«КЕЗЕСЁРМЗ ГОДЯВЯЛЕ». ( ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ГОДЯЙКИНО)

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«КЕЗЕСЁРМЗ ГОДЯВЯЛЕ». ( ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ГОДЯЙКИНО)

Барсукова С.С. 1
1
Петрова С.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вступление.

У каждого живого существа на земле есть место, где оно появилось на свет, черпало жизненную силу. Так и Человек имеет свои корни. Место, где проведено детство, навсегда дорогое каждому из нас. Для исследовательской работы я выбрала тему : летопись села Годяйкино, т.к. это моя малая Родина. Мне хотелось бы больше знать о её истории.

Актуальность и проблема исследования.

Знакомясь с географией своей местности человек полнее и глубже узнаёт о её богатствах и достопримечательностях, что способствует развитию чувства любви к Родине. У людей на всю жизнь остаются глубокие и сильные воспоминания о местах, где родились, испытали первые впечатления, первые жизненные радости. Вспоминаются слова французского писателя Экзюпери, когда Маленький принц из его произведения спрашивает у Цветка: «Где же люди?» И Цветок отвечает: «Их носит ветром. У них нет корней..» Быть без корней?! Не помнить преемственность поколений, не испытывать почтительного уважения к людям, которые жили до тебя, к тем местам, где ты родился! Возможно ли такое? Говорят возможно. Но ведь это противоестественно… Не случайно наш отечественный поэт Сергей Есенин писал:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Объект исследования.

Ульяновская область

Базарносызганский район

Село Годяйкино

Цель исследования:

Изучить историю возникновения села Годяйкино, происхождения географических названий, основные значимые исторические события.

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить информацию по данной теме.

  2. Провести опрос старожилов села.

  3. Составить летопись села Годяйкино.

Гипотеза:

Если изучит историю села Годяйкино, то можно объяснить название села.

Могу предположить, если изучать историю малой родины, то будем знать свои исторические корни и будем хранить национальные традиции. Также летопись села Годяйкино связана историческими событиями нашей Родины.

Методы исследования:

  1. Изучение материалов краеведческого музея.

  2. Опрос старожилов села.

  3. Изучение материалов архива церкви с. Годяйкино.

  4. Обобщение и систематизация материалов по данной теме.

Основная часть.

1. Территориальная расположенность.

По административно-территориальному делению Годяйкино входило то в Симбирскую губернию, то в Городищевский уезд Куйбышевског8о края, то к Литвинскому району (ныне Сосновоборский район), то к Инзенскому району, а теперь село Годяйкино входит в Базарносызганский район Ульяновской области. Позтому трудно восстановить точные сведения в архивах относительно села Годяйкино.

Годяйкино расположено на юго-западе относительно г. Ульяновска, граничит с Сосновоборским районом Пензенской области. Районный центр Базарный Сызган расположен севернее села на расстоянии 36 км...(приложение 1)

2. Татары — монголы.

Предположительно история села Годяйкино начинается со второй половины 17 века. С далёких исторических времён мордва жила на средней Волге. Как известно, этническая мордва делится на две части: степная мордва (мокша) и лесная мордва (эрзя). Коренное население села Годяйкино мордва — эрзя. (приложение 2).Они жили в лесу в землянках.

Согласно легенде, через территорию, на которой сейчас раскинулось село Годяйкино, прошли полчища татаро — монгол. Мордва — эрзя свои селения прятала в глухих лесах. Их жилища представляли собой землянки, спрятанные глубоко под землёй. Можно было проехать по дороге, пролегавщейпрямо по крышам таких домов и никого не увидеть. Захватчики мордовского населения просто не нашли. Таким образом мордва один из немногих народов России не покорённых татаро-монголами. Но тем не менее им покорившихся, так как мордовские вожди сами пришли на поклон к татаро-монголам и стали платить дань. У нас в музее есть наконечник стрелы 15-16 века, найденной нашими учащимися на данной территории.(приложение 3)

  1. Возникновение села.

