СУДЬБА ИКОНЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СУДЬБА ИКОНЫ

Кислякова М.А. 1
1
Кузнецова И.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Старинные вещи

Минувших эпох

Как дороги сердцу

Семейных родов!

В них связь поколений

И вкусы столетий,

В них память

Далеких

ушедших годов…

Непрерываемая связь поколений – вот тайная нить, которая связывает день сегодняшний с днём вчерашним, с нашим прошлым.

Везде, где живет культурный человек, его тянет узнать прошлое своей земли, чтобы разыскать уцелевшие под наслоениями новой жизни забытые характерные черты старой истории земли родной. Н. Г. Чернышевский сказал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины». Родина моей мамы – село Сюзюм Кузнецкого района. Именно с ним связаны самые лучшие воспоминания детства, отрочества моей матери. Именно поэтому мы не продали старенький родовой домик в селе, а стали его реконструировать и обновлять.

Однажды, разбирая чердак, мы обнаружили необычную доску. Папа признал в ней икону. Мне захотелось узнать о загадочном появлении старинной иконы в доме моего отца, что изображено на этой иконе, как икона связана с семьей моих предков.

Актуальность исследования: изучение реликвий позволяет прикоснуться к истории своей семьи, родины, осознать связь времён, а главное – влияет на все происходящее сегодня. А результат мой работы может быть использован в школе, в работе библиотеки, в музее.

Предмет исследования: икона Огненное восхождение пророка Божия Ильи.

Цель исследования: отследив судьбу иконы Огненное восхождение пророка Божия Ильи, смогу узнать больше о своей семье, а также познакомлюсь с реальными историческими событиями, происходившие в селе Сюзюм.

Задачи:

– изучить литературу и источники информации по теме исследования;

– выяснить появление иконы в нашей семье;

– установить название иконы, её возраст, кто и почему на ней изображён;

– определить значение события, изображённого на иконе, в истории моей родины;

– сопоставить полученную информацию с достоверными источниками;

– повысить интерес моих одноклассников к старине, православной культуре и древним традициям моего народа, к своим корням.

Гипотеза: предполагаю, что старинная икона и сейчас имеет большую ценность как семейная реликвия, как предмет искусства и религиозного поклонения, являясь неотъемлемой частью православной традиции.

Методы:

– опрос старожилов - жителей села Сюзюм;

– изучение исторических материалов и их систематизация;

– посещение храма в селе Сюзюм;

– беседы с настоятелем храма иерем Вадим Шумилов, художником-реставратором П.Н.Гулаковым;

– социологический опрос;

– сбор фотоматериалов.

I. Исследовательско - информационная часть

1.1.Общее понятие о иконе

Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών, означающим «изображение, образ». Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.

В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.

Икона – это очень важное наследие христианства. Она, занимает почетный красный угол в доме – воплощение для верующего человека Бога или его учеников. Перед нею молятся, обращаясь к Спасителю, Богоматери, святым, поверяя им свои беды и желания. В древности иконы писались монахами. Прежде чем приступить к работе, они долго постились, молились.

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

1.1.1.Какие бывают иконы?

Все разнообразие православных икон можно разделить на две основные группы: домовые и храмовые иконы. К домовым относятся образы, принадлежащие одному человеку или семье и хранящиеся в доме. Храмовые иконы, как следует из названия, находятся в церквах и монастырях.

Домовые иконы весьма разнообразны: это мерные, венчальные, семейные (родовые), именные, обетные и путные иконы.

Мерные иконы пишут по случаю рождения ребенка и дарят их ему на крещение.

Венчальные иконы пишут в виде венчальной пары, состоящей из двух икон, их дарят молодым при венчании.

Именными называют иконы, на которых написан образ тезоименитого святого или ангела-хранителя.

Путевые, или путные, иконы берут с собой в дорогу, поэтому их еще называют дорожными.

Храмовые иконы бывают аналойными (целовальными), иконостасными, и выносными.

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.

1.1.2.Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.

