БЕЛАЯ ГОРА – СВЕТ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БЕЛАЯ ГОРА – СВЕТ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ

Шарова Е.С. 1
1
Липина Л.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Я приехал: здравствуй, церковь Божья,

Здравствуй, вся родная сторона!

Стало меньше нынче бездорожья,

Лишь дорога к Богу – целина.

Ф.Н. Липатов

На огромных просторах Пермского края есть немало прекрасных мест, в которых человек невольно обращается к Творцу, удивляясь величию и красоте природы. Белая гора уже издавна является местом спасения и молитв. Каждый, кто хотя бы один раз посетил это место, знает, что именно здесь можно испытать чувство спокойствия и гармонии, чувство, когда покидает суета и тревога.

На территории Кунгурского района воздвигнуто около 20 русских православных храмов. Самый знаменитый из них Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Летом я побывала с родителями на Белой горе и посетила Белогорский монастырь. Мы увидели купель, смотровую площадку, постройки для монастырского хозяйства и жильё для служителей, подошли к звоннице, где установлены девять колоколов. А внутри храма остановились у Царских ворот. (Приложение 1)

В Крестовоздвиженском соборе мы увидели много значимых святых икон и мощей (Святых угодников Божьих), узнали о них очень много интересного. Нам показали икону, на которой изображены святой Варлаам с убиённой братией, мы молча постояли у чудотворных икон Казанской Божьей Матери и Святителя Николая Чудотворца. (Приложение 2)

Потом мы прошли по двум этажам огромного семиглавого Крестовоздвиженского храма, прослушали историю о Великой княгине Елизавете Фёдоровне, побывавшей в июле 1914 года на Белой горе.

Узнали и о том, что в мае 1996 года монастырь посетил Алексий II - Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а в августе 2007 года Патриарх Московский и всея Руси – Кирилл.

С вершины горы мы увидели необычайную панораму - море леса на протяжении нескольких километров. (Приложение 3)

Зашли в трапезную и церковную лавку. Спустились по ступеням к деревянной часовне Святителя Николая над Источником. (Приложение 4)

После прогулки по Белой горе и монастырю мне захотелось узнать всю историю этого величественнейшего храма.

Я обратилась с просьбой к учителю, преподающему у нас в школе предмет «Основы православной культуры»- Липиной Ларисе Михайловне и вместе мы приняли решение о создании исследовательской работы о Белогорском храме.

Цель работы:

- поиск и исследование материалов о Белогорском мужском монастыре.

Задачи:

- Обучиться методу сбора информации;

- Получить навыки работы с материалами, документами;

- Отобрать нужный материал, систематизировать.

- Посетить Белую гору и определить значимость монастыря для людей.

Объект исследования: Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь.

Предмет исследования: история Белогорского монастыря и его значение для современного общества.

Методы исследования – личная беседа, анализ, сравнение, анкетирование.

Объектом наблюдениястали люди разного возраста от 10 до 65 лет.

В опросе участвовало 30 человек: 20 человек - учащихся Неволинской школы и 10 - жителей села.

Гипотеза: предполагаем, что храм действительно нужен людям.

Был составлен план работы:

1. Побеседовать с родителями, учителем, преподающим курс «Основы православной культуры», учителем географии, с паломниками.

2. Познакомиться с данными материалами в школьной и сельской библиотеке.

3. Обратиться в Кунгурский государственный архив.

4. Поискать электронные ресурсы.

Листая страницы книг, статьи газет «Искра» и «Новости Кунгурского края» по православию на Кунгурской земле, мы поняли, в каком ключе будем собирать материал о храме:

- значение в истории;

- история постройки храма;

- описание православной жизни;

- узнать о служителях храма;

- как идёт возрождение святыни в данное время?

Глава 1. Значение Белогорского храма в истории православия Кунгурского района 1.1 Свет Белой горы

Захотелось узнать, а почему гору на которой стоит Белогорский монастырь называют Белой? Давно известно, что судьба каждого храма – история России в миниатюре.Белогорский монастырь – это величие на Белой горе.

