.
Задачи:
Разработать и составить план – маршрут экологической тропы «Лекарственные растения» и провести экскурсию по ней.
Провести анкетирование учащихся, о значении лекарственных растений (бабушкины рецепты лекарственных трав)
Провести экологический субботник на тропе
Познакомиться с методикой работы по изучению и анализу лекарственных растений.
Определить видовой состав растений произрастающих на пробных площадках.
Рассмотреть целесообразность сбора лекарственных растений в Каштакском ботаническом памятнике природы, а также привлечь население к проблеме сохранения уникальной природы ботанического памятника природы на территории села Долгодеревенское
Актуальность:
Лекарственные растения использовались людьми очень давно. Свойства многих растений хорошо изучены и описаны в литературе. В каждой местности есть свои лекарственные растения. Я выбрала эту тему, так как живу в селе, где лес рядом, есть возможность бывать на природе и использовать растения, как для изучения, так и для лечения.
Объект исследования – лекарственные травы
Предмет исследования – экологическая тропа «Край родной»
Этапы работы
Для проведения работ были выбраны 7 точек наблюдения, где закладывались пробные площадки: пойма реки, склон, коренной берег, сосновый и березовый лес.
Приборы и материалы:
1) Специальный шаблон (рамка) — рамка, размером 1мX1м.
2) Ручки, карандаши, линейки, полевой дневник
3.Определители растений
4.Фотоаппарат
5.Поплавки для определения скорости течения река
6.Компас, планшет с планом тропы
7.Геологический молоток, определитель минералов и горных пород
Методика: закладывание пробных площадок, визуальный органолептический метод анализа состояния воды в реке Миасс, взятие образцов горных пород .
Дата и место исследования - июнь месяц 2015 год: экологическая тропа «Край Родной» в период июня 2015 года в окрестностях села Долгодеревенское (территория Каштакского памятника природы).
При проведении данного исследования использованы следующие методы: исторический, статистический, информационный. Суть исторического метода заключается в знании геологического прошлого территории. Информационный метод позволяет отбирать материал по данной теме из разных источников и сравнивать полученные результаты.
Среди научных исследовательских приемов наиболее доступным и экономически оправданным является метод социологического исследования. Для сбора социологических данных использовался метод анкетирования.
Анкетирование проводилось среди населения села Долгодеревенского на знание и использование лекарственных растений своего родного края.
Введение.
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник!»
Бурное, стремительное развитие цивилизации второй половины XX века привело к глобальному нарушению равновесия в природных экосистемах. Становится очевидным, что человек должен изменить свое отношение к окружающему миру.
Наконец, наступило понимание, что человек с технократическим мышлением нанес колоссальный ущерб собственной среде обитания. Поэтому неслучайно провозглашена в качестве идеологии нового столетия концепция устойчивого развития. Стало понятно, что необходим пересмотр стратегии образования, обеспечивающей воспитание личности с новыми нравственно-ценностными установками, способными жить в согласии с собой и окружающей природной средой.
В связи с этим, особую значимость приобретает региональное экологическое образование, способствующее более полному изучению, сохранению, развитию природных, социоприродные экосистем своего края. Именно на региональном уровне видно, что основная причина развивающегося кризиса взаимоотношения «природа»-«человек» лежит в сфере культуры.
Необходимо правильно научиться жить в быстро изменяющемся информационном мире. Возможные пути этого - создание благоприятной развивающейся эколого-образовательной среды, атмосферы интеллектуального поиска и развития творческой деятельности. Тем не менее, на современном этапе образования превалирует утилитарно-потребительское отношение к природе. Экологические проблемы для детей носят абстрактно-отвлеченный характер и не связываются с практическими действиями.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, необходимо чаще вовлекать учащихся в процесс творческой деятельности непосредственно в природной среде. Считаем, что одним из наиболее эффективных средств такой деятельности, особенно в сельской местности, является создание экологической тропы. Таких троп в России множество, и каждая из них по-своему уникальна. Особенность экологической тропы села Долгодеревенского в том, что она проложена в Каштакском ботаническом памятнике природы в пределах Сосновского района. Протягивается вдоль левого берега реки Миасс и включает в себя не только природные экосистемы (лес, луг, водоем, подземные воды, выходы гранитов), но и социоприродные.
По этой тропе проводят экскурсии с учащимися Долгодеревенской общеобразовательной школы, дошкольниками, с населением, а также ведутся и учебные исследования.
В данном году на тропе проводились исследовательские работы по описанию лекарственных растений.