Икона, посвященная пророку Илье, относится к числу любимых в XVI столетии житийных образов. В таких изображениях происходит соединение средневекового представления о вечности и, в последовательности сменяющих друг друга событий, о земном времени.

1.2. Изображение Ильи Пророка на русских иконах

Изображение Ильи Пророка встречается в двух видах: «Илья в пустыне» и «Огненное вознесение Ильи». И та и другая иконы могут быть «с житием» либо без него.

«Илья в пустыне». На переднем плане изображены горки, скалы, чахлые пустынные кустики. Темная пещера, около которой, прислушиваясь к чему-то, сидит Илья. У его ног течет ручей. Стоит кувшин. Над Ильей в правом углу иконы изображается ворон, который, по легенде, носил пророку еду.

1.3. Икона Огненное восхождение Ильи-пророка на Небеса

Сюжет восходит к текстам Библии. В них повествуется о пророке Илье, который благодаря своей аскетической жизни и борьбе с язычеством был взят на огненной колеснице живым на небо. Свой плащ — милоть, символ пророческого дара, он передал своему ученику Елисею. Илья-пророк является особо почитаемым святым на Руси. Грозный старец, разъезжающий в огненной колеснице по небесам, всегда внушал почтение, граничащее со страхом. Сопровождавшие его выезд громы и молнии заставляют верующих осенять себя крестным знамением. Народ твердо верит, что без его воли не может быть урожая, поэтому Илью представляют себе не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов.

Деятельность Илии относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянкаИезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные благочестивые жители были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Пророк Илия совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности. Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил, устроенного с целью испытания и сравнения могущества Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком. Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию. Но пророк как ветер исчез в пустыне.

1.4.История села Сюзюм

При описании истории села Сюзюм ссылаюсь на то, что в литературе по краеведению нет серьезных и полных данных на этот счет. Проследить полную историю не представляется возможным, так как в то время Кузнецкий район входил в состав Саратовской губернии, а в архиве Саратова сведений о первоначальном существовании села нет, ввиду отсутствия записей в Генеральном размежевании казенных земель.

Село Сюзюм, бывшее Рождественское, основано пахотными солдатами (казаками) в1700 году. Первыми поселенцами были 4 солдатские семьи, которые поселились за оврагом на горе. По сведениям Пензенского архива, крестьяне села были государственные, православные великорусы. Село расположено на речке Сюзюмке, левый приток Труёва, в 32 км. к западу от г. Кузнецка, в 4 км к востоку от села – одноимённая железнодорожная станция. Название могло обозначать место переезда через реку на одной из древних дорог края. А вот начальное название села Рождественское происходило от названия церкви, которая была освящена в 1722 году. В 70-80 годы ХIХ века сгорели многие дома жителей и здание церкви. В 1883 году был построен деревянный на каменном фундаменте храм во имя Троицы Живоначальной. Приделы: во имя Рождества Пресвятой Богородицы (слева) и Рождества Христова (справа). Первоначально это было крестообразное в плане здание, образованное четвериком храма, трапезной с приделами, выступающими к северу и югу двумя объемами, средняя часть которых была отмечена сверху полуфронтонами, и колокольней, от которой сохранился только нижний ярус. В ходе перестройки здание изменило свой план за счет расширения храмовой части в южную сторону, где образовался единый протяженный фасад.

Что касается названия, то есть предположения, что через село Рождественское проходила единственная дорога в Саратов( Святая дорога )в Троицкий Собор Троицкий собор построен стрельцами – коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня – Троице – Сергиева Лавра с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. "Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них "ради службы Государевой" и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование "Троицкий собор". Оттого многие окрестные храмы освящались в честь Живоначальной Троицы.

Перед революцией 1917 года в селе кроме церкви было 408 домов, земская школа, почтовая контора, базар. Кроме земледельцев в селе были кустари, которые делали на продажу телеги, сани, салазки, колёса

В 1930-х годах храм был закрыт, разграблен. Много икон было осквернено и уничтожено в страшные годы гонения на Святую Православную Церковь после 1917 года. Иконы рубили, сжигали, топтали, использовали как простые доски, из них делали табуретки. По воспоминаниям сторожил в те времена в селе люди украдкой продолжали ходить в церковь, постепенно разобрали все что осталось (церковную утварь и иконы) по домам, чтобы сохранить до «лучших времен», когда церковь откроют. Но лучшие времена наступили нескоро, и многие свидетели тех событий до них не дожили. А здание церкви превратилось в зернохранилище, затем в1940 году - стало школой.