Постепенно, по мере продвижения русского населения вглубь «дикого поля» ( так раньше называли наши земли) и христианизации местного населения, мордва стала «выходить» из лесов. Согласно легенде, на берегу речки Чуди вядь (текучая вода)(приложение 4) первым построил избу Годяй атя. Раньше изба топилась по чёрному, окон не было, дым выходил в дверь.

Постепенно рядом стали селиться другие люди, так и возникло село.

Первые дома в с.Годякино были построены на улице Вяли Ютка (улица Средняя). Следующая улица Вечке Тынка (улица Любимая). Улица Вечке Тынка была излюбленным местом гуляний, она была самая зеленая, самая красивая. Даже с других деревень приходили на эту улицу девушки и парни. Позже застраивались улицы Покше Ланга (Большая дорога) и улица Панды Пря (Вершина Горы).(приложение 5)

На берегах этой речки произрастали ива, ольха, различные кустарники. До Октябрьской революции на берегах речки работало много мельниц, маслобоен. Во время коллективизации мельницы и маслобойни были уничтожены. В настоящее время по берегам речки вырубается ива и кустарники. С каждым годом речка мелеет.

Вокруг села Годяйкино были красивые смешанные леса. Проростали: сосна, дуб, береза, осина, вяз, рябина, дикие яблони. Лес был богат грибами, ягодами, орехами. В лесу водилось много диких зверей и птиц: кабаны, лоси, косули, зайцы, волки, лисы, белки, глухари, тетерева.

Годяйкино, любовь моя! Годявяле, вечкине Монь!

Любил ли кто тебя как я! Вечкинь ли ки тонь кода мон!

Мала деревня, спору нет, Вечкине вяле аспорян,

Но мне мила как целый свет. Монь вечкименте стих ловнян.

Твои овраги и леса! Тонь оврагтни и вертни!

И речка – чистая слеза! И чудивядь – слезакс чуди!

Поля – как золотом полны. Пакся пряс сырне сюро.

Хлеба в движении волны. Сюрот толкон улипаро.

И пенье птиц над всей землёй, И моро озяс пандо мод,

Душа села во мне, со мной. Ойме Годявяле мартом он.

Живи же вечно, песни пой! Эряк тон вечно, морак моро!

И сердцем буду я с тобой! И седейсь монь карми марто!

4.Экспедиция Петра Палласа.

От села Годяйкино насчал свою первую академическую экспедицию по Поволжью осенью 1768 года известный натуралист Пётр Паллас, первооткрывательмногих видов птиц. В окрестных лесах он обнаружил редких пернатых : желна – чёрный дятел, глухарь, сова, длиннохвостая неясыть.(приложение 6)

5. Курган.

К югу от села, примерно в трех километрах, есть курган. По преданию, в этом кургане захоронены воины Степана Разина. Восставшие крестьяне, во главе со Стенькой Разиным прошли по нашим местам.(приложение 7)

6.Помещик.

Село никому не принадлежало. Управлял селом выбранный на сходе почетный мужчина (староста). Мордва занимались земледелием, ткали холсты, занимались ямщиной (ездили до Пензы, Кузнецка, Сызрани, Симбирска), содержали трактиры, бакалейные и винные лавки. Недалеко от села было поместье барина Мотовилова. Для работы на полях Мотовилов нанимал жителей с.Годяйкино. Мотовилов занимался производством спирта (приложение 8), разводил породистых коней. Так же у него была пилорама.

Жена барина была немка. По воспоминаниям старожилов, отличалась добротой и красотой.

После Октябрьской революции все свое хозяйство и дом Мотовилов добровольно отдал Советской власти, а сам уехал в Москву и долгие годы был на государственной службе. Мотовилов был директором государственного предприятия по разведению породистых коней.

7.Храм Архистрига Михаила. (приложение 9)

До 1870 года население села было сплошь неграмотным. В 1870 году народом была построена церковь, при ней была открыта церковно-приходская трехклассная школа. Учились в ней в основном мальчики, а девочки познавали свою науку: они пряли, ткали, вязали. В церкви было очень много дорогих икон. Первым священником был Победнищев, а псаломщиком был житель села Годяйкино Карабанов.