Таким образом, экологическая тропа явилась своеобразной научной лабораторией под открытым небом, где организованы экологические посты наблюдений, например, за гидрологическим режимом реки, родников, ее растительным и животным миром, за антропогенным загрязнением и т.д. Благодаря исследовательской деятельности, учащимся удается прикоснуться к жизни разнообразных экосистем, обнаружить взаимосвязи между объектами и явлениями природы, понять ранимость экосистем, выявить примеры положительной и отрицательной деятельности человека в окружающей среде.
Информативность экологической тропы увеличивается за счет включения сенсорных систем человека: акустических, обонятельных, осязательных, зрительных, вкусовых. Здесь можно услышать шелест листвы, журчание ручья, плеск воды, пение и щебетанье птиц, ощутить разнообразный, неповторимый запах трав и деревьев, увидеть всю красоту, прелесть и гармонию жизни.
Проходя по ней, экскурсант испытывает различные ощущения, способствующие оздоровлению организма.
Еще одна из особенностей тропы - это уникальный сосновый бор. Именно в сосновом бору воздух чище и стерильнее в несколько раз, чем в операционной, он насыщен ионизированным кислородом, озоном, фитонцидами. Какой заряд бодрости, энергии, можно получить человеку для восстановления своих жизненных сил, находясь в такой среде! Таким образом, деятельность на экологической тропе можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию.
Общение с природой развивает у учащихся наблюдательность, любознательность, формирует логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, обобщать, предвидеть, прогнозировать последствия антропогенных воздействий.
Проводимая исследовательская деятельность на экологической тропе способствует развитию личности, совершенствуя ее творческий потенциал, усиливая мотивацию познавательной деятельности, формируя естественнонаучное мировоззрение, что в целом повышает эффективность учебно-образовательного процесса школы.
Для выполнения работы на тропе составлен паспорт на тропу .
Паспортные данные
на экологическую тропу «Край родной»
Местоположение: Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское в 1,5км. на юг от данного населённого пункта, пролегающей вдоль коренного берега р. Миасс.
Проезд: из г. Челябинска маршрутным такси №189, 300 до населённого пункта Новое Поле, либо, от с. Долгодеревенское пешим ходом до начала экотропы, время пути 35минут.
Создание и характеристика тропы было согласовано с решением Земельного комитета с. Долгодеревенское в 1997 году.
Краткая характеристика природного объекта, в зоне которого проложена тропа: изучаемая и исследуемая территория представляет собой очаговые участки разнотравья, смешанного леса (берёзового и соснового).
Режим использования: рекреационный, хозяйственное использование ограничено.
Назначение тропы: воспитание по вопросам охраны и преобразования природы, воспитание нравственных ценностей у населения.
Краткое описание маршрута на экологической тропе: от Долгодеревенского до сада Прогресс с востока на запад 1,5 км., сложенного выступами челябинского гранитного массива на протяжении 1,5 км, до садоводческого товарищества «Прогресс». На маршруте встречаются овраги, карьер по добыче глины, заброшенный искусственный пруд, глубокий лог, родники, один из них является дополнительным источником чистой, кристальной воды долговчан и жителей сада «Прогресс», места отдыха населения. На противоположном берегу реки Миасс расположен один из 185 памятников природы Челябинской области – Каштакский сосновый реликтовый бор, северная часть которого относится к территории Сосновского района.
Необходимые мероприятия по оборудованию тропы: очистка от бытового и природного мусора, оформление транспарантов пот охране тропы.
Наличие экскурсоводов на тропе: учителя географии и краеведения, биологии, участники экспедиционного маршрута 2008,2013,2016 года
Год закладки и начало использования тропы: закладка – 1997г, открытие – 23 августа 1997 года, мониторинг тропы – 2000, 2004, 2005, 2006, 2008, 2016года (описание лекарственных растений).
Объективное мнение о природоохранном значении тропы: обладает хорошими возможностями по изучению видового состава растительного покрова, большое рекреационное значение.
Руководитель создания экологической тропы «Край родной» - учитель географии МОУ Долгодеревенская СОШ – Анушенкова Людмила Александровна.
На территории расположения государственных памятников природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности.
Режим особой охраны территории - заказной, без изъятия земель у землепользователей. На территории памятника природы запрещены такие виды деятельности как все виды рубок деревьев, выпас скота, сбор растений, птичьих яиц и других ресурсов с целью промысла, проезд и стоянка автотранспорта и т.д. Разрешен прогон скота при условии сохранности растительного покрова и травостоя, сбор грибов и ягод. Геоэкологическая обстановка территории осложняется интенсивным использованием массива для неорганизованного отдыха населения.
Государственные памятники природы обозначаются на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными на карту землепользователя.
