1. Введение
Желание узнать о недействующей церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Хмелёвка появилось у меня еще в детстве. Село Хмелёвка является малой родиной моего папы, Волкова Александра Владимировича. Он нередко рассказывал мне интересные истории о жизни его малой родины. Река Хмелёвка в этом селе была очень широкой и имела большие заросли хмеля, от чего и получила своё название. Это название перешло и к селу. Часто я бываю на родине моего папы, бабушки и часто мой взгляд останавливается на каменной церкви, величественно стоящей на холме. Бабушка рассказывала о церкви, и мне захотелось узнать всё о её прошлом. Моё желание переросло в действие, и я начала изучать историю Хмелевской святыни.
Актуальность исследования:
Актуальность темы моей работы определяется тем, что в настоящее время большинство людей не задумываются о роли церкви в духовно-нравственном воспитании современного общества. С каждым годом возрастает потребность в духовных ценностях. Подрастающее поколение нуждается в осмыслении веры и духовно-нравственном подъёме по отношению к православной культуре и её памятникам-святыням.
Цель:
Изучить историю утраченной святыни села Хмелёвка, церкви Рождества Пресвятой Богородицы и передать собранный материал на хранение в историко-краеведческий музей посёлка Поназырево для других поколений.
Задачи:
- Найти и изучить документы о церкви Рождества Пресвятой Богородицы- Взять интервью у старожилов с. Хмелёвка. - Проанализировать полученные материалы и сделать вывод.- Ознакомить с результатами работы одноклассников, учащихся школы.
Объект исследования:
История церквей Поназыревского края
Предмет исследования:
История утраченной святыни села Хмелёвка, каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
2.1 История образования Хмелёвки
Глухие леса в Поназыревском районе были излюбленным местом, где укрывались беглые крепостные крестьяне. Бежали они «от хлебной скудости», и от гнета помещиков. Среди них было немало и военных дезертиров. Правительство не раз принимало меры для поимки беглых и возвращения их помещикам. Происходили вооруженные стычки воинских команд с крестьянами, монахи были на стороне крестьян. Вот так первые поселенцы - беглые холопы и остатки разинцев, неверившие в царскую милость, и образовали деревеньки на Поназыревской земле (Приложение 1). Своё исследование о церквях Поназыревского района я начала с посещения историко-выставочного центра п. Поназырево (Приложение 2) . Территория Поназыревского района Костромской области в старину была разбита на волости, называвшиеся по имени рек: Якшангская, Какшинская, Нейская и др. «На Горе, на верхнем конце Хмелёвки» стояло Архангельское село, бывший погост церковного прихода с церковью во имя Михаила Архангела. В 1835 г. на месте деревянной церкви здесь была построена каменная Михайловская церковь. В 1935 или 1936 её взорвали. Колокола сдали на металлолом, а иконы сожгли. Вторым церковным центром ниже по реке Хмелёвка был погост Хмелёвка, имевший второе название: «Хмелёвка на нижнем конце». В 1731 году в селе Хмелёвка была построена маленькая деревянная церковь Богоявления. Эта крохотная церквушка Богоявления сгорела, и на ее месте выстроили Рождественскую, а память о бывшей церкви сохранили в названии придела Богоявления в Рождественской церкви. 2.2 История образования церкви Рождества Пресвятой Богородицы В деревеньках, образованных беглецами, поселились родители будущего архитектора Емельяна Крюкова, поступившего в Академию художеств в Петербурге. Но Емельяна отчислили, и он остался недоучкой. В тесном кругу друзей сочувственно говорил Е.