Представьте себе комок глины. Он не отливает золотом, как самородный слиток, не светит серебром, словно луна. Но недаром в народе говорят: «Не все то золото, что блестит». Так можно сказать и о глине, если, конечно, за глину возьмутся умелые руки.
От доисторических времен до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась великолепным строительным материалом. Из размытой под дождем глины еще неумелая рука первобытного человека грубо вылепила первую плошку, из глины мастера Египта, Греции, Вавилона создавали великолепные предметы: светильники, амфоры, посуду.
Изобретение кирпича сделало человека могучим творцом городов, крепостей, храмов. Люди, возводившие их, мечтали, чтобы творения их были красивы, чтобы вошли в историю.
При наблюдении за археологическими раскопками, которые проводились на территории калужского парка культуры и отдыха, я заметила, белеющий в земле яркий осколок неизвестного мне предмета. В культурном слое был фрагмент изразца. Я захотела узнать как можно больше об этом удивительном предмете. Зачем были нужны изразцы? Как создавались и кем? Почему изразцы не используют сейчас?
Вместе с моими родными я побывала в художественном и краеведческом музеях Калуги, где хранится много изразцов и несколько изразцовых печей, а так же попыталась узнать, где еще можно увидеть изразцы.
Целью моей работы является:
изучить историю калужских изразцов, их изготовление и художественные особенности.
Предметом исследования:
-Калужские изразцы и печи
Задачи исследования
- Изучить историю возникновения и развития изразечного производства в Калуге.
- Систематизировать калужские изразцы по типу рисунка.
- Создать раскраску для младших школьников «Забытая сказка. Калужские изразцы», которую можно использовать на уроках краеведения и рисования.
Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.
Новизна работы: популяризация малоизученной темы
Глава I
Изразцы. Изготовление изразцов.
Рис.1 Рис.2
Изразец – глиняная обожженная плитка с коробкой, которая называется румпой на тыльной стороне для крепления в стенной или печной кладке. Румпа изразца представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.(рис.1,2)
Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом.
Происхождение слова «изразец» до сих пор не совсем ясно. Оно похоже на слово «образец» и могло обозначать определенный рисунок, орнамент. Есть еще версия, что название произошло от славянских слов израз и резь – резать, проводить черту. Может быть отсюда и происходит название «изразец» - изрезанный. Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали резчики форм и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича.
Рис.3
Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до нашей эры.(Рис.3) Изразцовое искусство в России существует более 10 веков. Самые ранние изразцы относят к 10 веку – они являются ровесниками крещения Руси. При раскопках в Киеве в 1907 году были найдены изразцы 10 века, это одни из самых старых изразцов в мире. Такими яркими узорными керамическими плитками украшали стены, наличники окон, и карнизы храмов. Изразцовые нарядные печи были неотъемлемой деталью русского жилища.
Сейчас нет возможности установить точное время возникновения изразцового производства в Калуге. Но не вызывает сомнения, что триста лет назад производство изразцов в Калуге уже существовало.
С начала 17 века изразцовые печи впервые упоминаются в документах. В 1613 году сведения об изразцовых печах упоминаются в приходно-расходных книгах московских приказов.
Рецепт изготовления изразцов на первый взгляд был прост. Заготавливая глину, ее складывали на открытом воздухе, где она вылеживалась- замерзала, оттаивала, мокла под дождем. Благодаря этому глина становилась пластичной, особенно после того, как ее хорошенько переминали, добавляли наполнители, в первую очередь песок. Такую глину набивали в деревянную форму с углублениями «зеркальным» резным изображением, которую укрепляли на гончарном круге, после чего, медленно вращая круг, налепляли румпу. После того, как глина подсыхала, форму легко снимали, изразец досушивали до окончательной усадки и обжигали в горне. (Рис.4)
Рис.4
1.2. Виды изразцов.
