ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ»

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ»

Петрова Е.А. 1
1
Абрамова Н.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Ведение.

Война… Великая Отечественная, как далека она от нас, сегодняшних школьников… Только по книгам, кинофильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоёвана Победа. Все дальше и дальше уходят от нас «ревущие сороковые», но жива память о миллионах жизней, отданных за свободу, независимость, чистое небо над головой.

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая цивилизованность от дикости»,- писал А.С. Пушкин. Наше уважение к прошлому, к истории родной страны проявляется в бережном отношении к участникам Великой Отечественной войны, в стремлении помочь конкретным людям: бабушке, дедушке, соседу-ветерану... Все эти люди, отдавшие приближению Победы молодость, здоровье, так теперь нуждаются сами в простом человеческом внимании, тепле и заботе.

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. История школы №8 началась 3 сентября 1952 года, когда первые ученики и учителя переступили её порог. Учителя, рождѐнные в 20-30 е годы – какие они были, что довелось им пережить? Какой след Великая Отечественная война оставила в их биографии? В поиске ответов на эти вопросы появилась тема для исследовательской работы: «Фронтовые дороги учителей школы №8».

Цель исследования: восстановить фронтовой путь учителей, работавших в школе №8, собрать и оформить материал для создания постоянной экспозиции в школьном музее.

Объектом исследования являются документы и семейные фотографии.

При выполнении исследовательской работы были поставлены задачи:

1. Собрать информацию об учителях средней школы №8 Великого Новгорода, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

2. Оформить собранную информацию в документальном виде и разместить в школьном музее.

3. Подготовить электронную презентацию об учителях фронтовиках.

4. Использовать информацию для ознакомления учащихся школы, родителей с историей нашей школы.

Методы исследования:

• Работа со школьным и семейными архивами.

• Беседа с родственниками, коллегами по работе, знакомыми.

• Анализ школьной документации.

• Работа с Интернет ресурсами.

Гипотеза исследования: учителя-фронтовики были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу.

2.Основная часть

Учителя – фронтовики.

В истории нашей державы

Есть множество ярких имѐн

Достойных и Чести, и Славы,

В нашей школе работали учителя, которые в 1941 году с оружием в руках встали в единый строй защитников Отечества. Образование и педагогический опыт помогали им, находясь на передовой, стать душой воинских коллективов, быть впереди при выполнении боевых задач. Вернувшись с поля боя, они продолжили работу, всю свою жизнь, посвятив педагогическому труду.

2.1Алексеев Михаил Николаевич, директор школы №8 города Новгорода. (приложение 1)

Алексеев М.Н. родился 18(17) ноября 1924 года в деревне Дворищи Маловишерского района Новгородской области. Отец, Алексеев Николай Степанович, участник I Мировой войны, в 1920 году вступил в ряды Красной Армии, служил в военизированной охране Октябрьской железной дороги, затем перешел в пожарную дружину. Мать Локкинен Ирина Васильевна была домохозяйкой. С 1937 года семья проживала в Малой Вишере.В сентябре 1941 года ушел добровольцем в ряды Советской Армии. На фронте был с 1942 года по 1945 год. Воевал на Ленинградском и 2-ом Белорусском фронтах в составе 5-ой Гвардейской Минометной бригады. Дважды ранен. Был в двух шагах от смерти в годы войны (осколок разорвал селезенку, последовало длительное лечение, затем – снова фронт). В 1943 году за образцовое выполнение боевого задания был награжден медалью «За боевые заслуги». Войну закончил в Минске.

