СУДЬБА ПАМЯТНИКОВ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА В ГОРОДЕ БЕЛОЗЕРСКЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СУДЬБА ПАМЯТНИКОВ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА В ГОРОДЕ БЕЛОЗЕРСКЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Щеголева Е.М. 1
1МОУ Белозерская СШ №1
Белякова Л.П. 1
1МОУ Белозерская СШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение.

Уже в первые годы Советской власти большевики ставили перед собой цель воспитать «нового» человека, достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Проблема состояла в том, что не существовало сведений о конкретных причинах разрушения храмов нашего города. Тема работы « Судьба памятников религиозного культа в городе Белозерске в первые годы Советской власти» является актуальной, т.к. она не рассматривалась с точки зрения решений местных властей по отношению к памятникам религиозного культа города Белозерска. Кроме того, анализируемые документы ранее не использовались, и потому для истории Белозерского края данная работа является средством сохранения документов и знакомства с ними общественности.

Цель моей работы: проследить судьбу памятников религиозного культа в городе Белозерске в первые годы Советской власти.

Перед собой я ставила следующие задачи:

- провести анализ имеющихся в наличии документов;

- установить, как их содержание отражало религиозную политику государства на территории Белозерска;

- установить, при каких обстоятельствах часть храмов оказалась уничтоженной, а другая – сохранилась;

Источниками послужили документы Государственного архива Вологодской области (далее ГАВО) . Нами проанализировано 18 архивных документов, находящихся на постоянном хранении в ГАВО. Все документы размещены в хронологической последовательности. Документов, относящихся к: 1928 году – 1, 1936 -5, 1937 -3, 1939 -2 (см. приложение №1). Они находятся в 3 фондах ГАВО: ф.1568, ф.1561, ф. 1719. В основном это управленческая документация: протоколы, циркуляры, служебные письма, акты, лишь 1 документ – личное заявление. Документы объединены одной темой – отношение государства к религии и предметам религиозного культа в первые годы советской власти (1928-1939гг.) на территории Белозерского района. Анализируемые документы предоставлены начальником архивного отдела Белозерского муниципального района Буровой Татьяной Альбертовной. Ею же составлена опись этих документов. Автор работы провел исследование по плану, составленному руководителем работы.

2. Основная часть. Судьба памятников религиозного культа в городе Белозерске в первые годы Советской власти.

2.1. содержание церкви как повод для её закрытия

Известно, что новое государство с первых дней существования считало религию «опиумом для народа, и потому ставило своей задачей борьбу с ней. Уже в самом раннем документе протоколе заседания Президиума Белозерского горсовета от 6 марта 1928 года записано: «... в городе заключены договора с 12 религиозными общинами в 1926 году, членов религиозных общин 1120 человек. При заключении договоров религиозным общинам вменялось в обязанность хранить в полном порядке сданное им культовое имущество и молитвенное здание (церкви), ежегодно имущество поверялось и церкви обследовались... Необходимо некоторые церкви в городе закрыть ввиду их ветхости. В городе слишком много церквей и только некоторые из них могут выполнить договора целиком в отношении ремонта, сохранения имущества и пр... Теперь же приступить к пересмотру договоров с общинами и обратить внимание на их содержание, а при невыполненных взятых на себя обязательств общинами поставить вопрос вплоть до закрытия... Постановили: ... при обнаружении неисправности церкви при проверке немедленно создавать комиссии на предмет закрытия последней... Существующий договор на Воскресенскую церковь согласно полученного разрешения от Окрисполкома на закрытие, немедленно расторгнуть и после чего строительной части приступить к разломке...»1 Документ свидетельствует, что содержание церквей отдано полностью в руки религиозной общины, т.е. на средства самих горожан. Конечно же, содержание, а тем более ремонт был им не под силу. Так было положено начало разрушению наших храмов. Первой в этом списке Воскресенская церковь. Слова «слишком много», «необходимо», «немедленно» указывают решительную борьбу властей в деле ликвидации храмов города. Ведь при желании, можно всегда найти « неиспраности» в содержании той или иной церкви или её закрытие «прикрыть» ветхостью (см. приложение №2).

2.2. судьба Спасской церкви

К счастью, часть храмов в нашем городе была спасена благодаря их использованию в хозяйственных целях.

Так в документах решалась судьба Спасской церкви.