Первые изразцы были такого же цвета, как горшки, терракотовые. Оранжево-красный – цвет обожженной глины.(Рис.5) Цвет довольно однообразен. И потом, предмет из обожженной глины хотя не деформируется от увлажнения, но настолько порист, как губка, что не удерживает жидкости и легко пропускает ее через стенки. Поэтому глиняные изделия, посуду и изразцы стали покрывать таким слоем, который придает их поверхности более красивый вид и вместе с тем непроницаемость от влаги.
Рис.5
Этот защитный слой по составу своему похож на стекло, которое закрепляется на поверхности глины при обжиге. Его называют глазурью. Одно из значений слова глазурь – густой сахарный сироп, которым поливают торты, пирожные. Глазурь бывает прозрачная или непрозрачная, бесцветная или окрашенная.
Изразцы 17 века назывались муравлеными изразцами. (Рис.6)Глазурь, которая их покрывала, была зеленого цвета травы-муравы. У изразцов выпуклый орнамент – рельеф. Калужане любили изображать на них растения и животных. Они были все покрыты мелким орнаментом.
Рис.6
Изразцы, которые мастера стали изготавливать позже, очень отличаются от муравленых. Вскоре главное место заняли новые, уже многоцветные - «ценинные» изразцы. За 30 таких плиток нужно было заплатить сумму, равную стоимости одной лошади.
Ученые до сих пор спорят о происхождении слова «ценинный». Одни полагают, что «ценина» означает изделие, покрытое синей поливой, другие – что ценное, дорогое.
1.3.Применение изразцов.
Что украшали такими плитками?
Многие годы изразцовое искусство было связано с архитектурой.
Изразцами были украшены постройки, имевшие важное общественное значение: церкви, колокольни, государственные учреждения. Размещаясь изразцы в их основных частях: на шатрах и на барабанах глав, на стенах, в наличниках окон.
В краеведческом музее хранятся изразцы из Георгиевской церкви города Калуги, разобранной в 1933 году. Это изображение двуглавого орла. Этот символ царственной птицы встречается и в украшении башен московского кремля.
Единственные сохранившиеся до наших дней на калужской земле изразцовые украшения на постройках – это вставки на фасадах колокольни конца 17 века Пафнутьева-Боровского монастыря. (Рис.7)Они представляют собой изразцовые панно с изображением ваз, птиц, плодов. Такими же яркими крупными керамическими изделиями крашены храмы Москвы (колокольня церкви Козьмы и Дамиана) и Рязани.
Рис.7
Украшали изразцами и печи. Раньше дома обогревались только печами. Морозной зимой жарко топится печь. Покрытая цветными изразцами печь становилась очень нарядной. Выразительный образ древнерусской изразцовой печи вдохновлял художников и поэтов, превращаясь в их произведениях в сказочный символ прошлого. Вспомним пушкинскую сказку:
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут
1.4. Изразцовые печи в Калуге.
В краеведческом музее в экспозиции размещена печь из несохранившегося дома г.Калуги. (Рис.8)Рисунок на печи не заканчивается на одном изразце, а продолжается и на втором и на третьем. Изразцы расписаны нежными тонами. Сочетаются коричневый, желтый и зеленый цвет. Эта печь напоминает многоэтажный дворец с колоннами. Колонны расписаны гирляндами цветов. На изразцах часто делали надписи. Иногда они просто объясняли рисунок, а могли быть написаны и поговорки. И была печка, как раскрытая книга. Рассматривай ее и читай. Посмотрев на эту печь мы можем узнать, в каком году ее изготовили. Второй такой печи в Калуге и в других городах пока еще не найдено. По подсчетам сотрудников музея печь насчитывает 480 изразцов.
Рис.8
Палаты Коробовых – первый каменный жилой дом в Калуге. Из записи 1697 года известно, что в каменных палатах купца Кирилла Ивановича Коробова были «две печи ценинные» Сохранились фрагменты печи.(Рис.9)
Рис.9
В ходе моего исследования я узнала о печах, которые и поныне украшают собой некоторые здания Калуги:
Сохранилась печь из помещичьего дома в поселке Полотняный Завод. Это подлинное произведение искусства. (Рис.10)
Рис.10
Печь 1780 года, находилась в доме Ченцовых (ныне ул.Кутузова 34). В советское время она была перевезена в художественный музей. Печь украшена изразцами с крупной синей росписью.