С1945 по 1957 годы находился на руководящей комсомольской и партийной работе. В течение 10 лет, с 1957 по 1968 гг. работал директором Маловишерской средней школы №1. Школа была участницей выставки достижений народного хозяйства, награждена Дипломом I степени ВДНХ, а ее директор Золотой медалью ВДНХ. Сам Михаил Николаевич награжден в 1961 году Почетной грамотой Министерства просвещения за успешную работу. С 1968 по 1979 год Михаил Николаевич работал заведующим Новгородским городским отделом народного образования. За 4 года под его руководством было построено 4 школы на 4760 мест,11 детских садов на 2380 мест. С 1979 по 1987 год работал директором школы №8 города Новгорода. Много внимания он уделял развитию детского самоуправления, трудовому воспитанию. В 1984 году Комитет по защите мира награждает Михаила Николаевича Почетной грамотой за активную деятельность в движении сторонников мира. С 1987 по 1996 год работал учителем граждановедения нашей школы. Михаил Николаевич завершил свою трудовую деятельность 1 декабря 1996 года, отдав детям, школе, педагогике 49 лет жизни. В Почетной грамоте отдела образования Новгородского горисполкома отмечена активная работа Алексеева М.Н. с молодежью. За патриотическое воспитание молодежи он был награжден Почетной грамотой Советского комитета ветеранов войны, которую ему вручал лично летчик, Герой Советского Союза А. П. Маресьев. Всю свою жизнь он совершенствовал свое профессиональное образование закончив партийную школу в 1947 году (её окончание приравнивалось к окончанию учительского института), затем Ленинградский педагогический институт по специальности история (1955 год), в Калинине прошел курсы по основам управления школой (1984 год). Ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР» и «Отличник народного просвещения РСФСР».

Награжден орденами «Трудового Красного знамени», «Отечественной войны I степени» и 11 медалями. 2.2 Давыдов Николай Петрович, военрук средней школы №8 г. Новгорода. (приложение2)

Подполковник запаса участник Великой Отечественной войны.

Родился 15 февраля 1922 года в деревне Сергеевка Талдомского района Московской области. В армию был призван 1 января 1940 года. Курсант летного военного училища. В боевых действиях непосредственное участие принимал с июля 1941г. в качестве стрелка- бомбардира. С 1943 по 1945 был штурманом звена бомбардировочного авиаполка. Принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. Воевал в составе 179 авиационного полка,255 авиационной дивизии 2-ой Дальневосточный фронт. Участвовал в качестве ведущего штурмана эскадрильи при боевых вылетах по объектам Южного Сахалина, Сахалинского направления 2-ого Дальневосточного фронта.

В августе 1945 года принимал участие в Сунгарийской наступательной операции. Лейтенант Давыдов Н.П. успешно выполнял задания по разгрому японских самураев. В ходе трех боевых вылетов в воздушном звене бомбил железнодорожный узел. Нашел и вывел из строя железнодорожный путь и несколько зданий. При бомбометании по укрепрайону Кетон было прямое попадание в дот и в траншеи с живой силой противника. За эти боевые действия ему была объявлена благодарность от Военного Совета и в августе 1945 г. Давыдов Н.П. был награжден медалью «За отвагу». В наградном листе записано: «успешно выполняет задания по разгрому японских самураев… имеет боевые вылеты в качестве ведомого звена…»

В послевоенные годы, продолжил службу в рядах Вооруженных сил до 1961года, окончил Высшую офицерскую школу и Военно-политическую ордена Ленина Краснознаменную академию имени В. И. Ленина, с присвоением квалификации офицера-политработника с высшим военно-политическим образованием.

За участие в Великой Отечественной войне и безупречную службу в армии Н.П. Давыдов был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «Орден Отечественной войны II степени» (6.04.1985)

С 1961 по 1978 год работал старшим преподавателем Новгородского политехнического института. С 1978 работал военруком средней школы №8 г. Новгорода. Он не умел жить спокойно, всегда на передовой, даже в мирное время. Вел большую общественную работу: был заместителем секретаря партийной организации школы, председателем организации ДОСААФ. В его стрелковый кружок хотели попасть все старшеклассники.

2.3 Евдокимов Леонид Николаевич, заместитель директора по производственному обучению, военрук школы №8 г. Новгорода. (приложение 3)

