Введение.
Проблема:
В декабре 2012 года Богучанская ГЭС начала поставки электроэнергии на оптовый рынок. В зону затопления Богучанского водохранилища попали 29 населённых пунктов (25 в Красноярском крае и 4 в Иркутской области), население которых было полностью или частично переселено, в том числе и бывший районный центр село Кежма. Жителей села (и нашу семью в том числе) расселили в разные города и сёла [1]. Люди переехали на новое место жительства, стали реже общаться друг с другом; возвратиться в родное село стало невозможно. Возникла проблема: и те, кто прожил долгие годы в Кежме, и те, кто покинул её ребёнком, могут утратить связь с родным краем, забыть свои корни.
Актуальность:
Люди, вынужденно покинувшие малую родину, должны знать и помнить её прошлое, хранить традиции, знать историю родного села. В 2017 году Кежемскому району Красноярского края исполнилось 90 лет. К юбилею была издана книга «Большая энциклопедия Кежемского района». В ней есть раздел «Наши замечательные земляки» - это своеобразная история в лицах. [2]. О Кежме написано мало, творчество селян практически не исследовано. Я решила продолжить работу, начатую земляками, так как Кежма является и моей малой Родиной.
Цель:
Создание книги, посвящённой с. Кежма, внесение вклада в сохранение культурного наследия Приангарья.
Задачи:
Найти односельчан через социальные сети;
взять у них интервью;
познакомиться с творчеством земляков;
провести опрос среди учащихся моей школы;
5. оформить собранный материал в виде презентации и книги;
6. сделать информацию доступной для окружающих через классные часы в школе, социальные сети, музеи г. Шарыпово, г. Красноярска и г. Кодинска.
Объект исследования: люди, проживавшие в с. Кежма.
Предмет исследования: творчество земляков.
Продукт исследования: презентация и книга.
Гипотеза:
Если я соберу информацию о творчестве кежмарей, чьи работы не публикуются отдельными изданиями, наглядно оформлю собранный материал и сделаю информацию доступной для многих через школьные мероприятия, социальные сайты, городские музеи, то можно предположить, что окружающие узнают о трагедии затопленного с. Кежма и о творчестве её жителей.
Обзор литературы.
На момент затопления моему селу исполнилось 347 лет. 30 лет строилась Богучанская ГЭС. Село с каждым годом становилось все меньше и меньше. Некоторые ждали переселения, не зная, насколько болезненным будет расставание с Родиной. Именно после расставания с селом люди осознали, насколько им был дорог этот маленький родной уголок. Но, увы, у них уже не было возможности вернуться на родную землю. Собирая информацию, я даже не могла предположить, что найду столько талантливых людей, создающих различные произведения и поделки, посвященные своей малой родине. Их стихотворения хранятся в блокнотах, поделки стоят на домашних полках, картины висят на стенах. Книги, которая могла бы познакомить с самобытным творчеством моих земляков, нет. Песни о Кежме можно услышать на застольях, а стихи, в лучшем случае, прочитать на сайте «Кежемское землячество». Я собрала всё это в одну книгу и продлила память о Кежме.
Методы исследования: опрос, интервью.
Основная часть.
Кежма – старинное село.
Кежма – старинное село, районный центр Красноярского края, расположено на реке Ангара. В 60 годы Кежма была крепким, почти образцовым селом, там находилось множество предприятий: аэропорт, больница, детские сады, лесхоз, совхоз и др.
Кежма славилась ангарской рыбой, пушниной и сибирской сосной. А самое главное, чем славилась Кежма, так это людьми, добрыми, сильными, выносливыми.
Красоту тех мест не описать словами. Те, кто жил и был когда-то в Кежме, до сих пор называют ее райским уголком.
В 2012 г. деревне исполнилось 347 лет. В связи с пуском Богучанской ГЭС, селу было суждено уйти под воду. Все жители были переселены в разные города.