Село Годяйкино было основано в XVII веке, но до второй половины XIX века своего храма не имела. Поэтому жителям села приходилось ходить в соседние сёла на молитву, а также приходилось хоронить своих усопших в других сёлах, т.к. кладбища были там где храмы. Это всё неудобно так как большинство жителей были глубоко верующими людьми.

В 1870 году жители решили построить свой храм и на это взяли благословение епископа. Священник и из соседних сёл не хотели, чтобы в с. Годяйкино появился свой храм, так как к ним перестали бы ходить. И они, сговорившись, составили план храма очень больших размеров, в надежде, что у жителей села Годяйкино не хватит средств, чтобы построить такой большой храм. Но по воле Божьей, нашёлся барин, который выделил хороший лес для постройки храма и в 1880 годй храм был достроен и освещён в честь Архистратига Михаила. Особой отличительной чертой были размеры храма. В округе это был самый большой храм. Внутри его украшали большие кипарисовые иконы, известно, что в храме было много ценных книг. Храм имел три купола: над алтарём, центральный купол и на колокольне.

Из Пензенской епархии были направлены священники. Имена всех служившихв храме священников известны. Это отцы: Иосиф, Виктор и Алексий, также в храме был причетник Николай. Один из священников был похоронен напротив алтаря и на его могиле стоял большой крест. Старожилы его ещё помнят.

Но к сожалению храм действовал недолго. Точная дата закрвтия храма не известна. Но вероятнее всего храм был закрыт в конце зо годов. Священника увезли в неизвестном направлении. Колокола скинули с колокольни. Гул упавших колоколов очень напугал жителей. Старожилы до сих пор помнятэтот момент. Говорят, что было страшно. Иконы разграбили, утварь унесли. Некоторые иконы, конечно, смогли сохранить и сберечь. Стоит отметить, что храм грабили и рушили не жители села, а приезжие.

Храм был переделан в зернохранилище (приложение10).И только в 2012 году всё стало возвращаться «на круги своя». Началось восстановление крыши, окон, дверей. Сделали ремонт внутри (приложение 11) Провели первые службы(приложение 12). Второму рождению храм обязан архимандриту Иоанну Барсукову, уроженцу села. Он совершил первую службу и благодаря его трудам храи ожил.

Сейчас в храме есть свой настоятель иерей Павел Князькин(приложение13). Храм полностью восстановлен. И хотелось бы надеяться, чтобы тех страшных времён , когда рушили храмы больше никогда не было.

8. Герой СССР А.А. Карабанов.

