«ПРИРОДА, ВЫРАЖЕННАЯ ИСКУССТВОМ АРЧИМБОЛЬДО» (ПОРТРЕТ УРАЛА: ПУТЕШЕСТВИЕ С ТОПОНИМИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ А. К. МАТВЕЕВА)

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ПРИРОДА, ВЫРАЖЕННАЯ ИСКУССТВОМ АРЧИМБОЛЬДО» (ПОРТРЕТ УРАЛА: ПУТЕШЕСТВИЕ С ТОПОНИМИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ А. К. МАТВЕЕВА)

Гурьевских Э.Н. 1
1
Евсеева Т.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Путешествие как книга, и те, кто не путешествуют, перечитывают все время только одну страницуСвятой Августин

«Урал! Опорный край державы...» (А. Твардовский). Край с суровой природой, поражающей своим разнообразием пейзажей. Здесь можно любоваться горными вершинами с причудливыми скалами-останцами и равнинными пейзажами заболоченных пространств, тундровыми комплексами на севере и полупустынями Мугоджар на юге. Густонаселенные районы с миллионными мегаполисами Среднего Урала не поддаются сравнению с труднодоступными необитаемыми районами Приполярного и Северного Урала. И все это многоликий, местами непреступный Урал.

Урал – суров, могуч и монументален. А потому природа Урала издавна привлекала и завораживала поэтов и писателей, вдохновляла на творчество и находила отражение в их произведениях, которые мы с удовольствием читаем, узнавая знакомые образы. Но, ведь можно взглянуть на Урал и другим, не совсем привычным взглядом…

Как-то, разглядывая настенный календарь с произведениями художников, я наткнулась на очень интересные иллюстрации, которые меня удивили и заинтересовали. Это были работы, выполненные итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо. Они не были похожи ни на одно из художественных произведений, на них были показаны портреты, составленные из овощей и фруктов (приложение 1). Замысловато составляя отдельные элементы, автор точно передавал не только образ, но и характер своих персонажей. Эта техника так меня заинтересовала, что мне очень захотелось попробовать составить портрет нашего любимого Урала. Ведь земля наша славится не только монументальными формами рельефа, самоцветами да изумрудами; много здесь животных и растений, которые окружают нас, радуя глаз и передавая характер любимого края. Попробуем и мы составить портрет Урала, отраженный в названиях географических объектов, выраженный палитрой цветов, образами животных и растений: Желтая сопка, Белая река; Лосинка, Бобровка, Калиновка, гора Волчиха, Медведь-Камень… А сколько «зашифрованных» названий, которые переводятся с языка коренных народов – хантов, манси, башкир… Так появилась идея создания необычного портрета Урала в краеведческих «оттенках» Джузеппе Арчимбольдо и разработки маршрута по точкам, которые наиболее ярко символизируют особенности и достопримечательности, отображенные в образе Урала.

В последнее время интерес к природе Урала растет. Невозможно полюбить свою Родину без знаний особенностей истории, литературы и географии родного края. В то же время, невозможно познать природу без путешествий. И пусть эти путешествия будут разными: виртуальными или реальными, однодневными или многодневными, пешими, автомобильными, велосипедными или водными. В любом случае, через любовь к природе рождается чувство любви к родному краю, к Отчизне.

Объект исследования: территория Урала и Свердловской области.

Предмет исследования: географические названия и объекты Урала как основа разработки виртуального маршрута «Путешествия по Уралу с топонимическим словарем А.К. Матвеева».

Цель работы: разработать и описать виртуальный туристский маршрут «Портрет Урала» на основе анализа топонимического словаря А.К. Матвеева.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности природы Урала путем анализа названий географических объектов на географической карте и в специальной литературе.

  2. Познакомиться с методикой разработки туристских маршрутов.

  3. Разработать идею туристского маршрута «Портрет Урала».

  4. Познакомиться с творчеством писателей, описывающих географические объекты Урала с «красочными» и «биологическими» названиями.

  5. Разработать и описать виртуальный тур «Портрет Урала», направленный на развитие интереса к природе, истории и культуре Родного края.

Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и экспериментальные методы. Сбор материала выполнен методом изучения литературы. Использован картографический, описательный и сравнительный методы. Выявление уровня знаний по достопримечательностям Урала выполнено методами опроса: анкетирования, интервью и беседы. Для этого разработан опросный лист с вопросами для детей и взрослых. Для обработки результатов опроса применены методы анализа.

