ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ НАРОДА МАРИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ НАРОДА МАРИ

Харитонов К.В. 1
1
Мангушева А.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Я родился в Республике Марий Эл. Это – земля моих предков – народа мари. Мое раннее детство прошло в марийской деревне. Там живут бабушка и наши родственники. Моя мама и бабушка знают свой родной марийский язык. Бабушка соблюдает некоторые традиции, обычаи. Я хотел рассказать о самых интересных традициях моего народа другим людям, потому что немногие знают о народе мари. Цель моей работы: познакомить других людей с некоторыми обычаями марийского народа.

Основная часть

Я горжусь тем, что я родился в марийской семье. Потому что марийцы – уникальный народ. Марийский край расположен в средней части реки Волги. Марийцы, которые живут на правом холмистом берегу Волги – это горные марийцы, хотя гор там нет. А те, кто живет на левом берегу Волги – это луговые. Левый берег Волги более пологий. Горных марийцев не так много, луговых больше. У горных марийцев – православная вера, а у луговых – языческая. У марийцев самая древняя вера – языческая. Марийцы очень бережно относятся ко всему живому, даже к растениям. Роща для них – священное место. В рощах нельзя ругаться, петь, шуметь. Существуют священные рощи для молений. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика. Ни церквей, ни других сооружений, где марийцы бы молились, нет. Всего в Марий Эл сохранилось более 300 священных рощ. В этих местах держится огромная сила. Самое красивое и высокое дерево в роще является главным. Около этого дерева и проводятся обряды. Народ молится о благополучии своих родных и близких, люди благодарят за урожай и за плодовитость скота, приносят жертвоприношение – гуся или утку. К празднику готовят национальные блюда: подкогыльо (вареники), команмелна (блины), перемеч (ватрушки). Женщины ощипывают птицу, а мужчины разводят костры, устанавливают котлы, варят бульоны и каши, рядом со священным деревом устанавливают специальные столешницы, которые устилают еловыми ветками. Затем их покрывают полотенцами и только потом выкладывают дары. Около священного дерева стоят таблички с именами богов, главный – Тун Ош Куго Юмо – Единый Светлый Великий Бог. Люди решают каким богам они преподносят хлеб, квас, мед, блины. А еще развешивают полотенца, платки – подарки богам.

Национальные праздники

Мы стараемся приезжать в деревню к бабушке на национальные праздники.

Я люблю приезжать на «Шорыкйол» ( Святки).

Этот праздник считается главным в году. Он отмечается со 2 по 9 января. В эти дни девушки и парни наряжаются и ходят по гостям, а хозяйка угощает ряженых чаем, блинами, пирогами. Ряженые благодарят хозяйку. После чая завязывается беседа. Хозяева спрашивают ряженых о будущем урожае, о жизни, о здоровье детей. Вместе с ряжеными проводят разные игры, гадают, загадывают загадки, поют, танцуют. После с пожеланиями всяческого добра ряженые уходят в другой дом. Новогодние маски приносят, по народным приметам, удачу и благополучие в хозяйство и в жизнь человека.

Обычно в празднике участвует не только молодежь, но и пожилые люди с удовольствием наряжаются и веселятся. И до полуночи хозяева ждут гостей в своих домах, и верят в примету «Если ряженый гость у тебя побывал, значит, год будет богатым и счастливым».

Святки в марийской деревне

Я еще очень люблю Пеледыш пайрем. Это – праздник цветов, отмечается летом. Пеледыш пайрем отмечается в честь окончания весенне-полевых работ. Сначала праздники проходят в селах, деревнях, потом в районных центрах и городах. Пеледыш пайрем отмечается весело, люди поют народные песни, танцуют в национальных одеждах, играют на национальных инструментах: бубнах, дудках, волынках. На гуслях играют только девушки. В старину каждая марийка была обязана выучиться игре на гуслях, иначе не возьмут замуж. На этом празднике проходят национальные спортивные состязания. В соревнованиях могут участвовать только марийцы, не верующие в Христа. Важно прийти на соревнования с чистым сердцем и чистыми помыслами.

Марийские музыкальные инструменты: барабан, волынка, гармонь, дудка.

Пеледыш пайрем

Национальные костюмы

Марийский народ талантлив, славился мастерами-умельцами. Мальчиков с ранних лет обучали ремеслу – плести лапти, корзины, плотничать, помогать отцу во всех хозяйственных делах. Одним из самых любимых занятий женщин было вышивание. Мастерство девушки оценивалось ее вышивкой, поэтому маленькие девочки хотели научиться хорошо вышивать. Существует легенда: однажды дочь Солнца спустилась и вышла замуж за простого деревенского парня. Она научила своих земных подруг искусству вышивания. От нее идет традиция народного орнамента. Орнамент – элемент узора, расположенный в определенном порядке. Марийский орнамент состоит из растительного и геометрического элементов. Вышивка располагается на женском костюме – по вороту и по низу платья, по низу передника, на мужском – по вороту и по низу рукавов.

Национальный марийский костюм

Национальные костюмы марийцев

Деревня моей бабушки

Деревня моей бабушки располагается в Моркинском районе республики Марий Эл. Называется она Марий Кужеры. Деревня моей бабушки хоть и небольшая, но очень красивая. В деревне стоят деревянные дома, окна украшены резьбой. Рядом с деревней расположен лес. В лес ходим собирать ягоды: чернику, клюкву, наша бабушка любит собирать грибы. В лесу можно увидеть разных животных и птиц. Рядом с деревней протекает длинная речка (Кужу Ер). А на речку раньше мы ходили с дедушкой рыбачить, также он делал из ивовых прутьев корзины. Рядом с деревней много родников с чистейшей водой. Я очень люблю свою деревню: люблю дом, его запах, люблю гулять по лесу, люблю купаться в речке. Бабушка и мама учат меня марийскому языку. Я с удовольствием от бабушки слушаю марийские предания. В марийской народной песне поется: «Марийский край, прекрасный край» и действительно он прекрасен.

Марийские узоры

Заключение

Именно в марийской деревне, где жили и живут мои предки, я чувствую себя по-настоящему счастливым, мне здесь очень легко и комфортно. Мне кажется, что каждый человек обязан знать о своих корнях, о своем родном крае. Я думаю, что надо сохранить свой язык. Если в марийских семьях будут говорить на марийском языке, язык моих предков никуда не исчезнет. Я хочу, чтобы язык моих предков жил. Надо знать традиции края, где ты родился и вырос. От знания обычаев и традиций своего народа становишься только крепче и сильнее духом. Я с удовольствием буду дальше изучать историю родного края.

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия Т.3.- М., 1970.

2.Краеведческие материалы и фотографии, предоставленные Харитоновой Г.В.

3.Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112с.

4.Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола, 2003.

5.Культурный дневник школьника 2016-2017 год.

Интернет-ресурсы:

1. www. sayings.ru

2. www. izhlib.ru

3. www. maam.ru

4.www. mishred.ru

5.www. elabuga.com

6.www. fishki.net/1431898-istorija-obychai-obrjady-i-verovanija-naroda-mari

Просмотров работы: 546