Село Годяйкино родина Героя Советского Союза Карабанова Алексея Алексеевича (приложение14). Карабанов Алексей Алексеевич – командир танкового батальона, гвардии майор, Герой Советского Союза. Родился в 1919 году в селе Годяйкино Ныне Базарносызганского района Ульяновской области. На фронте с 1941 года. Участник битвы за Москву. В 1943 году командует батальоном 44 –й гвардейской танковой бригады 1-й гвардейской танковой армии. В конце 1943 года при взятии г. Бердичева батальоны офицеров Карабанова и Орехова оказались отрезанными внутри города от главных сил и в течении пяти суток вели уличные бои, отражая вражеские атаки и стойко удерживая занятый район. Капитан Карабанов был награждён орденом Красного Знамени. При выходе на польскую границу к реке Западный Буг командовать передовым отрядом бригады было поручено капитану Карабанову, как «одному из самых бесстрашных офицеров», с задачей опередить отходящего противника, не дать ему закрепиться на другом берегу реки, захватить плацдарм и держать его, пока не подойдут основные силы. Эта задача была им выполнена. В трудных условиях 15 января 1945 года гвардии майор Карабанов умело организовал форсирование реки Пилица в районе Нове-Място (Польша), захватил плацдарм, чем обеспечил переправу через реку главных сил корпуса. На подступах к Одеру бригада вышла к Мезеритцкому укреплённому району, первым на его штурм был послан батальон майора А.А. Карабанова. В этом тяжёлом бою, в ночь на 28 января 1945 года, майор А.А. Карабанов погиб. 27 февраля 1945 года А.А. Карабанову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза ( приложение 15). Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза: « Тов. Карабанов, действуя со своим батальоном в передовом отряде бригады, в наступательных боях с 14.01.45 года по 18.01.45 года своими смелыми и решительными действиями прорывался в тыл противника, нарушая его коммуникации и сея панику в его войсках, внезапно для противника. 15.01.45г. вышел на р. Пилица, форсировал её вброд, захватил плацдарм, чем обеспечил переправу через Пилицу главных сил корпуса. Лично тов. Карабанов беспрерывно находился в боевых порядках своего батальона и всеми боями руководил из своего танка, чем обеспечилвнезапный захват г. Лович, где противник, отступая в панике, не смог взорвать заминированный мост через реку Бзура, подготовленный к взрыву. Тов. Карабанов, захватив мост, разминировал его, чем обеспечил дальнейшее продвижение наших частей. За эти проведённые бои батальон, руководимый тов. Карабановым, уничтожил 180 машин, 5 танков, 20 орудий, до 200 солдат и офицеров противника. Захватил 2 продовольственных склада и 30 тонн дизельного топлива. За умелое руководство батальоном и героические действияв наступательном бою достоин звания Героя Советского Союза.Командир 44 гвардейской танковой ордена Ленина Краснознамённой орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригады гвардии полковник Гусаковский»

Другие боевые награды А.А. Карабанова – два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды. Похоронен в г. Мендзыжеч (Польша) (приложение16).

Наша пионерская дружина носит имя нашего земляка, Героя Советского Союза Алексея Алексеевича Карабанова (приложение 17).

Заключение.

В начале исследовательской работы я поставила цель - изучить историю возникновения села Годяйкино, происхождения географических названий, основные значимые исторические события.

В ходе сбора информации я выяснила историю возникновения села Годяйкино. А также изучая летопись села Годяйкино я узнала об исторических событиях России.

Проведённые мною наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если изучит историю села Годяйкино, то можно объяснить название села.

Могу предположить, если изучать историю малой родины, то будем знать свои исторические корни и будем хранить национальные традиции. Также летопись села Годяйкино связана историческими событиями нашей Родины.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий.

Список источников.

Симбирский – Ульяновский край в новейшей истории России….События…Факты… Автор: Малахов В.П., Степаненко Б.А.. Издательство: Optimum. 2004

Н.А. Кузьминский «Внеклассная историко-краеведческая работа в школе. Ульяновск 1980г.

Солдаты Победы : Памятная книга: г. Ульяновск ОКИ «Симбирская книга» 2006г.

Архив краеведческого музея МКОУ Сосновоборской СШ.

Архив церкви села Годяйкино.

Приложение.

Приложение 1.

Карта Базарносызганского района

Приложение 2.

Местный национальный костюм.

Приложение 3.

Найденный наконечник стрелы.

Приложение 4.

Река Чуди-вядь (текучая вода)

Приложение 5.

Улицы Вяли Ютка (улица Средняя), Вечке Тынка (улица Любимая),

Покше Ланга (Большая дорога), Панды Пря (Вершина Горы)

Приложение 6.

Редкие пернатые: желн – чёрный дятел, глухарь, сова, длиннохвостая неясыть.

Приложение 7.

Курган.

Приложение 8.

Здание спиртзавода помещика Мотовилова.

Приложение 9.

Храм Архистрига Михаила в настоящее время.

Приложение 10.

Заброшенный храм.

Приложение 11.

Восстановление храма.

Приложение 12.

Служба.

Приложение 13.

Отец Павел.

Приложение 14.

Герой Советского Союза Карабанов Алексей Алексеевич

Приложение 15.

Приложение 16.

Обелиск на месте гибели героя. Установлен в деревне Высока Польша.

Приложение 17.

Комната боевой славы МКОУ Сосновоборской СШ

Просмотров работы: 922