Крюков о Французской революции 1831 года. Кто-то донёс. Арест. Ссылка в село Хмелёвка. Велика ли вина Емельяна Крюкова? Впрочем, жандармы знали, куда ссылали молодого зодчего, ученика и последователя архитектора Витберга (1787 - 1855 гг.). Поживёт, мол, в ссылке, поостынет, одумается, забудет французских философов, коими увлекался в академии. Сам же Емельян Крюков не чаял, что местность, в которой его далёкий предок Безсон основал первую деревню, такая глушь. Назначенный в Хмелёвский приход выпускник Киевской Духовной академии отец Прозоровский имеет на Емельяна виды: хоть и ссыльный, но академик. И передаёт ему со становым орлёную бумагу, прочитав, которую Емельян еле удержался от возгласа: не насмешка ли? Ему, архитектору, который думал строить величественные дворцы, разрешалось построить на месте сгоревшей церквушки Хмелёвскую церковь по собственному проекту. Хотел было отказаться от "столь великой чести", но быстро передумал: "Чёрт с ним! Всё-таки работа. Сооружу что-нибудь в классическом стиле". Так летом 1832 года ссыльный архитектор Емельян Крюков начал работу над Хмелёвской церковью. Воздвигнуть церковь было решено именно в этом селе, потому что Хмелёвка находилась в центре всех ее ближайших деревень. Всем известно, что церкви строились на возвышенных местах, этому как раз таки и способствовала местность Хмелёвки, которая усеяна буграми и холмами. Началось строительство церкви. Было велено принести по куриному яйцу каждому жильцу села для замешивания бетона. Благодаря особому составу бетона, замешанном на куриных яйцах, получаются сверхпрочные строения, которые могут простоять долгие века. В наше время на месте, где отвалилась штукатурка на церкви, видно, как плотно прилегают друг к другу кирпичики, невозможно даже пропихнуть иголку, хотя зданию уже двести с лишним лет. Строительство церкви тянулось более двух лет. Церковь своими простыми формами выгодно отличается от подобных ей сооружений. Купол задуман и сделан по образцу собора св. Петра в Риме. Крохотная маковка луковидной формы. Видно, что Крюков сочетал Европейско-Итальянский классицизм (к нему относится колокольня) с элементами древнерусского зодчества (маковка). В 1834 г. на месте деревянной церкви в Хмелёвке построили каменную с колокольней. Она имела приделы Богоявления и Николая Чудотворца. Крюков не только делал проект, но и строил, даже часть икон писана им. Получилось стройное с пилястрами здание, внутри богато расписанное фресками. Всё это не похоже на безвкусные сооружения прошлого века. Ждал Крюков милостей за свою работу, но напрасно. Писал и Витбергу, но ответа не было. Позже он узнал, что и Витберга постигла такая же участь: в 1853 году он был выслан в Вятку. К слову сказать, Витберг выстроил в Вятке Александровский собор, который в настоящее время снесён. Ни одно из зданий, которые строил Витберг, не сохранилось, да это и естественно: классицизм, пересаженный на русскую почву без учета русского зодчества, прижиться не мог. Ученику повезло больше, чем учителю. Хмелёвская церковь сохранилась. Колокольня же была сооружена позже, лишь в 1890-1891 гг., под наблюдением гражданского инженера И.В. Брюханова. Вокруг церковь Рождества Пресвятой Богородицы была обнесена чугунно-кованной оградой с узором. Эту ограду ковали по заказу в Нижнем Новгороде. Внутри неё находилось кладбище, предназначенное для захоронения только лишь семей священника и почётных людей. По одну сторону церкви была высокая железная изгородь с большими широкими воротами, за которыми были могилы людей высших чинов. По другую сторону - низкая железная изгородь, за которой были могилы уже менее известных людей. По всей территории были насажены липы. Липа имеет очищающее значение, поэтому и высаживается возле церквей, духовных и святых мест. К тому же, липа - дерево полезное: тут и мёд, и липовый цвет. Что известно о судьбе созидателя этой церкви зодчего Емельяна Крюкова? Он, не получив разрешения на выезд в Петербург или Москву, запил. Умер Емельян от белой горячки и погребён на старом кладбище. Имя молодого зодчего нигде более в исторических документах не упоминается. Хмелёвская церковь - единственное его строение. Тюрьма народов - царская Россия сделала своё чёрное дело - зодчему, мечтающему о преобразовании архитектурного ансамбля Москвы, бросили жалкую подачку: строительство церкви, работу для ремесленника. Не погибнуть он не мог - участь его давно была решена в жандармской канцелярии. Да и зачем царю зодчий, пусть даже талантливый, если он читает философов, если он крамольник и приветствует революцию, сметающую троны? Родись он позже, нашёл бы он другой путь, но в годы николаевской реакции иного пути у либерального дворянства и мыслящей интеллигенции не было, ибо все они, по определению Ленина, были «страшно далеки от народа».