При разработке маршрута выполнен анализ работ А.К. Матвеева по топонимике Урала, произведений П. П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка, преданий и легенд Урала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Важной частью работы является буклет «Портрет Урала». Буклет служит путеводителем по маршруту и содержит карту маршрута и краткое описание точек.

К работе прилагается тематический словарик путешественника-краеведа. В тематический словарик вошли термины, выстроенные по алфавиту и направленные на расширение кругозора путешественника-краеведа, совершающего путешествие по маршруту. Каждый термин имеет формулировку, сопровождается картой характеристикой, фотографией и картой.

На работу имеется положительная рецензия доцента кафедры географии и методики географического образования УрГПУ, мастера спорта по туризму, кандидата географических наук Скок Н.В (приложение 6).

Глава 1. Красочные образы Урала

Великий Пояс, горы каменные, на севере граничащие Азию от Европы...И по долгому их положению разделяются на разные имяна...В. Н. Татищев. Лексикон.

1.1.Природные особенности Урала

Урал – горная страна, которая протянулась с севера на юг от берегов студеного Карского моря до сухих степей и полупустынь Казахстана. Древние называли Урал Рифейскими или Гиперборейскими горами, средневековые географы — Поясом, Камнем, Каменным Поясом, Земным Поясом, русские первопроходцы — Камнем. Только с середины XVIII в, в работах В. Татищева, П. Рычкова появляются названия Урал и Уральские горы, которое постепенно вытеснили прежние названия [7, 8].

Упоминая Урал, мы представляем себе седого старца, застывшего в камне, Хозяйку Медной горы, изумруды и самоцветы. Но ведь не только минералами и горными породами славен Урал. Оглянувшись вокруг, можно увидеть разнообразный растительный мир, окружающий каждого из нас в повседневной жизни. А заглянув в сохранившиеся уголки нетронутой природы, еще можно понаблюдать за повадками животных.

Кто же живет на Урале? Белки и зайцы, лисы и барсуки, лоси и олени, медведи и волки, рыси и росомахи, горностаи и куницы, бобры и соболя… Из птиц – глухари, тетерева, рябчики, гуси, лебеди, совы, дятлы, сойки и многие другие, ведь Урал пересекает несколько географических зон: тундры, тайгу, лесостепь, степи. Даже небольшой высоты гор достаточно для изменения климата и ландшафтов [4]. Поэтому растительность и животный мир характеризуются огромным разнообразием, на что повлиял суровый климат, горный рельеф и меридиональное положение территории.

1.2. Образ Урала в произведениях региональных писателей

Природа, история и география Урала нашли отражение в произведениях писателей, жизнь и творчество которых связаны с родным краем. К числу выдающихся региональных писателей, с творчеством которых мне удалось познакомиться, относятся П.П. Бажов и Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Мой любимый автор, произведения которого привязаны к земле Уральской – Павел Петрович Бажов, чья жизнь связана с Уралом. Почти в каждом сказе упоминаются горы, реки, заводы и прииски Урала. Вот как рассуждает П.П.Бажов об Урале: «Это я к тому разговоры веду, что вот все эти вершинки, которые видишь, они вроде вешек, а гора сплошной грядой прошла. Недаром ее раньше Поясом земли звали. Пояс и есть. Вишь какой! В длину тысячами верст считают, а сколь он широк и насколько в землю врезался, этого никто толком не знает. В поясах по старине, известно, казну держали. Оттого, может, и нашей горе прозванье досталось. Только, понятно, в таком поясе богатства не счесть. По этому Поясу земли, говорят, широкая лента украшенья прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена да ссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметистики. А по самой середке этой хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Помнишь? Он и зеленый и золотистый. Веселый камешек. В сырце, и то любо подержать такой на руке. Так весной да солнышком от него и отдает. Мы эти камешки золотоцветняками зовем» (Золотоцветень горы).

Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка относится к XIX-XX вв и было посвящено Уралу. Его детство прошло в поселке при Висимо-Шайтанском заводе в Нижне-Тагильском заводском округе. Это был один из многих старинных заводов Среднего Урала, принадлежавших промышленной династии Демидовых. Тема Малой Родины стала центральной в творчестве писателя.

