С ранней весны по конец осени люди вынуждены искать другие источники питьевой воды. И чаще всего, они прибегают к водам родников, которые, являясь источником наиболее чистой воды, привлекают очень много отдыхающих, местных и приезжих. Но уважительное отношения к родникам проявляют лишь единицы.
Целью данной работы является показать значение родовых родников в истории карачаевцев. Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи
Задачи:
1.Найти информацию о родовых родниках в источниках и собрать материал у старейших жителей;
2.Полученную информацию сформулировать и сделать общий вывод.
3.Сравнить полученную у населения информацию, по возможности с самим источниками и литературными данными.
4.Установить значение родовых родников в истории карачаевцев.
5.Обозначить роль этих родников в современной жизни.
6.Вызвать интерес местного населения к родникам (может, захотят благоустроить)
Гипотеза:
Из истории мы знаем, какую важную роль сыграли в развитии экономики, хозяйства большие реки для народов. Я же предполагаю, что не менее важную роль в развитии и становлении карачаевского народа играли родовые родники.
Мотивация: В прошлом году я занимался исследовательской работой, которая называлась «История и легенды аула Хурзук» и во время сбора материала мне часто встречались истории, связанные с родниками, мне показалось, что это достаточно интересно и потому я решил узнать об этом побольше.
Введение: Вода – источник жизни формирует среду, где начинается сама жизнь. Вода разрушает горы, реки, обрабатывает поверхность земли и формирует его же форму, основа смазочных веществ. Она же является продуктом обмена веществ. Вода нужна, чтобы дышать, жить. Универсальным способом от грязи является вода.70%-суши и млекопитающих составляет вода, у грибов 80%,морские водоросли же состоят из 90%- воды. Химические процессы в нашем организме происходит благодаря воде. «Действительно, без воды – нет жизни». Она встречается в больших и малых количествах. Исходя из того, с чем вода разбавлена, она может лечить или убить. Благодаря воде наши предки занимались той или иной деятельностью, строились первые государства (Египет, Междуречье, Индия …). Издавна источники воды способствовали развитию оседлой жизни, а значит и развитию хозяйства разных народов. Если проникнуть поглубже, мы поймем, что вода, действительно, являлось и является источником жизни человека и народа в целом. Тема воды и охраны водных источников всегда будет актуальной, поскольку человек не может обойтись без неё, хотя сам и вредит, порой, не осознавая своей роли. Я же хочу по- подробней разобраться с родовыми родниками и для начала узнать, что такое вообще родник.
Родники – уникальное творение природы. Мы любим их за свежесть и за прохладу в жаркий день, за удивительно вкусную воду, которую нельзя сравнить ни с чем.
Родники живые, они, как люди, рождаются, живут и умирают.
Задолго до того, как люди придумали водопроводы, их сотворила сама природа, для того чтобы доставлять чистую воду в самые разные уголки земного шара. Родники можно встретить не только в лесу или в горах, они есть и в пустыне и даже в Антарктиде, под толщей льда – эти маленькие источники встречаются всюду.
Веками из поколения в поколение передавалась любовь к родникам. О родниках складывались сказки и легенды, написано немало стихов. С древних времен люди берегли родники, верили, что родниковая вода вылечить и даже оживить может!
Только откуда берется вода в родниках и правда ли, что вода в родниках чистая и полезная? Свою работу я начал с расспросов взрослых, с изучения литературы, искал информацию в интернете и вот, что я узнал.
Родники - это небольшие потоки воды, бьющие прямо из земли.
Родники- естественные и уникальные водоёмы. Образуются родники из дождевой и талой воды, когда тает снег. Вода просачивается сквозь почву, грунт, горные породы, сквозь трещины до водоупорного слоя.
Водоупорным называют слой, через который вода не может просочиться. Это твёрдые горные породы или глина. А когда находит естественный выход, вода выходит на поверхность.
Родники бывают постоянные, сезонные, которые появляются весной и летом ,и временные во время проливных дождей. Количество воды в родниках тоже меняется в зависимости от сезона и погоды.
Объектом исследования были выбраны родники в окрестностях аулов Хурзук
Учкулан и Карт-Джурт. Всего я насчитал около 30 родников в этих аулах и из них 19 считаются родовыми. Об истории родников, связанных с ними легендах, я постараюсь узнать как можно больше.