2.3 Опрос старожил
Во время исследования мои знания о Хмелёвской церкви пополнились, благодаря рассказам старожилов села. Для встречи с ними мне нужно было проехать семь километров(Приложение 3, 4). Жители рассказывали очень увлекательно, но боль и тревога слышалась в их словах, потому что церковь находится в разрушенном состоянии (Приложение 5). Взяла я интервью у краеведа с. Хмелёвка Веры Фёдоровны Коноваловой (Приложение 6) и у многоуважаемого жителя этого села Зои Васильевны Облуковой (Приложение 7 ): - Вера Фёдоровна, а что вы знаете из истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы вашего села? Вера Фёдоровна: - По рассказам старожилов церковь получилась очень красивой. «Целые семьи приходили на службы из близлежащих деревень. А В 1887 году открылась Хмелёвская школа, где священнослужители преподавали детям Закон Божий. Перед началом уроков школьники ходили в церковь на утренний молебен», - рассказывали они (2.5. Из воспоминаний выпускника Хмелёвской школы при церкви).
- С чего же начались репрессии?Вера Фёдоровна: - Начиная с 1926 года, старший вожатый А.А. Смирнов организовал пионерский отряд в нашем районе, с которым в большие Православные праздники (Рождество, Крещение, Пасха) организовывал агитки (сценки) на атеистическую тему (Приложение 8). Они считали, что Бога нет. Чтобы стать пионером в те времена, нужно было уговорить родителей снять в доме все иконы. Вся агитация атеистов не давала им хороших результатов. Люди всё равно продолжали верить в Бога и молились тайком. Правительство дало другой указ: действовать уже не словом, а поступками. Принимая решение об уничтожении церквей, рассуждали: «Церковь – это символ веры. Если убрать символ – разрушить церкви, то вера исчезнет сама по себе». Началась жестокая репрессия на религию. До 1937 года существовала церковь. - Расскажите, пожалуйста, как же церковь стала недействующей?Вера Фёдоровна: - Приехала я после учёбы в Хмелёвку. Жила я у Лидии Егоровой. На чердаке в её доме я увидала большую икону "Тайная Вечеря". Я сразу же поспешила расспросить у хозяйки про эту икону. Рассказала она мне, что приехал отряд (5-6 человек) красноармейцев уничтожать церковь, забрался этот отряд на колокольню и стал снимать главный колокол. Народу сбежалось тогда много. Сбросили колокол на землю, он упал и раскололся с таким звоном, как будто взвыл, зарыдал от такой участи. Затем его погрузили на подводу (телегу) и увезли в лог (овраг) за общее кладбище. Помню я, как мы потом туда бегали и видели, как он торчит из-под земли. До сих пор он там и лежит. «После сбрасывания главного колокола, настала очередь и других колоколов», - рассказывала мне Лидия, - «Колокола поменьше жители успели схватить и припрятать у себя дома». Два маленьких колокольчика находятся сейчас в Хмелёвской школе. Ими подают звонки и до сих пор. (Чтобы запечатлеть их, я отправилась в Хмелёвскую основную общеобразовательную школу – старейшую школу Поназыревского района (Приложение 9). В ней я посетила школьный музей, где и сфотографировала колокольчик (Приложение 10). «Крест был снесён в 1937 году, а маковка - в конце 50-х годов. Фрески внутри церкви стали замазывать», - продолжала Лидия. Удивительно то, что, сколько не замазывали на куполе фреску, сейчас всё равно видны остатки росписи. «Красноармейцы побросали иконы в костёр. Местные жители пытались вытаскивать их из костра, за это красноармейцы колотили их прикладами по рукам. Но всё-таки часть икон удалось спасти, и у некоторых жителей они и сохранились», - говорила Лидия, - «Помнится и до сих пор мне тот шлепок прикладом по рукам. Но икону я всё равно успела вытащить из костра. Так и появилась в моём доме «Тайная Вечеря». «Знаю, что священник церкви был репрессирован (2.6 Священник церкви села Хмелёвка) Закрыли церковь. Стали думать над её судьбой. Церковную ограду разобрали и обнесли ей Хмелёвскую больницу и школу. Часть