Оказывается, гора не сразу стала называться Белой. Именовали её и Светлой, потому что вершина по утрам раньше всех освещалась лучами солнца, а так же за прозрачность и целебность воздуха и воды источников.

В народе Белые горы славились своей дремучестью. В окрестных деревнях и рабочих посёлках даже бытовала поговорка. «Уйду – де от вас на Белые горы! – то есть спрячусь так, что никто никогда не найдёт». [12, с.181].

На этот вопрос: «А почему гора, на которой стоит храм, называется Белой?» мы попросили ответить учителя географии нашей школы Карманову Веру Михайловну, 1963 г.р., 15.10.2016 года. Она рассказала нам, что первый выпавший осенью на гору снег уже не тает и остаётся лежать нетронутым покровом, белым – цветом чистоты и святости, до настоящих зимних снегопадов. Это наследие древнего Пермского моря и самая высокая точка нашего края – 446,6 метров над уровнем моря. Ответ на этот вопрос мы нашли и в статье. [5,с. 4].

А вот в книге «По Пермскому краю» мы нашли ещё и другие сведения. Оказывается, что такая высота обозначена на большинстве карт, но это не совсем верно.

По аннинской дороге, в полутора километров от храма имеется точка с отметкой высоты 448 м, а в двух километрах – дорога поднимается на высоту более 450 метров над уровнем моря! Высотная отметка 451,3 м есть и на водоразделе речек Серафимовки и Халанки, тремя километрами южнее храма. В результате из трёх отметок высот, в качестве вершины горы была выбрана ...наименьшая из них! [1,с.16], [18, с.227].

Единственное этому объяснение мы тоже нашли: ведь в советское время в этих окрестностях размещались ракетные точки, а это было секретной информацией.

О Белой горе много сложено интересных выражений. Сама гора - это центр мира, огонь - это солнце, молния, свечение золотых куполов. Днём на горе люди часто видят радугу. Ветер гуляет на вершине горы - вот вам и стихия воздуха. Жители до сих пор уверены, что «Белая гора делает погоду в этих краях», а «крест на горе разбивает тучи». Вода на горе тоже повсюду. В старину Белую гору называли «горой ста источников». [18,с.22].

Со склонов горы берут начало многочисленные ручьи и малые реки: Правая Бырма, Малая Осиновка, Гаревка, Солянка, Большая и Малая Бизярка, Южок, Бым, Большой и Малый Юг, Покровка, Берёзовка и другие.

Таким образом, притягивает Белая гора не только верующих, но и любителей всего экзотического. Четыре стихии собрались в одной точке - грех не воспользоваться.

Белогорский Свято-Николаевский монастырь, за строгость устава называемый Уральским Афоном, без преувеличения известен по всей России. О нём сняты не один десяток фильмов, написаны сотни книг, брошюр и статей в самых разных изданиях.

1.2. История Белогорья

Чтобы узнать об истории Белогорского монастыря мы обратились в сельскую библиотеку, но нужных нам данных не нашли. Тогда мы отправились в Кунгурский государственный архив, который находится на ул. Свободы, 18. Там мы научились заполнять заказ на выдачу документов, копий фонда пользования, описей и изучили документы. [7]

В предисловии к фонду 487 «Благочинный церквей города Кунгура и Кунгурского уезда», страница 3, сказано: «После Октябрьской революции на основании постановления Народного комиссариата юстиции о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви от 31 августа 1918 года. Как во всей стране, так и в городе Кунгуре и в Кунгурском уезде началось массовое закрытие церквей.

Из существующих четырнадцати - к 1935 году осталась одна действующая - Всехсвятская, остальные были закрыты.

Также были закрыты все церкви в трех районах Кунгурского округа. За исключением церквей в д. Шубино, Заспалово Кунгурского уезда и в деревне Тюриково Кишертского района».

А в предисловии к фонду 13, опись 1, дело 143 мы нашли «Акты о передаче зданий Белогорского монастыря Уралсобесу».

