«СВЯТОЙ ЗЕМЛИ ПОДМОСКОВНОЙ» (ЖИЗНЬ И ПОДВИГ СВЯТОГО МУЧЕНИКА И ИСПОВЕДНИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ КОНСТАНТИНА УСПЕНСКОГО)

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«СВЯТОЙ ЗЕМЛИ ПОДМОСКОВНОЙ» (ЖИЗНЬ И ПОДВИГ СВЯТОГО МУЧЕНИКА И ИСПОВЕДНИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ КОНСТАНТИНА УСПЕНСКОГО)

Чудаков Д.А. 1
1
Беликова Н.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность исследования связана с происходящим в настоящее время религиозным возрождением, изменением отношения к Церкви, вниманием к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, необходимостью приобщения к национальным истокам и культуре, а также наличием памятных дат в истории храма святителя Николая в селе Васютино Московской епархии (230 лет зданию церкви, 145 лет со дня рождения и 80 лет со дня кончины покровителя храма с 1895 г. по 1937 г. святого Константина Успенского).

Предмет исследования: жизненный путь святого Константина Успенского, покровителя Никольского храма села Васютино Московской епархии.

Цель работы – раскрыть суть духовного подвига одного из святых мучеников и исповедников нового времени святого Константина Успенского. Цель конкретизировалась в следующих задачах:

- изучить сведения по истории Никольского храма села Васютино;

- раскрыть основные этапы жизненного пути святого мученика и исповедника нового времени святого Константина Успенского.

В работе использованы теоретические (анализ литературы, архивных материалов, материалов периодической печати) и эмпирические (беседы с людьми, причастными к деятельности храма) методы исследования.

Структура работы: работа состоит из 3-х частей: введения, в котором дается обоснование актуальности, указываются цель и задачи работы, определяются предмет и методы исследования; основной части, в которой раскрывается духовный подвиг святого Константина Успенского, покровителя Никольского храма села Васютино Московской епархии; заключения, в котором делаются основные выводы работы.

Изучение святынь родного края – основа духовно-нравственного воспитания

Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение ее духовности, через приобщение школьников к истории русской культуры, ее духовно-нравственным ценностям. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная. Школа призвана сыграть в решении этой задачи большую роль.

В нашей школе создано и успешно функционирует научное общество учащихся «Эврика». В тематике исследовательских работ учащихся важное место занимают вопросы духовного краеведения: изучение истории святынь нашей «малой родины», документальных свидетельств жизни церковных приходов, биографий священнослужителей, своими жизнями явивших образец исполнения гражданского долга.

Подмосковная земля богата памятниками исторического прошлого. Среди них – храм святителя Николая в селе Васютино Московской епархии. В декабре 2017 года исполняется 230 лет зданию храма, 145 лет – со дня рождения и 80 лет со дня кончины покровителя храма и города, мученика Константина Успенского.

Данное исследование – один из первых шагов по созданию летописи храма. Большую помощь в проведении исследования оказали протоиерей Сергий Шумилов, настоятель Храма Всех святых в земле Российской просиявших, отец Иоанн (Шумилов), настоятель Никольского храма.

История храма святителя Николая

( Николы на Куньих Мхах)

История храма святителя Николая (Николы на Куньих Мхах) в селе Васютино насчитывает более четырех столетий. Его судьба – это судьба России, порой страшная и жестокая. По преданию, земли, на которых расположен храм, почитались как места преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. И действительно, более 600 лет назад леса здешние исхожены Угодником Божиим.

В 1372-1375 г.г. преподобный Сергий подвизался в наших краях, когда он покинул обитель Святой Троицы. Некоторое время ходил Сергий Радонежский в здешних пустынных дебрях, желая найти себе уединенное место. И наконец он выбрал прекрасное место на высоком берегу реки Киржач. Здесь основал он новый монастырь, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Храм в селе Васютино имеет и еще одно название – «Никольская, что на мху у пруда» церковь. Название «на мху» произошло от местности. Когда-то церковь со всех сторон была окружена болотами, топкими трясинами, заросшим мхом. А название «у пруда» дано ей потому, что при погосте, неподалеку от домов священнослужителей, находился пруд, вырытый, как уверяет предание, первыми поселенцами Никольского погоста в 14 веке.