Подполковник запаса Член КПСС, участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 24 июня 1945 года. Родился 22 января 1917 года в семье квалифицированного водопроводчика. Мать была белошвейкой. К сожалению, его семья распалась, и маленький Лёня стал жить с мамой. В 1930 году он окончил 1-ую Советскую школу семилетку. Затем окончил Новгородскую школу судомехаников и плавал на пароходах в качестве помощника и механика. В 1935 году поступил в Ленинградский морской техникум, а в 1936 году был мобилизован в авиационное училище. И с 1938 года служил на офицерских должностях в ВВС Советской армии. Боевой путь начинал на войне с белофиннами в 1939 году. В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 года. Начинал войну на Западном фронте. Готовил к выполнению боевых заданий самолета «СБ» (бомбардировщики среднего радиуса действия), тогда эти бомбардировщики наносили удары по наступающим немецким колоннам механизированных танковых частей. Наши войска отступали. Командир звена дважды делал замену, когда Леониду Николаевичу приходилось одновременно обеспечивать связь и стрелять из пулемета по атакующим мессершмиттам. Отступали до Ельни, а затем надо было сдать самолеты в ремонт. Сдачу 12 самолетов доверили Леониду Николаевичу. Затем летный и технический состав перебросили в Казань для переобучения на самолет «Пе-2». Затем воевал в составе 24-ой Орловской Краснознаменной Пикирующей бомбардировочной авиации старшим техником в звании старшего лейтенанта на Ленинградском фронте, затем на Сталинградском фронте в составе 270 авиационной дивизии. С 1943 года был назначен начальником инженерного отдела при старшем инженере дивизии. В 1944 году был направлен на учебу в Высшую военно-воздушную академию. В 1945 году Леонид Николаевич Евдокимов шел в сводном полку Московского гарнизона на параде Победы. После окончания академии с 1951 по 1958 год в звании инженер-майора работал старшим преподавателем, а затем начальником кафедры в Ачинском авиационном училище. В 1958 году демобилизовался в звании подполковника. С 1959 по 1975 год работал заместителем директора по производственному обучению в школе №8 г. Новгорода, а затем военруком. Все свое мастерство он старался передать ученикам нашей школы.

2.4 Маслов Иван Васильевич, учитель математик (приложение 4)

Родился в 1924 году в Смоленской области в семье крестьян. Рос здоровым и крепким. В свои 17 лет летом на ток таскал под мышками два мешка с зерном, поднимал 3х годовалого жеребенка. Перед войной окончил Соболевское педучилище Смоленской области. В1941году деревню захватили немцы. Его чуть не расстреляли, приняв за бойца Красной Армии. В 1943 после освобождения родного села, он был призван в действующую Армию. В Великую Отечественную войну в составе 25-го Нижнеднестровского пограничного полка прошел с боями через Кавказ, Румынию и Западную Украину.

Служил стрелком и вместо винтовки, ему вручили противотанковое ружье, весом в 20 кг. В его вещевом мешке всегда были два учебника математики, которые он читал на привалах и решал из них задачки. В конце войны во время налета вражеской авиации получил ранение и в 1946 году был демобилизован. С госпиталя на учебу. В этом же году поступил в Ленинградский Учительский Институт и с отличием окончил его. Ему предлагали учиться дальше, работу в институте, но простая деревенская душа желала делиться своими знаниями с детьми.

Получив направление в Новгородскую область, окончил Новгородский государственный педагогический институт. Иван Васильевич посвятил 16 лет преподаванию в сельских школах нашей области, С 1964 по 2000 год учитель математики в школах города Новгорода: 3 года в школе № 8, 33 года в школе № 1, затем вторая гимназия.

3.Заключение

Проходит время, которое все дальше отделяет нас от Дня Победы. С каждым годом героев войны остается все меньше и меньше, поколения уходят и события стираются из памяти. Именно поэтому мы хотим внести свой маленький вклад в воспоминания о тех событиях.

Тема памяти о героях Великой Отечественной войны, живущих рядом с нами, нас волнует давно. Еще в 2014 году мы начали проект, посвященный этой теме. В ходе проекта «НАША ОБЩАЯ ПОБЕДА» мы собрали материал о наших бабушках и дедушках, прадедах, которые прошли и пережили ту войну. Его продолжает данное исследование, посвященное учителям – участникам ВОВ.

Тема очень важна для нас, молодого поколения. Память об участниках ВОВ, необходимо свято чтить. Все меньше и меньше остается на земле ветеранов, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей. А те, о ком мы рассказали ещё и носили почетное звание «Учитель». Они не просто преподавали, а учили жизни, мудрости и мужеству.

Список использованных источников:

  • Материал из архива школьного музея

  • Материал из семейных архивов Алексеевых, Давыдовых, Евдокимовых, Масловых

  • http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

  • https://pamyat-naroda.ru

Просмотров работы: 1775