Бывая на Урале, Дмитрий Мамин отразил свои краеведческие находки в произведениях: «Из далёкого прошлого», «Платина», «От Урала до Москвы», «Зелёные горы», «Самоцветы», «На реке Чусовой», «Горой», «От Зауралья до Волги», «Бойцы», «На реке Чусовой», «Медвежий угол», «На рубеже Азии» и «Ужасный случай».

Автор дает описание Урала и подмечает особенности ее природы. Так, в путевых заметках «От Урала до Москвы»: «Близость Урала чувствовалась во всем, но особенно резко проявлялась она в характере лесных пород: сосна быстро исчезла, уступая место траурным еловым лесам, пихтам и рябине. Екатеринбург составляет вообще самую резкую климатическую границу: на запад от него идет угрюмая неприветливая северная природа - почва глиниста, песчана или камениста, попадается много болот и озер, хвойный лес господствует; на восток, всего на расстоянии нескольких верст, все кругом носит на себе совершенно другой характер – почва представляет из себя богатейший чернозем, о болотах и еловых лесах нет и помину, кругом веселые сосновые боры, липа, береза и бесконечные пашни. “Точно ножом отрезало”, - говорит народ».

Целая галерея строго и просто написанных пейзажей разбросана во всех произведениях писателя. Если их собрать, то получится интересное, полное настроения и жуткой, захватывающей дух красоты географическое произведение, от которого будет веять запахом хвои, жутью горных ущелий, синим простором необъятной дали, шумом вечно воюющих с камнями горных рек, а на фоне широких горных, лесных и воздушных перспектив выступят разноцветные мхи, деревья, цветы, травы, одетые полуфантастической дымкой [3].

1.3.Образ Урала в названиях географических объектов

Число природных объектов на Урале исчисляется тысячами. И почти у каждого объекта есть имя, а имя – это памятник языка, истории, культуры, который надо беречь, ведь географические имена, могут многое рассказать и о самих объектах, и об их истории, и о людях, которые когда-то здесь жили.

Названия, которые даны объектам Урала – неслучайны. Матвеев А.К. выделяет несколько принципов наименования географических объектов [7, 8,11]:

  1. Использование образов животных и людей (Медведь-гора, Журавлев Камнь, Старик-Камень, Собачьи ребра, река Утка).

  2. Красочные названия (Синие горы, Черное болото, Серебрянка).

  3. Отражение в названиях действий (Говорливый камень, Глядены, Шумиха, Гремиха, Болтунов).

  4. Использование цифровых обозначений (Семь Братьев, Три сестры, гора Семиколенная, Семь Ключей).

  5. Использование собственных имен (Салаватов ключ, Пугачевский вал, Ермаковские поля, Царская дорога, Шуркино, Сенькин камень).

  6. Сказочные и мифические образы в названиях (речка Шайтанка, Чертов палец, Чертово городище, Сивко-Бурко).

  7. События, отраженные в названиях географических объектов (Горелово, Авария, Неелово).

  8. Собственные имена географических объектов (Сибирский тракт, Уральский хребет, Бардымский хребет).

Названия объектов Урала неслучайны. Они отражают исторические события, особенности природы и образы объектов. Использование названия заставляет задуматься над природными особенностями и найти объяснение природным процессам и явлениям.

О причинах наименования географических объектов задумывались и уральские писатели. Так, П.П. Бажов рассуждает о названиях вершин Среднего Урала в очерке «Золотоцветень горы»: «В иных местах горы под облака ушли, снег на верхушке и летом не тает. Сразу видишь, где вершина, где скат, где подошва. А в нашем краю, видишь, горы мелконькие и все лесом заросли. Те, что покрупнее, хоть имена имеют. Азов вон, Волчиха, в той вон стороне Таганай, а там Благодать, дальше Качканар и другие. Иные опять по выработкам: Хрустальная, Карандашный увал, Тальков камень. Остальные, если путем разобрать, без имен ходят. Чтоб не путаться в дорожках, и эти горки, понятно, называют, только вовсе простенько. Растет сосна – горка Сосновая, по березе - Березовая, по осине - Осиновая, Липовая там, Ельничная, Пихтари, Кедровая, Листвяничная…».