деревьев была выпилена, а кладбище сравняли с землёй. Всё было сделано для того, чтобы уничтожить у народа веру в Бога. Народу было жалко церковь, были вопли страдания при всей этой пагубной разрухи для неё. Жители плакали, особенно женщины». Рассказ хозяйки заставил меня задуматься: как же так можно было обойтись со святым местом? Мне это непонятно. - Зоя Васильевна, а что вы знаете о разрушении церкви? Зоя Васильевна: - Помнится мне, как изнутри забрались на вершину колокола и начали сбрасывать крест два человека. Знаю я их и фамилии: Белобородов Клавдий и Цветков. После такого их поступка все их семьи постигали неудачи. Было им наказанье Божье, до седьмого колена родства не складывались благополучно их судьбы. Это ранние смерти, болезни, неудачи. - Помните ли вы, что было с церковью дальше? Зоя Васильевна: - Во время войны в самой церкви был склад зерна и картошки и сушильный завод. Внутри церкви находилась сушилка, на которой сушили картошку и лук, и две печки, на них варили картошку. Вдоль зала были столы, а на них лотки, куда и складывали высушенное. Затем после склада и сушильного завода в церкви была организована Машинотракторная станция. Одну стену в церкви выломали, и трактора прямо въезжали внутрь. Вера Фёдоровна: - Во время организации МТС было такое безобразие: территория была вся изъезжена, сплошная грязь, мазут, кругом валялись «железяки». Зоя Васильевна: - После закрытия МТС здание отремонтировали: произвели закладку стены (Приложение 11). С 1966 - 2014 гг. внутри бывшей церкви находился клуб. Сначала он имел название "Дом Культуры", затем "Сельский клуб". Зоя Васильевна: - На куполе церкви Е.А. Подшивалов сделал библиотеку. Но взбираться нужно было туда лишь по лестнице, да и требовалось провести свет. Начал Евгений Алексеевич проводить свет да упал вниз головой. Так и остался инвалидом на всю жизнь, но жизнь его оказалось коротка, рано умер. Вера Фёдоровна: - Как-то в один день слышу я грохот. Посмотрев в окно (я живу напротив церкви), увидала я большое чёрное облако. Все прохожие остановились. Наскоро одевшись, я поспешила на улицу, весь народ заглядывал в сторону бывшей церкви. Оказывается, это рухнула стена, заложенная строителями после закрытия МТС и имевшая другой раствор закладки. Крушение стены произошло в 2015 году (Приложение 12). Повторного ремонта уже не проводилось. Здание стоит заброшенным, но оно является памятником истории, архитектуры и градостроительства Костромской области. Нам, жителям села Хмелёвка, не хотелось бы, чтобы в перечне исторических культурных ценностей Костромской области рядом с надписью Хмелёвская церковь имени Рождества Пресвятой Богородицы через несколько лет в нормативно-правовом документе появились слова «Памятник утрачен» (2.7 Нормативно-правовой документ). Зоя Васильевна: - Церковь в с. Хмелёвка хотели восстановить, когда в п. Поназырево сгорела церковь, и люди остались без Храма Божия. Приезжали четыре архиепископа осмотреть состояние церкви, оценив всю её ситуацию, сказали, что для восстановления здания требуется много денежных средств. Земля возле церкви, к тому же, была осквернена на полметра, то есть был нанесён на неё большой слой удобрений, мазута в следствие МТС. Поэтому, кроме реконструкции здания, требуется и очистка территории. Было принято решение строить храм не в с. Хмелёвка, а в п. Поназырево, не только из-за нехватки огромных денежных средств, но и несогласия поназыревцев в связи с тем, что располагаться будет храм далеко от посёлка, а добраться до него не у каждого есть возможность. Обсудив все факторы, храм построили в п. Поназырево (Приложение 13). В конце душевной беседы Вера Фёдоровна удивила нас своим прекрасным стихотворением, в котором она отразила историю и судьбу Хмелёвской церкви. Стихотворение пронизано болью местных жителей за дальнейшую судьбу исторического памятника (2.9. Авторское стихотворение В.Ф. Коноваловой).