В выписке из протокола Президиума Ленинградского Облисполкома от 9.05.1935г. указано: «...Учитывая отказ 20-ки от пользования помещением церкви, но принимая во внимание, что здание вследствии непроизводства ремонта разрушается, угрожая общественной безопасности, вместе с тем представляет из себя архитектурный памятник начала 18-го века, в целях сохранения здания и возможного его использования, - Спасскую церковь закрыть, а здание согласно ходатайства Белозерского Педтехникума использовать под общественную столовую...»2

В списке неиспользованных закрытых молитвенных зданий по г. Белозерску на 15 июня 1935 года значится: «Спасская церковь по ул. Дзержинского, здание каменное, намечена использовать под музей местного края...».3 В выписке из протокола Президиума Ленинградского Облисполкома от 9.05.1935г. указано «… Согласно постановления Облисполкома от 01.10.35 г. настоятельно требуем Вашей помощи в деле содействия директору Белозерского музея в части освобождения памятников от зерна и минеральных удобрений,… ».4 Спасская церковь была закрыта в 1935 году, но сохранена. Как мы видим из документа, первоначальное решение использования этой церкви под столовую не выполнено ( педтехникум отказался) и здание использовалось под склад минеральных удобрений, что, конечно, не способствовало его сохранности (см. приложение №3).

2.3. Христорождественская церковь

Другая судьба ожидала Христорождественскую церковь. В документах Белозерского горсовета за 1935 год обнаружена копия служебного письма № 19, в котором указано:«... На основании заключения Академии Истории Материальной культуры и по имеющимся у нас данным сообщаю:

  1. Здание бывшей Христорождественской церкви в г. Белозерске состоит под местной охраной.

  2. Переоборудование или приспособление здания под другие цели вполне возможно, но для получения разрешения необходимо представить проект перепланировки и видоизменения здания с указанием конкретного назначения переустройства по адресу: г. Ленинград «28» ул. Пестеля 2 Облполитпросвет, инспектору по охране памятников Белехову.

  3. Намеченный актом от 30 июня 1934 г. ремонт здания церкви не встречает возражений, кроме пункта о сносе портиков.

Последние должны быть сохранены, тем более, что реставрация портиков в ряде намеченных работ не может значительно увеличить общую стоимость ремонта.»5

В письме в Белозерский Городской Совет от членов двадцатки Христорождественской церкви г. Белозерска от 22 апреля 1935 г. читаем: «...Настоящим доводим до сведения Городского Совета, что община в настоящем строительном сезоне приступит к необходимому ремонту здания Христорождественской церкви гор. Белозерска, а именно: к окраске железных крыш, вставке стекол и другим мелким ремонтам.

Что же касается разборки колонн, поддерживающих портики холодного собора, то общиной по этому вопросу будет возбуждено ходатайство перед Бюро охраны памятников старины, т.к. здание церкви, построенное в 1753 г., находится на учёте Главнауки, без разрешения которого Община не имеет

права нарушить стиль храма, являющегося по своей архитектуре одним из красивейших зданий города.

Для изыскания необходимых средств для производства капитального ремонта Община просит Городской Совет разрешить в храме богослужения, при чем угрожающие, по мнению Комиссии, обвалами колонны будут ограждены забором и проход в храм будет устроен с другой стороны...»6 Но уже следующие документы решили судьбу храма. В пояснительной записке от Белозерского Горсовета, направленной в областной исполнительный комитет 18.05.1935 г. указано: «...На Ваш запрос относительно Рождественской церкви находящейся в городе Белозерске угол Коммунистической и ул. Ленина размерами: Тёплая церковь 100 кв.м. (10x10) имеет междуэтажное перекрытие последнего типа постройки /не арочную/ полы деревянные, высота до потолков 4,5 метра. 2. Летняя - полы из плит и потолочной фермы нет, а вверху цилиндрический свод и можно сделать на потолочных балках междуэтажное перекрытие, площадь 98 кв.м. и алтари два 60 кв.м. сводчатый, всего площади 258 кв.м. Белозерский Горсовет проэктирует её приспособить для столовой и мастерской Детдома при наличии небольших затрат.»7

Осенью того же года комиссия при Горсовете обследовала этот храм, в акте от 20 сентября 1935 года написано: «...комиссия в составе Председателя Белозерского Горкомхоза Никитина Г.Н., техников Белозерского Горсовета Гусева Б.Б., Беляева Б.Д., представителя Церковного Совета Христо-Рождественской Торицин религиозной общины сего числа произвели технический осмотр производимого ремонта единиц Христо­рождественской церкви в г. Белозерске, причем оказалось: ...(перечисляются невыполненные ремонтные работы) ...При не выполнении перечисленного ремонта комиссия считает здание непригодным для отправления религиозных обрядов и церемоний, что и подписали настоящий акт своими подписями... представитель Христорождественской религиозной общины от подписи отказался».8 Так красивейший храм города был поставлен в список уничтожения. Хотя ему ещё была дана возможность стать столовой и мастерской Детдома ( см. приложение № 4).