Названий на Урале много, однако для написания нашего «Портрета Урала» мы решили детально пройтись по страницам книг А.К. Матвеева и отобрать те географические объекты, которые посвящены краскам, растениям и животным. Такой подход позволил нам взглянуть на Урал «другими глазами» и попытаться с помощью топонимических словарей составить необычный образ Урала из сплетения лесов, лугов и трав. Разнообразить его скрытой от любопытных глаз жизнью животных, зафиксированной в названиях географических объектов Урала.

Глава 2. Особенности виртуального туристского маршрута «Портрет Урала» в технике Джузеппе Арчимбольдо

2.1. Концепция маршрута

Цель маршрута: Маршрут «Портрет Урала» - это учебно-воспитательный комплексный литературно-краеведческий виртуальный тур, цель которого познакомить посетителя с географическими объектами Урала, отображающими природные черты территории.

Целевая аудитория: Маршрут рассчитан на широкую целевую аудиторию: дети школьного возраста и взрослые. Для виртуального прохождения маршрута необходимо уметь читать текст и географическую карту; и, пользоваться компьютером. Виртуальный способ перемещения по маршруту позволяет проходить его лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к выбору маршрута и отбору точек маршрута. На Урале огромное количество объектов имеет цветовое обозначение, связано с названиями животных и растений. Десятки Черных гор, Еловых, Пихтовых и Медвежьих гор, рек и населенных пунктов. Однако, привлекательность маршрута для посетителей определяется красотой природы, ее своеобразием и разнообразием. Предпочтение отдается уникальным «литературным» образам. Это самые яркие образцы уральской природы с особой красотой пейзажа. Разнообразие маршрута обеспечивается включением разных объектов: гор, рек, озер, болот, каждый объект при этом добавляет свой штрих в портрет Урала.

Виртуальный способ перемещения по маршруту обеспечивает доступность для посетителей, а отбор содержания делает доступным материал для широкой аудитории. Каждый может найти для себя понятные и интересные места, будет наслаждаться, восхищаться и стремиться к познанию.

Информативность маршрута обеспечивается выбором точек. Главные точки виртуального маршрута отбирались по следующим признакам: 1) объекты имеют «красочные» названия, соответствующие цветовой палитре; 2) объекты имеют названия, связанные с животными и растениями; 3) сами объекты или районы их распространения описаны в произведениях писателей Урала (Бажова П.П, Мамина-Сибиряка Д.Н. и др.), в преданиях и легендах Урала; 4) объекты имеют как русские названия, так и названия на языке коренных народов (ханты, манси, коми-пермяки, башкиры, татары).

Выбор точек маршрута – важный этап разработки тура. Токи, отвечающие указанным критериям должны быть взаимосвязаны, и не беспорядочно разбросаны по территории Урала, а сконцентрированы в одном наиболее интересном месте. Исходя из этого, точки должны быть максимально интересны для посетителя, поскольку реально, во многих районах, отвечающих критериям отбора точек, есть объекты с указанными названиями, но не представляющие туристского интереса (без высокого образовательного и воспитательного потенциала).

Кроме того, для виртуального тура отбирались районы, реальное посещение которых невозможно для широкого круга посетителей – это территория заповедников Урала, которые служат эталонами природы и исключены из хозяйственной и рекреационной деятельности, а потому закрыты для посещения. Виртуальный тур дает возможность привлечь внимание к природе их территории и приоткрыть завесу тайны, позволив посетителям виртуально пройтись заповедными тропами. К тому же, как показало исследование, на территории заповедников отмечается максимальная концентрация объектов, отражающих черты природы и достойных включения в «Портрет Урала».

Маршрут включает 14 точек, распространенных по всей территории, названия которых связаны с красками Урала: Белая гора, Белая река, Белый камень, Черная река, Черноисточинский пруд, Красная горка, Красный камень, Синие горы, гора Синяя, поселок Синегорский, Желтая сопка, Шарташ, Зеленая шапочка, река Серебряная, село Серебрянка. Для примера, более детально рассмотрена часть маршрута в пределах заповедника «Денежкин Камень», где выделены и описаны 18 точек, включенных в «Портрет Урала», написанный в технике Джузеппе Арчимбольдо (раздел 2.2).