Через официальный сайт «Кежемское землячество» [2] я узнала о своих земляках и их произведениях: Попов Н., Карнаухов А.Ф., Рукосуева О., Сорокина Н.А., Турова Т.В., Танцура А.В, Даммер С.. Их стихи, книги, очерки посвящены малой родине.
2. Попов Николай Васильевич родился 9 ноября 1956 года в селе Проспихино Кежемского района. Детство прошло на Ангаре. Закончив школу, уехал в Красноярск. На родину его тянуло постоянно. В 1988 году были написаны первые песни об Ангаре и дивной тайге. Николай Васильевич сочинял и исполнял песни о земляках, родителях. В 2010 г. Николай вернулся на Ангару. Это было последнее лето живой Ангары, живых сел. Шел массовый отъезд земляков. Николай видел горящие дома и расстроенные лица жителей. Эти впечатления и переживания легли в основу его песен:
Горят наши избы, зловещее пламя,
И дым, как туман, застилает реку.
Бульдозер срезает кресты на погосте,
Деревне моей объявили войну.
В память о кежемской земле Поповым Н. были выпущены 2 альбома «Прости, Ангара…».
3. Карнаухов Алексей Федорович.[3] Его стихи о Приангарье, о ВОв – бесценное достояние Кежемского района. Он говорил: «Увлечение стихами, само поэтическое творчество родилось во мне благодаря богатейшей ангарской природе, красавице Ангаре…»
Родился Алексей Федорович 1 апреля 1926 г. в селе Кежма. Воевал, был разведчиком. Учитель русского и литературы. Педагогическому труду отдал более пятидесяти лет жизни. При жизни Алексея Федоровича были изданы 4 сборника его стихов и поэм. Именно он составил знаменитый «Словарь Кежемского говора», содержащий около 2 тысяч слов, написал книгу «Кежемские прозвища». В 1994 г. вышел в свет сборник его стихов «Я жив тобой, родная Ангара». Последние годы жизни Алексей Федорович жил в Саяногорске. Свою Родину он не забывал никогда, это отображается в его стихотворениях:
Мы Родину себе не выбираем,
Мы с детства окунаемся в неё.
История, судьба, родного края,
Моя судьба и прошлое моё.
Так знай, что ты потомственный Ангарец,
Куда б тебя судьбой не занесло.
Что твой навеки постоянный адрес,
Родная Кежма, древнее село.
В январе 2008 г. поэта не стало, но его пронзительные стихи о Приангарье до сих пор живут в памяти кежмарей. Музею Лицея №7 города Саяногорска, где многие годы трудился поэт, присвоено имя А.Ф. Карнаухова. С 25 февраля 2016 г. Кежемской центральной районной библиотеке Кодинска присвоено имя поэта - ангарца А.Ф. Карнаухова.
4. Рукосуева Олеся. Знакомство с Олесей произошло через социальные сети. Женщина пишет песни («Кежемский район», 2007 г., «Скажи мне, Ангара», 2011г.). Многие песни были впервые исполнены в Кежме. Олеся не занимается изданием своих стихов. Поёт для людей на творческих встречах односельчан.
В социальных сетях через группу «Кежма. Потерянный рай» [4] я обратилась с просьбой помочь найти бывших односельчан, которые в своих работах воспевают красоту родного края. Люди откликнулись. Так я познакомилась с Сорокиной Н.А., Туровой Т., Даммером С., Танцура А..