2.4. «ревизия» объектов культа

Следующие документы определяли судьбу сразу нескольких храмов. 21 сентября 1935 года Белозерским горсоветом было направлено письмо в Президиум Ленинградского областного исполнительного комитета следующего содержания: «В 1931 году /2-6 августа/ научный сотрудник Государственного русского Музея тов. Морозов и эксперт Музейного Сектора Облоно тов. Калинин осматривали в гор. Белозерске на предмет выявления их историко-архитектурного и художественного значения в результате просмотра 16 церковных зданий приняли на учет Уполнаркомпроса как имеющие высоко-художественное значение. По определению эти церковные здания в количестве 7 штук представляют художественную ценность.

№ 1 - Собор Успенский каменный 5-ти главый построен в 1553 году...

№ 2 - Собор Преображенский /в валу/ каменный 5-ти главый с колокольней построен в 1657 году...

№ 3 - Церковь деревянная пророка Ильи одноглавая постройки 1696 года...

№ 4 - Церковь Спасская каменная с кафельной облицовкой снаружи 5-ти главая построена в 1723 году с колокольней...

№ 5 - Христорождественская церковь каменная постройки 1753 года

№ 6 - Никольская церковь /закрыта/ каменная 5-ти главая постройки начала 18 века...

№ 7 - Покровская церковь постройки 18 века каменная с большими переделками...

Все эти церкви за исключением Покровской закрыты, одна из них Никольская под коломазную мастерскую /выработка колесной мази/ Промтоварищества, остальные пять церквей закрыты в период 1932-33 году находятся на специальном учете главнауки, ведает ими музей местного края и в настоящее время неприспособленны для хозяйственно-производственных целей.

Указанные церкви (с 1 по 5) по своему состоянию в следствии того что построены довольно продолжительное время назад начали местами разрушаться и часть их Собор Успенский, церковь Пророка Ильи, Христорождественская закрыты, потому что община была не в состоянии провести требуемый ремонт, кроме того с 1917 года не ремонтировались в результате совершенно разрушаются так как их не предположено было приспособить для других целей а музей местного края не имеет возможности их даже отоплять и починить стекла чтоб приостановить внутреннее разрушение, им грозит в ближайшее время полное разрушение. В момент, когда проводится работа среди верующих за закрытие церкви или отказе от ремонта обычно речь идет о том что здания этих церквей будут использованы для культурных целей. В практике как следствие того что они | приняты на особый учет получилось что уже закрыты церкви стоят без изменения и использования несколько лет, а Городской Совет не в состоянии выполнить то что предположил добиваясь у верующих закрытия их.

Характеристика их высокохудожественного значения также обращает на себя внимание: 1.Успенский Собор - ... комиссия определенно ничего художественного в ней не нашла кроме того что построена в 1553 году и имеет 5 глав что не является редкостью...

2. Ильинская церковь интересна как памятник деревянного творчества в настоящее время она настолько ветха что стает угроза обвала

3.Христорождественская характерна высокой колокольней и несколькими колоннами около стен что также не редкость для церквей.

Остальные церкви характерны иконостасами.

До того как эти церкви не были закрыты и после того когда закрыты никто из местного населения не интересуется их художественностью, не было ни одной экскурсии и извне района да и стыдно было бы Музею местного края показывать такие руины причем местное население знает историю возникновения и постройки знает кто их строил и на какие средства скорей чем ими интересуются возмущаются почему они остаются до сих пор церквями.

Президиум Городского Совета считает чтобы предотвратить от разрушения здания и изменить их внешнее устройство /в Белозерске кроме их 7 церквей/ необходимо вопрос об их охране как памятников старины пересмотреть. В тех случаях когда ценны иконостасы, их можно установить в одной максимум в двух зданиях все же остальные приспособить для хозяйственных и культурных целей.