Самые ранние сведения о нашем храме, найденные на сегодняшний день, относятся к 1585 году, о нем упоминают в письме князь Михаил Мезецкий и подьячий Ушак Никитин. В то время была деревянная церковь на погосте, с престолом Николая Чудотворца, основанная, по преданию, Сергием Радонежским. Земли, на которых стоял храм, были дворцовыми, то есть принадлежали семье великого князя, позже – царствующему дому.

В 1787 году на месте старой деревянной церкви была возведена новая каменная с приделом преподобного Сергия. По преданию, в алтаре главного придела – Николая Чудотворца находилась частица мощей святого. Как свидетельствует предание, много потрудились над созданием храма каторжане: рядом проходил печально известный Владимирский тракт, по которому их перегоняли этапами.

В «Паспорте» Церкви указано: «Характерный для Подмосковья образец сельской приходской церкви с храмом типа «восьмерик на четверике». Кирпичная оштукатуренная на белокаменном цоколе церковь в стиле барокко. Трехчастная продольно-осевая композиция включает храм с апсидой, трапезную, колокольню и придел, объем которого примыкает к церкви с севера1».

Прихожане занимались в своих домах бумажным фабричным изделием, плотничной работой. Они отличались теплотой веры и усердием к храму Божьему. Доказательством тому является свидетельство священника Лавра Веселовского: «В 1859 году горели леса и торфяные болота; от смрада и дыма нельзя было различать даже близких предметов. Никакая сила не могла потушить пламени. Оставалась одна надежда на Бога. Молились все и молились усердно; совершали кругом полей крестное хождение; и что же? С того самого дня пошли дожди, и пламя погасло2».

Жизнь и подвиг святого мученика и исповедника нового времени Константина Успенского

История Церкви – это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленой?» История Никольского храма являет нам пример святого подвижничества.

Более сорока лет в Никольском храме молитвенно предстоял перед Господом священномученик Константин Успенский, настоятель храма перед его закрытием в 1937 году. Его предшественник отец Петр Делицын, пастырь с подлинной русской широтой ума и сердца, согласно прошению, 14 апреля 1895 года был уволен за штат, а 18 июня того же года к Николаевской церкви был рукоположен отец Константин Успенский. В годы его службы храм имел благолепный вид, и всякий входящий в него видел, что служащий в нем священник имеет ревность о Доме Божием.

Местные крестьяне жили небогато, сельский быт их отличался незатейливостью и суровой простотой. Фруктовых садов вокруг ни у кого не было. Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из его сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам.

Соблюдая свою паству в вере и благочестии, он стремился к тому, чтобы вся жизнь прихожан освящалась Святой Церковью, чтобы чувствовали они веяние Духа Святого. В праздники Рождества Христова, во дни Святой Пасхи и Пресвятой Троицы, в престольные Никольские праздники он служил молебны в домах своих прихожан. Многих и очень многих он крестил, венчал, исповедовал, приобщал Святых Христовых Тайн и напутствовал перед кончиной. Каждую чету после венчания в венцах провожал до дома, усопших провожал из дома в храм для отпевания и затем до могилы. Весной, в праздник великомученика Георгия, у часовни батюшка перед выгоном кропил домашний скот.

Теплые воспоминания об отце Константине пронесла в сердце через всю свою жизнь одна из старейших жительниц Электрогорска, родом из Головина, Анна Ивановна Ледова: «Мы все очень любили храм в Васютино. Его большой колокол было слышно и в Головино, а на стене храма, как войдешь, был Спаситель в яслях».

Вскоре после своего рукоположения, 11 сентября 1895 года отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а 18 мая 1902 года – заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней. От отца Константина его паства получала первые знания о Боге и православной вере. Еще в начале своей пастырской деятельности отец Константин присоединил к православию трех человек из числа раскольников-старообрядцев.

Отец Константин Успенский своей деятельностью был связан с нашим городом – в то время поселком Электропередача. В 1912 году он освящал закладку электростанции, вокруг которой возник поселок. 12 марта 1914 года на открытии станции батюшка отслужил молебен и повесил икону святителя Николая Чудотворца в машинном зале. Из бесед с нынешним настоятелем Никольского храма протоиереем Сергием Шумиловым стало известно, что в Электрогорске в начале прошлого века был заложен храм. В 1913 году отец Константин освящал закладку его фундамента, существовала часовня, служить в которой приезжал отец Константин.