5. Сорокина Нина Александровна - коренной житель Кежмы. Её родословная - 11 поколений всех проживающих в Кежме. «Наша фамилия, - говорит Нина Сорокина, - одна из основателей Кежмы. Большая часть села - нам родня». В 1989 году Нина Александровна с семьей переехала в посёлок Имбинский Кежемского района, но свою малую Родину никогда не забывала и приезжала в Кежму почти ежегодно. В 2011 г., приехав на Родину, чтобы отметить там свое 55-летие, Нина Сорокина увидела полыхающие избы. Уже тогда Кежму начали разрушать (жители еще жили в селе, но дома уже сжигали). Стихи получились экспромтом:
На сердце рана, в глазах тоска,
Но а в душе немая пустота…
Разбито сердце напополам,
Где взять ответ на это нам…
Да и зачем нам тот ответ,
Когда уж Кежмы родной нет…
Все ее стихотворения написаны от души. На вопрос, публикуются ли где-то её работы, она ответила: «Это не публикуется, да и мне это не нужно… Если бы постоянно писала, а тут так, как нахлынет. Критиканты свое слово скажут: то слоган не такой, то рифма не совпадает, там много чего литературного неправильно, а я же не придерживаюсь этого. Это чисто для себя и для друзей. Бывает, под фотографией оставлю свой порыв душевный…»
Хрустальный храм среди тайги
Стоять остался.
Среди безмолвной тишины
Не испугался.
Окажется он под водой
На днище моря.
А людям в ум всем не придёт
Сколь видел горя...
Терзали, били все его,
Ломали стены.
И утопили, наконец,
Подрезав вены.
А он простил, он всех любил
В лихие годы.
Он и себя благословил
На все невзгоды...
Это стихотворение посвящено Спасской церкви, построенной в конце 18 века. Она всегда была для Кежмы талисманом, душой села. Она так и умерла, разрушить не смогли. Три раза подходил бульдозер, чтобы снести, но какие-то неведомые силы не дали этого сделать, каждый раз трактор ломался. Так и оставили ее. Нина Александровна отправила фотографии работ своей мамы - Брюхановой Зинаиды Арсентьевны. Картины, вышитые нитками мулине, до сих пор не потеряли свой цвет. Они хранятся дома в рамках на стене. «Раритет, - пишет Нина Александровна. - Этим вышивкам 60 лет, а маме сейчас 84 года, но она до сих пор создает красивые вещи: декоративные коврики и ажурные салфетки».
6. Знакомство с Туровой Тамарой оказалось не менее интересным. Оказалось, она очень хорошо знакома с моими родителями. В Кежме они работали вместе на одном предприятии. Тамара Валентиновна - коренная кежмарка, сейчас она живет в Сосновоборске. Если б не переселение из родных мест, не уехала бы оттуда никогда. Любовь к Родине отражается в строках ее стихотворений:
Приангарье мое, Приангарье,
Несравненна твоя красота.
Что леса, что поля, что озера
И, конечно, сама Ангара!
Не могу я тобой надышаться,
Наглядеться в тебя не могу,
Для меня нет на свете красивей
Той реки, на которой живу!
Тамара Валентиновна рассказала, что А. Ф. Карнаухов - ее троюродный дядя. Стихи она пишет для себя, для души. Когда Тамара Валентиновна со своей подругой училась в техникуме, они написали реферат на тему «Село мое уйдет на дно морское». Его отправили на конкурс в Москву. Реферат получил премию ЦК ВЛКСМ. Тамара Валентиновна и сейчас не может жить без Ангары. Она каждый год возвращается в родные места, рыбачит на Ангаре. «Рыбалка для меня - моя слабость, и без рыбы я не могу», - говорит она. В 2012 г. был снят фильм «Последняя рыбалка Тамары» [5] с ее участием. В 2013 г. фильм получил в Москве национальную премию, в 2014 г. на Дальнем Востоке - премию «Лучший фильм о природе». Фильм рассказывает о том, как выселенная из родных мест, урожденная ангарка Тамара едет на родину насладиться рыбалкой и в последний раз пройти по пустынной земле, где раньше было ее село, уничтоженное полтора года назад. Через месяц это место станет дном Богучанского водохранилища, его больше никогда никто не увидит. Ушли под воду сотни тысяч гектар земли, миллионы кубометров леса - такова цена строительства Богучанской ГЭС, четвертой по счету электростанции, перегородившей когда- то чистейшую реку в мире - Ангару, ту самую реку, о которой сибиряки говорили: «В озеро Байкал впадает 330 рек, а вытекает одна - Ангара». После того, как был снят этот фильм, Тамара Валентиновна написала стихотворение:
Вот и снова я на Ангаре.