История появления родовых родников
Как мы знаем, карачаевцы издавна занимались земледелием и скотоводством. На берегах Кубани расселяться не было смысла для земледельца, так как все земли находились на возвышенностях и не было возможности проводить воду от Кубани в огород. А земледелье без орошения не давало результатов. Поэтому целые семьи, порой и роды расселялись у ручьев и родников, которые текли из горных ущелий и находились на возвышенностях, и их можно было направлять в русло по своей земле. Эти воды использовались не только для питья, но и для хозяйства. Позже они превращались в родовую собственность, о чем и говорят некоторые сохранившиеся до нашего времени название родников: «Къобанланы суу», «Байчораланы суу»,Къан илипин»,«Хапаланы суу», «Чотчаланы суу», «Тоторкъулланы суу» и т.д..
Описание и легенды родовых родников.
Родовые родники аула Хурзук.
Я бы хотел начать описание с родника, который отражает историю взаимоотношений людей, да и вообще отражает роль родовых родников в истории Карачая. Этот родник в народе называют «Къан илипин» (Кровавый канал). Есть несколько историй о появлении этого родника, но наиболее правдоподобной мне показалась следующая история…
«Къан илипин» (Кровавый канал).
Под данным ручьем жили два рода, семья Боташа и семья Уздена. Боташ однажды решил без спроса направить русло воды по своему поместью. Вода изначально текла по земле Ездена. Езден, естественно, не захотел поделиться. Из-за этого началась драка между родоначальниками. В результате был убит Боташ. Жена Боташа стала предъявлять претензии к Ездену, и Езден вырыл канал на земле Боташа. Канал снял много проблем Боташевых, появилась возможность орошать земли, перестали таскать воду из реки Уллу Хурзук. Позже Боташевы разрешили пользоваться и представителям других фамилий. Из-за того, что пролилась кровь (къан) родник вошел в историю как «Къан илипин». К сожалению, сегодня этот родник потерял былую значимость и постепенно исчезает. Эту интересную историю мне рассказал Чотчаев Ромазан Магомедович , бывший учитель Хурзукской школы
Он же мне рассказал ещё про «Тоторкъулланы суу» родник, который течёт по земле Тоторкуловых на окраине аула Хурзук. Специально родник никто из рода не выкапывал, он тек из горных ущелий, зимой этот родник замерзал, а в более суровые зимы перекрывал основную дорогу, превращаясь в лед. Позже Тоторкуловы направили его по своей земле, и родник перестал затоплять дорогу.
Своя история есть у родника «Хапаланы суу».
В ходе моих исследований я узнал, что он вовсе не был родником Хапаевых. Основатель рода Хапаевых перешел на другую сторону Кубани, а там находилась земля Казиевых, он там обосновался, и стал жить у родника. Со временем Хапаевых становилось больше, и родник назвали «Хапаланы суу», а не «Къазийланы суу», как могло бы называться. Другую историю мне рассказал долгожитель аула Хурзук Узденов Ибрахим Абул-Керимович
Один молодой человек из рода Хапаевых работал у Казиевых наёмным работником, между хозяином и работником произошёл конфликт и в гневе работник убил хозяина, а в те времена, если преступник успевал перейти реку, его переставали преследовать. Молодой человек успел перебраться через реку и потому остался жив, на другом берегу он и обосновался, вблизи родника, со временем он женился, род Хапаевых стал разрастаться, а родник, возле которого они селились, назвали «Хапаланы суу».
«Чотчаланы суу»
Таких родников немало, и в настоящее время мало кто знает их истории. Из этого родника, например, люди носили воду для приготовления пищи в летний период, когда другие источники либо исчезали, либо приходили в негодность.
Ещё одну интересную историю рассказал мне мой дядя Кулчаев Алий Муссаевич. Несколько лет тому назад он ходил ловить рыбу и когда спускался от своего дома вниз к реке, поскользнулся и упал. Он был весь мокрый, но дождей давно не было, погода стояла жаркая, откуда же вода? Он стал искать и обнаружил маленький родничок, с того дня водой родничка пользуются жители аула, а сам Алий в шутку называет его «Кулчаланы суу».
Недалеко от школы в ауле Хурзук можно увидеть источник – «Шыйых суу», который является священным источником для карачаевцев, особенно для хурзукчан.