Епископ – Гасилов Федор Степанович, как оказалось, родной брат моего прапрадедушки был репрессирован в 1936 году и сослан в ссылку в Казахстан. ( к сожалению фотографии не сохранилось)

Предположения о том, что мой далекий родственник – епископ Федор Степанович, мог спрятать найденную нами икону, весьма обоснованы, ведь после того, как он был сослан в ссылку, в доме оставалась жить его семья. Но после Великой Отечественной войны в живых осталась только дочь епископа –Гасилова – Рыськова Маргарита Федоровна, которая вскоре переехала жить в город Кузнецк. Затем дом перешел по наследству моему деду Гасилову Виктору Степановичу, а сейчас это дачный дом моей семьи-семьи Гасиловых-Кисляковых.

II. Интервью с художником-реставратором Павлом Николаевичем Гулаковым Из беседы с иконоведом, художником-реставратором Павлом Николаевичем Гулаковым, я выяснила, что найденная икона имеет историческую ценность, так как это икона начала 19 века.

Как же проводится осмотр и оценка икон?

Доска для иконы могла быть изготовлена из различных пород дерева(березы, липы, ели, сосны, и дуба, клена, кипариса).

Первым делом смотрят не на лицевую сторону иконы, а на ее оборотную сторону, где можно прочесть «зашифрованную» информацию, подлинную биографию данного образа. На задней стороне иконы упрочняющие шпонки. Шпонки способствовали не только удержанию между собой составных досок иконы, но и не давали иконе изгибаться в следствие неравномерного усыхания красочного слоя и задника.

При осмотре тыльной стороны иконы виден специфический коричневато-черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком от жуков-точильщиков.

В качестве паволоки использовали различные ткани: холст, серпянку или рогожку. Паволока несла совершенно ясную функцию, она укрепляла доску, предохраняя красочный слой иконы от растрескивания и отслоения в случае коробления и растрескивания деревянной основы. На приклеенный к доске слой паволоки наносили левкас, который высушивался и шлифовался, это был последний этап перед тем, как икона попадала в руки иконописца.

Для специалиста по старинным иконам важно не только внешнее состояние доски, но и такие факторы, как ее толщина, вес. Известно, что в старину сама иконная доска часто ценилась даже выше, чем живопись, на нее нанесенная.

Заключение иконоведа П.Н.Гулакова:

Настоящая икона является неотъемлемой частью национального культурного достояния Российской Федерации и не подлежит вывозу за границу. Икона эта, скорее всего, самодельная. Она представляет из себя рисованный образ, наклеенный на деревянную основу.

Время и место: Россия, первая половина 19-го века.

Размер: 35х31 см.

Техника и материалы

Икона: дерево, левкас, темпера, сусальное серебро, природные минералы, тонирующий лак.

Доска: липа, две встречные врезные дубовые шпонки, ковчег.

2.1 Социологический опрос «Знаю ли я историю появления икон в доме»

Для достижения цели мною были опрошены учащихся школы, жители

с. Сюзюм по таким вопросам:

1. Есть ли иконы в вашем доме?

2. Знаете ли вы историю появления икон в вашем доме?

3. Какие иконы у вас в доме и почему? (приложение-диаграмма)

К сожалению, мы обнаружили, что не все дети и взрослые знают историю появления икон в их доме. Это печально. Мы плохо знаем свои корни, это наша большая беда. Нельзя жить, не зная родства, не зная историю своей семьи. Икона-это связующая ниточка между поколениями и национальными, духовными традициями

Старая икона, в первую очередь – произведение для молитвы и любования, поэтому работа реставратора очень важна. Именно он дает «новую жизнь» иконе, как и в нашем случае, для восстановления иконы Огненное восхождение пророка Божия Ильи все пришлось делать заново.

