Если вы не будете знать свои корни ,
своих предков, то вы засохните,
как перекати поле и вас понесет в
неизведанную даль, развевая по ветру
ваши семена, без племени, без роду…
Орнамент непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Каждая линия, фигура, рисунок имели символическое значение. Не является исключением и орнаментальное искусство Осетии.
Время быстро меняет лицо той культуры, которая не сумела сохранить своего духовного защитника. Прошло чуть больше ста лет, а мы уже не понимаем многого из некогда стройной системы традиционной осетинской культуры. Один из важнейших элементов этой культуры является традиционный народный орнамент, визуально сформировавший универсальную модель мира, напрямую связанную с религиозной символикой народа, его верованиями, веками отражавшимися в сюжетах «священных» орнаментальных узоров. Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой особую праздничную одежду осетин, а также их дом, утварь, могильные памятники, т.е. все то, что применялось и отмечалось в ритуальных, свадебных и похоронных обрядах, все то, что сопутствовало человеку всю его жизнь.
Частью любого традиционного орнамента всегда оказываются основные священные символы этнической культуры (мира): образ божественного женского персонажа, Мирового древа, астральных знаков, а также символы преисподней, так как именно они передавали человеку древнюю магико-заклинательную идею плодородия (жизни и смерти, плодоносящего начала), идею благостной энергии солнца, воды, растительности, т.е. того, что так или иначе влияло на повседневную сферу его жизни, вследствие чего и требовало ритуальной обозначенности. Именно в этих сюжетах прослеживаются древнейшие мировоззренческие коды народа - создавшего орнамент, позволяя нам заглянуть в сокровенное, увидеть начальное время и пространство этнического мифа.
Приступая к исследованию осетинского орнамента, удивительного по красоте и символической глубине, стоит прислушаться к высказыванию В.И. Абаева по поводу судьбы осетинского эпоса: «За прошедшие тысячелетия многое было забыто и утеряно, и то, что осетинский народ сохранил до наших дней, есть не более как руины и фрагменты. Но если даже эти руины поражают своей монументальностью и мощью, то можно представить, какое богатство эпического духа и эпического творчества находилось у истоков нартовской эпопеи – в скифо-сарматком мире»
С сожалением приходится признать, что за последнее столетие были безвозвратно утеряны богатейшие пласты традиционной культуры осетин, один из этих пластов орнаментальная культура. Немногочисленная национальная интеллигенция, энтузиазмом которой в начале ХХ века была предпринята работа в этом направлении, после революционных бурь была выброшена за барьер выживаемости. По воспоминаниям большого знатока осетинской традиционной культуры художника Махарбека Туганова, в годы революции в его доме погибли ценнейшие записи фольклора, богатая коллекция национального орнамента, но главное – записанные от информаторов наименования основных орнаментальных узлов.
2.Различные виды орнамента
Орнамент различных видов декоративного искусства осетин глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов. Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо-Сарматской и Аланской.
По мотивам, которые используются в орнаменте, его разделяют на геометрический, растительный и зооморфный.
Рассмотрим по подробнее осетинские орнаменты.
Геометрический орнамент, как правило, составляют различные абстрактные формы-точки, прямые, ломанные, а также круги, ромбы, звезды, многогранники, кресты, спирали.
Каждая из этих фигур символизирует определенные понятия: ромб-плодородие; круг-солнце, бесконечность мира; треугольник- земное плодородие, обеспеченность, преемственность; в кресте свастике с загнутыми концами –отражался геометрический символ вечного движения солнца сопоставляемый с всадником или конем, а также с веером птичьих голов. Направление движения солнечных лучей разниться в брачной и погребальной орнаментике, оставаясь при этом очистительной силой.
Растительный орнамент стилизует листья, цветы, плоды…
В традиционной культуре осетин растительный орнамент используется для украшения спинок деревянных кресел с трехфазным изображением солярного символа – креста, свастики, круга.
Зооморфный, или животный орнамент – это стилизация фигур, реальных или фантастических животных. Это всевозможные рогообразные завитки ,изображения змей, орлов, грифон. Одним из любимых культовых животных является баран. Будучи жертвенным животным , он олицетворяет собой созидательные силы подателя небесных благ, символ плодородия, но уже мужского начала . Птица в осетинском орнаменте символизировала свет , тепло, весеннее пробуждение, сулила урожай и богатство. Являясь посредником между небом и землей, птица остается важнейшим атрибутом Богини -матери, антропоморфный образ которой заменяется Древом-символом жизни. К земной зоне, к ее порождающим силам относятся и образы земноводных (змей, лягушек).