«Здравствуй, - говорю ей, - дорогая!
Очень плохо мне там вдалеке.
Так тоскливо без тебя, родная,
Ты уже не та, что была раньше.
В этом деле не твоя вина».
Люди свои руки приложили,
Заковав в бетон все берега.
7. Танцура Анастасия Викторовна. Основное свободное время Анастасия Викторовна уделяет рукоделию. Она вышивает картины бисером, крестиком, изготавливает тряпичных кукол, обереги, дарит свои работы друзьям и близким. В этом году к девяностолетию Кежемского района сделала на конкурс тряпичную куклу «Ангарская хозяюшка», где получила диплом 2 степени. Большая часть ее работ выполнена на деревенскую тематику, так как Анастасия Викторовна родилась и выросла в Кежме. Ее дедушка - Григорий Антонович Гузенко - тоже был творческим человеком. Он изготовил туес из сибирской бересты и нарисовал картину маслом.
8. Даммер Сергей. Большинство его работ выполнены из дерева: часы, фигуры, туес, корзинки, шкатулки. На его странице в «Одноклассниках» можно найти фото туес, которые сделаны по старинным технологиям. Я написала Сергею Даммеру и попросила его рассказать о своих работах. «Основам меня научил Клим Яковлевич Карнаухов, добрейший души человек, коренной житель Кежмы, он научил меня правильно выбирать подходящую березу, в каком месте, в какое время, и при какой погоде. А потом я уже и сам отовсюду впитывал информацию. Да-да, не шучу! В «хмурый» день без солнца ничего не получится. Самое главное - снять сколотень (берестяной цилиндр целиком поваленного ствола), суметь разместить замок и будущий туес».
О моей малой Родине написано много рассказов, стихотворений, очерков и песен. Выполняя свою работу, я познакомилась с замечательными людьми, моими земляками, их работами, которые потрясают искренностью, преданностью своему родному краю. В их творчестве хранится память, история и любовь к родному уголку. К сожалению, эти работы можно увидеть только социальных сетях и краеведческих музеях Красноярска и Красноярского края, эти работы нигде не издаются и не печатаются, потому что написаны для души, не напоказ. Мне тоже захотелось сделать что-нибудь в память о Кежме. Я нарисовала белочку в Ангарской тайге и написала эссе «Мой автор» о нашем знаменитом поэте - Алексее Фёдоровиче Карнаухове.
Результаты.
Собранный материал я оформила в презентацию, в неё вошли работы: Сорокиной Н. А. «Не теряйтесь, кежмари», «Реквием хрустальному храму», «Хрустальный храм», «Была деревня, нет её…»; Туровой Т. В. «Рыбалка 2014», «Ностальгия», «Весеннее», «Родина»; фотографии картин Танцуры А. В. «Скакуны на водопое», «Деревенский дворик», «Заводь», «Лето в деревне», фотография тряпичной куклы «Ангарская хозяюшка», фотографии работы Даммера С.(туес, сделанный из бересты, часы и статуэтки сделанные из дерева), фотография рисунка Алексейчук Анастасии «Ласточки», фотографии картин Брюхановой З. А., вышитые крестиком, коврик декоративный на стулья, салфетки ажурные, эссе «Мой автор» Мочаловой Анжелы, фотографии работ Гузенко Г. А. (лукошко, сделанное из бересты, картина «Родной уголок», написанная маслом), фотография моего рисунка «Белочка в Ангарской тайге». Я сделала краткое описание Кежмы и вставила фотографии села, Ангары и Ангарской природы.