Печь из дома Тишковых (сейчас ул. Пушкина, д.17).(Рис.11)
Рис.11
Так же удалось обнаружить фотографии печей снесенных домов нашего города, к сожалению изразцы этих печей не были сохранены. А обладатели калужских изразцовых печей бережно хранят их, дорожат ими и не слишком желают с ними расставаться
1.5 Калужские мастера
В фондах Калужского областного краеведческого музея хранится не совсем обычное знамя. Квадратный железный лист расписан масляной краской. С одной стороны – на голубом фоне горизонтальный серебряный переклад с короной вверху – герб города. На другой – два узорчатых печных изразца. И над ними надпись «Кафильнаго». Это знамя городского ремесленного цеха изразечников. По свидетельству «Топографического описания Калужского наместничества» изданного в 1785 году : -…фабрик изразцовых 10.
На протяжении почти трех столетий жители нашего города занимались изготовлением изразцов. Возник этот промысел не на пустом месте. Издавна здесь было налажено производство посуды и игрушки из глины, залежами которой богаты не только окрестности города, но и вся Калужская губерния. Изразечных дел мастера жили недалеко от Ильинской церкви на улицах Горшечной (ныне Первомайская), Ильинской (Кутузова) и в Жорином переулке (первый Красноармейский переулок). Династии Свечниковых, Рыжовых, Ланеевых, Фалеевых, Кувшиниковых имели свои цеха.
Известно, что глину для изготовления изразцов добывали близ деревни Бабинки, в пяти верстах от Калуги. Это месторождение до сих пор известно среди местного населения. Оно считалось самым лучшим.
Слава о калужских мастерах шла по всей России. Калужскими изразцами снабжали не только Калугу и ее окрестности, но и центры других губерний, отправляли в Москву, Санкт-Петербург, на Украину.
Когда знаменитый Растрелли приступил к строительству в Москве в Лефортово для дворца царицы Анны Иоановны, изразцы для дворцовых печей были заказаны калужским мастерам. И красотой своей и качеством калужские изразцы не уступали московским. Когда в ноябре 1753 года для восстановления сгоревшего Головинского дворца в Москве срочно потребовались изразцы для печей, они были куплены именно в Калуге. Вот как сообщает об этом документ: «...В Калуге найдено было израсцов на 20 печей, считая на каждую по 1145 израсцов. Израсцы эти на 40 роспусках немедленно доставлены в Москву. Из Калуги же отправлено самых лучших печников».
Существует легенда, что Екатерина II очень любила изразцы калужских мастеров и говорила, что их рисунок успокаивает ей нервы.
Печи калужских мастеров можно увидеть в залах Государственного исторического музея , в Волковских палатах в Москве (Рис.12) , в музее барона Штиглица в Санкт-Петербурге(Рис.13).
Рис.12 Рис.13
1.6. Классификация калужских изразцов.
Ознакомившись посредством посещения музея, осмотра изразцов у калужских коллекционеров и изучения литературы я разделила калужские изразцы на следующие группы:
Изразцы – архитектурное украшение.(Рис.14)
Рис.14
Они использовались для наружной отделки зданий.
Печные изразцы с растительным орнаментом.
рис.14
(калужский искусствовед М.Днепровский попытался сделать зарисовки сохранившихся изразцов и из рассказов старожилов установить название узоров. Это «цветок», «лимончик», «корзиночка», «деревцо». Такие рисунки очень полюбились горожанам, изображения плодов, корзиночек с цветами выполняли роль мини-натюрмортов)
Печные изразцы с рисунком «вазон». (Рис.15)
Рис.15
(довольно простые изразцы с изображениями разной формы вазы, геометрический орнамент с крупным изображением вазы в центре)
4. Печные изразцы с изображением людей или лубок.(Рис.16)
(рисунки этих изразцов посвящены воинам 1812 года и лубочным персонажам: горожанкам, гувернерам с детьми и пр. Главным персонажем изразцовых сюжетов был обычный человек, его внешние и внутренние формы личности.)