Усердное служение Церкви было отмечено не раз епархиальным начальством: в 1901 году отец Константин был награжден набедренником, в 1906-м – фиолетовой скуфьей, в 1913-м – камилавкой, а в 1921 году ко дню Святой Пасхи он был награжден синодским золотым наперсным крестом. Последующие годы он был возведен в сан протоирея и награжден палицей.

У отца Константина была большая и дружная семья: сыновья Борис и Леонид, дочери Валентина, Александра и Руфина. Старшие дочери до замужества учительствовали в Васютинской школе. Поучительным для прихожан был и семейный быт священнической семьи. Дом у батюшки был добротный, с разными хозяйственными пристройками, была у него и корова, и лошадь, и сад с пасекой. Помощников в хозяйстве отец Константин и его семья не имели: сами жали, молотили, косили и сушили сено.

Во всем отец Константин был примером для своих прихожан: в вере, простоте, незлобии, благодушии, трудолюбии и трезвенном житии.

Революция 1917 года ознаменовалась в Васютине пожарами: движимые завистью, подстрекаемые разливающейся повсюду человеконенавистнической злобой, крестьяне поджигали друг у друга дома.

В 1930 году в Васютине был организован колхоз имени Седьмого съезда Советов. Местная школа, где сельские дети некогда постигали основы грамоты и Закон Божий, стала местом проведения собраний атеистов. В декабре 1935 года заведующая Васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Отец Константин в положенное время начал совершать богослужение в церкви, и народ слушать речи безбожников не пошел, а собрался в храм на общую молитву. Васютинские жители очень долго не шли в колхоз: «Берите и батюшку. Мы без батюшки не пойдем в колхоз».

В июле 1936 года отец Константин по приглашению прихожан деревни Алексеево служил молебны о ниспослании дождя, но был силою изгнан оттуда местным безбожником. Когда был запрещен колокольный звон и в церкви стали снимать колокола, нашлись и в Васютине молодые люди, не устрашившиеся нанести поругание храму, в котором сами они приняли святое крещение. Отец Константин видел, что зло набирает силу, что молодое поколение теряет связь с Богом и Церковью, что люди не слушают более голоса своего пастыря.

В начале октября 1937 года, накануне закрытия храма, в селе начался пожар, истребивший половину домов. Настоятель храма вышел с иконой и молился, и огонь остановился у самой церковной ограды. Месяц спустя отец Константин и его сын Борис в ночь с 5 на 6 ноября были арестованы. Увозили их из Васютина в тюрьму города Ногинска по узкоколейке на дрезине рано утром. В это время дочь обращенного отцом Константином в православие старообрядца Марфа возвращалась с ночного дежурства домой. Увидев, что батюшку арестовали, Марфа заплакала. Отец Константин подошел к ней, погладил ее по голове и сказал: «Не плачь, дочка, время сейчас такое».

Отец Константин был обвинен в том, что «ведет систематическую антисоветскую агитацию», «сгруппировав вокруг себя контрреволюционный элемент деревни». 10 ноября 1937 года он был допрошен начальником Павлово-Посадского районного отделения УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Пелькельном.

Из протокола допроса:

- Следствие располагает материалами, изобличающими Вас в том, что Вы, будучи антисоветски настроенным, занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством. Признаете Вы себя в этом виновным?

- Виновным себя в этом я не признаю. Антисоветской деятельностью я никогда не занимался.

Отцу Константину было поставлено в вину проведение антиколхозной агитации (обращение к колхозникам не выходить на работу в колхоз, посещать церковь, в противном случае не будет урожая) и даже раздачу яблок верующим, якобы сопровождаемую антисоветскими высказываниями. На все обвинения отец Константин с твердостью отвечал: «Я это не подтверждаю. Никогда ничего подобного никому не говорил. Никакой пораженческой агитации я не вел».

12 ноября 1937 года Пелькен в обвинительном заключении по следственному делу священника Константина Васильевича Успенского написал, что последний, «будучи антисоветски настроенным, систематически среди колхозников вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством» и постановил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области.