2.4 Духовное воспитание в п. Поназырево
Сейчас при храме святой блаженной Ксении Петербургской с 2014 года действует воскресная школа, где ребята обучаются азам православия, знакомятся с главными церковными праздниками и разбирают смысл молитв. Я тоже посещаю эту школу, в которой царит атмосфера добра и радости. Матушка, Евгения Кетова, развивает в нас еще и творческие способности, организовывая конкурсы рисунков и поделок, а также постановки традиционных спектаклей на Пасху и Рождество (Приложение 14). Благодаря протоирею, Евгению Кетову, и матушке, Евгении Кетовой, храма святой блаженной Ксении Петербургской, дети приобщаются к православной культуре. Они начинают ценить духовные ценности, хранить традиции народного творчества и, возможно, в будущем будут восстанавливать духовно-исторические памятники-святыни и хранить их для других поколений.
2.5. Из воспоминаний выпускника Хмелёвской школы при церкви
Выпускник Хмелёвской школы 1914 года Подшивалов Александр Евдокимовыч вспоминал: «Главным предметом в школе был Закон Божий. Его преподавал священник местной церкви, она называлась Рождества Богородицы, была очень красивой, в окружении деревьев. Священника звали отец Всеволод, фамилию не помню. Он очень строго спрашивал знание молитв, и нам приходилось трудно, потому что они написаны были на старославянском языке и мы, дети, многие слова не понимали, их нелегко было заучить. Еще о. Всеволод набирал детей, которые имели хорошие голоса и они исполняли песнопения во время церковных служб и праздников. Запомнилось, что девочки в церкви всегда были с покрытой головой, входя в храм, они надевали белые платочки, которые приносили с собой».
2.6 Священник церкви села Хмелёвка
Староторжский Аркадий Александрович (1887 – 1937) - уроженец с. Илья-Высокое Пучежского района Ивановской области. Был священником церкви села Хмелёвка Шарьинского района. Участвовал в контрреволюционной организации. За антисоветскую агитацию был арестован 15.08.1937 г. Статья УК 58-11, 58-10. Решение от 20.11.1937 г. – Высшая мера наказания с конфискацией имущества. Реабилитирован 30.12.1956 г.
2.7 Нормативно-правовой документ
Постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993г. №598 "Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую культурную и научную ценность памятниками истории и культуры"
2.8 Краткое описание здания церкви
Продольно-осевая композиция церкви сильно вытянута с запада на восток. Кубический четверик храма несет световую ротонду, увенчанную куполом, в завершении которого сохранилось основание цилиндрического барабана. С востока примыкает более узкий прямоугольный в плане алтарь, с запада – широкая прямоугольная в плане трапезная, которая связана притвором с нижним ярусом колокольни. Прямоугольный в плане объём колокольни, как и притвор, вытянут в поперечном направлении. Фасады четверика храма с тремя прямоугольными окнами (среднее переделано из входного проёма) украшены четырьмя пилястрами, которые отвечали несохранившимся колоннам портиков (Приложение 15).