Представляя собой нижний мир, преисподнюю, они в тоже время воплощают образ Матери-земли, ее энергию.
Изображение Богини-матери в традиционном осетинском орнамент
Древо жизни, в аланском-осетинском орнаменте.
В орнаментальное Мировое древо часто вводились образы птиц и головки змей и драконов, а иногда оно изображалось в виде оленьих или бараньих(турьих) рогов.
Орнаментальная символика Мирового древа вобрала в себе магико – заклинательную, очистительную и охранительную сематику. В его основе лежал культ плодородия, почитания женского плодоносящего начала. Мировая конструкция несла
в себе образцы солнца, воды, освященных животных. Самые первые орнаментальные узоры и мотивы, обнаруженные на территории Осетии, относятся к середине II тыс.до н.э. Они просты по форме – выполнены в виде вдавленных точек, нарезанных параллельных и зигзагообразных линий, штрихов, кружков и спиралей, нанесенных на стенки глиняных сосудов.
3. Орнаментальное искусство кобанских мастеров.
Более усложненные мотивы орнамента встречаются на памятниках так называемой кобанской культуры, которая бытовала в районах Центрального Кавказа. Кобанской она названа по названию осетинского села Кобан, где в 1869 году в селении Верхний Кобан (Северная Осетия) на землях тагаурского князя Хабоша Канукова были случайно обнаружены бронзовые предметы удивительной красоты. Оружие и украшения из древних могил, размытых весенним паводком, познакомили науку с неизвестной прежде культурой.
Определенные категории вещей, перекликающиеся с кобанской культурой – кинжалы с рукояткой, топоры, фибулы, бронзовые булавки, браслеты, пряжки от поясов, серьги, несколько видоизменившись, дожили до аланского средневековья и даже позднее.
Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства. Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика часто украшалась геометрическими узорами.
В Кобанской бронзовой культуре (железо встречается еще редко) прежде всего привлекает внимание топоры (рабочие и боевые). Кобанские художники - граверы уверенной и твердой рукой мастерски изображали на широких лопастях топоров фигуры различных животных, использовали геометрические узоры.
4. Орнаментальное искусство скифо-сарматов.
Культура скифов является одной из самых значимых и интересных в Европе. Древние скифы декорировали свои украшения в зверином и флористическом стиле.
Образы насекомых, животных, цветов они переносили не только на серебряные кольца (обручальные), но и на предметы быта, охоты. Они декорировали рукоятки мечей, уздечные наборы, пряжки, ручки зеркал, браслеты изображениями хищных птиц, лосей, козлов и прочих фантастических животных. Животных изображали при помощи литья, чеканки, ковки, резьбы и теснения в невысоком рельефе, на золотых, серебряных, бронзовых и железных изделиях. Нередко такие украшения служили в качестве магических оберегов и являлись символами храбрости, ловкости и силы воина.
Скифский пояс
На смену скифскому звериному стилю приходит новое прикладное искусство, более орнаментальное, главным отличием которого было то, что украшаемые объекты служили прежде всего фоном, а не композиционной основой изображений.
Сарматская золотая бляшка - символ Богини-матери. Сарматская золотая бляшка - символ Богини-матери.
Сарматские фалары с солярной символикой Сарматские серебренные псалии
Рукоять cарматского кинжала, I в до н. э.
Сарматский кинжал
В Сарматском орнаменте присутствуют как зооморфные образы, так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. Изделия из драгоценного металла инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью.
Сарматский зооморфный золотой браслет
Образный язык аланского орнамента берёт своё начало в скифо-сарматском искусстве. Выполняя декоративную задачу, он в то же время служил обозначением социального и половозрастного положения, родоплеменной особенности, был оберегом и выражал духовную систему народного мировоззрения
Такими устойчивыми элементами аланского орнамента являются
образы Богини – матери; барса; Древа в окружение птиц, рогатых животных;
всадника, а также богатая солярная орнаментация.
Пряжки и наконечники пояса, найденные у села Брут ( Республика Северная Осетия Алания ). Пояс был важной часть снаряжения аланского воина: к нему подвешивалось оружие. Пояс имел не только утилитарное значение, но и указывал на социальный статус владельца. Юноша мог носить пояс только после посвящения в воины.