Мы не раз слышали высказывание «Уральский Афон». Нам захотелось узнать, а почему Белогорский монастырь носит это название. Из прочитанных книг [4,с.71], [18, с.5] мы узнали, что красоту и величие Белой горы сравнивали с пейзажами Святой горы Афон, а монастырь в народе называли «Уральским Афоном». Устав Белогорского монастыря в царские времена носил подобие «Афонского», за что обитель и была названа «Уральским, а в некоторых источниках (Сибирским, Северным) Афоном».

Нужную информацию мы нашли и на сайте Белогорского монастыря. [17]. Мы узнали, что выстроен он в византийском стиле и напоминает своей архитектурой Владимирский собор в Киеве и очень похож на храм Христа Спасителя в Москве. (Приложение 5)

В статье «Возрождение» мы прочли, что строился он по чертежам того же архитектора под руководством инженера Игнатьева. [2,с. 13 ]

В книгах мы нашли любопытные сведения о том, что план собора был составлен предположительно, по альбомам («Атласам образцовых церквей» конца 1830-х годов) известного зодчего академика Константина Андреевича Тона, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. [18,с.48], . [12,с.176],

Исполнял проект гражданский инженер Е.И. Артёмов. Размеры собора – по 25 саженей (53 м 25 см) в длину, ширину и высоту. [12,с. 176 ]

Таким образом, просмотрев много источников мы так и не нашли фамилию автора архитектурного проекта, возможно их было несколько.

Захотелось узнать, а почему Белогорский монастырь называется миссионерский. Ответ мы нашли в книге «По Пермскому краю». [18,с.176]

Оказывается, изначально он создавался, как миссионерский. Место расположения монастыря было в своё время плотно заселено старообрядцами, скрывающимися в непроходимых лесах Белогорья от преследования властей ещё в 17-18 веках. О результатах деятельности монастыря можно судить по количеству присоединившихся к православию раскольников. В книге священника Иакова Шестакова указывается их число -1601 человек. Безусловно, монастырь – миссионерский, был и остаётся таковым. Традиции миссионерства очень давние: устраиваются чтения, конференции. Есть и миссионерский комитет. Но ещё очень многое нужно сделать: нужно строить храмы, доступные человеку в любое время. И это самое важное миссионерское действо. [18, с.210]

Мне интересно было узнать, кто положил начало созданию Белогорской обители. С этим вопросом я обратилась к своим родителям.

Глава 2. Описание православной жизни 2.1 Основатель Белогорского монастыря - отец Стефан

Мама, Шарова Галина Ивановна, 1987 г. р., 18.10.16 года рассказала мне, что: «9 июня 1890 года настоятель Благовещенского храма в Кунгуре - отец Стефан Луканин пешком добрался до вершины Белой горы. В три часа утра, встречая рассвет, он глядел вниз на зелёное море леса и решил, что именно здесь нужно возвести монастырь. А папа Станислав Анатольевич, 1978 г. р., добавил, что отец Стефан был тогда в здешних краях с миссионерскими делами, он думал, как привлечь старообрядцев в лоно Православной церкви.

Далее мы решили познакомиться с биографией Стефана Александровича Луканина и обратились к книгам [4,12] и статьям [2,5].

Из данных источников мы узнали, что основателем Белогорского монастыря был Стефан Александрович Луканин.

Родился он в селе Усть-Кишерть Кунгурского уезда Пермской губернии. Успешно окончил Пермскую духовную семинарию и в чине священника был направлен в Осинский уезд. Здесь проявил себя с самой лучшей стороны, открыл двухклассное народное училище, которое современники назвали образцовым. В дальнейшем получает благословение Священного Синода и назначается миссионером по Кунгурскому уезду с припиской к Кунгурскому Благовещенскому собору. На новом месте служения отец Стефан борется за установление богослужения, понимая, что оно может привлечь в лоно Православной церкви старообрядцев. Впоследствии переводится в г. Пермь для служения в церкви женского Успенского монастыря. Для успешной борьбы с расколом Стефан Луканин всю жизнь занимался самообразованием, составил прекрасную библиотеку из старинных книг. Имея значительный опыт, отец Стефан смело вступал в дискуссии со старообрядцами, всякий раз выходя из них победителем.

