Наш город – это вдохновенье,Наш город – это удивленье,Наш город – это красота,И без него не мыслю жизни я.Нефтеюганск красив весною,И летом,осенью,зимою.Повсюду милые места,И в сердце они навсегда! Илья Михайлов.
Россия – многонациональная страна. В ней живут русские и татары, башкиры и удмурты, ненцы и чуваши… Но для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина. Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства. Я могу продолжать описание своей малой родины ещё очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и понимали, чем восхищались их предки.
Актуальность проекта:
16 октября 2017 наш любимый город Нефтеюганск празднует 50-ий юбилей.
Для того, чтобы быть образованными, воспитанными, эрудированными, а также любящим свою страну, свой родной город, необходимо знать историю своей страны, своей столицы, своего города. Каждый памятник Нефтеюганска является срезом жизни города за прошедшие годы и сохраняет колорит его первых жителей. То есть актуальность заключается в том, чтобы жители города Нефтеюганска знали, любили и гордились родным городом.
Объект исследования: любовь к родному городу жителей Нефтеюганска Предмет исследования:достопримечательности города Нефтеюганска
Цель работы: привитие школьникам любви и уважения к достопримечательностям города Нефтеюганска .
Задачи проекта:
Провести анкетирование среди школьников, жителей города и старожилов на знания достопримечательностей родного города.
Исследовать литературу доступную каждому школьнику в «Центральной городской библиотеке» по теме.
Проведение фото конкурса «Путешествие по любимому городу» среди учащихся школьников МБОУ СОКШ №4, для выявления у них любви к своему городу.
Проанализировать знания школьников на предмет любви к родному городу.
Разработать макет плаката «Путешествие по любимому городу».
Обобщить результаты и сделать выводы.
Практическая значимость проекта.
50-летняя летопись города Нефтеюганска, его прошлое и настоящие насчитывают сегодня более 20 памятников истории и культуры,археологии и архитектуры. Это памятники, обелиски, мемориальные доски. Все они являются свидетелями освоения и исследования нашего города, тех событий, которые происходили на его древней земле. Здесь воздвигнуты памятники исследователям и первопроходцам Севера, защитникам Родины и героям трудовой славы.
Первый этап исследования
На первом этапе исследования мы провели анкетирование жителей города (приложение 1).
В анкетировании принимали участие: - 62 ученика (школ № 4, 9, 2 и прогимназия в возрасте от 9 до 14 лет) - 21 человек старожилы города и жители разных профессий (домохозяйки,учителя, воспитатели, библиотекари, юрист, фельдшер, инструктора от 22 до 77 лет )
Любят и гордятся своим городом –99% жителей;
День рождения города знают – 55,4% жителей (85,7% - взрослые, и 45,2 % школьники);
Куда бы предпочли привести гостей – 24,2% детей затруднились с ответом;
Достопримечательности города – дети обозначили 27 объектов, взрослые17.
Считают гордостью нашего города:
- жителей – 14,5%
- нефть – 22,7%
- затруднились с ответом – 62,8%
По результатам анкетирования у меня получилась таблица самых популярных и любимых мест города, который вы видите на экране (Приложение 2)
Вывод: анкетирование показало нам, что
Все жители нашего города любят и гордятся своим городом, но меньше половины школьников знают о Дне рождения города
Школьники знают много достопримечательностей Нефтеюганска, но испытывают трудности в выборе показа достопримечаельностей, в выявлении, чем они по настоящему могут гордиться.
Откуда эти противоречия? Почему же это происходит?
Второй этап исследования.
Пытаясь разобраться в противоречии анкетирования мы перешли ко второму этапу и решили исследовать литературу по теме.
В детском читальном зале «Городской Библиотеки» на первом этаже мы увидели хорошо оформленную зону по краеведению нашего края (Приложение 3). Но среди литературы мы обнаружили всего две книги и набор фотографий «Нефтеюганску 40 лет» посвящённые нашему городу.
На втором этаже в читальном зале для подростков нам предоставили 3 небольшие брошюры 2013 и 2014 годов.
В последние годы наш город очень быстро совершенствуется и развивается. Строятся, возводятся новые значимые места города, по которым не достаточно предоставлено информации с 2014 по 2017 года. Это открытие центра спорта «Жемчужина Югры», открытие памятника Петухову, установление в сквере Победы стеллы и пушки, открытие детского технопарка «Кванториум».
В ходе анкетирования выяснили, что школьники стали редко посещать библиотеку;
Анализ книжных полок по краеведению показал о низком качестве подобранного и доступного материала для детей по теме;
Детям затруднительно искать информацию.
Третий этап исследования.
Следующим этапом проекта было проведение фотоконкурса, целью которого было узнать любимые посещаемые места школьниками, а также накопление фотоматериала.