Большая часть объектов маршрута имеет простые русские названия, однако некоторые точки имеют название в переводе. Например, Шарташ – название водоема имеет тюркское (башкирское или татарское) происхождение; обычно его объясняют сложением двух частей: сары - «жёлтый», таш - «камень», связывая значение слова с оттенком прибрежных скал который они приобретают при разрушении гранитов. Река Шарп – в мансийском языке шорп – «лось». По преданию П.С. Палласа, близ р. Шарп, которая впадает в Сосьву недалеко от хребта Денежкин Камень стояли юрты богатого вогульца Денежкина и «высеченный из камня лосий теленок, о чудесной коей окаменелости разные носятся между вогульцами басни…» [10, 11].

Объекты маршрута показаны на карте, отражены в буклете, в презентации и описаны в тексте виртуального тура. Описание каждой точки маршрута выполнено по плану и включает: 1) название объекта; 2) географическое положение; 3) изображение на карте; 4) описание природных особенностей; 5) указание авторов и произведений в которых описывается объект; 6) выдержки из произведений (цитаты); 7) фотографии или рисунки объекта (пример в приложении 3).

Способы перемещения по маршруту. Виртуальный маршрут предполагает образное перемещение от объекта к объекту «гуляя» по слайдам презентации и буклету. Можно самим пройти маршрут; либо с группой одноклассников при изучении Урала на уроках географии, истории или литературы. Порядок знакомства с объектами – произвольный. Нет необходимости в строгом направлении перемещения по линии маршрута и от начальной точки. Каждый желающий, может посмотреть объекты в любой последовательности. Можно рассматривать объекты в следующем порядке: 1) объекты, отраженные в «Портрете Урала»; 2) по цветовой гамме, отображенной на карте Урала условными знаками; 2) объекты, названия которых связаны с видами растений; 3) объекты, названия которых связаны с видами животных. Интересно будет выполнить 4) сопоставление одного типа объектов, например рек, которые имеют названия цветов, животных и растений (сравнить реки: Черную, Еловую и Шарп (лось), попытаться объяснить, почему они так названы, используя топонимические словари А.К.Матвеева (10,11).

Виртуальный способ передвижения дает возможность внимательно рассмотреть все объекты, словно по-настоящему, посетить это место. В отличие от настоящего тура, виртуальную экскурсию можно устроить в любое время, независимо от погоды и удаленности территории. Виртуальный характер тура облегчает способ перемещения и не требует специальной подготовки снаряжения, затрат средств на транспорт, питание и проживание. Тем более, что некоторые точки маршрута расположены в труднодоступных районах. Виртуальный тур открывает возможности для совершения путешествий.

Однако ни один виртуальный тур не заменит реального общения с природой, поэтому проходя маршрут можно выбрать самые интересные объекты для реального посещения. И тогда можно планировать прогулочно-познавательные или познавательно-туристские маршруты линейные, кольцевые или радиальные в зависимости от возраста и уровня подготовки туристов.

2.2. Портрет Урала

Основа разработки виртуального краеведческого маршрута

“Высоких гениев творенья Не для одной живут поры”. Демьян Бедный

2.3. Карта маршрута

Виртуальный туристский маршрут «Портрет Урала»

Фрагмент в пределах Северного Урала (Заповедник «Денежкин Камень»)

   

Условные знаки

Красочные объекты

Белый камень

Шемур

Желтая Сопка

Названия растений

Еловский Увал

Пихтовый Увал

Вересовый Увал

Еловая Грива

Ольховка

Березовка

Вишневка

Еловка

Пихтовка

Кедровка

Малиновка

Названия животных

Журавлев Камень

Оленья Сопка

Сорокинские Ворота

Шарп

Заключение

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по Уралу. За время работы над маршрутом прочитано множество книг, благодаря которым мы познакомились с географией Урала, узнали особенности виртуальных путешествий и окунулись в мир топонимики.

В результате работы: 1) «нарисован» «Портрет Урала»; 2) разработана концепция образовательного литературно-краеведческого маршрута; 2) исследован картографический материал и литературные источники; 3) отобраны точки «Портрета Урала»; 4) составлена карта маршрута; 5) выполнено описание точек маршрута; 6) разработана презентация виртуального тура; 7) составлен буклет по маршруту «Портрет Урала» и словарик краеведа-путешественника.