Как основатель обители на Белой горе в 1892 году был избран в пожизненные члены братства святого Стефана Великопермского, а в 1893 году назначен главой строительного комитета Белогорской обители.

1897 год является датой официального открытия монастыря на Белой горе, в который Стефан Луканин вложил часть своего сердца. Он много дал наставлений и ценных советов и письменно, и устно главе белогорских монахов. Эта помощь оказалась чрезвычайно важной, определив во многом лицо обители. [4, с.73]

В 1902 году он присутствовал при торжественной закладке Крестовоздвиженского собора на Белой горе, был награждён золотым, украшенным бриллиантами наперсным крестом. Основанный им монастырь расцвёл, став местом многотысячного паломничества.

В 1903 году духовенство преподнесло знаменитому протоиерею памятный адрес, в котором высоко оценён его подвиг, как «великого труженика и сеятеля на ниве Христовой» [4, с.73].

Считая Белую гору местом особым, горой Божией, Стефан старался бывать на ней как можно чаще. Но не в удобном экипаже, он направлялся обычно к детищу пешком, в священном облачении, возглавляя торжественный Крестный ход, преодолевая 100 км.

Земные труды Стефан Луканин завершил в 1904 году в возрасте 62 лет. Умершего по его завещанию похоронили в Перми на Белогорском подворье. [18, с.23], [4,с.74]. На могилу Стефана Луканина был положен камень из чёрного гранита.

Пермский священник Иаков Шестаков написал об усопшем протоиерее:

Кто честен был, во всём правдивый,

Заветы юности хранил.

Всегда всю жизнь трудолюбивый,

Таланты в землю не зарыл.

2.2 Священнослужители храма

О священниках Белогорского храма мне рассказала классный руководитель – Липина Лариса Михайловна, 1965 г. р., 25.10.16 года. (Приложение 6)

Его первым настоятелем стал Варлаам (в миру Василий Ефимович Коноплёв). Родился он 18 апреля 1858 года в Юго- Осокинском заводе в семье горнозаводских крестьян, принадлежавших к старообрядцам.

В 35 - летнем возрасте принял православие. По указу Святейшего Синода отец Варлаам был возведён в сан игумена и награждён орденом Св. Анны II степени. В 1917 году освящение Крестовоздвиженского храма было его личным торжеством и наградой. Варлаам стал первым и единственным настоятелем до самого разорения обители. В 1918 году был арестован и зверски замучен. [18, с.73]

15 апреля 1991 года с благословения Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II вступил на пост наместника Белогорского монастыря игумен Варлаам (Александр Передернин). Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. [18, с.172]

В январе 1995 года отца Варлаама не стало. На многотрудный пост наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр Ишматов). [18, с.175] (Приложение 7)

С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит Вениамин (Василий Трепалюк) [18, с.175], в сентябре 2001 года - игумен Герасим (Юрий Гаврилович) [18, с.177] , с марта 2003 года – игумен Антоний (Виталий Щукин).

С 2010 года и по настоящее время обязанности наместника исполняет иеромонах Дорофей (Гильмияров). (Приложение 8)

Нам захотелось найти интересные сведения о жизни монахов Белогорского монастыря. Из источников [12, 13] мы узнали, что в 1894 году в обители было 12 человек. Они жили в подвальных кельях и молились.

20 января 1897 года Белогорский монастырь был утверждён штатным общежительным монастырём. В 1904 году общее число братии было 401 человек. Братией было налажено производство сельскохозяйственной продукции, было много коров и до ста лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. В монастыре процветали различные ремёсла: портяжное, сапожное, столярное, токарное, кузнечное, слесарное, переплётное, пимокатное, а также чеканка, золочение и серебрение иконных риз, накладка эмали на металлы, изготовление иконостасов, написание икон, создание живописных полотен, фотография.

Таким образом, мы узнали, что по разнообразию продукции и качеству изделий белогорские монахи не уступали ремесленникам- профессионалам.