5.Современное орнаментальное искусство осетинского народа
Большинство традиционных орнаментов пережили традиционную культуру своего народа, сохранив ее голоса. Именно таковым является традиционный осетинский орнамент, архаические сюжеты которого прошли свой путь развития, отображаясь особой, образной пластикой передающей своему зрителю разнообразные мировоззренческие коды древнего традиционного социума.
Одним из наиболее распространенных видов художественного творчества в Осетии явилось прикладное орнаментальное искусство.
Характерным орнаментом ( спираль, солярные знаки, мотивы рогов, геометрические и растительные формы) украшались различные предметы материальной культуры и вещей декоративного назначения.
Осетинский народ сохранил в орнаменте элементы своего отдаленного прошлого. Самый распространенный в осетинском узоре мотив спирального орнамента и весь цикл животных мотивов в их простейших формах восходят к древней кобанской культуре ( конец I I - начало I тысячелетия до н.э).
Значительное развитие получили художественная обработка металла и камня, резьба по дереву, вышивка и другие виды народного искусства. Обилие лесов и относительная легкость обработки древесины давали возможность ее широкого использования в быту.
Распространение орнаментального искусства среди осетинского населения и применения его при обработке дерева объясняется также условиями натурального хозяйства осетин.
Осетинские женщины отличались высочайшим мастерством и вкусом в изготовлении басонных изделий, не имели себе равных в искусстве золотого шитья, которым украшались как праздничные платья, так и мелкие вещи – кисеты, коробочки, мешочки для рукоделия, подчасники, футляры, кошельки, плетенные из золотых ниток шнуры для часов и пистолетов. Вышивали главным образом золотыми, серебряными, шелковыми (реже – шерстяными) нитками. В вышивке применялись: канитель двух цветов – золотая и серебряная; золотые, серебряные, зеленые и синие блестки различной формы (пæратæ); бисер разных цветов (хæрдог). Для аппликации главным образом применялась кожа, а реже – сукно, шелк и войлок.
В случае необходимости вышивальщица из золотых, серебряных и разноцветных шелковых ниток сама, вручную, плела тесьму или шнур (быд), которые в зависимости от способа плетения были плоскими (тъæпæнбыд) или круглыми, вернее – четырехгранными (тымбылбыд). Из плоского шнура делали пуговки, а из круглого – петли для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.
Галунами (хæрдгæуафгæбыд, алдымбыд) украшались как женские, так и мужские головные уборы и одежда. Из галуна делались также портупеи, шнуры для пистолетов, ими украшались ноговицы, чувяки, мягкие сапоги.
Особенно богато украшались золотым шитьем праздничные женские национальные костюмы, которые являлись одновременно и свадебными. Одежда украшалась различными орнаментальными композициями, выполненными золотыми или серебряными нитками. Интересно отметить, что золотое шитье в одежде широко применялось еще сармато-аланами и часто обнаруживается археологами в их захоронениях.
Техника золотого шитья отличалась сложностью исполнения, требующего большого мастерства и тренировки. Чтобы вышить узор из золотых или серебряных ниток, вырезали заранее задуманный рисунок из бумаги, который затем нашивали на плотный материал, натянутый на пяльцы. Рисунок застилали нитками и по настилу начинали шить золотой нитью. Для создания наибольшего эффекта в узорах орнамента золотошвейки подбирали бархат, шелковые и шерстяные ткани разных цветов.
Вышивками из золотых нитей украшали женскую верхнюю одежду, особенно свадебный костюм, состоящий из богато расшитой шелком и золотом бархатной шапочки, платья, подвесных бархатных рукавов, женскую выходную обувь и др.
Традиционная осетинская женская шапочка
Женская (девичья) шапочка проявляет себя в костюме как автономный символический элемент. Мы обнаруживаем здесь и зону «верха» (солярный знак, Древо, растеневидный узор), и «низа» (земноводные животные, образ Богини), и птицу – медиатор вертикали мира, и обязательную ориентацию по его горизонтали.
Важнейшим элементом праздничного осетинского женского платья были отдельные нарукавные подвязки-лопасти, имитировавшие в движении и танце символику образа крылатой Богини. Скрывая кисти рук, подвязки подчеркивали престижный социальный характер женского костюма. Украшавший их орнамент носил все тот же вегетативный символизм, приводя весь образ осетинской женщины к священному образу Богини Матери-земли (осетинской Дзерассы). Костюм носили с поясом, серебряные пряжки которого прикреплялись к галунам. Встречались пояса, целиком сделанные из серебра, орнаментированные линейными или растительными узорами и украшенные разноцветными камнями.