Собрана палитра красок Урала. Штрихи к «Портрету Урала» наложены на холст. Что же мы получили? Наш портрет необычен и удивителен. Он написан красками палитры в которой нет разнообразия оттенков и сложности цветов. Портрет, составлен из ситца берез, запаха смолы и горечи рябины. Он не просто имеет облик образа, он обладает своим, неповторимым характером, закаленным суровым климатом, сложным горным рельефом. Штрихи к портрету Урала понятны, просты и монументальны. В них отражены мазки рек, озер, поселков и гор чередованием основных привычных всем образов и объектов. Однозначно одно – Урал не только седовласый старец, застывший в веках. Он полон сил и эмоций. Он живет и развивается, прославляясь богатствами природы. Вот какой наш Урал!

Краски собраны, изучена природа, прочитаны книги… Но сколько неизведанного впереди! Штрихи к «Портрету Урала» не застывшие, они не меркнут в веках, они приоткрывают нам двери истории, знакомят с фактами и жизнью целых поколений! Перемещаясь от точки к точке по нашему виртуальному маршруту мы еще больше прониклись теплыми чувствами к природе, литературе и истории Родного края. И желаем всем неравнодушным составить свою палитру из географических объектов Урала, эмоций и чувств!

Список литературы

  1. Ахмедов Р. Слово о реках, озерах и травах. – Уфа: Башкирское книжное издательство. 1988 г.

  2. Бажов П.П. Уральские сказы. – М., 1999.

  3. Корнев И. Н. Географический образ Урала в произведениях. Д.Н. Мамина-Сибиряка. //География, №6. – ИД «Первое сентября», 2003.

  4. Лаврова С. А. Урал. Кладовая земли. М.: Белый город, 2007. – 48 с.

  5. Лаврова С. А. Удивительный Урал . Екатеринбург: Сократ, 2013 – 72 с.

  6. Мамин-Сибиряк Д.Н. Повести; Рассказы, Очерки. М.: Моск. Рабочий, 1983. http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/text_2003.shtml

  7. Матвеев А. К. От Пай-Хоя до Мугоджар. – Свердловск: Сред.-Урал. Н. Изд-во,1984. – 272 с.

  8. Матвеев А. К. Вершины Каменного Пояса: Названия гор Урала. 2-е изд., перераб. И доп. – Челябинск: Юж.-Урал. Н. Изд-во, 1990. – 288 с.

  9. Матвеев А. К. Вверх по реке забвения. – Свердловск: Сред.-Урал. Н. Изд-во,1992. – 176 с.

  10. Матвеев А. К. Географические названия Свердловской области: Топонимический словарь. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007. – 256 с.

  11. Матвеев А. К. Географические названия Урала: Топонимический словарь. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. – 352 с.

  12. Оленев А.М. Урал и Новая Земля. Очерк прир. – М.Мысль, 1965.- 215с.

  13. Пичугин А.Л. Черноисточинский пруд. Историко-географические очерки.- Нижний Тагил. ЗАО «Репринт», 2009. – 98 с.

  14. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы – Свердловск: Сред.-Урал. Н. Изд-во, 1991. – 288 с.

  15. Пичугин А. Л.Среди Уральских гор // Веселые горы. Историко-географические очерки. Незнакомый Урал /А. Л. Пичугин. – Нижний Тагил: Издательство «Репринт», 2009. – С. 12-22: ил. http://www.tagillib.ru/our_city/pop_tagilovedenie/detail.php?ID=4628&rubrika=104

  16. Рундквист Н.А, Задорина О.В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. – Екатеринбург. – 2009.

  17. http://lukoshko.net/bazhov/bazhov24.shtml (дата обращения 15.10.17).