Почему хурзукчане считают его священным источником? Говорят, что в начале 19в. в семью Дудовых прибыли гости из Кабарды и обслуживал их молодой слуга Дудовых , другой национальности. Гость после выпитой бозы невзначай оскорбил слугу, указывая на его происхождение. На что молодой парень взялся за кинжал и убил гостя. Естественно, он убежал, покрыв позором семью Дудовых. Князь Дудов приказал его поймать, но парень успел перейти реку, по карачаевским обычаям – после того, как враг переходит реку без коня, преследования прекращаются, но один чабан с другой стороны реки выстрелил в беглеца и он умер. Говорят, когда копали для него могилу, появился этот источник. Считают, что он появился из-за того, что парень был безгрешен, и похоронили его недалеко от источника.
Другую историю «Шыйых суу» мне рассказала, бывший завуч Хурзукской школы Богатырёва Тамара Сеитовна.
В 1851 году в Хурзуке был суд над ворами. Первым судили работника Дудова, который украл 20 серебряных рублей. Там этот вор выхватил пистолет из своего рукава, выстрелил в пристава и убил. Когда старшина захотел поймать его, то его также убил мечом. Ещё двух он тяжело ранил и убежал. И тогда Крымшамхалов с несколькими людьми догнал его и на месте «Шыйых суу» убил. После того, как тело показали аульчанам, его не разрешили хоронить на кладбище. И тогда они решили похоронить его на месте, где он был убит.
В настоящее время, во время религиозных праздников многие мусульмане приходят молиться к этому источнику и берут воду, считая, что вода имеет лечебные свойства, доказано, что в составе воды имеется серебро. Местные предприниматели 1995-1996 гг. хотели реализовать в бутылки эту воду. Но вода быстро портилась и технологии хранения других вод не подходили, хотя вода признавалась, чуть ли не самой чистой.
Родовые родники аула Учкулан
а) «Байчораланы суу»
находится в родовом поместии Байчоровых, в Учкулане, и используется около 200 лет. Поскольку воды там мало, только Байчоровы имели право использовать ее для полива. Соседи на усмотрение Байчоровых использовали ее для полива, а пить разрешалось всем соседям. Родник построили первые выходцы из фамилии Байчоровых. Он был выведен постройкой из камней и капежа. Существует в среде Байчоровых легенда о том, что очищать родник ранней весной доверяли только молодой не -замужней девушке из рода для того, чтобы сохранять чистоту воды, то есть, чтобы не осквернять. Это показывает уважительное отношение к воде.
Эту историю я узнал от Джанибекова Сосланбека Юнусовича, бывшего директора учкуланской средней школы, а ныне директора учкуланского этнографического музея.
Один из самых чистых и старых родников Верхнего Учкулана является «Салпагарланы суу» или как его раньше называли «Бийченчилени къара суу», он выходит из- под земли прямо на родовых землях Салпагаровых
О родниках Верхнего Учкулана мне рассказал Урусов Абдуллах Абулович, долгожитель аула.
Он также рассказал, что свои родовые родники имели Тамбиевы,
Байтоковы, Кечеруковы, Каппушевы, Батдыевы и другие.
Особое значение они имели, когда еще не было центрального водопровода, но уже около 30 лет весь аул пользуется водой, которая поступает в водопровод из реки Учкулан, эту воду считают самой чистой в Республике.
Родники аула Къарт-Джурт
О родниках аула Къарт-Джурт мне рассказал Каракотов Ислам Азаматович
Он рассказал, что в ауле родников достаточно много, но родовых практически нет за исключением «Хубийланы къулак суу». Весь аул пользуется водами родников «Сез суу», «Къылиан суу», «Къарт-Джурт суу» и т.д.
Особый интерес у меня вызвал рассказ о роднике с мистическим названием, «Шайтан суу». Когда-то, в стародавние времена с одним молодым человеком случилась странная история, связанная с этим родником. Однажды этот молодой человек спускался с кошары в аул и припозднился, стало темнеть, до аула уже было недалеко, когда возле родника он увидел шумный той, люди пели, танцевали, играли. Он приблизился, и его стали приглашать на той, он спустился и стал танцевать с красивой девушкой, после танцев его пригласили за стол, он сел и перед тем, как начать есть, как обычно произнёс «бисмиля», и вдруг всё исчезло. Парень сильно испугался и потерял сознание, а когда пришёл в себя, было уже утро, он лежал возле родника, где видел шумные танцы ночью. С трудом добравшись в аул, он рассказал о том, что с ним случилось, все решили, что он увидел шайтанов. С тех самых пор этот родник прозвали «Шайтан суу» , и пить из него запрещено.