Реставратор убежден: «Нужно питать себя каждый день, войти внутрь, стать частью того, что делаешь, наполнить себя, чтобы суметь отдать»

К сожалению, на старой иконе не было видно каких-либо изображений, только кое-какие отпечатки красок. Знаток иконной живописи узнал в ней икону Огненное восхождение пророка Божия Ильи, тем более что в день, когда он стал ее начинал реставрацию было «знаменье» – лил проливной дождь. На реставрацию ушло около восьми месяцев. Но зато теперь икона нашла свое законное место. Она находится в молитвенном доме в селе Сюзюм Кузнецкого района. Это символично.

III.Историческое событие: освящение храма в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Сюзюм

22 октября 2016 года, в субботу, в селе Сюзюм Кузнецкого района состоялось радостное историческое событие: в этот день был освящён храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Чин великого освящения храма и Божественную литургию совершил Преосвященный Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Кузнецкого округа протоиерей Ростислав Ребровский, настоятель храма иерей Вадим Шумилов, иерей Максим Мальцев, иеромонах Тихон (Швецов), диаконы Алексий Шляпников, Михаил Гудков и Александр Труфанов. За богослужением пел хор под руководством Владимира Ташлинцева и молились жители села Сюзюм.

Во время Литургии за усердные труды в сохранении и укреплении православия на Кузнецкой земле, настоятель Свято-Троицкого храма с. Сюзюм иерей Вадим Шумилов был награжден камилавкой. После Литургии владыка Нестор поздравил жителей села с освящением храма и произнёс проповедь. Также епископ Нестор вручил Архиерейские грамоты за помощь в строительстве храма: А. М. Курышову, А. Е. Полуянову, В. П. Шувалову, Т. А. Ярославцевой, Л. Н. Анкудиновой. С ответным словом выступили: Шувалов Владимир Петрович и председатель приходского совета Курышов Александр Михайлович. Они поблагодарили владыку Нестора за освящения храма, а Александр Михайлович Курышов передал настоятелю церкви два креста , которые местные жители спасли от поругания во времена богоборчества и икону Огненное восхождение пророка Божия Ильи.

НАСТОЯТЕЛЬ - ШУМИЛОВ ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ: « Наша цель – возродить разрушенный в селе Храм, отдать дань предкам и благодарность, тому что с Божьей помощью нам довелось жить в эпоху восстановления и этим мы должны гордиться. Стремясь улучшить духовную жизнь на селе, обновляя внешний и внутренний вид села, духовно меняемся и мы сами. Участвуя в восстановлении Храма мы сохраним Все то, что было создано предыдущими поколениями, и сформируем надежный фундамент для Наших потомков. Мы должны задуматься о завтрашнем дне.

Может быть, это совпадение, но с началом возведения храма в Сюзюме, удаленном от крупных населенных пунктов селе, начались положительные перемены. Например, недавно для сельчан начал работу клуб, открытый в отремонтированном здании.

Заключение

Считаю, что на основе собранного материала достигнута поставленная цель: отследив судьбу иконы Огненное восхождение пророка Божия Ильи, смогла узнать больше о своей семье, а также познакомлюсь с реальными историческими событиями, происходившие в селе Сюзюм.

В результате исследования, мы убедились, что гипотеза верна, так как старинная икона и сейчас имеет большую ценность как семейная реликвия, как предмет искусства и религиозного поклонения, являясь неотъемлемой частью православной традиции, который необходимо беречь и сохранять для будущих поколений.

Икона позволяет прикоснуться к истории родной семьи, а значит, она влияет и на мою жизнь. Святой образ вобрал в себя частичку души каждого из моих предков, тепло их сердец, что всегда будет вызывать ответное чувство, любовь и доброту, делать меня немножко лучше. Семья – лучшая опора в жизни, особенно в наше время. Именно историческая память, почерпнутая из семейных реликвий и преданий, напоминает о том, что помогало нашим предкам и чего так не хватает нам самим.