24 февраля 1919 года армия Колчака освободила часть пермского края, в том числе и Белогорский монастырь. Монахи стали возвращаться в родную обитель. Монастырь стал возрождаться. Но из 400 человек братии осталось- 270, а к середине марта 1919 года – лишь 132. [12, с.178]

Нам захотелось узнать о правилах жизни монахов. Эту информацию мы нашли в газетах «Голос долга» №4 (32) июль 2014, № 6 (34) ноябрь 2014, № 1 (35) январь 2015, №4. Мы прочли статьи игумена Варлаама (Коноплёва) о строгих правилах наружного поведения для братства Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского мужского общежительного второклассного монастыря Пермской епархии.

Нам было интересно узнать, а сколько сейчас в монастыре живёт монахов? На сайте [17,15] и в многочисленных источниках этой информации мы не нашли.

2. 3 Царский крест

Гора высокого креста,

Гора высокого порога.

Какая мыслей высота,

Молящихся за грешных Богу!

М. Федотовских

Побывав в Белогорском монастыре, я обратила внимание на высокий крест. Мне интересно было узнать что-нибудь и о нём. С этим вопросом я обратилась к библиотекарю сельской библиотеки им. Ф.Ф Павленкова Олейник НадеждеВалерьевне, 1982 г.р., 20.10.16 года. (Приложение 9)

Из её рассказа я узнала, что 9 июня 1890 года Стефан Луканин сооружает на вершине Белой горы деревянный крест из жердей.Эту информацию мы нашли и в других источниках. [4, с.72]

Таким образом, небольшой деревянный крест, вкопанный в землю, положил начало созданию Белогорской обители».

Но датой основания Белогорского монастыря надо считать 16 мая 1891 года, т.к. в этот день во время Крестного хода был освящён Степаном Луканиным на Белой горе 8- конечный крест, высотой в пять саженей (10 м. 65 см.). Воздвигли его в память чудесного избавления Цесаревича Николая Александровича от смертельной опасности (в Японии на него было совершено покушение). В народе крест сразу прозвали Царским. В источниках (1,2) мы нашли разные сведения: по одной версии в 1901 году страшная буря сносит семисаженный крест, который простоял 10 лет (запись от 23 апреля 1901 года сделана летописцем) [12,с. 178], по другой версии – он был уничтожен большевиками в 1917 году. [18,с.23].

27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня был освящён и вновь воздвигнут исторический Царский крест. Его высота 10 м. 86 см., изготовлен из нержавеющей стали на средства благотворителей. [2,с.13],[18,с.250]. (Приложение 10)

2.4 Тернистый путь

Да, туман не достал, а вот тучи грозили

И срывали с него золочённый покров.

Поломав купола, колокол увозили

И облуплены стены под напором ветров.

Ф.Н. Липатов

В свободное время я люблю читать, и о тяжёлой судьбе храма я узнала в школьной библиотеке. Библиотекарь Злобина Вера Павловна, 1964 г.р., 5.12.2016 года,посоветовала мне прочитать книгу «Основы православной веры» [11] и статью «Гора четырёх стихий»[5,с. 4].

Её автор Ольга Машкалёва написала, что «Первый Свято-Николаевский храм был деревянным, он в 1897 году сгорел почти до основания, но строительство храма не останавливалось и в этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии. А в 1918 году его оккупировали большевики. Зверски были замучены 34 монаха. В 1980 году сгорели почти все купола храма».

После пожара собор многие годы был в разрушенном состоянии, без куполов. Стены и фундамент здания впитали около сорока тонн воды.

В начале 20 века снаружи белоснежные стены храма были украшены различными иконами, написанными на жести в мастерской монастыря. Позолоченные кресты на куполах были видны на десятки вёрст вокруг. Самые дорогие иконы, помещённые в иконостасе, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3000 рублей за каждую. Особое благолепие внутреннему убранству собора придавали 18 позолоченных паникадил. [12,с.176].