21 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССр по Московской области на своем заседании постановила: «Успенского Константина Васильевича расстрелять». 25 ноября 1937 года священномученик Константин Успенский был расстрелян и захоронен в Бутовском могильнике НКВД вместе со множеством епископата, духовенства и мирян.

Одной из отличительных и духовно отрадных особенностей современной церковной жизни в Московской епархии наравне с возрождением разрушенных храмов и монастырей является выявление новых имен, пострадавших за веру Христову в годы гонений на Церковь в 20 веке. В августе 2000года Архиерейским Юбилейным Собором осуществлена канонизация новомучеников и исповедников Российских. К лику святых было причислено 1097 мучеников и исповедников. Среди них – отец Константин Успенский. Епархиальная Комиссия по канонизации святых изучила сведения о пострадавших за веру. Тщательному исследованию подлежали такие вопросы, как отношение пострадавшего к Церкви, не являлся ли он сотрудником органов, поведение человека во время допроса.

Священник Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых утверждал: «Изучая жизнь и подвиг святых мучеников и исповедников нового времени, мы видим в них образец не только религиозного совершенства, но и не можем не восхищаться их любовью к Родине, которая переживала один из самых трагических периодов своей истории. Для мучеников и исповедников православная вера и православная родина были содержанием жизни, измена которым была равнозначным совершению предательства. Мученики и исповедники стояли перед выбором: совершить ради веры и Отечества подвиг самопожертвования или отступить. Отец Константин в страдании засвидетельствовал верность Христу, отверг всякую ложь и неправду3». Жизнь Константина Успенского – образец нравственного совершенства, мужества, пример для подражания. Его жизненный путь – неотъемлемая часть истории Церкви и Родины. Продолжателями этой истории являемся и мы.

В память о священномученике Константине по ходатайству прихожан улица Безымянная города Электрогорска, на которой стоит Покровская церковь, обрела имя Святого Константина. К Дням памяти (19 декабря 2007года) на ней планируется строительство и освящение часовни.

Прихожанин Александр Евдокимов уже в наше время посвятил Святому отцу Константину стихи:

В год черный, страшный, в год кровавый,

Когда в удел невинным смерть

Назначил зверь – посланец ада,

В тебе сиял Господень свет.

Твоя любовь была безмерна,

И добрых дел не счесть твоих,

Дарил скорбящим утешенье,

Страдающим надеждой быв.

Но ложно ближним оклеветан,

Ты пред судом стоишь ЧК,

За веру во Христа расстрелян,

Любовь и добрые дела.

Ты наш отец родной, всем близкий,

Пошли нам силы, веру дай,

Чтобы пройти свой путь тернистый,

И преселиться в горний край.

Заключение

Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, находящиеся на поверхности и передающиеся из поколения в поколение, очаровывая душу человеческую. К таким богатствам относится и память народа о прошлом родной страны, о ее людях.

Проведенное исследование доказывает, что жизнь нашего земляка, Константина Васильевича Успенского, - образец нравственного совершенства, мужества, пример для подражания.

Думаю, что исследование будет интересно и полезно тем, кто интересуется историей своего Отечества, историей культуры своего народа, кто любит свою малую Родину.

Список используемой литературы

  1. Толстой М.В. История Русской Церкви. – М., 1991.

  2. Николаевская церковь в селе Николо-Куньи. Метрика № 281.Сост.: Императорское Московское Археологическое общество, 1887.

  3. Паспорт. Церковь Николая Чудотворца «Что на Мху у пруда». – 1983.

  4. Московские епархиальные ведомости. - № 28. – 1871.

  5. Материалы Московских Областных Рождественских Образовательных Чтений. – М.: МГОУ, 2002-2006.

  6. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Русская Православная церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения. – Вопросы экономики. – М., 2001.

  7. Цыпин В.А. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997.

Приложения

Святой Константин Успенский. 1937г.

Икона с изображением Святого Константина

1 Паспорт. Церковь Николая Чудотворца «Что на Мху у пруда», 1983

2 Московские епархиальные ведомости. М.. 1871,№28. – С.267

3 Материалы вторых Московских областных Рождественских образовательных Чтений. Ч.1. – м.. Изд-во МГОУ. – 2004. – С.68.

Просмотров работы: 381