Собрав, изучив и систематизировав материал по реликвии нашей семьи, я пришел к следующим выводам:

1.Нужно ценить и оберегать все вещи, которые достаются от предков, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

2.Об этих вещах нужно стараться узнать как можно больше, так как со временем эти сведения утрачиваются. Историческое прошлое нашей страны губительно сказалось на памятниках духовной культуры: они разрушены и уничтожены, требует реставрации.

3. Еще я поняла, что реставратором быть сложно. Реставрация — профессия в чем-то сродни занятию врача. Восстанавливая «здоровье» и вдыхая «новую жизнь» в иконы реставратор обеспечивает сохранность памятников русской старины, тем самым делает огромный вклад в развитие и процветание своей страны.

4. Кузнецкая земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Великолепие сохранившихся икон требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.

5. Я рада, что икона, пройдя длинный и сложный путь от рождения до возрождения, нашла свое место в храме села Сюзюм и будет приносить радость всем его прихожанам. (см. Приложение)

Список литературы.

Литература и периодические издания:

1.Ожегов С.И., Шведов Н.Ю./ Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – Российская академия наук. Институт русского языка В.В.Виноградова. – М. – Азбуковник. – 1999 г., – С. 944

2.Лопухин А. П. Илия, пророк / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., – С. 123-128

3. Белова О. В./ «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды, –2004 г., – С. 576

4. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. / Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010 г., — С. 236–259.

5. Веселовский А. Н. Избранное: Традиционная духовная культура. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), – 2009 г., – С. 624

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Религии. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г., –С. 576

7. Илия / Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009г., — С. 236-259.

8. Книга памяти Самарской области,.том 7. Белая книга: О жертвах политических репрессий., 2010г, –С. 20-28

9. Книга Русская православная церковь Московский патриархат. Кузнецкая епархия Архиерейское богослужение в селе Сюзюм Кузнецкого благочиния, 2013г., –С. 10-14

Интернет источники:

1. Илья Пророк [электронный ресурс], режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Илия_(пророк)

2.Государственные архивные документы Пензенской области., [электронный ресурс], режим доступа: http://arhiv-pnz.ru/page/3246

3. Православный журнал «Фома» Иконы пророка Божия Илии.Автор А.Моисеенков, [электронный ресурс], режим доступа: https://foma.ru/ikonyi-proroka-bozhiya-ilii.html.

4.«Православные храмы земли Пензенской» предоставлена автором Дворжанским Александром ,[электронный ресурс], режим доступа: https://dvorzhanskiy.ru

5. Освящение храма и Божественная литургия в Троицкой церкви с. Сюзюм Кузнецкого района, [электронный ресурс], режим доступа: http://пензенская-епархия.рф/?p=100764

Приложение

оборотная сторона иконы лицевая сторона иконы

Отреставрированная икона Огненное восхождение пророка Божия Ильи.

в Троицкой церкви с. Сюзюм Кузнецкого района

 

Новый Храм Троицы Живоначальной,построеный на пожертвования

 

 

Старое здание церкви

 

 

Настоятель церкви священник Вадим Шумилов

 

 

Мать

Гасилова-Кислякова Мария Викторовна

Отец

Кисляков Андрей Вячеславович

 

 

Я-Кислякова Марина

Дедушка и бабушка

Гасиловы

Виктор Степанович и

Елена Владимировна

Моя семья

 

 

Мой прадед-Гасилов Степан Дмитриевич

 

P.S.:

О чем молятся Пророку Божьему

Перед иконой Пророка Ильи молятся много людей, которых святой обратил в свою веру. Святому возносят молитвы земледельцы с просьбой о:

- Хорошей погоде для эффективного выращивания урожая,

- Высокой урожайности,

- Кроме того, святому молятся и просят защиты для семьи от ссор и телесных недугов. Также стоит отметить, что икона Пророка помогает людям во всех начинаниях. А холостые девушки еще из древне просили у Ильи хорошего и достойного мужа.

Молитва Илье Пророку звучит так:

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Просмотров работы: 265