Сравнительная характеристик воды из изучаемых родников.
По ходу следования своей экспедиции я собирал данные о воде из родников и собирал образцы воды для дальнейшего наблюдения.
Я составил таблицу с результатами изучения родниковой воды.
Название родника |
Температура воды в роднике |
Прозрачность и мутность |
Осадок после недельного отстаивания воды |
«Байчорланы Суу» |
9 градусов |
Не большая мутность |
Большой осадок |
«Шыйих суу» |
6 градусов |
Прозрачная, без замутнений |
Полное отсутствие осадка |
«Хапаланы суу» |
7 градусов |
Прозрачная, без замутнений |
Не большой осадок |
«Байтокланы суу» |
12 градусов |
Не большая мутность |
Не большой осадок |
«Салпагарланы суу» |
8 градусов |
Прозрачная, без замутнений |
Осадок отсутствует |
«Шайтан суу» |
10 градусов |
Не большая мутность |
Не большой осадок |
«Чотчаланы суу» |
7,5 градусов |
Не большая мутность |
Большой осадок |
«Кулчаланы суу» |
8 градусов |
Прозрачная, без замутнений |
Отсутствие видимого осадка |
«Учкулан суу» |
12 градусов |
Прозрачная, без замутнений |
Осадок отсутствует |
Вывод: Таким образом, в истории карачаевцев родники имели большое значение, так как они прямо или косвенно меняли жизнь человека, оставляют память о прошлом, и, конечно же, в наши дни родовыми родниками пользуется очень много людей. Из родника люди могли пить, поить животных, как мы знаем, на очень маленьком участке земли люди ставили деревянные, так называемые «тегенеле» по двум сторонам родника, чтобы из одной стороны использовали люди, а с другой- домашняя скотина. А зимой, когда родники замерзали и чтобы не нуждаться, в воде люди растаивали снег и давали домашней скотине, а для себя носили воду из рек Уллу Хурзук, Учкулан. Как говорится, «жизнь идет в круговую», в моду и в обиход внедряется все старое, забытое, потому что ни какие фильтры ни могут заменить лучшие дары природы. Само использование воды не может привести к катастрофе, но массовое использование таких мест в качестве пикниковых точек уже создает проблемы. Мусор, оставленный в различных видах, в разном количестве и в разное время, загрязняя территорию и воду, уже не вдохновляет, не привлекает и умоляет значимость родника. Я думаю, что решение данной проблемы зависит от сознательности самих людей. Изучение истории таких маленьких источников, как родовые родники может способствовать воспитанию уважительного отношения к водным ресурсам.
В процессе моего исследования, поставленные мной задачи выполнены, цель достигнута. Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, действительно, родовые родники играли и играют важную роль в развитии и становлении карачаевского народа.
Заключение.
Известный русский ученый геолог А.П. Карпинский писал, что подземные воды – самое драгоценное полезное ископаемое. И действительно, трудно найти другое ископаемое, так вошедшее в жизнь и быт человека, как подземные воды. Их используют всюду: для бытовых нужд, в сельском хозяйстве, для обработки полей и промышленности. Подземные воды отличаются от поверхностных прозрачностью и чистотой. Особо ценится родниковая вода. Именно она является основной питьевой водой для многих людей. Будучи реализуемой в бутылках, родниковые воды стали доступны всем , а природные места , где они имеются, стали излюбленными местами для семейного отдыха. И главная задача для нас всех - сохранить этот бесценный дар природы!
Источники
Рассказы:
1.Чотчаева Рамазана Магомедовича
3. Каракотова Ислама Азаматовича
4. Узденова Ибрахима Абул-Керимовича
5. Кулчаева Алий Муссаевича
6. Джанибекова Сосланбека Юнусовича
7. Урусова Абдуллаха Абуловича
8. Богатырёва Тамара Сеитовна
9. «Карачаевцы и балкарцы»1996г. Текеев К.М.
10. «Социально-эконамическое политическое развитие народов Карачаево-Черекессий»1985г. Черкесск
11. «Ас-Алан»1998г. Москва. Б. Лайпанов
12. elbrusoid.org