2.9 Авторское стихотворение В.Ф. Коноваловой
Старинная церковь родного села,Куда подевались твои купола?Где колокол твой, чей малиновый звонПевучей волной уплывал в небосклон?Ведь прадеды наши в сосновой глушиТебя возвели для спасенья души.Месили особый раствор из песка,Такой, чтоб могла простоять ты века.И клали любовно кирпич к кирпичу,Любая работа была по плечу.Стояла, свечой на пригорке белея,И не было храма в округе милее.Для тех, кто сюда приходил помолитьсяИ ликам святым до земли поклонится,И в небо ажурным крестом вознесясь,Держала ты с Господом крепкую связь.Как низко плывут над тобой облака,Тихонько шумит под обрывом река.Печален твой вид: ни икон, ни креста,Поблёкла за годы твоя красота.Но только твоей в этом нету вины,Обычными стали для нашей страныРазвалины храмов, часовен, церквей,Разрушенных, взорванных монастырей.Народ дружно строил социализм,И главною верою был атеизм.Правила над нами под красной звездой"Великая партия - наш рулевой".Но свежие ветры над Русью подули.И веру святую народу вернули.И верится: церковь родного селаВновь к небу поднимет свои купола.
3.Заключение
Людям нужно чтить духовные ценности, не забывать историю утерянных церквей, потому что именно это всё может содействовать правильному становлению детей и молодёжи. Я считаю, что нужно с ранних лет детей приобщать к православной культуре. В результате проведенного исследования я изучила историю создания и разрушения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Конечно, мы не можем возвратить время назад, не можем вернуть утраченное, но должны хотя бы попытаться сохранить память о духовных ценностях нашей малой родины. Сохранение культурного наследия страны - важнейший фактор развития и укрепления государства. А верующим всё возможно, и горы сдвигать, и храмы возрождать, и светить миру, лежащему во тьме. Несмотря на то, что строятся новые храмы, не нужно забывать о тех, которые уже разрушены.
4. Литература
- Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома. 1911. с.369- Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Спб. 1863. с.341- Булатов С. В борьбе с православием// Северная Правда. Кострома, 1993. 26 нояб.- Смирнов и др. Памятники архитектуры Костромской области. Кострома. 2005- Шибаков А. Избранное. Пос. Поназырево. 2012- Белоруков Д.Ф. Города и деревни. Поназыревский район. [Электронный ресурс]: http://kostromka.ru/belorukov/derevni/ponazyrevo/363.php- Энциклопедия «Памятники истории и культуры Костромы». [Электронный ресурс]: http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804536006- Православные храмы Костромской губернии. [Электронный ресурс]: http://www.old-churches.ru/ve_024.htm
5. Приложения
Приложение № 1
Карта Поназыревского района.
Приложение № 2
Посещение историко-выставочного центра п. Поназырево.
Приложение №3
Река Хмелёвка.
Приложение № 4
Село Хмелёвка.
Приложение № 5
Вид церкви Рождества Пресвятой Богородицы в настоящее время с разных ракурсов.
Приложение № 6
Встреча с краеведом села Хмелёвка Верой Фёдоровной Коноваловой
Приложение № 7
Встреча с Зоей Васильевной Облуковой (в центре снимка)
Приложение № 8
Старший вожатый А.А. Смирнов (в центре) и пионерский отряд.
Приложение № 9
Старейшая школа Поназыревского района
Приложение № 10
Колокольчик из музея школы.
Приложение № 11
Здание церкви после ремонта.
Приложение № 12
Обрушенная стена.
Приложение № 13
Храм святой блаженной Ксении Петербургской п. Поназырево.
Приложение № 14
Занятие в воскресной школе при храме святой блаженной Ксении Петербургской п. Поназырево.
Приложение № 15
План церкви Рождества Пресвятой Богородицы.