В своей работе мы попытались проследить некоторые события в жизни храма с 1891 по 1989 год и записать их в хронологической последовательности. Вот что у нас получилось. (Приложение 11)

Заключение

Сегодня в России бурно происходит процесс духовного возрождения – восстанавливаются православные храмы, воцерковляется молодёжь, открываются православные детские сады и воскресные школы.

Мы узнали, как много зла перенесла с 1918 по 1990 год Белая гора, много повидала сломанных и искалеченных судеб. Какой трудный и тернистый путь пришлось пройти Белогорскому монастырю!

Таким образом, интересная и поисковая работа помогла ответить на многие наши вопросы. Теперь я знаю, кто положил начало созданию Белогорского монастыря, о священниках обители и почему его называют Уральским Афоном, о Царском кресте.Выполнив данную работу, мы достигли поставленной цели. В своей работе мы доказали верность выдвинутой перед исследованием гипотезы, а именно убедились, что храм действительно нужен людям.

Поработав с первоисточниками, мы узнали, что каждый храм неповторим и представляет историческую и духовную ценность. А храм на Белой горе – это архитектурный памятник истории, гордость земли Пермской и Российского православия.

Сейчас монастырь - это семиглавый Крестовоздвиженский собор, седьмой по величине храм в России. Собор возвышается могучий, белый, с золотыми куполами, смотрящими в облака. Немного похож на седого старика, немногословного и мудрого. (Приложение 12)

Не зря в народе говорят: «Визит человека угоден Белой горе, если гора встретила его солнцем». Пусть свет Белогорья согревает нас всех своим теплом, а души людей теплеют и тогда все будут счастливы. А кто побывал на Белой горе в первый раз, тот обязательно пусть вернётся вновь!

Список использованных источников и литературы

* Статья из книги или другого разового издания

1. Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья. Пермь Книжный мир, 2003, 15-17 с. Краткий энциклопедический словарь

2. Возрождение, // Новости Кунгурского края № 23, 11-18.06.2014 год.

3. Войны последняя гармошка, Ф.Н.Липатов, Издательский дом Кунгур, 2004.-64 с.

4. Время и судьбы// А. Карсаков – Пермь,2014.- 183 с.

5. Гора четырёх стихий Машкалёва О.// Искра, 20.07.2013 год.

6. Гордость земли Пермской. Н. В. Ермакова. Пермские новости

7. Документы Кунгурского городского архива:

- Фонд 13, опись 1, дело 143: «Акты о передаче зданий Белогорского монастыря Уралсобесу»;

8. Край ты мой заветный. - Пермь: Кн.изд-во.2003.-136 с.: фото

9. Кунгур православный. З. Я. Лепихина. Пермь, «Литер – А», 2007 г.

10. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4-5 классы: - М,: Просвещение, 2012.

11. Основы православной веры Издательский отдел Пермской и Соликамской епархии, Пермь, 2010,-128 с.

12. По Пермскому краю: Туризм в Пермской области - 2. – Пермь: ООО Раритет – Пермь,2005. – 208 с.,ил.

13. Пора нести Крест.//Новости Кунгурского края № 31, 6-13.08.2014 г.

14. Православная Пермь № 10 (194) октябрь 2013 г.

15. Православный портал.

16. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 кл. сред. шк// Ворожейкина Н.И, Соловьёв В.М- М.: Просвещение,1993.-255 с.: ил.

17. Сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон» www.uralafon.perm.ru

18. Свет Белой горы.- Пермь: Кн.изд-во, 2003- 280 с.: фото

Список приложений

1. Красота Белогорского храма. У царских ворот.

2. У икон можно помолиться и исцелиться.

3. С Белой горы открывается великолепный вид.

4. Часовня Святителя Николая над Источником.

5. Храмы России

6. В процессе исследовательской работы: беседа с классным руководителем – Липиной Л.М

7. Священнослужители Белогорья: Стефан Луканин, игумен Варлаам, игумен Герасим, игумен Даниил.

8. Священники Белогорского монастыря: игумен Антоний, игумен Дорофей.

9. В процессе исследования: беседа с руководителем- Липиной Л.М

10. Исторический Царский крест.