Презентация получилась красочная и интересная, свой материал я оформила в виде книги [6]. Мне захотелось поделиться своими работами (презентацией и книгой), я отправила книгу в Краеведческий музей города Красноярск, музей города Кодинск, так как большая часть населении Кежмы проживает теперь именно там. Подарила книгу в музей города Шарыпово (Приложение I). В настоящее время в г. Шарыпово проживает более 60 семей из Кежмы. Из музеев пришли благодарственные письма (Приложение I). Также я поделилась фотографиями своей книги в группе «Кежма. Потерянный рай» (группа состоит из более 3000 участников, когда-то проживавших в Кежме и Кежемском районе) [4]. Земляки оценили мою работу, писали слова благодарности. Помимо этого, мне написал администратор официального сайта «Кежемское землячество» [3] и попросил отправить презентацию, после чего опубликовал мою работу на сайте [6].
Чтобы повысить уровень осведомлённости о с. Кежма и творчестве жителей моего села, я провела среди учащихся моей школы классные часы на тему «Кежма». Творчество кежмарей», где рассказала о судьбе моей малой родины, прочитала стихи земляков, показала презентацию и книгу «Кежма» (Приложение II).
Я провела дважды (до классных часов и после классных часов) опрос среди учащихся моей школы и задала два вопроса: 1) знаете ли вы историю с. Кежма?; 2) знакомы ли вы с творчеством людей, некогда проживавших в с. Кежма?
Проведенный опрос показал, что на начало научно-исследовательской работы количество учащихся, не знакомых с историей с. Кежма, составляло 79 %, на конец работы 100 % учащихся были ознакомлены с историей с. Кежма.
На второй вопрос при первом анкетировании отрицательно ответило 38 человек, т.е. 100%. При повторном анкетировании отрицательных ответов было 0%, утвердительно ответили 100 % учащихся. (Приложение III)
Заключение.
Исследуя творчество односельчан, я проделала следующую работу:
Нашла односельчан через социальные сети.2. Взяла интервью у Туровой Т.В., Танцуры А.В., Сорокиной Н.А., Даммера С.3. Познакомилась с творчеством Попова Н.В., Карнаухова А.Ф., Рукосуевой О., Туровой Т., Танцуры А.В., Сорокиной Н., Даммера С.4. Провела опрос среди учащихся моей школы о селе Кежма и творчестве его жителей. 5. Оформила собранный материал в виде презентации и книги. 6. Сделала информацию доступной для окружающих через классные часы, социальные сети, музеи городов Шарыпово, Красноярска и Кодинска.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Я собрала информацию о творчестве земляков, чьи работы не публикуются отдельными изданиями, наглядно оформила собранный материал, сделала информацию доступной для многих через школьные мероприятия, социальные сайты, городские музеи, и окружающие узнали о трагедии затопленного с. Кежма и о творчестве моих односельчан.
Я достигла своей цели: создала книгу, посвященную селу Кежма, тем самым внесла вклад в сохранение культурного наследия Приангарья.
На этом моя научно-исследовательская работа не заканчивается, я планирую создать электронную книгу и дополнять её новыми работами тех, для кого Кежма была и остаётся Родиной.
V. Список литературы: [1] Ангарская культура становится былью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkkras.ru/news/print/id-15612 [2] Н. А. Диденко. Не зарастёт травой забвения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://приангарка.рф/lydi_zemli_priangarskoy/ne-zarastyot-travoj-zabveniya [3] Кежемское землячество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kezhma.com/Kezhemskoe-zemlyachestvo [4] https://ok.ru/kezhma [5] Последняя рыбалка Тамары. Фильм Элины Астраханцевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xKqKQxyx1_E [6] Мочалова Анжела. Кежма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kezhma.com/Tvorchestvo/Anzhela-Mochalova-KezhmaПриложение I
Музей, г. Шарыпово.
Мочалова А. и главный хранитель музея Метелкина К.Ю.
Благодарность из Краеведческого музея г. Кодинск.Приложение II
Представление презентации «Кежма. Творчество земляков» и книги «Кежма» на классном часе
Приложение III
19