В фотоконкурсе приняли участие школьники из 6 классов.
Фотографии были разнообразными, которые содержали не только достопримечательности, но и красивые виды города.
Некоторые дети предоставили скопированные фотографии из интернета.
В ходе исследования мы выявили любовь и гордость школьников к городу;
Узнали о недостаточной оснащёности информацией о Нефтеюганске наших библиотек;
Плохой заинтересованности школьников к достопримечательностям города, дети пока не понимают ценностной значимости объектов города;
Т.е. актуальность и гипотеза нашего проекта полностью подтвердились.
Как же нам быть? Как привить школьникам любовь к родному городу?
Я и моя семья предлагаем Вашему вниманию разработанный плакат-путеводитель: «Путешествие по любимому городу», который будет охватывать памятники истории и культуры, археологии и архитектуры. (Приложение 4)
Этот плакат будет путеводителем школьников по достопримечательстям города Нефтеюганска. Он будет храниться в нашем школьном историческом музее.
Мы надеемся, что он поможет детям в определении жизненных ценностей, связанных с нашим городом. И Все жители будут испытывать гордость за любимый город, как Я.
Заключение.
На первом этапе исследования было проведено анкетирование среди жителей города Нефтеюганска и среди школьников. Результаты анкетирования показали нам, что все жители нашего города любят и гордятся своим городом, но меньше половины школьников знают о Дне рождения города. Школьники знают много достопримечательностей Нефтеюганска, но испытывают трудности в выборе показа достопримечательностей, в выявлении, чем они по- настоящему могут гордиться.
На втором этапе исследования мы изучили литературу по теме в нашей городской библиотеке и выяснили, что школьники стали редко посещать библиотеку. Анализ книжных полок по краеведению показал о низком качестве подобранного и доступного материала для детей по теме. Детям затруднительно искать информацию.
На третьем этапе исследования был проведен фотоконкурс. Фотографии были разнообразными, которые содержали не только достопримечательности, но и красивые виды города. Некоторые дети предоставили скопированные фотографии из интернета.
В ходе исследования мы сделали вывод о плохой заинтересованности школьников к достопримечательностям города, дети пока не понимают ценностной значимости объектов города.
Я со своими родителями сделали плакат-путеводитель: «Путешествие по любимому городу», который охватывает памятники истории и культуры, археологии и архитектуры. Мы надеемся, что он поможет детям в определении жизненных ценностей, связанных с нашим городом. И Все жители будут испытывать гордость за любимый город, как Я.
Литература:
1. Толковый словарь русского языка.
2. Биография продолжается: Нефтеюганск — 25 лет. Нефтеюганск, 1992. 22 с (указатель литературы о городе)
3. Нефтеюганск: Воспоминания. Документы. Публикации. Екатеринбург, 1998. 131 с.
4. Нефтеюганск — фотоальбом-путеводитель. Нефтеюганск, 2005. 30 стр.
5. Нефтеюганск между прошлым и будущим. 2007, 255 стр.
Приложение 1
Анкетирование (школьников, жителей города, старожилов и тд)
1. Ваш возраст, место работы или учебы, профессия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Любите ли вы свой город?____________________________________________
3. Гордитесь ли им? __________________________________________________
4. День рождения нашего города?_______________________________________
5. Куда вы предпочли привести гостей (не являющихся жителями города Нефтеюганска) для отдыха или экскурсий?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие места и объекты нашего города можно считать достопримечательностями?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что по -вашему является гордостью нашего города?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Считаете ли вы, что в городе есть великолепные места для отдыха на природе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Таблица самых популярны мест города Нефтеюганска
№ |
Название места |
Дети |
Взрослые |
1 |
Музей «реки Обь» |
28 |
10 |
2 |
Музейный комплекс «Усть-Балык» |
20 |
10 |
3 |
Набережная |
16 |
14 |
4 |
Площадь «Юбилейная» |
14 |
15 |
5 |
«Жемчужина югры» |
11 |
13 |
6 |
Памятник Первопроходцам |
11 |
7 |
7 |
Кинотеатр «Юган» |
11 |
- |
8 |
Сквер Победы |
10 |
1 |
9 |
Памятник неизвестному солдату |
7 |
6 |
10 |
Центральная городская библиотека |
3 |
8 |
11 |
Памятник воину-освободителю |
5 |
6 |
12 |
КЦ «Обь» |
2 |
6 |
13 |
Церковь |
2 |
7 |
14 |
Лыжная база |
7 |
2 |
15 |
Кукольный театр «Волшебная флейта» |
3 |
3 |
16 |
Центр коренного населения |
- |
4 |
Приложение 3
В читальном зале городской библиотеки.
Приложение 4
Путеводитель «Прогулка по любимому городу»