11. Важные хронологические события в жизни храма

12. Объект исследования: Величественный Крестовоздвиженский храм в Свято-Николаевском монастыре на Белой горе.

Приложение 1 Красота Белогорского храма. У царских ворот. Приложение 2

У икон можно помолиться и исцелиться.

Приложение 3 С Белой горы открывается великолепный вид.

Приложение 4

Часовня Святителя Николая над Источником

Приложение 5

Храмы России

Храм Христа Спасителя в Крестовоздвиженский храм на

Москве (январь 2015 г.) Белой горе (июнь 2010 г.)

Владимирский собор в Киеве

Приложение 6

В процессе исследовательской работы: беседа с классным руководителем – Липиной Л.М

Дата: 19 января 2017 года

Приложение 7

Священнослужители Белогорья

Стефан Луканин игумен Варлаам

(Коноплёв) - (с 1991 -1995 г.)

основатель Белогорского

монастыря

игумен Даниилигумен Герасим

(с 1995-2000 г.) (с 2001-2003 г.)

Приложение 8

Священники Белогорской обители

игумен Антоний игумен Дорофей

(с 2003 – 2010 г.) (с 2010 г.)

Приложение 9

В процессе исследования: выбор материала о Белогорском монастыре

в сельской библиотеке им. Ф. Ф. Павленкова.

Библиотекарь: Олейник Н.В

Приложение 10

Исторический Царский крест.

(фото 2014 год)

Приложение 11

Важные хронологические события в жизни храма

В 1891 году состоялось воздвижение креста на Белой горе и освящение Царского креста в память о чудесном избавлении цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая 2 от смертельной опасности.По этой причине Белогорский монастырь был назван впоследствии Свято- Николаевский.

В 1902 – 1917 годах велось строительство большого каменного трёхпрестольного храма - Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. [1,с.15], [4,с.75].

В 1904 году Белогорский монастырь был возведён в степень второго класса, без пособия из казны. [12,с.176].

В 1917 году наБелой горе был построен и освящён соборный Крестовоздвиженский храм.Тысячи верующих пришли к храму, шли из разных мест, не смотря на жару, чтобы только увидеть своими собственными глазами построенное чудо, послушать молебен и самим помолиться на Святой земле. [18,с.20]. Вместимость храма составляет до 5000 человек.

В царские времена в монастырь приходило до 70 тысяч паломников ежегодно. [12,с.176].

В 1917 году в нашей стране произошёл октябрьский переворот, в результате которого к власти пришли коммунисты, которые принципиально отвергали религию и боролись с ней.

Поэтому в 1921 году монастырь был закрыт, служб не велось, даже паломничество прекратилось.[4,с.75]. Люди боялись говорить и думать о Боге, о церкви, хотя у многих людей вера оставалась в их сердцах.

В 1922 году имущество храма было разграблено, практически все ценности и святыни были изъяты. Известно, что по аннинской дороге в Осу было вывезено более ста возов «самого ценного монастырского имущества».

[18,с.116]. В марте 1923 года произошла окончательная ликвидация обители. [12,с.178].

В 1923 году была создана Белогорская детская школа - коммуна и детский приёмник для малолетних преступников, а также воинская часть.

В 1924 году - открыли Дом престарелых, а позже Дом инвалидов.[18,с.142].

В 1930 году был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а позднее трудколония.[18,с.142].

В 1941- 45 годах был организован Реабилитационный центр для раненых и инвалидов 2 – й группы.

В 1965 -1967 годах – размещался Психоневрологический центр.

Осенью 1979 года – собор горел, пожаром уничтожены купола. [12,с.181]. В 1980 году – монастырь находится в запустении.

В 1987-1989 годах - располагалось отделение Верхнемуллинского совхоза. [8,с.95].

С 1988 года началось возрождение Белогорского Свято-Николаевского монастыря. [2, с.13].

