастырь прибывает комиссия из 10 человек с целью конфискации монастырских лошадей.

Игумен монастыря отец Иосиф запретил комиссии приступать к делу. Во время устных требований и угроз со стороны комиссии рабочий монастыря Никита побежал в ближайшее село Корекозево за помощью, а монахи ударили в набат. Крестьяне во главе со старостой села Иваном Борисовым вступили в схватку с грабителями. В результате этой схватки были убиты 6 членов комиссии. 8 августа накаленная атмосфера в округе разразилась освободительным восстанием. Крестьяне, численностью около 500 человек вошли в Перемышль и свергли советскую власть практически без сопротивления, арестовали членов исполкома, обезоружили их и отпустили. Отпущенные представители власти, вызвали помощь из Калуги. 9 августа в монастырь ворвался карательный отряд. Были арестованы иеромонахи Авксентий, Иасон, Иосиф и отправлены в Калугу. Крестьяне пытались освободить иеромонахов, устроив засаду отряду, но силы были не равными. Арестованных поместили в Калужский исправительный трудовой дом.

11 августа в Перемышль прибыли армейские отряды, и район был объявлен на осадном положении. Восстание было подавлено. В результате проведенного расследования была признана виновность в восстании против советской власти 17-ти человек, которые были приговорены к расстрелу. В этом списке были и 6 иеромонахов: Авксентий, Иасон, Иосиф, Иоанникий, , Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Первых троих из этого списка расстреляли в Калуге. Из документов Калужской тюрьмы видно, что допрос с ними не был проведен. Остальных 4-х иеромонахов вместе с крестьянами расстреляли в леску у села Корекозево. Монастырь был закрыт.

Позже, после закрытия, монастырь был передан государству для организации МТС, которой руководил Е.А. Киселев (зять К.Э. Циолковского). Великий русский ученый приезжал на велосипеде в село Корекозево к своей дочери Анне, и осматривал монастырь.

В 1924-1926 гг. были составлены первые списки памятников архитектуры Калужского края, и Лютиков монастырь, конечно, был включен в этот список.

В 1926 г. в Калугу от Главнауки были откомандированы два эмиссара, Петр Дмитриевич Барановский и Николай Николаевич Померанцев. Они приезжали разбирать жалобу калужан, присланную в Москву на решение Губисполкома продать с торгов некоторые монастыри и церкви уезда.

П.Д. Барановский, обследовав монастырь, подтвердил высокую его ценность как памятника архитектуры. Мало того, он организовал и выполнил реставрационные работы в здании Благовещенской церкви, после чего музейный фотограф Варвара Петровна Некрасова сфотографировала весь ансамбль, благодаря чему мы имеем сейчас уникальную возможность увидеть то, что нами безвозвратно потеряно.

В 1929 году здания монастыря были переданы сельскохозяйственной артели села Корекозево «для организации крахмалопаточного завода, маслобойки и случного пункта».

В 1930 году монастырь был снова осмотрен директором Калужского Госмузея Н.И. Чалым и художником В.Н. Левандовским на предмет его дальнейшего использования. Они установили, что все строения, за исключением ограды, находятся в полуразрушенном, до крайности запущенном состоянии, стены имеют большие трещины, в соборе отсутствуют рамы и стекла, а реставрационные работы проведены П.Д. Барановским нерационально. Плодовый сад был окончательно уничтожен. Кроме этого, монастырю, как и в старинные времена, угрожала своими разливами река Ока, поэтому хозяйственно использовать монастырь местный сельсовет и колхоз отказывались. На основании этого ими был сделан вывод о нецелесообразности дальнейшей реставрации и сохранении монастыря. Поэтому он был снят с музейного учета и передан Корекозевскому колхозу имени "1 мая" для использования по его усмотрению. Оказалось, что Лютиков монастырь никому не нужен и таким образом он был обречен.

Но, скорее всего, дело не только в этом. В 1918 году был принят декрет об отделении церкви от государства. Начинается борьба с религией и церковью, а значит, уничтожается все, что с этим связано. К сожалению, люди не думали тогда, что они лишают потомков уникальных памятников архитектуры, лишают своей истории.

Большинство каменных построек Лютикова монастыря было разобрано на кирпич, из которого затем строили здания хозяйственного назначения: водонапорную башню, почту, колхозные сараи, а также частные дома.

Еще накануне Великой Отечественной войны стояли монастырские стены, остатки же разрушены уже в 1941году в ходе боевых действий. После войны на месте монастыря остался лишь фундамент. До 1990-х гг. здесь действовала летняя ферма для коров. Затем все пришло в запустение, и долгое время на месте монастыря были лишь заросли бурьяна. О монастыре напоминал только большой деревянный крест.

Впервые о возможности восстановления Троицкого Лютикова монастыря заговорили в 1996 году. Тогда из далекой Сибири пришло письмо от бывшего жителя Корекозева с просьбой восстановить Лютиков монастырь. В конверт было вложено пять рублей – первый взнос. Но начать возрождение древних храмов и стен было решено с поиска могилы расстрелянных в 1918 году монахов и мирян. «Когда мы нашли это место, отступили 100 метров к дороге, обозначили место крестом», - рассказывает руководитель восстановительных работ Троице-Лютикова монастыря Илья Плетнев. С тех пор поклонный крест стоит у автодороги на самом краю села.

Практически вся территория монастыря изрыта черными копателями. Даже в наши дни здесь можно обнаружить старинные монеты. Находят и древние нательные крестики, но их не уносят, а аккуратно складывают у поклонного креста.

В 2014 году было принято решение о возобновлении Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря.

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента были начаты восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день.

Первое богослужение на территории восстанавливающегося Свято-Троицкого Лютикова монастыря в с. Корекозево Перемышльского района Калужской епархии, в селе, в котором храма не было уже почти сто лет, было проведено 12 декабря 2015 года, в небольшой часовне на территории монастыря.

Затем был совершен Крестный ход к памятному кресту, установленному у автодороги Калуга-Козельск в память о погибших в 1918 году братиях монастыря.

Собралось множество верующих из Калуги, Перемышля, Корекозево и близлежащих деревень. Также почтить память расстрелянных в 1918 году монахов приехали представители районной администрации и сельского поселения «Корекозево», а также представители местных СМИ, а прихожане строящегося храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Ахлебинино Калужской епархии, преподнесли в дар монастырю иконы «Святая Троица» и «Достойно есть», вышитые бисером местными умельцами.

Просмотров работы: 445