Сообщаем о изложенном просим рассмотреть вопрос на предмет пересмотра музейным сектором Облоно указанных выше церквей с тем чтоб разрешить Горсовету приспособить их под другие цели. Пред. Горсовета: ... Секретарь:...»9

Таким образом, документ констатирует факт закрытия в течение 1932-1933 гг. Успенского, Преображенского соборов Ильинской церкви, Спасской, Никольской, Христорождественской церквей. Все церкви, за исключением Никольской церкви, не используются. В Никольской церкви расположена коломазная мастерская. Основанием закрытия стало неудовлетворительное состояние последних. Причем, по документу можно сделать вывод о принудительном закрытии этих церквей и обещании властями использовать их в культурных целях. Но власти это обещание не выполнили. Не дано прямого указания на разрушение, т.к. эти церкви представляют собой художественную ценность – это ещё один вариант спасения наших церквей ( см. приложение №5).

2.5. секретный циркуляр

Но вот на места отсылается уже секретный циркуляр от 23 июля 1936 года по вопросу ликвидации молитвенных зданий.

« Проверкой установлено, что директива эта не выполняется и работа в этой части не получила должного сдвига...Между тем, по некоторым районам на сегодня функционирует очень большое количество церквей, как например: ...Белозерский, ... На основании изложенного Президиум Облисполкома предлагает: ...завести в Райисполкомах и Горсоветах точный учет проживающего духовенства и вместе с заинтересованным органом вести за их работой наблюдение и контроль. В отношении же тех служителей культа, кои не состоят на учете и не прикреплены к определенной церкви, необходимо вместе с заинтересованным органом и районным начальником Милиции разрешить вопрос об их дальнейшем проживании на данной территории.. .»10(см. приложение № 6).

Список служителей религиозного культа был составлен. В нём значится 8 человек: Богословский Кирилл Дмитриевич, священник Успенской церкви, Бронзов Василий Александрович, священник, Велицкий Сергей Александрович, священник, Комаровский Иван Петрович, дьякон Петропавловской церкви, Пасторов Иван Арсеньевич, Федотовский Николай Николаевич, священник Петропавловской церкви, Шоленинов Сергей Дмитриевич, священник Ильино-Покровской церкви, Малахайчиков Петр Васильевич, священник кладбищенской церкви11 Жизнь и судьба эти людей была поставлена под угрозу.

А в документах Белозерского райисполкома за 1936 год обнаружено заявление в РИК от Шоленинова С.Д.: «.. Чрезвычайный 8 Съезд Советов Союза Советских Социалистических республик 5 декабря 1936 года утвердил проект Конституции Союза ССР, согласно которой мы, бывшие лишенцы, являемся полноправными гражданами Советского Союза. По социальному положения я - священник. Из 50 лет своей жизни 22 года я провел на канцелярской работе. Мне хотелось бы остальные годы своей жизни заняться общеполезным трудом, но так как по состоянию своего здоровья заняться физическим трудом я не могу, то обращаюсь в Президиум Районного исполнительного комитета с просьбою не отказать в предоставлении мне канцелярской или счетной работы в одном из отделов РИКа и тем дать мне возможность стать честным тружеником социалистического общества...»12 Можем предположить, что часть служителей культа по каким-либо соображениям решила принять Советскую власть и перейти на службу к ней ( см. приложение №7).

2.6. слабость антирелигиозной пропаганды

Год от года в документах повторяется указание на усиление антирелигиозной пропаганды. Так, в приложении к постановлению Президиума Леноблисполкома от 23 февраля 1937 года, протокол 66п.6028 указано: « ...на местах…недостаточно ведут борьбу с прогулами в дни церковных праздников, слабо разоблачают вред религиозных предрассудков…,не проводят систематически…антирелигиозной пропаганды. … и Белозерском районах усилилась агитация за открытие вновь закрытых прежде церквей, эта агитация не встречает противодействия со стороны местных организаций... Президиум Облисполкома обязывает райисполкомы и горисполкомы: ... 5. Превратить на деле закрытые церкви и часовни в очаги культуры /школы, клубы и пр./, развернув в них массовую культурную и антирелигиозную работу и проводя дальнейшее закрытие церквей на основе массовой разъяснительной работы и требований самого населения о закрытии.. .»13 Хотя уже в 1936 году согласно архивным документам в Белозерском районе сняты с учета:

  1. Покровская каменная церковь

  2. Благовещенская каменная церковь

  3. Христорождественская церковь

  4. Кирилло-Новоезерский монастырь

  5. Алексеевская церковь

Оставлены на учете памятники:

  1. Спасо-Преображенский собор (1667г)

  2. Ильи Пророка (1697г)

  3. Спаса Всемилостивого (1722)

  4. Успенская церковь (1553 г.)