  18. http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/bazhop30.htm?1/2 (дата обращения 20.10.17)

  19. http://www.bazhov.ru/txt/s16.htm (дата обращения 15.10.17)

Приложение 1

Художественные образы Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)

   

Воздух, 1566

Вертумн, 1590

   

Флора, 1591

Осень, 1573

Приложение 2

Результаты анкетирования, для выяснения ассоциации образа Урала

(выборочные данные)

Растение

Животное

Взрослые

1

Кедр

Соболь

2

Подорожник

Медведь

3

Береза

Белка

4

Береза

Лось

5

Сосна

Еж

6

Сосна

Медведь

7

Кедр

Косуля

8

Рябина

Ящерица

9

Черника

Соболь

10

Лиственница

Косуля

11

Береза

Кабан

12

Рябина

Лось

13

Сосна

Белка

14

Иван-Чай

Медведь

15

Ель

Бобер

Дети

16

Сосна

Ящерица

17

Ромашка

Медведь

18

Сосна

Медведь

19

Мох

Песец

20

Береза

Медведь

21

Ель

Медведь

22

Анютины глазки

Рысь

23

Дуб

Медведь

24

Дуб

Сова

25

Иван-Чай

Медведь

Приложение 3

Эскиз Портрета Урала (по работам детей из школы)

Приложение 4

Виртуальный туристский маршрут «Портрет Урала» (цвета Урала)

 

Условные знаки

Красочные объектына карте Урала

Белый

1-Белая гора

2-Белая река

3 – Белый камень

Черный

4 - Черная река

5 –Черноисточин-

ский пруд

Красный

6 - Красная горка

7 – Красный камень

Синий

8 – Синие горы

– гора Синяя

9 – поселок Синегорский

Желтый

10 – Желтая сопка

11 – Шарташ

Зеленый

12 – Зеленая

шапочка

Серебряный

13 – река

Серебряная

14 – село

Серебрянка

Приложение 5

Пример описания точек маршрута

Точка № 1. Гора Белая

Рис.1. Гора Белая

http://nashural.ru/Mesta/gora-belaya/gb23.jpg

Гора Белая (715 м) – это низкогорный массив в северной части Веселых гор между поселком Уралец и Черноисточинским прудом, в 37 км к юго-западу от Нижнего Тагила. Весёлые горы состоят из отдельных горных вершин: Белая, Дикая (719 м), Старик-Камень (755 м).

Билимбай (727 м), Острая (699 м), Поперечная (617 м), Рябиновая (635 м), Вершины гор венчают скалы-останцы причудливых очертаний. По склонам гор расположены курумники – каменные реки.

Д. Н. Мамин-Сибиряк так воспроизводит незабываемую природу Веселых гор: «Ближайшая гора, тянувшаяся невысокой грядой, называлась Путиной горой, за ней зеленой островерхой шапкой поднималась красавица Шульпиха, вправо от нее виднелось Седло, еще правее - Осиновая и т.д. Из-за этих гор чуть-чуть синела вершина сомой высокой горы – Белой». Именно от впечатляющих красот Уральских гор Д.Н. Мамин-Сибиряк вбирал неисчерпаемое вдохновение литературного творчества.

Название Белая гора могло быть дано по самым разным причинам (светлые породы, березовый - «белый» лес на склонах, обнаженная каменная вершина с курумами т. д.). Местные жители утверждают, что на этой горе раньше выпадает и позднее сходит снег. Из придания «О Белой горе»: «Первый снег растает, а на ней нет. Лесу-то

Рис.2 Картосхема горы Белой http://www.nedoma.ru/Images/road-map_belaya.jpg

нет на россыпи, как вот у человека на голове волос не бывает. А мы, старатели, на нее отдаля смотрим, верст за двадцать, и видим: везде лес чернеет, а она одна – белая. Вот и зовем Белая гора» (Предания, 74 с).

Упоминание Белой горы встречается в очерке Д. Н. Мамина-Сибиряка «От Урала до Москвы»: «Поезд медленно подходил к Тагилу, который широкой картиной развернулся у самого подножия Урала, как самое близкое и самое дорогое его каменному сердцу дитя. С левой стороны от дороги тяжелыми силуэтами громоздились все знакомые горы: Белая, Острый Камень, Старик, Шайтан, Веселые горы; направо от Тагила одиноким пиком высился Медведь-Камень. В самом центре Тагила, на берегу пруда, стоит высокая Лисья гора с башенкой наверху».

Гора Белая (712 м) - одна из характерных вершин Главного Уральского хребта, состоящая из двух скалистых гребней, разделенных широкой лесной седловиной. К ней можно подняться, совместив этот маршрут с посещением обелиска «Европа-Азия» в районе поселка Уралец. Гора Белая – это привлекательное место отдыха жителей Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Здесь расположен комплекс спортивных развлечений на базе горнолыжного центра.

Просмотров работы: 403