На протяжении двадцати девяти лет Крестовоздвиженский храм активно возрождается. С 1988 года, когда в России праздновали 1000-летие Крещения Руси, в жизни монастыря наступает светлая полоса. Создаются некоммерческие фонды «Белая гора» (1998 год) и «Уральский Афон» (2003 год) поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. [14, с.24].

В 1990 году территория Белогорской обители была возвращена Пермской епархии. [1,с.16]. 29 января 1991 года Святейший Синод благословил открытие Белогорского Свято- Николаевского монастыря, а 18 мая состоялся акт передачи зданий монастыря в безвозмездное и бессрочное пользование. С немногочисленной братией (10 человек) - был очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский собор.

В 1991 году на горе водружён большой крест на месте Царского креста, уничтоженного в 1918 году.

В 1992 году начаты реставрационные работы (авторы проекта реставрации архитекторы Г.Л.Кацко, А.А.Метелев), отремонтирован братский корпус, отреставрированы мастерские (в настоящее время трапезная монастыря). [1,с.17]. С 20 мая 1993 года является памятником градостроительства и архитектуры областного значения. [4, с.76], [1,с.16].

К началу 1995 года было восстановлено братское общежитие.

13 мая 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II провёл в Белогорском монастыре торжественную службу, посвящённую 600-летию святителя Стефана Великопермского. На прощание он сказал: «История Белогорского Свято-Николаевского монастыря интересна и поучительна.

Это наша история. Прошлое и настоящее нашего Отечества, наших людей. [4, с.76] или [12, с.180].

В 1997 году был проведён Всероссийский телемарафон, приуроченный к 100 – летию Белогорского монастыря и сбора пожертвований на его восстановление.

С февраля 1997 года регулярно проходят Свято - Варлаамовские православно-миссионерские чтения. [2, с.13], [18, с.35].

В 1998 году в здании Пермского Академического театра драмы был проведён благотворительный бал, все средства от которого были отправлены на восстановление Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. Было собрано более 200 миллионов (неденоминированных) рублей. [4,с.24].

12 мая 2001 года из Соликамска на Белую гору привезли деревянную часовню для установки на Святом Источнике. Строительным материалом послужил кедр. [12, с.180].

22 мая 2001 года часовня была освящена в Честь Святителя Николая. Летом 2002 года на Белой горе прошёл первый Всероссийский православно -фольклорный фестиваль «Ильин день».[4, с.78].

9 января2003 года в Белогорском монастыре прошла первая Рождественская встреча благотворителей.

С 2003 года началась реставрация главного храма. Заново покрыты позолотой купола, частично восстановлены фрески, колокол вновь благовестит, приглашая в церковь на молитву. [8,с.94-95].

В августе 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Белогорский монастырь и дал высокую оценку возрождения храма.

Он сказал «Надо идти вперёд сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости». В стене Крестовоздвиженского собора было заложено послание потомкам. Послание вскрыть в 2057 году. [4,с.78].

2 января - день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Это престольный праздник Белогорского монастыря. (из газеты «Голос долга») В 2011 году начала издаваться ежемесячная газета «Голос долга», создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон». [10].

По инициативе фонда «Белая гора» проходят благотворительные концерты в Кремле «Свет Белой горы». [2].

25 августа 2012 года Митрополит Пермский и Соликамский Мефодий совершил Божественную литургию в Крестновоздвиженском соборе Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

В 2013 году начинается возрождение сада рядом с купелью на северном склоне горы.

1 ноября 2014 года состоялись первыедетско- юношеские Свято-Елисаветинские чтения «Белый ангел России», в котором приняли более 200 человек. [газета «Голос долга» № 6, (34) ноябрь 2014]

Уже много лет организуются детско- юношеские лагеря. Летом 2014 года в краеведческо -туристическом лагере «Белогорье» отдыхали 40 человек из школы №140 г. Перми. Да и в январские каникулы дети приезжают в монастырь: из Екатеринбурга и других городов на престольный праздник, на Рождество Христово, Крещение Господне…

Приложение 12

Объект исследования: Величественный Крестовоздвиженский храм в Свято-Николаевском монастыре на Белой горе.

 

37

 

Просмотров работы: 334