Мужской национальный костюм (праздничный) в меньшей степени, но тоже украшался золотым шитьем, галунами, тесьмой и т.п. Орнаментировка и украшения мужского костюма были выдержаны в более строгих тонах, допускалась лишь кожаная аппликация на мягких голенищах сапог и на поясе Исключение делалось лишь для детского костюма, который во всем остальном (и для девочек, и для мальчиков) в точности повторял взрослый, отличаясь лишь размерами.
Для нашивки украшений мастерицы - вышивальщицы вручную плели тесьму и шнур. Материалом для плетения служили золотые, серебряные и разноцветные шелковые нити.
Орнаментированный мужской башлык Детский праздничный костюм
Орнаментация осетинских мужских сафьяновых чувяк
Серьезным вкладом в изучение осетинского народного изобразительного искусства является издание образцов осетинского орнамента в коллекции Андиевых. Потомственные художники Андиевы многие годы своей жизни посвятили народному прикладному искусству. Они собрали образцы орнамента, бытовавшие как в древнейшее время, так и существующие в наши дни. Альбом Андиевых знакомит широкую советскую общественность с художественной культурой осетинского народа, развивавшейся в течение многих веков.
Говоря о традиционной осетинской культуре, невозможно не обратиться к жизни удивительной мастерицы, последней хранительницы знаний осетинского орнамента – Аминат Чехоевой, творчество которой стоит в одном ряду с самыми выдающимися народными художниками своего времени.Основная заслуга Аминат Чехоевой состоит в том, что на основе традиционных форм она сумела создать свои узоры и композиции, обогатив тем самым его арсенал, но, не нарушив при этом древнюю, заложенную в орнамент, сакральную символику.
Аминат Чехоева внесла неоценимый вклад в сокровищницу одного из древних и традиционных видов народного творчества осетин – орнаментального искусства. В ее искусстве, глубоко национальном по своему характеру, отражается уровень изобразительного мастерства всего народа. Творческое наследие ее тем более ценно, что тайны искусства, которому столь беззаветно служили она и другие мастера, вместе с их уходом были утеряны безвозвратно.
Осетинский орнамент находит свое изображение в архитектуре зданий. Национальным орнаментом украшаются нередко дома колхозников, а также общественные здания. Узорами традиционного орнамента богато украшены актовый зал Дома Правительство в городе Владикавказ, внутренняя архитектура зданий Северо-Осетинского музыкально-драматического театра и Государственной филармонии, гостиниц, дворцы и дома культуры в городах и селах Осетии. Богатейшие средства орнаментального искусства осетин широко используются для иллюстрации книг.
В произведениях живописи, графики и скульптуры художники используют богатства и разнообразие осетинского орнаметна.
В завершении работы хотела бы привести слова известного искусствоведа и исследователя-
путешественника К. Вермана, который сказал про археологические находки разных стран: «Все эти бронзовые предметы, извлеченные из земли по прошествии трех тысячелетий, в настоящее время наполняют собой доисторические коллекции разных стран и, несмотря на то, что их покрывает черновато-зеленая или синеватая ржавчина, еще гласят понятным для нас языком о вкусе и искусстве давно прошедших времен».
Список литературы:
1.Дзаттиаты Р.Г. «Орнаменты горной Осетии» Владикавказ. «Алания». 1992.
2.Проект-пресс. «Орнаментальное искусство Осетии» Владикавказ 2000г
3.Цагараев В.А. «Золотая яблоня Нартов» Владикавказ «Алания» 1992г.
4.Андиев Б., Андиева Р. Осетинский орнамент. Орджоникидзе: Ир.1960г.
5. А.Х.Магометов « Культура и быт осетинского народа»
Заключение
Осетинский орнамент «хранит в себе традиции древней скотоводческой культуры алан: господствующий мотив в нем — спираль или полуспиральный завиток — стилизация бараньего рога. Но есть и геометризованные растительные мотивы, частью чисто местные, частью отражающие связи с Византией, Ираном, Россией». В художественной культуре осетин прослеживается и влияние Грузии, Кабарды, Дагестана и других народов Кавказа, с которыми Осетия с древних времен имела тесные и плодородные связи.
Современные осетинские мастера продолжают традиции осетинского орнаментального искусства. Это мы видим в работах дизайнеров, в изделиях мастеров. Всемирную славу завоевали национальные платья известного модельера Изольды Гогичаевой, которая очень широко использует элементы национального орнамента.
Я считаю, что эта тема актуальна и сегодня, так как нельзя быть патриотом своей Родины, не зная культуру и традиции своего народа