  5. Мост, соединявший город с Кремлем (19 в.)14

В списке памятников архитектуры, находящихся под государственной охраной в Белозерском районе (1936 год), значится:

«Крепостной Вал - вся территория Белозерского городища; охраняется комплексно как заказник (16 век)»15 Население, как видно из документа, не торопилось занять ряды атеистов, выступало за открытие закрытых церквей. Но власти в борьбе с религией неумолимы. И только оставшиеся на учёте памятники сохранились и сегодня (см. примечание № 8).

2.7. новая статистика

В служебном письме в Белозерский РИК от Белозерского Горсовета от 2 сентября 1937 года содержатся сведения об использовании храмов города: «Белозерский Горсовет сообщает: 1.Горсовет средств на переустройство Петропавловской церкви под библиотеку не имеет, библиотека находится на бюджете Райисполкома, а поэтому справку о средствах на эту цель следует взять в Райфо.

2.До революции 1917 г. в г. Белозерске было церквей 17, из них к настоящему времени закрыто 12.

3.Здания быв. церквей используются следующим образом: ... быв. Преображенского собора приспособлено под клуб Полной средней школы, здание быв. Никольской церкви занято коломазной мастерской и кузницей Промартели, здание бывшей Егорьевской церкви приспособлено и используется под хлебопекарню, здание быв. Христорождественской церкви передано детдому и используется под столярные мастерские, здание быв. Ивановской церкви под мастерские МТМ, здание быв. церкви «Пятница» используется под гараж МТС и наконец здания быв. церкви Успенский собор, Ильи Пророка и Спаса состоят на учете главнауки, как памятники старины и переоборудованию не подлежат.

Здания быв. церквей: Воскресенской, Богословской и Вознесенской разломаны и использованы для строительства и ремонта зданий и дорог в гор. Белозерске. Подпись зам. Председателя Белозерского горсовета»16 (см. приложение № 9) .Слово «бывший» употреблено7 раз. Клуб, мастерская, кузница, хлебопекарня, гараж… Оскверняя храм – человек отказывался от Бога. Был ли у него выбор?..

2.8. апогей политики атеизма

В документах Белозерского РИКа за 1939 год имеется письмо от председателя РИКа в Вологду, Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР:

«Вологда. Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР.

На Ваше отношение от 31 января 1939 г. Белозерский райисполком сообщает:

  1. Всего церквей по району 58.

  2. Действующих церквей в районе не имеется.

  3. Исполнительных органов церквей - нет.

  4. Из закрытых 58 церквей закрыто:

ВЦИКом 6

Президиумом Леноблисполкома 13

Оргкомитетом ВЦИК 1

РИКом 18

Кроме того, вследствии отказа церковных двадцаток от содержания церквей, а вновь содержать церковь из среды верующих никого не оказалось - принято от церковных двадцаток 20 церквей и ценности из церквей изъяты.

5. Закрытые церкви используются следующим образом:

а) библиотеки 1

б) клубы 7

в) мастерские 5

г) склады 7

д) пекарни 1

е) издательство Райгазеты 1

ж) школы 5

з) ИТК 14 2

и) в ведении Главнауки 4

к) разломано на стройматериалы 6

л) Сельхозвыставка 1

Намечено приспособить:

Радиоузел - 1, клубы - 4, склады - 3, школы - 2, столярная мастерская - 1. Неиспользуются в силу отдаленности от населенных пунктов /необходимо сломать/ 17 (исправлено на 7)....»17

Из списка церквей и других молитвенных зданий по Белозерскому району за 1939 год следует, что три храма в городе разломаны на кирпич, 9 храмов приспособлены под склады, мастерские и прочие организации, 4 храма состоят на учёте Главнауки, действующих церквей в городе и районе нет18 (см. приложение № 10). Сегодня эта победа равна поражению.

3.Заключение.

В результате исследования я пришла к выводам:

- политика государства по отношению к памятникам религиозного культа в городе Белозерске в первые годы Советской власти являлась антирелигиозной

- политика была направлена на закрытие храмов и даже преследование священнослужителей

- содержание храмов являлось обязанность религиозных общин, которые для этого не имели средств, что и послужило поводом к их закрытию

- часть храмов была полностью разрушена, т.к не представляла художественной ценности, другая – использована под помещения для хозяйственных нужд

- сохранились те храмы, которые были поставлены на учет Главнауки.