Каждый памятник природы независимо от его размеров и занимаемой ими площади учитывается при разработке районных схем землеустройства.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением режима государственного памятника природы.
Геология тропы представлена магматическими горными породами, выходы которых образуют живописные пейзажи. Гранит (итал. granito, в переводе с латинского языка granum означает зерно) является самой распространенной в континентальной коре земли горной породой, которая образовывалась на больших глубинах под землей в результате застывания магматических расплавов. По своим составляющим компонентам гранит относят к полиминеральным горным породам (то есть его образуют несколько минеральных веществ). Итак, состав гранита выглядит следующим образом: почти четверть состава (25-30%) принадлежит кварцу, 60-65% приходится на полевой шпат, и 5-10% приходится на темноцветный минерал (это может быть роговая обманка или биотит). Цвет гранита определяется полевым шпатом, поэтому гранит чаще всего имеет светло-серую окраску. На территории Каштакского ботанического памятника природы - это серые граниты. Кварц в этом природном камне присутствует в воде стекловидных включений-зерен. Как правило, он бесцветен, но иногда имеет голубоватый тон, который впоследствии принимает вся порода. Свойства гранита разнообразны и используются в нашем регионе повсеместно.
Свойство гранита — прочность. Этот материал отличает высокая устойчивость к сжатию, истиранию и трению. Он очень плотный и прочный (в два раза прочнее, чем мрамор). Такую прочность граниту обеспечивает кварц, входящий в его минеральный состав.
Хорошая устойчивость к изменению атмосферных условий. Свойство гранита — это его водонепроницаемость. Именно благодаря этому свойству гранит такой морозоустойчивый.
Гранит, экологически чистый природный камень. Радиационный фон гранитов соответствует лишь первому классу, так что это безопасное строительное сырье, пригодное для любого вида строительных работ. Небольшой фон гранита можно объяснить присутствием в его составе ничтожно малых концентраций лантана и церия.
Гранит также устойчив к воздействию различных кислот.
Выходы гранитов в русле реки Миасс образуют перекаты, мини водопады. Через глубинные трещины подземные воды поднимаются к поверхности и выходят на нее в виде чистых родников. Здесь на тропе нами был выявлен один из них. Река Миасс, в пределах села Долгодеревенское, является грязным источником: сбросы воды как канализационных, так и промышленных сбросов города Челябинска. Скорость течения 5 м/ сек. Русло реки зарастает камышовой растительность, образуя островные участки, снижая скорость реки, что создает возможность накапливать на дне русла Миасса тяжелые металлы.
В данном году на тропе видна положительная динамика по сохранению чистоты на ней. Кострища обложены либо дерном, либо горными породами. Мусор в большинстве своем сжигается. Сосновый бор очищается от валежника, территории опахиваются во избежание пожаров.
Вывод: Нельзя выбрать страну, в которой ты бы родился. Приходит время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или пассивное равнодушие. Чтобы не сделать ошибки в выборе своего жизненного пути, следует знать историю своего Отечества, знать не только перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность родной земли, знать, в чем ее основной смыл бытия. Постижение истории своей страны происходит через постижение истории своей малой родины, где ты родился, вырос, оставил свой добрый след, обязательно добрый, так твоя жизнь останется в памяти твоих детей и внуков. Необходимо уяснить для себя, попытаться понять: что представляет для себя история твоего города или села, твоей улицы, твоей семьи, как они стали такими, какими ты их видишь сейчас.
Хотя бы один раз в жизни каждому следует почувствовать себя историком, исследователем, писателем своего родного края.
Источники информации:
В.С. Новиков, И.А. Губанов Атлас- определитель высших растений. М.: Просвещение,1985.-239с.,ил.
Данилова В.В. Экологическая тропа как учебно-просветительский «кабинет» в природных условиях
Ю. Ю.КОСТЮКОВА: «Растения Красной книги Челябинской области. Набор плакатов «Растения Красной книги Челябинской области», Челябинск.2015,
Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 64с.
Природа Челябинской области, Челябинск 200
Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга/Под ред. Д.б.н. В.В.Скворцова. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – СПб.: «Крисмас+», 2006. – 176с.
Растения Красной книги Челябинской области. Набор плакатов «Растения Красной книги Челябинской области»,Челябинск.2015, СОСТАВИТЕЛЬ:
Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 387с.
Приложение |
Наша исследовательская группа:
На пути к тропе исследования:
закладывание пробных площадок. Определение растительного покрова
План экологической тропы
Родники вдоль реки Миасс, которые используются населением сада «Прогресс» и села Долгодеревенское.
Описание растительности на пробных площадках.