Рис.16
Из-за того, что между калужскими мастерами возникала «художественная конкуренция» изразцы только выиграли. Сюжет повторялся, а краски на изразцах играли разные. К сожалению, сейчас трудно сказать, к какой мастерской принадлежит тот или иной изразец.
В калужской области возрождают старинный промысел. ПКФ «Фарфор» налаживает на своем предприятии производство керамических изразцов. Я могу уверенно сказать, что традиции изготовления архитектурной керамики живы на Калужской земле.
1.7. Альбом-раскраска «Забытая сказка. Калужские изразцы».
На основе моей систематизации была создана творческая работа: альбом-раскраска «Забытая сказка. Калужские изразцы». В ней представлены фото калужских изразцов и картинки для раскрашивания, а так же словарь терминов. Надеюсь, что моя работа побудит интерес к истории калужского изразца, который и сегодня нуждается в открытиях, находках и поисках нового.
Заключение.
При ближайшем знакомстве калужский изразец оказался невероятно богат и многогранен. Можно смело сказать, что изразцы – «опознавательный знак» русской культуры. Я хочу обратиться к учителям, краеведам, собирателям, но в первую очередь к школьникам и студентам, только открывающим для себя страницы истории нашего города. Мало кому известные изразцы – великая ценность и для будущих поколений, и для ученых сегодняшнего дня. Ведь найдя изразец, или его яркий обломок можно отметить место находки на плане города и рассказать о ней специалистам. А может быть, изучая калужские изразцы, кто-то станет учителем истории и краеведения, искусствоведом, архивистом или преданным старине собирателем.
В ходе работы я узнала много слов, названий, которые раньше были мне незнакомы. Их я привела в словаре терминов.
Словарь терминов
Барельеф-вид рельефа, когда изображение выступает не более, чем наполовину своего объёма.
Глазурь- стеклообразный сплав , которым покрывают глиняные изделия.
Глазурование- обработка керамических изделий глазурью.
Глина- каждый вид глины, кроме белой, при обжиге меняет цвет (например, зелёная становится розовой, синяя и черная – белой). Традиционно глину называют по цвету, который она получает после обжига: беложгущаяся (белый цвет), светложгущаяся (светло-серый, светло-желтый), темножгущаяся или красножгущаяся (красный, красно-коричневый, коричневый).
Горн- печь для обжига керамики, топившаяся дровами.
Изразец, кафель- керамическая плитка с румпой на тыльной стороне.
Керамика- изделия из глины или глиняной смеси с различными неорганическими соединениями, закрепленные обжигом.
Культурный слой- нанесенный за многие годы слой земли, под которым скрываются остатки сооружений, разнообразные предметы, следы деятельности человека минувших эпох.
Муравленный- покрытый прозрачной глазурью зеленого цвета.
Панно- обрамленное орнаментом либо лепной рамой часть стены со
Полива- глазурь, которую используют для покрытия керамических изделий.
Поливная керамика- изделия из обожженной глины, покрытые глазурью.
Рельеф- выпуклое изображение на плоской поверхности.
Русская печь- наиболее распространенная на Руси тип печи без дымооборота.
Терракота- (terracotta, итал. – обожженная земля) – керамические неглазурованные изделия.
Ценинный- многоцветный изразец.
Эмаль- глазурь с оловянными добавками, делающими ее непрозрачной
Список литературы
1. Баранова С.И., Москва изразцовая, М., Издательство «Москвоведение», 2006г.
2. Шелудченко А.Г., Москва в творчестве Татьяны Мавриной, М. , Издательство «Москвоведение», 2006г.
3. Муравьев В., Московские слова и словечки, М. Издательство «Изограф», 1998г.
4. Маслих С.А., Русское изразцовое искусство 15-19 веков, М., Издательство «Изобразительное искусство», 1976г.
5. Днепровский-Орбелиани А.С. Калужские гончары-строители. Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2006
6. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. М.: Советский художник, 1966
7. Кожевникова Н.И. Калужские ремесленники. Издательство «Фридгельм», 2012