Мы рассмотрели судьбу памятников религиозного культа в городе Белозерске в первые годы Советской власти, отраженную в официальных документах местных органов власти, которая была направлена на их закрытие и уничтожение.

Список примечаний.

1 ГАВО. Ф. 1568. оп. 1 д. 3 л. 25.

2Там же д. 13. л. 3.

3Там же д. 13. л. 11.

4Там же ф. 1719. оп. 3 д. 30. л. 101.

5Там же д. 13. л. 20.

6Там же д. 13. л. 21.

7Там же д. 13. л. 21.

8Там же д. 13. л. 28.

9Там же д. 13. л. 24.

10Там же д. 13. л. 48.

11Там же ф. 1568. oп. 1 д. 13. л. 54.

12Там же ф. 1719. оп. 3. д. 30 л. 33.

13Там же ф. 1568. oп. 1 д. 13. л. 33.

14Там же ф. 1719. оп. 3 д. 30 л. 103.

15Там же д. 30 л. 104.

16Там же ф. 1568. oп. 1 д. 13. л. 47.

17Там же ф. 1719. оп. 3 д. 30 л. 107а.

18Там же д. 30 л. 122.

Список приложений.

1. Приложение № 1. Список используемых в работе документов.

2. Приложение № 2. Протокол № 12 заседания Президиума Городского Совета от 6.03.1928 г.

3.Приложение № 3. Спасская церковь в документах.

4. Приложение № 4. Судьба Христорождественской церкви.

5. Приложение № 5. « Ревизия объектов культа».

6. Приложение № 6. Из секретного циркуляра.

7. Приложение № 7. Список служителей религиозного культа в городе Белозерске. Заявление Шоленинова Сергея Дмитриевича.

8. Примечание № 8. Результаты антирелигиозной пропаганды.

9. Приложение № 9. Статистика использования объектов культа.

10. Приложение № 10. «Победа» атеизма.

  1. Протокол № 12 заседания Президиума Городского Совета от 6.03.1928 г.

  2. Служебное письмо № 19 от 28.03.1935 г.

  3. В Белозерский Городской Совет членов двадцатки Христорождественской церкви гор. Белозерска заявление от 22.04.1935 г.

  4. Выписка из протокола Президиума Ленинградского Облисполкома от 9.05.1935 г.

  5. В Областной Исполнительный Комитет пояснительная записка от Белозерского Горсовета от 18.05.1935 г.

  6. Список неиспользованных закрытых молитвенных зданий, расположенных по городу Белозерску на 15.06.1935 г.

  7. Акт от 20.09.1935 г.

  8. Письмо в Президиум Областного Исполнительного Комитета от 21.09.1935 г.

  9. Циркулярное письмо Ленинградского Областного Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов № 23010 от 23.07.1936 г.

  10. Список служителей религиозного культа по г. Белозерску.

  11. В Президиум Белозерского Районного Исполнительного Комитета заявление от гражданина Шоленинова Сергея Дмитриевича.

  12. Список снятых с учета и оставшихся на учете объектов.

  13. Списки памятников архитектуры, находящихся под Гос. охраной. Белозерский р-н.

  14. Приложение к постановлению Президиума Леноблисполкома от 23.02.1937 г.

  15. Служебное письмо в Белозерский РИК от 2.09.1937 г.

  16. Служебное письмо председателю Белозерского Горсовета, председателю Белозерского Райисполкома от 13.09.1937 г.

  17. Служебное письмо. 1939 г.

  18. Список церквей и других молитвенных зданий по Белозерскому району 1939 г Приложение №1. Список используемых в работе документов.

Приложение №2. Протокол № 12 заседания Президиума Городского Совета от 6.03.1928 г.

Приложение №3. Спасская церковь в документах.

Приложение №4. Судьба Христорождественской церкви.

Приложение №5. « Ревизия объектов культа»

Приложение №6. Из секретного циркуляра.

Приложение №7. Список служителей религиозного культа в городе Белозерске. Заявление Шоленинова Сергея Дмитриевича.

Примечание №8. Результаты антирелигиозной пропаганды.

Приложение №9. Статистика использования объектов культа.

Приложение №10. «Победа» атеизма.

Просмотров работы: 136